Практическая по обж. Практические работы по обж

  • 23.04.2019

Учебное пособие создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования.
Учебное пособие содержит комплекс заданий и теоретический материал для выполнения практических работ по основным разделам дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Рассмотрены модели поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мирного и военного времени. Большое внимание отводится изучению психологических основ бесконфликтного общения и саморегуляции, применению первичных средств пожаротушения, освоению приемов оказания первой помощи пострадавшим.
Данный практикум совместно с учебником «Безопасность жизнедеятельности» составляет учебно-методический комплект.
Для обучающихся в учреждениях начального профессионального образования.

ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ БЕСКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ И САМОРЕГУЛЯЦИИ.
Цель занятия: ознакомиться со способами бесконфликтного общения и саморегуляции.
Практические навыки: овладеть навыками бесконфликтного поведения в конфликтных ситуациях, основными приемами саморегуляции.

Задание 1. Изучите особенности бесконфликтного поведения в повседневной деятельности, в условиях ЧС мирного и военного времени и ответьте на контрольные вопросы.

В настоящее время растет значение эффективного взаимодействия человека с социальной средой, в том числе с трудовым, учебным коллективом: с отделением, расчетом, экипажем при прохождении военной службы; с членами семьи, друзьями; с клиентами.

Важное значение приобретают не только самостоятельность, ответственность, способность быстро и правильно принимать решения в условиях ЧС мирного и военного времени, но и умение правильно вести себя в коллективе, не допуская конфликтов, а также владение методами саморегуляции. Умение разрешать конфликты и острые ситуации без насилия, с соблюдением взаимных интересов исключительно актуально в современных условиях.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Практическое занятие № 1. Изучение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций
Практическое занятие № 2. Изучение и отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера
Практическое занятие № 3. Изучение и отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Практическое занятие № 4. Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции
Практическое занятие № 5. Изучение первичных средств пожаротушения
Практическое занятие № 6. Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
Практическое занятие № 7. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях
Практическое занятие № 8. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при различных видах травм
Практическое занятие № 9. Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания
Интернет-сайты.

План - конспект

Цель урока:

  • Актуализация теоретических знаний терминологии ПМП;
  • Применение теоретических знаний в практической деятельности(умение накладывать повязки, жгут, иммобилизация конечностей);
  • Порядок и правила поведения в чрезвычайной ситуации (в школе - потеря сознания на уроке, перелом конечностей; в столовой - порез, кровотечение, на улице - повреждение во время игры, удар мячом по голове).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-практикум по ОБЖ на тему: "Оказание первой медицинской помощи при различных видах повреждений"

ЦЕЛЬ: Систематизация знаний умений и навыков по теме “Оказание ПМП” .

Обучающие:

  1. Актуализация теоретических знаний терминологии ПМП;
  2. Применение теоретических знаний в практической деятельности(умение накладывать повязки, жгут, иммобилизация конечностей);
  3. Порядок и правила поведения в чрезвычайной ситуации (в школе - потеря сознания на уроке, перелом конечностей; в столовой - порез, кровотечение, на улице - повреждение во время игры, удар мячом по голове).

Воспитывающие:

  1. Воспитание общей культуры личности;
  2. Воспитание чувства товарищества у старших подростков;
  3. Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Развивающая:

  1. Формирование навыков анализа чрезвычайной ситуации, принятия решения в экстремальной ситуации.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:

Бинты; жгуты; подручные шины; перевязочный материал; карточки с заданиями; динамическая таблица; аптечка первой помощи.

ПЛАН УРОКА:

  1. Организационная часть.
  2. Вступительное слово учителя о ПМП.
  3. Контроль теоретических знаний.
  4. Практическая работа в группах: анализ заданий, выбор участников, выполнение с демонстрацией.
  5. Ролевая игра “Поведение в ЧС”;
  6. Подведение итогов.
  1. Разделить класс на 5 групп (оптимальный вариант);
  2. Одна группа – эксперты, рекомендуем провести предварительную консультацию для экспертов: экспертами назначаются более успешные учащиеся, проявившие себя при изучении данного раздела. Функция экспертов – оценка деятельности учащихся на уроке; помощь и коррекция работы в группах.
  3. Подведение итогов отдельных этапов и урока в целом. Для наиболее эффективного использования пространства класса рекомендуем расположить группы по периметру, чтобы освободить центральную часть.

1. ПРИВЕТСТВИЕ

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме “Оказание ПМП при различных видах повреждений”. Как вы думаете, для чего мы проводим этот урок? Попробуйте сформулировать цель урока? (Учащиеся самостоятельно формулируют цель: определение прочности усвоения полученных знаний, умение применить их на практике. В случае неточности формулировки учитель подводит их к правильному пониманию цели урока).

Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека мы и проводим этот урок.

Сегодня у нас на уроке присутствуют эксперты: (представление экспертов). Они будут помогать нам в решении технических вопросов, а также будут участвовать в оценивании ваших действий.

3. ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

По группам учащиеся выполняют “задания – соответствия”. (карточка № 1).

Карточка № 1.

Задания – соответствия.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

  1. УШИБ
  2. РАСТЯЖЕНИЕ
  3. АРТЕРИАЛЬНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ
  4. ВЕНОЗНОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ
  5. ПЕРЕЛОМЫ
  6. СОТРЯСЕНИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  7. ИНСУЛЬТ

ПРИЕМЫ ПМП

  1. ЖГУТ
  2. ДАВЯЩАЯ ПОВЯЗКА
  3. ПОКОЙ
  4. ИММОБИЛИЗАЦИЯ
  5. ХОЛОД
  6. ПРИПОДНЯТОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОВРЕЖДЕННОЙ ЧАСТИ ТЕЛА
  7. МАКСИМАЛЬНОЕ СГИБАНИЕ КОНЕЧНОСТИ
  8. ПОДДЕРЖАНИЕ СОЗНАНИЯ И ДЫХАНИЯ
  9. ВОЗВЫШЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
  10. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ
  11. РЕАНИМАЦИЯ

Каждому виду повреждения соответствует прием ПМП, нужно восстановить эти соответствия (напротив каждого вида повреждения указать цифру соответствующего приема ПМП).Карточки с выполненными заданиями сдаются экспертам.(ключ – приложение 1).

