Кто разработал проект суэцкого канала. Интересные факты о суэцком канале

  • 31.08.2019

Содержание статьи

СУЭЦКИЙ КАНАЛ, один из важнейших в мире искусственных водных путей; пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Длина канала, главное русло которого идет почти прямо с севера на юг и отделяет основную часть территории Египта от Синайского полуострова, составляет 168 км (включая 6-километровую протяженность подходных каналов к его портам); ширина водной поверхности канала местами доходит до 169 м, а глубина его такова, что по нему могут проходить суда с осадкой более 16 м.

Трасса канала.

Каналпересекает низменный участок песчаной пустыни там, где прокладке его русла благоприятствовали озера Манзала, Тимсах, Большое Горькое и Малое Горькое. Водная поверхность обоих Горьких озер лежит ниже уровня моря, но из них пришлось проводить выемку грунта, потому что их глубины оказались меньше, чем требовалось для канала. На участке от Порт-Саида до Эль-Кантары длиной 38 км трасса проходит по оз.Манзала, являющемуся, по существу, мелководной лагуной Средиземного моря. Характер грунтов в зоне Суэцкого канала позволил легко и быстро провести земляные работы, и благодаря ровному рельефу местности здесь – в отличие, например, от Панамского перешейка – не понадобилось строить шлюзов. Питьевая вода в район Суэцкого перешейка поставляется из Нила по пресноводному каналу Исмаилия, который начинается чуть севернее Каира. С Каиром и долиной Нила зона Суэцкого канала связана сетью железных дорог, исходящих из городов Порт-Саид, Исмаилия и Порт-Тауфик.

Первые каналы на Суэцком перешейке.

Древние египтяне построили судоходный канал от Нила к Красному морю еще ок. 1300 до н.э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Этот канал, который сначала был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район оз.Тимсах, начали продлевать к Суэцу при фараоне Нехо II ок. 600 до н.э. и довели его до Красного моря спустя столетие. При строительстве современного Суэцкого канала часть этого старого русла использовали для сооружения пресноводного канала Исмаилия. При Птолемеях старый канал поддерживался в рабочем состоянии, в период владычества Византии он был заброшен, а затем вновь восстановлен при Амре, завоевавшем Египет в годы правления халифа Омара. Амр решил соединить Нил с Красным морем, чтобы снабжать Аравию пшеницей и другими пищевыми продуктами из долины Нила. Однако канал, строительство которого предпринял Амр, назвав его «Халиджь Амир аль-му"минин» («канал Повелителя правоверных»), прекратил функционировать после 8 в. н.э.

В конце 15 в. венецианцы занимались изучением возможностей прокладки канала от Средиземного моря к Суэцкому заливу, но их замыслы не были претворены в жизнь. В начале 19 в. европейцы освоили путь в Индию через Египет: по Нилу до Каира, а затем на верблюдах до Суэца. Идею сооружения канала через Суэцкий перешеек, который помог бы значительно сократить затраты времени и средств, сочли тогда нереализуемой, основываясь на выводах Лепера – инженера, которому Наполеон поручал провести исследование по проекту канала. Но выводы Лепера были ошибочны из-за принятого им на веру заблуждения о различии уровней водной поверхности Средиземного и Красного морей (якобы в Средиземном он был на 9 м ниже, чем в Красном).

Современный канал.

В 1854 Фердинанд де Лессепс, французский консул в Египте, получил от Саида-паши, правителя Египта, концессию на создание Всеобщей компании Суэцкого канала (La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez). Она была сформирована в 1858. Работы по строительству канала начались в апреле 1859, параллельно велась прокладка пресноводного канала из Каира на Исмаилию. Согласно первоначальным условиям этого договора, египетское правительство должно было получать 15% валовой прибыли от судоходства по каналу, а через 99 лет после сдачи канала в эксплуатацию он должен был стать собственностью Египта. Большую часть акций приобрели французы, турки и Саид-паша, который купил почти половину всех акций. В 1875 Дизраэли, премьер-министр Великобритании, купил у хедива Исмаила 176 602 акции Компании за 4 млн. ф.ст., в результате чего у Великобритании оказалось 44% акций.

Открытие судоходства по каналу состоялось 17 ноября 1869. На его строительство было израсходовано 29 725 тыс. ф.ст. Первоначальная глубина фарватера равнялась 7,94 м, а его ширина по дну – 21 м; позже канал углубили настолько, что по нему стали проходить суда с осадкой до 10,3 м. После национализации канала Египтом (в 1956) проводились работы по дальнейшему его совершенствованию, и в 1981 по нему стали проходить суда с осадкой до 16,1 м.

Роль канала в мировой торговле.

Благодаря Суэцкому каналу длина водного пути между Западной Европой и Индией сократилась почти на 8000 км. В северном направлении по нему транспортируют в основном нефть и нефтепродукты для Западной Европы. В южном направлении перевозятся продукты промышленного производства для стран Африки и Азии.

Международное значение канала.

Значение канала было признано ведущими державами мира в Константинопольской конвенции 1888, которая гарантировала пропуск по нему судов всех стран в условиях мира и войны. Турки разрешали итальянским судам проходить через канал даже во время итало-турецкой войны 1911 (в период русско-турецкой войны 1877–1878 канал был закрыт для русских судов). Серьезных проблем по этим вопросам не возникало и во время обеих мировых войн. Однако после образования государства Израиль (1948) Египет задерживал суда, направлявшиеся по каналу в Израиль или из него, и конфисковывал их грузы. В зоне канала не было военных укреплений, но британские войска находились в Египте с 1882. До национализации канала его администрация состояла в основном из англичан и французов. Затем на канале стали распоряжаться египтяне.

Суэцкий канал (араб. ???? ??????,?? Qana al-Suways) - судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Зона канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией. Кратчайший водный путь между Индийским океаном и областью Средиземного моря в Атлантическом океане (альтернативный маршрут протяжённее на 8 тыс. км). Суэцкий канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года. Главные порты: Порт-Саид и Суэц.

Находится к западу от Синайского полуострова, имеет длину в 163 километра, глубину 20 метров. Канал расположен в Египте между Порт-Саидом (Bur Sa"id) на Средиземном море и Суэцом (al-Suways) на Красном море. На восточной стороне канала напротив Порт Саида находится Порт-Фуад (бур Фуад), где размещена Администрация Суэцкого канала. На восточной стороне канала напротив Суэца находится Порт-Тауфик (бур тауфик). На канале, в районе Крокодилового озера (Тимсах), расположен третий по величине город Египта и крупный промышленный центр - Исмаилия.

Канал позволяет водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки. До открытия канала транспортировка осуществлялась путем разгрузки судов и сухопутной перевозкой между Средиземным и Красным морями.

Канал состоит из двух частей - к северу и к югу от Большого Горького Озера, соединяя Средиземное море с Суэцким Заливом на Красном море.

По данным Администрации Суэцкого канала, доходы от его эксплуатации в 2010 году составили 4,5 млрд дол. США, что делает его вторым по значимости источником наполнения бюджета после туризма, который принес 13 млрд долларов США. В 2011 году доходы составили уже 5,22 млрд долларов США, при этом через канал прошло 17799 судов, что на 1,1 процента меньше, чем годом ранее.

Возможно, ещё во времена Двенадцатой Династии фараон Сенусерт III (1878 до н. э. - 1888 до н. э.) проложил с запада на восток канал, прорытый через Wadi Tumilat, соединяющий Нил с Красным морем, для беспрепятственной торговли с Пунтом.

Позднее строительством и восстановлением канала занимались могущественные египетские фараоны Рамзес II и Нехо II.

Геродот (II. 158) пишет, что Нехо (609-594) начал строить канал от Нила до Красного моря, но не закончил его.

Канал был достроен около 500 года до нашей эры царём Дарием Первым, персидским покорителем Египта. В память этого события Дарий установил гранитные стелы на берегу Нила, в том числе одну близ Карбета, в 130 километрах от Pie.

