Социальный статус человека в обществе. Позиция человека в обществе с определенным набором прав и обязанностей

  • 08.09.2019

Всевозможные роли человека в обществе как личности не могут возникнуть без соответствующего предопределяющего фактора. В этом случае им выступает положение личности в социуме, представляющим собой сложнейшую систему. При этом разобраться в том, что такое социальный статус, как он связан с предыдущими аспектами, довольно просто.

Роль человека в обществе

Любой современный житель наделён множеством прав и обязанностей, а значит, и некоторым числом определённых ролей. Если речь идёт о ребёнке, то его главными функциями будут те, которые входят в круг обязанностей в семье, школе, общественном транспорте, в кружках и т. д. Если рассматривать социальный статус женщины, то ей свойственно одновременно выполнять роли жены, матери, дочери, сотрудницы, студентки, покупательницы, подруги и находиться в других, не менее важных ипостасях. Однако нельзя отрицать тот факт, что было бы как-то странно и неестественно видеть взрослого состоятельного мужчину сидящим за школьной скамьёй, а первоклассника – за рулём троллейбуса. Такие действия идут вразрез с соответствующим положением, занимаемым человеком в окружающем мире.

Определение социального статуса

Социальным статусом называется позиция личности в общественной системе – социуме, которая предопределяется наличием соответствующих возможностей, интересов, знаний, прав и обязанностей. Как правило, самодостаточный полноценный человек обладает несколькими статусами одновременно, реализуя их составляющие на протяжении всей жизни.

Среди комплексного статусного набора можно выделить так называемый суперстатус, который является главным показателем интеграции личности в общество. Нередко именно этим критерием считают профессию, место работы или основной род занятости. Знакомясь с человеком, мы практически всегда задумываемся о том, чем же незнакомец зарабатывает себе на жизнь.
Остальные качества и свойства индивидуума также вызывают интерес. Хотя решающим фактором могут быть и другие моменты, среди которых национальная, религиозная или расовая принадлежность, сексуальная ориентация, прошлый жизненный опыт или наличие судимостей.

Разновидности положения в обществе

Пытаясь распознать, что такое социальный статус, следует ознакомиться с его классификацией. Любое положение индивидуума в жизни общества можно отнести к двум основополагающим типам. Первый вид представляет собой постановки, предписанные человеку независимо от его желания, возможностей и финансовых составляющих. К ним относят пол, место рождения, национальные признаки, этническое происхождение. Второй тип – это достигаемый социальный статус или приобретённый, как нередко о нём говорят. Именно от желания и способностей человека напрямую зависит достижение ним поставленных целей и вершин. Ведь мужьями, лидерами, докторами наук, футболистами, писателями или инженерами не рождаются, ими становятся.

Предписанный социальный статус

Современная система общества – это весьма сложное функционирующее образование, институты которого перестают работать в случае невыполнения любой личностью массы обязанностей, обозначенных отношениями в отдельных социальных группах. С целью единогласного согласованного выполнения обязанностей предписанного статуса с самого рождения человек проходит долгий путь подготовки и обучения к исполнению установленных ролей. Начальный этап формирования личности проходит в раннем детстве согласно дополнительным критериям, которые зачастую служат формулой достижения успеха в будущем. Возрастные и половые критерии служат основой для ролевых предписаний в социуме. Следом за ними идут расовая, национальная принадлежность, а также религиозные и классовые градации.

Первым ролевым обучением, которое продолжается в детском периоде, являются некоторые процессы социализации в зависимости от пола. В дальнейшей жизни они окажут огромное влияние на формирование и особенности социального статуса уже состоявшегося взрослого человека. Например, с момента рождения девочкам уготованы розовые распашонки, множество кукол и принцесс. Юных девушек постепенно готовят к взрослой жизни, обучая кулинарным хитростям и секретам поддержания домашнего очага. Маленьких леди не принято растить в мальчишеском стиле. И хотя такой тип воспитания иногда можно встретить, преимущественно его считают дурным тоном.

Особенности предписанного статуса

Что касается обучения мальчиков, то в зрелом возрасте оно демонстрирует последствия воспитательного процесса, который можно смело отнести к противоположному типу. С самых ранних лет они знают, что лучше быть сильным, чем слабым, ведь им предстоит защищать робких девочек, а затем стать опорой и сильным плечом всей своей семьи. Такие методы, способствующие формированию личности, определяют в будущем и разные социальные статусы мужчин и женщин.

