Обеспечивающие подсистемы информационных систем. Функциональные и обеспечивающие подсистемы эис. Математическое и программное обеспечение

  • 03.03.2020

Конкурентоспособность как механизм обеспечения

экономической безопасности

Экономическая безопасность и конкурентоспособность находятся в посто-

янном взаимодействии. И экономическая безопасность, и конкурентоспособ-

ность-характеристики национального хозяйственного комплекса и его со-

ставных частей. Однако если конкурентоспособность - одновременно и цель,

и мегаиндикатор степени развития национального хозяйственного комплекса,

и его составных частей, то экономическая безопасность представляет собой ус-

ловие его существования и развития. Иными словами, достаточный уровень

экономической безопасности может достигаться с помощью экономических

методов, но, будучи необходимым условием существования национального

хозяйственного комплекса как системы, его достижение может быть обуслов-

лено использованием и неэкономических методов - путем прямого вмешатель-

ства государства. Наиболее приемлема ситуация, когда факторы микро- и ма-

кроуровня, являющиеся одновременно критериями конкурентоспособности и

экономической безопасности, создают высокую конкурентоспособность наци-

онального хозяйственного комплекса и его составных элементов, формирую-

щую достаточный уровень экономической безопасности.

Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью по-

нимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта эко-

номического соревнования. Все многообразие конкурентных отношений осу-

ществляется на трех уровнях: микро - конкретные виды продукции, производ-

ства, предприятия; мезо - отрасли, отраслевые корпоративные объединения

предприятий и фирмы горизонтального типа интеграции; макро - народнохо-

зяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции (рис. 11.1). Конку-

рентоспособность на микро-, мезо- и макроуровнях влияет друг на друга. Эта

тесная взаимосвязь проявляется в характере проводимой внешней и внутрен-

ней политики и в стратегиях развития компаний. Причем чем более развита

экономическая система страны, тем отчетливее проявляется данное взаимо-

действие: фактически оно провозглашается в качестве цели проводимой госу-

дарством политики и развития компаний. В России данное взаимодействие

находится лишь в начальной стадии формирования. Некоторыми крупными

компаниями не до конца осознана необходимость взаимодействия с государ-

ством и обществом.

Существует закономерность: чем более экономически развито государство,

тем в большей степени инициатива такого взаимодействия исходит от микро-

уровня, Т.е. от самих компаний. Именно крупные компании в развитых стра-

нах во многом определяют внешнюю политику. В России государство должно

взять на себя восстановление данной цепочки конкурентоспособности.

Общая характеристика конкурентоспособности экономики России. Под

конкурентоспособностью на макроуровне понимается способность страны

поддерживать высокие темпы экономического роста в средне- и долгосроч-

ном плане. Для оценки конкурентоспособности страны используются 3 под-

ных преимуществ.

В основе затратно-ценового подхода лежит показатель производительности

труда. Россия по показателям удельной оплаты труда (УОТ), определяемой

отношением заработной платы к производительности труда, имеет конку-

рентное преимущество по сравнению с промышленно развитыми странами.

Однако крайне низкий показатель УОТ не является следствием прогресса тех-

нологии и роста производительности труда: он отражает лишь низкую оплату

труда и бедность населения, высокую норму эксплуатации труда и занижен-

ный относительно паритета покупательной способности (ППС) курс рубля.

Анализ реализованных конкурентных преимуществ проводится на основе

данных об объеме и структуре экспорта и импорта, а также по изменению до-

ли отечественных товаров во внутреннем товарообороте. Резкое сокращение

масштабов национальной экономики, ускоренная болезненная трансформа-

ция ее хозяйственных механизмов проявляются и в развале внешнеэкономи-

ческого сектора, где процессы либерализации проходили наиболее стреми-

тельно. Наращивание экспорта осуществляется только по минеральному топ-

ливу, сырью и металлам. По товарной группе «машины и оборудование» доля

России в мировом экспорте не превышает 0,5%, а по товарам наукоемких от-

раслей составляет менее 0,3%. Одновременно снизилась доля российских то-

варов в потреблении на внутреннем рынке. Если на протяжении многих лет

дореформенного периода ресурсы потребительских товаров для внутреннего

рынка формировались собственным производством не менее чем на 80%, то в

настоящее время, несмотря на преимущества девальвации, их доля сократи-

характеристику конкурентных преимуществ страны на основе составления

сводному индексу конкурентоспособности ВЭФ и практически по всем фак-

торам, его составляющим, занимает последние места. Однако по некоторым

субфакторам факторов «инфраструктура» и «технология» Россия занимает ме-

ста выше среднего. Относительно конкурентоспособна в целом у нас только

рабочая сила - 25-е место. Все остальные факторы требуют развития и

представляют обширный резерв повышения конкурентоспособности. Для на-

иболее адекватного мониторинга изменения конкурентоспособности, форми-

рующей экономическую безопасность страны, необходимо использовать ин-

декс конкурентоспособности:

ИК = 0,35^1 + 0,35^2 + 0,35Л:з,

где К\ - отношение ВВП на душу населения к прожиточному минимуму к

аналогичному среднемировому показателю, отражающее реализо-

ванные конкурентные преимущества страны;

^2 - отношение средней доли затрат на гражданскую науку в ВВП страны

за последние 5 лет к аналогичному среднемировому показателю, от-

ражающее научно-технологический потенциал страны;

Аз - индекс развития человеческого потенциала, характеризующий со-

стояние трудовых ресурсов страны.

Конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспо-

собность субъекта экономического соревнования может серьезно отличаться

на внутреннем и внешнем рынках. Это объясняется разными факторами,

формирующими внешнюю и внутреннюю среду на этих рынках: степенью

платежеспособности спроса, разрывами между внутренними и мировыми це-

нами, характером проводимой внешнеторговой политики и т.д. Конкуренто-

способность на внутреннем рынке отличается от конкурентоспособности на

внешнем рынке и тем, что государство может влиять на конкурентоспособ-

ность на внутреннем рынке, в то время как условия конкуренции на внешнем

рынке - экзогенный фактор. Немаловажное отличие условий конкурентоспо-

собности на внутреннем и внешнем рынках состоит и в их объемах, измеряе-

мых показателями ВВП. Ведь ни для кого не секрет, что большой объем вну-

треннего рынка США обеспечивал и обеспечивает относительную экономи-

ческую безопасность страны. Однако наличие значительного объема

внутреннего рынка далеко не всегда делает конкурентоспособными нацио-

нальных производителей. В целом конкурентоспособность на внутреннем

рынке должна обеспечиваться мерами внутренней экономической (промыш-

ленной) политики и дополняться мерами внешнеэкономической политики.

Обеспечение конкурентоспособности на внешнем рынке должно осуществ-

ляться мерами внешнеэкономической политики.

В России в связи с объективными обстоятельствами существует ряд фак-

торов, приводящих к снижению конкурентоспособности и на внутреннем, и

на внешнем рынке, главный из которых - более высокий по сравнению со

среднемировым показатель издержек производства, связанный с неблаго-

приятными климатическими условиями и большой территорией. Россия -

самая холодная и протяженная страна в мире, и это обстоятельство является

причиной увеличения стоимости строительства, высоких транспортных и

энергетических расходов. Производительность труда в России составляет

лишь около 20% ее уровня в США. В связи с этим для поддержания ценовой конкурентоспособности отечественной продукции необходимо либо зани-

жать уровень оплаты труда на величину, компенсирующую дополнительные

затраты по транспортировке грузов и повышенную энергоемкость, либо ис-

кусственно поддерживать заниженные тарифы. Поэтому необходима актив-

ная политика государства, направленная на нивелирование этих негативных

факторов и поддержку национальных производителей. Внутренний рынок

должен рассматриваться российскими компаниями как стартовая площадка,

механизм отбраковки новых идей, а государство должно стремиться к макси-

мальному сближению условий и механизмов внутреннего рынка с объектив-

ными, заданными требованиями внешнего. Безусловно, постепенное сбли-

жение может и должно быть обеспечено не только компаниями-производите-

лями (со стороны предложения) и прямым воздействием государства, но и

путем сближения факторов спроса с мировыми стандартами (отношение к

качеству продукции, соответствие ее требованиям экономичности и эколо-

гическим нормативам и т.д.). По мнению чл.-корр. РАН Б. Кузыка, «...внут-

ренняя конкуренция при нынешнем состоянии нашей экономики в целом и

отечественного оборонно-промышленного комплекса в частности абсурд-

на» i. Сегодня те наши компании, которые выжили и смогли выйти на миро-

вой рынок, должны интегрироваться. Даже передовые, но одиночные пред-

приятия имеют мало шансов завоевать устойчивые позиции на мировом рын-

ке. Сегодня предпочитают сотрудничать с глобальными компаниями,

номенклатура продукции которых составляет 50-60% внутреннего рынка и

хотя бы 5-7% мирового рынка. Так, для поддержки судостроительных компа-

ний Б. Кузык предлагает сформировать два-три крупных холдинга.

