Тестовые фрагменты (треки) для проверки и настройки аудиоаппаратуры. Фазировка акустических систем Фазировка динамиков в 2 х полосной ас

  • 04.04.2024

1716

Графитовые резисторы на дереве в выходном усилителе на пентодах 6п9, абсолютная фазировка





Фазировка выходного усилителя относительно АС

Chute = Насколько я помню, на диске Свободы (FSQ) нет сигналов для абсолютной фазировки, только для относительной - на полном сигнале и в разных полосах отдельно.

Существует несколько разных дисков, тот, который у меня, с подписью Свободы, как раз имеет тест на абсолютную фазировку. На относительную же фазировку, никаких тестов не нужно, акустика фазируется элементарно и без всяких тестов. Вернее, она должна быть сфазирована на заводе изготовителе.

Aovox = Скажите, что такое абсолютная фазировка? Между каналами это понятно. Да! и респект Юрию за правильный подход к соединению выходного усилителя с лампами 6п9 и колоночного кабеля без тяжелых выходных разъемов из "не пойми" чего. Юрий, а что за провода на акустику, похожие на Аудио Квэст? Это случайно не моножильный осветительный? Он, кстати - достойно играет.

Провод из прошлого, когда я ничего не знал про влияние проводов, а поэтому покупал что-то из недорогих профессиональных. Это - японский Canare четыре жилы по 1,25 кв.мм., общее сечение получается 5 кв.мм.

Относительная фазировка это понятно и элементарно, а абсолютная ненамного сложнее. Просто сначала фазируется акустика относительно друг друга, чтобы на одни и те же клеммы выходил или + или - одинаково у двух колонок. Потом их, сфазированные таким образом, нужно сфазировать относительно клемм выходного усилителя. Здесь так же возможно всего два варианта, это как раз и есть - абсолютная фазировка. Звучание при разной абсолютной фазировке, строго разное и перепутать их никак невозможно.

Александр Веб = Абсолютная фазировка производится между двумя колонками, начинают с НЧ динамиков. При подаче на них сигнала, их диффузоры должны работать строго в одном направлении и либо втягиваться, либо выталкиваться. Я это делаю подачей напряжения от батарейки 1,5 Вольта, попеременно на левом, а затем на правом канале. Когда диффузор выталкивается - соответствующей клемме присваиваю знак плюс. Во многих промышленных АС, эта фазировка бывает нарушена, что выражается в низком качестве баса. Далее фазируют СЧ и ВЧ головки, но эта процедура сложнее, нужно либо делать на слух, либо строить суммарную АЧХ всей АС, для левого и правого канала в отдельности.

Это как раз и есть относительная фазировка, а насчет абсолютной Вы - не в курсе.

Masala-chai = Я бы добавил, что эффект неправильной абсолютной фазировки, помимо странного баса, еще в периодически плавающем звуке, он то цепляется за акустику, то вдруг отрывается. При правильной фазировке вся сцена "стоит" без разваливаний по ходу пьесы, и ничего ей не мешает. Абсолютная фазировка - это рост волны соответствует росту на выходе. Противофаза - рост волны на входе соответствует ее спаду на выходе.

Абсолютно точно, кроме того - сцена расплывается во все стороны, как квашня. КИЗ-ы становятся нечетко выраженными, могут расслаиваться и "порхать" туда-сюда, а уровень баса заметно падает. Звучание приобретает рассеянный, несобранный характер, растут искажения, сцена уплощается, пропадает ее 3-х мерный объемный вид. Музыкальное пространство рассеянное и не плотное, звучание приобретает неестественный характер, теряется натуральность звука - в общем полный финиш.

У Свободы дисков было несколько, для тестирования автомобилей, мотоциклов и аудио аппаратуры. Причем еще и разного времени выпуска по всем из них. Как подозреваю и состав тестов в них - разный. Но тот, что у меня - по нему отлично определяется правильность абсолютной фазировки по качеству воспроизведения НЧ сигналов. Хотя, лично мне никаких тестов не нужно, я прекрасно слышу, когда неправильно сфазировано - перепутать тут просто невозможно.

Chute = Я вот не уверен, что верную абсолютную фазировку слышно так явно и безоговорочно. Обсуждали когда-то этот вопрос на форуме АМЛ и пришли к мнению, что слышна не абсолютная фаза, которая зависит от количества каскадов усиления, и в разных записях может быть разная. А скорее - взаимная направленность проводников вторичной обмотки выходного трансформатора, катушки динамика и акустических проводов. Смена абсолютной фазы записи и источника может быть незаметна, её надо вылавливать приборами.

У меня болванка CD-R с записью одного из тестовых дисков, подаренная мне Свободой, когда я ходил на его мастер-классы. Кроме того, этот тест по фазировке на мою систему не подействовал. Так что возможно Вы и правы и это был тест не на абсолютную фазировку, а на относительную. Тогда я не понимаю, зачем он вообще нужен. Обычно акустические провода цветные (как и колоночные терминалы) и правильно сфазировать две колонки не составляет никакого труда. В абсолютной фазировке правильное включение без прослушивания понять невозможно. Знаю одно - для моей системы при абсолютной фазировке этот тест не действует.

BertieWooster = Что-то я не понял про фазировку. Если в колонке динамики спаяны изначально синфазно по обозначениям на клеммах динамика + и -, а затем одинаково подвел к клеммам колонки - вопросов нет. Одинаково, что правая, что левая. Выходной усилитель: Фронт на входе - каскад (инверсия), еще каскад (еще инверсия) - фронт на выходе. Если только не добавить в канал еще каскад, будет тоже - одинаково. Если трансформаторы намотаны одинаково - одинаково и будет. И если паять не хаотично, а одинаково - будет одинаково. А вот если направления не учитывать (провода, обмотка, радиоэлементы и пр.) - тогда и будут различия. Но это уже не совсем фаза.

Так я никогда и не говорил, что связываю этот эффект именно с фазой сигнала. Тут может быть много причин. Одна из лежащих на поверхности - при перефазировке изменяется направление проводов - одно это уже может служить причиной изменения звука. Но, наверное, не единственной, так как эффект очень заметен и списать все только на это - не получается. Тут процессы посложнее идут, и возможно, не стоит на этих процессах заморачиваться. Нужно просто принимать это как данность и пользоваться этим во благо. Ну и благодарить Господа, что он дал нам еще один инструмент, с помощью которого мы можем кардинально перевернуть звучание.

Подвести провода от колонок к выходному усилителю одинаково возможно двумя разными способами. При разном подведении, звучание меняется кардинально. Для примера, пусть терминалы акустики имеют красный и черный цвет, терминалы выходного усилителя тоже - один красный, другой черный. Проводами можно соединить красный с красным, черный с черным - это один вариант. Или наоборот - красный с черным, и черный с красным. Кстати, при этом меняется соединение вторичной обмотки трансформатора и катушки динамика. Начало и конец его обмоток соединяются по-разному, вот вам и другая возможная причина изменения звучания. Да мало ли что при этом еще может происходить и меняться. Кстати и фаза при этом меняется, это как одна из возможных причин тоже имеет место быть.

Резисторы из графита

Аббас посоветовал в выходной усилитель на пентодах 6п9 в сетку лампы поставить антизвонные резисторы из графита, а не константана. Ранее я уже делал такой резистор на красном дереве диаметр 8 мм с толстым слоем графита, получилось 0,5 кОм. Сейчас под рукой был пруток диаметром 11 мм из американского ореха, нанес на него тонкий слой графита. Измерил, аж 7 кОм получилось - не пойдет. Нужно подобрать диаметр оправки, толщину слоя графита и его длину таким образом, чтобы выйти именно на малые сопротивления. Ну а на эти можно константаном намотать. Надо укладчиком заниматься, без него провод 0.12 мм виток к витку не намотаешь. Графитовый резистор на малые сопротивления должен быть на оправке большого диаметра, малой длины и из достаточно толстого слоя графита.

Получается, что такие резисторы можно делать на десятки и сотни кОм на оправках малого диаметра, большой длины и из тонкого слоя графита. Обязательно надо их попробовать в тракте, как они звучат. Как подсказывает мне интуиция, звучать они должны хорошо, лучше многих заводских резисторов. Дело за малым - попробовать.

Попытка №3. Материал дерева - клен, диаметр 18.5 мм, длина 6 мм. Пока слой графита небольшой, когда высохнет - замеряю. Если будет большой сопротивление - добавлю еще графита. Должно получиться, сколько надо графита, столько и добавим. В случае чего, диаметр можно увеличить. Верхний слой графита планирую зашлифовать нулевкой, т.к. он должен быть идеальным, по нему ток протекает в первую очередь.

Для антизвонных резисторов рекомендуется сопротивление от 100 Ом до 1 кОм, в зависимости от частоты возбуждения. Думаю, что 400-600 Ом - это средний универсальный номинал. Ранее изготовленные RCA разъемы выходного усилителя из дерева и латунной проволоки "папа" буду делать усовершенствованной конструкции, с учетом уже имеющегося опыта эксплуатации. С теми, которые стоят у меня сейчас на межблочных проводах (старой конструкции) есть некоторые проблемы по надежности. Замена их на силовые для малых напряжений, думаю - тоже оправдана, особенно если в них убрать немного пластика. Сейчас они у меня работают в экспериментальном выходном усилителе на пентодах 6П9. Особого негатива не замечаю, после всех настроек и доводок - звучит обалденно. Возможно попробую в этом выходном усилителе антизвонные резисторы, а то высокий женский голос можно было бы еще чуть, чуть подкорректировать. Именно графит в антизвонных резисторах и должен в этом помочь.