Следует отметить то, что множество современных профессий являются актуальными для представителей обоих полов. Некоторые работы доступны для выполнения женщинами, к тому же они могут справиться с ними не хуже мужчин, и наоборот. К примеру, в некоторых государствах на должность домашней прислуги в обеспеченных домах девушек не берут. В частности, на Филиппинах выполнять секретарскую работу принимают только мужчин, при том, что некоторые тяжёлые работы в сельскохозяйственной отрасли поддаются преимущественно слабой половине человечества.

Приобретённое положение в обществе

Что такое социальный статус, можно понять и через призму достигнутых результатов. Каждой личности предоставляется широкий выбор возможностей, обусловленных предписанными статусами. Приобрести новое положение в обществе каждая личность может, используя свои индивидуальные способности, предпочтения, исполнительность или, как это ни странно, везение. Ведь Майкл Янг, знаменитый британский социолог, вполне удачно смог сформулировать подобный феномен. Он говорил о том, что важные титулы королей, лордов и принцесс – это предписанные социальные статусы, которые закреплены за индивидуумом вне зависимости от приложенных им усилий ради достижения высоких рангов.

Приобретённый социальный статус человека в обществе не даётся с рождения, завладеть соответствующим положением могут только лица, подходящие для этого. Не все люди, появившиеся на свет в мужском обличии, могут приобрести статус мужа или отца. Автоматически этого не произойдёт – всё зависит от поступков, поведения и отношения к жизни конкретного индивида. Становление желаемого статуса происходит с помощью использования таланта, желания, целеустремлённости и активной позиции.

Преобладающее значение социальных статусов

Зачастую в традиционных социумах предписанные статусы являются определяющими, поскольку дальнейший род деятельности и соответствующее занятие конкретного общественного места зависит от многих факторов, связанных с моментом рождения. Мужчины часто стараются быть похожими на своих отцов, дедов, подражая им и желая перенять их навыки в профессиях, знакомых с самого детства. К тому же по своей природе мужчина – охотник, рыбак и воин. Естественно, в прямом смысле реализовать эту часть мужского предназначения в индустриальных обществах достаточно сложно, но имея свободу в выборе занятий для достижения того или иного положения, перед нынешними «добытчиками» открываются невероятные возможности.

Расстановка в обществе по социальному статусу

Для благополучного функционирования общественной системы требуется достаточный уровень мобильности трудовых ресурсов, что приводит к приоритетной выраженности ориентирования на личные характеристики индивидуумов, на смену одного статуса другим приложенными усилиями. Между тем движение по статусной лестнице вверх находится под постоянным контролем всего социума с целью соблюдения принципов справедливости, которые позволяют приобрести высокое положение в обществе только тем людям, кто смог проявить себя по-настоящему. Тем, кто не смог найти свою успешную «среду», придётся заплатить неконкурентоспособностью и несостоятельностью в новых ролях.
Отсюда следует огромная численность людей, которые находясь в сложившейся ситуации, не испытывают чувства удовлетворения.

Как достигнуть высокого места в обществе?

Осознать, что такое социальный статус высокого уровня и как пользоваться его привилегиями, сможет лишь человек, прошедший долгий и нелёгкий путь. Случается и так, что приобретённое положение в дальнейшем обязывает индивида к свершению изменений не только в трудовой деятельности, но и в повседневной жизни, месте проживания, кругу знакомых и друзей. Когда личности приходится встретиться лицом к лицу с трудностями, значительно удалёнными от опыта предков в силу существенных различий между её социальным статусом и общественным положением родителей, процесс принятия новых ролей предопределяется возникнувшим статусом.

Идеальным обществом принято считать то, где преобладающее число социальных статусов является приобретёнными. Разве не справедливо, если каждый человек найдёт своё место под солнцем и будет стремиться к нему, доказывая это своими способностями, трудом или талантом? Кроме того, возможность успешно проявить себя предоставляет шанс на оправдание каких-либо существенных недостатков.

Абсолютно противоположной картиной является общество, где в большинстве случаев положение в социуме предписывается, а человек не ожидает повышения своего статуса, не прикладывает к этому даже малейших усилий. Люди, зарабатывающие небольшие деньги, занимаясь непрестижным трудом, не ощущают себя виноватыми в том, что имеют низкий социальный статус. Не сопоставляя сложившегося положения дел с ситуацией у других, более амбициозных и стремительных людей, такой индивид не угнетён чувством недовольства, ненадёжности или страха что-либо потерять.

  • От чего зависит положение человека в обществе?
  • Сколько у человека может быть социальных статусов?
  • Какой социальный статус главный?

