Сравнительная характеристика наушников. Как выбрать хорошие наушники по техническим характеристикам

  • 07.08.2019

Значение и роль наушников в современной жизни не стоит описывать – все итак его понимают.

Достаточно оторваться от экрана и посмотреть вокруг: если вы на работе или на учебе – половина коллег сидят в наушниках; если вы едете в общественном транспорте – 2/3 собратьев по несчастью в наушниках; если вы в своем автомобиле стоите в пробке - в соседних машинах хватает людей с гарнитурами (а это тоже разновидность наушников); и даже если вы дома – посмотрите внимательней на своих близких – не наушники ли видны в их ушах?

Мы уже давно привыкли отгораживаться от внешнего мира наушниками. И все было бы хорошо, да только вечного ничего не бывает, и когда любимый гаджет ломается, настают адские муки выбора – что купить ему на замену. Отличный вариант, если модель не устарела и производитель ее выпускает – тогда можно купить идентичный комплект и радоваться жизни. Если же полоса везения закончилась где-то раньше, то придется идти в магазин и выбирать новое устройство. Та же ситуация вас поджидает, если захотелось просто приобрести новый девайс – более удобный, или с лучшим качеством звука, а может, просто в тон к новому телефону.

РАЗНОВИДНОСТИ НАУШНИКОВ

Да простят меня меломаны, но во главу угла выбора наушников я ставлю удобство, а потом уже качество звучания. Потому что каким бы идеальным и сбалансированным ни был звук, если вы не можете терпеть на себе наушники дольше 10 минут, толка от них нет. Поэтому определитесь, какие наушники вам удобнее по типу амбушур (именно так называются корпуса динамиков наушников):

  • вакуумные (вставные) – втыкаются глубже в ухо, снабжены специальными мягкими герметичными амбушурами, плотно ложащимися в слуховой канал. Обеспечат дистанцирование от внешнего мира – вы не услышите окружающих, окружающие не услышат ваши любимые трэки. Что особенно удобно на работе или учебе – вам помогает сконцентрироваться на своем деле, а окружающие не раздражаются от вашей музыки (если вкусы различны), и не кивают головами в такт (при обратной ситуации)
  • вкладыши - или всем знакомые с детства «таблетки», казалось бы, тоже вставляются в ухо, и должны обеспечивать звукоизоляцию практически наравне с вакуумными, но этого не происходит. Вкладыши не закрывают полностью ушной канал, поэтому внешние звуки будут настойчиво прорываться
  • накладные – накладываются на ухо, не дают такой интимности прослушивания, как вакуумные. Но для внешних коммуникаций оно и лучше – если вас спросят о чем-то, то вы это услышите, и не придется собеседнику тормошить вас за плечо
  • охватывающие - накладываются на ухо, амбушуры полностью закрывают ухо. Этакий промежуточный вариант между накладными и втычными –хорошие изоляция от внешних шумов и качество звука

Накладные и охватывающие наушники при прочих общих данных обеспечат более натуральный и объемный звук.

и по методу крепления :

  • без крепления – «уши» наушников никак не закрепляются на голове (в основном это втычные и ваккумные наушники, амбушуры которых крепятся в ухе)
  • затылочная дужка – дужка наушников проходит в районе затылка, при такой конструкции давления на голову не оказывается, но весь вес наушников переходит на уши
  • клипса (на ухе) – общей дужки у наушников нет, они закрепляются на ушах с помощью специальных заушин. Не всем такой тип крепления по душе – ушные раковины зачастую довольно быстро устают от заушин
  • оголовье – дужка наушников проходит через верхнюю часть головы, равномерно распределяя вес
  • на шее – такой тип крепления используется в гарнитурах, когда динамик-микрофон крепится на дужке, лежащей на шее, а сами наушники втычного типа

Есть стереотипы, вроде того, что накладные и охватывающие наушники будут непременно жать уши и сдавливать голову, поэтому долго их носить не получится, или что от вакуумных наушников быстро начинает болеть голова… Это не совсем соответствует действительности. По удобству разные модели очень по-разному выполнены, нельзя судить о форм-факторе в общем, опробовав наушники друга – возможно, вам просто не подошел размер, или они отрегулированы не под вас. Идеальный вариант при выборе наушников – примерить их магазине, покрутить в руках, посмотреть внимательно настройки посадки. Если на этом этапе возникнет какой-то дискомфорт, устройство следует отложить в сторону, какими бы замечательными ни были звуковые характеристики.

ЗВУКОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наушники – девайс акустический, поэтому следующим по значимости критерием выбора будут именно акустические характеристики.

Все привыкли выбирать наушники по частотному диапазону , указанному производителем на коробке, и принято за истину, что чем шире частотный диапазон, тем лучше – дескать, и басы хорошо передадутся, и высокие ноты, без провалов, писков и сипов. Но, как говорится, все не так прозаично – маркетологи давно раскусили, что покупатели больше всего обращают внимание на частотный диапазон, и всеми силами стараются показать его пошире, завышая характеристики. На самом же деле важен не столько диапазон частот, сколько вид характеристики, описывающий передачу частот (АЧХ), и ее амплитуда ее отклонений. АЧХ в идеале должна быть на необходимом диапазоне относительно ровной, без провалов и пиков – тогда звук будет хорош.

Также не забывайте, человеческое ухо (в большинстве случаев) слышит в диапазоне от 16 Гц до 20 кГц. Поэтому несмотря на то, что производители предлагают различные модели с частотным диапазоном от 3 Гц до 100 кГц , на деле для качественной передачи звука хватит диапазона 20 Гц – 20 кГц . Единственное, о чем подсказывает заявленный производителем более широкий частотный диапазон – отсутствие провалов на границах. А вот если указаны значения отклонений (к примеру, 20 Гц – 20 кГц +/- 10 дБ) – это уже ценная информация.

Следующая интересная характеристика – сопротивление, или импеданс наушников . И тут ситуация двоякая, так как эта характеристика затрагивает не только качество звука, выдаваемое наушниками, но и предъявляет требование к источнику звука, т.е. проигрывателю.

Наушники с высоким импедансом к телефону или плееру лучше не покупать. Это хороший вариант для домашнего или студийного использования, с мощным устройством-проигрывателем, который способен выдать высокое напряжение.

