Что подразумевает понятие информационная культура человека. Критерии информационной культуры человека. Статистика о роли информации в обществе. Понятие компонентов ИК

  • 03.03.2020

Существует множество определений понятия "информационная культура личности", которая характеризуется как "умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы", как "степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании" .

По мнению Н.И. Гендиной, "информационная культура личности" - это "совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий" . В рассуждениях об информационной культуре, "в зависимости от субъекта деятельности, различают следующие уровни её бытования: личностный, общественный, профессиональный. Однако в качестве базовых уровней выделяют личностный и общественный на определенном этапе развития общества, причем, в тесной взаимосвязи. Человек, являясь частью информационного общества, должен владеть личностной информационной культурой" .

Исходя из анализа мнений и утверждений специалистов, можно сказать, что информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества; в узком смысле слова - оптимальные способы обращения с информацией и представление ее потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Изучение источников показало, что категория "информационная культура личности " проанализирована в различных взаимосвязях с таким понятием, как "компьютерная грамотность" и "информационная грамотность". Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются:

"знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов;

совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:

а) умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и т.д.);

б) умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (умение анализировать ситуации, обусловленные использованием компьютера, описывать результаты воздействия на людей сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера)" .

В понятие "информационная грамотность личности" включены следующие компоненты:

"знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации;

наличие у личности информационных потребностей широкого диапазона;

умение ориентироваться в информационных потоках;

умения и навыки сохранения информации для повторного использования;

развитость алгоритмического мышления личности" .

Анализ работ показал, что структуру ИКЛ специалисты представляют в виде совокупности следующих блоков:

Ё "Культура информационного поведения, которая понимается как система взаимосвязанных реакций человека на контакт с информационной средой. Любые формы поведения так или иначе имеют информационную основу, но специфическое информационное поведение проявляется тогда, когда возникает проблема видения человеком фрагмента реальности. Действия человека по его освоению имеют своим результатом информированность - степень осведомленности человека о явлениях действительности (фактах, событиях, процессах)" .

Ё "Культура информационной деятельности, которая имеет сложную организацию, представлена совокупностью процессов сбора, обработки, хранения, поиска, использования информации; включает читательскую культуру, степень осознания информационных потребностей пользователя информации. Читательская культура предполагает определенный уровень сформированности ряда читательских знаний, умений и навыков: потребности в чтении и устойчивый интерес к нему, читательская эрудиция, навыки чтения, способность к восприятию литературных произведений" .

Ё "Библиографическая культура формируется посредством знакомства с информационными ресурсами и их составляющей - библиографическими указателями, списками литературы, каталогами библиотек посредством библиографических методов: индексирования, классифицирования, каталогизирования, выделения поисковых признаков. Библиографическая культура предполагает сформированность библиографических знаний, позволяющих более успешно организовывать информационные массивы и производить поиск, что оказывает влияние на уровень культуры их использования" .

Ё "Культура информационного мировоззрения, которое формируется на основе анализа имеющихся информационных ресурсов, дает человеку ориентиры, позволяющие определить собственную позицию при изменении ситуации. Информационное мировоззрение представляет собой систему общественных взглядов на объективный мир, место человека в нем. Данное определение указывает на то, что именно знания формируют мировоззрение и что оно может меняться по мере становления личности и усвоения новых знаний" .

Кроме этого, Н.А. Коряковцева в структуру ИКЛ включает такие компоненты как информационная среда и компьютеризация.

Ё "Информационная среда рассматривается двумя концепциями: ресурсной (как техническая среда, позволяющая хранить информацию, извлекать и предоставлять её пользователю) и коммуникационной (как средство человеческой коммуникации)" .

Ё "Информатизация правомерно считается одним из признаков информационного общества и проявления которой нельзя сводить только к технологическому аспекту. Современная информационная техника легко позволяет специалистам любого профиля в любой географической подключиться к банкам данных - сокровищам библиотек, музеев, архивов и т.д., что, несомненно, отражается на развитии духовного мира человека. Информатизация влияет на деятельность образовательных, культурных, информационных учреждений, стимулирует познавательную деятельность людей. Следует отметить, что информатизация - это не только технический, но и социокультурный фактор в развитии общества, который влияет на качество информационной среды, и что в центре всех этих процессов находится человек: именно он на основе имеющейся информации или экспериментальным путем создает новые знания, новые информационные технологии" .

Таким образом, обобщив данные анализа, можно сделать вывод, что ИКЛ тесно связана с информационной культурой общества: информационная культура общества формируется деятельностью человека и, в свою очередь, зависит от уровня информационной культуры общества.

Изучение ряда работ позволило выделить следующие составляющие или структурные компоненты информационной культуры личности (далее - ИКЛ): когнитивный, содержательный (действенно-практический), коммуникативный (аксиологический) и рефлексивный (эмоциональный).

