Лекции по предмету информационные технологии. Понятие информационной технологии

  • 27.04.2019

Понятия информационных технологий виды информационных технологий. Информационная технология - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационной технологии. Новая информационная технология - это информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства. Новая информационная технология базируется на следующих основных принципах . 1) Интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером. 2) Интегрированность с другими программными продуктами. 3) Гибкость процесса изменения данных и постановок задач. В качестве инструментария информационной технологии используются распространенные виды программных продуктов: текстовые процессоры, издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные календари, информационные системы функционального назначения.

КЛАССИФИКАЦИЯ ИТ

    По типу обрабатываемой информации: а) данные б) знания

    По типу пользовательского интерфейса: а) командный б) WIMP в) SILK (речевые команды)

    По степени взаимодействия между собой: дискретное; сетевое

    По области применения:

1.Информационная технология обработки данных 2.Информационная технология управления 3.Информационная технология автоматизированного офиса 4.Информационная технология поддержки принятия решений 5.Информационная технология экспертных систем

Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста, понятие, состав, требования.

Автоматизированное рабочее место (АРМ) – это рабочее место специалиста-оператора, оснащенное средствами вычислительной техники для автоматизации процессов переработки и отображения информации, необходимой для выполнения производственного задания. Автоматизированное рабочее место специалиста - это ин­струмент рационализации и интенсификации управленческой деятельности. АРМ имеют проблемно-профессиональную ориентацию на конкретную предметную область и представляют собой средство общения специалиста с автоматизированными информационными системами. АРМ, созданные на базе персональных компьютеров, - наи­более простой и распространенный вариант автоматизирован­ного рабочего места для работников сферы организационного управления. Такое АРМ рассматривается как система, которая в интерактивном режиме работы предоставляет конкретному ра­ботнику (пользователю) все виды обеспечения монопольно на весь сеанс работы. Этому отвечает подход к проектированию такого компонента АРМ, как внутреннее информационное обеспечение, согласно которому информационный фонд на магнитных носителях конкретного АРМ должен находиться в монопольном распоряжении пользователя АРМ. Пользователь сам выполняет все функциональные обязанности по преобразо­ванию информации.

Автоматизированное рабочее место (АРМ), или, в зарубежной терминологии, «рабочая станция» (work-station), представляет собой место пользователя-специалиста той или иной профессии, оборудованное средствами, необходимыми для автоматизации выполнения им определенных функций. Автоматизированное рабочее место (АРМ) определяется, как правило, совокупностью технических средств и программных средств.В качестве технических средств, преимущественно, используется ПК, дополняемый по мере необходимости другими вспомогательными электронными устройствами: дисковыми накопителями, печатающими устройствами, оптическими читающими устройствами или считывателями штрихового кода, устройствами графики, средствами сопряжения с другими АРМ и с локальными вычислительными сетями и т.д.

Техническое обеспечение АРМ должно гарантировать высокую надежность технических средств, организацию удобных для пользователя режимов работы (автономный, с распределенной БД, информационный, с техникой верхних уровней и т.д.), способность обработать в заданное время необходимый объем данных. Поскольку АРМ является индивидуальным пользовательским средством, оно должно обеспечивать высокие эргономические свойства и комфортность обслуживания.

Создание АРМ на базе персональных компьютеров обеспе­чивает:

    простоту, удобство и дружественность по отношению к пользователю;

    простоту адаптации к конкретным функциям пользователя;

    компактность размещения и невысокие требования к усло­виям эксплуатации;

    высокую надежность и живучесть;

    сравнительно простую организацию технического обслу­живания.

Эффективным режимом работы АРМ является его функционирование в рамках локальной вычислительной сети в качестве рабочей станции. Особенно целесообразен такой вариант, когда требуется распределять информационно-вычислительные ресурсы между несколькими пользователями. Более сложной формой является АРМ с использованием ПЭВМ в качестве интеллектуального терминала, а также с удаленным доступом к ресурсам центральной (главной) ЭВМ или внешней сети. В данном случае несколько ПЭВМ подключаются по каналам связи к главной ЭВМ, при этом каждая ПЭВМ может работать и как самостоятельное терминальное устройство. В наиболее сложных системах АРМ могут через специальное оборудование подключаться не только к ресурсам главной ЭВМ сети, но и к различным информационным службам и системам общего назначения (службам новостей, национальным информационно-поисковым системам, базам данных и знаний, библиотечным системам и т.п.). Возможности создаваемых АРМ в значительной степени зависят от технико-эксплуатационных характеристик ЭВМ, на которых они базируются. В связи с этим на стадии проектирования АРМ четко формулируются требования к базовым параметрам технических средств обработки и выдачи информации, набору комплектующих модулей, сетевым интерфей­сам, эргономическим параметрам устройств и т.д. Синтез АРМ, выбор его конфигурации и оборудования для реальных видов экономической и управленческой работы носят конкретный характер, диктуемый специализацией, поставленными целями, объемами работы. Однако любая конфигурация АРМ должна отвечать общим требованиям в отношении организации информационного, технического, программного обеспечения. Информационное обеспечение АРМ ориентируется на конкретную, привычную для пользователя, предметную область. Обработка документов должна предполагать такую структуриза­цию информации, которая позволяет осуществлять необходимое манипулирование различными структурами, удобную и быструю корректировку данных в массивах. Техническое обеспечение АРМ должно гарантировать высокую надежность технических средств, организацию удобных для пользователя режимов работы (автономный, с распределенной БД, информационный, с техникой верхних уровней и т.д.), способность обработать в заданное время необходимый объем данных. Поскольку АРМ является индиви­дуальным пользовательским средством, оно должно обеспечивать высокие эргономические свойства и комфортность обслуживания. Программное обеспечение прежде всего ориентируется на профессиональный уровень пользователя, сочетается с его функциональными потребностями, квалификацией и специализацией.

