Кейс стади в образовании. Кейс – метод как педагогическая технология. Проблемные методы обучения. Кейс-стади

  • 05.03.2020

Одними из последних достижений технологий обучения являются кейсы. Это который позволяет интегрировать одновременно теорию и практику. Применение его в российском образовании сегодня весьма актуально. Ведь нет ничего эффективнее, чем самостоятельное погружение в проблему и поиск решения. Разберемся подробнее, откуда возникли и какое практическое значение имеют.

Суть метода

Кейс-метод - это сравнительно новая технология обучения студентов. Суть ее заключается в том, что учащимся предлагают для анализа реальную ситуацию (либо максимально приближенную к реальности). При этом выбор проблемы происходит не произвольно, а с целью активизации определенного комплекса знаний. В процессе решения задачи они должны быть усвоены. Примечательно, что кейс-задача не имеет однозначного решения. Она лишь тестирует способность студента к анализу и быстрому поиску разрешения ситуации.

Кейс-метод - это интерактивная технология. Поэтому весьма позитивно воспринимается учащимися как игра для овладения практическими навыками с использованием реального материала.

Кейс-стади - это многоуровневая технология, которая имеет ряд признаков и особенностей. Они помогают отличать данный метод от других. Сюда можно отнести наличие социально-экономической модели, командную выработку решений, их альтернативность и единую цель.

История

Впервые о применении в обучении кейсов стало известно в 1924 году. Преподаватели поняли, что для аспирантской программы нет подходящих учебников. Поэтому они решили провести интервью с успешными бизнес-владельцами и составить подробные отчеты об их деятельности. Студентам предлагалось прослушивание материалов, знакомство с деталями проблемных ситуаций, с которыми сталкивались компании. Затем в ходе общего обсуждения учащиеся искали варианты выхода из ситуации.

Постепенно этот метод корректировался и распространялся по всему миру. С 50-х годов прошлого столетия он стал популярным во всей Западной Европе, в лидирующих бизнес-школах (ESADE, INSEAD, LSE, HEC).

В России кейс-стади - это популярная технология обучения с 2000-х годов. В настоящее время применяются не только переводные кейсы, но и авторские, созданные для соревнований, аттестации учащихся. Кроме того, открываются тематические кейс-клубы. Среди уже ставших популярными можно отметить центр карьеры НИТУ «МИСиС», клуб МГТУ им. Э. Баумана и др.

Классификация

Существует довольно широкая классификация кейсов по нескольким критериям: по структуре, размеру, форме представления, объекту, объему, оформлению и т. д.

По структуре выделяют три вида: структурированные, неструктурированные и первооткрывательские кейсы. Это задачи с несколькими правильными решениями и определенным подбором данных. Отличительной чертой является их предназначение. Первые формируют умения последовательно применять теоретические знания, формулы на практике. Вторые и третьи способствуют поиску нестандартных решений.

По размеру различают полные, сжатые и мини-кейсы. Объем полных обычно составляет до 25 страниц. Они прекрасно подходят для коллективной работы. На анализ отпускается несколько дней, по истечении которых происходит выступление команды с презентацией решения.

Сжатые кейсы - это материалы максимум на пять страниц. Они предназначены для группового обсуждения на занятии.

Мини-кейсы - это своего рода информационные брошюры. Нередко их используют в качестве сопутствующих иллюстраций или примеров к теоретическому материалу с вопросами.

По способу оформления выделяют печатные и электронные материалы, аудио- и видеозаписи. В последнее время приобретает популярность флипчарт, или флип-кейс. Что это такое? Информация преподносится в виде рассказа, а главные элементы фиксируются на специальной магнитно-маркерной доске.

Также кейсы различают по уровню сложности и дисциплинам.

Работа метода в бизнесе

Самой популярной областью применения кейсов является бизнес-обучение. Ведь для успешного развития в собственном деле нужны не только личные стремления и знание рынка, но и определенный опыт прошлого других компаний, которые с лихвой дают бизнес-кейсы. Что это такое?

Это специально подготовленный материал, описывающий конкретную бизнес-проблему. Задачей преподавателя на таких занятиях является направить учащихся в правильное русло поиска решений. А для этого требуется достаточный объем данных, статистика, участие успешного менеджера в создании кейса и наличие подходящей бизнес-ситуации.

Существенный вклад в развитие кейс-метода вносят консалтинговые и аудиторские организации. Они используют его не только в обучении, но и в собеседованиях при приеме на работу. Такая технология помогает сразу выявлять у потенциальных сотрудников способность к анализу, синтезу. Нередко в качестве первого отборочного тура проходит корпоративное кейс-соревнование. Примером этому может быть известный ежегодный чемпионат в России от компании Microsoft.

Методика решения

Для поиска правильного решения любого кейса используют четкий план. Первый его пункт подразумевает постановку задачи и касается преподавателя. На втором месте стоят просмотр кейса и определения тем. Здесь важно схематично описать ситуацию с выделением ее главных компонентов. На третьем этапе учащиеся должны поставить диагноз, то есть выяснить, почему человек или компания испытывает кризис, и сформулировать проблему. Следующим действием будет разработка путей решения. Только после оценки всех вариантов и выбора подходящего можно переходить к разработке стратегии реализации и презентации выводов аналитической работы.

Возможности

Сегодня кейс-технология - это весьма востребованный метод обучения, который имеет ряд преимуществ или возможностей. Необходимость внедрения ее в практику учащихся предполагает две веские причины. Во-первых, студенты должны не просто получать «сухие» теоретические знания, но и формировать навыки мыслительной деятельности и менять парадигмы мышления в зависимости от конкретной ситуации. Во-вторых, специалист должен обладать определенными личностными качествами: оптимальным поведением в кризисных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий.

Стратегия развития

Несмотря на эффективность кейс-метода, он может использоваться далеко не в каждой дисциплине. А только там, где требуется формирование соответствующих навыков и личностных качеств. Отсюда можно четко сформулировать стратегию развития этой технологии. Во-первых, метод должен активно применяться в процессе обучения тех людей, которые избрали рыночные профессии (менеджер, экономист, брокер, имиджмейкер), где доминирует ситуативная деятельность. Во-вторых, он весьма актуален в переподготовке кадров, помогает модернизировать знания и навыки. И конечно же, кейс-метод должен быть далеко не единственным в арсенале преподавателей, а идти в сочетании с традиционными методами (например, лекционным материалом).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Кейс-стади Современные педагогические технологии

История возникновения: США Школа бизнеса Гарвардского университета 1924 год

История возникновения: Метод изучения экономики В России стал применяться в 80-х г.г. Получил широкое распростра - нение при изучении медици - ны, юриспруденции, математики и других наук.

Суть метода: «Разбор конкретных ситуаций (кейсов)» Позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий

Типы кейсов: 1. Практические кейсы. 2. Обучающие кейсы. 3. Научно-исследовательские кейсы.