Дима = Честно говоря, я не в теме - забыл (да особо и не знал), где их применять, подскажи, а я пару дней подумаю, вспомню и отпишу номиналы.

В обеих сетках лампы, особенно с высокой крутизной, выходного усилителя на пентодах. Причем во второй можно сразу ставить 100-150 Ом, а с первой придется поэкспериментировать. Думаю, что около 500 Ом для первой сетки должно хватить.

Попытка №3 с треском провалилась… Не туда пошел, идти надо было в обратную сторону. Сопротивление получилось 20 кОм. Но попытка не была напрасной, теперь я знаю, что, удлинив этот резистор в несколько раз и уменьшив шлифовкой толщину графитового слоя, можно делать резисторы и более 100 кОм. Особенно, если увеличить диаметр оправки - возможно тогда и до 0,5 мОм можно добраться.

Попытка №4 . Красное дерево диаметром 7 мм, длина резистора 5 мм, сохнет.

Прослушивание

Так как время еще детское, все же решил проверить на что способен мой выходной усилитель на пентодах на максимальной мощности в 2 Ватта. Поставил электронную долбиловку GOA X, включил, меня чуть с креслом не унесло, вжало в него уж точно. Бас такой, что аж жуть берет, волосы на голове зашевелились. Озвучивается вся квартира и наверняка соседи на 2-х этажах подо мной, я на последнем 5-ом живу. Чтобы не было эксцессов в виде мордобития и выяснения отношений - долго не слушал и через пять минут отключил выходной усилитель. В общем я вам скажу - 2 ватта при чувствительности акустики около 102 дБ, это что-то аховое. И это от однотактного однокаскадного усилителя всего на одной лампе 6п9. При чем, контроль на низах со стороны выходного усилителя над динамиком - полный. Ход диффузора визуально уже немного просматривается, на особо "тяжелых" вещах - под 1 мм.

Тестовые аудио дорожки (треки)

для проверки и настройки бытовой и автомобильной акустики, аудиоаппаратуры
Описание, инструкция по использованию тестовых аудиодисков "Аудиодоктор FSQ" и "Аудиодоктор FSQ 2"

Довольно часто приходится слышать мнение о том, что "ВОТ МОЯ АУДИО СИСТЕМА ИГРАЕТ ПРОСТО ШИКАРНО ", однако при тестовых прослушиваниях зачастую выплывает на поверхность такое, что и словами описать довольно затруднительно.
А бывает, что хозяин комплекса зацикливается на том, что его аппаратура работает "КАК-ТО НЕ ТАК " и начинаются переделки, подправки и много различных, порой не нужных, телодвижений.
Впервые с тестовыми сигналами я столкнулся после покупки эквалайзера "ПРИБОЙ Э-024С", который имел встроенный генератор на четырнадцать фиксированных частот. Вот тогда я и понял, что кроме звука не маловажное значение имеет и призвук. При проверке тестовым сигналом 31 Гц выяснилось, что именно на этой частоте начинают резонировать оконные стекла, а на частоте 63 Гц начинали позвякивать сложенные под кроватью тарелки.
Вывод напрашивался сам собой - тестовые сигналы или фрагменты аудиозаписи необходимы не только для настройки и проверки сверхвысококачественной аудиоаппаратуры и акустики, но далеко не лишним проверить аудиотракт и бытового комплекса.
В 2005 году журнал "АВТОЗВУК" выпустил аудиодиск с тестовыми аудиофрагментами и описанием как пользоваться этим диском при настройки акустики и комплекса в целом. Хоть диск уже довольно старый свою актуальность он не утратил и по сей день. Вашему вниманию предлагается рекомендации с этого проверочного диска от призводителя и он-лайн проверка своей компьютерной аудиосистемы, а так же копия диска перекодированная в формат WAV, практически без потери качества от первоначального формата CDA.

Для полной проверки аудиосистемы тестовыми сигналами потребуется прилагаемый к диску текст:

ЧАСТЬ I. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОРОЖКИ
Включите и прогрейте аудиоаппаратуру, поставьте диск, вооружитесь пультом ДУ и сядьте поудобнее на своё привычное место. Если хотите повысить точность (а значит, и достоверность) измерений, постарайтесь раздобыть шумомер, он заметно упростит работу.
Итак, для начала проверим запас по неискажённому уровню громкости, это один из важнейших показателей.
В хорошо настроенном звуковом тракте даже при полностью введённом регуляторе громкости из колонок не должно быть слышно хрипов и других искажений. Однако максимальный неискажённый уровень громкости у аппаратуры разных классов различен - один может обрушить потолок, другой лишь перекрыть громкий разговор.
Каков же оптимум для домашних условий?
Для справки:
Громкий, но спокойный разговор двух-трёх стоящих рядом собеседников обычно достигает 75 - 80 дБ.
Средний уровень громкости в партере зрительного зала средней и большой вместимости от игры джазового квартета не превышает 80 - 85 дБ, симфонического оркестра (не выше Forte) 85 - 90 дБ, а на рок-концерте может достичь болевого порога в 120 дБ. Более подробно о громкости и источниках звукового сигнала .
Теоретически и дома можно добиться 120 дБ, благо современная техника это позволяет. Но давайте реально смотреть на вещи: если вы живёте в обычном панельном доме, где перекрытия стен и потолков редко имеют звукоизоляцию больше 40 - 45 дБ, то даже вполне миролюбивые соседи будут вынуждены вызвать милицию.
Поэтому принято считать, что средний уровень громкости при прослушивании музыки в квартире составляет 85 дБ. И если ваша аппаратура может развить неискажённую громкость на 10 дБ больше, т.е. 95 дБ., то этого вполне достаточно. Если же вам этого мало, придётся раскошелиться не только на более мощную аппаратуру, но и на дополнительную звукоизоляцию комнаты.
Если в помещении требуется дополнительная звукоизоляция в 10 - 12 дБ, то ее обеспечит палас толщиной не менее 1,5 см по всей площади пола (при наличии паркета или паркетной доски на битумной основе) плюс оклейка не менее 75% стен дополнительными поглощающими материалами (Daekwell, Cotex и аналогичными). Кроме того, возникнет необходимость закладки всей площади потолка гипсокртонными плитами толщиной не менее 1 см.
Неискажённый уровень громкости определяется по первой дорожке тестового диска. На ней звучит музыкальный фрагмент, где партии вокала и баса дополнительно скомпрессированы. Постепенно увеличивайте уровень громкости с нуля до начала перегрузки, когда на басе и вокале начнут отчётливо прослушиваться нелинейные искажения, воспринимаемые на слух как хрипы. Это и есть предел звукового тракта по неискажённой громкости. Запомните это положение регулятора.
Для точного определения значения нужно воспользоваться шумомером. Очень удобен здесь малогабаритный цифровой прибор (FWE 33-2055 или аналогичный по функциям и габаритным размерам) с взвешивающим фильтром «С». Процедура измерения проста: шумомер устанавливается на треноге в то место, где вы обычно находитесь при прослушивании. Не меняя положения регулятора громкости, включите воспроизведение дорожки №15 с сигналом розового шума. Прибор покажет точное значение уровня неискажённой громкости, по которому можно судить, сильно ли вы будете мешать соседям.
Следующий этап - установка стандартного уровня громкости. Все следующие дорожки на тестовом диске должны прослушиваться на одном и том же уровне громкости. Если вы привыкли слушать музыку при вполне определённом положении регулятора громкости - поставьте его на эту отметку. Если предпочтёте уровень в 85 дБ, о котором упоминалось выше, ещё раз воспользуйтесь шумомером. Включив дорожку №15, регулятором усилителя установите по шкале прибора значение в 85 дБ (не забудьте включить на взвешивающий фильтр «С»).
Если шумомера у вас нет, пригласите двух-трёх друзей и попросите их, не форсируя голоса, обсудить какую-нибудь проблему. Ориентируясь на громкость разговора и периодически воспроизводя дорожку №1, постарайтесь выставить регулятором усилителя такую же громкость. Точность этой операции зависит от вашего терпения.
Запомните положение регулятора уровня громкости и до конца прослушивания тестового диска не меняйте его!
По тестовым дорожкам №2 - 4 проверяется фазировка звукового тракта между каналами.
Для справки:
При правильной фазировке на монофоническом сигнале происходит синхронное перемещение диффузоров (вперёд и назад) громкоговорителей левого и правого каналов. В этом случае звуковой образ, воспроизводимый стереосистемой, будет восприниматься точно из середины между правой и левой колонками. Если фазировка нарушена и один диффузор отстаёт или опережает другой, то звуковой образ в центре расплывается, становится нечётким или даже смещается в одну из сторон.
На стереофонической фонограмме неправильная фазировка приводит к искажению звуковой перспективы. К примеру, часть музыкантов в симфоническом оркестре может оказаться совсем в других местах. Или рок вокалист, солирующий в центре звуковой сцены, вдруг появится в углу или даже в глубине сцены.
На диске «Аудиодоктор FSQ» фазировка определяется раздельно для средних, низких и высоких частот. На дорожке №2 записан голос диктора со словами: «Средние частоты. Фаза». Эти слова должны быть слышны из центра звуковой сцены. Далее диктор произносит: «Средние частоты. Противофаза». В этом случае дикторский текст должен воспроизводиться с меньшим уровнем громкости и (или) расфокусированным для слушателя и (или) смещенным в ту или иную сторону от центра. Если голос диктора на последних словах звучит более громко и сфокусированно в центре, то в области средних частот аудиосистема акустически противофазна.
Аналогично проводится проверка фазировки в полосе ВЧ по дорожке №3 и в полосе НЧ - по №4. Для большей простоты или если домашний аудиокомплекс однополосный, проверка фазировки проводится сразу во всей полосе частот по сигналу розового шума, записанного на дорожке №16. Фазный сигнал должен располагаться точно в середине звуковой сцены.

