Адаптивная верстка: что это и как использовать. Адаптивный веб-дизайн: что это такое, зачем он нужен и его принципы

  • 28.07.2019

Адаптивная верстка меняет дизайн страницы в зависимости от поведения пользователя, платформы, размера экрана и ориентации девайса и является неотъемлемой частью современной веб-разработки. Она позволяет существенно экономить и не отрисовывать новый дизайн для каждого разрешения, а менять размеры и расположение отдельных элементов.

В этой статье будут рассмотрены основные элементы сайта и способы их адаптации.

Регулировка разрешения экрана

В принципе, можно разбить устройства на разные категории и верстать для каждой из них отдельно, но это займет слишком много времени, да и кто знает, какие стандарты будут через пять лет? Тем более, согласно статистике мы имеем целый спектр разнообразных разрешений:

Становится очевидно, что мы не сможем продолжать верстать для каждого устройства отдельно. Но что тогда делать?

Частичное решение: делаем все гибким

Конечно, это не идеальный способ, но он устраняет большую часть проблем.

Итан Маркотт (Ethan Marcotte) создал простой шаблон , демонстрирующий использование гибкой верстки:

На первый взгляд может показаться, что все легко, но это не так. Взгляните на логотип:

Если уменьшить изображение целиком, надписи станут нечитаемыми. Поэтому, чтобы сохранить логотип, картинка поделена на две части: первая часть (иллюстрация) используется как фон, вторая (логотип) изменяет свои размеры пропорционально.

Элемент h1 содержит изображение в качестве фона, а картинка выровнена относительно фона контейнера (заголовка).

Гибкие изображения

Работа с картинками - одна из самых главных проблем при работе с адаптивным дизайном. Существует много способов для изменения размера изображений, и большинство из них довольно просто реализовать. Одно из решений - использование max-width в CSS:

Img {max-width: 100%;}

Максимальная ширина изображения равняется 100% от ширины экрана или окна браузера, поэтому чем меньше ширина, тем меньше картинка. Обратите внимание, что max-width не поддерживается в IE, поэтому используйте width: 100% .

Представленный способ является неплохим вариантом создания адаптивных изображений, но, изменив только размер, мы оставим вес картинки прежним, из-за чего время загрузки на мобильных устройствах увеличится.

Еще один способ: отзывчивые изображения

Техника, представленная Filament Group, не только изменяет размер изображений, но и сжимает разрешение картинок на маленьких экранах, чтобы ускорить загрузку.

Для использования данной техники требуется несколько файлов, доступных на Github . Сначала берем JavaScript-файл (rwd-images.js ), файл .htaccess и rwd.gif (файл изображения). Потом используем немного HTML, чтобы связать большие и маленькие разрешения: сначала маленькое изображение с префиксом .r (чтобы показать, что картинка должна быть адаптивной), потом ссылка на большое изображение с помощью data-fullsrc:

Для любого экрана шире 480 px загрузится изображение с большим разрешением (largeRes.jpg ), а на маленьких экранах загрузится (smallRes.jpg ).

В iPhone и iPod Touch есть особенность: дизайн, созданный для больших экранов, просто сожмется в браузере с маленьким разрешением без скролла или дополнительной мобильной верстки. Однако изображений и текста не будет видно:

Для решения данной проблемы используется тег meta:

Если initial-scale равно единице, ширина картинок становится равной ширине экрана.

Настраиваемая структура макета страницы

Для значительных изменений размера страницы может понадобиться изменить расположение элементов в целом. Это удобно делать через отдельный файл со стилями или, что более эффективно, через CSS-медиазапрос. Проблем возникнуть не должно, т. к. большинство стилей останутся прежними, и изменятся только некоторые.