Структура и виды CASE Вспомогательная информация Описание конкретной ситуации Задания к кейсу Печатный Мультимедиа Видео

Работа над кейсом в учебном процессе обычно осуществляется в 3 этапа: 1. Индивидуальная работа обучаемых с материалами кейса. 2.Работа в малых группах. 3.Презентация и экспертиза результатов работы малых групп на общей дискуссии.

Технология работы с кейсом допускает 6 форматов дискуссии: Учитель – студент: перекрёстный допрос. Учитель - студент: адвокат дьявола. Учитель – студент: Гипотетический формат.

Технология работы с кейсом допускает 6 форматов дискуссии: 4. Студент – студент: конфронтация и/или кооперация. 5. Студент - студент: «играть роль». 6. Учитель – класс: «безмолвный» формат.

Метод кейс-стади развивает следующие навыки: 1. Аналитические. 2. Практические. 3. Творческие. 4. Коммуникативные. 5. Социальные. 6. Самоанализ.

Технология конструирования кейс-стади. Определение цели создания кейса. Подбор соответствующей цели реальной ситуации. Подбор необходимых источников информации.

Технология конструирования кейс-стади. 4. Сбор информации и данных для кейса. 5. Проработка формы представления материала в кейсе. 6. Подготовка методических материалов по его использованию.

Особенности использования кейс – стади: Может быть использован и на стадии обучения и на стадии проверки знаний. Требует много времени. Не может быть использован в многочисленной аудитории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии

Использование технологии "кейс-стади" на уроках географии. В современном географическом образовании школьников на первый план выходит задача создания условий и ресурсного обеспечениям для функционир...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МЕТОДА СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА «КЕЙС-СТАДИ»

Целью урока является формирование познавательного интереса к проблеме конкурентоспособности; формирование критерия исследования ситуации, суждения, выбора пути решения, а также поиск приемлемых интерп...

"Кейс как основной элемент технологии кейс - стади и современное средство обучения"

В статье рассматривается сущность понятия "кейс",его классификация, структура, алгоритм написания....

Обобщающий урок, задача его заключается в подведении итога изучения по теме "Размножение организмов". Обобщающее повторение систематизирует знания учащихся, тем самым будет способствовать более глубок...

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...

Практически любое действие человека в жизни, не только учеба, связано с необходимостью усвоения и переработки тех или иных знаний, той или иной информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию - главный тезис деятельностного подхода к обучению.

Современный учитель должен не только в совершенстве владеть предметом, методами, средствами и формами организации учебного процесса, но также он должен применять в своей работе и современные технологии обучения. В последнее время в белорусских школах активно применяются метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д. Недавно я для себя открыла «новый» метод?case - study?. Родиной метода?case - study? являются Соединенные Штаты Америки, а именно Школа бизнеса Гарвардского университета. В 1910 году декан Гарвардской школы бизнеса посоветовал преподавателям ввести в учебный процесс помимо традиционных занятий - лекций и практикумов - дополнительные, проводимые в форме дискуссии со студентами. Этот метод очень популярен на западе, но для белорусских учебных заведений кейс - метод является довольно новой технологией.

Кейс - метод - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. В переводе с английского языка «case» - случай, а «case - study» - это обучающий случай. Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

  • 1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров - к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case - study»;
  • 2 - набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и практику, что представляется достаточно важным при подготовке специалиста. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение учебного цикла такой подход применяется многократно, то у обучающегося вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие этапы:

  • - индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
  • - работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
  • - презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

Суть метода case - study заключается в использовании при организации процесса обучения конкретных учебных ситуаций, описаний определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидуумов, ориентирующих обучающихся на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения с последующим разбором на учебных занятиях.

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику белорусского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Обычно кейсы включают в себя:

  • 1. вводный кейс (сведения о наличии проблемы, ситуации, явления; описание границ рассматриваемого явления);
  • 2. информационный кейс (объем знаний по какой-либо теме (проблеме), изложенный с той или иной степенью детальности);
  • 3. стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределенности и решать комплексные проблемы со скрытыми детерминантами);
  • 4. исследовательский кейс (аналогичен групповым или индивидуальным проектам -- результаты анализа некоторой ситуации представляются в форме изложения);
  • 5. тренинговый кейс (направлен на упрочение и более полное освоение уже использованных ранее инструментов и навыков - логических и т.п.).

При технологически выстроенной работе с конкретной ситуацией происходит «погружение» учащегося в определенные обстоятельства, его собственное понимание ситуации, оценивание обстановки, определение проблемы и ее сути. Затем учащийся определяет свою роль в решении проблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения. Во время подведения итогов участник ситуационного анализа должен провести коррекцию своих взглядов, соотнести их с групповыми взглядами и выработать планы на будущее.

Кейс представляет собой реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает какую-нибудь практическую проблему. В идеале проблема не должна иметь однозначного решения. Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, т.е. объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс выступает как технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.

Кейс должен отвечать следующим условиям:

  • * наличие реально существующей группы людей, организации, на основе кото-рой разработана ситуация;
  • * определенная хронология событий, временные рамки,
  • * наличие реальной проблемы, конфликта,
  • * ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;
  • * действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу.

Метод представляет собой специфическую разновидность исследовательской технологии, то есть объединяет в себе операции исследовательского процесса и аналитические процедуры. Кейс --технология коллективного обучения, которая интегрирует технологии развивающего обучения, включая процедуры индивидуального, группового и коллективного развития, формирования определенных личностных качеств обучаемых.

В методологическом плане кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мыслительный эксперимент, методы описания, классификации, игровые методы, которые выполняют в кейсе свои роли.

Организация обучения на основе метода конкретных ситуаций.

1. Подготовительный этап (до начала занятий).

Цель этапа: конкретизировать цели и разработать конкретную ситуацию и ход занятия.

2. Ознакомительный этап (во время занятия)

Цель этапа: вовлечение в анализ реальной ситуации, выбор оптимальной формы преподнесения материала для ознакомления.

3. Аналитический этап (начало обсуждения кейса).

Цель этапа: проанализировать кейс в группе и выработать решение.

4. Итоговый этап (презентация групповых решений).

Цель: представить и обосновать решение/выводы группы по кейсу.

В процессе обсуждения кейса учитель обычно старается воздержаться от ответов на вопросы. Вместо этого он задает вопросы аудитории и дает слово ученикам, чтобы они сами отвечали на них. В процессе обсуждения завязывается дискуссия, и в споре рождается истина. Технология «кейс-стади» делает основной акцент на самостоятельное мышление, способность доносить свои мысли до аудитории и конструктивно отвечать на критику своих оппонентов.

Распределения функций между учащимися и преподавателем:

Фаза работы

Действия преподавателя

Действия учащегося

До занятия

  • 1. Подбирает кейс
  • 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки учащихся
  • 3. Разрабатывает сценарий занятия
  • 1. Получает кейс и список рекомендованной литературы
  • 2. Индивидуально готовится

к занятию

Во время занятия

  • 1. Организует предварительное обсуждение кейса
  • 2. Делит группу на подгруппы
  • 3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями
  • 1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы
  • 2. Разрабатывает варианты решений, принимает во внимание мнения других
  • 3. Принимает или участвует в принятии решений

После занятия

  • 1. Оценивает работу учащихся
  • 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

1. Составляет письменный отчет о занятии по заданной форме

Дискуссия занимает центральное место в методе сase-study. Ее можно целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Важнейшей характеристикой дискуссии является уровень ее компетентности, который складывается из компетентности ее участников. Неподготовленность учащихся к дискуссии делает ее формальной, превращает в процесс вытаскивания ими информации у преподавателя, а не самостоятельное ее добывание.