Так как импеданс большинства представленных на рынке наушников величина не абстрактно-программная, а физическая, и зависит от конкретных характеристик сопротивления динамика, на которые влияет в том числе и размер, то для вкладышей и полноразмерных ушей она различна.

Для полноразмерных наушников: низкоомные устройства обладают сопротивлением до 100 Ом, высокоомные – выше 100 Ом.

Для вкладышей: низкоомные устройства обладают сопротивлением до 32 Ом, высокоомные – выше 32 Ом.

Универсальное значение импедансной характеристики наушников мини-плейеров (в т.ч. и телефонов) лежит в диапазоне 16 - 64 Ом . Свыше 64 Ом рекомендуется применять в тандеме с более мощными проигрывателями. Конечно, ваш телефон не задымится, если вы подключите к нему высокоомные наушники – но при невысокой чувствительности, звучание будет слишком тихим.

Учитывая вышесказанное, в идеале нужно рассматривать импеданс устройства в комплексе с чувствительностью – чем выше чувствительность, тем лучше (читай – громче) будет передаваться звук. Чувствительность наушников нормирует, сколько звука в дБ выдаст устройство при подключении к нему мощности в 1 мВт. Некоторые производители указывают характеристику применительно к напряжению – дБ/мВ, что в целом правильнее и проще помогает ориентироваться в выборе наушников, т.к. напряжение питания аудиовхода устройства проще узнать.

Поэтому для теоретической оценки качества и количества звука, выдаваемого наушниками, посмотрите на соотношение цифр импеданса и чувствительности: если у ушей заявлены и первая, и вторая цифра высокими, то и с телефона будет отличное звучание.

Мощность наушников подскажет вам – подойдет ли данная модель к вашему проигрывателю. Для портативных проигрывателей предпочтительнее устройства мощностью 1 – 100 мВт , а стационарных проигрывателей с хорошими усилителями 100 – 3500 мВт . Если мощность наушников будет слишком велика для усилителя проигрывателя, то звук будет плохим, либо проигрыватель (при питании не от сети, а от автономных источников энергии) быстро разрядится.

Тип акустического оформления также весомо влияет на звучание и звукоизоляцию наушников, динамики бывают:

  • закрытые
  • открытые

Определить тип акустического оформления динамика легко – достаточно рассмотреть наушники. Если с внешней стороны наушника глухая стенка – он закрытого типа. Если есть отверстия – открытого. Полуприкрытый тип, как несложно догадаться – с полузакрытыми отверстиями.

Звукоизоляция самая лучшая у закрытых динамиков, но оборотная сторона такой конструкции – отражение звуковой волны от стенки корпуса в ухо, что может давать некоторую гулкость. Наушники с открытым или полуоткрытым динамиком высокой звукоизоляцией похвастаться не могут, зато обеспечат идеально чистый звук. Поэтому при выборе именно этого критерия имеет значение, какую музыку вы собираетесь слушать: если вам важны малейшие звуковые нюансы, и вас не волнует, слышат ли окружающие вашу музыку - лучше открытые динамики, если вы любите «чтоб качало» - закрытый тип для вас.

Формат звуковой схемы подскажет вам, какой звук получится на выходе из устройства – одноканальный (1.0) или многоканальный (2.0 , 2.1 , 5.1 , 6.2 , 7.1 , 5.1 Real , 7.1 Real). Стоит помнить, что для получения объемного многоканального звука большое значение имеет формат аудиофайла и настройки проигрывателя – не все файлы и устройства поддерживают многоканальность. Многоканальный звук позволяет полностью погрузиться в реальность игры или фильма.

Идеальных динамиков, воспроизводящих одинаково хорошо звук в широком частотном диапазоне, да еще за небольшие деньги, пока не придумали. Поэтому производители для улучшения звукопередачи придумали устанавливать в наушник не по одному излучателю, а по несколько. К примеру, один хорошо воспроизводит частоты низкого диапазона, а другой – верхнего. По количеству излучателей с каждой стороны можно выбрать наушники: с , , , и излучателями.

Иногда наушники оборудуются системой активного шумоподавления . Внутри такого наушника расположен микрофон, улавливающий внешние шумы, и посылающий сигнал на устройство, которое, в свою очередь, генерирует идентичную звуковую волну, но идущую в противофазе с шумом. Сгенерированная волна выдается динамиком, одновременно с музыкой, и гасит шум. У этой системы всего лишь один недостаток – некоторые люди восприимчивы к ней, и страдают головными болями (согласно исследованиям, около 5-7 %). Ученые пока не разгадали тайну этого феномена, и при покупке наушников с этой системой остается лишь надеяться, что вы не окажетесь среди тех несчастных.

Размер имеет значение – этот принцип отчасти работает и в наушниках. Диаметр мембраны излучателя влияет на качество звука, как и в колонках, и бывает от 3,5 до 70 мм . Там, где диаметр сам по себе большой, качество звука в общем и басов в частности будет лучше. Для маленьких же диаметров придется идти на всякого рода ухищрения (к примеру, во внутриканальных наушниках динамик смещается к выходу звуковода, т.е. ближе к органу слуха). Также стоит понимать, что если для накладных наушников 40-50 мм – это норма, то для втычных 10-15 мм – это большой размер. Но все же не стоит гнаться за этим показателем – есть множество других факторов, влияющих на качество звука. В некоторых весьма достойных по звучанию моделях, диаметр мембраны не велик. Эта характеристика скорее важна в недорогом сегменте устройств, где похвастаться передовыми технологиями не получается, так хоть за счет старых проверенных способов звук будет неплох.

ГАРНИТУРЫ

Особняком среди прочих стоят гарнитуры – устройства, предусматривающие в дополнение к наушникам микрофон для переговоров.

Гарнитуры выпускаются как в моноформате – с одним наушником, так и в стереоформате – с двумя наушниками.

Расположение микрофона гарнитуры бывает: в корпусе , на проводе , на наушниках . Первые два типа более универсальны и компактны – такие гарнитуры используются как в быту, так и на работе. А вот расположение микрофона на наушниках подразумевает более громоздкую конструкцию и скорее специальное использование гарнитуры – для переговоров на работе или во время игр.

Крепление микрофона может быть выполнено подвижным или фиксированным . Подвижное крепление более адаптировано для переговоров.

Гарнитуры также могут быть проводными и беспроводными , второй тип наиболее удобен при поездках за рулем и занятиях спортом.

ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Наряду с акустическими характеристиками многим будут важны и другие критерии выбора, определяющие удобство модели.

Если вы выбираете наушники для конкретного устройства, то обратите внимание на разъем подключения , чтобы не возникло проблем по подключению. Встречаются разные типы соединения: jack 2.5 мм , jack 3.5 мм , jack 6.3 мм , USB , microUSB , HDMI , фирменный разъем , Apple Lightning .

Для людей, которые не любят путаться в проводах, производители предусмотрели беспроводные наушники , которые могут подключаться посредством:

  • Bluetooth – работают на расстоянии около 10 м, обеспечивают хорошее качество звука, недорогие, применение – универсальное (спорт, музыка, просмотр фильмов, разговоры)
  • радиоканала – работают на расстоянии около 100 м, но не могут похвастаться отличным звуком, зато неплохо держат заряд, применение – просмотр фильмов, разговоры
  • 2-6 м . с одной стороны, длинный кабель позволяет достаточно далеко уходить от источника звука, что удобно для домашних наушников, с другой стороны – сложно в нем не запутаться.

    Вес наушников будет иметь значение, если вы планируете их использовать для активной деятельности, например, занятий спортом. Для этого подойдут модели до100 г . Более тяжелые модели 100-1000 г лучше оставить для других случаев.

    Наушники могут быть снабжены функциональными клавишами : для регулировке звука, управлению эквалайзером, включению/отключению, выбору режимов и пр.

    Встречаются модели, где большее внимание уделено оформлению – это скорее модный аксессуар, а не технический атрибут (хотя иногда и техническая сторона достойно реализована).

    КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

    Постараюсь в итоге свести рассуждения по выбору наушников к минимуму: самое главное – выбрать удобную конструкцию, которая нигде не будет жать, передавливать, люфтить – одним словом, сядет комфортно. Если выбираете наушники для определенной функции – в первую очередь учтите соответствие этой цели. К примеру: для занятий спортом не стоит выбирать массивные уши, подберите маленький удобный девайс, возможно, беспроводной; для просмотра фильмов дома лучше отдать предпочтение большим охватывающим ушам с многоканальным звуком.

    Гнаться за широким частотным диапазоном бессмысленно, тем более сам по себе он ничего не говорит о звучании: при одинаковой заявленной характеристике 20 Гц – 20 кГц уши за 150 рублей и за 2500 рублей будут звучать по-разному, не говоря об устройствах за 70000 рублей. Лучше посмотрите, приводит ли производитель АЧХ, и какого она вида. Совокупное рассмотрение характеристик импеданса, чувствительности и мощности подскажет, подойдут ли наушники к определенному устройству и комфортным ли будет звук на выходе, быстро ли будет разряжаться портативный проигрыватель.

    Если есть возможность, особенно при покупке достаточно дорогого устройства, обязательно прослушайте в наушниках разную музыку – чтобы оценить качество звучания. Лучшего помощника в выборе, чем ваши собственные уши, вы не найдете.

    СТОИМОСТЬ

    В недорогом ценовом сегменте – до 1000 рублей – вы сможете купить бюджетные устройства за адекватную качеству цену. Особенностей глубокого звучания ждать от таких устройств не следует, но как универсальная вещь, для ежедневного использования, они достойно выполняют функции.

    В среднем ценовом сегменте – от 1000 до 10000 рублей – здесь уже можно разгуляться и выбрать устройство «под себя», с нужными вам характеристиками. Приятные бонусы, в виде футляров, сменных амбушур и заменяемого провода прилагаются к большинству моделей. В этом же ценовом диапазоне стартуют беспроводные модели.

    В дорогом ценовом сегменте – от 10000 рублей – более серьезный сегмент, включающий устройства для ценителей или профессионалов. Частотный диапазон шире слышимого простым смертным. Материалы и технологии используются только высшего качества: наушники из благородных пород дерева, провода повышенной гибкости и проводимости, конструкция, включающая до пяти излучателей на ухо для идеального звука, комплектация фильтрами и адаптерами.

В наше время выбрать хорошие наушники достаточно сложно, ведь ассортимент просто поражает, и даже если Вы уже определились с типом конструкции, брендом и ценовым диапазоном, выбор будет нелегким. Ведь в каждой ценовой категории производители предлагают большое количество моделей, которые помимо прочего, отличаются между собой характеристиками . Обычно они представлены в виде цифр (а иногда и графиков) с непонятными для большинства пользователей размерностями. А как понять, на что именно влияют эти цифры и графические зависимости? Попробуем разобраться!

Несколько слов о маркетинге

Маркетологи сейчас решают многое в крупных корпорациях, и не зря, ведь от их удачных решений зависят размеры доходов от продажи каждой модели наушников. И они пользуются своей властью, чтобы повлиять на Ваш выбор, манипулируют сознанием покупателя с помощью цифр, используя, конечно же, технические характеристики. Вспомните 90-е годы, когда рынок заполнили китайские "Hi-Fi" музыкальные центры с маленькими динамиками, на которых крупным шрифтом было написано "100 W". Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас. Чем больше значение вписать напротив характеристик, чем шире диапазон частот указать на упаковке, тем больший интерес это вызовет у аудитории.

Дело в том, что не существует никаких стандартных методик измерения характеристик наушников, как и стандартного стенда для провдення этих испытаний. Поэтому, фактически, производитель может написать на упаковке все что ему угодно. Все не настолько плохо, если немного разобраться, и понять, что означают характеристики наушников?

1. Импеданс (электрическое сопротивление)

Импеданс - это сумма активного и реактивного сопротивления катушки динамика, измеряется в Омах. Значение импеданса зависит от частоты сигнала, то есть эту характеристику уместнее подавать в виде графика, но обычно производители отмечают на упаковке импеданс на частоте 1 кГц или усредненное либо характерное значение для всего диапазона частот.

Обычно портативные наушники характеризуются импедансом 16-32 Ом и считаются "низкоомными". Если это значение превышает 60 Ом, то наушники "высокоомные". Классификация студийных мониторных наушников этом плане немного отличаются, здесь значение 80-100 Ом считаются низкоомными, а 250 и более - высокоомными. На что влияет значение импеданса? От него зависит потребление энергии при воспроизведении музыки, а также в некоторой степени громкость. Чем меньше сопротивление наушников, тем они будут громче (при одинаковой ). Также низкоомные наушники потребляют меньше энергии на воспроизведение музыки при подаче одинакового уровня сигнала.