Когнитивный компонент предполагает наличие у обучающегося "целостных знаний (фактов, представлений, понятий, законов и т.д.) об информационной среде, обеспечивающих опыт информационной деятельности и ориентирование в этой среде, осознание целей и определения своих возможностей в осуществлении информационной деятельности" . Данный компонент может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных информационных явлений и процессов как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д.

Содержательный (действенно-практический) компонент определяет "систему конкретно-практических умений и навыков получения, хранения, передачи и обработки информации в многосторонней деятельности обучающегося. Содержательный компонент проявляется во владении обучающимся сквозной интегративной методологией осуществления своей информационной деятельности, в рефлексии сочетания целей информационной деятельности с постановкой учебных и общекультурных задач и оценки имеющихся ресурсов и рациональной организации процесса их решения с целью придания творческого характера своей деятельности, мобильности, гибкости и адаптивности в информационно-образовательной среде" .

Коммуникативный (аксиологический) компонент включает в себя "принципы и правила поведения личности в информационных и коммуникативных системах в условиях взаимодействия человека, компьютера и информационной среды. Этот компонент предполагает наличие у учащегося способностей в гибком и конструктивном ведении диалогов типа "человек - человек", "человек - компьютер", "человек - компьютер - человек"; представления об этике и такте в компьютерной коммуникации; утверждение нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей" .

Рефлексивный (эмоциональный) компонент представляет собой "систему, сочетающую собственные позиции и установки обучающегося, ценностное отношение к объектам и явлениям быстро меняющейся информационной среды, мировоззрение о глобальном информационном пространстве, информационных взаимодействиях в нем. возможностях и проблемах его познания и преобразования человеком. Данный компонент связан со знаниями обучащегося о приоритете ценности человеческой жизни, здоровья и духовного развития личности; этических и моральных нормах работы в информационной среде; об информационной безопасности общества и личности, о достоинствах и недостатках, диагностике и прогнозировании процесса информатизации общества и жизнедеятельности человека" .

Все компоненты ИКЛ взаимосвязаны и взаимообусловлены. Каждый из них несет в себе определенные функции. Исключение любого из них ведет к нарушению целостности структуры ИКЛ.

Проблема гармоничного развития всех компонентов ИКЛ, по мнению авторов , может быть решена на основе диагностирования уровня её развития. Параметрами эффективной диагностики уровня развития ИКЛ они считают уровни реализации ИКЛ:

Ё "Когнитивный компонент:

ь Эрудиция;

ь Начитанность.

ь Библиотечно-библиографическая грамотность;

ь Компьютерная грамотность;

ь Владение приемами развития памяти;

ь Умение использовать информацию;

ь Умение сочетать традиционные и электронные источники информации для получения новой информации.

Ё Коммуникативный (аксиологический) компонент:

ь Интуиция;

ь Критичность мышления;

ь Гибкость и открытость к восприятию новой информации;

ь Ответственность в работе с информацией.

Ё Рефлексивный (эмоциональный) компонент:

ь Воображение;

ь Сопереживание;

ь Ассоциативное мышление" .

Необходимыми условиями, обеспечивающие эффективность развития ИКЛ в условиях информационно-образовательной среды библиотеки, по мнению ряда авторов являются:

ь "ориентация библиотекарей и пользователей на ценности информационной культуры и обмен этими ценностями в процессе библиотечного обслуживания;

ь комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоционально-волевую и деятельностную сферу личности;

ь единство формирования информационных знаний, умений, навыков, убеждений, личностных смыслов, ценностных ориентации в сфере создания информационных ресурсов и выполнения информационной деятельности" .

Таким образом, формирование умений и навыков работы с информацией, включение их в ценностную систему личности требует индивидуального подхода к каждому потребителю информации, связи обучения с конкретными информационными потребностями.

В последнее время возрос огромный интерес к понятию «информационная культура». Его распространение вызвано растущим влиянием научно-технического прогресса на общую культуру общества, развитие личности. Понятие «культура» употребляют в различных смыслах, ее можно рассматривать, например, как сочетание определенных знаний, умений, черт и навыков индивида.

Распространены обобщенные представления о том, что культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом. Перечень компонентов в контексте дефиниции вряд ли можно считать исчерпанным. Культура часто рассматривается как специальная система, совокупность духовных, нравственных и научных знаний и ценностей, создаваемых не отдельной личностью, а человечеством в целом в процессе общественно-исторической практики. Этот подход связан с толкованием культуры как определенной цивилизации, ступени материального и духовного общественного развития. В философском словаре под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В философии выделено несколько уровней анализа культуры: культура общества, культура социальных групп и культура отдельного человека. «Культура имеет три масштаба в соответствии с философским различием онтологических уровней «общее - особенное - единичное»: культура как способ существования человека, макро- или микрогруппы, говоря языком социологов, культура отдельной личности (по формуле обыденной речи - культурный человек)».