Социальные роли человека существуют не сами по себе. Они соответствуют положению человека в обществе. Школьник выполняет роли ученика, сына или дочери, брата или сестры, внука, пассажира автобуса, покупателя в продовольственном магазине, участника ансамбля народного танца и т.д.

Но было бы странно, если бы пятиклассник, например, защищал дипломную работу или расплачивался в салоне, покупая дорогой автомобиль. Эти действия не будут соответствовать положению ученика в обществе, т. е. его социальному статусу.

Социальные «параметры личности»

Положение человека в обществе зависит от его прирождённых и приобретённых качеств. Прирождённые качества - рост, физическая сила, цвет глаз, размеры тела, полнота или худоба, темперамент, умственные способности, половозрастные различия и т.д. Если агрессивность - врождённая черта человека, то почти наверняка между людьми будут конфликты.

    Советуем запомнить!
    Темперамент - индивидуальные свойства человека, характеризующиеся прежде всего быстротой возникновения чувств и их силой. Темперамент проявляется также и в особенностях движений человека.

    Дополнительное чтение
    Наблюдая за людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы обращаем внимание на различия в их поведении. Одни - быстры и порывисты в движениях, другие - медлительны, спокойны, невозмутимы и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте, присущем человеку от рождения. Существует четыре основных типа темперамента.
    Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным.
    Холерик - быстрый, порывистый, с резко меняющимся настроением, невыдержанный, конфликтный.
    Сангвиник - энергичный, жизнерадостный, общительный человек с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события. Он очень успешен в работе, когда ему интересно.
    Меланхолик - человек чувствительный и легкоранимый, он доброжелателен к людям и проявляет максимум сочувствия.

Понаблюдайте за собой и попробуйте определить тип своего темперамента. Возможно, вы найдёте у себя черты разных типов темперамента.

Приобретённые качества - самостоятельность, трудолюбие, ответственность, характер, сила воли, умение общаться с людьми, доводить начатое дело до конца и др.

    Дополнительное чтение
    В отличие от темперамента характер не является врождённым. Он в основном формируется по мере взросления человека, к врождённым чертам добавляются приобретённые, главным образом нравственные качества.
    О характере человека говорят в тех случаях, когда им проявляются положительные или отрицательные качества.
    Положительные качества: трудолюбие, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, общительность, чуткость, отзывчивость, чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, аккуратность, бережливость, щедрость и др.
    Отрицательные качества: лень, безответственность, пассивность, чёрствость, бездушие, грубость, презрение к людям, самомнение, заносчивость, обидчивость, эгоизм, безалаберность и др.

Составьте перечень своих положительных и отрицательных черт характера. Объясните свой выбор. Что в своём характере вы бы хотели изменить?

Приобретённые качества ещё называют социальные «параметры личности». Они приобретаются в обществе, в отношениях с другими людьми и влияют на социальный статус человека.

Какие врождённые и приобретённые качества важны для спасателя, предпринимателя, балерины? Своё мнение обоснуйте.

    Советуем запомнить!
    Социальный статус - социальное положение человека в обществе.
    Социальное положение - характеристика человека по следующим позициям: пол, возраст, образование, профессия, экономическое (материальное) положение, политические возможности.

Человек занимает определённое социальное положение в обществе в зависимости от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством.

Социальное положение школьника

Давайте попробуем описать с разных сторон социальное положение школьника.

В чём особенности социального положения школьника в сравнении со взрослыми? Свой ответ обоснуйте.

Вы ещё только получаете образование, у вас нет профессии, вы зависите материально от родителей. Как ребёнок вы окружены заботой и вниманием старших. Значит, ваше положение - положение человека опекаемого. И в этом качестве вас наделили множеством прав, которые защищает государство через свою судебную систему. Каждый ребёнок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства.

Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Учитывать мнение ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязательно, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Школьник имеет право выбирать учебное заведение, кружки и секции по своему усмотрению.

    Дополнительное чтение
    Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) - международная организация, помогающая детям в более чем 150 странах мира. В России ЮНИСЕФ работает с 1997 года. Основная цель работы фонда в нашей стране - защита прав ребёнка, поддержка прав детей на безопасное и здоровое детство, содействие развитию молодёжи и её активному участию в общественной жизни, содействие формированию общества, в котором каждый ребёнок имеет право на развитие и участие в процессе принятия решений, непосредственно влияющих на его жизнь.