Для портативных устройств (mp3-плееры, смартфоны) оптимальными значениями импеданса будут 16-32 Ом, в некоторых случаях даже при 60 Ом наушники будут звучать достаточно громко за счет высокой . Для стационарного прослушивания более приемлемыми будут значения от 100 Ом, это создаст "комфортную" нагрузку для усилителя, и он сможет воспроизводить сигнал с меньшими . Для портативной техники 100-Омные наушники будут "тяжеловатыми", воспроизведение скорее всего будет недостаточно громким.

Но не спешите выбирать наушники с минимальным значением импеданса, ведь с ростом этой величины, уменьшается соотношение сигнал / шум, растет уровень искажений, а также наушники с большим импедансом более экономичны в плане потребления энергии.

2. Чувствительность

Под чувствительностью часто подразумевают КПД наушников, их эффективность в плане энергопотребления . Измеряется в дБ/мВт, или дБ/В, то есть это соотношение уровня громкости, который обеспечивают наушники при подаче на них сигнала мощностью (амплитудой) 1 мВт (В). Чувствительность, приведенная к мощности (дБ/мВт) характеризует наушники в плане энергоэффективности, но не позволяет сравнивать различные модели между собой по этому параметру, поскольку чувствительность в данном случае зависит от импеданса наушников. Обычно производители не слишком озабочены размерностями и указывают значение просто в децибелах, для большинства наушников это 100 и более дБ. Здесь ярко просматривается работа маркетологов, и значение чувствительности в характеристиках указывается по принципу "чем больше - тем лучше". Чувствительность в значительной степени зависит от материала, из которого изготовлен магнитный сердечник динамика. Неодимовые магниты обеспечивают самую высокую чувствительность при компактных размерах, поэтому если Вы увидите на упаковке слово neodime, это хороший знак.

Здесь снова следует подчеркнуть, что не существует жестких стандартов относительно измерения чувствительности наушников, поэтому каждый производитель измеряет ее по-своему: кто-то приводит чувствительность на частоте 1 кГц, кто-то - на 500 Гц, а другие приводят усредненные или вообще пиковые значения чувствительности. Кроме того, каждый производитель использует собственный стенд для измерений, поэтому доверять этому параметру следует с осторожностью.

Как видно из определения, чувствительность в первую очередь влияет на громкость наушников , и чем это значение больше, тем громче будут наушники (при равных прочих параметрах, в т.ч. импедансе). Наушники с одинаковой чувствительностью и кардинально различными графиками АЧХ будут субъективно отличаться по громкости.

3. Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ)

АЧХ это графическая зависимость, отражающая зависимость громкости наушников (точнее звукового давления) от частоты воспроизводимого сигнала. Обычно эта зависимость неравномерна, то есть наушники создают разный звуковое давление на различных частотах. Для примера рассмотрим АЧХ наушников Koss PortaPro.

На графике мы можем увидеть отклонения АЧХ от среднего значения, за которое приянто 0 дБ. В районе 100-200 Гц мы можем наблюдать подъем кривой, что подчеркивает низкие частоты. Далее кривая выравнивается и в высокочастотном диапазоне видим некоторую неравномерность. Положение пиков и спадов могут меняться в зависимости от многих факторов: от того, как вы надели наушники, включен ли режим слабого прижима (переключатель на боковой части наушников PortaPro), а также от формы ушной раковины слушателя. При использовании внутриканальных наушников влияет также конфигурация амбушюр и глубина, на которую вставлен наушник. Стоит также отметить, что АЧХ левого и правого канала могут несколько отличаться.

Обращать внимание на график АЧХ важно только если Вы покупаете наушники среднего и высшего ценовых сегментов, производители бюджетных моделей обычно не слишком "хвастаются" этой характеристикой. Дорогие студийные модели могут иметь АЧХ специальной формы, предназначенной для определенных видов музыки, часто студийные модели имеют очень ровную характеристику, из-за чего для обычных пользователей они звучат "сухо", ощущается нехватка низких и высоких частот, в которых все так привыкли.

4. Частотный диапазон

Как видим, кривая по оси частот ограничена значениями 20Гц - 20кГц, это и есть частотный диапазон , то есть границы, в которых лежит амплитудно-частотная характеристика. Известно, что человеческое ухо воспринимает частоты от 20 Гц до 20 кГц (с возрастом этот диапазон сужается), и именно такие диапазоны мы обычно видим в харакеристиках наушников. Технически правильно рядом с частотным диапазоном указывать неравномерность АЧХ, например 20-20000 Гц (+/- 3 дБ), то есть неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц составляет +/- 3 дБ, или 6 дБ. Обычно неравномерность никто не указывает, откуда и на коробках с наушниками появляются красноречивые цифры вроде 5-28000Гц. Но даже если неравномерность АЧХ в этом диапазаони будет приемлемой, нужно нашим наушникам воспроизводить частоты, которые наше ухо не может воспринимать? Как видим, график АЧХ на краях имеет значительные спады на высоких и низких частотах, и благодаря расширению частотного диапазона мы можем сместить эти спады, получив повышенные значения в пределах чувствительности нашего слуха.

Итак частотный диапазон - также немаловажная характеристика, но только с учетом неравномерности кривой АЧХ, то есть, если выбирать между наушниками с диапазоном 20-20000Гц при неравномерности 4 дБ, и 5-28000Гц при неравномерности 12 дБ, я бы выбрал первые.

Кстати, одним из примеров наушников, которые могут похвастаться широким частотным диапазоном, является внутриканальные IE800 от Sennheiser. При указанном производителем диапазоне 5-46000Гц, их цена составляет около 750 $.

5. Максимальная входная мощность

Эта характеристика показывает, какую максимальную мощность может иметь сигнал, который мы подаем на наушники. Если уровень превысит максимальную входную мощность наушников, они могут выйти из строя. Этой характеристикой можно руководствоваться, выбирая наушники для определенного источника воспроизведения (усилитель, пульт, звуковая карта, mp-3 плеер), сравнивая ее в соответствии с выходной мощностью девайса. Запас по мощности никогда не будет лишним, ведь он обезопасит наушники от перегрузок и существенно увеличит срок эксплуатации.

Максимальная входная мощность различных моделей наушников может колебаться от 1 до 5000 мВт.