ЛЕЧЕНИЕ . Если обнаружится, что аудиотракт противофазен во всей полосе, поменяйте полярность акустических проводов на одной из колонок. Если противофаза обнаружилась лишь в какой-то из полос - дело хуже. Тогда берите в руки паяльник или везите колонку (обычно это бывает дефект акустики) в мастерскую.

Наличие помех, дребезжаний, посторонних призвуков и шумов в звуковом тракте и комнате прослушивания проверяется по тестовым аудиофрагментам №5 и №6 . Понятно, что любое из перечисленного не украшает звучание, накладываясь на него в самых неподходящих местах. Нам приходилось слушать «дуэт» вокалиста с периодически «подпевающей» ему плохо привинченной крышкой усилителя. Ее вклад в звучание был незначителен, поэтому владелец системы отнес изменение хорошо известного голоса исполнителя на счет некачественной записи и чуть было не выкинул CD. На реальном музыкальном сигнале, особенно полифоническом, когда одновременно звучит множество инструментов, точно отследить мешающие звуки сложно.
Поэтому для испытаний на тестовом диске используется тональный (синусоидальный) сигнал, частота которого плавно изменяется от самых низких до самых верхних частот (в просторечье «свип-тон»). Раздельно, сначала для левого, а потом и правого каналов. И вот здесь иной раз выплывает такая «грязь», что диву даёшься. Тут и дребезжание незакреплённых стёкол в окне, книжной полке или серванте, и многое другое.

ЛЕЧЕНИЕ
1. Метод борьбы с дребезжаниями понятен и не требует особого разбирательства.
2. Если на свип-тоне выплывают призвуки головок в колонках или, что совсем плохо, самовозбуждение усилителя - дело пахнет визитом в ремонтную мастерскую. Диагноз самовозбуждения - спонтанно возникающее в звучании «присипывание» в области верхних частот, шумы, которые могут быть особенно хорошо слышны в паузах между дорожками на диске.
3. Иногда на верхних частотах (выше 8 - 10 кГц) прослушиваются серии негромких, возрастающих по частоте писков. Это не самовозбуждение усилителя, а эффект возникновения стоячей волны в системе: выходной каскад усилителя - кабели - акустическая нагрузка. Звуковой сигнал возвращается из акустики в выходной каскад усилителя, складывается с чуть более высокой частотой свип-тона, откуда и возникают биения. На реальном звуковом сигнале такой подбор компонентов делает звучание на высоких частотах откровенно грязным. Борьба с этим явлением довольно проста - изменение длины или марки акустического кабеля. Иногда в деле бывает «замешан» плохой контакт в клеммных соединениях.
4. Наиболее неприятный симптом - низкочастотное гудение в самом начале свип-тона. В самом худшем случае оно может стать настолько громким, что будет закладывать уши. Здесь «лечить» придется не только аппаратуру, но и помещение. О том, что конкретно нужно сделать, мы узнаем из следующей дорожки (№7), предназначенной для оценки НЧ-звена аудиотракта. Определяются два параметра - низшая частота рабочего диапазона и неравномерность АЧХ до 150 Гц. Механизм оценки здесь основан на одной особенности человеческого слуха - хорошей памяти и предпочтительности восприятия низкочастотных звуков.
А это уже психоакустика.

Для справки:
Попробуйте на досуге (при наличии двух генераторов звуковых частот) провести эксперимент: подайте на усилитель сигнал частотой 5 - 7 кГц. После этого от второго генератора с тем же уровнем - одну частоту, примерно 50 - 80 Гц. Вы удивитесь: НЧ-тон будет хорошо слышен, а СЧ либо пропадет совсем, либо будет едва заметен.
Это называется эффектом маскировки, доказывающим предпочтение нашего уха к басам. Фонограмма, сначала для левого, а потом и для правого каналов, содержит запись ряда фиксированных звуковых частот НЧ-диапазона. Сначала диктор сообщит о том, что звучит частота 60 Гц. Назовём её «опорной». Сосредоточьтесь и запомните её уровень громкости. Затем диктор объявит 20 Гц, 25 Гц, 30 Г ц и так далее. В подавляющем большинстве случаев частота 20 и даже 25 Г ц будет тише, чем опорная, а далее громкость начнет расти. Первый чистый низкочастотный тон (без искажений и турбулентных сипов), совпадающий по громкости с опорным, и определяет низшую рабочую частоту звукового тракта. Запомните её и продолжайте прослушивание. В идеальном случае громкость остальных тонов вплоть до 150 Гц должна быть одинаковой, но на практике хорошо слышны провалы и всплески уровней. Это и есть неравномерность низкочастотного звена вашей системы.
Судя по отзывам пользователей проверочного диска, эта фонограмма настолько эффективна, что некоторые любители даже используют её для настройки фазоинверторов в колонках. Хотим отметить, что здесь наше ухо превосходит по точности восприятия даже очень крутые спектроанализаторы.
Но вернёмся к возможному низкочастотному гудению, которое мы упоминали выше. Если от него закладывает уши, выделите на дорожке №7 ту частоту, на которой наблюдается максимум гула. Именно от нее придётся «лечить» вашу комнату. Это, как уже говорилось, результат взаимодействия акустических систем и помещения, стоячая низкочастотная волна. Акустики называют их модами. В любом помещении их минимум три (длина, ширина и глубина). Но если они близки друг к другу по частоте, что бывает при кратных размерах комнаты (1:1, 1:2), то бороться с ними чрезвычайно трудно.

ЛЕЧЕНИЕ в таких случаях дело непростое. Чаще всего обработка выполняется во всей полосе звуковых частот (так проще) с помощью звукопоглощающих покрытий - напольных и настенных паласов, мягкой мебели. Обычно это делается с учетом общего дизайна помещения. Нужно только помнить, что синтетические паласы зимой, при сухом воздухе в квартире, могут накапливать значительный статический заряд, способный вывести из строя дисплеи на аппаратуре. Выход - портативные увлажнители воздуха. Неплохие результаты получаются и при закладке потолка, а иногда и стен, плитами сухой гипсовой штукатурки (СГШ). Если есть возможность изменить геометрию комнаты, очень эффективным средством может быть укладка у одной из стен дополнительной стены (в 0,5 кирпича), отходящей от плоскости существующей на 3 - 5 град.
Весьма эффективным, хотя и также достаточно дорогим, является применение натяжных («французских») потолков из плотной ткани. Наклонный подвесной потолок в виде монолитной звукопоглощающей конструкции тоже значительно снижает модальные резонансы. Но если частоты мод известны точно (с помощью дорожки №7), то лучше всего разместить у потолка и на стенах звукопоглощающие листы, геометрические размеры которых кратны длине волны моды. Например, для устранения моды на 63 Гц два листа из перфорированной фанеры размерами 1,25 х 1,25, (1/4 длины волны), подвешенные на рамках у потолка, снижают резонанс на 8 - 10 дБ.

Неравномерность АЧХ в области средних звуковых частот для нашего уха наиболее заметна, особенно резкие всплески и провалы, следующие друг за другом (профи называют их «забором»). Для оценки этого параметра на слух, без спектроанализатора, служит дорожка №8 . Фонограмма на ней представляет собой высококачественную стереофоническую запись аплодисментов большого количества зрителей в зале. Хлопки в ладоши в достаточно гулком помещении эквивалентны равномерно распределённому по спектру диффузному полю - шуму.
Однако на фоне этого монотонного шума человеческое ухо успевает различать самое начало хлопков (всплески). На звуковом тракте с линейной АЧХ вы действительно слышите аплодисменты, но при неравномерности («заборе») они становятся похожими на шум проливного дождя. И чем больше неравномерность, тем натуральнее кажется ливень, а отдельные хлопки, выделяющиеся из общего звукового фона, в этом случае воспринимаются как назойливые капли, сильно стучащие по подоконнику.

ЛЕЧЕНИЕ
Главным источником «дождя» является акустика. Изготовители обычно рисуют на упаковочных коробках радующие глаз горизонтальные линии АЧХ, а реальность, особенно у колонок с вуферами на полипропиленовых диффузорах, бывает просто ужасающей.
Кроме того, «дождливостью» отличаются многополосные АС, и чаще всего максимальная неравномерность проявляется на стыках между соседними полосами частот, особенно при не очень качественных кроссоверах. Здесь и неправильный выбор частот раздела, и совместное излучение разнесённых между собой головок у частот среза (из-за недостаточной крутизны среза у фильтров). Немалый вклад вносит и намагничивание сердечников катушек индуктивности.
Метод лечения самый радикальный - от таких колонок лучше избавиться.