В первоначальном значении понятие «культура» в переводе с латинского означало «возделывание почвы» (Каган М.С.), то есть изменения в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Понятие культуры в широком смысле как раз и охватывает сферу целесообразной деятельности людей, совокупность общественных предметов в отличие от предметов природы, не преобразованных человеческим трудом. Культура в глубокой своей сути является тем, что обеспечивает реализацию самой деятельности, т.е. способом ее осуществления. Культура представляется:

  • в виде совокупности (системы) определенных видов деятельности и ее результатов;
  • как творческое содержание деятельности;
  • как способ деятельности, ее технологии;
  • как качественная характеристика деятельности и ее результатов.

Понятие «культура» может употребляться в самых разных смыслах. Если в основу классификации видов культуры вложить содержательный или предметный признак, то можно говорить о физической, художественно-эстетической, экологической, политической культуре и т.д. В этом же ряду находится и информационная культура. Так как понятие «информация» несет большую смысловую нагрузку, то роль информационной культуры особая, в частности, она является исключительной в формировании содержания образования.

Вопросы становления и развития информационной культуры личности обучающегося, его информационной подготовки в вузе к работе со средствами информатизации занимают особое место в исследованиях отечественных и зарубежных авторов. По их мнению, информационная культура личности предполагает формирование необходимых знаний, ценностных ориентации, умений и навыков в работе с информацией, овладение нормами и правилами поведения в информационной среде. Изучение литературных источников (Ю. С. Брановский, В. Я. Буторин, К. К. Колин, Э. П. Семенюк, Т. И. Шамова) показало, что категория «информационная культура» проанализирована в различных взаимосвязях с такими понятиями, вошедшими в научный аппарат педагогики, как «компьютерная грамотность», «компьютерная культура» и «информационная грамотность». Ключом к пониманию словосочетания «компьютерная грамотность» является слово «грамотность», которое современная отечественная педагогическая наука рассматривает как необходимую ступень и средство личностного становления человека. На самых разных этапах образования «грамотность» означает умение читать, писать и считать. С этой точки зрения, компьютерная грамотность - это умение читать и писать, считать и рисовать, искать информацию и работать с программами на персональном компьютере. Сегодня под компьютерной грамотностью понимаются: знания, касающиеся информационной техники и технологии, компьютеров, их потенциала, возможностей и границ использования, а также относящихся к ним основных экономических, социальных, культурных и нравственно-этических вопросов; совокупность умений и навыков использования компьютеров в своей деятельности:

  • умение инструментального использования ЭВМ (умение пользоваться текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, базами данных и т.д.);
  • умение, характеризующее гуманитарный компонент применения компьютера (анализировать ситуации, описывать результаты воздействия на человека сбоев и отказов системы, умение определять возможность решения задач с помощью компьютера).

В понятие «информационная грамотность личности» включено: компьютерная грамотность личности; знания об информационной среде, законах ее функционирования, некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации; наличие информационных потребностей широкого диапазона; умение ориентироваться в информационных потоках; умения и навыки сохранения информации для повторного использования; развитость алгоритмического мышления личности. Компьютерная культура есть термин, охватывающий и регламентирующий полный комплекс аспектов работы человека с информационными технологиями и телекоммуникационными средствами. Выделим компоненты компьютерной культуры: знание методологии применения информационных и компьютерных технологий (ИКТ) в различных областях жизнедеятельности человека; понимание соответствующей терминологии, связанной с ИКТ; знание принципов устройства и работы компьютерной техники; знание конкретных примеров использования ИКТ; свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности; знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и др.); понимание принципов, лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться; умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники и применять их в своей деятельности; умение грамотно сформулировать задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы ее решения - структуризация, алгоритмизация, программирование, реализация; соблюдение морально-этических и правовых норм применения ИКТ.

В связи с широким использованием телекоммуникаций в практической деятельности человека и расширением сферы применения информационных технологий появилась дефиниция «информационная культура». Содержание термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством. Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как: информационная грамотность, включающая: осознанную мотивацию личности, а это определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются - самостоятельность и креативность.

Существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов и порой противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают. Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К. К. Колина, А. И. Ракитова, Э. П. Семенюка и др. В рамках этого подхода делается акцент на анализ генезиса информационной культуры, выявляется ее конкретно историческая и социальная обусловленность и, как результат, предпринимаются попытки формирования исторической модели информационной культуры, в которой и «должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры». Первую информационную революцию связывают с появлением языка, с технологией устной речи, ее передачей, запоминанием, возможностью трансляции в пространстве и времени. Древняя дореволюционная информационная среда была соразмерна индивидуальному человеческому сознанию и отличалась невысокой скоростью распространения информации.