6. Коэффициент нелинейных искажений (КНИ)

Очень важная харакетристика, которую редко встретишь на упаковке наушников. Уровень искажений наушников измеряется в процентах, чем меньше значение КНИ, тем точнее наушники передают звук. Коэффициент искажений зависит от многих факторов (частота, мощность сигнала и т.д.), например для низькох частот (до 200 Гц), допустимое значение 5-10%, тогда как в остальном диапазоне приемлемыми считаются значения меньше 1%. Обычно приводятся данные для КНИ на частоте 1 кГц.

Почему учитываются именно нелинейные искажения?

Все очень просто, линейные искажения в сигнал вносит любой линейный элемент, например резистор - регулятор громкости. Конечно, при прохождении через резистор, сигнал может быть подвергнут искажением нелинейного характера, связанных с примесями в резистивном элементе, но эти искажения настолько малы, что ими можно пренебречь. Нелинейные искажения вносят нелинейные элементы, такие как транзисторы, из которых состоит практически вся электроника.

Передать сигнал с идеальной точностью вообще без искажений невозможно, можно только минимизировать их уровень. Современные технологии позволяют достичь уровня искажений в десятые а то и сотые доли процента, поэтому почувствовать эти искажения на слух сможет далеко не каждый. Каким образом наушники искажают сигнал? Обычно это связано с неравномерностью деформации диффузора, который не может иметь одинаковых механических свойств по всей площади. Также мы можем услышать искажения звука при выходе диффузора за пределы расчетной зоны перемещения, но это случается обычно когда наушники "перегружены", то есть работают в режиме, который не соответствует номинальному. Такое можно наблюдать, подключив наушники с малым значением к мощному источнику сигнала, особенно при избытке низких частот. Такой режим работы является опасным и может повредить динамик.

Итоги

Выделить какую-то одну характеристику, которая полностью охарактеризует наушники, невозможно, так как качество и достоверность звучания зависит от каждой из них. Некоторые характеристики связаны между собой, некоторые компенсируют друг друга, поэтому оценивать нужно все в комплексе, а не каждый параметр отдельно. Кроме того, не забывайте, что не существует стандартных стендов и методов для измерения тех или иных характеристик наушников, а также некоторые из них (например ) будут зависеть от посадки наушников на голове (либо в ушах) и других условий эксплуатации.

Поэтому самым надежным способом выбрать наушники все же будем считать "живое" прослушивание, которое позволит Вам оценить не только качество звука, но и удобство использования и другие нюансы. Если возможности послушать наушники перед покупкой нет, внимательно посмотрите на их характеристики и почитайте отзывы пользователей в Интернете, хотя каждый оценивает по-своему.

Каждый, кто покупает дешёвые наушники зачастую вынужден испытывать разочарование в своём приобретении. Спустя некоторое время, в наушниках появляется треск, посторонние шумы и другие неприятные эффекты. Очень часто становится ясно, что наушники натирают уши, неудобно и не прочно держатся на голове и имеют ещё целый ряд отрицательных качеств. Как же выбрать такие наушники, которые удовлетворили бы именно ваш запрос?

Многие из нас сталкивались с вопросом, как выбрать наушники. А ведь для окончательного принятия решения, и, главное, правильного выбора желательно иметь соответствующие знания. Для начала неплохо бы определиться, какие наушники вам нужны, и с какой суммой вы готовы расстаться. Также следует хорошенько подумать, для чего вы покупаете наушники.

Для флеш-плеера или мобильного телефона, например, подойдут наушники-вкладыши, которые вставляются в уши. Но никакие наушники-вкладыши не способны выдать такое качество звучания, которое обеспечивают накладные наушники.
Если вам нужны наушники с хорошим звучанием для стереосистемы , то оптимальным вариантом станут именно такие накладные наушники. Всего их два типа: закрытые и открытые. Первые отличаются максимальной прочностью и прилеганием к ушам, что позволяет избежать практически всех сторонних звуков. Второй (открытый) тип наушников отличается тем, что все же пропускает небольшое количество шумов извне. Это делает звучание более реалистичным, чем в закрытых наушниках.

Наушники также различаются по принципу передачи сигнала - проводные и беспроводные . К плюсам наушников, в которые звук поступает по проводам, можно отнести высокое качество звука, к минусам - скованность движений и наличие провода, который ограничивает территорию вашего передвижения. Беспроводные наушники позволяют свободно передвигаться, но в тоже время качество звучания в них хуже.

Если Вам нужна абсолютная звукоизоляция (шумный офис/улица, поездки в общественном транспорте) обратите внимание на вставные наушники. Такие наушники полностью изолируют ушной канал от шума и позволяют слушать музыку даже в едущем метро. Наушники Koss The Plug и Sony MDR-EX71 - признанные лидеры в этом классе.

Чтобы получить максимальное качество звука можно использовать с плеером некоторые небольшие мониторные наушники. Складывающиеся и лёгкие Koss UR40 изменят Ваше представление о "плеерном" звуке. Эти наушники просто универсальны.

Наушники-вставки, или «капельки» , отличаются чрезвычайно компактными размерами. К сожалению, такой минимализм не самым лучшим образом сказывается на качестве звучания. Как правило, диаметр звуковоспроизводящей мембраны не превышает 1 см, а это неизбежно лишает звук низких частот.

X-woofer - новинка рынке - невероятное устройство, которое изменит ваше представление о том, как надо смотреть DVD фильмы, играть в игры и слушать музыку. Раньше Вы только слышали звук - теперь Вы его почувствуете!

Наушники iBud от японских разработчиков Thanko спроектированы таким образом, чтобы владелец мог сам выбирать, какая длина провода ему нужна. Они идеально подходят для использования с мобильными устройствами в дороге, например, с плеером iPod.

Для активного движения , например бега или езды на велосипеде, подойдут специальные "спортивные" наушники, например, Aiwa HP-JB211 или Koss P5. Это наушники вкладыши с вертикальной дужкой. Такие наушники очень практичны и хорошо держатся на голове при резких движениях.
Хорошие наушники фирм CRESYN, EVERGLIDE, ICEMAT , IDEAZON, RAZER, SPEED-LINK, STEEL SOUND.


На что нужно обратить внимание при выборе наушников?