По дорожке №9 определяется линейность стереокартины по ширине звуковой сцены. Нужно это и для того, чтобы проверить правильность расстановки колонок. Фонограмма содержит семь ударов барабана, плавно перемещающегося слева направо по всей ширине стереокартины. Удары точно локализованы по направлению, и перемещение их в пространстве линейно, т. е. углы между ударами одинаковы. Первый удар слышен на первом звуковом плане с самого левого края звуковой сцены; второй чуть ближе к середине и чуть глубже; третий удар отнесён ещё чуть дальше в глубь звуковой сцены и ближе к её середине. Четвёртый удар должен восприниматься слушателем точно из середины звуковой сцены, в глубине, на втором - третьем звуковом плане. Пятый и шестые удары аналогичны, соответственно, третьему и второму, но с правой стороны от середины сцены. Седьмой удар находится на первом плане в самой правой части сцены.

ЛЕЧЕНИЕ
1. Первый удар сливается со вторым, а шестой с седьмым - раздвиньте колонки, они стоят слишком близко.
2. Не ощущается перемещение по глубине - выдвиньте колонки вперед.
3. Углы перемещения ударов несимметричны - обратите внимание на расположенную рядом с колонками мебель или её разные звукопоглощающие свойства. Мягкий диван с одной стороны и полированный шкаф с другой - верная провокация такого недуга.
4. Если сами удары не очень чётки по ориентации в пространстве (не сфокусированы), то здесь могут крыться две причины:
- Недостаточное разрешение звукового тракта, чаще всего бывает из-за низкого качества источника. Как раз тут особенно точно видна разница между дорогими и дешёвыми CD-проигрывателями. Не менее важны здесь и параметры усилителя, в частности, его фазо-частотная характеристика. Весьма заметно влияют на музыкальное разрешение и кабели, причём даже в большей степени межблочные. Очень часто перепутанное направление кабеля делает звучание блёклым и размазанным. Вы можете в это и не верить, но когда услышите эффект вживую, поймете, что были не правы. Если, конечно, класс звукового тракта позволяет услышать разницу. И отнюдь не последнюю роль играют колонки, причём в большей степени их конструкция.
- Акустическая обработка помещения прослушивания (не путайте со звукоизоляцией, о которой мы говорили выше). В недостаточно заглушенной, гулковатой комнате всегда много переотражений на средних и мидбасовых частотах, размывающих локализацию звуковой сцены, хотя само звучание обычно имеет приятно яркий, сочный характер. В то же время переглушенное помещение с точки зрения локализации всегда лучше, но звучание теряет жизнерадостность и становится сухим. Понятно, что в таком деле нужен разумный компромисс, достичь которого поможет дорожка №9.
Конкретный пример: послушайте перемещающийся барабан в комнате с паркетом, покрытым лаком, а затем ещё раз с паласом, занимающим 40 - 50% площади пола. Локализация заметно улучшится. А затем разверните палас и закройте 100% площади пола. Локализация станет чуть лучше, но звучание - более сухим. Такие же эксперименты можно проделать со стеновыми и потолочными покрытиями, применяя упомянутые выше акустические материалы и драпировки. Но не увлекайтесь звукопоглощением и не забывайте про рассеяние звука. Должно быть и то и другое, в компромиссе. В хороших студиях всегда имеется большой набор звукопоглотителей в виде подвесных криволинейных или несимметричных конструкций, улучшающих диффузность звукового поля.

Примечание: По дорожке №9 можно оценить также переходное затухание между каналами. Как известно, малый барабан имеет снизу натянутые пружинки, которые хорошо слышны. Если при перемещении барабана в правый канал в левом слышны послезвучия пружинок даже после пятого - шестого удара, звуковой тракт высококачественным считать никак нельзя. Чаще всего в этом виновен усилитель или источник, но иногда улучшить положение можно заменой межблочных кабелей.

ЧАСТЬ II. МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
В этой части следует быть особо внимательным, поскольку по каждой из фонограмм нужно будет оценить минимум два-три параметра. Изучите заранее описание дорожек, тогда диагностика тракта заметно облегчится.
А методы лечения будут зависеть от конкретного типа ваших компонентов, финансовых возможностей и личных музыкальных пристрастий.

По дорожке №10 определяется микродинамика и глубина создаваемой звуковой сцены. Фонограмма представляет собой небольшой музыкальный фрагмент с двумя инструментами - контрабасом и ударной установкой. Запись отличается исключительно высоким качеством. Она была произведена в большой музыкальной студии с помощью двух конденсаторных микрофонов по схеме Х-Y, 24 бита/96 кГц. Аналоговый сигнал оцифровывался сразу после микрофонов и передавался к пульту уже в цифровом виде.
Барабанщик и его ударная установка располагаются в середине не очень широкой звуковой сцены, в самой её глубине (на третьем-четвёртом звуковом плане). Контрабасист находится также далеко, чуть слева от ударной установки. В начале фрагмента оба музыканта играют очень тихо. Тем не менее их инструменты хорошо слышны, музыка воспринимается чётко, с исключительно высокой детальностью. Звучание контрабаса ярко и полновесно. Даже на таком малом уровне громкости отчётливо слышно движение смычка музыканта по струнам и лёгкие постукивания его пальцев по грифу. При игре пиццикато контрабас звучит ясно и отчётливо, без мешающей гулкости и размытости. Удары по барабанам полновесны и упруги. «Пробежка» барабанщика по ним буквально поражает своей чёткостью и ясностью. Тарелки звучат весьма достоверно, как при очень тихой игре музыканта в самом начале фрагмента, так и в конце, когда он играет громко.

Оценка звучания
1. Неприемлемой глубиной звуковой сцены считается, если музыканты визуально находятся на горизонтальной линии между колонками (то есть на переднем плане).
2. При неудовлетворительной микродинамике в самом начале фонограммы совсем не слышны тихие удары по барабанам и тарелкам, а игра смычком на контрабасе плохо различима. Микродинамику можно считать удовлетворительной, если барабаны, тарелки и контрабас слышны, но в звучании контрабаса не слышно постукивающих о гриф пальцев музыканта и (или) при игре контрабасиста смычком вы отчётливо не слышите «упирающегося» движения смычка по струнам. И микродинамика будет хорошей, если пальцы контрабасиста слышны чётко и ясно. Отличной микродинамикой и исключительно высоким качеством обладает звуковой тракт, если слышен очень тихий шелест (время 1’09”), когда барабанщик случайно задевает локтем тарелку и тут же зажимает её рукой. Таким звуковым трактом можно гордиться.

По дорожке №11 тестового диска определяется натуральность в звукопередаче музыкальной атаки, а также положение и фокусировка звуковой сцены по ширине (в горизонтальной плоскости) и высоте (в вертикальной плоскости).
На фонограмме представлен фрагмент барабанного соло. Чётко выраженная локализация тарелок по направлению и глубине позволяет слушателю правильно и точно оценить пространственную расстановку всех «составляющих» ударной установки. Она записана «крупным планом», т.е. располагается близко к слушателю по всей ширине звуковой сцены. Звучание яркое, полновесное и красивое. В самом начале фонограммы следует акцентировать внимание на игре музыканта. Барабаны звучат ярко, с подчёркнутой упругостью и «мясистостью», очень динамично и привлекательно на слух. Вторая часть фонограммы акцентирована на тарелках и хай-хэте, артикуляционной чёткости их звучания и точности положения в стереопространстве. Хай-хэт расположен чуть справа от середины сцены, слегка выше малого барабана. Когда начинается «перебивка» на тарелках, то «вторая» тарелка визуально воспринимается слушателем правее, выше и слегка ближе хай-хэта, «третья» - чуть левее.
Далее игра музыканта переносится влево, и следующая, «четвёртая» тарелка звучит намного левее и уже заметно выше хай-хэта. Затем раздаётся удар ещё по одной тарелке, которая слышна ещё левее, выше и ближе к слушателю. За ней слышно «шестую», воспринимаемую чуть выше и глубже предыдущей, и в довершение почти одновременно звучат седьмой и восьмой удары, ещё дальше отодвинутые от слушателя в глубину и расположенные слегка ниже предыдущих. Натуральность музыкальной атаки оценивается по первой части фонограммы, фокусировка тарелок в пространстве - по второй.

Оценка звучания
1. Неприемлемой передачей атаки считается, если зву-чание барабанов тускло, в нём нет упругости и «мясистости»; малоприемлемым - если звучание барабанов достаточно динамично, но имеет элемент «картонности» в ударе.
Лечение: если на мидбасе и басе недостаёт упругости и чёткости, поставьте колонки шипами на мраморные плиты толщиной 3 - 5 см. В девяти случаях из десяти звучания улучшится.
2. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если звуковая сцена уже пространства между колонками (крайние правая и левая тарелки сдвинуты к центру), а также явно ниже или выше линии глаз слушателя.
3. Неприемлемо или малоприемлемо, если тарелки и хайхэт находятся на одной высоте (в вертикальной плоскости) или разница незначительна (последние удары по левым тарелкам лишь немного выше положения хай-хэта).