Письменность - вторая информационная революция, это изобретение позволило не только обеспечить сохранность уже накопленных человеческим обществом знаний, но и повысить достоверность этих знаний, создать условия для их широкого распространения. Кроме этого, появление документальных носителей информации расширило сферу общения, диапазон его форм и возможностей и создало предпосылки для возникновения нового этапа развития информационной культуры. Изобретение книгопечатания - одна из первых эффективных информационных технологий, приведшая к третьей информационной революции, которая радикально изменила производство (индустриальное общество), культуру и способ организации общественной и исторической деятельности. Произошел взрывообразный рост количества используемых в обществе информационных документов, а самое главное - началось и более широкое распространение информации, научных знаний и информационной культуры. Книгопечатание дало возможность собрать все достижения человеческой мысли предшествующих поколений и ускорить процесс получения знаний, позволило тиражировать тексты, одновременно и потребовало, в свою очередь большего распространения грамотности среди людей. Четвертая информационная революция, начавшаяся в XIX веке, связана с изобретением и последующим применением в практике электричества и таких средств коммуникации, как радио, телефон, телевизор. Эти средства означали грандиозный переворот с точки зрения скоростей передачи информации, объемов памяти и возможности накопления знаний. Этот этап информационной истории человечества привел к формированию новой личности с иным уровнем информированности и информационной культуры.

Переход к новому электронному этапу информационной истории человечества обеспечила пятая информационная революция, связанная с использованием в практике средств цифровой вычислительной техники. Особенно бурное развитие этот процесс получил в последние двадцать лет, когда были сконструированы и стали широко выпускаться промышленностью персональные ЭВМ. Произошел подлинный переворот в информационной сфере общества, что во многом изменило психологию и практику научной, педагогической и производственной деятельности людей. Информатизация общества сегодня оказывает революционное воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, кардинально изменяет условия жизни и деятельности людей, их культуру, стереотип поведения, образ мыслей. По мнению К. К. Колина, разворачивающийся на наших глазах процесс информатизации общества следует квалифицировать как новую социотехническую революцию, информационную основу которой составляет шестая информационная революция, результатом которой станет формирование на нашей планете новой цивилизации - информационного общества.

С точки зрения исторического подхода, содержание и характер информационной культуры меняются в условиях трансформации информационной среды жизни общества. Каждый новый этап совершенствования информационной культуры не отвергает составляющие информационной культуры предыдущих этапов, а включает их в себя как необходимые. На уровне общества информационная культура анализируется в работах М. Г. Вохрышевой, Э. П. Семенюка, А. П. Суханова и др. Информационная культура выступает в этом случае как способ «сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования». Основными носителями информационной культуры выступают социальные группы и социальные институты.

С философских позиций (по А. П. Суханову) - информационная культура, как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации». Технологический аспект понимания информационной культуры представлен в работах Э. П. Семенюка, К. К. Колина и др. Например, Э. П. Семенюк говорит о том, что информационная культура - это «степень развитости информационного взаимодействия и всех информационных отношений в обществе, мера совершенства в оперировании любой необходимой информацией». Проанализировав существующие определения дефиниции «информационная культура», пришли к тому, что наиболее разработанным аспектом при исследовании проблемы информационной культуры является ее рассмотрение на уровне личности.

Объясняется это тем, что культура не существует без человека, т.е. незаменимостью социокультурной роли личности. Современное общество часто называют информационным, так как роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования. Информация легко и быстро достигает потребителей т.е заинтересованных в ней людей или организаций, и выдается в привычной для них форме.

На уровне личности информационная культура проявляется в информационной среде, которая позволяет решать проблемы доступа к знанию, полученному в любой момент и в любом месте. При этом пользователь информации выступает во взаимодействии с информационной средой не как безличный исполнитель некоторой социальной роли, а как личность со своим индивидуальным творческим выбором, способный к активной рефлексии над собственным процессом мышления. Составляющая информационной культуры личности является проблема постоянного и систематического самообразования, то есть «образование не на всю жизнь, а через всю жизнь», которая также очень актуальна в современном обществе. Самостоятельная познавательная деятельность позволяет постоянно повышать и совершенствовать человеческие квалификации и обогащать в течение всей жизни знания, вынесенные из образовательных учреждений. Сближению и взаимодействию способствуют формальные и неформальные виды образования, то есть появление универсальных социально-культурных институтов (библиотечные центры, альтернативные школы, инновационные учреждения).

Обобщая современные представления о составе информационной культуры, выделяется: культура поиска информации (поиск идей, а не рецептов); умение аналитической переработки информации (создание собственных баз даных); культура делового общения; толерантность; открытость другим культурам, способность к рефлексии; адекватная самооценка, знание этических норм использования информации. Значение информационной культуры в современном обществе велико, а особенно для молодежи, подросткового поколения. Информационная культура - это уверенность в себе, в завтрашнем дне; информированность, более успешная самореализация, развитие способности к самообразованию и коммуникации в современном мире, быть в центре событий, быть открытым для информации и повышать свой культурный, творческий уровень в целом.

Список литературы
1. У. Ш. Бегимкулов. Педагогик таълимни ахборотлаштириш: назария ва амалиёт: моногр. - Т: Фан, 2011. - 232 б.
2. Философский словарь / Под ред.

Чем определяется культура человека?