АРМ присущи следующие свойства:

Доступность. (Доступная пользователю совокупность технических, программных, информационных и др. средств);

Возможность создания и совершенствования проектов автоматизированной обработки данных в конкретной сфере деятельности;

Осуществление обработки данных самим пользователем;

Диалоговый режим взаимодействия пользователя с ЭВМ как в процессе решения задач управления, так и в процессе их проектирования.

Можно выделить следующие основные функции АРМ :

Удовлетворение информационной и вычислительной потребности специалиста;

Минимальное время ответа на запросы пользователя;

Адаптация к профессиональным запросам;

Простота освоения работы на АРМ; - Возможность работы в сети.

Обычно в состав АРМ входят :

Комплекс технических средств (печатающее, множительное, коммуникационное и другое оборудование);

Комплекс программных средств и программного обеспечения (прикладные и вспомогательные программы);

Комплекс информационного и методологического обеспечения

Использование АРМ в современном офисе максимально облегчает работу специалиста, высвобождая время и усилия, которые ранее расходовались на выполнение рутинных операций сбора данных и сложных расчетов, для творческой научно-обоснованной деятельности в решении профессиональных задач.

В основу конструирования АРМ положены следующие основные принципы : 1. Максимальная ориентация на конечного пользователя, достигаемая созданием инструментальных средств адаптации АРМ к уровню подготовки пользователя, возможностей его обучения и самообучения. 2. Формализация профессиональных знаний, то есть возможность предоставления с помощью АРМ самостоятельно автоматизировать новые функции и решать новые задачи в процессе накопления опыта работы с системой. 3. Проблемная ориентация АРМ на решение определенного класса задач, объединенных общей технологией обработки информации, единством режимов работы и эксплуатации, что характерно для специалистов экономических служб. 4. Модульность построения, обеспечивающая сопряжение АРМ с другими элементами системы обработки информации, а также модификацию и наращивание возможностей АРМ без прерывания его функционирования. 5. Эргономичность, то есть создание для пользователя комфортных условий труда и дружественного интерфейса общения с системой.

Информационная технология автоматизированного офиса - организация и поддержка коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. Офисные автоматизированные технологии используются управленцами, специалистами, секретарями и конторскими служащими, особенно они привлекательны для группового решения проблем. Они позволяют повысить производительность труда секретарей и конторских работников и дают им возможность справляться с возрастающим объемом работ. Однако это преимущество является второстепенным по сравнению с возможностью использования автоматизации офиса в качестве инструмента для решения проблем. Улучшение принимаемых менеджерами решений в результате их более совершенной коммуникации способно обеспечить экономический рост фирмы. В настоящее время известно несколько десятков программных продуктов для компьютеров и некомпьютерных технических средств, обеспечивающих технологию автоматизации офиса; текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, электронный календарь, аудиопочта, компьютерные и телеконференции, видеотекст, хранение изображений, а также специализированные программы управленческой деятельности: ведения документов, контроля за исполнением приказов и т.д. Также широко используются некомпьютерные средства: аудио- и видеоконференции, факсимильная связь, ксерокс и другие средства оргтехники.

Основные компоненты База данных. Обязательным компонентом любой технологии является база данных. В автоматизированном офисе база данных концентрирует в себе данные о производственной системе фирмы так же, как в технологии обработки данных на операционном уровне. Информация в базу данных может также поступать из внешнего окружения фирмы. Специалисты должны владеть основными технологическими операциями по работе в среде баз данных. Информация из базы данных поступает на вход компьютерных приложений (программ), таких, как текстовый процессор, табличный процессор, электронная почта, компьютерные конференции и др. Любое компьютерное приложение автоматизированного офиса обеспечивает работникам связь друг с другом и с другими фирмами. Полученная из баз данных информация может быть использована и в некомпьютерных технических средствах для передачи, тиражирования, хранения. Текстовый процессор. Это вид прикладного программного обеспечения, предназначенный для создания и обработки текстовых документов. Он позволяет добавлять или удалять слова, перемещать предложения и абзацы, устанавливать формат, манипулировать элементами текста и режимами и т.д. Когда документ готов, работник переписывает его во внешнюю память, а затем распечатывает и при необходимости передает по компьютерной сети.