Конкурентоспособность - атрибут развитого рыночного механизма, в ос-

нове которого конкуренция на внутреннем развитом рынке, который должен

быть сформирован в России до 2010 г. в результате проведения институцио-

нальных реформ в государственном и частном секторах, а именно в сферах

образования, медицины, банковской и финансовой, а также на товарных

рынках. Но конкуренция не есть самоцель реформ, а лишь их следствие. В

связи с этим важно рассмотреть основные задачи проводимых институцио-

нальных реформ с позиций конкурентных отношений.

Проводимая реформа образовательной системы - пример недооценки воз-

можности конкурентных стимулов развития. Главная проблема российского

образования заключается в том, что оно рассматривается обществом как часть

социальной сферы, а не как производственная отрасль. В программе прави-

При анализе и проектировании обеспечивающих систем решаются следующие задачи :

· обосновывается состав обеспечивающих подсистем;

· сопоставляются различные методы организации отдельных обеспечивающих элементов системы управления, в первую очередь информации и техники;

· определяется степень рациональной централизации обеспечивающих подсистем в анализе системы управления и соотношение емкости внутренних обеспечивающих подсистем и использования услуг централизованных (отраслевых, региональных) организаций соответствующего профиля;

· изучаются и выбираются рациональные методы элементарной организации управления; определяются прогрессивные методы взаимодействия элементов системы управления в типовых процессах управления и подразделения подсистем управления.

Указанные задачи связаны с функциональной нагрузкой обеспечивающих подсистем.

Подсистема обеспечения управления является комплексной.

Правовое обеспечение, включает в себя : соблюдение, исполнение и применение мер действующего законодательства; разработку и внедрение локальных нормативных актов; подготовка предложений об изменении действующих или отмене устаревших нормативных актов; применение к исполнителям и контрагентам действующих норм по привлечению их к служебной, административной или иной ответственности;

Информационное обеспечение подразумевает своевременное предоставление органам управления необходимой и достаточной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение - одна из важнейших обеспечивающих функций, качество которой является определяющим фактором обоснованности принимаемого решения и эффективности функционирования системы. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие «коммуникация» . Коммуникация - это обмен информацией, на основе которого руководство получает сведения, необходимые для принятия эффективных решений, и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникация - это сложный процесс, состоящий из взаимосвязанных шагов. Каждый из этих шагов нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача - составить сообщение и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен.

Основные требования к качеству информации :

· своевременность;

· достоверность (с определенной вероятностью);

· достаточность;

· надежность (с определенной степенью риска);

· комплектность системы информации (по качеству и ресурсоемкости товара, условиям, стадиям жизненного цикла товаров фирмы и конкурентов и т. д.);

· адресность;

· правовая корректность;

· многократность использования;

· высокая скорость сбора, обработки и передачи;

· возможность кодирования;

· актуальность.

Вопросы организации массива и потоков информации, технологического процесса ее переработки являются основными функциями информационного обеспечения.

Цели ресурсного обеспечения производственного менеджмента: своевременное обеспечение фирмы необходимыми видами ресурсов требуемого качества и количества; улучшение использования ресурсов.

Наличие и состав ресурсов определяются объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, качеством и сроками поставок .

Процесс движения ресурсов включает: формирование ресурсов, т. е. их привлечение для выполнения маркетинговых исследований, работ по стратегическому менеджменту и т. д.; использование ресурсов по одному из перечисленных направлений; восстановление ресурсов; утилизацию или списание ресурсов.

Методическое обеспечение в себя включает: создание правовой, методической и расчетной базы для осуществления функций управления; организация производственных процессов на основе научных норм; обеспечение сопоставимости различных видов деятельности через единую методологию оценки качества работы; обеспечение режима экономии трудовых, материальных и финансовых издержек на всех стадиях жизненного цикла продукции.