Частотный диапазон
Человеческое ухо способно слышать звуки частотой от 20 Гц. Среднестатистические хорошие наушники должны справляться с указанными частотами без всяких проблем. Качественные модели известных фирм, как правило, за эти рамки выходят, но реально услышать весь диапазон, например от 12 Гц до 22 кГц, смогут очень немногие. Особенно при использовании MP3-плееров - музыка в этом формате еще на этапе сжатия лишается высоких частот. И тут уж будьте вы хоть гениальным звукорежиссером - все равно ничего не услышите. Для прослушивания MP3 (и других сжатых форматов) даже в наивысшем качестве вполне хватит диапазона около 20 Гц - 16 кГц.

Чувствительность. Это немаловажная характеристика при выборе наушников, потому что от нее зависит громкость звучания. Советуем покупать прибор с чувствительностью как минимум 90-110 дБ. Это позволит обеспечить хорошую громкость даже в условиях шумной улицы.

Сопротивление. Большинство аппаратов рассчитаны на 16 Ом. Наушники высшего класса имеют сопротивление 200 Ом и выше. Чем больше этот параметр, тем тише, но отчетливее будет звук при равной чувствительности. Наушники с высоким сопротивлением расходуют больше энергии. Учтите: при их использовании с плеером питания вам хватит на меньшее время.

Кабели

Что касается длины кабеля, то надо заранее представить, где вы будете пользоваться приобретаемым устройством. Если вам хочется свободно перемещаться по комнате, в то время как плеер лежит на столе, длинный кабель окажется весьма кстати. Если же наушники приобретаются исключительно для ношения с собой, то лучше выбрать кабель покороче. Сейчас многие производители делают наушники «с удлинителем» - стандартный шнур длиной чуть более метра легко удлиняется на некоторое расстояние при помощи прилагаемого отрезка кабеля. Тут, правда, есть одна тонкость, на которую в свое время не обратил внимания ваш покорный слуга. Так сложилось, что в сочетании с двухметровым ростом 60-сантиметровый кабель оказался коротковат, а полутораметровый - чрезмерно длинен. Так что, несмотря на кажущееся удобство новаторской конструкции, и тут можно прогадать.

Удобство и комфортность наушников - ещё одна очень немаловажная деталь. Здесь можно дать множество небольших советов. Если наушники натирают уши - не используйте вкладыши, но используйте накладные наушники или мониторы. Чтобы наушники не портили прическу - используйте наушники с лентой дужки, расположенной позади шеи.

Посмотрите на вес наушников - даже кажущиеся лёгкими с первого взгляда, некоторые модели могут вызвать неприятные ощущения после нескольких часов непрерывного использования. Используйте наушники-вкладыши с оголовьем или другие модели, равномерно распределяющие свой вес. Обращайте внимание на то из чего сделаны чашки наушников, на то, насколько эргономично они спроектированы, на то, насколько хороши возможности подстройки под диаметр головы и т.д. Наличие регулятора громкости на шнуре, коробочка для хранения и тому подобные мелочи, способны сильно облегчить жизнь и сделать прослушивание музыки значительно приятнее.

Каждый, кто покупает дешёвые наушники зачастую вынужден испытывать разочарование в своём приобретении. Спустя некоторое время, в наушниках появляется треск, посторонние шумы и другие неприятные эффекты. Очень часто становится ясно, что наушники натирают уши, неудобно и не прочно держатся на голове и имеют ещё целый ряд отрицательных качеств.

Как же выбрать такие наушники, которые удовлетворили бы именно ваш запрос?

Чтобы выполнить эту задачу, необходимо подбирать наушники по следующим характеристикам:

1. Частотная характеристика
Эта характеристика очень сильно влияет на качество звука наушников. Если вы замечаете шипение и металлический оттенок звука на очень низких или очень высоких частотах - это следствие несовершенства наушников в области частотного диапазона.

Как правило, особо важную роль играет низкий предел частотной характеристики. Если вы особенно ревностно относитесь к качеству звука, то лучше выбрать наушники с повышенным качеством звучания - наушники с большим диаметром мембраны. Несмотря ни на что, почти никакие из наушников-вкладышей с размером мембраны 9-12 мм не способны состязаться в чистоте звука с накладными наушниками или мониторами, имеющими диаметр мембраны 30 мм и выше, что позволяет им значительно расширить частотный диапазон и улучшить качество звучания. Среднее значение частотной характеристики 18-20000 Гц. Если частотный диапазон более узок, следует трижды подумать прежде чем покупать такие наушники.

2. Чувствительность
Чувствительность влияет на громкость звука в наушниках. Возможно для наушников-мониторов, всегда обеспечивающих хорошую громкость это и не актуально, однако при выборе вкладышей или накладных наушников "для улицы", на это стоит обратить внимание.

Хорошо, чтобы наушники обеспечивали чувствительность не менее 100 дБ, иначе звук может быть слишком тихим при использовании наушников с плеером или тому подобными устройствами. Старайтесь смотреть на то, какие магнитные сердечники применяются в наушниках. Не рекомендуется брать наушники-вкладыши малого диаметра мембраны, обладающие маломощным магнитом. Лучше всего остановить выбор на наушниках с неодимовыми магнитными сердечниками.

3. Тип подключения
Если вы определились, что берете наушники для крупной стерео системы, то перед вами становится вопрос: остановиться на проводной или беспроводной модели? Рассмотрим их преимущества и недостатки.

Для наушников с проводом недостаток очевиден - это само наличие провода, стесняющего движения. Даже если взять провод большой длины, вам не удасться танцевать или разгуливать по квартире, наслаждаясь музыкой не запутав его. Однако в данном случае вам всегда гарантирован тот максимум чистоты звука, который способны выдать данные наушники. С беспроводными наушниками все иначе. Налицо полная свобода передвижения - некоторые модели обеспечивают такую хорошую передачу звука, что прослушивать музыку можно передвигаясь по всей квартире. Однако здесь особое внимание нужно обратить на качество передачи, частоту каналов и наличие автоматической подстройки.

Несмотря на то, что современные беспроводные наушники, как радио, так и инфракрасные способны без труда обеспечивать передачу звука с минимальными искажениями, всё же стоит обратить более пристальное внимание на вышеназванные характеристики. Другой минус этого типа наушников - батарея. Срок службы батареи наушников должен быть достаточно долгим, чтобы обеспечивать многочасовое прослушивание. Хотя, наиболее удобными в данном случае будут наушники с аккумуляторами, заряжающиеся прямо на передатчике.