Основным фактором в дискуссии является степень ее руководства учителем. Руководя дискуссией, учитель должен добиваться участия в дискуссии каждого студента, выслушивать аргументы за и против и объяснения к ним, контролировать процесс и направление дискуссии, но не ее содержание.

Кейсы классифицируются на:

  • * практические кейсы. Данные кейсы как можно реальнее должны отражать вводимую ситуацию или случай;
  • * обучающие кейсы. Основной задачей их выступает обучение;
  • * научно-исследовательские кейсы, которые ориентированы на включение ученика в исследовательскую деятельность.

На самом деле каждый кейс несет в себе обучающую функцию, только степень выраженности всех оттенков этой функции в различных кейсах различна.

Несомненно, применение кейс-метода имеет некоторые преимущества и риски. Во-первых, кейс-метод дает возможность оптимально сочетать теорию и практику, развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Обучающиеся не получают готовых знаний, а учатся их добывать самостоятельно, принятые решения в жизненной ситуации быстрее запоминаются, чем заучивание правил. Во-вторых, процесс решения проблемы, изложенной в кейсе - это творческий процесс познания, который подразумевает коллективный характер познавательной деятельности. Следовательно, обучающиеся учатся соблюдать правила общения: работать в группах, слушать собеседников, аргументировать свою точку зрения, выстроив логические схемы решения проблемы, имеющей неоднозначное решение. На уроке обучающиеся не будут скучать, а будут думать, анализировать, развивать навыки ведения дискуссии. И наконец, даже слабоуспевающие обучающиеся смогут участвовать в обсуждении вопросов, так как нет однозначных ответов, которые надо выучить. Они сами смогут предложить ответы.

Однако, как и у любого другого метода, у данного метода есть и свои трудности в использовании. Прежде всего, необходимо много времени для грамотной подготовки кейса к уроку. Учитель должен продумать форму представления кейса и спланировать деятельность детей, сочетая индивидуальную и групповую формы работы. Непростой момент для учителя - это оценивание, ибо требуется оценить каждого участника, его активность и оригинальность, в то же время необходимо объективно оценить его знания. Следует отметить, что традиционная десятибалльная система оценивания результатов не позволяет оценивать активность обучающихся, их многократные выступления. Стобалльная же система оценки знаний является более гибкой и позволяет более объективно определить уровень подготовки обучающихся. Поэтому при оценивании каждого участника мы постараемся совместить десятибалльную и стобалльную системы. Для получения итоговой «10» обучающимся необходимо набрать 90-100 баллов, для получения «9» 70 - 89 баллов, «8» обучающийся получает, если набирает менее 60 - 70 баллов, а «7» обучающийся получает, если набирает менее 60 баллов. Так как в обсуждение будут вовлечены все, даже обучающиеся, имеющие низкие коммуникативные способности, двоек, я думаю, при использовании кейс-метода ставить не придётся.

Кейс-метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У обучающихся появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Успех кейс-метода зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.

Существует несколько классификаций кейсов

По структуре:

  • · Структурированные кейсы (highly structured case) -- короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными.
  • · Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определенной области.
  • · Первооткрывательские кейсы (ground breaking cases) могут быть как очень короткие, так и длинные. Наблюдение за решением такого кейса дает возможность увидеть, способен ли человек мыслить нестандартно, сколько креативных идей он может выдать за отведенное время. Если проходит групповое решение, то может ли он подхватить чужую мысль, развить её и использовать на практике.

По размеру:

  • · Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление
  • · Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию
  • · Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии

Отличительными особенностями кейс-метода являются:

  • · описание реальной проблемной ситуации;
  • · альтернативность решения проблемной ситуации;
  • · единая цель и коллективная работа по выработке решения;
  • · функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
  • · эмоциональное напряжение учащихся.

Сложной задачей для учителя, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является разработка кейса, т.е. подбора соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми учащимся нужно овладеть. Кейсы, обычно подготовленные в письменной форме, читаются, изучаются и обсуждаются. Эти кейсы составляют основы беседы класса под руководством учителя. Метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.

Кейс также представляет собой и некоторую ролевую систему. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.

Лемисева Л.М.

Изменения, происходящие сегодня в современном обществе определяют особенности и необходимость внесения изменений в деятельность педагога.

Традиционные формы работы не всегда доказывают свою эффективность.

Дети 21 века не могут просто получать знания. Им нужно научиться добывать информацию и применять ее в повседневной жизни

Они должны научиться учиться. Чтобы сделать урок интересным и полезным в достижении цели обучения учителя вовлекают учащихся в самостоятельную работу на уроке, используют проблемные ситуации и задания, используя различные образовательные технологии, одна из которых кейс технология

Сase- study –как педагогическая технология, форма активного проблемно-ситуативного учебного занятия, это разбор ситуации или конкретного случая, это деловая игра в миниатюре, так как сочетает в себе учебную деятельность с игрой

Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается ученикам в виде микро-проблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений. Совместными усилиями ученики формулируют проблему, анализируют ее, дают оценку, вырабатывают алгоритм практического решения проблемной ситуации, готовят отчет и представляют решение проблемы.

Материалами для создания кейса могут быть: учебные тексты, проблемные реальные ситуации, интересные исторические факты, научные, публицистические, материалы газет, журналов, статистика в динамике данных, публицистическая литература, художественная литература

Говоря о видах кейсов мы выделяем: практические, обучающие и научно- исследовательские.

Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения, принятия решений в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Практические кейсы отражают абсолютно реальные жизненные ситуации.

Основной задачей обучающих кейсов выступает обучение. В обучающем кейсе на первом месте стоят учебные и воспитательные задачи, что предопределяет значительный элемент условности при отражении в нем жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не всегда реальные и практические. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества. Однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичное, и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии.

Научно-исследовательские кейсы ориентированы на осуществление исследовательской деятельности. Его основной смысл заключается в том, что он выступает моделью для получения нового знания о ситуации и поведения в ней.

Отличительные особенности кейса являются: описание реальной проблемной ситуации, альтернативность решения проблемной ситуации , единая цель и коллективная работа по выработке решения, отсутствие авторской оценки проблемы.

При организации работы с кейсом на учебном занятии следует обратить внимание на определенную организационную деятельность учителя, включающую 3 этапа:

Первая этап – творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока. Этот процесс осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструктивную деятельность педагога.

Вторая этап – работа учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учеников в анализ ситуации.

Третий этап . Анализ и рефлексия совместной деятельности.

Основная задача этого этапа: учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения, подводит итоги.