Расскажите о деятельности Детского фонда ООН, используя текст учебника и материалы сайта unicef.ru. Почему дети нуждаются в особой защите? Как это связано с вашим социальным положением?

Права, обязанности и ответственность

Социальное положение человека закреплено не только его правами, но и обязанностями (необходимостью выполнять что-либо).

У родителей есть обязанность воспитывать своих детей, защищать их интересы и права, заботиться о здоровье. Учителя передают вам новые знания и занимаются вашим воспитанием, администрация школы организует весь процесс обучения, а вы обязаны хорошо учиться.

После наступления совершеннолетия (18 лет) вы получаете право голосовать на выборах, превращаетесь в полноправных и политически активных граждан. С этого момента вы перестаёте быть детьми и переходите в категорию взрослых.

Таким образом, каждый статус характеризуется определёнными правами и обязанностями.

Выполняя те или иные обязанности, человек несёт перед другими определённую ответственность. Сапожник обязан в срок и с высоким качеством доставить свою продукцию заказчику. Если этого нет, он должен быть как-то наказан, может пострадать его репутация либо его могут привлечь к суду.

    Интересные факты
    В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Такова одна из форм проявления ответственности.
    В Древнем Риме, если пациент умирал во время операции, врачу отрезали руки.
    В Российской империи инженер, руководивший строительством железнодорожного моста через реку, стоял под ним в лодке, когда по мосту проходил первый поезд.

Права человека неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Так, статус наследника царского престола или известного телеведущего обязывает вести образ жизни, отвечающий представлениям общества о должном поведении этих людей.

Многообразие социальных статусов

У одного человека много социальных статусов - он, к примеру, русский (национальный статус), россиянин (статус гражданина), мужчина (пол), средних лет (возраст), православный (религиозный статус), программист (профессиональный), москвич (территориальный), женатый (брачный статус), отец (семейный), болельщик «Спартака» (досуговый), охотник (досуговый), штангист (спортивный), лидер (групповой статус) и т.д.

За каждым статусом скрыта одна или несколько социальных ролей. Так, отец выступает по отношению к своим детям в роли кормильца, воспитателя, товарища по играм.

Если статус - положение в обществе, то роль - модель поведения, соответствующая данному статусу. Статус короля предписывает ему вести совсем иной образ жизни, нежели ведут обычные граждане. Ролевая модель, соответствующая данному статусу, должна оправдать надежды и ожидания его подданных. В свою очередь и подданные, как им велят их статус и ранг, должны действовать в чётком соответствии с набором норм и требований.

Но у любого человека есть один главный статус. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. В современном обществе это, как правило, профессия - занятие, за которое человеку платят деньги.

Для некоторых людей главным статусом выступает инвалидность. Она определяется состоянием здоровья и соответствующими правами, которыми инвалида наделяет государство.

    Подведём итоги
    Положение человека в обществе - социальный статус - определяется его приобретёнными и прирождёнными качествами; зависит от образования, профессии, материального положения, пола и возраста, возможности участвовать в управлении государством. У каждого человека много социальных статусов и социальных ролей. Статусы и роли человека меняются от возраста к возрасту.

    Основные термины и понятия
    Социальный статус, социальное положение, ответственность, темперамент, характер.

Проверьте свои знания


Практикум

  1. Выберите одного из ваших любимых литературных или киногероев и опишите его социальное положение.
  2. Опишите своё социальное положение с разных позиций: пол, возраст, образование и т.д.
  3. Какой социальный статус для вас является главным? Почему?
  4. Как вы понимаете, что такое социальные «параметры личности»? Свой ответ обоснуйте.
  5. Объясните значение следующих понятий: «социальный статус», «социальное положение», «ответственность».
  6. Каким образом права подростка раскрывают его социальное положение?

Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня приготовил классный материал о том, что такое социальный статус. Эту тему необходимо знать всякому сдающему ЕГЭ по обществознанию, потому что она является базовой для понимания как социальной сферы, так и других сфер. В прошлом посте мы разбирали . Но тема столь нужная, что решил написать отдельный пост.

Понятие социального статуса

Социальный статус — это фиксированное положение человека в обществе. Очень простое определение. Общество представляет собой слоеный пирог из социальных страт. Каждый человек занимает в той или иной стране фиксированное положение, которое можно однако изменить.

Например, статус ученика в школе. Ученик может быть первоклашкой (первоклассник), 10-классником или выпускником школы. Каждый из этих статутов предполагает свое положение в школе и в обществе. К выпускнику школы гораздо больше требований со стороны педагогов, чем к первокласснику, больше ответственность.