Электронная почта. Электронная почта (E-mail), основываясь на сетевом использовании компьютеров, дает возможность пользователю получать, хранить и отправлять сообщения своим партнерам по сети. Аудиопочта. Это почта для передачи сообщений голосом. Она напоминает электронную почту, за исключением того, что вместо набора сообщения на клавиатуре компьютера вы передаете его через телефон. Также по телефону вы получаете присланные сообщения.

Табличный процессор. Он так же, как и текстовый процессор, является базовой составляющей информационной культуры любого сотрудника и автоматизированной офисной технологии. Без знания основ технологии работы в нем невозможно полноценно использовать персональный компьютер в своей деятельности.

Электронный календарь. Он предоставляет еще одну возможность использовать сетевой вариант компьютера для хранения и манипулирования рабочим расписанием управленцев и других работников организации. Компьютерные конференции и телеконференции. Компьютерные конференции используют компьютерные сети для обмена информацией между участниками группы, решающей определенную проблему.. Видеотекст. Он основан на использовании компьютера для получения отображения текстовых и графических данных на экране монитора

Хранение изображений. В любой фирме необходимо длительное время хранить большое количество документов. Их число может быть так велико, что хранение даже в форме файлов вызывает серьезные проблемы. Поэтому возникла идея хранить не сам документ, а его образ (изображение), причем хранить в цифровой форме. Аудиоконференции. Они используют аудиосвязь для поддержания коммуникаций между территориально удаленными работниками или подразделениями фирмы. Наиболее простым техническим средством реализации аудиоконференций является телефонная связь, оснащенная дополнительными устройствами, дающими возможность участия в разговоре более чем двум участникам.

Видеоконференции . Они предназначены для тех же целей, что и аудиоконференции, с применением видеоаппаратуры. Их проведение также не требует компьютера. В процессе видеоконференции ее участники, удаленные друг от друга на значительное расстояние, могут видеть на телевизионном экране себя и других участников. Одновременно с телевизионным изображением передается звуковое сопровождение

Факсимильная связь. Эта связь основана на использовании факс-аппарата, способного читать документ на одном конце коммуникационного канала и воспроизводить его изображение на другом. Факсимильная связь вносит свой вклад в принятие решений за счет быстрой и легкой рассылки документов участникам группы, решающей определенную проблему, независимо от их географического положения.

Для характеристики АРМ можно выделить основные составные части информационной технологии, его реализующей

К ним относятся:

1. технические и аппаратные средства обеспечения (компьютеры, принтеры, сканеры, кассовые аппараты и другое дополнительное оборудование);

2. прикладные программные средства и операционные системы (ОС);

3. информационное обеспечение (стандарты документов и унифицированных форм, стандарты представления показателей, классификаторы и справочная информация);

4. сетевые и коммуникационные устройства (локальные и корпоративные сети, электронная почта).

АРМ предназначены для обеспечения условий комфортной, высокопроизводительной и качественной работы специалиста и должны удовлетворять следующим требованиям :

Пользовательский интерфейс должен быть прост, удобен и доступен даже неподготовленному пользователю. Он должен содержать систему подсказок, желательно в демонстрационной форме (видео, звуковой, анимационной);

Необходимо обеспечивать безопасность специалиста и выполнение всех эргономических требований (комфортность, цветовую и звуковую гамму, соответствующие наилучшему восприятию, удобство расположения информации и доступность всех необходимых для работы средств, единый стиль выполнения операций и т.д.);

Пользователь АРМ должен выполнять все действия, не выходя из системы, поэтому требуется оснащенность всеми необходимыми операциями;

Обеспечение бесперебойности работы АРМ должно гарантировать пользователю своевременное выполнение задач, в соответствии с графиком работы. Сбои в производстве недопустимы;

Рациональная организация труда специалиста создает комфортные условия для работы и повышает производительность труда специалиста;

Программное обеспечение АРМ должно быть совместимо с другими системами и информационными технологиями, поэтому наиболее ценными являются технологии, объединяющие несколько АРМ.

информационные системы: понятие, структура, функции

Понятия информации, системы, автоматизированной информационной системы. Информация - это сведения или факты, отражающие содержание некоторых сторон действительности в тот или иной период времени. Другими словами, информация представляет собой сведения, которые уменьшают степень неопределенности нашего знания о конкретном объекте. Система - образующая единое целое совокупность взаимодействующих объектов, объединенная некоторыми общими свойствами и условиями функционирования. Информационная система (ИС) - система, предназначенная для получения, хранения, обработки и выдачи информации, т.е. система, основным предметом и продуктом функционирования которой является информация. Автоматизированная информационная система (АИС) – совокупность аппаратных и программных средств определенного назначения, функционирующих на основе ЭВМ, прошедших испытания с зафиксированными показателями качества и снабженных комплектом документации, достаточной для квалифицированной эксплуатации по назначению и использования как продукции производственно-технического назначения.

Функции информационных систем .