Этапы работы учащихся по данной технологии включают в себя: погружение в совместную деятельность: ознакомление с ситуацией, выявление проблем; организация совместной деятельности: обобщение информации , обсуждение решения, оценка альтернатив, подготовка отчета. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах или индивидуально. В каждой группе выбираются спикер, который представляет решение, секретарь, фиксирующий ход обсуждения, и хранитель времени, который следит за временем работы. Если кейс грамотно подобран (или составлен), то решения групп могут не совпадать. Учитель организует и направляет общую дискуссию; презентация совместной деятельности, которая может быть представлена в виде: сочинения-миниатюры; опорного контекста; схемы; таблицы; мультимедийной презентации .

Во время работы по данной технологии используются такие методы, как: моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, проблемный метод, метод классификации, игровые методы, «мозговой штурм», дискуссия и т.д.

Критерии оценивания кейса являются: достаточная глубина раскрытия темы, соответствие выступления четко поставленной цели создания, умение аргументировать свои высказывания, грамотность высказывания, умение задавать и отвечать на вопросы оппонентов, умение работать в коллективе и принимать решения, соблюдение регламента, форма представления кейса.

Кейс – технология развивает умение: анализировать и устанавливать проблему, чётко формулировать, высказывать и аргументировать свою позицию, общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать вербальную и невербальную информацию, принимать решения с учётом конкретных условий и наличия фактической информации .

Кейс – технология помогает понять, что чаще всего не бывает одного единственно верного решения, она помогает выработать уверенность в себе и в своих силах, отстаивать свою позицию и оценивать позицию оппонента .

Ученики ожидают от своего учителя сопричастности, готовности к творческому сотрудничеству, что повышает мотивацию к обучению учащихся.

Деловая игра

Текст кейса: «Как отразится изменение климата….»

От жары Россия заболеет.

Как отразится изменение климата на здоровье человека? «В России, которая на две трети покрыта вечной мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако, начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и на севере. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».

Шаблон для работы

Проблема № 1: _______________________________________________________________

Проблема № 2: _______________________________________________________________

Проблема № 3

Проявления проблемы:

_________________ ________________________ ________________________

Пути решения, направленные на установление причин и следствий:

Один из вариантов презентации итогов обсуждения - опорный конспект:

Проблема № 1: Глобальное потепление климата.

Проблема № 2: Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)

Проблема № 3:Разрушение систем водоснабжения и канализации

Проявление проблемы:

    подъем заболеваемости кишечными инфекциями

    увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний.

    рост заболеваемости геморрагической лихорадкой

Пути решения, направленные на установление причин и следствий

    Совершенствование систем канализации и водоснабжения;

    Разработка новых методов очистки воды;

    Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещей, комаров …);

    Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов;

    Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека;

    Меры по снижению теплового эффекта в атмосфере (какие?)

Сургутский государственный педагогический университет

Учебно-методическое управление

Отдел сертификации и методического сопровождения образовательного процесса

Технология кейс-стади

Обзор

Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций», «метод деловых историй» и, наконец, просто «метод кейсов». В российских из­даниях чаще всего говорится о методе анализа конкретных ситуаций (АКС), деловых ситуаций, кейс-методе, ситуационных задачах.

Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Главная особенность метода − изучение студентами прецедентов, т. е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики. Суть метода в том, что слушателям даётся описание определённой ситуации, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Студент должен познакомиться с проблемой (например, накануне занятия) и обдумать способы её решения. В классе в небольших группах обсуждается приведённый случай из практики. Проанализировав множество непридуманных проблем, обучающиеся «набьют руку» на их решении, и, если в дальнейшей практической деятельности попадут в аналогичную ситуацию, она не поставит их в тупик.

К кейс-технологиям, активизирующим учебный процесс, относятся:

− метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади);

− метод инцидента;


− метод ситуационно-ролевых игр;

− метод разбора деловой корреспонденции;

− игровое проектирование;

− метод дискуссии.

Таким образом, кейс-технология - это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное её предназначение − развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с информацией.

Метод кейс-стади (кейс-метод, case-study) наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. В современном образовании он впервые был применен в Гарвардской бизнес-школе. В 1910 г. доктор Коупленд стал применять в дополнение к лекциям и семинарам новые технологии обучения, предполагающие проведение обсуждений со студентами реальных управленческих ситуаций. В учебные аудитории приглашались руководители фирм и организаций, которые делились со студентами некоторыми внутрифирменными проблемами, анализировали их, разрабатывали рекомендации относительно их решения.

Метод кейс-стади относится к интенсивным технологиям активного обучения, он является интерактивным, ориентированным на сотрудничество и деловое партнерство, так как работа происходит в группах. Его можно рассматривать как синергическую технологию, суть которой заключается в подготовке процедур погружения группы в ситуацию, в формировании эффектов умножения знания. Метод кейс-стади имеет следующие признаки:

1) наличие модели социально-экономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени, использование фактических организационных проблем;

2) возможное участие максимального количества людей в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении различных взглядов и принятии коллективных решений;

3) минимальная степень зависимости обучаемых друг от друга, наличие у каждого права на правильные и неправильные ответы, взаимный обмен информацией;

4) многоальтернативность решений, принципиальное отсутствие единственного решения;

5) наличие системы группового оценивания деятельности;

6) организатор занятия проводит обучаемых через все этапы сценария и исполняет функции эксперта, катализатора учебного процесса и тренера.

Метод кейс-стади основан на следующих положениях:

1. Метод предназначен для обучения дисциплинам, истина в которых плюралистична, т. е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос. При этом задачи преподавателя - активизировать обучаемых на поиск различных истин и подходов и помочь им сориентироваться в проблемном поле.

2. Акцент в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучаемого и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие данного метода от традиционных методик - демократия в процессе получения знания, т. е. равноправие всех со всеми и с преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

3. Результатами применения кейс-стади помимо знаний являются навыки профессиональной деятельности , а также развитие системы ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного мироощущения и миропреобразования.


В методе кейс-стади главным действующим лицом является обучаемый. Участники занятия оказываются вовлеченными в обсуждение реальной ситуации и поэтому проявляют активную позицию. Цель кейс-стади - совместными усилиями группы проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел и выработать практическое решение. Выбор лучшего решения в контексте поставленной проблемы происходит через анализ ситуации и оценку выработанных альтернатив.

Метод ситуационного анализа при умелом его использовании и применении позволяет оптимально решить одновременно три педагогические задачи:

1) подчинить учебный процесс управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить включение слушателей в активную учебную работу - как подготовленных обучаемых, так и новичков;

3) наладить обратную связь, установить постоянный контроль за качеством обучения и процессом усвоения знаний.

Кейс-метод как форма обучения и активизации учебного процесса позволяет успешно решать следующие задачи и формировать метакомпетентности:

Овладевать навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности;

Оперативно принимать решения («здесь и сейчас»);

Отрабатывать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации, т. е. правильно формулировать вопросы на развитие, на понимание;

Наглядно представлять особенности принятия решения в ситуации неопределенности, а также различные подходы к разработке плана действий, ориентированных на достижение конечного результата;

Приобретать навыки вербализации, т. е. ясного и точного изложения собственной точки зрения в устной или в письменной форме;

Вырабатывать умения осуществлять презентацию, т. е. убедительно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения;

Отрабатывать навыки конструктивного критического оценивания точки зрения других;

Развивать умение самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации;

Овладевать практическим опытом извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на данные обратной связи.