По дорожке №12 оценивается тембральный и музыкальный балансы звучания. Фонограмма представляет собой фрагмент джазовой пьесы с мужским вокалом, качество записи может служить образцом музыкальной сбалансированности звучания. Саксофон, рояль, электрогитара, бас-гитара и ударная установка расположены по всей ширине звуковой сцены, на первом и втором звуковых планах, как бы расставлены по линейке рядом со слушателем. Инструменты пространственно чётко сориентированы перед слушателем, музыкально сбалансированы между собой и воспринимаются с одинаковой громкостью.
Слева находится рояль, справа - гитара и бас. Посередине звуковой сцены, чуть сзади основных инструментов, расположена ударная установка. Она записана широко, барабаны, тарелки и хай-хэт как бы расставлены по передней плоскости. По центру, перед ударной установкой, чуть ближе к слушателю слышен саксофон. Музыкант во время игры иногда мигрирует от середины чуть-чуть вправо, и перемещение саксофона ощущается на записи. Мужской вокал слышен точно из центра стереокартины. В самом начале пьесы певец из глубины сцены подходит к микрофону - его голос перемещается с заднего звукового плана к переднему и «остаётся» там до конца пьесы. Тембрально вокал звучит мягко и полновесно, с хорошим содержанием низких составляющих.
Он ясен, чёток и разборчив, но ни в коем случае не резок. Рояль воспринимается наполненно, динамично, с яркой атакой и в нескольких местах акцентирован по уровню. Бас плотен, густ, очень приятен по тембровой окраске. В общей звуковой картине он находится между первым и вторым планом и не выступает вперёд. Гитара, основная роль которой в этой пьесе - аккомпанемент, визуально также расположена между первым и вторым звуковым планом.
Тембральный баланс (натуральность звучания инструментов) и музыкальный (сбалансированность между инструментами и вокалистом по уровню) оцениваются слу-шателем отдельно.

Оценка звучания
1. Неприемлемым или малоприемлемым с точки зрения тембрального баланса считается, если какой-либо из инструментов звучит ненатурально и (или) если тембр вокала имеет резкий или неприятный характер звучания.
2. Неприемлемым или малоприемлемым с точки зрения музыкального баланса считается, если вокал или какой-либо из музыкальных инструментов явно выходит со своего звукового плана, т.е. явно выделяется по уровню громкости (выдвинут вперёд) или проваливается из «общей шеренги» по громкости (отодвинут назад).

По дорожке №13 оценивается линейность звукового тракта по уровню громкости, его макродинамика и способность к передаче полифонического звукового образа. Фонограмма содержит высококачественную запись симфонического оркестра, выполненную в помещении Большого зала московской консерватории. Запись изначально цифровая (звуковой сигнал оцифровывался непосредственно после микрофонов) в формате 24 бита/96 кГц и после мастеринга приводилась к стандартному формату компакт-дисков 16 бит/44 кГц. По замыслу звукорежиссёра, слушатель должен находиться где-то в середине зала и ощущать общее звучание оркестра с максимальной воздушностью и объёмом. Поэтому музыканты воспринимаются отдалёнными от слушателя. Фрагмент состоит из четырёх основных частей, отличающихся друг от друга уровнем громкости и динамикой. И первая часть, звучащая совсем тихо (pianopianissimo), и вторая (piano), и громкая третья (forte), и четвёртая, заключительная (forte fortissimo), должны восприниматься одинаково натурально. Пиццикато группы струнных инструментов в первой части, несмотря на небольшую громкость, должно быть чётким и ясным, слушатель свободно и чётко различает «щипок» пальцев музыкантов. Солирующие медные инструменты во второй части фонограммы легки, отчётливы и хорошо локализованы по месторасположению в оркестре.
Третья, наиболее громкая часть этой фонограммы совсем не проста для звукового тракта. Здесь оркестр звучит очень мощно. Вступает группа виолончелей и контрабасов, придающих звучанию оркестра грандиозность. На слух кажется, что общая картина как бы развёртывается перед слушателем и визуально чуть приподнимается вверх. Восприятие большого количества струнных и духовых инструментов должно быть полифоничным - оставаться чистым и натуральным, где разборчиво и отчётливо слышны не только струнные и духовые группы, но и отдельные инструменты в них. Хороший по динамике звуковой тракт передаёт эту часть фонограммы легко, музыкально и динамично. Оно не должно казаться «замыленным», сливаться в общее «облако», наполненное инструментами.

Оценка звучания
1. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если струнное пиццикато в первой части совсем неразборчиво или звучит слишком тихо, вяло и невнятно по сравнению со следующей, более громкой частью.
2. Неприемлемым или малоприемлемым считается, если в третьей части (после вступления группы виолончелей и контрабасов) не чувствуется заметный скачок громкости (forte) и далее, в финальной, ещё один скачок (forte fortissimo), иными словами, звучанию явно недостаёт лёгкости, динамики, энергетики.
3. Неприемлемым или малоприемлемым можно считать, когда в третьей и четвёртой частях фонограммы явно слышны нелинейные искажения или же искажений нет, но оркестр явно не дотягивает по громкости до forte fortissimo.
4. Неприемлемо, если оркестр уже в третьей части начинает звучать общей «кашей», сливаться, отдельные группы музыкальных инструментов слабо различимы или эти группы совсем неразличимы.

Дорожка 14 . Дополнительная дорожка для оценки качества звучания самых низких звуковых частот. Она нужна для звуковых трактов, способных воспроизводить самый низкий бас и работающих в акустически обработанных помещениях. Фонограмма содержит девятисекундный отрывок звучания симфонического оркестра, в составе которого есть большой (турецкий) барабан с очень низким регистром. Его можно услышать только при наличии высококачественного сабвуфера, натурально воспроизводящего частоты 20 - 25 Гц. Для удобства оценки отрывок повторяется три раза подряд, и турецкий барабан вступает на дорожке с 3-й, 17-й и 32-й секунды.

Оценка звучани я
Если вы ощущаете, что с указанных секунд в звучание оркестра каждый такт добавляется явно различимый низкий басовый удар и помещение при этом не гудит, вас можно от всей души поздравить.
Для ОН-ЛАЙН теста акустики и аудиосистемы представлено содержимое диска "Аудиодоктор FSQ", перекодированное в MP3 с максимальным качеством.

Тест акустики и аудиосистемы он-лайн

В 2006 году журнал "АВТОЗВУК" выпустил вторую версию диска с тестовыми фрагментами. Вторая версия содержала те же 16 дорожек для тестирования и настройки аудиооборудования к которым были добавлены дополнительные дорожки для более тонкой настройки. Изначально тестовые фрагменты были в формате CDA, что на момент выхода диска было наиболее опимально. Однако постепенное отмирание этого формата вынудило переконвертировать данные аудиофрагменты в WAV. Таким образом качество не пострадало, а вот возможность копировать тестовые записи на USB флешки значительно расширило варианты применения данных тестов.
В архиве, запакованном с минимальным сжатием, содержимое диска "Аудиодоктор FSQ 2", что делает архив более универсальным, поскольку он содержит обе версии диска.

Ну и для большего понимания что это такое приводится копия сопроводительного текста с тестовому диску "Аудиодоктор FSQ 2", позволяющее более точно настроить акустические системы и усилительный комплекс:

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ ТЕСТОВОГО ДИСКА "АУДИОДОКТОР-2", ПРЕДНАЗНАЧЕННОГО ДЛЯ ПРОВЕКИ И НАСТРОЙКИ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И АУДИОАППАРАТУРЫ:

Своё название этот диск получил самым логичным образом. Дело не только в том, что это - новая редакция самого популярного у нас в стране "тестово-настроечного" компакт-диска. Новая редакция диска с тестовыи сигналами для проверки акустики состоит из двух совершенно независимых частей. Да и составители у них разные. У части первой это - Дмитрий Свобода, у второй - Андрей Елютин.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

Судя по многочисленным отзывам, мы недооценили уровень компетентности наших читателей. Первый "АудиоДоктор" был сделан на базе судейского диска "Car Audio FSQ" c некоторыми упрощениями. Так, между дорожками нами были увеличены паузы, чтобы оставить побольше времени для анализа услышанного. Непростые для восприятия треки для проверки фазировки звукового тракта на низких, средних и высоких частотах мы записали повторяющимися по два раза.

Во второй редакции "АудиоДоктора" было решено от этого отказаться и вернуться к той форме, которая заложена в оригинальный тестовый диск FSQ. Поэтому "АудиоДоктор-2" рассчитан на достаточно опытных слушателей, какими, видимо, и являются большинство наших читателей. Сама подборка тестовых дорожек не изменилась, поскольку оригинальный диск за шесть лет "дошлифован" до общепризнанно надёжного и проверенного инструмента для оперативной акустической экспертизы. Однако для пущего удобства и универсальности при настройке звукового тракта мы решили добавить несколько технических дорожек. Содержание первых 14 треков изменений не претерпели, и здесь мы относим читателя к опубликованному на Интернет-сайте журнала буклету к первому "АудиоДоктору".