4. РАБОТА В ГРУППАХ.

Пока эксперты оценивают ваши теоретические знания, мы переходим к практической части. На доске вы видите динамическую таблицу состоящую из карточек, с указанными на них видами повреждений, требующих немедленной медицинской помощи. Предлагаю вам подойти и выбрать по 2 карточки с заданием для следующей работы. Вам дано 2 минуты на обсуждение задания, после чего от каждой группы должны выйти по 2 человека для его выполнения.(Учащиеся в парах оказывают помощь, демонстрируя тот или иной прием, эксперты следят за выполнением.) Далее следует описание действий. Класс вносит дополнения или поправки при необходимости. По окончании пары меняются. Эксперты фиксируют правильность наложения повязок, точность описания действий, присуждая 1 балл за правильно выполненное задание.

Карточки динамической таблицы

1 сторона

2 сторона

ПМП при ушибах.

Признаки ушиба.

Ушиб

Наложение тугой повязки

Повреждение локтевого
Сустава

Растяжение связок или вывих
ПМП.

Растяжение

Признаки растяжения. ПМП при Растяжении голеностопного сустава.

Венозное кровотечение

Признаки венозного кровотечения
Наложение давящей повязки (место повреждения выбрать самостоятельно)

Повреждение лучезапястного сустава

Растяжение связок лучезапястного Сустава. ПМП.

Повреждение голеностопного сустава.

ПМП при разрыве связок.

Травма головы.

Повязка “Чепец” и её назначение

Артериальное кровотечение

Признаки артериального кровотечения.
Наложение жгута с объяснением.

Повреждение коленного сустава

Разрыв связок коленного сустава.
ПМП при разрыве.

Перелом нижней конечности

Перелом бедренной кости.
Иммобилизация.

Перелом верхней конечности

Перелом в области предплечья.
Иммобилизация.

5. РОЛЕВАЯ ИГРА.

Ребята, вы молодцы, не только теоретически знаете материал, но и умеете применять свои знания на практике. А теперь перейдем к последней части нашей работы.

Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где – то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся и если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненных ситуаций.

Ребятам раздаются ситуации из школьной жизни и предлагается про инсценировать их, оценить, принять решение.(т.к. 2 часть урока весьма насыщена, потребует много времени, то инсценировку можно заменить коллективным обсуждением, количество ситуаций рассматривается в зависимости от времени.).

Оценивается: анализ ситуации (определение сознания, признаки возможных повреждений), действия по оказанию ПМП. Не следует делать акцент и оценивать артистизм учащихся, а оценить рациональность действий.

Ситуация 1.

На спортивной площадке.

Играя в футбол, ученик получил удар мячом по голове.

Ситуация 2.

В столовой.

Ученик поскользнулся на пролитом киселе. Вы наблюдаете кровотечение.

Ситуация 3 .

В классе.

Учащийся на уроке потерял сознание.

Ситуация 4 .

На перемене.

Сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал, почувствовав при этом острую боль в области тазобедренного сустава.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили. А теперь слово экспертам. Эксперты оценивают действие каждой группы и выставляют оценки.(приложение 2).

Но я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.

ВСЕМ СПАСИБО, ДО СВИДАНИЯ.

КЛЮЧ К ЗАДАНИЮ-СООТВЕТСТВИЯ.

ПОВРЕЖДЕНИЯ

  1. УШИБ 4,6,7

    Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

    ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

    ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ

    РАБОТ

    Учебная дисциплина: «Безопасность жизнедеятельности»

    Профессия: Автомеханик

    п.Могойтуй, 2015 г.

    Протокол № __ от __.___.20___ г.

    Рассмотрены на заседании МК

    Протокол № ___ от «___» _______20____г.

    Председатель МК

    _________ ________________________

    Составитель :______________________________, преподаватель ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»

    Рецензент: ___________________ фамилия, имя, отчество, преподаватель ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»

    Методические указания для студентов по выполнению практических работявляются частью УМК по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности» по профессии: Автомеханик составлены в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

    Методические указания адресованы студентам очной формы обучения.

    Методические указания включают учебную цель, перечень образовательных результатов, обеспеченность занятия, средствами обучения, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практической работы студентов и инструкцию по ее выполнению и образец отчета о проделанной работе.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.

    Введение……………………………………………………………………4

    1. Практическая работа № 1 ………………………………………… 5

    2. Практическая работа № 2………………………………………… 9

    3. Практическая работа № 3………………………………………… 12

    4. Практическая работа № 4………………………………………… 16

    5. Практическая работа № 5………………………………………… 19

    6. Практическая работа № 6…………………………………………… 23

    7. Практическая работа № 7 …………………………………………... 27

    8. Практическая работа № 8……………………………………………. 29

    Введение

    Методические указания по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» разработаны для работы на занятиях, подготовки к практическим работам, правильного составления отчетов.

    Приступая к выполнению практической работы, студенты должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню подготовки в соответствии с ФГОС, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

    Все задания к практической работе студентами выполняются в соответствии с инструкцией. Отчет о практической работе выполняется студентами по приведенному алгоритму, опираясь на образец.

    Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине и допуска к экзамену. В случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую студенты должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

    Практическая работа № 1

    Тема : Чрезвычайные ситуация природного характера

    Продолжительность 1 часа

    Студент должен:

    Уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

    Знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

    Учебные цели :
    1. Обобщение сведений о ЧС техногенного характера.
    1. Формирование знаний по правилам поведения при чрезвычайных ситуациях природного характера.
    2.Ознакомить учащихся с некоторыми сигналами оповещения.

    :

    Контрольные вопросы:

      Погода - что под ней следует понимать?

      Какие меры предосторожности следует предпринять, чтобы снизить отрицательные последствия гололеда и гололедицы?