В III веке до н. э. канал привёл в судоходное состояние Птолемей II Филадельф (285-247). Его упоминают Диодор (I. 33. 11 –12) и Страбон (XVII. 1. 25), о нём говорится в надписи на стеле из Пифома (16-й год правления Птолемея). Начинался он несколько выше по течению Нила, чем прежний канал, в районе Факуссы. Не исключено, впрочем, что при Птолемее был расчищен, углублен и продолжен до моря старый канал, снабжавший земли Вади Тумилат пресной водой. Фарватер был достаточно широк - в нём могли свободно разойтись две триремы.

Император Траян (98-117 гг.) углубил канал и увеличил его судоходность. Он был известен под названием «река Траяна», он обеспечивал судоходство, но затем вновь был заброшен.

В 776 году по приказу халифа Мансура его окончательно засыпали, чтобы не уводить торговые пути от центра Халифата.

В 1569 году по приказу великого визиря Османской империи Мехмеда Соколлу разрабатывался план восстановления канала, но он не был осуществлён. Производство предварительных изысканий он поручил особой комиссии во главе с инженером Лепером (Lepere). Комиссия пришла к ошибочному выводу, что уровень воды Красного моря на 9,9 м выше уровня воды в Средиземном море, что не позволяло бы построить канал без шлюзов. По проекту Лепера он должен был идти от Красного моря к Нилу частью по старому пути, пересекать Нил близ Каира и кончаться в Средиземном море близ Александрии. Достигнуть особенно значительный глубины Лепер считал невозможным; его канал был бы негоден для глубокосидящих судов. Расходы на прорытие комиссия Лепера исчислила в 30-40 миллионов франков. Проект разбился не о технические или финансовые трудности, а о политические события; он был окончен только в конце 1800 года, когда Наполеон был уже в Европе и окончательно отказался от надежды завоевать Египет. Принимая 6 декабря 1800 года доклад Лепера, он сказал: «это великое дело, но я не в состоянии осуществить его в настоящее время; быть может, турецкое правительство возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочит существование Турецкой империи».

В 1841 году английские офицеры, производившие изыскания на перешейке, доказали ошибочность расчетов Лепера относительно уровня воды в двух морях - расчетов, против которых уже раньше протестовали Лаплас и математик Фурье, исходя из теоретических соображений. В 1846 году образовалось, отчасти под покровительством Меттерниха, международное «Societe d’etudes du canal de Suez», в котором наиболее видными деятелями были инженеры француз Талабо, англичанин Стефенсон и австриец Негрелли. Луиджи Негрелли на основании новых, самостоятельных изысканий выработал новый проект, который, однако, в общих чертах был повторением старого, Леперовского. Около того же времени французский дипломат Фердинанд де Лессепс, не производя новых самостоятельных изысканий, а опираясь лишь на исследования предшественников, напал на мысль провести канал совершенно иначе - так, чтобы он был «искусственным Босфором» непосредственно между двумя морями, достаточным для прохода наиболее глубоководных судов.

В 1855 году Фердинанд де Лессепс получил концессии от Саида-паши, вице-короля Египта, с которым де Лессепс познакомился, будучи французским дипломатом в 1830-х годах. Саид Паша одобрил создание компании для целей строительства морского канала, открытого для кораблей всех стран.

В том же 1855 году Лессепс добился одобрения фирмана со стороны турецкого султана, но только в 1859 году смог основать в Париже компанию. В том же году началось строительство канала, которое возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого канала. Египетское правительство получило 44 % всех акций, Франция - 53 % и 3 % приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 74 % прибылей, Египту - 15 %, основателям компании - 10 %.

Её основной капитал равнялся 200 миллионам франков (в эту сумму исчислены были Лессепсом все издержки предприятия), разделенных на 400 тысяч паёв по 500 франков каждый; на значительную их часть подписался Саид-паша. Английское правительство, и во главе его Пальмерстон, опасаясь, что Суэцкий канал поведет к освобождению Египта из-под власти Турции и к ослаблению или к потере господства Англии над Индией, ставило на пути к осуществлению предприятия всевозможные препятствия, но должно было уступить перед энергией Лессепса, тем более, что его предприятию покровительствовали Наполеон III и Саид-паша, а потом (с 1863 году) его наследник, Исмаил Паша.

Технические трудности были громадны. Приходилось работать под палящим солнцем, в песчаной пустыне, совершенно лишённой пресной воды. Первое время компания должна была использовать до 1600 верблюдов только для доставки воды рабочим; но к 1863 году она закончила небольшой пресноводный канал из Нила, шедший приблизительно в том же направлении, что и древние каналы (остатками которых кое-где удалось воспользоваться), и предназначенный не для судоходства, а единственно для доставки пресной воды - сперва рабочим, потом и поселениям, долженствовавшим возникнуть по каналу. Этот пресноводный канал идет от Заказика при Ниле на восток к Исмаилии, а оттуда на юго-восток, вдоль морского канала, к Суэцу; ширина канала 17 м на поверхности, 8 - по дну; глубина его в среднем только 2 1/4 м, местами даже значительно меньше. Его открытие облегчило работы, но всё-таки смертность среди рабочих была велика. Рабочих предоставляло египетское правительство, но приходилось использовать также европейских рабочих (всего на строительстве трудились от 20 до 40 тысяч человек).

200 миллионов франков, определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились, в особенности вследствие громадных трат на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса и других воротил компании. Пришлось сделать новый облигационный заем в 166 666 500 франков, потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 году достигла 475 миллионов (к 1892 году - 576 миллионов). В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоев населения Египта (на первых этапах) и заняли 11 лет.

Первым был закончен северный участок через болото и озеро Манзала, затем равнинный отрезок до озера Тимсах. Отсюда выемка пошла к двум огромным впадинам - давно высохшим Горьким озёрам, дно которых было на 9 метров ниже уровня моря. После заполнения озёр строители вышли на концевой южный участок.

Канал официально открылся для судоходства 17 ноября 1869 года. По случаю открытия канала итальянскому композитору Джузеппе Верди была заказана опера «Аида», первая постановка которой состоялась 24 декабря 1871 года в оперном театре Каира.

Канал оказал немедленное и неоценимое влияние на мировую торговлю. Шестью месяцами ранее была введена в действие Первая Трансконтинентальная Железная Дорога, и весь мир можно было теперь обогнуть в рекордные сроки. Канал сыграл важную роль в экспансии и дальнейшей колонизации Африки. Внешние долги вынудили Исмаила Пашу, сменившего Саида Пашу, продать в 1875 году долю в канале в пользу Великобритании. «Всеобщая компания Суэцкого канала» по существу стала англо-французским предприятием, Египет был отстранен и от управления каналом и от прибылей. Фактическим хозяином канала стала Англия. Это положение ещё более укрепилось после того, как она оккупировала Египет в 1882 году.

В 1888 году в Стамбуле (Константинополе) была подписана Международная конвенция с целью создания определенной системы, предназначенной гарантировать всем государствам свободное плавание по каналу.

В годы Первой и Второй мировых войн судоходство по каналу фактически регулировала Великобритания.

26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал. Это привело к вторжению британских, французских и израильских войск и началу недельной Суэцкой войны 1956 года. Канал был частично разрушен, часть кораблей потоплена, в итоге судоходство было закрыто до 24 апреля 1957 года, пока канал не был расчищен с помощью ООН. Миротворческие силы ООН (UNEF) были введены для поддержания статуса Синайского полуострова и Суэцкого канала как нейтральных территорий.

После Шестидневной войны 1967 года канал вновь был закрыт. В ходе следующей арабо-израильской войны 1973 года египетская армия успешно форсировала канал; в дальнейшем израильская армия совершила «ответное форсирование». После окончания войны канал был разминирован силами ВМФ СССР и открыт для использования 5 июня 1975 года.

Канал не имеет шлюзов из-за отсутствия перепада уровня моря и возвышенностей. Канал позволяет проходить груженым кораблям водоизмещением до 240 000 тонн, высотой до 68 метров и шириной до 77,5 метров (при определённых условиях). Глава администрации Суэцкого канала Ахмед Али Фадель заявил, что очередной этап дноуглубительных работ завершен, и глубина канала составляет 66 футов (20,1 м). В дальнейшем планируется обеспечить прохождение супертанкерам с осадкой до 22 метров. В настоящее время супертанкеры могут переместить часть груза на суда, принадлежащие каналу, и получить обратно на другом конце канала. Канал имеет один фарватер и несколько участков для расхождения кораблей.