Делопроизводство имеют в качестве основных функций: своевременное обеспечение документооборота; прием поступившей документации, регистрация, учет, распределение документов и доставка их исполнителю; направление и отправка исходящих документов, изготовление документов и их оперативное размножение; осуществление контроля; хранение и обеспечение использования документов и ведение архива; регулярное проведение экспертизы научной и практической ценности документов с целью определения срока их хранения .

Под техническим обеспечением системы управления понимается оснащение процессов управления современными техническими средствами, соответствующими применяемым методам управления, материально-технической базе производства и методам его организации и сочетающимися со всеми остальными элементами системы управления .

Таким образом, обеспечивающие подсистемы представляют собой совокупность элементов, отсутствие которых в системе управления поставит под вопрос эффективность, и в целом существование организации. Организация как система требует взаимосвязи элементов, их взаимодействия, но любые процессы на чем-то должны основываться, например, на полноценной информации, законодательно обоснованных документах и т.п. Все это работа обеспечивающей подсистемы, ее организация и поддержание на должном уровне упрощает и делает более эффективной деятельность все организации.

Структура информационной системы представляется совокупностью ее отдельных частей, которые называются подсистемами. Последние бывают функциональными и обеспечивающими. Функциональная часть состоит из ряда подсистем, которые решают конкретные задачи планирования, контроля, анализа, учета и управления деятельностью объектов. Для обеспечения нормальной деятельности основной части информационной системы в ее составе должна быть обеспечивающая подсистема.

Общая структура информационной системы - это комплекс подсистем, предназначение которых может быть различным. Так, обеспечивающие бывают:

  • информационными;
  • техническими;
  • математическими и программными;
  • организационными;
  • правовыми.

Подсистема информационного обеспечения

Подсистема ИО - это единая система классификации и унифицированная система документации, схема информационных потоков, которые циркулируют в организации и методология организации баз данных.

Структура информационной системы предусматривает этот элемент для обеспечения своевременного формирования и выдачи достоверной информации для управленческих решений.

Для того чтобы грамотно организовать информационное обеспечение, необходимо следующее:

Ясно представлять цели, задачи, выполняемые функции всей информационной системы;

Точно определить движение информации и представить его в виде схемы информационных потоков;

Совершенствовать процесс документооборота;

Использовать действующую систему классификации и кодирования;

Владеть методологией создания связей;

Создавать массивы информации на носителях данных.

Подсистема технического обеспечения

Техническим обеспечением является совокупность технических средств для обеспечения работоспособности информационной системы и документация на них.

Технические средства представлены компьютерами любых моделей; устройствами сбора, накопления информации, а также ее обработки, передачи и организации вывода; устройствами оргтехникой и приборами автоматического считывания информации; эксплуатационными материалами и др.

Подсистема математического и программного обеспечения ИС

Структура информационной системы предусматривает наличие подсистемы математического и программного обеспечения, которая является совокупностью математических методов, алгоритмов и программ для выполнения функционирования.

Средства математического обеспечения включают в себя средства моделирования управленческих процессов, математического программирования и др.

Программное обеспечение - это разработанные с к ним.

Организационное обеспечение

Эта подсистема является совокупностью методов и средств, направленных на регламентацию пользования техническими средствами и взаимодействия работников между собой в период разработки и промышленной эксплуатации ИС.

Функции подсистемы заключаются в анализе действующего типа управления и выявлении задач, требующих автоматизации; постановке задач к выполнению на компьютере, обоснование их эффективности; разработке управленческих решений структуре организации, методологий решения задач, повышающих эффективность системы управления.

Подсистема правового обеспечения

Она представляет собой правовые нормы, определяющие создание информационной системы, ее Основной задачей правового обеспечения считается укрепление законности системы, поэтому его составляют законы, указы, инструкции, постановления и т.д.

Архитектура информационной системы определена концепцией, которая определяет модель, структуру, функции и взаимосвязи компонентов.

Понятие «информационная система» включает в себя таковое о традиционных архитектурах. Это файл-серверная, клиент-серверная, переходная к трехслойной и трехслойная архитектура.

Структура - фиксированное упорядоченное множество объектов и их связей.

Функциональная подсистема - подсистема, реализующая одну или несколько взаимосвязанных функций.

Обеспечивающая подсистема - среда, в которой используются средства для преобразования информации независимо от сферы применения.

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные задачи, цели и функции.