Например, у вас есть главный файл со стилями, который задает #wrapper , #content , #sidebar , #nav вместе с цветами, фоном и шрифтами. Если ваши главные стили делают макет слишком узким, коротким, широким или высоким, вы можете это определить и подключить новые стили.

style.css (основной):

/* Основные стили, которые будут унаследованы дочерней таблицей стилей */ html,body{ background... font... color... } h1,h2,h3{} p, blockquote, pre, code, ol, ul{} /* Структурные элементы */ #wrapper{ width: 80%; margin: 0 auto; background: #fff; padding: 20px; } #content{ width: 54%; float: left; margin-right: 3%; } #sidebar-left{ width: 20%; float: left; margin-right: 3%; } #sidebar-right{ width: 20%; float: left; }

mobile.css (дочерний):

#wrapper{ width: 90%; } #content{ width: 100%; } #sidebar-left{ width: 100%; clear: both; /* Дополнительные стили для нового дизайна */ border-top: 1px solid #ccc; margin-top: 20px; } #sidebar-right{ width: 100%; clear: both; /* Additional styling for our new layout */ border-top: 1px solid #ccc; margin-top: 20px; }

На широком экране левая и правая боковые панели хорошо помещаются сбоку. На более узких экранах эти блоки расположены один под другим для большего удобства.

Медиазапросы CSS3

Рассмотрим, как можно использовать CSS3-медиазапросы для создания адаптивного дизайна. min-width задает минимальную ширину окна браузера или экрана, к которой будут применены определенные стили. Если какое-нибудь значение будет ниже min-width , то стили будут проигнорированы. max-width делает противоположное.

@media screen and (min-width: 600px) { .hereIsMyClass { width: 30%; float: right; } }

Медиазапрос заработает только когда min-width будет больше или равна 600 px.

@media screen and (max-width: 600px) { .aClassforSmallScreens { clear: both; font-size: 1.3em; } }

В этом случае класс (aClassforSmallscreens ) будет работать при ширине экрана меньше или равной 600 px.

В то время как min-width и max-width могут быть применимы и к ширине экрана, и к ширине окна браузера, нам может понадобиться работать только с шириной устройства. Например, чтобы игнорировать браузеры, открытые в маленьком окне. Для этого можно использовать min-device-width и max-device-width:

@media screen and (max-device-width: 480px) { .classForiPhoneDisplay { font-size: 1.2em; } } @media screen and (min-device-width: 768px) { .minimumiPadWidth { clear: both; margin-bottom: 2px solid #ccc; } }

Специально для iPad у медиазапросов есть свойство orientation , значениями которого могут быть либо landscape (горизонтальный), либо portrait (вертикальный):

@media screen and (orientation: landscape) { .iPadLandscape { width: 30%; float: right; } } @media screen and (orientation: portrait) { .iPadPortrait { clear: both; } }

Также значения медиазапросов можно комбинировать:

@media screen and (min-width: 800px) and (max-width: 1200px) { .classForaMediumScreen { background: #cc0000; width: 30%; float: right; } }

Этот код будет выполнен только для экранов или окон браузеров шириной от 800 до 1200 px.

Загрузить определенный лист со стилями для разных значений медиазапросов можно так:

JavaScript

Если ваш браузер не поддерживает CSS3-медиазапросы, то замену стилей можно организовать с помощью jQuery:

$(document).ready(function(){ $(window).bind("resize", resizeWindow); function resizeWindow(e){ var newWindowWidth = $(window).width(); // Если ширина меньше 600 px, используется таблица стилей для мобильного if(newWindowWidth < 600){ $("link").attr({href: "mobile.css"}); } else if(newWindowWidth > 600){ // Если ширина больше 600 px, используется таблица стилей для десктопа $("link").attr({href: "style.css"}); } } });

Опциональное отображение контента

Возможность сжимать и менять местами элементы, чтобы они уместились на маленьких экранах, - это замечательно. Но это не лучший вариант. Для мобильных устройств обычно используется более широкий набор изменений: упрощенная навигация, более сфокусированный контент, списки или строки вместо колонок.

Вот наша разметка:

Main Content A Left Sidebar A Right Sidebar

style.css (основной):

#content{ width: 54%; float: left; margin-right: 3%; } #sidebar-left{ width: 20%; float: left; margin-right: 3%; } #sidebar-right{ width: 20%; float: left; } .sidebar-nav{ display: none; }

mobile.css (упрощенный):

#content{ width: 100%; } #sidebar-left{ display: none; } #sidebar-right{ display: none; } .sidebar-nav{ display: inline; }

Если размер экрана уменьшается, можно, например, использовать скрипт или альтернативный файл со стилями, чтобы увеличить белое пространство или заменить навигацию для большего удобства. Таким образом, имея возможность прятать и показывать элементы, изменять размеры картинок, элементов и многое другое, можно адаптировать дизайн под любые устройства и экраны.