В контексте процесса управления выделяют следующие основные функции ИС: вычислительную - своевременное и качественное выполнение обработки информации во всех интересующих систему управления аспектах; коммуникационную - обеспечение оперативной передачи информации в заданные пункты; информирующую - обеспечение быстрого доступа, поиск и выдача необходимой информации всех видов; запоминающую - выполнение непрерывного накопления, систематизации, хранения и обновления всей необходимой информации; следящую - отслеживание и формирование всей необходимой для управления внешней и внутренней информации; регулирующую - осуществление информационно-управляющих воздействий на объект управления при отклонении параметров его функционирования от заданных (запланированных) значений; оптимизирующую - обеспечение оптимальных плановых расчетов и перерасчетов по мере изменения целей, критериев и условий функционирования объекта; самоорганизующуюся - гибкое изменение структуры и параметров ИС для достижения вновь поставленных целей; самосовершенствующуюся - накопление и анализ опыта с целью обоснованного отбора лучших методов управления; анализирующую - определение основных показателей функционирования объекта управления; диагностическую - диагностики состояния объекта управления; прогнозирующую - выявление основных тенденций, закономерностей и показателей развития объекта и окружающей среды; документирующую - формирование всех необходимых видов документов.

Структура информационных систем (подсистемы обеспечения).

ИС может включать в себя различные подсистемы, состав и взаимодействие которых позволяет обеспечить реализацию её функций. Выделяют следующие виды подсистем: функциональные, обеспечивающие и организационные. Функциональные подсистемы ИС реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Обеспечивающие подсистемы включают в себя следующие составляющие. Информационное обеспечение представляет собой совокупность реализованных решений по объемам, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе управления. ^ Техническое обеспечение - комплекс технических средств, задействованных в технологическом процессе преобразования информации в системе. Программное обеспечение включает в себя совокупность программ регулярного применения, необходимых для решения функциональных задач, и программ, позволяющих наиболее эффективно использовать вычислительную технику. ^ Математическое обеспечение - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых в системе. Лингвистическое обеспечение - совокупность языковых средств, используемых в системе с целью повышения качества её разработки и облегчения общения человека с машиной. Организационные подсистемы включают: Кадровое обеспечение - состав специалистов, участвующих в создании и работе системы, штатное расписание и функциональные обязанности. Эргономическое обеспечение - совокупность методов и средств, используемых при разработке и функционировании ИС, создающих оптимальные условия для деятельности персонала и быстрейшего освоения системы. Правовое обеспечение - совокупность правовых норм, регламентирующих создание и функционирование ИС, а также порядок получения, преобразования и использования информации. Организационное обеспечение - комплекс решений, регламентирующих процессы создания и функционирования как системы в целом, так и её персонала.

О том, что это такое IT-технологии, интересно многим людям разных возрастных категорий. Эта область в последнее время развивается очень активно, поэтому самые перспективные рабочие места и планы на карьеру связывают именно с информационными технологиями. Однако далеко не каждый понимает, что скрывает под собой этот термин. Одни считают, что он подразумевает программирование, другие - работу с микросхемами. Что же это на самом деле? Попробуем разобраться.

Общие сведения

Многие слышали о существовании IT-технологий. Что это такое, исчерпывающе могут ответить единицы. Конечно, молодежи сориентироваться в этом вопросе проще, но люди среднего и пожилого возраста, особенно далекие от мира техники, нередко с трудом вникают в суть термина. Словарные статьи гласят, что IT-технологии можно расшифровать, как информационные технологические процессы. Сокращение образовано в английском языке, где стало активно использоваться широкими массами. Именно из английского оно пришло к нам, поэтому не было никаких переводов, просто переняли устоявшуюся форму обозначения сферы.

В настоящее время профессора, объясняя, что это такое - IT-технологии, рассказывают, что термином принято обозначать целый комплекс дисциплин, сфер человеческой деловой активности. Предполагается формирование, сохранение, контроль над данными, обработка информации. В рамках применения высокотехнологичных подходов предполагается задействование мощностей новаторской вычислительной техники.

Современная трактовка

Так сложилось, что в наши дни сформировалось своеобразное понимание того, что такое IT-технологии. Это комплексное понятие, применяемое к компьютерным разработкам. Предполагается, что сотрудники, чья деятельность связана с этой сферой, активно применяют компьютерную вычислительную технику, современное и результативное программное обеспечение. Используя такой инструментарий, они обрабатывают, накапливают полезные сведения, систематизируют их, а также получают новую информацию и ограничивают доступ к уже имеющимся данным (в соответствии с политикой безопасности).

Корректным наименованием задействованных в этой области профессионалов будет «ИТ-специалисты». А настоящее время рынок IT-технологий, а также предложения рабочих места и квалифицированной силы, которую можно нанять, активно расширяется. Его ключевая особенность - отсутствие формальных географических границ. Для сферы ИТ время и расстояние имеют минимальное значение - важна лишь скорость передачи данных, во многом сравнимая со скоростью протекающего по проводам электрического тока.