Кейсы следует разрабатывать и реализовывать в учебном процессе с учетом ряда принципов, обеспечивающих эффективность их использования в обучающих программах:

1) кейс должен соответствовать целям обучения;

2) кейс должен быть максимально приближен к реальной профессиональной деятельности (реальное событие или искусственно создаваемая ситуация, где часть реального материала компилируется с какой-либо типовой проблемой);

3) задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения;

4) кейсы могут отличаться по уровню обобщенности, по количеству представленной в них информации, по сложности проблемы;

5) материал кейса не должен быть устаревшим, его следует обновлять параллельно с изменениями в реальной практике.

В обучающей практике используются разнообразные виды ситуаций.

Стандартная ситуация - в определенной мере типична, часто повторяется при одних и тех же обстоятельствах; имеет одни и те же источники, причины; может носить как отрицательный, так и положительный характер.

Критическая ситуация - нетипична, как правило, неожиданна, т. е. застигает врасплох, разрушает первоначальные расчеты, планы; грозит нарушить установленные нормы, режимы, системы правил, ценностей; может наносить материальный и моральный ущерб, быть вредной для здоровья, экологии; требует немедленного и радикального вмешательства, пересмотра критериев, положений, нормативов.

Экстремальная ситуация (или чрезвычайное происшествие) - уникальна, не имеет в прошлом аналогов; приводит к негативным, а порой и разрушительным изменениям каких-либо объектов, процессов, взглядов, отношений; влечет за собой материальные, физические и нравственные потери; требует привлечения незапланированных и непредусмотренных материальных и человеческих ресурсов; побуждает к радикальным действиям, нетрадиционным решениям, обращению за помощью, например: землетрясение, пожар, наводнение, буран, извержение вулкана, сход лавины.

По характеру освещения, подачи материала могут быть использованы ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки и ситуации-упражнения.

Ситуация-иллюстрация - это пример из практики (как позитивный, так и негативный) и способ решения ситуации. Ситуация-оценка представляет собой описание ситуации и возможное решение в готовом виде: требуется только оценить, насколько оно правомерно и эффективно. Ситуация-упражнение состоит в том, что конкретный эпизод управленческой или социально-психологической деятельности препарирован таким образом, чтобы его решение требовало каких-либо стандартных действий, например: расчета нормативов, заполнения таблиц, использования юридических документов и т. д.

В литературе ситуации различают также и по другим признакам: по степени обобщенности или по степени новизны (известные, неизвестные (новые), стандартные и модифицируемые), по частоте встречаемости и степени сложности поиска их решений (проблемные и тривиальные) и др. Вместе с тем практика свидетельствует, что вычленить ситуацию в чистом виде порой невозможно. В любой из них могут присутствовать и некоторые элементы ситуаций других типов. Вид применяемых в учебном процессе ситуаций в каждом конкретном случае будет зависеть от специфики изучаемого курса, контингента обучаемых, поставленной учебной цели, учебного времени и опыта обучаемых.

При всём многообразии видов кейсов все они имеют типовую структуру. Как правило, кейс включает в себя:

Ситуацию (случай, проблема, история из реальной жизни);

Контекст ситуации (хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации);

Вопросы или задания для работы с кейсом;

Приложения.

Этапы разработки кейса:

Определение места кейса в системе образовательных целей;

Поиск институциональной системы, которая будет иметь непосредственное отношение к теме кейса;

Построение или выбор модели ситуации;

Создание описания;

Сбор дополнительной информации;

Подготовка окончательного текста;

Презентация кейса, организация обсуждения.

− проведение консультаций;

Рассмотрение ситуаций проходит в несколько этапов.

Анализ практической ситуации в подгруппе. Это этап самостоятельной работы студентов. В случае малого количества обучаемых можно разбить присутствующих на пары. Обсуждение ситуации в подгруппах (малых группах) позволяет достичь нескольких целей. Во-первых, оно позволяет каждому обучаемому принять участие в обсуждении, высказать свою точку зрения и получить представление о мнениях других участников. Во-вторых, оно способствует выработке навыков совместной, командной работы. В-третьих, оно вынуждает каждого быть полностью подготовленным к работе, так как в малой группе невозможно скрыть некомпетентность. Главная задача подгруппы на этом этапе - подготовиться к формулированию своих выводов и заключений перед межгрупповым обсуждением. Малая группа может подготовить:

Перечень ключевых событий во времени;

Таблицу задач и принимаемых решений;

Диаграмму последствий;

Графики изменения технико-экономических показателей;

Визуально оформленные решения в виде символов;

Классификационные группы действий и событий, таблицы и графики.

Предварительное обсуждение ситуации в аудитории. Этот этап нужен для того, чтобы преподаватель убедился в хорошем усвоении материала обучаемыми и в правильном понимании всеми присутствующими проблем, представленных в ситуации. Преподаватель отвечает на вопросы, которые возникают у участников анализа. Причем допускаются только те вопросы, которые касаются разъяснения событий или фактов, а не объяснения причин или вариантов решений и действий, если таковые описаны. Сообщение подгруппы предусматривает оценку позитивных и негативных последствий возможных вариантов решений, перечень рисков и потенциальных проблем, предположения о возможном последующем развитии событий.

Межгрупповая дискуссия. Этот этап проводится на основе сообщений подгрупп. Представители, делегированные каждой из подгрупп для презентации итогового материала, выступают со своим анализом и предполагаемыми решениями, а участники из других подгрупп выступают в роли оппонентов. Преподаватель контролирует ситуацию и играет роль координатора и руководителя дискуссии, а при необходимости - оппонента и критика, активизируя и направляя дискуссию. Наиболее целесообразно организовать дискуссию между участниками анализа, поэтому можно переадресовать вопросы к другим обучаемым. Метод анализа кейсов позволяет вовлекать в беседу обучаемых путем прямого обращения, например: «Как бы вы поступили в этом случае?», «Что вы думаете по этому поводу?», «Какое решение вы примете?» и пр. Этими вопросами следует пользоваться как для выяснения мнения отдельных участников анализа, активно проявляющих себя на занятиях, так и для вовлечения в дискуссию тех, кто предпочитает отмалчиваться из-за стеснительности или по другим причинам.

Подведение итогов. Оно осуществляется сначала желающими высказаться из аудитории, а затем самим преподавателем, ведущим занятие. Он дает оценку выводам подгрупп и отдельных участников, а также всему ходу дискуссии. Одновременно формулируются и обосновываются варианты действий, которые не были предложены, допущенные ошибки, если такие были, и выделяются особенно продуктивные решения.