Культура человека определяется:

1. Знаниями, умениями, профессиональными навыками.

2. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития.

3. Способами и формами взаимного общения людей.

Личная культура человека определяется:

1. Уровнем его умственного развития,

2. Характером егo профессиональной и творческой деятельности.

Это значит, что чем больше человек развивает свои умственные способности, чем больше он думает, размышляет, тем больше повышается уровень его личной культуры, и человек, занимающийся искусством или наукой должен иметь очень высокий уровень культуры, что совсем не обязательно для человека физического труда.

Представим себе человека, владеющего информационной культурой, следующим образом:

В связи с переходом к информационному обществу к общей культуре человека добавилась ещё одна категория – информационная.

Информационная культура - это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

В связи с этим информационная культура человека должна проявлятъся в следующем:

В навыках использования различных технических устройств - от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей.

В способности владеть информационными технологиями.

В умении извлекать информацию как из периодической печати так и из электронных коммуникаций.

В умении представить информацию в попятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом.

В умении работать с разными видами информации.

Таким образом, мы получили человека, владеющего информационной культурой.

Задание 1

Oтветьтe на вопрос: «В какой степени каждый из вас соответствует этому образу человека, владеющего информационной культурой?»

Пояснение: аргументируйте свой ответ.

Так вот, на уроках информатики вы как раз и будете формировать и повышать свой уровень информационной культуры.

З. Национальные информационные ресурсы России

Любое государство, общество, фирма или частное лицо имеют определенные ресурсы, необходимые для его жизнедеятельности;

Ресурс - это запас или источник некоторых средств.

Наряду с материальными, сырьевыми, энергетическими, трудовыми и финансовыми ресурсами в современном обществе существуют и информационные ресурсы.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации».)

На самом деле это достаточно узкое определение, и к информационным ресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости.

Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает. ,

И это действительно так. Топливо сжигается, финансы расходуются и т.п., а информационный ресурс остается «неисчерпаемым», им можно пользоваться многократно.

Классификация национальных ресурсов:

1. Библиотечные.

Библиотечная сеть России насчитывает около 150 тысяч библиотек.

Создаются локальные сети, электронные каталоги, базы данных с несколькими миллионами записей, выпущены CD-ROM диски с библиографической информацией обо всех книгах, публикация этих ресурсов через Интернет.

2. Архивный фонд.

Хранит около 460 млн документов и ежегодно пополняется на 1,6млн. Есть электронные версии справочников по архивной информации.

3. Государственная система научно-технической информации.

Самая развитая в мире. К ней относятся научно-технические библиотеки, журналы, публикации, литература, научно-технические разработки, статьи и т.д.

4. Информационные ресурсы Государственной системы статистики.

Эта информация отражает экономические показатели, рaзвитие негосударственного ceктopa, инвестиции, цены и тарифы, заработную плату, доходы и уровень жизни населения и др. Госкомстат России имеет обширные базы данных и электронные справочники.

5. Государственная система правовой ннформации.

Содержит более 340 тыс. правовых актов СССР и "законодательств Российской Федерации. В этой системе находится Государственный реестр общественных объёдинений и религиозных организаций, база данных судебной статистики, своды законов, кодексы.

6.. Информационные ресурсы оргaнов гocyдaрствениой власти и местного самоуправления.

Здесь находится информация о социально-экономической ситуации в России и ее регионах, правовая информация, информация о чрезвычайных ситуациях на территории России. Вся эта информация представлена в виде массивов документов и баз данных.

Сегодня человечество вступает в принципиально новую информационную фазу своего развития. И в этом контексте возрастает роль информационной культуры (ИК), сформировавшейся в конце XX - начале XXI века. Что же отличает эту новую культуру? Она формируется под воздействием коллективного интеллекта, который создается благодаря продуктивному взаимодействию информационных потоков с различными человеческими сообществами.

История феномена информационной культуры

Хотя человеческое общество широко пользовалось обменом информацией со времен появления письменности, само понятие ИК появилось лишь во второй половине прошлого века.

Старт ее целенаправленного формирования соотносят с программой реформы высшего образования США, принятой в 1977 году. Участвующая в ее разработке Ассоциация американских библиотек сформулировала цель вышеупомянутой программы: воспитание информационно грамотных людей, компетентных в отыскании нужной информации, ее обработке, представлении и использовании.

Современная информационная культура России начала свое развитие еще в советский период. В частности, в 1990-м новосибирские ученые показали новые направления культуры и пути построения информационного общества в объемном докладе под названием «Информатика и культура». В 1993 году при общественной организации Международной информационной академии (ранее «Мосгорсправка») организовано отделение информационной культуры. Академия с тех пор является действующим органом по развитию ИК, который регулярно производит публикации по проблемам информатизации общества, осуществляет исследования актуальных направлений прогресса в этой области.