    «У природы нет плохой погоды» - поется в одной песне. Но не всякая погода хороша, многие погодные условия несут в себе опасность для здоровья и жизни человека.
    Погода - что под ней следует понимать?
    Вы уже знаете, что Землю окружает воздушная оболочка - атмосфера. Воздушная оболочка Земли очень подвижна, непостоянна и изменчива. Изменения воздушной оболочки Земли и определяют погоду.
    Для того чтобы избежать неприятных последствий, в повседневной жизни необходимо руководствоваться показаниями синоптиков.
    Кроме того, в природе бывают погодные явления, которые при определенных условиях опасны для здоровья человека.
    Рассматривая эти природные явления мы побываем с вами на разных телевизионных передачах. И сейчас я представляю вашему вниманию игру Поле Чудес.
    На доске спрятано слово, по описанию вы должны догадаться, о чем идет речь.
    Г О Л О Л Е Д
    - это слой плотного льда, образовавшийся на поверхности земли, тротуарах, проезжей части улицы и на предметах (деревьях, проводах и т.д.) при замерзании воды и тумана. Это явление наблюдается при температуре воздуха от 0 до минус 3°С.
    (ДЕТИ ОТГАДАЛИ)
    Гололед и гололедица на улицах и дорогах являются причиной травм пешеходов из-за падений, особенно опасно падение навзничь (на спину, вверх лицом), что может привести к сотрясению мозга.
    -Какие меры предосторожности следует предпринять, чтобы снизить отрицательные последствия гололеда и гололедицы?
    Если в прогнозе погоды указывается вероятность появления на улицах и дорогах гололеда и гололедицы, необходимо выйти из дома пораньше, чтобы иметь резерв времени и не спешить.
    Советуем вам соблюдать правила передвижения по улице в гололед:
    подобрать мало скользящую обувь с подошвой на микропористой основе;
    приклеить лейкопластырем к каблуку кусок поролона перед выходом из дома;
    наклеить лейкопластырь на сухую подошву и каблук (наклейку сделайте крест-накрест или лесенкой), а перед выходом наступить в песок;
    можно перед выходом натереть подошву наждачной бумагой.
    Передвигаться в гололед надо осторожно, ступая на всю подошву. Ноги при ходьбе должны быть слегка расслаблены, руки свободны.
    Если вы поскользнулись, сразу присядьте, чтобы снизить высоту падения. Сгруппируйтесь, чтобы исключить падение навзничь, в момент касания земли перекатитесь, чтобы смягчить силу удара.

    СНЕЖНЫЙ ЗАНОС, МЕТЕЛЬ
    Снежный занос - это природное явление, связанное с обильным выпадением снега при скорости ветра свыше 15 м/с (54 км/ч) и продолжительности снегопада более 12 ч.
    Метель - это перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Часто метель сопровождается снегопадом.
    Снежные заносы и метели приводят к тому, что под снегом оказываются здания, останавливается движение на автомобильных и железных дорогах, нарушается нормальная жизнь населенных пунктов. Высота снежного заноса может достигать более 1 м. При метели возможно частичное разрушение зданий и крыш, а также обрыв воздушных линий электропередачи.
    Безопасное поведение во время метели:
    - При получении сигнала о приближении метели плотно закройте окна и двери, чердачные люки. Уберите с балконов и подоконников вещи, чтобы их не унесло воздушным потоком. Позаботьтесь о средствах автономного освещения (фонарях, керосиновых лампах, свечах), так как электроэнергию могут отключить. Подготовьте лопаты для уборки снега.
    - Во время пурги старайтесь не выходить из дома.
    - После метели в условиях снежного заноса необходимо определить возможность выбраться из-под заносов самостоятельно. В этом случае полностью действуйте по плану родителей, помогайте им предпринять все меры для благополучного выхода из создавшегося положения.
    - Если сильная пурга застала вас в дороге, зайдите в первый попавшийся дом и попроситесь остаться в нем до окончания метели.
    Следующее природное явление:
    УРАГАН
    Ураган - это длительный, очень сильный ветер со скоростью 20 м/с, наблюдается обычно после прохождения циклона
    Ваши действия.
    1) узнав о приближении урагана, плотно закройте двери и окна;
    2) отключите внешнюю телеантенну и электроприборы;
    3) подготовьте аварийный источник света (может отключиться электричество);
    4) не оставляйте на улице ничего, что может унести ветер;
    5) уберите с крыши, лоджий, балконов все предметы и вещи, которые ветром может сбросить вниз, причинить людям травмы;
    6) ураганы нередко сопровождаются грозой, поэтому избегайте укрываться под отдельно стоящими деревьями, не подходите близко к опорам линий электропередачи во избежание поражения молнией.
    На каждый случай ЧС местные ораны ГО ЧС заготавливают примерные варианты сообщений.Информация передается в течении 5 минут.
    А сейчас мы опять вернемся к телевизионной передаче и отгадаем следующее явление
    Г Р О З А - Это бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Она связаны с развитием кучево-дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Многократные электрические разряды, происходящие в облаках или между облаками и землей, называются молниями.
    Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра.
    Признаки приближения грозы.
    На горизонте можно заметить скопление мощных кучево-дождевых облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают все небо.
    Перед началом грозы становится тихо и душно. Природа замирает - это затишье перед бурей. Потом ветер начинает дуть порывами, резко меняет направление, а затем усиливается, поднимает тучи пыли, срывает листья и ломает ветки деревьев, может сорвать покрытие крыш у домов. Затем сверху из надвинувшейся тучи обрушивается стена проливного дождя, иногда с градом. Сверкают молнии, раздаются оглушительные раскаты грома, что таит в себе серьезную опасность для человека.
    А сейчас мы проверим ваши знания с помощью диаграммы которую вы составите сами, отвечая на мои вопросы:
    На столах листочки: ДА – дуга вверх, НЕТ – дуга вниз, НЕЗНАЮ – прочерк.
    1) если вы находитесь в лесу, то укройтесь под высокими деревьями; - НЕТ
    2) держитесь подальше от всего металлического; ДА
    3) находясь в доме, включите радио и телевизор; НЕТ
    4) быть на воде во время грозы не опасно; НЕТ
    5) спускайтесь с возвышенного места в низину; ДА
    6) если вы едете на мопеде или велосипеде, остановитесь и отойдите от транспортного средства на 20-30 м; ДА
    7) находясь на даче, растапливайте печь, поскольку высокотемпературные газы, выходящие из печной трубы, имеют низкое сопротивление; ДА
    8) если вы едете в машине, оставайтесь в ней, выпустите антенну радиоприемника и откройте окна. НЕТ.
    (Проверка диаграмм)
    Следующее природное явление, характерное для нашей местности, это:-
    Наводнение
    Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в период снеготаяния, ливней, при ветровых нагонах воды или заторах.
    Наводнения могут возникнуть внезапно и продолжаться от нескольких часов до двух-трех недель.
    Ваши действия мы проверим в передаче 100 к одному:
    Опрашивая мы получили следующие ответы, ваша задача отгадать и набрать как можно больше баллов.
    1. Продукты, документы, медикаменты. – 50 чел.
    2. Выключить электричество, газ, закрыть окна, двери. – 32 чел.
    3. Подняться на возвышенное место (дерево, этажом выше, гора). – 20 чел.
    4. Ценные вещи, одежду. – 12 чел.
    5. Передать соседям сигналы бедствия. – 5 чел.