В хозяйственной практике производственных и коммерческих объектов типовыми видами деятельности, определяющими функциональный признак классификации ИС, являются:

1).Производственная деятельность связанна с непосредственным выпуском продукции и направлена на создание и внедрение в производство научно-технических новшеств;

2).Кадровая деятельность направлена на подбор и расстановку необходимых фирме специалистов, а также ведение служебной документации по различным аспектам;

3).Финансовая деятельность связана с организацией контроля и анализа финансовых ресурсов фирмы на основе бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности;

ü маркетинговая деятельность:

Анализ рынка, анализ продаж;

Рациональная организация материально-технического снабжения.

Указанные направления деятельности и определяют типовой набор функциональных подсистем ИС:

ü производственная подсистема;

ü кадровая подсистема;

ü подсистема финансов и учета;

ü маркетинговая подсистема;

ü прочие вспомогательные подсистемы, выполняющие функциональные задачи в зависимости от специфики деятельности фирмы (подсистема руководства фирмы).

Характеристика обеспечивающих подсистем ИС



1). Программное обеспечение (ПО) - совокупность программ, реализующих функции и задачи ИС и обеспечивающих работу компьютерных технических средств; инструктивно-методические материалы по применению средств ПО; а также персонал, занимающийся разработкой и сопровождением ПО на весь период жизненного цикла ИС.

2). Техническое обеспечение (ТО) - это комплекс технических средств, обеспечивающих работу ИС; методические и руководящие материалы, техническая документация; обслуживающий эти технические средства персонал.

В составе комплекса технических средств обеспечения ИТ выделяют:

ü средства компьютерной техники;

ü средства коммуникационной техники;

ü средства организационной техники.

Средства компьютерной техники - составляют базис всего комплекса технических средств ИТ и предназначены для обработки и преобразования различных видов информации, используемой в экономической деятельности.

ПК - вычислительные системы, все ресурсы которых полностью направлены на обеспечение деятельности одного работника (ПК IBM PС и совместимые с ними компьютеры Macintosh фирмы Apple).

Корпоративные компьютеры (main frame) - вычислительные системы, обеспечивающие совместную деятельность многих работников в рамках одной организации, одного проекта, одной сферы информационной деятельности при использовании одних и тех же информационно-вычислительных ресурсов.

Средства коммуникационной техники обеспечивают одну из основных функций управленческой деятельности - передачу информации в рамках системы управления и обмен данными с внешней средой, предполагают использование разнообразных методов и технологий, в т.ч. и с применением компьютерной техники. Это стационарные и мобильные телефонные связи и т.п.

Средства оргтехники - предназначены для автоматизации и механизации управленческой деятельности. Это ксероксы, специально оборудование, средства хранения и.т.

3). Математическое обеспечение (МО) - совокупность математических методов и моделей, алгоритмов обработки информации, используемых для решения экономических задач и в процессе проектирования информационных систем; техническая документация (описание задач, заданий по алгоритмизации экономико-математической модели, задач и конкретных примеров их решения); персонал (специалисты по вычислительным методам, проектировщики ИС, постановщики задач управления и т.д.).

4).Организационное обеспечение (ОО) - комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала ИС в условиях функционирования ИС (взаимодействие работников управленческих служб и персонала ИС с техническими средствами и между собой). ОО реализовывается в методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации ИС.

5). Правовое обеспечение (ПрО) - совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС, регламентирующих порядок получения, преобразования (обработки) и использования экономической информации (законы, указы, постановления госорганов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств и местных органов власти).

6).Эргономическое обеспечение (ЭО) - это совокупность методов и средств, используемых на различных этапах разработки и функционирования ИС, предназначенная для создания оптимальных условий высокоэффективной деятельности человека (персонала) в ИС для ее быстрого освоения. К ЭО относятся: комплекс различной документации, содержащие эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, а также способы реализации этих требований и осуществление эргономической экспертизы уровня их реализации.

7). Лингвистическое обеспечение (ЛО) - совокупность языковых средств:

ü языки управления и манипулирования данными (язык СУБД);

ü система терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования ИС;

ü информационные языки для описания структуры информационной базы ИС (документов, показателей, реквизитов) и др.

8). Информационное обеспечение (ИО) - представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АИС (информационные потоки). Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документации, специально организованные для обслуживания, массивы информации на соответствующих носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.