Толкование информационной культуры

На заре нового тысячелетия феномен «информационная культура» приобрел общемировое значение, наполнился глобальным содержанием. У него нет единого толкования. Его трактуют трояко. Во-первых, как гармоничное состояние личности, умело пользующейся социально-значимой информацией. Во-вторых, как способность человека взаимодействовать с окружающим его информационным полем (т. е. не только уметь находить и пользоваться нужными сведениями, но и самому развивать информационную сферу). Однако в новом тысячелетии понятие «информационная культура» трактуется все более обобществленно. Под ней понимают уровень развития информационных технологий отдельной страны, а также их соответствие существующим международным стандартам.

ИК и развитие общества

Именно коллективный интеллект сегодня считают главным "драйвером" развития, определяющим информационное общество. Информационная культура призвана гармонизировать разнообразнейшую информационную активность человечества с его поступательным развитием. Ввиду разнообразия актуальных для общества информационных потоков ИК также представляется понятием предельно широким. Ее гармоничное с реальным развитием общества формирование чрезвычайно важно. Овладению ею большинством активного населения является одним из признаков нашего времени. Люди, ориентирующиеся в информационных потоках, становятся главной производительной силой современной цивилизации. Поэтому овладение соответствующими знаниями является актуальным для социально активного населения.

Она становится необходимым реквизитом экономически развитого общества, характеризующегося значительным объемом накопленной информации, ее свободным статусом и доступностью.

Сущность информационной культуры

ИК может быть представлена как культура информационных процессов и информационных отношений.

Определим эти два понятия. При прохождении информационного процесса происходит получение, создание, сбор, обработка, накопление, хранение, поиск, распространение и использование сведений. Любой современный человек сталкивается с великим множеством информационных потоков как в своей профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Они настолько разные, насколько разными бывают люди. Одни из них несут полезную информацию и ценный опыт профессионалов, накопленный ими. Как человеку компетентно решить задачу, требующую овладением специальными знаниями? Как ему, образно говоря, среди тысяч плевел выбрать зерна разумного, доброго, вечного? Очевидно, что воспользовавшись актуальной и полезной информацией.

Информационные отношения представляют собой правовые нормы, регулирующие информационные процессы.

Статистика о роли информации в обществе. Понятие компонентов ИК

Подсчитано, что если материальные и природные ресурсы определяют по 16% экономического роста ВВП, то информационные ресурсы - 64%.

Действительно, производство XXI века характеризуется революционным увеличением затрат умственного труда относительно затрат энергии и ручного труда. Экономика любой развитой страны сегодня в значительной мере основана на знаниях и информации. Происходит не только более стремительное обновление актуальной информации, но и значительное увеличение ее объемов. Опыт государств, инвестирующих наиболее значительные суммы в свою информационную культуру - США, Германии, Японии, Франции - свидетельствует об их лидирующей роли в создании и импорте передовых технологий эпохи НТР.

Приобщение людей к ИК не является процессом неопределенным. Наоборот, компоненты информационной культуры четко детерминированы. Освоение их личностью принципиально важно для ее адаптации в современном информационном обществе. Более того, они последовательны и логически взаимосвязаны. В обобщенном виде феномен ИК можно представить следующими компонентами.

Адекватное и компетентное восприятие информации;

Гуманистические (исходя из мировоззрения и интересов) критерии оценки смысла полученной информации;

Использование в оценках неопределенности методов информационной рецессии;

Специфическое творческое информационное поведение в социальной среде.

Рассмотрим данные компоненты подробней.

Формирование адекватного и компетентного восприятия информации личностью

Информационная культура ребенка в дошкольные и школьные годы является важнейшим компонентом общей ИК личности. В наше время принципиально важно научить детей активному и компетентному восприятию информации. Это нужно для формирования их дальнейшей социальной позиции и обретения правильных ориентиров в жизни. Рассмотрим, как сегодня формируется информационная культура личности.

На этапе самого раннего детства актуальность приобретает подсистема психологической службы. Она ответственна за гармоничное привнесение в развитие ребенка игры как компьютерного эксперимента. Не секрет, что многие существующие компьютерные игры вредны. Современные родители должны уметь грамотно составлять «игровое меню» для своих чад, а также комбинировать их увлеченность ПК со спортивной секцией, общением со сверстниками. Актуальность в этом контексте приобретают слова выдающегося педагога Сухомлинского о том, что именно игра зажигает в детях тот огонек любознательности и пытливости, который в дальнейшем будет озарять своим светом всю их жизнь.

Первостепенное значение имеет уже в раннем детстве ребенка развитие его познавательных способностей. Хорошо себя зарекомендовали специальные развивающие игры, рассчитанные для детей начиная с трехлетнего возраста. Полезны познавательные игры-загадки, отвечающие на вопросы: «Кто (что) это?», «Кто здесь живет?», «Что растет здесь?», «Что ездит, а что плавает?» Пятилетним детям рекомендуются компьютерные игры с элементами чтения, простейшей классификации картинок, ориентирования в порах года, во времени, развивающие мышление.