    (магнит. лента с записью сообщения)
    Оползень
    Оползень - смещение масс грунтов и горных пород вниз по склонам гор и оврагов, крутых берегов под влиянием силы тяжести.
    Скорость смещения оползней колеблется от нескольких метров в год до нескольких метров в секунду. Оползень может вызвать разрушение зданий, инженерных сооружений, магистральных трубопроводов и линий электропередачи, а также поражение и гибель людей.
    Ваши действия:
    1) при получении сигнала об угрозе возникновения оползня отключите электроприборы, газовые приборы, перекройте воду;
    2) при скорости смещения оползня 0,5-1 м в сутки эвакуируйтесь, выполняйте указания управления ГО и ЧС, помогайте спасателям в извлечении из-под обвала пострадавших


    1. Гроза застала вас в лесопарке. Перечислите правила поведения в этой ситуации.
    2. Гроза застала вас на улице. Что необходимо предпринять?
    3. По телевизору в вечерней программе объявили о возможном гололеде и гололедице

    Практическая работа №2

    Тема: "Наркомания"

    Продолжительность 1 часа

    Студент должен:

    уметь : предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

    знать: основные виды потенциальных опасностей и их последствия в деятельности быту, принципы снижения вероятности и реализации профессиональной;

    Учебные цели: профилактика наркомании.

    Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:

    Учебно-методическая литература :

    1 Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10-11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2009.2

    5. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – М.;2009 г.

    компьютеры, карточки

    Контрольные вопросы:

    Каков возраст подавляющего большинства наркоманов?

    В каком возрасте люди начинают приобщаться к наркотикам?

    Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

    Основной эффект наркотиков - снятие чувства боли. Чувство острой боли возникает у человека при повреждении тканей, например уколом, порезом, ушибом, ожогом и т.п. Боль - неприятное чувство, но оно очень нужно организму. Она, как надежная охрана информирует человека о повреждении тела, т.е. об опасности для здоровья и жизни, и принуждает принять меры для устранения этойопасности. Снять болевую чувствительность равносильно снятию службы охраны. Течение многих болезней после этого ухудшается т.к. не чувствуя боли, больные не щадят поврежденные органы, дают на них чрезмерную нагрузку, повторно получают вывихи, переломы, грыжи, инфаркты.

    Влияние наркотиков на дыхание.

    Дыхание является одним из основных условий жизни. Все знают, что во время вдоха организм получает кислород, во время выдоха выделяет углекислый газ. Наркотики притупляют чувствительности хеморецепторов, вследствие этого при накоплении углекислого газа эти рецепторы до нормального уровня не возбуждаются. Неизбежно снижается, а затем и угнетается активность дыхательного центра. Наркоман уже никогда не сможет дышать досыта . Он обрекает ce6я на пожизненное кислородное голодание (гипоксию).

    Влияние наркотиков на кашель.

    Кашель - это защитная, полезная для жизни реакция. Возникает кашель тогда, когда в дыхательных путях возникают препятствия для прохождения воздуха. Это чаще всего мокрота и слизь, образующиеся в легких, или инородные тела, слюна попадающие из полости рта. Кашлевым толчком препятствия для воздуха устраняются. Из лёгких с мокротой удаляются микробы, гной, погибшие клетки. Наркотики «анальгезируют» хемо- и барорецепторы и, вследствие этого, снижают возбудимость кашлевого центра. Раньше широко использовали средства от кашля, содержащие наркотики, особенно кодеин. Человек, начавший принимать наркотики, отключает защитный механизм кашля.

    Влияние наркотиков на сердечно-сосудистую систему. Значение сердца и сосудов всем хорошо известно. Эти органы обеспечивают доставку в ткани всех необходимых им веществ и удаление из тканей «отходов». Механизмы регуляции кровообращения похожи на механизмы регуляции дыхания. Давлением крови на стенки сосудов возбуждаются барорецепторы. Углекислым газом возбуждаются хеморецепторы. От этих структур идут нервные волокна к сосудо-двигательному центру и возбуждают его. Наркотики, блокируя баро- и хеморецепторы, способствуют снижению кровяного давления и замедлению пульса.

    Влияние наркотиков на систему пищеварения.

    Роль питания также общеизвестна. Пища необходима для жизни. С пищей поступают «строительные материалы», «энергоносители» имножество других важных веществ. В регуляции пищеварения также принимают участие нервно-рефлекторные механизмы, хемо-, баро- и другие рецепторы. Наркотики угнетают механизмы регуляции пищеварения. У наркоманов уменьшаются все вкусовые и обонятельные ощущения. Они уже не могут в полной мере получать удовольствия от пищи. Снижается аппетит. Уменьшается выработка ферментов, желчи, желудочного и кишечного соков. Пища не в полной мере переваривается и усваивается

    Задания для практической работы:

    Что представляет собой наркомания?

      Как становятся наркоманами?

    Инструкция по выполнению практической работы:

    Вопрос: Причина возникновение наркозависимости.