− были продемонстрированы адекватные аналитические методы для обработки информации ;

Этот метод можно регулярно использовать практически по любой теме обучения, причем как до начала чтения лекции, так и в ее процессе, и в конце, для проверки усвоения материала. Ситуации могут быть применены самостоятельно и на семинарах и практических занятиях. Применение микроситуаций по типу «Ваши действия?» создает для преподавателя возможность внести в учебный процесс элементы творчества, а от обучаемых требует новых самостоятельных выводов и обобщений, заостряет их внимание на изучаемом материале.

При планировании учебного процесса должны быть предварительно найдены резервы времени для обучения с использованием кейс-метода без снижения качества теоретической подготовки. В связи с этим целесообразно обеспечить каждого студента качественными учебными пособиями по модулям курсов. Преподаватели отмечают также необходимость изменения норм учебно-методической нагрузки при использовании кейс-метода.

Специфика планирования учебного процесса с использованием кейс-метода проявляется, прежде всего, при разработке программ учебных дисциплин . Эта работа имеет много общего с аналогичной работой при традиционном обучении. Вместе с тем при использовании кейсов требуется:

В статье рассмотрены общие особенности разработки кейсов, выбор главных особенностей кейса, структуры плана и текста кейса. Высказано мнение о необходимости учитывать отношение студентов к теме будущего кейса: студентов интересуют те кейсы, в которых они могут видеть себя в позиции лица, принимающего решения в ближайшем будущем. Изучение целей кейса следует начинать с формирования списка всех понятий, теорий, инструментальных средств и методик, представленных в курсе, а также проблем и трудностей, с которыми студент может столкнуться при практическом использовании материала курса. Дается трехмерная характеристика трудностей кейса.

Автор акцентирует внимание на том, что план кейса – это основополагающий документ, определяющий основу и цель кейса, его организацию, информационное наполнение и план завершения. Выделены пять компонентов плана кейса: вводный параграф, краткое описание целей обучения, схема кейса, описанная подзаголовками, перечни необходимых данных, график разработки.

Кратко описаны этапы разработки текста кейса и методической записки.

Качалина, кейс-метода в процессе преподавания дисциплин предметной подготовки студентов педагогического колледжа // Инновации в образовании. – 2009. - № 1. – С. 110-116.

Относясь к интерактивным методам обучения, кейс-метод формирует интерес и позитивную мотивацию, обеспечивает эмоциональную включенность студентов в учебный процесс, эффективно способствует их профессионализации.

Составление кейсов − трудоемкий процесс для преподавателя, но их использование является эффективным средством формирования профессиональных качеств обучаемых. Еще одним безусловным достоинством кейсов является практическая демонстрация и реализация внутрипредметных и межпредметных связей.

Основными источниками содержания кейсов выступают общественная жизнь, в том числе педагогическая практика (сюжет, проблема, фактологическая база), образование (цели, задачи и методы обучения и воспитания), наука (методология). Соотношение этих источников в конкретном кейсе определяет его место в общей типологии кейсов (практические, обучающие, научно-исследовательские).

В статье изложены результаты практического опыта применения кейс-метода в среднем профессиональном образовании (на примере преподавания дисциплины «Теория и методика физического воспитания детей» в педагогическом колледже), описы­вается структура обучающего кейса:

1. Введение: постановка задачи; название учреждения; имена и долж­ности главных персонажей.

2. Проблема (краткое описание с позиций разных участников событий).

3. Материалы для решения (научные, методические, статистические,
нормативные, юридические, литературные и прочие).

Михайлова, и кейс-метод: процесс написания кейса // Школьные технологии: Научно-практический журнал школьного технолога№ 5. – С. 106-116.

Автор отмечает, что среди многих работ, посвященных кейс-методу, практически полностью отсутствуют фундаментальные работы, освещающие технологию написания кейса. Приводится пример разработки в области технологии написания кейса (М. Мюнтер).

Этап 1. Поиск первоначальных условий.

Этап 2. Установление первого контакта.

Этап 3. Сбор информации.

Этап 4. Процесс составления.

Этап 5. Получение разрешения на публи­кацию.

Содер­жание кейс-материала должно соответствовать нескольким пунктам, открытыми известным специалистом в области кейс-ме­тода П. Лоуренсон:

1. В кейсе желательно описывать одно или несколько событий, взятых из реальной бизнес-практики.

2. В кейсе обязательно приводится необ­ходимая информация об организации в це­лом и о людях, работающих в ней.

3. Кейс-материал должен содержать вы­сказывания сотрудников организации относительно рассматриваемой проблемы.

4. Текст кейса не должен быть перегружен биографическими данными сотрудников организации.

Описываются разновидности структуры кейса: временная, сюжетная и разъяснительная структура.

Еремин к обсуждению кейса в аудитории // Инновации в образовании. – 2010. - № 5. – С.

Автор отмечает, что работа студента с конкретным кейсом состоит из трех стадий: индивидуальная подготовка; участие в обсуждении кейса в малой группе; участие в обсуждении в большой группе на занятии в аудитории. Каждая стадия подробно описана; даны рекомендации студентам по индивидуальной подготовке.

Малые группы формируются для того, чтобы дать возможность боль­шему числу студентов высказать свои комментарии и идеи. Даны рекомендации по подготовке к обсуждению кейса в малой группе. Описан ход обсуждения в малой группе. Автор указывает на некоторые общие типы проблем, возникающих в малых группах при обсуждении кейса: неправильное распределение времени, недостаточная подготовка, межличностные проблемы, недостаточная фиксация согласия, даны рекомендации по решению указанных проблем.

Представлена последовательность действий преподавателя по подготовке к обсуждению кейса в аудитории.

Еремин этап анализа учебных кейсов и оценка работы студентов при использовании кейс-метода // Инновации в образовании. – 2010. - № 8. – С. 120-141.

В статье рассмотрены особенности подготовки и проведения обсуж­дения кейса на занятии в большой группе, оценка работы студентов по итогам такого обсуждения, особенности написания эссе по наиболее рас­пространенным типам кейсов, а также проблема оценки студенческих эссе.

Раскрываются особенности обсуждения кейса на занятии большой группы. Описываются типовые этапы обсуждения: в аудитории до начала обсуждения, «разминка», обсуждение, завершение обсуждения.

указывает на проблему оценки участия студентов в обсуждении кейса, так как она формируется с учетом многих факторов. В частности, не­обходимо учитывать промежуточные результаты, активность и повторные выступления студентов. Поэтому при учете участия студента в обсужде­нии кейса нецелесообразно использовать традиционную четырехбалль­ную систему оценивания. Необходимо оценивать студента за содержательную активность, составляющие которой описаны в статье.

Батоврина -стади как метод обучения специалистов в области управления // Педагогические науки. – 2009. - № 1. – С. 138-140.

Обучение с использованием метода конкретных ситуаций позволяет студентам применить полученные теоретические знания на практике, развить навыки и способности, необходимые для успеш­ного осуществления управленческой деятельности: умение принимать решения, работать в команде, планировать и др. Суть данного метода заключается в рассмотрении студентами конкретных проблем из прак­тики современных организаций и формулировании их решений.