Из описания АудиоДоктор FSQ 1
Хотелось бы, однако, и к этим дорожкам сделать некоторые комментарии. Мы уже упоминали нюанс на треке 10 (таймер 1:07), где барабанщик случайно слегка задел локтем тарелку, но тут же, чтобы она не зазвенела, зажал её рукой. Зазвенеть она успела, совсем коротко и так тихо, что услышать это можно только на звуковом тракте с очень высоким музыкальным разрешением. Потому-то мы и оставили этот звук на фонограмме, чтобы использовать его как тестовый.
Судяпо письмам читателей, свои задачи данный фрагмент решает более чем успешно. В Красноярске, к примеру, двое аудиофилов с помощью "АудиоДоктора" на глазах у изумлённых продавцов устроили "смотр-конкурс" выставленной на прилавке аудиоаппаратуры. Из широкого ассортимента предлагаемой там техники только несколько образцов обладали действительно высокой детальностью. Кстати, не самые дорогие изделия... Ещё одна "изюминка" этой фонограммы (таймер 1:47) - едва слышный звук вскакивающего барабанщика. Запись тогда была долгой и непростой, и после этого, удачного дубля музыкант, отработав последние удары по тарелкам, вскочил, полный музыкального экстаза. Это место оказалось в самом конце фонограммы и легко могло быть вырезано микшером при сведении. Но мы решили и этот звук оставить как тестовый. И если на нормальном уровне громкости вы слышите оба этих звука, можете вполне обоснованно гордиться своей аппаратурой. Что ещё "запрятано" в уже знакомых вам дорожках? Небезызвестная фонограмма №9 состоит из "перемещающегося" слева направо барабана и служит для определения линейности ширины звуковой сцены. Но эту же запись очень удобно использовать для оценки переходного затухания между каналами звукового тракта, параметра очень важного, но незаслуженно обходимого вниманием. Если при перемещении барабана вправо в тех местах, откуда он только что звучал, слышны послезвучия, насторожитесь - это может быть признаком недостаточного переходного затухания. Если отголосок седьмого удара (самого правого) слышен не только на месте четвёртого (центрального), но и самого первого (левого), то переходное затухание явно недостаточно, стереокартина будет смазанная и ненатуральная. Основным источником этого дефекта звукового тракта является усилитель мощности. И ещё об этой дорожке. Малый барабан, который в ней звучит, конструктивно оснащён натянутыми снаружи нижнего пластика металлическими пружинами (их обычно от четырёх до шести). Они, разумеется, вносят свою лепту в звучание, отчего частотный диапазон этого инструмента простирается вплоть до самых верхних частот. Опытные эксперты FSQ по этому звучанию барабана могут достаточно быстро и точно оценить АЧХ звукового тракта. Потренируйтесь, может, и вам это удастся... По части оценки переходного затухания и плюс к этому склонности усилителя к самовозбуждению есть ещё один совет. Если на свип-тоне, воспроизводимом в одном канале (дорожки 5 и 6), в другом канале (где нет сигнала) прослушиваются посторонние звуки, то у вас проблемы, можно ожидать грязного, модулированного характера звучания и искажения звуковой перспективы. Это - следствие неважного переходного затухания между каналами и самовозбуждения усилителей. Первое - бич сделанных наспех усилителей, где звуковой сигнал проникает в соседний канал по цепям общего питания или из-за неграмотной разводки печатных плат. А самовозбуждение - это уже недобросовестная схемотехника. В самом неприятном случае спонтанное самовозбуждение (обычно на ВЧ) может даже выжечь твитер.

Теперь о технических дорожках.

Трек 15 - запись некоррелированного розового шума в обоих каналах. Шум - процесс случайный, и в этой фонограмме процессы в каналах идут независимо друг от друга. На слух такой шум воспринимается как звуковое облако внушительных размеров, висящее в воздухе. В первой редакции "АудиоДоктора" эта дорожка тоже была, но с синфазным розовым шумом. Теперь коррелированный розовый шум записан на дорожке 16 в фазе и в противофазе. В данном случае сигнал в стереоканалах одинаков, синфазный шум должен фокусироваться между громкоговорителями, а противофазный - размазываться в пространстве, норовя "прилипнуть" к акустике одного или другого канала, какой оказался ближе.
На дорожках 17 и 18 записан розовый шум, отфильтрованный ФВЧ с частотой среза 500 Гц, отдельно для левого и правого каналов. Практика показала: бывает, что в стереорежиме фазировка раздельно на ВЧ, СЧ и НЧ (дорожки 2 - 4) даёт обнадёживающие результаты, а прослушивание выявляет некоторую ненатуральность звучания. Это может быть из-за того, что в левом или правом канале НЧ и ВЧ-излучатели несфазированы между собой. Для более точной локализации низкочастотных стояков при размещении левой и правой акустических систем в домашних помещениях служат дорожки 19 и 20. Они же могут быть использованы при настройке стереофонических сабвуферов в car audio (такое бывает). Треки полностью аналогичны дорожке 7, но записаны раздельно для левого и правого каналов.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРОВЕРКА СЛУХА

Ещё в Писании сказано: "Врачу, исцелися сам". Для желающих (заставлять никого не станем) мы дополнили инструментарий для настройки звуковых систем набором специальных аудиотреков для оценки заметности тех или иных искажений звукового сигнала или же способности слушателя их заметить. Специально обработанные сигналы для этой части диска по большей части разработаны американцем Арнольдом Крюгером как часть его исследований методик слепого сравнительного прослушивания. Дорожки очень короткие, для того, чтобы полностью исключить фактор кратковременности слуховой памяти, но их - много, поэтому для удобства работы мы записали на этот диск CD-text, и содержание каждой дорожки выводится на дисплей (если это предусмотрено у вашей техники) в сокращённо-условном виде. При описании дорожек мы будем приводить её обозначение на дисплее при проигрывании. Степень заметности искусственно введённых в фонограммы искажений зависит от их величины и природы и варьируется от "очень легко" до "почти невозможно". Это, имеется в виду, при условии безукоризненно работающего тракта и весьма талантливого слушателя. При желании, экспериментируя с разными трактами (и/или разными слушателями), можно многое узнать и о тех, и о других. Особенно увлекательными становятся коллективные упражнения с проверочными фрагментами, когда один из слушателей составляет "слепую" часть аудитории, это составители проверили и на себе, и на тех, кто попался под руку. Укрупнённо материалы для "проверки слуха" разбиты на три группы: частотные искажения различного механизма, нелинейные искажения и шумы.

ЧАСТОТНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ

На дорожках 22-26 записана фонограмма, состоящая из двух серий ударов в кастаньеты. В каждой паре первая дробь - исходная запись, а вторая - сделанная через фильтр нижних частот с очень большой крутизной. Вам предлагается оценить свою способность замечать ограничение полосы пропускания звукового тракта сверху.

Дорожка 22 частота среза 5 кГц LP 5 kHz очень легко
Дорожка 23 частота среза 9 кГц LP 9 kHz легко
Дорожка 24 частота среза 12 кГц LP 12 kHz труднее
Дорожка 25 частота среза 15 кГц LP 15 kHz трудно
Дорожка 26 частота среза 18 кГц LP 18 kHz очень трудно

Дорожка 27, как и 21 до неё, использована для паузы между разделами и вывода информации о предстоящем разделе на дисплей. На дорожках 28-31 записано по две серии ударов в рабочий барабан. В каждой такой паре первая серия - исходная, референсная, вторая - записана через ФВЧ с разной частотой среза. Частоты откровенно низкие (некоторые - неприлично низкие), однако по-настоящему опытные слушатели это ловят, им для счастья требуется тракт с широкой полосой по низким частотам.

Дорожка 28 частота среза 50 Гц HP 50 Hz легко
Дорожка 29 частота среза 32 Гц HP 32 Hz труднее
Дорожка 30 частота среза 20 Гц HP 20 Hz трудно
Дорожка 31 частота среза 10 Гц HP 10 Hz почти невозможно

Дорожка 32 выводит на дисплей надпись "TILT DOWN". Это - вот что: взят аккорд на медных духовых. На каждом треке он сначала играется в исходном виде, а потом - после прохождения через тракт с частотной характеристикой, имеющей равномерный подъём к нижним частотам и такой же равномерный спад - к верхним. Типа - наклонная прямая, наклон, который вы заметите, будет означать чувствительность вашего слуха к перекосу общего тонального баланса.

Дорожка 33 +5 дБ на 20 Гц, -5 дБ на 20 кГц Down 10 dB легко
Дорожка 34 +2 дБ на 20 Гц, -2 дБ на 20 кГц Down 4 dB труднее
Дорожка 35 +1 дБ на 20 Гц, -1 дБ на 20 кГц Down 2 dB трудно
Дорожка 36 +0,5 дБ на 20 Гц, -0,5 дБ на 20 кГц Down 1 dB почти невозможно

На следующих дорожках наклон АЧХ противоположный, с подъёмом к верхним частотам (TILT UP). Обратите внимание: при той же величине частотных искажений степень заметности будет иной.

Дорожка 38 -5 дБ на 20 Гц, +5 дБ на 20 кГц Up 10 dB очень легко
Дорожка 39 -2 дБ на 20 Гц, +2 дБ на 20 кГц Up 4 dB легко
Дорожка 40 -1 дБ на 20 Гц, +1 дБ на 20 кГц Up 2 dB труднее
Дорожка 41 -0,5 дБ на 20 Гц, +0,5 дБ на 20 кГц Up 1 dB трудно

Дорожки 43-46 иллюстрируют заметность глубоких провалов в АЧХ. Из исходной фонограммы вырезана (цифровым режектором с затуханием -100 дБ) полоса частот с центром на 4 кГц. Ширина вырезанной полосы - разная, как и степень заметности подобного вандализма.

Дорожка 43 ширина полосы 1/2 октавы -1/2 oct. очень легко
Дорожка 44 ширина полосы 1/3 октавы -1/3 oct. легко
Дорожка 45 ширина полосы 1/6 октавы -1/6 oct. труднее
Дорожка 46 ширина полосы 1/12 октавы -1/12 oct. трудно

На дорожках 48-51 на АЧХ создан всплеск постоянной высоты (+6 дБ) с разной шириной.

Дорожка 48 ширина полосы 1/2 октавы +1/2 oct. очень легко
Дорожка 49 ширина полосы 1/3 октавы +1/3 oct. легко
Дорожка 50 ширина полосы 1/6 октавы +1/6 oct. труднее
Дорожка 51 ширина полосы 1/12 октавы +1/12 oct. трудно

Дорожки 53-56 посвящены заметности провала постоянной ширины на АЧХ. Провал около той же частоты 4 кГц создаётся с помощью параметрического эквалайзера с добротностью Q = 0,5, это означает ширину полосы примерно в две октавы, а глубина провала - варьируется.