4. Аккустическое оформление
По аккустическому оформлению наушники разделяются на открытые и закрытые. Закрытые наушники не пропускают никакие внешние звуки, в то время как открытые позволяют слышать звуки окружающей среды. Несмотря на то, что аккустическое оформление - дело вкуса, стоит предупредить, что открытые наушники дают более чёткую картину, тогда как в закрытых возникает небольшой резонанс.

5. Удобство и комфортность
Удобство и комфортность наушников - ещё одна очень немаловажная деталь. Здесь можно дать множество небольших советов. Если наушники натирают уши - не используйте вкладыши, но используйте накладные наушники или мониторы. Чтобы наушники не портили прическу - используйте наушники с лентой дужки, расположенной позади шеи.

Посмотрите на вес наушников - даже кажущиеся лёгкими с первого взгляда, некоторые модели могут вызвать неприятные ощущения после нескольких часов непрерывного использования. Используйте наушники-вкладыши с оголовьем или другие модели, равномерно распределяющие свой вес. Обращайте внимание на то из чего сделаны чашки наушников, на то, насколько эргономично они спроектированы, на то, насколько хороши возможности подстройки под диаметр головы и т.д. Наличие регулятора громкости на шнуре, коробочка для хранения и тому подобные мелочи, способны сильно облегчить жизнь и сделать прослушивание музыки значительно приятнее.

Наушники имеют целый ряд преимуществ и недостатков по сравнению с акустическими системами. Преимущество наушников в том, что они способны за гораздо меньшую стоимость обеспечить широкий частотный диапазон и выдать сильное звуковое давление без искажений. К тому же на звук в наушниках не оказывает влияние акустические характеристики помещения, а мощный звук, в свою очередь, не действует на нервы вашим соседям.

К недостаткам наушников можно отнести неестественность представления пространственной информации. Дело в том, что когда вы слышите звук в помещении от акустических систем - каждое ваше ухо слышит звук не только от ближнего к нему излучателя, но и от дальнего. Именно основываясь на этой информации, человек может определять местонахождение источника звука в пространстве. В наушниках каждое ухо воспринимает только звуки, идущие от предназначенного именно для этого уха излучателя, что в конечном счете приводит к неестественности звучания и, как результат, к повышенной утомляемости. Правда, существуют устройства, называемые головными динамиками, избавленные от этого недостатка. К ним относится модель AKG K 1000.

Различают наушники, которые вставляются в уши, и наушники, надеваемые на голову. Профессионалы относят наушники, вставляемые в уши (вкладыши), к стереотелефонам самого начального уровня. Объясняется это просто: при их видимом удобстве наблюдается явный недостаток - низкое качество звука, в частности, слабость низких частот. Фирмы-производители безуспешно пытаются исправить это за счет различных технических ухищрений, вроде ушных вкладышей в наушниках SONY MDR-ED228LP, или неодимовых магнитов высокой мощности (400 кДжм3) в наушниках SONY MDR-EX70. Но невозможно из 9 мм мембраны вытянуть широкий частотный диапазон при одновременном соблюдении небольших размеров наушников. Наушники с подобными техническими примочками будут действительно звучать громче, а вот качественнее - никогда.

Однако следует отметить, что действительным плюсом вкладышей является их компактность и удобство эксплуатации (они ни мнут прическу, не занимают много места, почти не заметны и т.д.). Подвидом данного типа наушников являются модели с тонким пластиковым ободком - вкладыши с оголовьем. Данная модель характеризуется наличием неплохих (по сравнению со всеми остальными вкладышами) низких частот, ободок же выполнен из специальной пластмассы, которая не сломается даже при самых немыслимых операциях с наушниками. К таким наушникам относятся SONY MDR-W08L. Кроме того, существуют спортивные модели вкладышей, они обладают повышенной степенью комфортности и эргономики. Функционируют эти модели подобно очкам, их с легкостью можно отрегулировать с учетом индивидуальных особенностей уха конкретного слушателя. Такие наушники выпускает фирма Bang & Olufsen.

Среди наушников, надеваемых на голову, выделяют два типа - открытый и закрытый. Наушники открытого типа изобретены фирмой SENNHEISER и представляют собой головные стереотелефоны, в которые частично попадают внешние звуки. Наушники закрытого типа - максимально герметичные модели с минимальным проникновением внешних шумов.

Их недостаток - некоторая гулкость при воспроизведении композиций (аналогичный эффекту в сабвуферах). Вообще, выбирая наушники в магазине, обратите внимание на упаковку. На ней указана основная характеристика наушников - частота; чем шире указанный диапазон, тем лучше звук в наушниках. Так, наушники среднего класса SONY MDR-A106LP обладают частотной характеристикой 18 - 20000 Гц, у них большая мембрана диаметром 30 мм, которая позволяет достичь неплохого баса. Данный тип наушников не отличается компактностью, но производители для максимального уменьшения размеров наушников в нерабочем состоянии применяют складные (как в SONY MDR-A106LP) и разборные (как в KOSS KTX/4) дужки.

Отдельно выделяют популярные на сегодняшний день наушники с оригинальным дизайном, форма которых позволяет цеплять их за шею, при этом слушатель может не беспокоиться о растрепанных волосах, помещая ободок на затылке. Эти наушники совмещают в себе удобство при эксплуатации вкладышей (наушников, вставляемых в уши) и неплохое качество звука накладных наушников (т.е., одеваемых на голову).

К моделям наушников с таким дизайном относят AIWA HP-AJ40 и SONY Street Style. Кроме того, существуют профессиональные и полупрофессиональные наушники, которые используются или продвинутыми аудиофилами, или специалистами в области музыки. Их отличает продуманность до мелочей и качество исполнения, как, например, PHILIPS HP-910. В этой модели применена безразмерная конструкция, обеспечивающая оптимальную посадку, нет необходимости подкручивать и подстраивать наушники под голову.