Важнейшей задачей при подготовке к использованию метода конкретных ситуаций для обучения специа­листов в области управления становится отбор ситуаций с учетом интересов обучающихся. Автор указывает, что одним из способов решения данной задачи может стать определение контуров проблемной ситуации пре­подавателем с предоставлением возможности студентам дополнить и изменить параметры ситуации с учетом собственных профессиональных интересов.

В статье представлены результаты данного подхода, который был апробирован в гг. при подготовке ситуаций по курсу «Управление персоналом» для студентов, обучающихся по программе второго высшего образо­вания на факультете государственного управления МГУ имени. В ходе апро­бации подхода были подготовлены четыре проблемные ситуации по ключевым темам курса: «Подбор персонала», «Мотивация персонала», «Оценка персонала» и «Развитие персонала».

Автор приходит к выводу, что использование данного подхода дает возможность повысить эффективность применения метода конкрет­ных ситуаций для обучения как уже состоявшихся, так и будущих руководителей, расширить возможности обучающихся по применению полученных знаний для решения реальных прак­тических проблем. Очевидно, что его использование возможно не только в рамках курса «Управление персоналом», но и в рамках целого ряда иных курсов и спецкурсов для студен­тов управленческих специальностей − менеджмента, маркетинга, организационного поведе­ния, связей с общественностью и др.

Панина способы активизации обучения: учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Академия, 20Высшее профессиональное образование). – С. 92-102.

Раскрывается понятие «кейс-метод», его возможности в профессиональном обучении. Кейс-метод (Case study) – это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации в фирме. Кейс-метод рассматривается как синергетическая технология. Обосновывается необходимость внедрения кейс-метода в практику образования. Перечисляются источники формирования кейса. Определяются условия, которые нужно учитывать при составлении описания конкретной ситуации. Рассматриваются этапы технологической деятельности преподавателя при использовании кейс-метода. Подробно описываются этапы работы над ситуацией в аудитории: 1) введение в кейс; 2) анализ ситуации; 3) презентация решений по кейсам; 4) общая дискуссия; 5) подведение итогов. По мнению авторов, кейс-метод должен использоваться в органическом единстве с другими методами обучения. Даются рекомендации по сочетанию кейс-метода и деловой игры , «мозгового штурма», моделирования; приводятся советы по использованию дискуссии в кейс-методе.

Панфилова педагогические технологии. Активное обучение: учеб. пособие для студентов вузов по специальностям "Педагогика и психология" и "Педагогика". - М.: Академия, 20Высшее профессиональное образование). – С. 37-56.

Метод кейс-стади рассматривается как одна из технологий анализа ситуаций для активного обучения (action learning). К таким технологиям, по мнению автора, относятся: метод ситуационного анализа, включающий анализ конкретных ситуаций, метод ситуационного обучения – кейс-стади, метод кейсов, метод «инцидента», метод анализа критических прецедентов, метод проигрывания ролей, игровое проектирование. Перечисляются цели технологии анализа ситуаций, а также метакомпетентности, формирующиеся при применении анализа ситуаций. Описываются предпосылки для анализа, содержащиеся в учебной ситуационной задаче. Рассматриваются конкретные и базовые ситуации, а также такие виды ситуаций, как стандартная, критическая и экстремальная. По характеру освещения, подачи материала выделяются ситуации-иллюстрации, ситуации-оценки и ситуации-упражнения.

Описывается метод ситуационных упражнений, ситуационных задач. Перечисляются признаки ситуационной задачи, отличающей ее от конкретной ситуации.

Рассматривается метод ситуационного обучения (кейс-стади) как конструирование дизайнов единичных и множественных случаев. Приводятся признаки данного метода, описываются разновидности ситуации, характеризуются положения, лежащие в основе метода. Дается характеристика разновидностей аналитической деятельности, необходимой для осмысления ситуации. Предлагаются средства поддержки эмоционального напряжения в игровых группах для эффективности проведения занятии с помощью кейс-стади. Описываются этапы рассмотрения ситуаций.

Как разновидность метода кейс-стади рассматривается метод анализа кейсов – наиболее приемлемая интерактивная технология для краткосрочного обучения, направленная скорее на формирование новых психологических качеств и умений, чем на усвоение знаний. Указываются принципы разработки и реализации кейсов в учебном процессе.

Рассматривается также метод анализа инцидентов – случай, происшествие, столкновение, обычно неприятного характера. Отличается от метода кейсов тем, что его цель – поиск информации для принятия решений самим обучаемым и научение его поиску необходимой информации. Описываются возможные формы организации занятия, а также достоинства метода «инцидента».

Охарактеризован метод анализа критических инцидентов. В его основе лежит предположение, что более глубокого понимания всех обстоятельств можно достичь с помощью подробного анализа одного определенного аспекта ситуации, так называемого критического инцидента (события или случая, который явным образом повлиял на результаты работы). Метод интервью по критическим инцидентам представляет собой процедуру сбора наблюдаемых инцидентов, которые являются наиболее важными или «критическими» для эффективной работы. Описываются этапы интервью: подготовка, определение рабочих целей интервьюируемого, выяснение общего представления об инциденте, выяснение контекста, в котором инцидент произошел, выяснение роли интервьюируемого инциденте, создание схемы инцидента, окончание интервью.

Рассматривается метод проигрывания ролей (инсценировки), или метод «разыгрывания» ситуаций в ролях. Его цель – воссоздать перед аудиторией правдивую управленческую или социально-психологическую ситуацию и затем дать обучающимся возможность оценить поступки и поведение участников игры – исполнителей.

Гурьянова технологии обучения − основа качества образования // Качество. Инновации. Образование. − 2010. − № 2. − С. 12-17.

В статье рассматривается актуальная для высшей школы России тема – улучшение качества образования на основе инновационных технологий обучения. Среди перспективных и результативных нетрадиционных форм проведения занятий, появившихся в российской высшей школе не так давно, автор исследует анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода. Перечисляются этапы технологии проведения анализа деловых ситуаций на основе кейс-метода: 1) определение цели занятия по анализу деловой ситуации. Знакомство с ситуацией, ее особенностями; 2) выделение ключевых проблем, авторов и персоналий, которые могут реально действовать; 3) «мозговая атака»; 4) анализ последствий принятия того или иного решения; 5) предложение одного или нескольких вариантов рения проблем из деловой ситуации; 6) рефлексия. Подробно описывается этап «мозговая атака». Автор приходит к выводу, что анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода – инновационная технология обучения, значительно улучшающая качество образования и способствующая эффективности образовательного процесса.

Бреева преподавателя и студента в процессе обучения // Педагогические науки№ 6. - С. 107-108.

Наиболее распространенными формами сотрудничества преподавателя и студентов являются следующие: совместное выполнение студентами заданий, предложенных преподавателями; мозговой штурм; полилогическое обсуждение; кейс-стади.

В настоящее время существует две классических школы кейс-стади: Гарвардская и Манчестерская, соответственно американская и западноевропейская. Их отличие в том, что американские кейсы большие по объему, а в Западной Европе кейсы в 1,5-2 раза короче. Кроме того, гарвардские кейсы предлагают поиск единственно верного решения, тогда как в американской школе решения многовариантны. Описывается методика проведения занятий с использованием кейса в Манчестерской школе бизнеса.