В последнее время все больше и больше развиваются технологии и различные устройства (планшеты, смартфоны, мониторы) при помощи, которых просматриваются сайты.

В сферу чего мы получаем огромное множество различных разрешений экранов, что в свою очередь ведет к затруднению получения информации с сайтов. Чтобы информация была хорошо читаема и удобно просматриваема на большинстве устройств и была разработана технология адаптивного дизайна.

Целью адаптивного дизайна является разработка универсального дизайна веб-сайта, который бы в свою очередь позволял просматривать и взаимодействовать с ресурсом с различных устройств.

А также данная технология предполагает разработку одной версии веб-сайта для всех устройств, а не нескольких.

Адаптивный веб-дизайн (англ. Adaptive Web Design) - дизайн веб-страниц, обеспечивающий корректное отображение сайта на различных устройствах, подключённых к интернету и динамически подстраивающийся под заданные размеры окна браузера.

Основные принципы адаптивного дизайна:

  • Адаптивный шаблон сайта , способность шаблона подстраиваться под различные разрешения экранов устройств от монитора компьютера до смартфона;
  • Адаптация и перемещение блоков контента , способность блоков контента в зависимости от разрешения экрана устройства принимать необходимые размеры, а также способность передвигаться на другую позицию в макете;
  • Адаптация изображений , способность изображений менять размер в зависимости от разрешения экрана или загружать более адаптированное изображение с меньшим весом и размером;
  • Использование гибкой сетки , позволяет максимально быстро изменять конструкцию макета;
  • Скрытие менее важных блоков , на небольших экранах некоторые блоки могут скрываться;
  • Переработка юзабилити элементов навигации , так как на мобильных устройствах в связи с небольшим разрешением элементы навигации становятся менее кликабельными, их перерабатывают, делая удобно-используемыми;
  • Упрощение ряда элементов на веб — странице , некоторые элементы упрощаются для использования на мобильных устройствах;
  • Адаптация видео контента , также следует учесть и адаптацию видео;
  • Использование медиа — запросов (media query), позволяют создавать адаптивный макет;
  • Сначала мобильные (mobile first), проектирование адаптивного дизайна начинается с макета для мобильных устройств.

По поводу последнего пункта правильно это или нет сложный вопрос, по крайней мере, многие утверждают, что необходимо начинать разработку макета именно с версии для мобильных устройств. Я же придерживаюсь немного иного взгляда, мне проще разработать макет под максимальное разрешение с продуманной сеткой и полным функционалом, а уже потом адаптировать под другие разрешения.

Размеры макетов адаптивного дизайна

Как-то давно в 2012 году я писал небольшую статью о том, какие следует выбирать , разрабатывая дизайн — макет фиксированного сайта. Данная статья получила большой интерес среди читателей, оказывается, данный вопрос интересует многих начинающих дизайнеров и разработчиков. В связи, с чем в данной статье также решил осветить данный вопрос.

Итак, сугубо из своего видения изложу принцип и размеры, под которые следует разрабатывать макет.

Если следовать принципу сначала мобильные то будут такие размеры разрешений, под которые необходимо разрабатывать макет 320px / 480px /768px / 1024px / 1280px может быть и больше зависит от задач.

Картина выглядит примерно, таким образом, но зачастую под какие-то разрешения нет необходимости создавать макет, к примеру, под 480px. если макет не ломается на промежутке 768 — 320px.

Разумеется, создавать холст в фотошопе мы будем с учетом отступов, полосы прокрутки и всего остального, как и обычный макет. для удобства разработки, а также более быстрого проектирования макета. Многие используют в работе фреймворки, а следовательно опираются на сетку того фреймворка на котором ведут разработку.

Благодаря чему, мы сможем показать верстальщику, как будет вести себя макет на различных разрешениях экранов и устройствах. Для примера я набросал небольшой макет, его Вы можете посмотреть на скрине ниже.

Мedia query и viewport в адаптивном дизайне

Для того чтобы сообщить браузеру как отобразить размеры страницы и изменить ее масштаб используется метатег viewport . Данный метатег прописывается в сайта. Он позволяет разработчикам установить ширину экрана для устройств, которая прописана в css.

Записывается мета тег viewport так: