Общая характеристика информационно-коммуникационных технологий. Методическая разработка (группа) на тему: Программа повышения ИКТ - компетентности педагогов

  • 26.07.2019

Структура ИКТ -компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО 6 1 ВВЕДЕНИЕ Педагоги во всех странах мира все лучше осознают преимущества, которые дает умелое использование современных информационных и коммуни кационных технологий (ИКТ ) в сфере общего образования. ИКТ помогают решать проблемы повсюду, где существенное значение имеют знания и коммуникация. Сюда входят: совершенствование процессов учения/обучения, повышение образовательных результатов школьников и их учебной мотивации, улучшение взаимодействия родителей и школы, общение в школьной сети и выполнение сов местных проектов, совершенствование организации и управления образовательным процессом. И это неудивительно, так как возможности, которые ИКТ предоставляют для развития инновационной экономики и современного общества, стали доступны и для образования. Использовать ИКТ эффективно Существует множество причин, которые мешают школам и учителям в полной мере использовать появляющиеся возможности. Это и нехватка средств на закупку оборудования, и ограниченный доступ в Интернет, и отсутствие цифровых образовательных ресурсов на родном языке. Но главная причина в том, что учителя не всегда знают, как эффективно использовать ИКТ . Очевидно, что способы использования ИКТ зависят и от изучаемого предмета, и от целей обучения, и от возрастных особенностей учащихся. Вместе с тем важно определить основные принципы, кото рыми могут руководствоваться школы, решая задачи информатизации образования. Эти принципы устанавливает Проект ЮНЕСКО по разработке структуры педагогической ИКТ -компетентности 1 учителей (далее – Проект ICT-CFT, или Проект). Проект привлекает внимание к нескольким направлениям трансформации образования в условиях информатизации школы. Новые информационные и коммуникационные технологии помогают создавать небывалые по своим возможностям быстро развивающиеся образовательные среды, стирать границы между формальным и неформальным образованием, побуждают педагогов искать новые организационные формы и методы учебной работы, развивать у школьников способность учиться. В конечном счете информатизация образования требует переосмыслить навыки и компетенции, которые необходимы учащимся для того, чтобы стать активными гражданами и полноценными работниками в становящемся сегодня обществе знаний. 1 В тексте документа используются термины компетентность и компетенция. При этом термин компетенция всегда относится к описанию функционала педагогов, а компетентность – к способности педагогов выполнять соответствующие функции. (Прим. переводчика.)

Проект ICT-CFT Понимая всю важность информатизации образования, ЮНЕСКО вместе со своими партнерами (CISCO, Intel, ISTE и Microsoft), а также с ведущими экспертами в области информатизации школы из разных стран мира провела большую работу, определяя компетентности, которыми должны овладеть педагоги, чтобы эффективно использовать ИКТ в учебном процессе. Результатом данной работы стало описание структуры педагогической ИКТ -компетентности (ICT-CFT), которая была представлена общественности в 2008 году в трех брошюрах: Policy Framework («Образовательная политика»), где рассмотрены исходные предпосылки, структура и подход, принятый в Проекте; Competency Framework Modules («Структура модулей компетенции»), где объясняется, как можно сопоставить три этапа развития образования с шестью аспектами работы учителя, чтобы получить структуру из 18 модулей, которые определяют его компетентность; Implementation Guide lines («Рекомендации по внедрению»), где приведены подробные описания каждого из выделенных модулей 2 . Вторая версия Рекомендаций включает в себя материал этих брошюр, где выделены три подхода к подготовке учителей для работы в ИКТ -насыщенной образовательной среде: «Применение ИКТ », «Освоение знаний», «Производство знаний». Начиная с 2009 года, в ЮНЕСКО разрабатывались примерные учебные планы и требования для проверки компетентности учителей (требования к экзаменам). Сегодня они имеются для двух из перечисленных выше подходов – «Применение ИКТ » и «Освоение знаний». Эти материалы приведены в приложениях к данному документу вместе со словарем специальных терминов (глоссарием). В Рекомендациях говорится, что учителя должны применять такие методы и организационные формы учебной работы, которые отвечают требованиям развивающегося общества знаний. Учащиеся должны иметь возможность не только глубоко освоить содержание предложенных им образовательных дисциплин, но и понимать, как они могут сами производить новые знания, используя для этого потенциал современных средств ИКТ . Для некоторых (не исключено, что для многих) учителей, такой подход может показаться слишком смелым. Потребуется время, прежде чем педагоги освоят новые подходы к учебной работе. Чтобы это произошло, также потребуется немало усилий со стороны государственных органов, учреждений системы подготовки и профессионального развития педагогов и руководителей школ. Как пользоваться данным документом Описание модулей, примерные учебные планы и требования к проверке компетентности учителей (требования к экзаменам), которые приведены в приложениях к данному документу, призваны помочь педагогам применять доступные в школах ИКТ для повышения результативности учебной работы. Материалы приложений могут использоваться при формировании образовательной политики различными органами власти. Эти материалы пригодны для определения содержания профессиональной подготовки учителей. Они могут служить основой для разработки программ повышения квалификации работников образования в условиях информатизации школы; для формулирования квалификационных требований; для проверки необходимой профессиональной компетентности педагогов (сертификация). Кроме того, настоящий документ описывает, как повышение квалификации педагогов, особенно в развивающихся странах, может повысить эффективность их работы и помочь школьникам вырасти достойными членами общества знаний. 2 В брошюре представлена структура, которая включает следующие шесть аспектов работы учителей: понимание роли ИКТ в образовании, учебная программа и оценивание, педагогические практики, технические и программные средства ИКТ , организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие. Важно отметить, что данный документ создавался как динамически изменяемый набор рекомендаций, которые должны периодически обновляться, отражая развитие средств ИКТ . Структура ИКТ -компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО 7

ЮНЕСКО совместно с ведущими IT-компаниями и ведущими экспертами в области информатизации образования разработала международные рекомендации, содержащие требования к ИКТ-компетентности педагогов под названием «UNESCO’s ICT Competency Framework for Teachers» . Подразумевается, что педагоги, соответствующие этим требованиям, способны успешно осуществлять образовательный процесс в ИКТ- насыщенной образовательной среде.

Рекомендации ЮНЕСКО направлены на формирование у учителя способности помогать учащимся применять ИКТ для успешного сотрудничества, решения возникающих социальных и профессиональных задач, формирования способности к самосовершенствованию, что позволяет сформировать гражданские и профессиональные качества для адаптации учащихся в современном обществе .

Структура ИКТ-компетентности преподавателя включает следующие аспекты: понимание назначения ИКТ в системе образования, при работе с учебной программой и при оценивании, в педагогической практике.

С каждым из этих аспектов связываются соответствующие им подходы к информатизации образовательного учреждения: «Применение ИКТ» - помощь обучающимся в использовании ИКТ для повышения эффективности учебной деятельности; «Освоение знаний» - помощь обучающимся в освоении предметного содержания и последующего использования полученных знаний при решении комплексных задач, окружающей действительности; «Производство знаний» - помощь обучающимся в производстве новых знаний, полезных для окружающего их социума.

Рассмотренные подходы характеризуют стадии процесса информатизации образования и профессионального развития педагогов, совершенствующих свои навыки в ИКТ-насыщенной образовательной среде: технические и программные средства ИКТ, организация и управление образовательным процессом, профессиональное развитие.

Таблица б

Структура ИКТ-компетенций педагога в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО

Каждый подход состоит из шести модулей

Понимание роли ИКТ в образовании

Учебная программа и оценивание

Педагогические

практики

Технические и программные средства ИКТ

Организация и управление образовательным процессом

Профессиональное

развитие

Подход 1. Использование ИКТ

Знакомство с образовательной политикой

Использование

инструменты

Традиционные

Компьютерная

грамотность

Подход 2. Усвоение знаний

Понимание

образовательной

политики

Применение

комплексных

инструменты

сотрудничества

Помощь и наставничество

Подход 3. Продуцирование знаний

Инициация

инноваций

общества

Способность к самообразованию

Распространяющиеся

технологии

Обучающаяся

организация

Организация ЮНЕСКО вместе со своими партнерами (Microsoft, Intel, CISCO, ISTE) и ведущими экспертами в области информатизации образования выпустила в 2008 году описание структуры педагогической ИКТ-компетентности (ICT- CFT) в трех брошюрах :

Policy Framework («Образовательная политика»), Competency Framework Modules («Структура модулей компетенции»), Implementation Guide lines («Рекомендации по внедрению»).

В Рекомендациях ЮНЕСКО говорится, что учителя должны применять такие методы и организационные формы учебной работы, которые отвечают требованиям развивающегося общества знаний. Учащиеся должны иметь возможность не только глубоко освоить содержание предложенных им образовательных дисциплин, но и понимать, как они могут сами производить новые знания, используя для этого потенциал современных средств ИКТ.

Международные стандарты информационно-коммуникационной компетентности и подтверждение их сертификацией компьютерной грамотности.

Программы для проведения международной сертификации пользователей компьютера стали разрабатываться в Европе с 90-х годов прошлого века. Финский компьютерный союз (FIPA) с целью унификации требований к уровням владения компьютерными технологиями стал разрабатывать стандарты для проведения соответствующих им сертификационных экзаменов. Так в Финляндии более трехсот обучающих центров, имеющих право выдавать международный сертификат компьютерной грамотности . Повышению общего уровня компьютерной грамотности способствовали Европейский союз профессиональных информационных обществ (CEPIS) и Северный компьютерный союз (NDU) благодаря осуществлению возможности подтверждения компетентности в сфере информационных технологий.

Сертификации компьютерной грамотности придается большое значение во всем мире. Так фондом ECDL совместно с CEPIS осуществляется сертифицирование и контроль его качества с соблюдением единых требований для центров тестирования. Фонд ECDL (Фонд Европейские Компьютерные Права) - организация, выдающая сертификаты компьютерной грамотности по программе ECDL / ICDL, ведущей международной программе сертификации навыков владения персональным компьютером (ПК).

Сертификат - European Computer Driving License (ECDL), который за пределами Европы называется International Computer Driving License (ICDL) и признается более чем в 50 странах мира, таких как Великобритания, Германия, Канада, Швеция, Финляндия и другие.

Сертификационный экзамен охватывает большое количество технологий, при этом он не привязан к конкретным программам и производителям. Для прохождения сертификации необходимо успешно сдать один теоретический и шесть практических модулей. Теоретический модуль - Basic Concepts of Information Technology (Основные положения информатики). Практические модули: Using the Computer and Managing Files (использование компьютера и управление файлами); Word Processing (редактирование текстов); Spreadsheets (электронные таблицы); Databases (базы данных); Presentation (презентации); Information and Communication (обмен информацией).

Сертификацию по требованиям ECDL проводят в специализированных учебных центрах и в России к ним относятся Центр компьютерного обучения «Специалист», Институт информационных технологий в образовании (НТЕ), Новосибирский государственный педагогический университет, Нижегородский государственный педагогический университет, Ульяновский государственный университет, Челябинский государственный университет и другие центры.

Стандарты ICDL разработаны с учетом практики использования компьютера в личной, социальной, профессиональной сферах деятельности на таких платформах программного обеспечения как Microsoft, Lotus, и др. .

Назначение стандартов ICDL, заключается в повышении общего уровня ИКТ-компетентности, что приводит к уменьшению затрат на поддержку деятельности пользователя, увеличивается ценность его личности как работника организации, повышается конкурентоспособность и в целом улучшается качество жизни.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. В каком соотношении находятся понятия «компьютерная грамотность», «информационная компетентность» и «информационная культура»?
  • 2. Отличается ли компетентность, характеризуемая понятиями «информационная компетентность» и «информационно-коммуникаци

онная компетентность», в чем эти отличия? Обоснуйте ответ, исходя из определений понятий «информатика», «информация», «коммуникация».

  • 3. Проведите анализ двух различных международных стандартов информационно-коммуникационной компетентности. Определите сходство и различие их содержательных компонентов.
  • 4. Исходя из «Рамочных рекомендаций ЮНЕСКО по структуре ИКТ-компетентности учителей», определите уровни информационной компетентности и выделите критерии оценки их сформированное™.
  • 5. С какой компетентностью из другой области «информационная компетентность», на ваш взгляд, имеет больше всего сходства?
  • 6. В каких профессиях «информационная компетентность» занимает более значимое место, и как это учитывать в профориентационной работе?
  • 7. Приведите примеры информационных компетенций, необходимых современному человеку в повседневной жизни.
  • 8. В чем может заключаться субъективный подход к определению «ключевых информационных компетенций» представителей различных профессиональных областей?
  • 9. Какие особенности формирования «информационной компетентности» могут быть связаны с обычаями, культурой, верованиями различных народов?
  • 10. Какую роль «информационная компетентность» оказывает на процессы глобализации в современном обществе?

Информационные источники и литература

  • 1. Автократов , В. Н. К проблеме вовлечения информационных категорий в архивоведение / В. Н. Автократов // Труды ВНИИДАД. - М., 1973, т. 3. - С. 251-263.
  • 2. Белов, С. А. Понятие «информационная компетентность», ее компонентный состав, свойства и функции [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pandia.ru/text/78/113/24132.php.
  • 3. Бобонова, Е. Н. Готовность учителя к использованию информационных технологий в педагогической деятельности как основа ИКТ- компетентности [Электронный ресурс] / Е. Н. Бобонова // Материалы XVI конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «Relarn-2009». Сборник тезисов и докладов. - М. ; СПб., 2009. - Режим доступа: /conf/conf2009/list_tez.pdf.
  • 4. Большая советская энциклопедия. - 3-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1972. - Т. 10.
  • 5. Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. - М.: Иностранная литература, 1958. - 200 с.
  • 6. Винер, Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине / Н. Винер. - 2-е изд. - М.: Советское радио, 1968. - 201 с.
  • 7. Винер, Н. Кибернетика / Н. Винер. - М.: Наука, 1983. - 341 с.
  • 8. Воронина, Л. В. Информационные технологии как инструментарий формирования информационной компетентности младших школьников / Л. В. Воронина, В. В. Артемьева // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 3. - С. 62-66.
  • 9. Гаврилов, О. А. Курс правовой информатики: учебник для вузов /

О. А. Гаврилов. - М. : НОРМА, 2000. - 432 с.

  • 10. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / Б. С. Гершунский. - М. : ИнтерДиалект+, 1997.
  • 11. Готт, В. С., Семенюк, Э. П., Урсул, А. Д. Социальная роль информатики / В. С. Готт, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул. - М. : Знание, 1987.
  • 12. Дозорцев, В. А. Законодательство и научно-технический прогресс / В. А. Дозорцев. - М. : Прогресс. - 1978.
  • 13. Ермаков, Д. С. Информационная компетентность: получение знаний из информации / Д. С. Ермаков // Открытое образование. - 2011, -№ 1.
  • 14. Завьялов, А. Н. Формирование информационной компетентности студентов в области компьютерных технологий (на примере среднего профессионального образования): автореф. дис.... канд. пед. наук / А. Н. Завьялов. - Тюмень, 2005. - 17 с.
  • 15. Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: автореф. дис.... канд. пед. наук / О. Б. Зайцева. - Брянск, 2002. - 19 с.
  • 16. Ионова, О. Н. Концептуальные основы формирования информационной компетентности взрослых в системе дополнительного образования / О. Н. Ионова // Дополнительное профессиональное образование. - 2006. - № 4 (28).
  • 17. Каракозов, С. Д. Информационная культура в контексте общей теории культуры личности / С. Д. Каракозов // Педагогическая информатика, 2000. - № 2. - С. 41-54.
  • 18. Кастлер, Г. Возникновение биологической информации / Г. Кастлер. - М. : Мир, 1967.
  • 19. Коган, В. 3. Человек в потоке информации / В. 3. Коган. - Новосибирск: Наука, 1981.
  • 20. Копылов, В. А. Информация как объект правового регулирования / В. А. Копылов // НТИ сер. 1. - 1996. - № 8.
  • 21. Куликовский, Л. Ф., Мотов, В. В. Теоретические основы информационных процессов / Л. Ф. Куликовский. - М. : Высшая школа, 1987.
  • 22. Лау, X. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни / X. Лау. - М. : Информация для всех, 2007.
  • 23. Медведева, Е. А. Основы информационной культуры / Е. А. Медведева // Социс. - 1994. - № 11.
  • 24. Моисеев, Н. Н. Современный рационализм / Н. Н. Моисеев. - М. : МГВП КОКС, 1995. - 376 с.
  • 25. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М. : Русский язык, 1989.
  • 26. Оценка информационно-коммуникационной компетентности 1C Literacy TestPyKOBOflCTBo для администратора тестирования / НФПК - Национальный фонд подготовки кадров. - С. 25.
  • 27. Паршукова, Г. Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография / Г. Б. Паршукова. - Новосибирск, 2006. - 253 с.
  • 28. Семенов, А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании [Текст] / А. Л. Семенов. - М.: МИПКРО, 2000. - 12 с.
  • 29. Снытников, А. А., Туманова, Л. В. Право граждан на информацию и вопросы защиты информации. - Тверь, 1999. - 192 с.
  • 30. Стариченко, Б. Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компе- тенции педагога/ Педагогическое образование в России. 2015. № 7. - С. 6-16.
  • 31. Структура ИКТ компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. UNESCO, 2011. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/ files/3214694.pdf.
  • 32. Тришина, С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория [Электронный ресурс] / С. В. Тришина // Эйдос: интернет-журнал. - 2005. - 10 сентября. - Режим доступа: / journal/2005/0910-ll.htm.
  • 33. Тришина, С. В., Хуторской, А. В. [Электронный ресурс] / С. В. Тришина, А. В. Хуторской // Эйдос: интернет-журнал. - 2004. - 22 июня. - Режим доступа: /journal/2004/0622-09.htm.
  • 34. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» //СЗ РФ, 2006, №31 (часть I), ст. 3448.
  • 35. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева. - М. : Сов. Энциклопедия, 1983.
  • 36. Харкевич, А. А. О ценности информации / А. А. Харкевич // Проблемы кибернетики. - 1960. - Вып. 4.
  • 37. Хургин, В. Об определении понятия «информация» http://www. aselibrary.ru/press_center/journal/irr/2007/number_3/number_3_6/ number_3_6571.
  • 38. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Отделение философии образования и теоретической педагогики РАО, Центр «Эйдос», 23.04.02. - Режим доступа: / news/compet.htm.
  • 39. Чернавский, Д. С. Синергетика и информация / Д. С. Чернявский. - М. : Знание, 1990. - № 5.
  • 40. Шеннон, К. Э. Работы по теории информации и кибернетике / К. Э. Шеннон. - М. : Иностранная литература, 1963.

Иностранная литература

  • 1. Ampere, А. М. Essai sur la philosophic des sciences. - 2 nd partie. - Paris: Bachelier. - 1843. - Chapitre IV. - § IV. - P. 140-142.
  • 2. Creative Commons [Текст] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.creativecommons.org - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ecdl.ru].

ИКТ компетентность современного педагога как показатель профессиональной успешности

Характерной особенностью развития современной образовательной системы является переход на новую технологическую основу. Под влиянием средств информационно-коммуникационных технологий меняются все компоненты методической системы обучения предмету (цели, содержание, формы, методы, средства). В связи с этим появился новый термин – «электронная дидактика», под которым понимают теорию и практику обучения в условиях новой информационно-образовательной среды.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения – интегрированная цифровая площадка для сотрудничества, взаимодействия и обмена знаниями для учителей, учеников и администрации, для повышения качества образования всех обучающихся. При этом следует заметить, что дидактические принципы обучения – научность, наглядность, систематичность и последовательность, сознательность, активность – не исчезают, но задача ставится по-другому: как обеспечить все это в условиях новой дидактики, когда изменились методы и средства предъявления учебного материала.

Развивать, внедрять и сопровождать новую дидактику могут лишь педагоги, хорошо подготовленные в плане освоения электронных технологий в профессиональной деятельности. Поэтому важнейшим условием успешной модернизации образования является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов. Это означает, что учитель должен непрерывно совершенствовать свою информационно-коммуникационную компетентность.

Матрица ИКТ-компетенции учителей

В ноябре 2011 г. общественности был представлен документ «Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Версия 2.0». Рекомендации предлагают матричную структуру ИКТ-компетенции учителей (табл. 1), которую задают два измерения. Первое определяется подходами к информатизации школы, а второе – аспектами профессиональной компетентности учителя. В рамках трех подходов к информатизации школы определены требования к подготовке педагогов.

Применение ИКТ может быть следующим:

– использование средств ИКТ для достижения образовательных результатов, которые предусмотрены действующими стандартами;

– использование в своей работе готовых электронных учебных материалов и различных веб-ресурсов;

– проведение с помощью средств ИКТ оценочных мероприятий;

– использование средств ИКТ для ведения текущей отчетности и своего профессионального развития.

При реализации этого подхода основное внимание, как правило, уделяется оснащению школ средствами ИКТ, стремлению сократить «цифровое неравенство» и обеспечить всем учащимся равный доступ к этим средствам. Организационные формы учебной работы в рамках данного подхода практически не изменяются.

Педагогу необходимо:

– владеть инструментальными программными средствами, которые относятся к их предметной области;

– уметь выбирать наиболее удобные способы представления учебной информации;

– рационально использовать все имеющиеся технические и программные средства для организации образовательного процесса;

– использовать сетевые ресурсы, которые позволяют учащимся получать доступ к информации, работать вместе и общаться с внешними экспертами в ходе решения выбранных ими проблем;

– использовать ресурсы сети Интернет для получения необходимых профессиональных материалов, связи с коллегами и другими экспертами с целью повышения своего профессионального уровня;

– уметь разрабатывать цифровые образовательные ресурсы и выстраивать учебную среду;

– использовать ИКТ в качестве инструмента для формирования у школьников способности производить знания и развивать критическое мышление;

– поддерживать рефлексию как необходимую составную часть учебной работы;

– создавать в среде учащихся и своих коллег обучающиеся сообщества или «сообщества знаний».

Рекомендации ЮНЕСКО – международно признанный инструмент, который позволяет определить педагогическую ИКТ-компетентность, необходимую каждому педагогу, а также разработать набор учебно-методических материалов для обучения педагогов.

Успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять учебную кооперацию и сотрудничество школьников. Это требует от учителя ряда новых умений по управлению работой класса. Умения, которыми должен обладать такой учитель, должны включать в себя способность разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, освоения учащимися знаний и способности производить новые знания.

Приобретение информационной компетентности открывает перед учителями и обучающимися широкий спектр возможностей, обогащающих образовательную среду и позволяющих сделать процесс преподавания-обучения более динамичным.

Одной из основных тенденций, определяющих требования к уровню ИКТ-компетентности современного учителя, является смещение акцентов с задач технологического уровня (относящихся к владению конкретными инструментами, конкретными программными продуктами) на педагогический. Расширился круг умений, относимых к ключевой компетентности, поскольку соответствующие умения закреплены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) на начальной ступени обучения в метапредметных результатах обучения школьников и в курсе «Математика и информатика», а также ФГОС основной школы в метапредметных результатах выпускника основной школы и в курсе информатики (V – IX или VII – IX кл.), что должно обеспечивать формирование ИКТ-компетентности у всех школьников. Школьный стандарт нового поколения помимо основных ценностей и основных понятий определяет «системы ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования». К ним относятся и требования к уровню квалификации учителей, зафиксированные ФГОС. Школам передана ответственность за выполнение указанных требований ФГОС по формированию информационной образовательной среды школы и организации обучения педагогов активному использованию ресурсов такой среды. Информационная образовательная среда должна включать электронные образовательные ресурсы, «электронный» дневник и журнал, школьный сайт, среду для электронного портфолио учеников и учителей.

Двухуровневая Модель ИКТ-компетентности учителя

Названные выше требования могут быть реализованы в рамках двухуровневой модели ИКТ-компетентности учителя. Ключевым положением данной модели является представление о том, что в профессиональной ИКТ-компетентности есть два существенно различных уровня – уровень подготовленности и уровень реализованности.

Часто учитель, закончивший (иногда несколько раз) курсы повышения квалификации в сфере ИКТ и имеющий в школе достаточно условий для применения ИКТ в профессиональной деятельности, этого не делает. При этом, он благополучно прошел различные тестирования на готовность к работе с использованием ИКТ. Такой учитель не может называться ИКТ-компетентным, поскольку его знания и умения не воплощены в деятельность.

Уровни ИКТ-компетентности современного учителя:

1. Знаниевый уровень (подготовленность к деятельности).

Знаниевый уровень – это уровень овладения ИКТ. На современном этапе развития российской системы общего образования этот уровень является базовым при формировании и последующей оценке ИКТ-компетентности учителей. Он характеризуется наличием у учителей знаний, умений и навыков, достаточных для пользования оборудованием, программным обеспечением и ресурсами в сфере ИКТ.

При этом следует различать подуровень компьютерной грамотности, неспецифический для работников образования (в том числе учителей), определяемый современным состоянием ИКТ и общим уровнем информатизации общества, и профессионально-ориентированные подуровни

а. Подуровень общей компьютерной грамотности. Это уровень общепедагогических знаний, умений и навыков в сфере применения ИКТ в образовательной деятельности.

-Функциональная (компьютерная) грамотность , обеспечивающая знания, умения и навыки в сфере ИКТ

-Общепедагогическая готовность, обеспечивающая знания, умения и навыки применения ИКТ в педагогической деятельности, инвариантная относительно преподаваемых предметов.

б. Подуровень специфической,предметной компьютерной грамотности
– знания, умения и навыки, которые специфичны для предметной области. Например, учителя естественнонаучных предметов должны уметь использовать компьютерные математические модели процессов, связанных с их предметом (а на более высоком уровне – создавать такие модели).

Например, для учителей естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии) использование методов компьютерного математического моделирования, особенно в профильном варианте обучения, является высокопродуктивным; для филологов аналогичную роль могут играть компьютерные технологии анализа текстов, для историков – технологии баз данных и т.д. Однако на сегодняшний день школьных учителей-предметников, обладающих соответствующим уровнем ИКТ-компетентности, совсем немного.
2. Деятельностный уровень (состоявшаяся деятельность) .

Деятельностный уровень – это уровень использования ИКТ. На этом уровне функциональная грамотность в сфере ИКТ эффективно и систематически применяется учителем для решения образовательных задач.

Различают:

а. Подуровень организационных инноваций

б. Подуровень содержательных инноваций
Подуровень организационных инноваций проявляется в эффективной реализации учителем нового организационно-технологического функционала, в частности
организации и сопровождения сетевых форм осуществления образовательного процесса;
реализации дистанционного, очно-заочного, домашнего обучения и т. д.;
организации и сопровождении обучения на основе индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальных учебных планов учащихся;
соорганизации разных форм образовательной деятельности – урочной, внеурочной, самостоятельной, воспитательной и других – в единый образовательный процесс;
применении современных технологий мониторинга образования
Подуровень содержательных инноваций характеризуется систематическим, целенаправленным и эффективным использованием ИКТ-ресурсов и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в достижении нового качества образования. Он направлен на модернизацию образовательного процесса в соответствии с концепцией «создания знаний» и проявляется в обновлении содержания образования, методов преподавания, систем оценки качества.

Содержательные инновации включают в себя комплекс элементов:
разработку и реализацию учебных курсов на основе ЭОР (элективных курсов, учебных практик, курсов профессиональной и профильной ориентации и др.);
реализацию новых видов образовательной деятельности, к которым относятся:
проблемный и проектный подходы в обучении учащихся;-
- организация образовательного процесса на основе самостоятельной индивидуальной и групповой деятельности учащихся по реализации своих личностных, образовательных, социальных и других потребностей и интересов;
организацию взаимодействия учащихся при решении проблем и задач на основе ИКТ;
применение новых диагностических средств оценки качества образования (включая интегральный и попредметный мониторинг качества образования, рейтинговую систему оценивания, динамическую систему оценивания достижений учащихся и др.).
Содержательные инновации являются наиболее сложным и вместе с тем наиболее
продуктивным уровнем как профессиональной компетентности учителя в целом, так и ИКТ-компетентности. В сфере ИКТ они имеют свою специфику. Например, для учителей естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии) использование методов компьютерного математического моделирования, особенно в профильном варианте обучения, является высокопродуктивным; для филологов аналогичную роль могут играть компьютерные технологии анализа текстов, для историков – технологии баз данных и т.д.

Однако на сегодняшний день школьных учителей-предметников, обладающих соответствующим уровнем ИКТ-компетентности, с немного.
Описанные выше уровни ИКТ-компетентности соответствуют этапам профессионального совершенствования современного учителя в сфере ИКТ.

Знаниевый уровень – наиболее массовый, который в ближайшее время должны освоить все без исключения учителя.

Уровень организационных инноваций – это уровень успешной и продуктивной методической работы. Модернизация сетей образовательных учреждений, объективация результатов образовательной деятельности, диверсификация форм обучения, индивидуализация учебных планов – все эти и многие другие аспекты модернизации образования требуют новых форм методической работы, основанных на ИКТ.
Уровень содержательных инноваций предусматривает проектирование и реализацию локальных и пилотных педагогических экспериментов. Описанные выше уровни ИКТ-компетентности соответствуют этапам профессионального совершенствования современного учителя в сфере ИКТ.

Перечень компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ

1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.
2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.
3. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ.
4. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.
5. Владение приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.
6. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.):
- вводом текста с клавиатуры и приёмами его форматирования;
- подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы, типовыми приёмами работы с инструментами векторной графики;
- приёмами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, простыми расчётами);
- приёмами построения графиков и диаграмм;
- методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.);
7. Владение простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики:
- приёмами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах;
- приёмами вывода изображений на печать, записи на CD.
8. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:
- приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;
- приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями;
- приёмами работы с файловыми архивами;
- приёмами работы с интернет-пейджерами (ICQ, AOL, и т.п.) и другими коммуникационными технологиями.
9. Наличие представлений о технологиях и ресурсах дистанционной поддержки образовательного процесса и возможностях их включения в педагогическую деятельность.
10. Владение технологическими основами создания сайта поддержки учебной деятельности:
- наличием представлений о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта поддержки учебной деятельности;
- наличие представлений о структуре web-страницы;
- владение простейшими приёмами сайтостроения, обеспечивающими возможность представления образовательной информации в форме сайта – файловой системы;
- владение приёмами публикации сайта поддержки учебной деятельности в Интернет.

Учитель компетентен в области ИКТ, если

 ведёт поиск и отбор дополнительной информации для обучения с использованием Интернет-ресурсов;
 участвует в работе сетевых объединений преподавателей, Интернет-конференциях с целью повышения своего профессионального уровня;
 разрабатывает компьютерные тесты, системы рейтинговой оценки знаний учащихся на основе стандартных приложений и программ-оболочек;
 создает учебные пособия и материалы на электронных носителях с использованием стандартных приложений и инструментальных средств;
 применяет готовые мультимедийные разработки в образовательных и воспитательных целях.

Современной направляющей идеей учебного процесса становится более тесное сочетание и взаимодействие технической и естественной составляющих элементов. В качестве взаимодействующего интегрирующего явления выступает информатизация и компьютеризация учебного процесса по предметам естественного цикла. Такое соединение, т.е. использование компьютерных технологий, по сравнению с традиционным обучением, обладает рядом достоинств:

1. Компьютер - это связующее звено, налаживающее естественное взаимодействие всех форм учебно-познавательной деятельности учащихся.

2. Компьютерные технологии способствует активизации познавательной и мыслительной деятельности обучаемых.

3. Внедрение компьютеров в естественные дисциплины содействует углублению демократизации методики преподавания, так как компьютерные технологии основаны на ослаблении субъективного фактора в контроле знаний и позволяет снять социально-психологические ограничения.

4. Компьютерные технологии содержат огромные мотивационные возможности. Важным мотивационным фактором служит игровой характер компьютерных технологий. Игровыми элементами компьютерного тестирования являются состязательность, экстремальность ситуаций, требующих от пользователя принятия неординарных решений.

Внедрение в структуру естественного знания компьютера расширяет возможности самостоятельного обучения учащихся. Использование компьютерных программ значительно повышает удельный вес самостоятельной работы как базисного составного элемента всего познавательного процесса, Как известно, в ходе самостоятельного продвижения от незнания к знанию обучаемые приобщаются к систематической и целенаправленной деятельности по усвоению и творческому применению полученных знаний .

Что же такое информационно-коммуникативные технологии?

Информационно-коммуникативные технологии - это такие технологии, которые используют компьютерные технологии (информационные процессы) и средства коммуникации (средства связи - Интернет).

Компьютерные технологии включают в себя программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче информации.

К средствам информационных компьютерных технологий относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией; современные средства связи; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) .

С помощью ИКТ эффективно реализовываются основные принципы преподавания:

· принцип научности;

· принцип систематичности и последовательности;

· принцип активности;

· принцип доступности;

· связь теории с практикой;

· учет индивидуальных особенностей учащихся;

· наглядность.

Использование ИКТ позволяет оптимизировать работу преподавателя, несколько облегчить его функции:

1. Контроль. Учитель освобождается от рутинной работы по опросу учеников. Кроме того, положение учителя становится более привлекательным, т.к. функции контроля передаются машине, а это способствует бесконфликтному общению.

2. Обратная связь. Применение компьютера позволяет оценивать каждый этап работы ученика: компьютер исправляет ошибки, при необходимости комментирует, предоставляя нужную информацию. Тем самым ученик получает возможность вовремя исправлять свои ошибки .

Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение нового учебного материала, но и предоставляет возможности для развития творческих способностей учащихся:

Повышает мотивацию учащихся к учению;

Активизирует познавательную деятельность;

Развивает мышление и творческие способности ребёнка;

Формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

ИКТ можно использовать на всех этапах учебного процесса.

В зависимости от целей и задач урока информационные технологии можно применять на уроке изучение нового материала, для обобщения и систематизации знаний, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений.

При изучении нового материала чаще всего используется демонстративная программа - электронный учебник или электронная презентация, которые в доступной, яркой, наглядной форме представляют учащимся теоретический материал.

Образованные программы, т.е. электронные учебники, имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора .

На уроке закрепления учебного материала можно использовать программу-тестер или тестирующие устройства Activote, позволяющие осуществить контроль за усвоением изученного материала.

Существуют различные виды компьютерных программ, которые преподаватель может использовать в своей деятельности:

1. учебные программы, ориентированные преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. В эту же группу можно включить программы для проблемного обучения, которые осуществляют непрямое управление деятельностью учащихся.

2. программы-тренажеры, предназначенные для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся. Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.

3. контролирующие программы, предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

4. демонстрационные программы, предназначенные для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий (картины, фотографии, видеофрагменты). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты которых можно использовать не только в качестве наглядности, но и “накладывать” друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. К этому типу можно отнести также и презентацийные программы, имеющие возможности для графического редактирования и используемые для творческой работы учащихся.

5. имитационные и моделирующие программы, предназначенные для “симуляции” объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер.

6. информационно-справочные программы, предназначенные для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета.

7. мультимедиа-учебники -- комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ .

Мультимедиа-учебники, или как их еще называют - электронные учебники, выполняются в формате, в котором допускаются гиперссылки, графика, анимация, речь диктора, регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

Электронные учебники имеют существенные преимущества перед их бумажными предшественниками. Педагог, имеющий учебную информацию по своему предмету, может достаточно быстро по-новому структурировать ее или просто поместить материал на веб-сайте для одновременного доступа к нему всех: своих учеников.

Электронные учебники практически вечны, они не боятся износа и старения, занимают мало места и очень мобильны. Электронный учебник вариативен в исполнении: ему можно придать любую удобную для чтения форму (изменить цвет фона, текста, размер шрифта); при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника, оформив ее по своему усмотрению.

Включение в учебник элементов анимации и компьютерных игр усиливает его интерактивность и привлекательность. Гипертекстовая структура учебника позволяет осуществлять индивидуальную траекторию обучения. Однако гипертекстовая система навигации должна строится таким образом, чтобы сохранялись логика и систематичность в освоении содержания, не допускались пробелы в усвоении образовательных стандартов.

Электронный учебник предоставляет большие возможности для творческой работы. Учитель и ученики могут участвовать в составлении собственного электронного учебника, добавлять к нему материалы или задания без существенных затрат на переиздание. «Бумажные» учебники не дают такой возможности, и при их использовании конструирование школьниками личностного содержания образования затруднено. Самое большее, что может сделать ученик, -- это делать на полях «бумажного» учебника свои пометки .

Интерактивные и аудиовизуальные средства обучения на уроках географии можно применять на уроках по изучению нового и закрепления пройденного материала, требующего иллюстраций закономерностей развития природы и общества на конкретном материале регионального содержания, и в качестве самостоятельной работы с компьютером в рамках интегрированных уроков информатики и географии. На таких уроках ученики непосредственно на компьютере выполняют программные практические работы. Рассмотрим более подробно различные аспекты использования компьютера на уроках географии.

Компьютерная лекция, разработанная средствами MS Power Point, - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. Основная задача компьютерной лекции - объяснение нового материала. Но в отличие от традиционной лекции компьютерная имеет большие возможности в привлечении иллюстративных материалов. Поэтому компьютерную лекцию надо рассматривать как новый инструмент в работе учителя, позволяющий создавать наглядные и информационно насыщенные уроки.

Информационные объекты, демонстрируемые в ходе компьютерной лекции, - это изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) представляют собой фотографии, рисунки, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты -- это фильмы, включенные в лекцию целиком или частично, либо мультипликации, которые наглядно показывают зачастую недоступные для наблюдения процессы и явления. Звуковые фрагменты -- дикторский текст, музыкальные или иные записи, (голоса птиц, зверей и т.п.), сопровождающие демонстрацию изображений и видеофрагментов.

Многие изучаемые географические объекты, такие как равнины и горные массивы, моря и океаны, гигантские промышленные предприятия и обширные сельскохозяйственные угодья, не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеозаписи) способствует формированию детей образных представлений, а на их основе -- понятий. Причем эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц и т. д.

Программа разработки презентаций Power Point, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различие средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Электронные таблицы Ехсеl помогут учителю использовать на уроке картограммы и картодиаграммы, построенные по последним статистическим данным, при объяснении нового материала, организовать в классе практическую работу по анализу статистических данных с построением графиков, картограмм. В этом случае графики, картограммы и картодиаграммы выполняют функции не только средства наглядности, но и источника географических знаний.

Текстовый редактор Microsoft Word предназначен для того, чтобы готовить учебно-методическую документацию (тематические и поурочные планы) и раздаточный материал (карточки-задания, контрольные тесты, кроссворды и т.п.) быстро и эффективно, создать качественно оформленные документы, удовлетворяющие высоким эстетическим требованиям.

Слайды со схемами, диаграммами, таблицами особенно важны при изучении экономической географии, при рассмотрении сущности географических явлений и процессов, их качественных и количественных характеристик.

Видеоролики, отображающие географические процессы или явления, и анимации рассматриваются как форма моделирования реальных событий, фактов, научных данных. Собранные в видеоролик отдельные кадры составляют образную модель, дающую определенное представление об оригинале. Как и всякая модель, видеоролики и анимации раскрывают не все элементы изучаемого явления или процесса, а лишь основные, наиболее существенные, обнажающие суть объекта, подлежащего изучению. Такое упрощение облегчает поиск существенных черт, выделение его особенностей, своеобразия и оригинальности объекта.

Необходимо обратить внимание на особую категорию медиаобъектов, содержащихся в библиотеке -- интерактивные карты и карты-схемы. Интерактивные карты -- новый тип интерактивных средств обучения географии. Интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков, в то же время, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам -- возможность изменения содержания карты .

Кроме всего указанного выше, специфика географии как учебного предмета такова, что она содержит большой объем материала. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.

Применение компьютера и Интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения .

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным и продуктивным. А работа с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению. Использование компьютерных технологий и Интернета создает возможности доступа к большим массам современной и свежей информации. А взаимосвязь мультипликации, музыки, звука и интерактивных моделей расширяет возможности представления учебной информации.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. ИКТ-компетентность [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В современном российском образовании абсолютно четко обозначены приоритеты информатизации общества и его прогрессивного развития. В этой связи особую роль играет ИКТ-компетенция педагогов и учащихся. В данной статье рассмотрены особенности ИКТ-компетентности в рамках актуальных тенденций в отечественном образовании.

Понятие ИКТ-компетентности в современной педагогике

В настоящее время компьютеры и иные информационные технологии прочно обосновались в жизни как педагогов, так и учащихся. Без навыков владения ПК в современном мире очень сложно, так как компьютеризация проникла во все сферы деятельности.

Потенциал ИКТ в образовании огромен. Современная педагогика не смогла пройти мимо такого явления. Соответственно в науке возникли различные трактовки . Отдельно ученые уделили внимание изучению термина "ИКТ-компетенция".

В таблице 1 отражены ключевые подходы к определению ИКТ-компетентности.

Таблица 1. Трактовка ИКТ-компетентности в педагогике

Формулировка определения

В.Ф. Бурмакина

ИКТ-компетентность – уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной, образовательной и иной деятельности..

А.А. Елизаров

ИКТ-компетентность – это совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причём именно наличие такого опыта является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций.

О.Н. Шилова М.Б. Лебедева

ИКТ-компетентность – это способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий

Л.Н.Горбунова и А.М. Семибратов

ИКТ-компетентность – это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности".

Рассмотрев существующие трактовки термина ИКТ-компетентность можно выделить общую трактовку согласно которой:

ИКТ-компетентность – это способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества.

Рисунок 1. Основные аспекты ИКТ-компетенции

ИКТ-компетентность включает в себя несколько компонентов, благодаря которым она может считаться независимой единицей педагогической компетенции по ФГОС нового поколения. Базовая структура ИКТ-компетентности представлена в таблице 2.

Таблица 2. Структура ИКТ-компетентности

Элемент структуры

Определение

  1. умение точно интерпретировать вопрос;
  2. умение детализировать вопрос;
  3. нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде;
  4. идентификация терминов, понятий;
  5. обоснование сделанного запроса;

Доступ (поиск)

  1. выбор терминов поиска с учетом уровня детализации;
  2. соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки);
  3. формирование стратегии поиска;
  4. качество синтаксиса.

Управление

  1. создание схемы классификации для структурирования информации;
  2. использование предложенных схем классификации для; структурирования информации.

Интеграция

  1. умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников;
  2. умение исключать несоответствующую и несущественную информацию;
  3. умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию.
  1. выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью;
  2. выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям;
  3. умение остановить поиск.

Создание

  1. умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой;
  2. умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы;
  3. умение обосновать свои выводы;
  4. умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации;
  5. структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Сообщение (передача)

  1. умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда);
  2. умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав);
  3. обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации;
  4. умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу;
  5. знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения

ИКТ- компетентность педагога

ИКТ-компетентность педагога является важным элементом уровня квалификации современного учителя. В условиях роста требований к уровню преподаванию предметов в школе, владение ИКТ позволяет индивидуализировать процесс обучения и внедрить новшества, которые позволят улучшить усвоение информации учащимися и повысить их заинтересованность в образовании.

Современные стандарты требуют соответствия ИКТ-компетентности учителя содержанию, компоненты которого отражены на рисунке 2.

Рисунок 2. Содержание ИКТ-компетентности учителя

Современный педагог осваивает ИКТ в несколько этапов, которые повышают уровень его профессионализма. В педагогической науке специалисты рассматривают каждый из этапов отдельно. Так первый этап предусматривает освоение информационно-коммуникационных компетенций учителя, связанных с организацией обучения учащихся. Второй этап характеризуется формированием педагогических ИКТ-компетентностей, связанных с совершенствованием учебного процесса, в режиме сетевого педагогического взаимодействия.

Повышение квалификации учителей сегодня становится одной из наиболее важных задач в период перехода школ на профильное обучение. Поднять систему повышения квалификации на новый уровень возможно путем информатизации, которая невозможна без развития ИКТ-компетентности педагога .

Модель ИКТ-компетентности существующая в современных стандартах позволяет учителю развиваться поступательно, постоянно расширять свои знания и возможности на педагогическом поприще.

Рисунок 3. Модель ИКТ-компетентности

В ИКТ – компетентности выделяются элементы, которые формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных проектах, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках отдельного предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий.

Оценка ИКТ-компетентности

Существующие подходы к образованию требуют постоянного контроля и оценки уровня ИКТ-компетентности педагога. Главной целью оценки ИКТ-компетентности является диагностика динамики развития и своевременное выявление "застойных явлений" и пробелов.

К числу ключевых подходов к оценке ИКТ-компетентности педагога относится мониторинг. Он направлен на изучение и выбор актуальных методов по устранению недостатков в ИКТ-компетентности. Современная концепция мониторинга ИКТ-компетентности учителя основана на трудах известного педагогога Л.В.Кочегаровой . Мониторинг, как метод оценки ИКТ-компетентности выполняет функции контроля за качеством обучения педагогов. К числу ключевых функций можно отнести следующее:

  1. информационная функция – позволяет фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого педагога, его достижениях и затруднениях;
  2. контрольно-корректирующая фукция – обеспечивает объективные данные по уровню информатизации образовательного учреждения в целом, ИКТ – компетентности отдельного педагога, что служит основанием для внесения корректив в методику обучения, выбора индивидуальной образовательной траектории. Это, в свою очередь, будет способствовать созданию положительной мотивации и комфортных условий для каждого педагога, учету аксеологических аспектов обучения взрослых;
  3. мотивационная функция стимулирует к совершенствованию и углублению своих знаний, развивает умения самоконтроля и самооценки.

Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога должен включать в себя систему умений и навыков, которые представлены на рисунке ниже.

Рисунок 4. Базовый уровень ИКТ-компетентности педагога

В настоящее время ИКТ-компетентность педагогов может оцениваться через экспертную оценку разработок их уроков. Рассматриваются отдельного педагога и производится сравнение зафиксированного в плане уровня использования ИКТ и реального. По итогам сравнения выставляется определенная оценка.

Диагностическая карта сформированности ИКТ-компетентности учителя

Представленная ниже диагностическая позволяет быстро оценить уровень ИКТ-компетентности педагога. Оценка производится при помощи расстановки балов в соответствии с уровнем того или иного умения указанного в диагностической карте:

  1. 3 балла – высокий уровень,
  2. 2 балла – средний уровень,
  3. 1 балл – низкий уровень,
  4. 0 – отсутствие показателя
ИКТ-компетентность

Знания, умения, навыки.

Знания о том, что из себя представляет персональный компьютер, назначения устройств компьютера

Знание назначения программных продуктов (Windows, MS Office), их функций и возможностей

Знание о существовании компьютерных сетей (в том числе Интернет)

Умение набрать текст в Word

Умение создать электронную таблицу в Excel

Умение создать диаграмму по электронной таблице в Excel

Умение создать простую презентацию к уроку

Умение создать презентацию к уроку с гиперссылками, звуком и пр.

Знание ППС по предмету

Умение устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой

Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР

Умение извлекать и отбирать информацию из Интернет по преподаваемой дисциплине

Умение выбирать и использовать ПО (текстовый и табличный редакторы, программы для создания буклетов, сайтов, презентационные программы для оптимального представления различного рода материалов, необходимых для учебного процесса

Владение методиками создания собственного электронного дидактического материала.

Использование ИКТ для оформления тематического планирования

Использование ИКТ для мониторингов по своему предмету

Использование ИКТ для оформления различных отчетов по предмету

Использование ИКТ для анализа процесса обучения

Умение сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося

Применение инструментов организации учебной деятельности учащегося.

Дистанционно поддерживать учебный процесс, например, через Дневник.ру.

Организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (Интернет-олимпиады, конкурсы, викторины…)

Создание банка КИМов, тестовых заданий

Стремление к самообразованию в рамках ИКТ

Взаимодействие и сотрудничество с родителями с помощью ИКТ (эл. почта, Дневник.ру)

Умение эффективно строить процесс общения с различными участниками ОП с помощью ИКТ

Литература

  1. Бурмакина В.Ф., Фалина, И.Н. ИКТ-компетентность учащихся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sitos.mesi.ru/
  2. Галанов А.Б. Модель формирования икт-компетенций у учителей // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.irorb.ru/files/magazineIRO/2011_2/7.pdf
  3. Горбунова Л.М., Семибратов, А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности. Конференция ИТО-2004 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.html.
  4. Елизаров А. А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя: тезисы доклада // Международная научнопрактическая конференция RELARN-2004.
  5. Кочегарова Л.В. Научно-методическое сопровождение в информационной среде как комплексное решение проблемы подготовки кадров // Сахалинское образование – XXI. 2008. № 1. С. 3-5
  6. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. – 2004. – № 3. – С. 95-100.