Суэцкий канал является одним из основных источников дохода Египта, наряду с добычей нефти и туризмом.

Египетская Администрация Суэцкого канала (Suez Canal Authority, SCA) сообщила, что по итогам 2009 года через канал прошло 17 155 судов, что на 20 % меньше, чем в 2008 (21 170 кораблей). Для бюджета Египта это означало сокращение доходов от эксплуатации канала с 5,38 млрд долларов США в докризисном 2008 году до 4,29 млрд долларов США в 2009.

По словам главы Администрации канала Ахмада Фаделя в 2011 году через Суэцкий канал прошло 17799 судов, что на 1,1 процента меньше, чем годом ранее. При этом на транзите судов египетские власти заработали 5,22 миллиарда долларов (на 456 миллионов долларов больше, чем в 2010 году).

В декабре 2011 года власти Египта объявили, что тарифы за транзит грузов, не менявшиеся на протяжении последних трех лет, с марта 2012 года вырастут на три процента.

По данным 2009 года около 10 % мировых морских сообщений проходит через канал. Проход по каналу занимает около 14 часов. В среднем за день по каналу проходят 48 судов.

С апреля 1980 года в районе города Суэц функционирует автомобильный туннель, проходящий под дном Суэцкого канала, и соединяющий Синай и континентальную Африку. Помимо технического совершенства, позволившего создать такой сложный инженерный проект, данный туннель привлекает своей монументальностью, имеет огромное стратегическое значение и по праву считается достопримечательностью Египта.

В 1998 году в Суэце над каналом была построена линия электропередачи. Опоры линии, стоящие по обеим берегам, имеют высоту 221 метр и расположены в 152 метрах друг от друга.

9 октября 2001 года в Египте был открыт новый мост им. Хосни Мубарака на автотрассе, соединяющей города Порт-Саид и Исмаилия. В церемонии открытия моста принял участие тогдашний президент Египта Хосни Мубарак. До открытия виадука Мийо это сооружение было самым высоким в мире вантовым мостом. Высота моста составляет 70 метров. Строительство продолжалось 4 года, в нём принимали участие одна японская и две египетские строительные компании.

В 2001 году было открыто движение по железнодорожному мосту Эль-Фердан в 20 км к северу от города Исмаилия. Это самый длинный в мире поворотный мост, его поворотные секции имеют длину 340 метров. Предыдущий мост был разрушен в 1967 году во время арабо-израильского конфликта.

На открытии Суэцкого канала присутствовали императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III), император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши, голландский принц с принцессой, прусский принц. Никогда раньше Египет не знал таких торжеств и не принимал такое количество высоких европейских гостей. Празднование длилось семь дней и ночей и обошлось хедиву Исмаилу в 28 миллионов золотых франков. И только один пункт программы торжества не был выполнен: известный итальянский композитор Джузеппе Верди не успел закончить заказанную по этому случаю оперу «Аида», премьера которой должна была обогатить церемонию открытия канала. Вместо премьеры в Порт-Саиде был устроен большой праздничный бал.

Суэцкий канал

Суэцкий канал - бесшлюзовый судоходный канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное моря. Зона канала считается условной границей между двумя материками, Африкой и Евразией. Кратчайший водный путь между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря Атлантического океана (альтернативный маршрут протяжённее на 8 тыс. км). Суэцкий канал был открыт для судоходства 17 ноября 1869 года . Главные порты: Порт-Саид и Суэц .


Суэцкий канал на карте и вид из космоса

Находясь к западу от Синайского полуострова, Суэцкий канал имеет длину в 160 километров, ширину по зеркалу воды до 350 м, по дну - 45-60 м, глубину 20 м . Он расположен в Египте между Порт-Саидом на Средиземном море и Суэцем на Красном море. На восточной стороне канала напротив Порт-Саида находится Порт-Фуад , где размещена Администрация Суэцкого канала. На восточной стороне канала напротив Суэца находится Порт-Тауфик . На канале в районе озера Тимсах расположен крупный промышленный центр - город Исмаилия .


Канал позволяет водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки. До открытия канала транспортировка осуществлялась путём разгрузки судов и сухопутной перевозкой между Средиземным и Красным морями.

Канал состоит из двух частей - к северу и к югу от Большого Горького озера, соединяя Средиземное море с Суэцким заливом на Красном море.

Течение на канале в зимние месяцы происходит из горьких озёр на север, а летом обратно из Средиземного моря. К югу от озёр течение меняется в зависимости от приливов и отливов.


Канал состоит из двух частей - к северу и к югу от Большого Горького озера, соединяя Средиземное море с Суэцким заливом на Красном море

По данным Администрации Суэцкого канала, доходы от его эксплуатации в 2010 году составили 4,5 млрд дол. США, что делает его вторым по значимости источником наполнения бюджета Египта после туризма, который принёс 13 млрд долларов США. В 2011 году доходы составили уже 5,22 млрд долларов США, при этом через канал прошло 17799 судов, что на 1,1 процента меньше, чем годом ранее.

История

Возможно, ещё во времена Двенадцатой Династии фараон Сенусерт III (1888-1878 года до н. э.) проложил с запада на восток канал, прорытый через вади Тумилат, соединяющий Нил с Красным морем, для беспрепятственной торговли с Пунтом. Позднее строительством и восстановлением канала занимались могущественные египетские фараоны Рамзес II и Нехо II. Геродот (II. 158) пишет, что Нехо II (610-595 до н. э.) начал строить канал от Нила до Красного моря, но не закончил его.

Канал был достроен около 500 года до нашей эры царём Дарием Первым, персидским покорителем Египта. В память этого события Дарий установил гранитные стелы на берегу Нила, в том числе одну близ Карбета, в 130 километрах от Pie.

В III веке до н. э. канал привёл в судоходное состояние Птолемей II Филадельф (285-247). Начинался он несколько выше по течению Нила, чем прежний канал, в районе Факуссы. Не исключено, впрочем, что при Птолемее был расчищен, углублён и продолжен до моря старый канал, снабжавший земли вади Тумилат пресной водой. Фарватер был достаточно широк - в нём могли свободно разойтись две триремы.

Император Траян (98-117) углубил канал и увеличил его судоходность. Канал был известен под названием «река Траяна», он обеспечивал судоходство, но затем вновь был заброшен.

В 776 году по приказу халифа Мансура его окончательно засыпали, чтобы не уводить торговые пути от центра Халифата.

В 1569 году по приказу великого визиря Османской империи Мехмеда Соколлу разрабатывался план восстановления канала, но он не был осуществлён.

Восстановление канала

До следующей попытки прокопать канал прошло более тысячи лет. В 1798 году Наполеон Бонапарт, находясь в Египте, рассматривал возможность строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря. Производство предварительных изысканий он поручил особой комиссии во главе с инженером Лепером. Комиссия пришла к ошибочному выводу, что уровень воды Красного моря на 9,9 м выше уровня воды в Средиземном море, что не позволяло бы построить канал без шлюзов. По проекту Лепера он должен был идти от Красного моря к Нилу частью по старому пути, пересекать Нил близ Каира и кончаться в Средиземном море близ Александрии. Достигнуть особенно значительной глубины Лепер считал невозможным; его канал был бы негоден для глубокосидящих судов. Расходы на прорытие комиссия Лепера исчислила в 30-40 миллионов франков. Проект разбился не о технические или финансовые трудности, а о политические события; он был окончен только в конце 1800 года, когда Наполеон был уже в Европе и окончательно отказался от надежды завоевать Египет. Принимая 6 декабря 1800 года доклад Лепера, он сказал: «это великое дело, но я не в состоянии осуществить его в настоящее время; быть может, турецкое правительство возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочит существование Турецкой империи».

В сороковых годах 19 века1841 году офицеры Великобритании, производившие изыскания на перешейке, доказали ошибочность расчётов Лепера относительно уровня воды в двух морях - расчётов, против которых уже раньше протестовали Лаплас и математик Фурье, исходя из теоретических соображений. Около того же времени французский дипломат Фердинанд де Лессепс , не производя новых самостоятельных изысканий, а опираясь лишь на исследования предшественников, напал на мысль провести канал совершенно иначе - так, чтобы он был «искусственным Босфором» непосредственно между двумя морями, достаточным для прохода наиболее глубоководных судов.