Статус ребенка подразумевает, что дитя должно слушаться родителей, ходить в детский сад, школу, познавать мир, и выполнять свои домашние обязанности.

То же самое относится к других сторонах жизни общества. На любом предприятии есть специалисты, которые работают здесь уже по 10-20 лет. А есть стажеры, принятые на работу недавно. У стажера и специалиста разная доля ответственности, разные функции.

Преподаватель должен формировать у своих учеников необходимые для их профессиональной жизни компетенции. Шофер — нормально водить автобус или машину, чтобы пассажиры не чувствовали себя так, как будто едут в скотовозке и.т.д.

Кроме обязанностей статус наделяет своего владельца и правами. Например, если ты водитель автобуса твой ежегодный отпуск должен быть не менее 35 дней, а если преподаватель — то не менее 56-ти 🙂

Таким образом, статус имеет следующие характеристики: объем обязанностей по отношению к обществу, объем прав, статусные символы (например у военных), свою социальную роль.

Виды социальных статусов

С целью более подробного освещения данной темы взял из своих закромов вот такую инфокарту:

Скачать эту инфокарту в натуральном размере

Если разбираться с видами статусов, то думаю, тоже всё понятно.

Основной или главный социальный статус — тот, который для тебя в твоей жизни значим. Ясно, что если ты звезда Голливуда, как Мэт Дэймон (показан на инфокарте), то ты от него уже никуда не денешься. Твоя жизнь будет связана с ним. Если ты врач, то ясно и понятно, что твоя основная занятость — по лечению пациентов.

Второстепенный - меняем несколько раз в день: пассажир автобуса, покупатель в магазине и пр. Само собой с ним мы себя гораздо слабее идентифицируем, чем в с главным социальным статусом. К примеру, когда ты выходишь на улицу, ты не почувствуешь себя пешеходом, пока не дойдешь до светофора.

Аскриптивный — который тебе присваивается независимо от твоего желания и твоей воли. Родился в башкирской семье — будешь башкиром, родился в бурятской — будешь бурятом. Родился мальчиком - будешь эээ... ну в большинстве случаев мальчиком, родилась девочкой скорее всего ей и останешься 🙂

Достигаемый социальный статус — который ты достигаешь по ходу жизни. Он может быть профессиональным, основным и пр.

Смешанный статус — присваивается тогда, когда твое положение на социальной лестнице непонятное. Возможно ты стал люмпеном или социальным аутсайдером. Для ознакомления с этими терминами прочти статью . Примеры: поколение pepsi, поколение большого пальца..., ну это когда ты постоянно жмешь на кнопки своего телефона, чтобы твой большой палец стал более приплюснутым.

Ребенок твой родится с уже нормальным приплюснутым пальцем, чтобы удобнее было на телефон нажимать 🙂 Вот и получается поколение большого пальца.

Личный социальный статус тот, который ты получаешь в социальной группе. Обычно он может быть как формальным (менеджер направления, директор, бригадир и пр.), так и неформальный (водолаз, очкарик — тот кто носит очки; мачо, чувак, чувиха, бомж, бич, лузер, здравый или нездравый - теремное).

Надеюсь тема стала понятнее. Оформи подписку на новые статьи, поделись этим материалом с друзьями в социальных сетях!

С уважением, Андрей Пучков

В повседневных разговорах слово “статус” используется для обозначения позиции индивидуума, определяемой его экономическим положением, влиянием и престижем. Однако социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах. Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный - все это статусы.

Статус сравнивали с готовым костюмом. В определенных рамках будущий покупатель выбирает ткань и фасон. Однако русский человек не может выбрать одежду африканского шамана или индийского раджи: он будет исходить из того, что имеется в русской культуре. Более того, наш выбор ограничивается размером и нашими финансовыми возможностями. Сделав выбор в данных рамках, мы можем внести некоторые изменения. Но купить мы все-таки можем лишь то, что нам предлагает торговля. Статусы тоже поступают готовыми, и диапазон выбора здесь ограничен. Общества обычно лимитируют конкурентную борьбу за статус в зависимости от пола и возраста человека, его социальной принадлежности. Например, если смотреть на вещи реально, не каждый русский может быть избран президентом. Женщины, национальные меньшинства и представители низших слоев общества с самого начала сталкиваются с серьезными препятствиями в борьбе за более высокий социальный статус. Эти наблюдения подводят нас к рассмотрению приписываемого и достигнутого статуса.

Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным). Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол. Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста. Расовая принадлежность, религия, семья и социально-экономическое положение также являются общепринятыми основаниями для определения статуса того или иного лица.

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Ни одно общество не может игнорировать различие индивидуальностей, поэтому успех или неудача отдельного человека отражается в придании ему определенного статуса на основе конкретного достижения. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, милиционер, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист - все это примеры достигнутого статуса.

Некоторые из наших статусов превалируют над другими статусами как в нашем сознании, так и в сознании других людей. Основной статус - это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями. Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение.

В социологии наряду с категорией социального статуса используются и другие: социально-экономический, социально-правовой и т.п., призванные определять положение групп и их членов в соответствующих сферах жизнедеятельности общества. Компонентами социального статуса являются социальные позиции, которые могут быть выделены на основании объективных показателей (напр., пол, возраст, образование, профессия, национальность и т.д.). Для определения положения в обществе существенна оценка социальной значимости указанных позиций, выражаемая в понятиях престиж, авторитет и др., а также их упорядоченность, соотнесенность, зависимость и т. д. Социальные позиции с помощью нормативных и эмоциональных регуляторов -- норм, социальных чувств, стереотипов и т.д.-- приобретают сферы взаимодействия, права, обязанности, влияние, возможности, свободы и др. показатели собственно социального статуса как интегрированного индекса положения в обществе. С помощью социального статуса упорядочиваются, оформляются, регламентируются отношения и поведение групп и их членов, усвоение представителями групп соответствующих тому или иному статусу признаков и характеристик, мотивирование и побуждение социального поведения и т.д.

Значительное место в социологии и социальной психологии личности занимает ролевая теория личности. В этой теории социальное поведение личности определяется двумя основными понятиями: «социальный статус» и «социальная роль». Статус--это определенное положение человека в обществе и связанная с ним совокупность прав и обязанностей. Статус личности определяется возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением .

Различают статус прирожденный (социальное происхождение, национальность) и достижимый (образование, квалификация и т.д.). Человек может изменить свой социальный статус, повысить его, получив хорошее образование, либо, напротив, понизить. Каждый человек выполняет множество ролей, и поведение его бывает различным в зависимости от того, какую социальную роль он выполняет в данный момент (роль отца, мужа, руководителя предприятия, избирателя, члена политической партии, общественной организации и т.д.).

Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Часто бывает так, что главный статус обусловлен должностью человека. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.).

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины, женщины, зрелость, старость). Профессионально-должностной -- это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

Когда речь идет об иерархии статусов, то имеется в виду социальный престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в общественном мнении.

Социальный престиж статуса играет огромную роль в распределении социальных желаний, в особенности молодежи. Это своеобразный магнит. В зоне влияния престижного статуса создается особое социальное напряжение, сосредоточиваются наиболее активные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане престиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самовосприятие, утверждение собственного «я».

Социальный статус означает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе.

Общество неоднородно, в нем имеются высшие и низшие слои. А это предполагает неравномерное распределение прав и обязанностей, привилегий и ответственности. Большое влияние на структуру общества оказывает социальная стратификация (рис. 1).

При этом любая организованная социальная группа всегда социально стратифицирована. Не существовало и не существует ни одной постоянной социальной группы, которая была бы «плоской» и в которой все ее члены были бы равными.

Социальная стратификация существовала на всех уровнях развития человечества. Среди аграрных и в особенности индустриальных обществ, она становится ясной и заметной. Не составляют исключения из правила я все современности демократии. Хоть в их конституциях написано, что «все люди равны», тем не менее социальная стратификация в этих обществах также существует Достаточно вспомнить ступени градации от Генри Форда до нищего, от президента США до полицейского, от ведущего авторитета до простого обывателя, от командующего армией до солдата.

При этом следует подчеркнуть, что не только большие социальные агрегаты, но и любая организованная социальная группа, как только она сорганизовалась, неизбежно до определенной степени самодифференцируется. Семья, церковь, секта, политическая партия, шайка разбойников, научное общество -- любая организованная социальная группа расслаивается из-за своего постоянства и организованности .

Статусные группы - группы людей, в разной мере пользующиеся почетом и уважением и имеющие неодинаковый престиж.

Рис. 1.

Основные формы социальной стратификации многочисленны. Однако все их многообразие может быть сведено к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Как правило, все они тесно переплетены. Люди, принадлежащие к высшему слою в каком-то одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам; и наоборот Представители высших экономических слоев одновременно относятся к высшим политическим и профессиональным слоям. Малоимущие же, как правило, находятся в низших слоях профессиональной иерархии.