    Ответ: Состояние наркомании характеризуется тремя свойствами:

    1) непреодолимое желание или потребность продолжать принимать наркотики и доставать их любыми способами;

    2) стремление увеличивать дозы;

    3) зависимость психического, а иногда и физического характера от воздействий наркотика.

      На какие системы организма влияют наркотики?

    2. Охарактеризуйте влияние наркотиков на организм человека?

    Практическая работа № 3

    Тема: Защита от оружия массового поражения

    Продолжительность 1 час

    Студент должен:

    уметь: использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

    знать: способы защиты населения от оружия массового поражения;

    Учебная цель.

    Ознакомить учащихся с устройством приборов радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля,

    Дать им навыки в работе с радиометром-ренгтенометром и ВПХР

    Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:

      Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2010.

    Технические средства обучения:

    Дозиметрический прибор ДП-5А, таблицы.

    Контрольные вопросы:

    1. Назначение, устройство и принцип работы приборов радиационной разведки.

    2. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР).

    Раздаточные материалы: показ устройства, приемов подготовки и работы с приборами.

    Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

    Кратко объясняю ионизационный метод обнаружения и измерения радиоактивных излучений. Радиоактивные излучения ионизируют воздух, т. е. расщепляют его молекулы и атомы на положительные и отрицательные ионы. Под действием электрического напряжения ионы приходят в движение: положительные-к аноду, отрицательные - к катоду. В результате этого возникает ионизационный ток. По силе ионизационного тока определяется интенсивность радиоактивных излучений.

    Вначале знакомлю обучаемых с назначением войскового прибора химической разведки и кратко излагаю его устройство, используя для наглядности учебную таблицу и образец прибора. Особое внимание надо обратить на устройство и назначение индикаторных трубок трех видов, которые входят в комплект прибора.

    Объясняю обучаемым, что обнаружение в воздухе отравляющих веществ и установление их концентрации осуществляется обычно в два этапа. Сначала определяют наличие ОВ типа зарина в опасных концентрациях. После этого устанавливают наличие в воздухе других ОВ.

    Вначале используют две трубки с красным кольцом и красной точкой. Показываю приемы работы с этими трубками, после чего учащиеся отрабатывают эти приемы на приборе. Так же определяется наличие этих ОВ в воздухе в безопасных концентрациях.

    На втором этапе определение ОВ осуществляется трубкой с зелеными кольцами. Беру трубку с тремя зелеными кольцами и показываю порядок обнаружения в воз духе фосгена, хлорциана и синильной кислоты, затем на трубке с одним желтым кольцом - паров иприта. Учащиеся одновременно с рассказом руководителя отрабатывают приемы работы с прибором по обнаружению ОВ.

    Задания для практической работы:

    1. Какова степень заражения кожного покрова человека, если
    показание прибора на верхней шкале 3,2 мр/ч, а переключатель
    поддиапазонов находится в положении «Х10»?

    2. Какова зараженность объекта, если суммарная зараженность 280 мР/ч, а величина гамма-фона 220 мР/ч?

    Устройство ДП-63-А, подготовка прибора и работа с ним изучаются практически. Для этого необходимо называю и показываю обучаемым основные части прибора, объясняю их назначение и принцип действия, показываю порядок подготовки прибора к ра боте: проведение внешнего осмотра, установка стрелки микро амперметра на отметку «О» верхней шкалы и «5» нижней шкалы, подключение источников питания. После этого 1-2 ученика под руководством преподавателя поочередно готовят прибор к работе и измеряют им уровни радиации на местности.

    Прежде всего разъясняю учащимся, что прибор ДП-5А предназначен для измерения уровней гамма-радиации на местности и радиоактивной зараженности различных предметов по гамма-излучению; по своему на значению он является универсальным. Мощность гамма-излучения измеряется этим прибором в рентгенах или миллирентгенах в час. Затем показываю на таблице и приборе поддиапазоны I и II для измерения уровней радиации на местности в пределах 5- 200 Р/ч и более и поддиапазоны «ХЮ00», «ХЮО», «ХЮ», «XI», «Х0,1» для измерения степени зараженности предметов в миллирентгенах (мР/ч).

    его основные части на приборе и таблице 15, на которой они даны в крупном плане; учащиеся, читая наименования частей приборов на таблице, быстрее их запомнят и лучше усвоят устройство прибора. После этого поочередно вызываю нескольких учащихся к прибору и повторно рассматриваю с ними его устройство.

    Убедившись, что учащиеся усвоили устройство прибора, перехожу к изучению подготовки его к работе и проведению измерений уровней радиации на местности и радиоактивного заражения различных объектов.

    Для этого организую с ними практическую отработку порядка подготовки прибора к работе.

    Вначале обучаемым показываю на приборе порядок подготовки его к работе - от установки стрелки микроамперметра на «О» до проверки работоспособности аппарата по контрольному аппарату, а также последовательной установки переключателя поддиапазонов в положения: «Х1000», «XlOO», «XlO», «Xl», «ХОД».

    Затем показываю учащимся порядок измерения уровней радиации на местности по шкалам «О-5» и «О-200», а также порядок определения степени заражения кожных покровов людей, одежды, техники, транспорта, продовольствия, воды и других предметов, пользуясь поддиапазонами «X1000», «Х100», «XlO», «Xb, «ХОД».

    1.Решение: 3,2 мР/чХ 10 = 32 мР/ч.

    2.Решение: 280 мР/ч-220 мР/ч=60 мР/ч.

    . Техника безопасности при проведении практической работы

    После рассмотрения устройства и работы прибора ДП-5А учащимся следует указать, что дозиметрические приборы хранятся в шкафах или на стеллажах в помещениях с температурой от +10 до +25°С, влажностью 50-65%. Источники питания приборов хранятся отдельно в сухом прохладном месте (температура от -6 до +5°С).

    Дозиметрические приборы нельзя подвергать длительному воз действию прямых солнечных лучей, дождя или снега. Их надо очищать от грязи и пыли, защищать от ударов. Запрещается вскрывать.

    1. Прибор ДП-5А предназначен для каких измерений?

    2. В каких единицах измеряется уровней гамма-радиации?