Подход ЮНЕСКО

Сфера IT-технологий была четко определена и в терминологии, одобренной ЮНЕСКО. В соответствии с таким подходом, под ИТ принято понимать дисциплины, связанные между собой и касающиеся техники, науки, инженерии. Они помогают сделать труд максимально эффективным. В рамках этой области исследуются новые методики повышения результативности всех задач и рабочих процессов. В первую очередь область ИТ направлена на улучшение условий труда занятых обработкой информационных баз людей, а также занимается вопросами, связанными с обеспечением сохранности данных. ИТ предполагает применение наиболее современных организационных методов, технических возможностей, позволяющих обеспечить взаимодействие между персоналом и оборудованием. ИТ - это практическое применение техники и возможностей. Также это комплекс социальных проблем, связанных с аспектами культуры и экономики.

Информация и информационные технологии - довольно сложная для осознания и применения область. Для работы в ней специалистов необходимо предварительно подготовить. Придется вложить немалые средства и в приобретение техники. Внедрение подходов ИТ на предприятии предполагает сперва математическое обеспечение и моделирование, создание баз для хранения информации, решений, промежуточных сведений.

Функциональность ИТ

Ключевые особенности информационных технологий (IT):

  • Возможность передачи данных на внушительные расстояния.
  • Структурированность, стандартизация обмена сведениями с применением специфических алгоритмов.
  • Применение компьютерных возможностей для сохранения данных и обеспечения доступа к ним в виде, понятном конечному пользователю.

Научная дисциплина

Наиболее широкая трактовка рассматриваемого термина предполагает анализ областей, через которые выполняются следующие действия с данными:

  • Сохраняются.
  • Формируются.
  • Транспортируются.
  • Воспринимаются.

Применение компьютеров не является обязательным условием для информационно-коммуникационных технологий. Это лишь в сознании некоторых людей происходит приравнивание ЭВМ к ИТ. Удивительного в этом ничего нет, ведь именно вычислительная техника обратила внимание широкого круга лиц на информационные технологии. Следует осознавать, что компьютерные технологии - это более узкая область, нежели ИТ.

Отраслевая роль ИТ

Развитие IT-технологий привело к формированию из небольшого раздела в целую отрасль, которая в наше время тесно пересекается с самыми разными областями жизни. Занимается она различными информсистемами: их формированием, усовершенствованием, использованием. ИТ помогают сделать рабочий процесс более эффективным, организованным, результативным. Для этого важно рационально применять наиболее современные достижения, открытия, технологии. ИТ предполагает применение самых актуальных методов коммуникационного взаимодействия, а также современного программного обеспечения. Для достижения успеха необходимо привлекать к рабочему процессу опытных специалистов. Правильный комплексный подход позволяет минимизировать ресурсы.

В наше время новые IT-технологии - отрасль, актуальная для образовательных задач и медицинских исследований, для области предоставления услуг, управленческих и производственных процессов. ИТ оказывает серьезное влияние на социальную интеграцию, изменение общества, которое под влиянием современных технологий существенно ускорилось.

Как все начиналось

Впервые об информационно-коммуникационных технологиях начали активно говорить в шестидесятые годы прошлого столетия. Именно в тот период появились первые информационные системы, а общество начало свой путь в мир высоких технологий и еще более высоких скоростей. В конце девяностых огромные деньги были вложены как в отрасль в целом, так и в интернет в частности. Наиболее успешные аналитики смогли спрогнозировать важность всемирной сети для будущего общества. Эти предположения полностью себя оправдали практическим развитием.

Впервые о росте технологического прогресса не просто в арифметической прогрессии, а по экспоненте заговорили Лопес и Гильберт, проводившие исследования длительного временного промежутка. Их эксперимент начался в далеком 1986, а завершился через двадцать один год. Весь этот срок исследователи изучали мощности, затрачиваемые на обработку данных, выявляли соотношение с количеством населения. Данные снимали ежемесячно. Как показали исследования, каждые 34 месяца потенциалы возможностей ИТ растут вдвое, а объемы сохраняемой информации удваиваются за 40 месяцев. Анализируя современные информационные технологии, они установили, что трансляция потока сведений в расчете на количество проживающих на планете людей удваивается за 12,3 года.

ИТ и бизнес

Пожалуй, предприниматели - это один из ключевых слоев общества, активно стимулирующих развитие современных информационных технологий. Именно они вкладывают в эту сферу приличные деньги, позволяющие лучшим умам мира работать в выбранном направлении, совершенствуя технику и подходы к работе с информацией.

Принято говорить, что ИТ и бизнес находятся в тесном взаимодействии. Внедрение наиболее современных технологичных решений позволяет предприятию быть конкурентоспособным, эффективным. Это справедливо для любого направления деятельности. Кроме того, последние тенденции таковы, что без интернета вести продуктивную деятельность невероятно сложно. Если предприятие все еще не представлено на просторах всемирной "паутины", следует продумать варианты стратегий, которые помогут подстроиться под требования нашей реальности. Как говорят многие специалисты, отсутствие такой стратегии и желания начать работать над ней - очевидный показатель отсутствия будущего у предприятия.