Положение в обществе - это основная потребность в престиже. У животных это проявляется как желание привлечь к себе внимание. Птенцы и различные животные требуют к себе внимания, чтобы заставить своих родителей удовлетворить их потребности. Если у птенца потребность во внимании особенно сильна, это может повысить его шансы на выживание по сравнению с другими обитателями гнезда. У людей положение в обществе также имеет определенное значение для выживания, потому что оно обеспечивает лучшее питание и состояние здоровья, а также дает преимущество при появлении опасности. Например, когда «Титаник» начал тонуть, пассажирам первого класса дали возможность занять места в спасательных шлюпках в первую очередь.

Роли в обществе

Люди, поведение которых определяет положение в обществе, стремятся продвинуться «наверх» в этом мире. Они хотят «кем-то» стать; они надеются стать богатыми и поражать других людей тем, насколько они богаты. На людей с высокой потребностью добиться положения в обществе производят впечатление дорогие дома, одежда с этикетками от известных дизайнеров и шикарные автомобили. Их приводят в восхищение члены королевской семьи, знаменитости и так называемое высшее общество. Они чрезмерно заботятся о своей репутации, и для них весьма важно, что думают о них другие. Они ощущают себя значительными и испытывают чувство превосходства над другими людьми. Они могут наслаждаться тем вниманием, которое им обеспечивает их положение в обществе. С другой стороны, на людей со слабой потребностью занять определенное положение в обществе не производят впечатления дорогие вещи и статус знаменитостей. Их не трогает, если другие люди неправильно судят о них, потому что они не столь сильно заботятся о своей репутации.

Поскольку в большинстве культур положение в обществе ценится высоко, богатые люди редко вступают в брак с бедными. Хотя богачи иногда и влюбляются в бедняков, их потребность иметь высокое положение в обществе и их отношение к принадлежности к определенному социальному классу могут воспрепятствовать вступлению в брак, который может рассматриваться их современниками как мезальянс. С другой стороны, бедные люди часто мечтают о браке с богатым человеком. Один из самых неподвластных времени сюжетов в художественной литературе - это история о богаче, влюбившемся в бедную девушку, - победит ли любовь богача его стремление к высокому положению в обществе? В сказке о Золушке именно так все и произошло.

Положение в обществе настолько важно для некоторых людей, что они ищут его даже, когда речь идет о смерти. Я когда-то подслушал беседу двух человек, пришедших на похороны. Один из них объяснял родственнику, что его родители должны быть похоронены в престижной части кладбища. Он заметил, что там участки, конечно же, стоят дороже, но его родители считают, что для места вечного пристанища нужно выбирать самое лучшее. Они заранее отложили деньги, которые могли бы потратить еще при жизни, для того, чтобы их похоронили на престижных участках. Что может служить лучшим доказательством того, что положение в обществе относится к категории внутренних ценностей (которого добиваются ради него самого)?

Вообще, люди стремятся занять такое положение в обществе, которое обеспечивает им ощущение комфорта. Карьеристы стремятся к высокому статусу, а сторонники равноправия ищут статус пониже. У этих двух групп противоположные потребности в отношении статуса - у одной из них имеется сильная мотивация к высокому положению в обществе, а другая - стремится избежать его. Большинство людей стремится к умеренности, старается уравновесить ощущения значимости (высокий статус) и скромности (низкий статус). Когда люди достигают более высокого положения в обществе, чем им хотелось бы, они ищут скромных занятий, чтобы гармонизировать свои ощущения; если же они чувствуют, что им приходится повиноваться гораздо более, чем им хотелось бы, они ищут более высокого положения в обществе.

Положение в обществе - это психологически важная потребность, которая воздействует на многие области жизни. Хотя все человеческие общества имеют иерархии статусов, в которых каждому определено свое место, в некоторых обществах эта классификация может быть гораздо более четкой и подробной, чем в других. Кастовая система в Индии поразительно точно иллюстрирует сказанное. Там принадлежность к касте определяет то, какой работой могут заниматься люди, с кем сочетаться в браке, чем разрешается питаться и с кем можно общаться.

Существует примерно 3000 каст, которые образуют четыре больших класса. Во главе этой иерархии стоят брахманы (священники или ученые), за ними идут кшатриасы (воины и правители), васиасы (купцы, крупные торговцы и земледельцы) и судрасы (ремесленники, лавочники, слуги, и рабы).