Фердинанд де Лессепс

В 1855 году Фердинанд де Лессепс получил концессии от Саида-паши, вице-короля Египта, с которым де Лессепс познакомился, будучи французским дипломатом в 1830-х годах. Саид Паша одобрил создание компании для целей строительства морского канала, открытого для кораблей всех стран. В том же 1855 году Лессепс добился одобрения фирмана со стороны турецкого султана, но только в 1859 году смог основать в Париже компанию. В том же году началось строительство канала, которое возглавила созданная Лессепсом Всеобщая компания Суэцкого канала. Египетское правительство получило 44 % всех акций, Франция - 53 % и 3 % приобрели другие страны. По условиям концессии акционерам полагалось 74 % прибылей, Египту - 15 %, основателям компании - 10 %. Её основной капитал равнялся 200 миллионам франков.

Английское правительство, опасаясь, что Суэцкий канал приведёт к освобождению Египта из-под власти Османской империи и к ослаблению или к потере господства Англии над Индией, ставило на пути к осуществлению предприятия всевозможные препятствия, но должно было уступить перед энергией Лессепса, тем более, что его предприятию покровительствовали Наполеон III и Саид-паша, а потом (с 1863 году) его наследник, Исмаил Паша.


Рисунок 19 столетия с изображением вспомогательной железной дороги при строительстве канала. Источник: "Appleton"s Journal of Popular Literature, Science, and Art", 1869.

Технические трудности были громадны. Приходилось работать под палящим солнцем, в песчаной пустыне, совершенно лишённой пресной воды. Первое время компания должна была использовать до 1600 верблюдов только для доставки воды рабочим; но к 1863 году она закончила небольшой пресноводный канал из Нила, шедший приблизительно в том же направлении, что и древние каналы (остатками которых кое-где удалось воспользоваться), и предназначенный не для судоходства, а единственно для доставки пресной воды - сперва рабочим, потом и поселениям, долженствовавшим возникнуть по каналу. Этот пресноводный канал идёт от Заказика при Ниле на восток к Исмаилии, а оттуда на юго-восток, вдоль морского канала, к Суэцу; ширина канала 17 м на поверхности, 8 - по дну; глубина его в среднем только 2,2 м, местами даже значительно меньше. Его открытие облегчило работы, но всё-таки смертность среди рабочих была велика. Рабочих предоставляло египетское правительство, но приходилось использовать также европейских рабочих (всего на строительстве трудились от 20 до 40 тысяч человек).

200 миллионов франков, определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились, в особенности вследствие громадных трат на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса и других воротил компании. Пришлось сделать новый облигационный заем в 166 666 500 франков, потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 году достигла 475 миллионов (к 1892 году - 576 миллионов). В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоёв населения Египта (на первых этапах) и заняли 11 лет.

Первым был закончен северный участок через болото и озеро Манзала, затем равнинный отрезок до озера Тимсах. Отсюда выемка пошла к двум огромным впадинам - давно высохшим Горьким озёрам, дно которых было на 9 метров ниже уровня моря. После заполнения озёр строители вышли на концевой южный участок.

Общая длина канала составила около 173 км, в том числе длина собственно канала через Суэцкий перешеек 161 км, морского канала по дну Средиземного моря - 9,2 км и Суэцкого залива - около 3 км. Ширина канала по зеркалу воды 120-150 м, по дну-45-60 м. Глубина по фарватеру первоначально составляла 12-13 м, затем углублён до 20 м.


Торжественное открытие Суэцкого канала

Канал официально открылся для судоходства 17 ноября 1869 года. На открытии Суэцкого канала присутствовали императрица Франции Евгения (супруга Наполеона III), император Австро-Венгрии Франц Иосиф I с министром-президентом венгерского правительства Андраши, голландский принц с принцессой, прусский принц. Никогда раньше Египет не знал таких торжеств и не принимал такое количество высоких европейских гостей. Празднование длилось семь дней и ночей и обошлось хедиву Исмаилу в 28 миллионов золотых франков. И только один пункт программы торжества не был выполнен: известный итальянский композитор Джузеппе Верди не успел закончить заказанную по этому случаю оперу «Аида», премьера которой должна была обогатить церемонию открытия канала. Вместо премьеры в Порт-Саиде был устроен большой праздничный бал.


Одни из первых путешественников в XIX веке

Экономическое и стратегическое значение канала

Канал оказал немедленное и неоценимое влияние на мировую торговлю. Шестью месяцами ранее была введена в действие Первая трансконтинентальная железная дорога, и весь мир можно было теперь обогнуть в рекордные сроки. Канал сыграл важную роль в экспансии и дальнейшей колонизации Африки. Внешние долги вынудили Исмаила Пашу, сменившего Саида Пашу, продать в 1875 году долю в канале в пользу Великобритании. «Всеобщая компания Суэцкого канала» по существу стала англо-французским предприятием, Египет был отстранен и от управления каналом и от прибылей. Фактическим хозяином канала стала Англия. Это положение ещё более укрепилось после того, как она оккупировала Египет в 1882 году.

В 1888 году в Стамбуле была подписана Международная конвенция с целью создания определённой системы, предназначенной гарантировать всем государствам свободное плавание по каналу.


Алюминиевые понтоны турецкой армии на Суэцком канале в 1915 году

В годы Первой и Второй мировых войн судоходство по каналу фактически регулировала Великобритания.

26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал. Это привело к вторжению британских, французских и израильских войск и началу недельной Суэцкой войны 1956 года. Канал был частично разрушен, часть кораблей потоплена, в итоге судоходство было закрыто до 24 апреля 1957 года, пока канал не был расчищен с помощью ООН. Миротворческие силы ООН были введены для поддержания статуса Синайского полуострова и Суэцкого канала как нейтральных территорий.


Суэцкая война 1956 года

После Шестидневной войны 1967 года канал вновь был закрыт. В ходе следующей арабо-израильской войны 1973 года египетская армия успешно форсировала канал; в дальнейшем израильская армия совершила «ответное форсирование». После окончания войны канал был разминирован силами ВМС США (в тралении подходов к Каналу, в Суэцком заливе, участвовали корабли ВМФ СССР) и открыт для использования 5 июня 1975 года.

Канал не имеет шлюзов из-за отсутствия перепада уровня моря и возвышенностей. Канал позволяет проходить гружёным кораблям водоизмещением до 240 000 тонн, высотой до 68 метров и шириной до 77,5 метров (при определённых условиях). Некоторые супертанкеры не могут проходить через канал, другие - могут выгрузить часть веса на суда, принадлежащие каналу, и загрузить его обратно на другом конце канала. Канал имеет один фарватер и несколько участков для расхождения кораблей. Глубина канала составляет 20,1 м. В дальнейшем планируется обеспечить прохождение супертанкерам с осадкой до 22 метров.

По данным 2009 года около 10 % мировых морских сообщений проходит через канал. Проход по каналу занимает около 14 часов. В среднем за день по каналу проходят 48 судов.

Второй канал (Новый Суэцкий канал)

В августе 2014 года началось строительство параллельного канала длиной в 72 километра, с тем чтобы обеспечить двустороннее движение судов. Пробная эксплуатация второй очереди канала началась 25 июля 2015 года. В строительстве активно участвовала армия страны. В финансировании участвовало население Египта.

6 августа 2015 года произошла торжественная церемония открытия нового Суэцкого канала. На церемонии присутствовали, в частности, президент Египта Абдул-Фаттах Ас-Сиси, прибывший к месту проведения мероприятия на борту яхты «Аль-Махруса». Эта яхта получила известность как первое судно, которое прошло в 1869 году через старый Суэцкий канал.


Торжественная церемония открытия нового Суэцкого канала

В настоящее время судно входит в состав ВМС Египта, являясь самым старым действующим морским судном страны, и иногда используется в качестве президентской яхты. Корабль уходит в море примерно три раза в год, но обычно только на одни сутки. Яхта была построена в 1865 году.