Максимов России в Пикалёво // Социологические исследования№ 4. - С. 42-53.

В статье с применением метода кейс-стади анализируются события в г. Пикалево, в которые вовлечены субъекты (акторы) от наемных работников до председателя правительства. Анализируются типичные и специфические черты действий (взаимодействий) социальных акторов, изменения в их поведении, факторы различного уровня и характера. По мнению автора, таково свойство кейсов: отражать, как в капле, весь или почти весь океан общественной жизни. Сегодня, когда социологи ограничены по тем или иным причинам в проведении масштабных исследований, анализ случаев может выступать вполне приемлемой альтернативой. Отражение всей России – красная нить представленного кейса: в нем вышли на арену и сыграли свою роль почти все действующее лица общества в типичных обстоятельствах. Источниками информации служат интервью с работниками различных социально-профессиональных групп, анализ документов, публикаций.

Еремин учебной работы с использованием кейс-метода // Инновации в образовании№ 4. - С. 77-90.

Рассмотрены следующие стороны обеспечения учебной работы с использованием кейс-метода: повышение квалификации преподавателей, правовое обеспечение создания и использования кейсов в учебном процессе, планирование учебного процесса с использованием кейс-метода, формирование фонда кейсов.

При планировании учебного процесса должны быть предварительно найдены резервы времени для обучения с использованием кейс-метода без снижения качества теоретической подготовки. В связи с этим целесообразно обеспечить каждого студента качественными учебными пособиями по модулям курсов. Преподаватели отмечают также необходимость изменения норм учебно-методической нагрузки при использовании кейс-метода.

Специфика планирования учебного процесса с использованием кейс-метода проявляется прежде всего при разработке программ учебных дисциплин. Эта работа имеет много общего с аналогичной работой при традиционном обучении. Вместе с тем при использовании кейсов требуется:

− определить цели, для достижения которых необходимо использование кейсов;

− определить относительную величину аудиторного времени, связанного с анализом кейсов;

− указать разделы учебной дисциплины, при изучении которых должны использоваться кейсы, и конкретные кейсы, имеющие отношение этим разделам;

− указать дидактическую направленность работы с конкретными кейсами (подведение студентов к необходимости использования теории, методов, инструментальных средств; подготовка к последующей работе с кейсами);

− определить часть общего времени студентов, выделенную для работы с кейсами, включая самостоятельную работу и обучение другими лицами;

− определить, как будет оцениваться работа студентов с кейсами и работа по учебной дисциплине, использующей кейсы.

При определении целей учебной дисциплины необходимо прежде всего учитывать направление подготовки и особенности студентов. Цели существенно различаются при наличии или отсутствии у студентов опыта работы с кейсами.

В программе должны быть запланированы не только кейсы, но и самостоятельное изучение дополнительных материалов, а также сбор дополнительной информации. Все это должно быть учтено как время, необходимое для самостоятельной подготовки студентов к анализу кейсов.

Фонд кейсов конкретного вуза должен формироваться как из отечественных, так и из зарубежных источников. Наряду с этим могут использоваться кейсы, разработанные в этом вузе. В настоящее время Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета реализует некоммерческий проект «Российский ресурсный центр учебных кейсов». Центр представляет собой электронную библиотеку учебных кейсов, содержащих методически структурированные описания кейсов, заимствованных из реальной практики бизнеса. Описываются другие базы данных кейсов.

Создание кейсов и их использование в образовательном процессе на правовой основе ГК РФ требует тщательного документального оформления прав на использование кейсов, обеспечения прав и гарантий авторов-разработчиков этих дидактических средств, а также соблюдения этих прав работодателями и обучающимися.

Поведенный анализ вопросов, связанных с внедрением кейс-метода в высшей школе России, позволяет сделать некоторые общие выводы:

− усложняется планирование учебного процесса;

− внедрение кейс-метода будет расширяться при переходе к обучению на основе ФГОС ВПО;

− целесообразно изменение соотношения объемов учебной и учебно-методической работы преподавателей;

− большой объем работ должен быть выполнен вузами (повышение квалификации преподавателей, планирование учебного процесса с применением кейс-метода, формирование фонда кейсов, методическое обеспечение принципиально новой для большинства вузов формы организации учебного процесса).

Кейс-технологии в учебном процессе // Народное образование№ 2. - С. 172-179.

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, главное предназначение которой – развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с информацией. Автор выделяет такие методы кейс-технологий, как метод ситуационного анализа, метод инцидента, метод ситуационно-ролевых игр, метод разбора деловой корреспонденции, игровое проектирование, метод дискуссии. В статье дана краткая характеристика каждого метода, показана возможность использования кейс-технологий в школьной практике.

Итоги работы с учебной ситуацией можно представить как в письменной, так и в устной форме. Презентация результатов анализа кейса может быть групповой и индивидуальной. Отчет может быть индивидуальным или групповым в зависимости от сложности и объема задания. Индивидуальная презентация формирует чувство ответственности, собранность, волю; групповая – аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект.

При оценке публичной презентации преподаватель обращает внимание:

− на выступление, которое характеризует попытку серьезного предварительного анализа (правильность предложений, подготовленность, аргументированность и т. д.);

− круг вопросов, которые требуют углубленного обсуждения;

− демонстрация умения логически мыслить, если точки зрения, высказанные раньше, подытоживаются и приводят к логическим выводам;

− предложение альтернатив, которые раньше оставались без внимания;

− предложение определенного плана действий или плана воплощения решения; определение существенных элементов, которые должны учитываться при анализе кейса;

− заметное участие в обработке количественных данных, расчетах;

− подведение итогов обсуждения.

Анализ кейса, сделанный учеником при непубличной (письменной) презентации можно считать удовлетворительным, если:

− было сформулировано и проанализировано большинство проблем, имеющихся в кейсе;

− проведено максимально возможное количество расчетов;

− были сделаны собственные выводы на основании информации о кейсе, которые отличаются от выводов других учеников;

− были продемонстрированы адекватные аналитические методы для обработки информации;

− составленные документы по смысл и содержанию соответствуют требованиям;

− приведенные в итоге анализа аргументы находятся в соответствии с ранее выявленными проблемами, сделанными выводами, оценками и использованными аналитическими методам.

Примерный алгоритм последовательности действий учителя при использовании кейс-технологий:

− выдача домашнего задания учащимся;

− определение сроков выполнения задания;

− ознакомление учащихся с системой оценивания решения кейса;

− определение технологической модели занятия;

− проведение консультаций;

− работа над ситуацией в классе;

− вступительное слово учителя; постановка основных вопросов, при необходимости распределение учащихся по малым группам (по 4-6 человек в каждой);

− организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;

− презентация решений в малых группах;

− организация общей дискуссии;

− обобщающее выступление учителя, его анализ и оценивание.

Составитель: , к. ф.н., специалист ОСиМСОП, специалист ОСиМСОП.