Как показано в книге Поля Фасселя «Класс», американцы высоко ценят положение в обществе. Например, на стоянках компании людям высокого ранга выделяются места, расположенные ближе к зданию офиса, чем людям низкого ранга. Людям с высоким статусом предоставляются офисы большей площади, расположенные ближе к начальнику, чем людям с низким статусом. Почти у всех крупных корпораций существует перечень должностей, согласно которому человек занимает соответствующее положение в корпорации. В нашей частной жизни высокое положение в обществе подтверждается проживанием в престижном квартале, принадлежностью к местному клубу, дорогой одеждой и роскошным автомобилем.

Предприниматели зачастую пользуются названиями должностей, чтобы повысить или понизить их статус. Когда квалифицированным специалистам с сильной потребностью достичь высокого положения в обществе предлагают новую работу, они могут потратить больше времени на согласование названия своей должности, чем на величину зарплаты и количество льгот. Многие люди обращают больше внимания на название своей должности, чем на размер своей зарплаты, чтобы оценить, насколько хорошо развивается их карьера. В университетских кругах колледжи Лиги Айви хорошо известны тем, что зарплата преподавателей там меньше, чем в любом другом университете. Разность в зарплатах, возможно, восполняется престижностью преподавания в таком колледже.

В 50-х годах люди, жившие в пригородах, считали, что они ни в коем случае не должны «отставать от Джоунсов». Когда соседи увидели, что у рядом жившей семьи появился «Олдсмобиль» новой марки, они тут же решили, что им тоже необходимо купить новую машину, просто для того, чтобы показать остальным жителям квартала, как хорошо у них идут дела. В последующие годы такая игра распространилась на членство в местном клубе, профессионально выстриженные лужайки перед домами, открытые бассейны возле дома и балконы, выходящие на задние дворики.

Еще один фактор значимости престижа заключается в том, что он увеличивает стоимость потребительских товаров. И «Мерседес-Бенц», и «ФордКраун Виктория» - превосходные автомобили, которые доставят вас, куда вы захотите. Но «Мерседес» обойдется вам где-то в три-пять раз дороже, чем «Форд». Почему? Частично стоимость повышается за счет более качественных компонентов автомобиля, но большей частью это объясняется фактором престижа. Многие люди готовы заплатить больше за престижную продукцию или за изделие известной фирмы, даже если покупка более дешевых товаров обеспечивает примерно такое же качество. Это говорит о том, что положение товара на рынке высоко ценится очень многими людьми.

Королевское звание занимает самое высокое социальное положение из всех возможных. Положение людей «королевской крови» в обществе не связано с их достижениями, король получает власть по праву рождения. Поскольку для того, чтобы добиться положения в обществе, необходимо привлечь к себе внимание, жизнь королевского двора превращается в спектакль. Они строят пышные, шикарные дворцы, надевают дорогие ювелирные изделия, носят экстравагантную одежду. Если вы сомневаетесь в том, что между положением в обществе и вниманием к человеку имеется связь, постарайтесь попасть на прием к лицу королевского ранга. Я однажды попал на прием, который давал принц Чарльз. Каждый присутствовавший, включая меня, смотрел на него, как будто он был в какой-то мере человеком совершенно другого рода. В этой ситуации меня поразило чувство собственного достоинства, с которым держался принц Чарльз, когда все глядели на него, не отрывая глаз, пристально изучали его. Я вспоминаю, как подумал тогда: так вот в чем заключается смысл принадлежности к королевскому роду - видеть, как все эти люди уставились на тебя, и не испытывать при этом ни малейшего смущения, словно в этом нет ничего особенного.

Как оценить свое положение в обществе

1. Вам почти всегда хочется покупать только самые лучшие или самые дорогие вещи.

2. Часто вы покупаете вещи только для того, чтобы произвести впечатление на других людей.

3. Вы тратите уйму времени, стараясь вступить или поддерживать членство в престижных клубах или организациях.

1. Обычно вас не волнует, что думает о вас большинство людей.

2. Богатство производит на вас значительно меньшее впечатление, чем на большинство людей, которых вы знаете.

3. На вас вообще не производит впечатление принадлежность к высшим слоям общества или королевской семье.

Оцените вашу потребность добиться положения в обществе как потребность средней важности, если вы не оценили ее как очень важную или менее важную, или если вы согласны с утверждением, что эта потребность является для вас одновременно и очень важной и менее важной.

После того как вы оценили себя, у вас может появиться желание оценить членов вашей семьи или знакомых.

4. Почему секретарь боялся высоты