«Новый Суэц» проходит параллельно старому судоходному пути, проложенному 145 лет назад и являющемуся кратчайшим водным маршрутом между Индийским океаном и Средиземным морем. Новый канал, как и прежний, будет государственной собственностью.


Схема новой трассы Суэцкого канала

На строительство дублера Суэцкого ушел всего один год (хотя по оценкам должен был быть построен за три года). Реализация проекта обошлась Египту в 8,5 миллиарда долларов. Проект Нового Суэцкого канала состоял в расширении, углублении текущего тракта и создании параллельного тракта. Новое русло должно увеличить пропускную способность канала.

Цель проекта - обеспечить двустороннее движение судов. В дальнейшем с юга на север они будут следовать по старому, а с севера на юг по новому руслу. Таким образом, среднее время ожидания кораблей во время прохода по каналу должно уменьшиться в четыре раза, в то время как его пропускная способность увеличится с 49 до 97 судов в день. Суэцкий канал обеспечивает 7% мирового морского грузооборота.


С 1981 года в районе города Суэц функционирует автомобильный туннель, проходящий под дном Суэцкого канала, и соединяющий Синай и континентальную Африку. Помимо технического совершенства, позволившего создать такой сложный инженерный проект, данный туннель привлекает своей монументальностью, имеет огромное стратегическое значение и по праву считается достопримечательностью Египта.

В 1998 году в Суэце над каналом была построена линия электропередачи. Опоры линии, стоящие по обоим берегам, имеют высоту 221 метр и расположены в 152 метрах друг от друга. 9 октября 2001 года в Египте был открыт новый мост им. Хосни Мубарака на автотрассе, соединяющей города Порт-Саид и Исмаилия. В церемонии открытия моста принял участие тогдашний президент Египта Хосни Мубарак. До открытия виадука Мийо это сооружение было самым высоким в мире вантовым мостом. Высота моста составляет 70 метров. Строительство продолжалось 4 года, в нём принимали участие одна японская и две египетские строительные компании.


Мост «Мубарак»

В 2001 году было открыто движение по железнодорожному мосту Эль-Фердан в 20 км к северу от города Исмаилия. Это самый длинный в мире поворотный мост, две его поворотные секции имеют суммарную длину 340 метров. Предыдущий мост был разрушен в 1967 году во время арабо-израильского конфликта.

Современный Суэцкий канал – крупная водная артерия, соединяющая Средиземное и Красное моря. С этим сооружением связан еще целый ряд важных проектов. Суэцкий канал, где находится город Исмаилия, соединяется отдельным рукавом с рекой Нил.

В районе города Суэц проложен автомобильный тоннель, носящий имя генерала Ахмеда Хамди. Он пролегает под дном канала и обеспечивает автомобильное сообщение Африки с Азией. Над водной артерией проходит линия электропередачи, подвешенная на двух пилонах на высоте более 200 метров.

Построенный через канал в 2001 году мост три года удерживал статус крупнейшего вантового моста в мире. В 2004 году он уступил его виадуку Мийо в южной Франции.

Договоренность о постройке моста была достигнута во время визита президента Мубарака в Японию в 1995 году. Вантовый мост строился при поддержке японского правительства, а основным подрядчиком выступила фирма этой азиатской страны. Неофициальное название сооружения – мост египетско-японской дружбы. Он построен на 70-метровой высоте, длина его главного пролета – 404 метра.

Сегодня канал позволяет транспортировать грузы из Азии в Средиземноморье, минуя Африку. Ежегодно доходы от его использования приносят Египту по несколько миллиардов долларов. Это второй по значению источник пополнения государственного бюджета североафриканской страны.

История постройки: до Суэцкого канала

У Суэцкого канала был предшественник, сооруженный еще в древности. Его называют «Канал фараонов» или «Древний Суэцкий канал». Аристотель, Плиний Старший и Страбон приписывали идею канала фараону Сезострису. Это собирательный образ, который объединял в глазах греков и римлян египетских владык глубокой древности. Под Сезострисом иногда предполагают Рамсеса II.

По словам Геродота, строить канал начали при фараоне Нехо II (VI век до н.э.). Древний историк писал, что длина сооружения составляла четыре дня пути, а ширина позволяла плыть рядом двум боевым кораблям.

Нехо II не завершил сооружение канала. По словам Геродота, строительные работы погубили 120 тысяч египтян. Но правитель отказался от завершения конструкции после того, как услышал от оракула, что канал принесет больше пользы чужеземцам.

В VI веке до н.э. Египет стал частью персидской империи Ахеменидов. Царь Дарий I решил завершить работы по соединению Нила с Красным морем. Выяснили, что в «старом канале», вырытом при Нехо, уже нет воды. Царь смог мобилизовать на его сооружение ресурсы своей империи.

Дарий I лично приехал на открытие канала. Вдоль него стояли трехметровые стелы с надписью на нескольких языках. Они сообщали, что Дарий приказал прорыть канал, чтобы парусные корабли могли идти из Египта в Персию, «как я того захотел».

Другие авторы сомневались, что при Дарии I канал был закончен. Писали, что канал продолжали достраивать при Птолемее II (III век до н.э.). Инженеры этого царя смогли придумать водяные замки, которые предохраняли Нил от заполнения его соленой водой.

В последние века Античности сооружение было известно как «река Траяна» в честь великого императора Рима II века. В VII веке канал был засорен илом. Водный путь восстановили по приказу арабского полководца Амра ибн аль-Аса, завоевавшего Египет, или халифа Омара около 642 года до н.э. В 767 году по приказу арабского халифа аль-Мансура канал засыпали, чтобы по нему не шли поставки его врагам.

Около 1000 года ров пытались снова сделать судоходным, но новый канал быстро засорился песком. В конце XV века венецианцы предложили план соединения канала с Красным морем и Нилом, чтобы вести торговлю с Индией. Но план было трудно реализовать, а завоевание Египта османами похоронило его окончательно.

Во время Египетской кампании в 1798 году по приказу Наполеона велись раскопки и были обнаружены остатки древнего канала. Когда Наполеон стал императором, были попытки возродить канал, но они оказались неудачными. Причиной было то, что не учли глубину Красного моря.

Рождение Суэцкого канала

В 1830-е годы ряд европейских инженеров выдвигали свои проекты возрождения Суэцкого канала. В 1854 году турецкий хедив Египта Сеид-паша предоставил французскому инженеру Фердинанду де Лессепсу концессию. Она предполагала создание компании для сооружения канала, открытого кораблям всех стран.

Компания была открыта в декабре 1858 года, а в апреле 1859 года начала работы. Сооружение канала заняло десять лет. Для этого компания Суэцкого канала использовала принудительный труд египтян. Всего в его строительстве было задействовано около 1,5 миллиона граждан разных стран. Несколько тысяч рабочих погибли от болезней.

Создание водного пути не устраивало Великобританию, и она предпринимала меры по торможению проекта. Англичане придали огласке случаи использования «рабского труда» и заставили отказаться от привлечения к работе местных крестьян.

Официальное открытие Суэцкого канала состоялось 17 ноября 1869 года. Открытие осуществил Исмаил, новый хедив Египта и Судана. На торжественной церемонии присутствовала императрица Евгения, супруга императора Франции Наполеона III.

Первой канал должна была пересечь французская яхта «Aigle». Но в ночь перед открытием водного пути английский капитан Джордж Нэрс провел свое судно «Ньюпорт» мимо кораблей других стран. Так англичане оказались первыми. Нэрс получил от своего правительства официальный выговор и неофициальную устную благодарность.

Все работы были завершены только к 1871 году, и первое время по каналу ходило мало судов. Большинство акций компании Суэцкого канала принадлежали Франции. Долги вынудили Исмаил-пашу продать долю Турции французским акционерам.

В 1882 году Английские войска вторглись в Египет, и Великобритания сумела получить контроль над Суэцким каналом. Константинопольская конвенция объявляла его нейтральным под британским протекторатом. Контроль над ним пригодился англичанам во время обеих мировых войн. В 1956 году Великобритания вывела свои войска из Египта, и Суэцкий канал оказался под контролем этой страны.

Хорошо знаешь историю географических открытий?

Проверь себя

Начать тест

Ваш ответ:

Правильный ответ:

Ваш резульат: {{SCORE_CORRECT}} из {{SCORE_TOTAL}}

Ваши ответы

8 000 км — это много? А для коммерческих перевозок, где каждый километр обходится в энную сумму? В этом вопросе весь секрет Суэцкого канала . Одно из самых известных сооружений мира заслуживает пристального внимания. 160 км позволяют избегать 8 000 км пути вдоль побережья Африки. 86 морских миль - и вы из Средиземного моря попадаете в Красное. Из Европы в Азию.

Неплохо? Какова была бы судьба , будь у них этот кратчайший путь в богатую Индию? Что делал бы Христофор Колумб ? Как ни странно, но у генуэзца был шанс пройти к вожделенному краю пряностей через Аравийский перешеек. И несмотря на то, что открыли канал только 145 лет назад - в 1869 году, история идеи намного старше и интереснее!

Рождение идеи

Древние египтяне быстро почувствовали все преимущества географического расположения своей страны. Государство, возникшее на берегах Нила, могло с одинаковым успехом торговать с Месопотамией, Грецией, странами Африки и Азии. Но были и серьезные препятствия — Аравийская пустыня, например. Её бескрайние пески отделяли удобный для судоходства Нил от Красного моря. Народ, который построил пирамиду Хеопса и Карнакский комплекс, просто обязан был задуматься о строительстве удобных судоходных путей. Так, при фараоне Меренре I (2285 - 2279 гг. до н.э.) для облегчения доставки гранита из Нубии были прорыты каналы в обход порогов Нила.

Самое интересное для Вас!

Скорость больше не нужна

За постройку полноценного канала взялся фараон Сенусерт III. Однако из-за того, что все означенные события происходили около 1800 лет до н.э., нельзя с полной уверенностью сказать, получилось ли у амбициозного правителя воплотить свой замысел в жизнь. По некоторым данным, Сенусерт в гранитных скалах пробил канал длиной 78 метров и шириной 10, чтобы облегчить судоходство по Нилу.

Конечно, учитывая уровень технологий — это тоже солидно. Но современный Суэцкий канал — недостижимая высота. Некоторые источники (Плиний Старший, например) утверждают, что планы у Сенурсета были гораздо грандиознее - прорыть между Нилом и Красным морем судоходный канал в 62,5 мили (около 100 км). Не сделал он этого вероятнее всего потому, что придворные инженеры не смогли составить нормальный план.

Согласно их расчетам, уровень воды в Красном море был выше, чем Ниле, и канал «испортил» бы воду в реке. По очевидным причинам использовать шлюзы древние строители не могли. Позже ошибочность расчетов египтян доказал блистательный Фурье, а позже, на практике, подтвердили строители Суэцкого канала.

Суэцкий канал: предтечи

Только через тысячу лет фараон Нехо ІІ (ок. 600 г. до н. э.) попытался не просто повторить своих предшественников, но и превзойти их! К сожалению, подробных сведений о канале Нехо не сохранилось, но известно, что путь по нему занимал 4 дня. Этот путь проходил рядом с городами Бубастиса и Патума. Канал был извилист, так как перед Красным морем приходилось обходить скальные породы. На строительстве погибло 120 000 египтян (по данным античных авторов, однако это может быть преувеличением). Увы, работа так и не была закончена — жрецы напророчили каналу незавидную участь и фараон не стал искушать судьбу и противиться воле богов.

Почему египтяне с таким упорством пытались воплотить в жизнь столь масштабную идею? В 19 веке это очевидно - Суэцкий канал нужен, чтобы сразу выйти в Индийский океан, а не огибать Африку. Но египтяне едва ли выходили даже в Аравийское море. Да и жизнь в пустыне приучила их к сухопутным походам и экспедициям. В чем же причина? Все дело в экспансионистской политике. Вопреки общественным представлением, в Древнем Египте не только строили пирамиды и поклонялись котам. Египтяне были искусными купцами, хорошими воинами и осторожными дипломатами. А территории современных Сомали, Емена, Эфиопии были источником ценнейших товаров: мирры, ценной древесины, драгоценных металлов, ароматических смол, ладана, слоновой кости. Также были совершенно экзотические «товары»: фараон Исеси, к примеру, наградил своего казначея Бурдиду за то, что тот из Пунта привез правителю карлика.

Египетские правители использовали весь арсенал средств - торговлю, войско, дипломатию. Но почему не сухопутный путь? Зачем просто так убивать 120 000 подданных и тратить массу средств? Все дело в том, что с древних времен и до наших дней включительно, морской транспорт остается самым дешевым. Максимальная автономность, грузоподъемность, скорость - это все о кораблях, а не караванных путях. Египтяне это понимали и идеи каналов, подобных Суэцкому, постоянно посещали фараонов и ученых. Вот только жрецы сломали амбициозному фараону все планы. Этот проект был закончен, но уже совершенно другим правителем - Дарием І.

Персы, греки и арабы

Через сотню лет после фараона Нехо II именно Дарий закончил строительство канала, приписав себе, однако, несколько больше совершенного: «Я приказал вырыть этот канал от реки, которая называется Нил и течет в Египте, до моря, который начинается в Персии. […] этот канал был вырыт, поскольку […] корабли пошли из Египта через этот канал в Персию, как я намеревался». В действительности персидский царь только очистил от ила уже построенный египтянами путь и проложил остаток водного пути — так возник «дедушка» Суэцкого канала.

Но и тут не все так однозначно. Историк Страбон подает несколько другие данные: «Канал был прорыт Сесострисом [он же Сенусерт, 1800 г. до н. э.] первоначально еще до Троянской войны; некоторые, однако, утверждают, что это дело сына Псаммитиха [этим сыном был тот самый Нехо ІІ], который только начал работы и затем умер; позднее за это взялся Дарий I, который унаследовал производство работ. Но под влиянием ложного представления он бросил уже почти законченную работу, ибо его убедили, что Красное море лежит выше Египта, а если прокопать весь промежуточный перешеек, то Египет будет затоплен морем. Тем не менее цари из рода Птолемеев прокопали перешеек и сделали пролив запирающимся проходом, так что можно было по желанию плыть беспрепятственно во Внешнее море и возвращаться обратно».

Этот античный автор утверждает, что Дарий так и не закончил постройку канала. Увы, древняя история пестрит такими вот несоответствиями и едва ли можно указать на однозначно верный вариант. Однако участие Птолемея II (285 - 246 гг. до н. э.) в постройке канала не вызывает никаких сомнений. По воспоминаниям современников, канал был настолько широк, что там могли свободно разминуться две триеры (ширина такого корабля около 5 м.), а это солидные цифры даже для современного сооружения. Именно этот правитель закончил строительство знаменитого Фаросского маяка (одно из 7 чудес света), да и вообще много средств выделял для экономического развития страны. Через тысячелетия Египет станет родиной нового Чуда света — Суэцкого канала.

После Птолемея канал достался римлянам вместе с Египтом. Очередное его масштабное восстановление организовал император Траян. Позже этот путь забросили и использовали лишь эпизодически для локальных целей

Вновь по-настоящему оценили возможности канала арабские правители. Амр ибн аль-Ас создал, благодаря каналу, прекрасный путь снабжения Египта продовольствием и сырьем. Торговая функция канала изменилась в пользу инфраструктурной.

Но в конце-концов халиф Аль-Мансур в 775 году закрыл канал из-за политических и военных соображений. Канал без должного обслуживания приходил в упадок и только некоторые его части заполнялись водой во время ежегодных разливов Нила.

Наполеон. Куда же без него!

Только через тысячу лет, во время пребывания Наполеона Бонапарта в Египте, о проекте вновь заговорили. Амбициозный корсиканец задумал восстановить канал, ведь в перспективе он хотел получить форпост между Британией и ее колониями в Индии, и такой элемент инфраструктуры было грех упускать. Суэцкий канал, его образ, идея — всё это незримо витало в воздухе. Но кто бы мог воплотить эту технологически и экономически колоссальную задумку?

Высадившись в Египте в 1798 году, Бонапарт смог легко разбить египетские войска. Не ожидая серьезного противодействия со стороны турок, он начал планировать обустройство будущей колонии. Но Османская империя не желала видеть корпус из 30 000 французов у себя на юге, поэтому обратилась за помощью к Великобритании. Владычица морей подавно не хотела усиления Франции, тем более если это грозило ее колониальным интересам. Гениальный Нельсон сумел нанести французам поражение при Абукире.

Лишившись поддержки флота на Средиземноморье, Наполеон оказался в западне и ему было уже не до канала. Надо было спасать солдат и спасаться самому. А в это время инженер Лепер, которого Бонапарт привез из Франции, составлял проект канала. Но готов он был только в 1800 году — Наполеон был уже во Франции, отказавшись от завоевания Египта. Решения Лепера нельзя назвать удачными, ведь его проект опирался отчасти на старый путь, проложенный ещё Дарием и Птолемеем. Кроме того, канал был бы непригоден для прохождения судов с большой осадкой, а это сильно сказывалось на перспективе такого «короткого пути» из Европы в Азию.

Первые шаги к Суэцкому каналу

В 1830 году Фрэнсис Чесни, британский офицер, в лондонском парламенте предложил идею постройки канала через Суэцкий перешеек. Он утверждал, что реализация подобного проекта серьезно упростит англичанам путь в Индию. Но к Чесни никто не прислушался, так как к тому времени англичане были заняты налаживанием наземной транспортной инфраструктуры на перешейке. Конечно, сейчас нам подобная схема кажется бессмысленной, из-за трудности и неэффективности подобного подхода.

Посудите сами — яхта или корабль, прибывший, допустим, из Тулона, высаживал пассажиров в Александрии, где они частью по суше, частью по Нилу добирались до Каира, а потом через Аравийскую пустыню до Красного моря, где вновь занимали места на другом корабле, который шел в Бомбей. Утомительно, не правда ли? А если посчитать стоимость подобного маршрута для перевозки товара? Тем не менее, проект Чесни был отвергнут, тем более в 1859 году была достроена прямая железная дорога через перешеек. Куда там какому-то Суэцкому каналу!

В 1833 году идеей канала живо заинтересовалось французское утопическое движение сенсимонистов. Несколько энтузиастов разработали план постройки, но Мухаммед Али-паша (правитель Египта) не был настроен на поддержку подобных проектов: на море Египет еще не оправился от последствий Наваринского сражения , а на суше нужно было воевать с турками. Время идеи еще не пришло.

Фердинанд родился в 1805 году в семье дипломата, что, собственно, и предопределило его карьеру. В 20 лет он был назначен атташе в посольстве Франции в Лисабоне, где работал его дядя. В это время часто ездит в Испанию и навещает свою двоюродную племянницу Евгению. Ее лояльное отношение к дядюшке Фердинанду еще сыграет свою роль. Чуть позже, не без помощи отца, он получил место в составе французского дипломатического корпуса в Тунисе. А в 1832 году его отправили в Александрию, на пост вице-консула. Именно здесь Суэцкий канал берет начало своей истории.

Еще во Франции де Лессепс ознакомился с работами сенсимонистов и вошел в их круг. В Египте он близко общался с Бартелеми Анфантеном, главой секты сенсимонистов. Естественно, идеи реформирования Египта и масштабных строек не могли не посещать достаточно радикального Анфантена. Тем более, что в это же время проевропейские реформы начал проводить Мухаммед Али. Бартелеми, очевидно, делился мыслями с молодым вице-консулом. Вполне возможно, что он делает это не только из чистого интереса, но и потому, что де Лессепс успешно продвигается по службе — в 1835 его назначили генеральным консулом в Александрии.

В это же время произойдет еще один примечательный факт, который во многом решит судьбу канала: Мухаммед Али предложит де Лессепсу заняться образованием своего сына, Мухаммеда Саида. До 1837 года Фердинанд работал в Александрии, формально консулом, а де-факто еще и репетитором.

За пять лет в Египте Лессепс оброс связями среди египетских чиновников и неплохо разбирался в местной политике. Позже француза отправили в Нидерланды, а еще позже — в Испанию. В 1849 году Фердинанд был в составе французского дипломатического корпуса в Риме, где решались вопросы, связанные с итальянским восстанием. Переговоры были провалены, а де Лессепса сделали козлом отпущения и отправили в отставку.

Бывший дипломат жил себе спокойно в своем поместье, а в свободное время работал с материалами, которые собрал во время своего пребывания в Египте. Особенно нравилась ему идея постройки канала через Суэцкий перешеек. Фердинанад даже отослал проект канала (назвав его «Канал двух морей») на рассмотрение Аббас Паши, правителя Египта. Но увы, отклика так и не получил.

Через два года, в 1854 году, на египетский престол взошел Мухаммед Саид. Как только де Лессепс узнал об этом, он сразу отправил поздравления своему бывшему ученику. Тот в ответ пригласил бывшего консула в Египет и 7 ноября 1854 года Фердинанд де Лессепс был в Александрии. В своей дорожной сумке он держал проект «Канала двух морей», рассчитывая показать его Саиду. Время идеи пришло.

Великий комбинатор

В литературе де Лессепса часто называют авантюристом и хитрым дельцом. Связывают это, правда, больше с постройкой Панамского канала, но и в Суэцком проекте он отметился. Дело в том, что 30 ноября 1854 года Саид-паша подписал концессионное соглашение о строительстве канала (дополненное в 1856 году). Условия соглашения, предложенного Фердинандом, были крайне невыгодны для Египта. Именно поэтому он заслужил сравнение с незабвенным Остапом Бендером. Но если посмотреть на ситуацию с точки зрения средины 19 века, все становится на свои места. Европейцы воспринимали азиатские и африканские страны исключительно как колонии — уже оформившиеся, либо потенциальные. Де Лессепс был прилежным учеником и следовал европейской политической парадигме. Едва ли уместно говорить о несправедливости, если ее как таковой не существовало.

Но что же было в том соглашении? В чем просчитался Саид-паша?

  • Все земли, необходимые для постройки, переходили в собственность компании.
  • Все оборудование и материалы, которые ввозили из-за границы для строительства не облагались пошлинами.
  • Египет обязывался обеспечить 80% необходимой рабочей силы.
  • У компании было право выбирать на государственных рудниках и карьерах сырье, забирать весь необходимый транспорт и оборудование.
  • Компания получила право владеть каналом на протяжении 99 лет.
  • Египетское правительство будет получать от компании ежегодно 15% чистого дохода, 75% уходит в пользу компании, 10% в пользу учредителей.

Выгодно? Как для колонии — вполне, но не более. Возможно, Саид-паша просто не был хорошим правителем. Он тоже проводил реформаторскую политику, но ему не хватало прозорливости отца. В итоге он отдал ценнейший канал в руки колонистов-европейцев.

Суэцкий канал, на старт, внимание… марш!

Окончательный проект Суэцкого канала со всеми необходимыми чертежами и расчетами был предоставлен в 1856 году. Только через два года — 15 декабря 1858 года была основана «Universal Suez Ship Canal Company». Прежде чем приступить к непосредственному сооружению канала компания должна была получить финансовую поддержку — для этого Фердинанд начал выпускать акции.

Всего он выпустил 400 000 ценных бумаг, которые надо было кому-то продать. Лессепс сначала попытался привлечь британцев, но не получил ничего кроме насмешек и запрета продажи акций «Suez Canal Company». Консервативность британцев в этот раз сыграла против них. Полагаясь на железную дорогу через Аравийский перешеек, они упустили замечательный судоходный путь. В Австрии и Пруссии идея тоже не стала популярной.

Зато в родной Франции акции пошли «на ура» — средний класс активно скупал бумаги по 500 франков за штуку, надеясь в будущем получить неплохие дивиденды. 44% акций выкупил Саид-паша, а еще 24 000 были проданы Российской империи. В результате фонд компании составил 200 000 франков (примерный курс: 1 франк 1858 года = 15 долларов США 2011 года). 25 апреля 1859 года начались строительные работы на месте будущего Порт-Саида.

Строительство Суэцкого канала продолжалось десять лет. Нет точной оценки количества задействованных рабочих. По разным данным канал строили от 1 500 000 до 2 000 000 человек. Из них несколько десятков тысяч (или сотен, никто не считал) умерли. Главной причиной этого был непосильный труд и ужасная антисанитария. О чем можно говорить, если нормальный канал для обеспечения стройки пресной водой построили только в 1863 году! До этого воду регулярными «рейсами» доставляли 1600 верблюдов.