    Практическая работа № 4

    Тема: Средства пожаротушения

    Продолжительность 1 час

    Студент должен:

    Уметь: применять первичные средства пожаротушения;

    Знать: меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

    Учебная цель:

      Ознакомить учащихся с основными видами пожаров

      Рассмотреть взрывоопасные вещества

    Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:

    Учебно-методическая литература:

      Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10 кл. - М., 2009.

      Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10-11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2009.

      Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2010.

    Контрольные вопросы:

    1. Назначение, устройство огнетушителей

    2. Что такое бризантные вещества?

    Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

    Пожары характеризуются своими основными масштабами и параметрами. Пожары по масштабу делятся на:

      Сплошные

      Одиночные

      Массовые

    При одиночных пожарах на подведомственной РСЧС территории присутствуют возгорания отдельных зданий и сооружений, а также здания относящиеся к объектам в которых проживает население.

    При массовых пожарах обладают в совокупности одиночные и сплошные пожары. Особой формой пожара является огневой шторм, который характеризуется массами восходящих потоков раскаленного в атмосфере газов и приточном воздухе, направленный в зону горения.

    Степени огнестойкости объектов:

      Бетонные

      Пластмассовые

      Железные

      Деревянные

      Железобетонные

      И т.д.

    Все эти объекты различаются своей степенью огнестойкости. Т.е. необходимо проявлять разную огневую настойчивость в целях разгорания того или иного объекта.

    К числу взрывчатых веществ относят:

      Пыле-воздушные смеси. Образуются в процессе переработки каких либо продуктов, веществ растительного, животного происхождения имеющих минимальное содержание влаги в единице массы этого вещества не соответствующее норме.

      Газо-воздушные смеси. Это взрывоопасные соединения кислорода и водорода, ацетилена и кислорода.

      Химические взрывчатые вещества. (метательные, инициирующие, бризантные).

    Инициирующие и бризантные взрывчатые вещества открыты в конце 18- начале19 веков. Это сложные химические соединения способные при взрывчатом их соединении производить большую механическую работу, т.е. большая фугасность.

    Для всех бризантных и инициирующих веществ будут общими параметры:

      плотность вещества

      масса

      скорость взрывного превращения

      образуемая при превращении температура

      плотность газов

    Эти и другие вещества будут характеризоваться их реакцией на внешнее воздействие:

      реакция на механическое воздействие (удары, наколы)

      электрический импульс

      химическиактивные вещества

    Более чувствительными к внешнему воздействию будут инициирующие вещества (нейтроглицирин, селитра). Бризантные вещества- пластид, тринитротолуол.

    Бризантные вещества слабо реагируют на внешнее воздействие, гигроскопичны. Создают более высокие температуры, мощные плотносжатые газы, выше скорость превращения чем у инициирующих веществ, т.к. у них сильнее межмолекулярные связи.

    Инициирующие вещества служат источником образования ударной волны проходящей по бризантному веществу. Скорость прохождения ее в сотни раз превышает скорость звука (!).

    График ударного действия взрывной воздушной волны:



    P 0 - атмосферное давление

    Р max - максимальное давление

    t 0 - t 1 - превращение

    t 1 - t 2 - расширение газа в пространстве

    t 2 - t 3 - отрицательное давление в эпицентре взрыва

    t 3 - t 4 - затухание действия взрывной ударной волны

    t 4 - t … - P 0 = P max

    Задания для практической работы:

      Какие вещества относятся к взрывоопасным.

      Дайте анализ графику взрывной волны.

    Практическая работа №5

    Тема: Виды и роды войск ВС РФ, их состав и предназначение

    Продолжительность 1 часа

    Студент должен:

    Уметь: ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди ни родственные полученной специальности;

    знать : основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

    Учебные цели:

    Выявление особенностей вида и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации и их роли в обеспечении обороноспособности страны.

    Проанализировать соответствие современной структуры ВС РФ её предназначению в обеспечении обороноспособности страны.

    Раскрыть вклад поколений в обеспечение целостности и неприкосновенности нашей страны.

    Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:

    Учебно-методическая литература :

    1 Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10-11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2009.2 Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2010.

    3 Петров СВ. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. - М., 2011.

    4. Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).

    5. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ.ред. А.Т.Смирнова. – М.;2009 г.

    Технические средства обучения:

    мультимедийный комплекс из проектора, большого экрана, звуковых колонок;

    электронная презентация, созданная средствами программы-редактора презентаций;

    персональные компьютеры;

    электронный учебник ОБЖ 10 класс;

    комплект раздаточного материала

    Контрольные вопросы:

    1.Кто возглавляет руководство Вооружёнными Силами?

    2. Какой орган осуществляет управления войсками и силами?

    Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

    Оборону нашего государства осуществляют, прежде всего, Вооружённые Силы РФ – это государственная военная организация.

    Слайд 4

    Общее руководство Вооружёнными Силами РФ осуществляет Верховный Главнокомандующий ВС РФ – Президент страны.

    Непосредственное руководство ВС РФ осуществляет Министр обороны через Министерство обороны.

    Основным органом оперативного управления войсками и силами является Генеральный штаб.

    Слайд 5

    Полномочия президента определены Конституцией Российской Федерации, статья 87.

    Задания для практической работы:

    1. К родам войск ВС РФ относятся?

    2. Что в виды ВС РФ входят?

    Инструкция по выполнению практической работы

    1.К родам войск ВС РФ относятся
    Ракетные войска стратегического назначения
    Воздушно-десантные войска
    Космические войска

    2.В виды ВС РФ входят
    Сухопутные войска
    Военно-Воздушные Силы
    Военно-Морской Флот

    Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

    1. Что влияло на изменение ВС РФ?

    ( НТР, развивались космические и нано-технологии, которые в первую очередь использовались в военно- промышленном комплексе).

    2. Какие, изменения в структуре ВС могут произойти в будущем?

    (появятся новые виды ВС, связанные с появлением нового вида оружия и техники).