Дорожка 53 - 3 дБ на 4 кГц -3 dB легко
Дорожка 54 - 1 дБ на 4 кГц -1 dB труднее
Дорожка 55 - 0,6 дБ на 4 кГц -0,6 dB трудно
Дорожка 56 - 0,4 дБ на 4 кГц -0,4 dB почти невозможно

НЕЛИНЕЙНЫЕ ИСКАЖЕНИЯ

На дорожке 58 записан тон 1 кГц с минимальными нелинейными искажениями. На последующих - с искусственно внесёнными искажениями в виде типично встречающейся смеси гармоник. Оценку трудности мы здесь не даём, но вас удивит, насколько рано начинают быть слышны искажения на чистом тоне.

Дорожка 59 - искажения 0,3% на 1 кГц THD 0,3%
Дорожка 60 - искажения 1,0% на 1 кГц THD 1%
Дорожка 61 - искажения 10% на 1 кГц THD 10%

Следующие дорожки посвящены заметности гармоник в музыкальном сигнале. В короткий фортепианный фрагмент внесена вторая гармоника, искажающая симметрию сигнала. Обратите внимание: не так уж она и заметна, даже при очень высоком содержании.

Дорожка 63 - исходная запись Piano REF
Дорожка 64 - 2-я гармоника, 0,1% 2nd 0,1%
Дорожка 65 - 2-я гармоника, 1% 2nd 1%
Дорожка 66 - 2-я гармоника, 10% 2nd 10%

Аналогичная серия для третьей гармоники, она заметна гораздо сильнее.

Дорожка 68 - исходная запись Piano REF
Дорожка 69 - 3-я гармоника, 0,1% 3d 0,1%
Дорожка 70 - 3-я гармоника, 1% 3d 1%
Дорожка 71 - 3-я гармоника, 10% 3d 10%

Кусочек фонограммы, к которому подмешаны шумы с заранее известным уровнем относительно уровня сигнала.

Дорожка 73 уровень шумов -80 дБ -80 dB
Дорожка 74 уровень шумов -70 дБ -70 dB
Дорожка 75 уровень шумов -60 дБ -60 dB
Дорожка 76 уровень шумов -50 дБ -50 dB
Дорожка 77 уровень шумов -40 дБ -40 dB
Дорожка 78 уровень шумов -30 дБ -30 dB

На графиках показано, какого типа и какой величины внесены частотные искажения в фонограммы на дорожках 33-56. Название каждого графика появится на дисплее в начале раздела (если выводится CD-text), а обозначения кривых - во время их звучания.

Описание дорожек части 2 диска дано в следующем формате:
№ дорожки / содержание / CD-text / степень трудности

От автора тестового диска:
ВЫ, НАВЕРНОЕ, ЗАМЕТИЛИ, ЧТО люди, полностью удовлетворенные звучанием своей техники, встречаются не так уж часто. Всегда что-то не так, как хотелось бы, из-за чего невольно приходится выслушивать советы друзей и сочувствующих. Но восприятие звука дело субъективное и сугубо индивидуальное, так что следовать таким советам бессмысленно. Результат может быть парадоксален - поменяв компоненты на другие, как правило, более дорогие, вы не получите желанного успокоения. Поэтому лучше всего разобраться со своими проблемами самому, и при грамотной постановке задачи можно добиться успеха.
Как известно, главное в лечении любой болезни - правильный диагноз. Подбор нужных лекарств, снадобий и прочая - будет уже потом. Если действительно хочется получить наслаждение от музыки в домашних условиях, диагноз звукового образа в целом важен так же, как и в медицине. Под выражением «в целом» мы имеем в виду общее восприятие музыки, зависящее как от подбора аудиоаппаратуры, кабелей и дисков соответствующего качества, так и от акустических свойств самой комнаты.
Не секрет, что самая прекрасная аудиоаппаратура дома может и не зазвучать. В то же время в хорошем, акустически выверенном помещении процесс подбора компонентов и их правильной настройки существенно упрощается.
Тестовый диск «Аудиодоктор FSQ» облегчит диагностику и правильную настройку домашнего тракта. Методика FSQ разработана специально для проведения объективных и субъективных акустических испытаний. Мы подробно опишем все треки и расскажем, что вы должны услышать. И, разумеется, проведем курс лечения, если со звуком не всё в порядке.

Субъективно-статистический метод «Fast Sound Quality» (FSQ) разработан в Акустическом центре кафедры Радиовещания и электроакустики МТУСИ для проведения профессиональных субъективно-статистических экспертиз (тестирования) по оценке качества звучания звукового тракта. Он позволяет получать высокую достоверность результатов при малых затратах экспертного времени. Метод включает в себя оптимальную выборку объективных и субъективных параметров, определяющих качество звучания, тестовый диск со специально подобранными и записанными фонограммами и методическую разработку проведения прослушивания.
В 2001 году метод был адаптирован для проведения оценки качества звучания (КЗ) в салоне автомобиля. Был разработан оригинальный экспертный (судейский) протокол и издан тест-диск «Car Audio FSQ». В МТУСИ началась подготовка квалифицированных экспертов, способных проводить прослушивания (судейства) звука в автомобилях.
В 2002 году метод был подробно изложен на 21международной конференцией AES (Международное общество инженеров-акустиков), и на следующий год в AES организовалась секция Car Audio.
В 2003 году метод FSQ стал применяться для оценки КЗ мультимедийных аудиосистем и студийных профессиональных мониторов ближнего поля со своим тестовым диском «Multimedia FSQ» и экспертным (судейским) протоколом.

ДЛЯ СПРАВКИ

МЕТОД FSQ РАССЧИТАН НА ПРОфессиональных экспертов, однако доступность позволяет использовать его и опытным слушателям. Главное, внимательно изучите входящие в диск фонограммы и подход к оценке их звучания. Не расстраивайтесь, если с первого раза не уловите на слух всей звуковой информации - поначалу это действительно не так просто. Самое важное, полностью сосредоточьтесь на музыкальном материале, не стесняйтесь повторить не совсем понятный для вас фрагмент несколько раз.
Теперь о том, что и как мы будем слушать.
Что - понятно, вашу аудиосистему и именно в том месте в комнате, где вы обычно находитесь. Подчёркиваем это специально, поскольку звуковое поле в помещении неоднородно, возможны места, где возникают гудение и перекрёстные отражения.
А вот о том, как слушать, мы расскажем подробно.
Поскольку физической величины, однозначно описывающей качество звучания, в природе не существует, специалисты пользуются разного рода терминами. От самых простейших и неконкретных «лучше», «хуже» до более точных «чёткий», «размытый». Более верно эти словечки называются субъективными критериями. Их более 100 и многие из них неконкретны или дублируют друг друга, что здорово усложняет акустические экспертизы и иногда даже нивелирует результаты. Попытки унифицировать терминологию проводятся во всём мире уже не один десяток лет, но до сих пор так и не увенчались успехом.
В методе FSQ чётко регламентированы основные и второстепенные субъективные критерии оценки качества звучания. К основным, которые будут фигурировать в тестовом диске «Аудиодоктор FSQ», относятся:
Запас по неискажённому уровню громкости.
Правильность фазировки стереофонического звукового тракта.
Неравномерность амплитудно-частотной характеристики (АЧХ).
Микродинамика звукового тракта.
Макродинамика звукового тракта.
Натуральность тембрального баланса.
Натуральность музыкального баланса.
Способность к линейному воспроизведению нижних частот.
Наличие шумов и помех.
Линейность стереокартины по ширине звуковой сцены.
Ширина и высота звуковой сцены, её положение (ориентация) в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Глубина звуковой сцены (эшелонирование).
Натуральность передачи музыкальной атаки.
Линейность стереокартины на разных уровнях громкости.
Способность звукового тракта к передаче полифонии.

Солидный перечень, но всё не так сложно, как кажется. Фонограммы, по которым эти оценки будут выноситься, весьма доступны для восприятия. Не стесняйтесь того, что поначалу вам придётся часто останавливаться и переслушивать фрагменты «Аудиодоктора FSQ». Практика показывает, что уже после четырёх-пяти прослушиваний большинство затруднений исчезают.

Для начала хочу рассказать небольшую историю. Купил я по случаю комплект звуковой аппаратуры. Две колонки, активный микшер, коммутация. Привёз домой и начал разбираться со звуком. Бывший владелец за аппаратом не следил, колонки все грязные, у усилителя все кулеры забиты пылью, а провода не пропаяны, соединены простой скруткой. Печальное зрелище для любого человека, кто любит и ценит хороший звук и качественную звуковую аппаратуру.

Подключил я для пробы ноутбук, запустил . Слушаю, что играет из колонок и удивляюсь. Звук неприятный, низа скомканные какие то. Я ведь знаю, как именно должен звучать трек, как в нем звучит бас. Начал проверять фазировку колонок и точно, они работали в противофазе. Оттого и звук был с искажениями. А повторюсь, аппарат я купил у диджеев, которые на нем работали на свадьбах и юбилеях, играли дискотеки, неужели они не слышали и не понимали отчего звук не «качает»? Видимо и продали аппаратуру, решив, что она «плохая» и «некачественная». Снова элементарное незнание своей профессии. А значит, мне пора снова написать статью, где попытаюсь по простому, на пальцах, рассказать, что за зверь такой, фаза и противофаза акустических систем.