В годы школьного и последующего обучения молодые люди приобщаются к информационной культуре на программных классных и факультативных занятиях. Уже с пятого класса предмет "Основы информационной культуры школьника" вводит детей в мир информации. Они усваивают краеугольные понятия информации, информационных центров, первичных и вторичных документов, первичных и вторичных источников информации. Ученики знакомятся со справочно-библиографическим учетом в библиотеке, методикой работы с книгами (цитаты, дневники чтения, выписки).

Школьники, обучаясь данному предмету, получают первый практический опыт мотивированного поиска информации. Для этого они осваивают методы рационального чтения, учатся работать с современными носителями информации.

Информационная культура школьника развивается также путем его участия в информационно-компьютерных клубах, в школьном самоуправлении. Она составляет единое целое с общей системой получаемых в школе знаний. Наиболее притягивают школьников игры и занятия, содержащие элементы соревнования. В эти же годы для человека особенно важно овладеть навыками работы с обучающей и развивающей информацией Интернета.

Миссия формирования школой ИК заключается в воспитании человека информационно грамотного, обладающего позитивными ценностями, интересами и склонностями. Он должен быть подготовлен к формулированию своих обобщений и умозаключений с использованием современных интерактивных средств. Важна системность обучения, проявляющаяся в способности школьников использовать знания, полученные при изучении одного предмета для овладения предметом другим. Этим универсальным свойством отличается современная информационная культура. Информатика, как специальный школьный предмет обучения, формирует ее основы.

Непрерывность формирования как неотъемлемое свойство ИК

Информационная культура человека формируется постоянно и непрерывно. Полученное им образование способно лишь заложить основы его информационной грамотности, образованности. Однако если образование личности не будет в дальнейшем подтверждено ее активной позицией в окружающем информационном поле, то вскоре полученные ею навыки окажутся бесполезными.

Дело в том, что в эпоху НТР актуальные знания устаревают в среднем за 3 - 4 года. Как пример, вспомним, что информационные гаджеты порой претерпевают моральный износ еще быстрее. Например, устройство, позволяющее дистанционно онлайн обмениваться сообщениями. На протяжении скольких лет пейджер был актуален? 1.5 -2 года. В дальнейшем его полностью изжил сервис СМС мобильной связи.

Поэтому человеку информационно компетентному важно постоянно следить за информационными и техническими новинками. На протяжении всей своей жизни современная культурная личность вынуждена поддерживать свою информационную компетентность. Эта черта сейчас характеризует менталитет представителей рынка труда, поскольку гарантирует их социальную защищенность.

Действительно, зная, как распоряжаться информацией, люди становятся востребованными на рынке труда.

Гуманистические принципы формирования культуры личности

Зададимся парадоксальным вопросом: «А всякая ли информация конструктивна для формирования личности?»

К сожалению, некоторые информационные потоки заранее оплачены и являются инструментом корыстных людей. Они, откровенно говоря, бесполезны и даже вредны для большинства населения.

Выдающийся поэт Евгений Евтушенко в одном из своих интервью высказал яркую мысль о том, что представляет наибольший вред в информационном пространстве. Он назвал его пропагандой антиинтернационализма. По словам поэта, для стран интернациональных актуализация духа национальной нетерпимости страшна и разрушительна, и это следует запрещать.

Перейдем ко второму элементу контрпродуктивности ИК. Что такое дискурс? Это - черный шум в информационном пространстве. Примером могут послужить многочисленные политические дебаты, сопровождающиеся нулевым результатом. Это воистину дьявольское изобретение новой информационной эры. Его миссия заключается в лишении человека ориентиров личного и общественного развития. В результате люди разочаровываются в обществе и, конечно же, в себе.

Что несут в себе информационные потоки, заполняющие масмедиа глянцем и гламуром? Среди вредоносных для молодежи медиа-воздействий они основные. Информационной культуры разрушители, они возбуждают у молодых людей иррациональные желания. Представим, к примеру, девушку, способную получить блестящее образование и добиться многого в жизни. Однако она небогатого происхождения. Помогут ли ей в жизни гламурные издания, которые ежедневно демонстрируют богатых, разряженных в пух и прах ультрамодных «светских львиц» (раньше они по-другому назывались)? Наоборот, этот глянец ежедневно кричит в лицо этой девушке, что она - ничтожество по сравнению с богатыми и пустыми дамами. Такие издания зомбируют молодых людей, убеждая, что высшая жизненная ценность - добыть деньги любой ценой.

ИК: опасности контрпродуктивного развития

Формирование информационной культуры значительно ускорилось в конце XXI века, во время становления корпоративной организации мировой экономики. Не удивительно, что ИК, изначально порожденная подобной средой, по сути является корпоративной информационной культурой. В ней до сих пор преобладают профессиональные признаки. В частности, она управляется коллективным разумом профессионалов, но оказывает влияние на всех остальных людей.

Вместе с тем развитие информационной культуры обнажает феномен информационного неравенства.