    Практическая работа №6

    Тема: военно-морской флот

    Продолжительность 1 часа

    Студент должен:

    уметь: применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

    знать : организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на добровольном порядке;

    Учебная цель:

    сформировать представление о значении ВМФ, истории создания и развития флота;

    ознакомить учащихся с современной структурой и боевыми возможностями ВМФ;

    развивать аналитико-синтезирующее и абстрактное мышление;

    развивать речь учащихся, умение работать с литературой – выделять главное;

    воспитывать гордость за свое Отечество, патриотизм, понимание необходимости прохождения военной службы по призыву.

    Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:

    Учебно-методическая литература :

    Технические средства обучения:

    Контрольные вопросы:

    1. Какие военные корабли, совершившие подвиг, вы знаете?

    2. Кто начал создавать ВМФ?

    Раздаточные материалы

      таблица “Кто на море всех сильнее”;

      географическая карта России;

      рисунки кораблей;

      бескозырка;

      погоны флотские и армейские;

      журналы “Военные знания” № 7 1995, № 11 1995, № 4 1996, № 8 1996, № 12 1997, № 3 1998.

    Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

    Петр I Великий – выдающийся государственный деятель и полководец. Он создал регулярную армию и Военно-морской флот России, заложил фундамент русской военной школы. В 1688 году Петр I совершил первое плавание на ботике по Яузе и Просяному пруду под Москвой, что привело к возникновению у него серьезного интереса к морскому делу. В 1689 г. при непосредственном участии царя основана корабельная верфь на Переславском (Плещеевом) озере, где была создана “потешная” флотилия. В 1693 – 1694 гг. Петр I под именем Петра Алексеева совершил плавание по Белому морю на яхте “Святой Петр” и на корабле “Святое пророчество”. В 1696 г. на галере “Принципиум” командовал авангардом гребной флотилии во время осады и взятия турецкой крепости Азов. 30 октября 1696г. по настоянию Петра I Боярская дума постановила: “Морским судам быть”. Это было решением огромной исторической важности. В результате его осуществления Россия – крупнейшее континентальное государство – должна была стать также морской державой. Фактически же строительство флота Петром I в Воронеже велось еще с конца 1695г., после возвращения из неудачного похода на Азов.
    Еще до Петра I проводились неоднократные кровопролитные войны за выход к морю.
    Получался заколдованный круг: не владея морским побережьем, нельзя было создать флот, а без него – прочно встать на берегах Балтики. Петр нашел простой выход: он одновременно пробивался к морю и строил корабли. Еще в начале 1702 г. по его приказу Иван Татищев на р. Сясь заложил первые для Балтики русские морские суда. Так был разорван этот заколдованный круг. А еще раньше, весной 1699 г. Петр I впервые в истории России провел близ Таганрога морские маневры, а в августе того же года на вновь построенном 46-пушечном корабле “Крепость” думный дьяк Е. Украинцев отправился в Стамбул для переговоров с Портой. Его сопровождала эскадра Азовского флота. Эта демонстрация силы во многом способствовала удачному для России завершению переговоров. Уже к 1700 г. Азовский флот получил 40 парусных и более 100 гребных судов. Так было положено начало российской морской мощи.

    Военно-морской флот предназначен для выполнения стратегических и оперативных задач на океанических и морских театрах военных действий, нарушения морских коммуникаций противника, разрушения важных наземных объектов противника, содействия Сухопутным войскам при проведении операций на приморских направлениях, высадки морских десантов и выполнения ряда других задач. За годы Великой Отечественной войны наши моряки потопили 1400 транспортных судов общей вместимостью свыше 3 млн. тонн и более 1300 неприятельских кораблей и вспомогательных судов. Не только в морских столкновениях, но и на суше моряки проявляли массовый героизм в боях, стойкость в обороне и неудержимый порыв в наступлении. “Полундра”, “Черная смерть”.513 моряков стали в годы Великой Отечественной Героями Советского Союза, а 9 человек – дважды Героями. Во время Октябрьской социалистической революции 1917 г. главной военной силой, которая изначально стала поддерживать большевиков, стали моряки Балтийского флота.

    Задания для практической работы:

    1. В тетради зарисовывать схему, различных типов кораблей характеризуя каждый род сил.

    2.Зарисовать таблицу, на которой соотношение военно-морских сил ведущих морских держав мира на начало 2003 года.

    Инструкция по выполнению практической работы

    1 . После Великой Отечественной войны ВМФ вырос во второй флот в мире по мощности. Он мог выполнять задачи практически на всем пространстве Мирового океана.
    В 1988 г. в его составе имелось 1380 боевых кораблей и катеров.

    В Сухопутных войсках и в РВСН части вида Вооруженных Сил называются рода войск, а в ВМФ – рода сил.

    2.Таблица “Кто на море всех сильнее”

    Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

    1.Какой день считается днем рождения ВМФ?
    2.Из каких родов сил состоит ВМФ?
    3.Какие рода сил в ВМФ являются главными?

    Практическая работа № 7

    Тема: Вредные привычки.

    Продолжительность занятия 1 час

    Студент должен:

    Уметь: владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

    Знать : область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

    Учебные цели:

      Дайте определение вредным привычкам. Какие привычки oтносятся к этой категории?

      Каковы причины столь широкого распространения алкогольных напитков?

    Учебно-методическая литература :

    1. Изучить вредные привычк Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10-11 кл. - М., 2010.

      Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10-11 кл.-М., 2009.

      100 вопросов - 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. - М., 2012 .

    Контрольные вопросы:

    1.Назовите социальные причины вредных привычек и их последствия. Ощущаем ли мы эти последствия в повседневной жизни?

    2.Как ты сам борешься с вредными привычками?

    Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

    Историческое развитие человечества в целом прогрессивно, однако в частностях оно порой создает смертельную угрозу существованию цивилизации. Это связано не только с войнами, созданием оружия массового поражения и разрушением природной среды. Одна из таких угроз - возникновение, а главное - глобальное распространение вредных привычек. Некоторые из них очень древние - пьянство, например, по мнению некоторых ученых, древнее египетской цивилизации (а урон от него больше, чем от всех войн, которые произошли в историческое время), некоторые - появились совсем недавно. Это, прежде всего, относится к глобальной наркомании, которая, именно как социальное явление, сформировалась во второй половине XX века.