Но для начала немного теории. Как все мы знаем, звук в акустической системе рождается от вибрации некой мембраны (диффузора). Он распространяться в пространстве и если встречается с точно таким же звуком (из другой колонки), то они суммируется и усиливается. А если наши звуковые колебания сталкиваются с зеркально противоположными колебаниями, то такой звук «гаситься». На самом деле все происходит гораздо сложнее, но для простоты понимания предположим, что все происходит именно так.

Значит, наша задача состоит в том, чтобы не допустить взаимогашение наших звуковых волн, нам надо постараться их наоборот, усилить. Именно поэтому грамотные диджеи устанавливают свои колонки на одинаковом удалении от зрителя, дабы получить нужную им аудио картину, достичь стереоэффекта. И немаловажную роль в этом играет именно правильное движение диффузоров акустических систем. Чтоб в момент времени правая и левая «мембрана» двигалась вперёд или назад, одновременно и в одну сторону, создавая тем самым нужные нам звуковые волны, которые усиливают друг друга. Это и есть фаза колонок.

Чем плоха противофаза акустических систем? Как уже писал, звук становиться хуже, особенно это слышно на низких частотах, на басе. Он, как бы пропадает, становиться менее различим. Звук одной колонки гасит звук другой. Иногда правда это даже полезно. Например, если зал гулкий, с эхом, то опытные звукооператоры специально выставляют акустику в противофазу, тем самым уменьшая «гул» в помещении. На многих профессиональных приборах даже есть специальные кнопки, позволяющие пустить звук в противофазу. Но я отвлекся, продолжим нашу тему.

Итак, мы разобрались, что колонки диджея, работающие в противофазе портят звук. Поэтому, нам нужно уметь это выявить и устранить. С этого и начнём. Для начала, выставим колонки на одинаковом удалении от себя, справа и слева. Отойдем к центру зала кафе и прослушаем данный трек.

Слово «Фаза» должно звучать «в центре» зала, как бы в фокусе, а слово «противофаза» должно слышаться из каждой колонки отдельно, не суммируясь звуковыми волнами.

Ещё можно поставить колонки друг напротив друга, включить какой либо знакомый вам трек с чётко различимыми басами, низами и послушать, как они будут звучать у вас. При правильной фазировке вы услышите четкий бас, без искажений. При противофазе низа «пропадут», будут едва различимыми.

Если вы обнаружили, что колонки играют у вас в противофазе относительно друг против друга, то нам надо это исправить.

Если посмотреть на динамик самой колонки, то можно увидеть цветовые обозначения полярности, а иногда и саму надпись, где какой полюс должен быть подключен. Красным цветом обычно отмечают плюс.

На пассивной колонке может быть разъем Speakon или Jack mono. Давайте проверим полярность колонки. Для этого к плюсу Speakon подключим плюс батарейки Крона. Соответственно, минус подключим к минусу. Мы услышим щелчок и диффузор динамика выгнется вперёд. Если приглядеться, то на Speakonе написано где плюс и минус. Если есть четыре контакта, то нам нужен 1+ и 1 — . Если динамик подался вперёд, то все правильно.

Если у нас провод Jack mono — Speakon, то нам даже не нужно разбирать разъемы. Подключите Speakon к колонке, а на Моно джек подайте напряжение от батарейки. На гильзу минуc , на наконечник плюс. Диффузор должен податься вперёд, при правильной полярности.

Ещё раз, опишу попроще. Из колонки торчит два провода. Мы берём батарейку и прикладываем ее к проводам. Если диффузор подался вперёд, то тот провод которым мы прикоснулись к плюсовой клейме батарейки тоже плюс. Очень часто он красный. Если нет, то возьмите и отметьте его например, красным лаком. Или завяжите на проводе узелок. Теперь нам надо колонку правильно подключить к усилителю. Если разъем Speakon, то плюсовой провод (с узелком) мы подсоединяем к 1+ на разъеме. Второй провод подключаем к 1- .

Если на усилителе есть барашки — «бананы», то плюсовой провод (с узелком или красный) подключаем к красному разъему на усилителе. Ну а второй провод к черному разъему.

Если мы хотим припаять к нашим проводам из колонки Jack mono, то земля или гильза разъема это минусовой провод, а наконечник это плюс.

Если вы сделали все правильно, то ваш не фазированный звук должен улучшиться. Гости перестанут морщиться, появиться бас, колонки начнут «качать» ваш танцпол. Поэтому не ленитесь, проверяйте правильность ваших проводов, фазировку колонок, правильность распайки разъемов. Очень часто, именно в этом и состоит проблема плохого звука того или иного аппарата. Учитесь слушать звук, настраивать его, почаще читайте специальную тематическую литературу. Ну или заходите на мой сайт, где я по мере сил буду стараться максимально просто и доступно рассказать как стать хорошим мобильным диджеем.

Полярность при соединении динамиков нужно учитывать для того, чтобы они работали синфазно. Другими словами - согласованно.

Многие, наверное, знают, что у некоторых динамиков на клеммах указывается полярность («+ » и «- »).

По идее при подключении динамиков полярность можно и не соблюдать, ничего страшного не произойдёт. Особенно если речь идёт о монофоническом звуковоспроизведении. В старых телевизорах, например, был всего один динамик.

Но вот при стереофоническом, квадрафоническом или псевдо-квадрафоническом звуковоспроизведении синфазное включение динамиков играет весьма важную роль.

Например, у всех современных автомагнитол соединительные провода, к которым подключаются громкоговорители (динамики), имеют цветовую пару - по 2 провода на 1 канал.

Но вот на одном из парных проводов изоляция имеет белую или чёрную полосу на фоне основного цвета изоляции. Сделано это для того, чтобы при подключении акустики правильно подключить её к аудио-выходу и соблюсти синфазность.

Также это указывается на схеме подключения, которая есть на корпусе автомобильного CD/MP3-ресивера.

При соединении динамиков следует учитывать эту особенность. Необходимо чтобы диффузоры каждого из динамиков колебались синхронно. Вот как это можно изобразить на рисунке.

Если динамики будут работать не синхронно, то возможно искажение звуковой картины, так как звуковые волны будут в противофазе - частично компенсировать друг друга. При этом возможно искажение пространственной ориентации источника звука и пр.

А если диффузоры динамиков будут работать синфазно, то звуковые колебания будут складываться, тем самым создавая полную и точную звуковую картину.

Если требуется соединить несколько динамиков параллельно, то их плюсы "+" соединяются вместе и подключаются к проводу, который соответствует "+" аудио-выхода устройства. Аналогично поступаем и с минусовыми выводами.

Фазировка при последовательном соединении динамиков немного отличается. Тут поступаем по аналогии, как и при

Итак, требуется правильно сфазировать частотные полосы в АС. Для начала все же отмечу, что фильтры на стыке желательно иметь одного порядка – в этом случае фазовые характеристики их идут в целом "параллельно", обеспечивая достаточно стабильное значение электрического рассогласования. В противном же случае оно будет сильно меняться в полосе совместного звучания и говорить об удачной взаимной фазировке по всей полосе уже намного сложнее, ибо всегда найдется участок, где полосы будут "мешать" друг другу.

Предположим, что фильтр рассчитан качественно и взаимное рассогласование достаточно постоянно. У нас есть два варианта фазировки прямая и обратная – в каком-то из вариантов вектора будут скорее складываться, чем вычитаться – именно такая фазировка и будет правильной. Кстати, это и есть главный критерий – при правильной фазировке общая чувствительность АС возрастает.

Сама технология:

Начинаем с перехода бас/середина (пусть колонки имеют 3 полосы). Отключаем пищалку (ВЧ) и пробуем варианты. При правильном включении середина звучит лучше, но главный критерий – чувствительность, т.е. "комфортная" громкость в комнате достигается при меньшем значении регулятора громкости на усилителе, причем это, как правило, заметная величина.

Далее подключаем пищалки и фазируем второй переход в целом по этой же схеме. Просто для этого перехода есть еще один критерий, позволяющий при обычном прослушивании сразу сказать, верна ли фазировка. Если фазировка нарушена, то в звуке существует некая "граница" по вертикали – своего рода плоскость. При переходе через эту "плоскость" звук меняется в зависимости "над" или "под". Поскольку неверная фазировка – достаточно распространенная ошибка, то частенько приходится видеть мучения хозяев акустики, которые всячески наклоняют ее назад, пытаясь бороться с указанным эффектом. При правильной фазировке подобная "граница" в звуке, как правило, отсутствует…

Ну и еще один весьма интуитивный, но субъективно понятный критерий. Правильно сфазированные колонки звучат так, "как если бы под фальшпанелью был просто один большой динамик" – т.е. воображение вполне может дорисовать "картинку" и образ окажется устойчивым. В случае ошибок фазировки этот образ практически сразу разваливается. При правильной фазировке звук "простой". В случае неверной фазировки его можно описать как "диковинный", иногда в чем-то "эффектный", но никак не "простой". Однако "простота" обычно многого стоит – более качественный усилитель тоже звучит как бы "проще"…

При правильной фазировке звук "открытый", а именно создается впечатление, что фонограмма звучит вне колонок – "висит в воздухе". В случае неправильной фазировки звук, так или иначе, прячется "внутрь" ящика – он может субъективно нравиться своей "эффектностью", но исходить будет как бы "изнутри".

Вот, пожалуй, и все критерии + методика. Точнее ушей пока инструмента нет… Кстати, при применении фильтров 2-го порядка фазу на частотном переходе нужно менять – если все полосы выставлены синфазно (а такое имеет место почти всегда), то обычно требуется "перевернуть" полярность на середине (СЧ).