Что интересно, Великобритания активно выступала против использования, фактически, принудительного труда на Суэцком канале. Но не обманывайтесь на счет политиков Туманного Альбиона — ими руководило отнюдь не человеколюбие. Ведь англичане не гнушались абсолютно так же использовать египтян при прокладке своей железной дороги (об этом с возмущением писал Лессепс в письме британскому правительству). Все дело было в экономических интересах — Суэцкий канал серьезно облегчал судоходство между Европой и Индией, богатейшей колонией британцев. Именно поэтому Лондон постоянно давил на турецкого султана и Францию, не давая компании спокойно работать. Доходило до того, что нанятые британцами бедуины пытались поднять восстание среди строителей канала! Турки и французы не хотели ссориться с Британией, так как совсем недавно они вместе воевали против России и терять такого могущественного союзника им не хотелось.

В 1863 году скончался Саид-паша, на египетский престол взошел Исмаил-паша. Новый правитель захотел пересмотра концессионного соглашения и стройка почти остановилась. Над Суэцким каналом повисла серьезнейшая угроза. Но Фердинанд де Лессепс был дипломатом, пусть и не блестящим. А что за дипломат без туза в рукаве? Фердинанд обращается к Наполеону III, правда не напрямую, а через племянницу Евгению, жену французского императора. Третейский суд под руководством Наполеона пересмотрел условия соглашения и вернул египетскому государству земли, перешедшие к компании. Кроме того, были отменены льготы по пошлинам и право компании на привлечение крестьян к строительству. Но и здесь компания извлекла пользу — в качестве компенсации за изменение условий соглашения Египет выплатил компании 3,326 млн египетских фунтов в 1866 г и 1,2 млн в 1869 году. Но самое главное — Суэцкий канал начал строиться! Сам идейный вдохновитель Лессепс участвовал в открытии — 25 апреля 1859 года проект сдвинулся с мертвой точки.

16 км/год

Лессепс планировал построить канал за 6 лет, но работы хватило на все 10. Из-за недостатка технических средств работа продвигалась достаточно медленно. Ручной труд неквалифицированных рабочих в условиях пустыни — не лучший способ сооружения гигантских каналов. Но приходилось довольствоваться тем, что есть. На заключительном этапе использовали экскаваторы, которые существенно ускорили работу.

Лессепс упоминал, что за один месяц шестьдесят таких машин извлекали 2 млн м3 земли. Всего же, по оценкам Администрации Суэцкого канала, объем земляных работ составлял около 75 млн м3 земли. Почему такое несоответствие в данных? Несложно подсчитать, что если бы землеройные машины работали на Суэцком канале все 10 лет, то можно было извлечь 240 млн м3. Дело в том, что действительно современное техническое оснащение появилось у компании только под конец строительства.

Суэцкий канал начинался у Средиземного моря, потом по прямой до озера Тимсах и высохших Горьких озер. Оттуда заключительный отрезок шел до Красного моря, к городу Суэц. Интересно, что Порт-Саид был основан как поселение строителей в 1859 году. Сейчас это крупный город с полумиллионным населением, который играет важную роль в обслуживании Суэцкого канала.

В 1869 году работы были завершены. Суэцкий канал готовился к открытию. Это действительно был технологический прорыв — длина нового канала составляла 164 км, ширина 60-110 м. по водному зеркалу и 22 м. по дну, глубина 8 м. Шлюзов не было, что серьезно упростило постройку. Несмотря на то, что формально канал был построен, перманентные работы по углублению и расширению, по большому счету, не прекращались никогда — канал не был приспособлен для больших судов. Часто, чтобы разминуться, один из кораблей швартовался у специального причала (они были построены через каждые 10 км) и пропускал другой.

Но это все частности. Главное что Лессепс и его компания доказали, что канал через Аравийский перешеек построить можно. Исмаил-паша устроил грандиозные торжества в честь открытия Суэцкого канала — было потрачено больше 20 млн франков (эти неумеренные траты, кстати, сильно ударили по бюджету страны)! Гвоздем программы должна была стать заказанная у Верди опера «Аида», но композитор не успел написать ее, поэтому гости «довольствовались» роскошным балом.

Среди приглашенных были представители монарших семей с Австрии, Пруссии, Нидерландов, любимая племянница Лессепса Евгения. Россию представлял посол и знаменитый художник-маринист Айвазовский . На 16 ноября 1869 были запланированы празднества, а 17 ноября Суэцкий канал был открыт!

Суэцкий канал — важнее с каждым годом

В 1869 году на реке Клайд был спущен на воду знаменитый клипер Катти Сарк . По иронии судьбы в этот же год открыли Суэцкий канал, «убийцу» скоростных клиперов. Теперь не было надобности в этих стремительных красавцах — приземистые грузовые пароходы успевали перевезти больше груза в тот же срок благодаря творению Лессепса.

Но Суэцкий канал — это не только лирика, но еще и политика. Вскоре после первых рейсов англичане поняли, какой лакомый кусочек они упустили. Наверное, так и остались бы гордые сыны Альбиона с носом, если бы не отсутствие элементарных навыков финансиста у Исмаил-паши. Любовь к непомерной роскоши правителя во всем (вспомним и то самое празднование в Порт-Саиде) серьезно пошатнули финансовые позиции Египта. В 1875 году все 44% акций, принадлежавших Исмаил-паше (они перешли ему от Саида, его предшественника) были выкуплены Великобританией за 4 млн фунтов стерлингов (если эту сумму конвертировать в фунт 2013 года, то получим 85,9 млн фунтов). Компания стала, фактически, франко-британским предприятием.

Значение Суэцкого канала очень ярко показано на примере соглашения 1888 года. Тогда девять великих государств Европы (Германия, Австро-Венгрия, Россия, Великобритания, Нидерланды, Турция, Франция, Испания, Италия) подписали конвенцию для обеспечения свободного судоходства по каналу. Канал был открыт для доступа всем торговым и военным судам в любое время. Было запрещено блокировать канал или вести в нем военные действия. Уж если на войне, где нет правил, так соблюдали неприкосновенность этой магистрали, можно представить, какую важную роль он играл.

С каждым последующим годом нагрузка на Суэцкий канал постоянно увеличивалась, он был важнейшим элементом инфраструктуры, который позволял за пару недель попасть из Средиземного моря в Азию. Египтяне были устранены от управления каналом, все ключевые посты занимали французы и британцы. Безусловно, такое положение сильно било по чувству национального самосознания египтян. Но в открытый конфликт это вылилось лишь в средине ХХ века.

Перед Второй мировой (в 1936 г.) британцы добились права держать войска у канала для его защиты. Во время войны союзники костьми ложились, но держали у Эль-Аламейна оборону, стараясь не пустить Роммеля к Суэцкому каналу. Это был действительно стратегический объект, который прикрывал ближневосточную нефть и Азию. Но после войны значение канала серьезно изменилось. Колониальные империи отошли в небытие, зато экспорт нефти возрос во много раз. К тому же начала накаляться атмосфера в арабском мире в связи с провозглашением Израильского государства.

В 1956 году британо-французский десант занял Порт-Саид. В то же время с севера на Египет наступала израильская армия. Причиной вторжения европейский войск была попытка президента Египта Гамаль Абдель Насера (героя антимонархической революции 1952 г.) национализировать Суэцкий канал. Несмотря на тяжелейшие потери и временное перекрытие канала (1956-1957 гг.), Насер достиг своей цели и канал стал стратегически важным объектом экономики Египта.

После Шестидневной войны 1967 года канал был закрыт на 8 лет. В 1975 году операцию по очистке и разминированию Суэцкого канала проводили силы ВМФ США и СССР. Простой канала был тяжелым ударом по экономике. И Египет смог его пережить только благодаря помощи других Арабских государств.

На 8 лет (1967-1975 гг.) в Большом горьком озере (по которому проходит Суэцкий канал) были заперты 14 судов: они не успели выйти из канала до его блокады. Их назвали «Желтой флотилией», как говорят — из-за песка, которым были занесены палубы.