Дужка состоит из трех элементов: гибкого охвата и двух упругих стяжек. Такая конструкция позволяет максимально равномерно распределить нагрузку на голову, избавляя слушателя от быстрого физического утомления. Внутренняя поверхность чашек таких наушников обычно отделывается либо бархатом, либо заменителем кожи, а сам излучатель прикрывают акустически прозрачной тканью. При изготовлении динамического излучателя (магнита широкополосных головок) применяют сплавы из неодима, железа и бора, позволяющие добиться повышенной мощности. Звуковые катушки намотаны либо бескислородной медью, либо алюминиевым проводом с медным покрытием, а мембраны изготовлены из майлара. Кроме того, соединительные шнуры, размеры которых в стандартном исполнении достигают 3-х метров, выполняют из нескольких гибких проводников длиннокристальной бескислородной меди (LC-OFC). По данным мини-опроса, проведенного в Рунете, большинство слушателей, готовых потратить около ста долларов на приобретение наушников, выбирают именно такой тип стереотелефонов.

Отдельно стоит остановиться на беспроводных наушниках. Различают два способа передачи сигнала от базового блока до наушников. Первый из них - с помощью радиосигнала. Принцип действия прост: в базовом блоке размещен радиопередатчик, который работает в режиме FM-stereo на частотах 433-435 Мгц. Базовый блок подключается с одной стороны - к выходу любого источника (CD, MD и т.д.), а с другой - в сеть через стандартный AC/DC адаптер. Диаграмма направленности антенны передатчика круговая и позволяет поддерживать устойчивое соединение наушников с базовой станцией в радиусе около 100 метров, причем, как правило, существует функция ручной настройки системы.

К этой разновидности наушников относится модель PHILIPS НС 800. Второй способ передачи сигнала с базовой станции - через инфракрасный порт. При этом сигнал передается по принципу пульта дистанционного управления к телевизору и только на расстоянии прямой видимости. Плюсы беспроводных наушников очевидны: свобода передвижения по квартире, офису, загородному дому - но и минусы тоже: ощутимые шумы при прослушивании композиций, частая замена элементов питания (стандартно хватает двух батареек типа АА на четыре часа прослушивания), невозможность прослушивания наушников с инфракрасным портом в соседнем помещении.

Те, кто считает, что наушники - это простейшие устройства, способные только принимать, а затем технично воспроизводить сигнал от источника, глубоко ошибаются. Существуют модели наушников, вроде SONY MDR-DS5000, способные воспроизводить не только аналоговый, но и цифровой сигналы (например, многоканальное сопровождение к фильму, или подключение через оптический выход DVD-Плейера), и не только в формате Dolby Pro Logic, но и в АС-3. В базовом блоке MDR-DS5000 размещены цифро-аналоговый преобразователь, декодеры АС-3 и DPL, схема фазово-частотной коррекции, ИФК-кодер и, наконец, усилитель.

Полное название усилителей в наушниках - Headphone distributing amplifier. Применяют усилители не только для элементарного повышения мощности сигнала с источника, но и для распределения сигнала на несколько пар наушников. Применяются усилители обычно в студиях, для подачи каждому слушателю сигнала индивидуальной мощности, при этом каждый может слушать звук настолько громко, насколько ему хочется, не ущемлять при этом качество и громкость звука соседей.

В заключение стоит отметить, что выбор наушников - дело сугубо индивидуальное, и зависит как от целей приобретения, так и от вкуса покупателя. Но если вы хотите получить действительно качественный звук, и располагаете для этого средствами, стоит забыть про трехдолларовые китайские подделки, и покупать только фирменную продукцию.

Наушниками сегодня пользуется огромное количество людей, но далеко не все знают, чем нужно руководствоваться при их выборе. Пользователей, чаще всего, интересует просто качество передачи звука и личный комфорт при прослушивании музыки, но эти показатели напрямую зависят от технических особенностей той или иной модели наушников. Рассмотрим главные характеристики, на которые необходимо обращать внимание при выборе подобных изделий.

Частотная характеристика — это один из основных показателей, который определяет качество звука, его насыщенность, глубину и достоверность передачи. Данный параметр выражается в таких единицах измерения как герцы (Гц) и килогерцы (кГц). Для его точного определения, как правило, указывается некоторый диапазон частот, например 5 Гц - 20 кГц. Чем больше интервал между первым и вторым значением, тем лучше качество наушников и тем более точно они передают звук.

Отклонение частотной характеристики между левым и правым каналом — это параметр, от которого зависит детальность звучания. Чем сильнее отличается значение ЧХ между каналами, тем звучание будет хуже, звуки от всех инструментов будут «размываться». Следует заметить, что отклонение в области низких и высоких частот чувствуется гораздо меньше, чем отклонение в среднем диапазоне. Как правило, модели наушников с небольшим разбросом имеют достаточно большую денежную стоимость, так как их производство требует значительных расходов.

Чувствительность — это характеристика, от которой зависит максимальный уровень звука, на который рассчитаны наушники. Для обеспечения достаточно высокой громкости необходимо чтобы этот показатель превышал 100 дБ. При меньшем значении звук может казаться тихим и невыразительным, особенно при прослушивании музыки на улицах города или в транспорте. Чувствительность во многом зависит от материала, из которого изготовлен магнитный сердечник. Наушники с небольшим диаметром мембраны обычно имеют магнит с маленькой мощностью.

Импеданс — это номинальное сопротивление, которое выражается в Омах (Ом). Выбирая наушники нужно учитывать, что их электрическое сопротивление должно соответствовать сопротивлению используемого источника звука. При применении портативной техники необходимо выбирать такие модели наушников, которые имеют импеданс в диапазоне 16-40 Ом. В большинстве случаев изделия подобного типа характеризуются сопротивлением 32 Ом. Аксессуары высокого класса с импедансом более 300 Ом очень мало искажают звук, но для их эффективного использования нужен усилитель с большим напряжением.

Максимальная мощность — это величина, отражающая громкость, с которой наушники способны передавать звук. Стоит заметить, что громкость зависит также от подаваемой мощности, номинального сопротивления изделия и его чувствительности. Обязательно нужно следить за тем, чтобы подводимая мощность не была выше допустимой, так как это может привести к некоторым нарушениям и к поломке наушников.

Коэффициент нелинейных искажений — это показатель, который позволяет оценивать искажения при преобразовании в звуковой сигнал электрического. Пользователем это воспринимается в виде хрипов, небольших неточностей тембра или как потеря кристальности звучания. Измеряется этот коэффициент соотношением величины дополнительных искаженных сигналов и величины главного сигнала. Выражается данный параметр в процентах, и чем он ниже, тем более чистый звук способны воспроизводить наушники. Допустимые искажения зависят также от частоты сигнала, и чем она ниже, тем большим может быть коэффициент.