    Всем ясно, что вредные привычки несовместимы со здоровым образом жизни. Сейчас в России их рассматривают как одну из угроз безопасности страны. Вредные привычки как социальное явление и будут темой сегодняшнего урока.

    Вредная привычка - закрепленный в личности способ антиобщественного поведения, проявляющийся в систематическом употреблении вредных веществ, ведущих к саморазрушению индивида, выпадению его из общественной деятельности, нанесению непоправимого вреда здоровью, приобретший характер зависимости.

    Одна из них - свойства самого алкоголя, его способность оказывав эйфорическое действие, создавать настроение удовольствия. Именно поэтому алкогольные напитки были непременным атрибутом различных праздников и обрядов. Другая - его свойство ослаблять напряжение, создавать иллюзию благополучия.

    - Каковы причины столь широкого распространения табакокурения?

    Возможно, подростки видят в курении признак самостоятельности, взрослости. Курение в компании становится своего рода обязанностью, ритуалом, средством к сплочению.

    - В чем конкретно заключается социальная опасность, вред наркомании?

    Наркоманы, деградируя физически и морально, становятся опасны для общества: втягивают в этот порок других людей, в первую очередь молодежь, входят в группу риска распространения СПИДа и т.д.

    Вредные привычки человека

    Пьянство и алкоголизм

    Психологическая (пьянство) и физиологическая (алкоголизм) зависимость организма человека от приема этилового спирта

    Приводит к деградации личности, потере трудоспособности, разрушению организма и часто - к смерти

    Табакокурение

    Зависимость организма от поступления в него никотина

    Приводит к серьезным заболеваниям, включая онкологические, общему ослаблению организма, что усугубляет течение многих заболеваний, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В мире ежегодно от последствий табакокурения умирает несколько миллионов человек

    Наркомания

    Физиологическая зависимость организма от наркотиков - веществ естественного и искусственного происхождения, оказывающих одурманивающее и галлюциногенное действие за счет химического воздействия на центральную нервную систему

    Приводит к полному разрушению личности, потере физического и психического здоровья, абсолютно антисоциальному поведению, включая совершение преступлений, смерти. Не излечивается. Средний срок жизни наркомана после начала систематического приема наркотиков - 5-7, иногда до 9 лет

    Задания для практической работы:

      Дайте определение понятия «вредная привычка», назовите их и дайте каждой краткую характеристику.

      В чем состоит социальная опасность вредных привычек?

      Почему курение, пьянство и употребление наркотиков особенно опасны в подростковом возрасте?

    Практическая работа № 8

    Тема: "Первая помощь при растяжении связок,

    вывихах суставов, переломах костей"

    Продолжительность 1 часа

    Студент должен:

    уметь : оказывать первую помощь пострадавшим;

    знать : порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

    Учебные цели:

    - Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научить учащихся различать повреждение суставов, костей и растяжение связок.

    - Определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи.

    - Научить школьников оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы.

    - Формировать у обучающихся умения логически мыслить, придумывать вопросы и задавать их.

    Информационное и материально-техническое обеспечение практической работы:

    Учебно-методическая литература :

    1 Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10-11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2009.

    2 Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. - М., 2010.

    3 Петров СВ. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. - М., 2011.

      Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).

      Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб.для 10-11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ.ред. А.Т.Смирнова. – М.;2009 г.

    Технические средства обучения :

    Таблицы «Строение костей», простейшие шины, перевязочный материал, косынки.

    Контрольные вопросы:

    1. Каково строение сустава?

    2.Чем сопровождается вывих сустава?

    Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

    Два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

    У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

    Слайд 7 . (Рис. 1 ) – Какие особенности человека связаны с прямохождением?

    Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

    1.Какие симптомы наблюдаются при растяжении связок?

    2. Какую помощь необходимо оказать пострадавшему ?

    Безопасность жизнедеятельности. Практикум. Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А., Побежимова Е.Л.

    М.: 2013. - 144 с.

    Учебное пособие создано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования. Учебное пособие содержит комплекс заданий и теоретический материал для выполнения практических работ по основным разделам дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», Рассмотрены модели поведения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, мирного и военного времени. Большое внимание отводится изучению психологических основ бесконфликтного общения и саморегуляции, применению первичных средств пожаротушения, освоению приемов оказания первой помощи пострадавшим. Данный практикум совместно с учебником «Безопасность жизнедеятельности» составляет учебно-методический комплект. Для обучающихся в учреждениях начального профессионального образования.

    Формат: pdf

    Размер: 10,3 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    Содержание
    Предисловие 4
    Практическое занятие № 1. Изучение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций 4
    Практическое занятие № 2. Изучение и отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера 19
    Практическое занятие № 3. Изучение и отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера 33
    Практическое занятие № 4. Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции 52
    Практическое занятие № 5. Изучение первичных средств пожаротушения 67
    Практическое занятие № 6. Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени 93
    Практическое занятие № 7. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях 104
    Практическое занятие № 8. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при различных видах травм 114
    Практическое занятие № 9. Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания 127
    Интернет-сайты 142

    Данный практикум является частью учебно-методического комплекта по общепрофессиональной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
    Учебно-методические комплекты нового поколения включают в себя традиционные и инновационные учебные материалы, позволяющие обеспечить изучение общеобразовательных и общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. Каждый комплект содержит учебники и учебные пособия, средства обучения и контроля, необходимые для освоения общих и профессиональных компетенций, в том числе и с учетом требований работодателя.
    Учебные издания дополняются электронными образовательными ресурсами. Электронные ресурсы содержат теоретические и практические модули с интерактивными упражнениями и тренажерами, мультимедийные объекты, ссылки на дополнительные материалы и ресурсы в Интернете. В них включен терминологический словарь и электронный журнал, в котором фиксируются основные параметры учебного процесса: время работы, результат выполнения контрольных и практических заданий. Электронные ресурсы легко встраиваются в учебный процесс и могут быть адаптированы к различным учебным программам.
    Электронный образовательный ресурс «Безопасность жизнедеятельности» находится в стадии разработки и будет выпущен в 2013 году.
    Учебно-методический комплект разработан на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального образования с учетом его профиля.