Везде ли новые технологии к месту

Конечно, ИТ позволяет повысить эффективность предпринимательства, но необходимо соотносить затраты на внедрение новейших решений и пользу, которую они принесут. Взвешенность принятия решений - основа успешного бизнеса. Если руководители могут точно определить, какова цель предпринимаемых мер по улучшению бизнес-процессов, тогда обновление рабочей программы будет на пользу всему персоналу и финансовым результатам предприятия.

А вот появление дорогостоящего инструмента, фактически не применяемого на практике, не станет каким-либо плюсом для компании, а лишь будет внушительной расходной составляющей. Чтобы успешно внедрять технологии, нужно уметь предвидеть рыночное развитие и применять не только актуальные сегодня инструменты, но и то, что будет полезно в завтрашнем дне. Бизнес-стратегии, предполагающие прибегать к наиболее современным ИТ-инструментам, довольно сложны в реализации, требуют внушительных финансовых вложений. Это обязывает особенно внимательно относиться к возможностям совершенствования, чтобы не потратить впустую космические суммы.

Области применения

В настоящее время активно используются IT-технологии в образовании. Можно сказать, это превратилось в национальную программу, масштабную, охватывающую самые разные учреждения, от подготовительных дошкольных до реализующих программы высшего образования. С одной стороны, это хорошо, так как позволяет смотреть с уверенностью в будущее, не сомневаться в адекватности образовательных возможностей, соответствия программ и ожиданий учеников. С другой стороны, успешность образовательного процесса зависит не только от применяемых ИТ, но и от собственно программ, квалификации учителей, их готовности работать по новым методам.

Не менее актуальны IT-технологии в медицине. Современные методы позволяют проводить высокоточные исследования и крайне сложные операционные вмешательства. Именно благодаря внедрению ИТ в этой сфере стали возможными новые подходы к диагностированию и лечению заболеваний, а также манипуляции, связанные с генетической информацией.

Актуальность вопроса

В настоящее время в сферу ИТ вкладываются поистине космические суммы. Недавно проведенные статистические исследования были организованы с целью выявления стран, на территории которых подобному развитию уделяется больше всего внимания. Наша держава оказалась в десятке лидеров. Конечно, Америка и наиболее развитые западные державы опережают темпы, свойственные России. Тем не менее и в пределах нашего государства очень большие деньги вкладываются в обновление технического оборудования разнообразных учреждений и предприятий.

А вот программное обеспечение оказалось аутсайдером. Если на технику тратятся огромнейшие суммы, то ПО таким вниманием похвастаться не может. От Америки мы отстаем в несколько десятков раз, от многих европейских стран - приблизительно в десять раз. В сравнении со средним показателем, характерным для всей планеты в целом, Россия лишь немного переступила половинный порог. Ее показатель равен 55%. Что касается сфер оказания услуг, то тут (в сравнении со средним по планете параметром) для нашей страны характерно значение в 66%, что позволило занять 22 место в рейтинге всех стран. Исследования проводились в 2010 году.

Проблематика вопроса

Как говорят специалисты, в нашей державе в настоящее время главная проблема - это существенный разрыв, наблюдаемый между разными регионами. Например, в столице и в Санкт-Петербурге доступ ко всемирной "паутине" и новейшим технологиям есть практически у всех и каждого, обитатели Ингушетии еще только получают подобные возможности. Это сказывается и на ведении бизнеса, и на образовательном, научном потенциале областей.

В ряде регионов наблюдается существенный недостаток квалифицированных специалистов, способных работать в сферах информационных технологий. Но в передовых регионах доступ ко Всемирной паутине в настоящее время налажен практически во всех образовательных учреждениях, что уже является существенным шагом вперед.

Итоги

Информационные технологии многим кажутся изобретением нынешнего столетия, современного общества, избалованного возможностями, техникой, прогрессом. На самом деле подобная трактовка термина ошибочна. Многие пытаются объяснить суть ИТ сложными словами и явлениями, но и такой подход не самый разумный. Фактически информационные технологии всегда были рядом с нами, просто не осознавались в такой степени важными, не было технических возможностей для оптимизации работы с ними.

Фактически ИТ - это все виды деятельности, связанные с обработкой данных. Формально использование счетов - это тоже информационные технологии, просто для нашего века устаревшие. Современные машины позволили усовершенствовать эту сферу, вывести ее на новый уровень. Прогресс оказал существенное влияние на все области жизни человека, поэтому пренебрегать ИТ категорически недопустимо.

ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ И МАШИНОВЕДЕНИЯ

О.В. ШАТУНОВА

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДВУЗА

УДК 681.142.37

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Елабужского государственного педагогического университета

(Протокол № 14 от 22.02.2007)

Рецензенты: И.И. ЕРЕМИНА,

зав. кафедрой информатики и дискретной математики

Елабужского государственного педагогического университета,

кандидат педагогических наук, доцент,

К.К. ЮЛДАШЕВ,

ст. преподаватель кафедры информационных

систем и технологий Елабужского городского института

инновационных технологий.

Шатунова, О.В. Информационные технологии: Учебное пособие / О.В. Шатунова. – Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2007. – 77 с.