Он, в частности, проявляется в том, что 88% всех пользователей ПК проживают в развитых странах и только 5% - в странах слаборазвитых. Известно высказывание д-ра П. Тарьянне, гендиректора МСЭ одной из старейших организаций, существующих при ООН. Он предупредил об опасности разбалансирования информационного общества в эпоху глобализации и возникновении разлома непреодолимой глубины, разделяющего богатые и бедные страны.

Дисбалансы доступа к информации опасны тем, что вызывают дисбалансы когнитивные, выражающиеся в снижении познавательных функций личностей, лишенных динамичного информационного пространства. Очевидно, что культура информационной деятельности не может полноценно развиваться, будучи ограниченной.

Творческое поведение личности в информационной среде

Социологи отмечают, что в любом из вышеупомянутых толкований информационная культура предполагает овладение ею людьми с целью эффективного преодоления объективно существующих информационных барьеров:

Языковых (овладение языками межнационального общения);

Пространственных (нахождение нужных данных в избыточном массиве информации);

Географических (нивелирование значительной взаимной удаленности источника и потребителя информации);

Количественные (определение достаточного количества источников информации).

Заметим также, что информационная культура личности требует от нее преодоления определенных субъективных (личностных) информационных барьеров:

Политических и идеологических;

Административных и режимных;

Искажения информации информагентствами;

Ошибочной стратегии выборки информации;

Недостатка квалификации для осуществления качественной информационной выборки.

Преодоление вышеупомянутых барьеров производится системно в рамках специальных информационных технологий. При этом принципиально важна эффективная система специализированных образовательных, а также информационных учреждений и библиотек, которой обладает развитое информационное общество. Информационная культура на современном уровне предполагает широкую доступность, удобоваримый интерфейс и общепринятую стандартизацию важнейших информационных ресурсов.

Заключение

Современным людям важно следовать инновационному духу XXI века, творчески пользоваться компонентами ИК.

Основы информационной культуры должны быть освоены каждым наемным работником. Ведь современное трудоустройство предполагает безусловное владение кандидатом в сотрудники:

Навыками работы с оргтехникой (персональным компьютером, факсом, ксероксом);

Специализированным программным обеспечением;

Технологиями нахождения и обработки информации;

Умением наглядно представлять итоговую информацию.

С одной стороны, современная информационная культура человека, представляя собой лишь часть общечеловеческой культуры, предполагает значительную роль в ней рационально-технологического компонента. Но это не значит, что в ее развитии должны участвовать исключительно люди с алгоритмическим характером мышления. Ведь его недостаточно для динамичного долгосрочного развития общества. Важно наличие других видов творческого мышления, а также охват информационной культурой социальных и гуманитарных аспектов.

Первостепенная роль в становлении информационного общества принадлежит образованию. Современные школьники постигают информационные предметы обучения, о которых их преподаватели в свои юные годы могли лишь прочитать в фантастических книгах. Мировую сеть Интернет уже сегодня называют пятой интеллектуальной стихией. Обширная информационная среда и эффективные информационные технологии культуры активно формируют новое поколение людей, которое отличается тем, что «живет в сети».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Поиск информации в Интернет с помощью каталогов и поисковых машин. Мгновенный обмен информацией в Интернете. Основные программы и браузеры для поиска и обмена информацией. Программное обеспечение для просмотра веб-сайтов. Программы для обмена файлами.

    дипломная работа , добавлен 23.06.2012

    Понятие "информационная культура", её структура и основные факторы развития. Международный стандарт компьютерной грамотности. Когнитивный, эмоционально-ценностный и действенно-практический компонент культуры. Содержание модулей ECDL. Уровни грамотности.

    презентация , добавлен 24.11.2014

    Представления об алгоритмических процессах и способах их описания. Совокупность специфических понятий, умений и навыков, определяющая новый элемент культуры современного человека. Компоненты алгоритмической культуры. Содержание компьютерной грамотности.

    презентация , добавлен 19.10.2014

    Циклы обмена информацией в режиме прямого доступа к памяти. Управляющие сигналы, формируемые процессором и определяющие моменты времени. Запросы на обмен информацией по прерываниям. Мультиплексирование шин адреса и данных. Протоколы обмена информацией.

    лекция , добавлен 02.04.2015

    Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах. Информационная ценность сообщения. Общая схема ЭВМ. Возможность обмена данными между компьютерами. Средства взаимодействия в информатике. Цели и задачи информатики. Информатика как наука.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2010

    Рассмотрение информационных технологий как операций над данными и информацией (хранение, обработка, передача или обмен). Свойства офисных аппаратно-программных комплексов и разнообразных ресурсов-обеспечений. Определение и характеристики информации.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Интернет - это сотни миллионов компьютеров во всем мире, обменивающиеся между собой информацией по линиям связи. Основные функции Интернет и его информационные возможности. Широкие возможности коммуникации в среде Интернет. Управление через Интернет.

    презентация , добавлен 29.07.2010