© О.В. Шатунова

© Издательство ЕГПУ, 2007

ПРЕДИСЛОВИЕ

В настоящее время среди приоритетов, связанных с созданием необходимых условий для высокого качества образования на первый план выступают те, которые связаны с фундаментализацией содержания образования, социализацией и гуманизацией личности, применению в учебном процессе новых информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим изменяются и требования к профессиональной подготовке будущих учителей, в частности, к их технологическому образованию, основой которого является изучение преобразовательной деятельности людей (преобразования материалов, энергии, информации и средств удовлетворения социальных потребностей).

Данное учебное пособие создано на основе чтения автором курса лекций по информационным технологиям на технолого-экономическом факультете Елабужского государственного педагогического университета.

Известно, что материальная технология состоит из следующих модулей: материаловедение, производственное проектирование, производственные процессы, инструментарий, охрана труда и техника безопасности, теория управления предприятием, организацией или учреждением. Аналогично этой структуре, сохраняя логику построения науки, определены базовые компоненты информационной технологии. Это теория информации, информационное моделирование и формализация, информационные процессы, информационные системы, информационная безопасность и информационное моделирование. Поэтому наше учебное пособие подчинено этой схеме.

Первый раздел посвящен вопросам информации и информатизации общества. Во втором разделе рассмотрены все основные структурные элементы информационных технологий. Третий раздел раскрывает содержание базовых информационных технологий, наиболее широко используемых в наше время. Последний раздел содержит необходимые сведения по традиционным информационным технологиям. После каждого раздела указан список использованной литературы и даны вопросы для самоконтроля.

Учебное пособие рассчитано на студентов младших курсов технолого-экономических факультетов педагогических вузов. Кроме того, может быть использовано в качестве ознакомительного курса по информационным технологиям для студентов, изучающих гуманитарные науки.

Раздел 1 ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Понятие информационной технологии

Термин «технология» широко употреблялся до недавнего времени только при изучении производственных процессов. Рассмотрим некоторые определения.

«Технология (от греческого - искусство, мастерство, умение и...логия) - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции»[Советский энциклопедический словарь. - М., 1979. - С. 1338].

«Технология - совокупность производственных методов и процессов отрасли производства, а также научное описание способов производства...»[Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003. – С. 797].

«Технология - ...1) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в профессии производства, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ; 2) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производств» [Политический словарь. - М., 1989. - С. 534].

Очевидно, что технология - это научное решения практических задач, а расцвет современных технологий напрямую можно связать с научно-технической революцией.

Все приведенные определения ориентированы по производственно-промышленному «вектору». Однако, понятие «технология» со временем содержательно оказалось намного богаче. Потенциальные возможности понятия «технология» в ходе его использования в традиционной сфере постоянно возрастали. Область, в пределах которой это понятие употреблялось, стала интенсивно расширяться, и вследствие этого, включать в себя педагогику, социологию, культуру и т.д.

Таким образом, сегодня понятие «технология» можно рассматривать на разных уровнях. На философском уровне технология– учение о наилучшей (оптимальной) деятельности. На межпредметном уровне это процесс, определяемый совокупностью средств иметодов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формысырьяили материала. Наконец, на общеобразовательном уровне технологию определяют как область знаний, методов и средств, используемых для оптимального преобразования и применения материи (материалов), энергии и информации по плану и в интересах человека, общества, окружающей среды.

Замена материального объекта на идеальный (информацию) позволяет использовать понятие технологии в области, касающейся обработки и производства информации с применением современных средств компьютерной техники.

Информация является одним из ценнейших ресурсов общества нарядус такими традиционными материальными видами ресурсов как нефть, газ, полезные ископаемые и др. Понятие «информация» вышло на передний край науки сравнительно недавно. В старых словарях его не найти. Первые научные труды, составившие фундамент теории информации, появились примерно семьдесят лет назад. И чуть более пятидесяти лет назад академик А.Н. Колмогоров отнес информацию к важнейшим научным понятиям и назвал ее первоосновой новых перспективных отраслей науки и техники.

В условиях современного рынка актуальным становится определение информации, которое дает В.Л. Тамбовцев: «Информация – это те продукты или услуги, которые предназначены их производителем для передачи знаний в максимально доступной для потенциального потребителя форме» .

Понятие информации – это и более широкое, и в каком-то смысле более узкое понятие, чем знание. Общий поток информации, который поступает из внешнего мира в мозг человека через его органы чувств, выражается числом 100 000 битов в секунду. Но лишь тысячная доля этой информационной лавины становится фактом сознания. На своем высшем уровне отражение в своей результативной форме выступает как знание. Зададимся вопросом – можно ли знание отождествлять с информацией? Как пишет А.Г. Спиркин: «...Знание противоположно незнанию, т.е. отсутствию проверенной информации о чем-либо...» . Знания могут появиться только после получения и переработки информации. Таким образом, знание выступает звеном в цепи: возникновение - передача - получение - переработка - дальнейшая передача трансформированной информации.

Конечно, понятия «информация» и «знание» очень близки, а знание, осведомленность играют сегодня очень важную роль в жизни людей. Для технической науки, как информатика, понятие информации, однако, не может основываться на таких антропоцентрических понятиях, как знание, и не может опираться только на объективность фактов и свидетельств. Об этом пишет С.В.Симонович : «Средства вычислительной техники обладают способностью обрабатывать информацию автоматически, без участия человека, и ни о каком знании или незнанииздесь речь идти не может. Эти средства могут работать с искусственной, абстрактной и даже с ложной информацией, не имеющей объективного отражения ни в природе, ни в обществе». В своей книге он дает следующее определение информации: «Информация – это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов».

Приведем еще одно определение информации: «Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира» . Кроме понятия «информация» в информатике часто используется понятие «данные». Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. Если данные участвуют в процессе снятия неопределенности, то данные становятся информацией. Следовательно, можно утверждать, что информацией являются используемые данные.

Итак, для различных областей науки существуют свои определения понятия «информация».

Идея включения информации в цепочку производства информационного продукта принадлежит В.М. Глушкову. В 1982 году в своей книге «Основы безбумажной информатики» он дал следующее определение: «Информационные технологии – процессы, где основной перерабатываемой продукцией является информация» . Отсюда вытекает положение о том, что информационные технологии использовались всегда, так как задачи накопления, обработки и распространения информации стояли перед человечеством на всех этапах его развития. Особенно широко информационные технологии применялись для обучения.

Почему же об информационных технологиях заговорили не так давно? Н.В. Апатова отмечает, что «методические системы не называли информационными технологиями потому, что данный термин связан с появлением вычислительной техники» . По мнению Н.В. Апатовой, информационная технология – это некая методическая система, то есть часть педагогической технологии.

В некоторых работах мы встречаемся с такими определениями информационных технологий обучения, которые не дают полного представления обо всех областях их применения. В частности, Н.В. Апатова пишет: «Информационная технология обучения – процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер» . Здесь правильнее было бы говорить о компьютерных, а не об информационных технологиях обучения, так как понятие информационных технологий гораздо шире.

В дается следующее определение: «Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда».

Под информационными технологиями в широком смысле будем понимать совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) .

Существенным отличием информационных технологий от других областей науки и производства является то, что они претерпевают постоянные изменения, вызванные бурным развитием средств компьютерной техники и современной связи. Сегодня говорят не просто об информационных технологиях, а о современных или новых информационных технологиях (НИТ). Их основу, по мнению А.Н. Богатырева, А.В. Коптелова и Г.Н. Некрасовой, составляют пять технических достижений :

1. Появление новой среды накопления информации на машиночитаемых носителях.

2. Развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи.

3. Динамичное развитие микропроцессорной техники, обеспечивающей возможность цифровой обработки информации.

4. Возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам.

5. Возникновение и бурное развитие сети Интернет.

Итак, новыми информационными технологиями обучения будем называть совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Технологии, которые существовали до появления вычислительной, микропроцессорной техники, будем называть традиционными информационными технологиями. Они по-прежнему успешно применяются в образовании и вряд ли будут полностью вытеснены новыми информационными технологиями.

Что же является целью информационной технологии? В находим: «Цель информационной технологии – производство информации, удовлетворяющей информационные потребности человека. Чаще всего эти потребности связаны с принятием решений в таких сферах, как познание, общение, практическая (производственная) деятельность». В этой же работе отмечается, что отличительной особенностью технологии является то, что применение одной и той же технологии к одинаковому исходному «сырью» дает в результате «продукт» одного и того же качества. С другой стороны, применяя разные технологии к одному и тому же ресурсу, можно получить разные продукты.

Подобно тому, как в материальной технологии выделяются ее составляющие (материаловедение, проектирование, производственные процессы, инструментарий, техника безопасности и охрана труда, теория управления предприятием), так и информационную технологию можно разделить на части: теория информации, моделирование и формализация, информационные процессы, информационные системы, информационная безопасность и информационное управление.

Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:

· обеспечивать высокую степень разделения всего процесса обработки информации на этапы, операции, действия;

· включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

· иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.

На сегодняшний день существуют различные подходы к проблеме классификации информационных технологий. Приведем несколько классификаций. В выделяются следующие виды информационных технологий:

· информационная технология обработки данных,

· информационная технология управления,

· автоматизация офиса,

· информационная технология поддержки принятия решений,

· информационная технология экспертных систем.

В информационные технологии подразделяют на различные виды следующим образом:

· функционально-ориентированные информационные технологии, предназначенные для реализации определенных задач,

· предметно-ориентированные информационные технологии, предназначенные для решения конкретных задач в определенной предметной области,

· проблемно-ориентированные информационные технологии, предназначенные для решения типовых прикладных задач.

Мы будем придерживаться классификации, приведенной авторами учебника , которая составлена в зависимости от формы представления обрабатываемой информации:

· технологии обработки текстовой информации,

· технологии обработки числовой информации,

· технологии обработки графической информации,

· технологии обработки звуковой информации,

· технологии работы в глобальных сетях,

· социальные информационные технологии.

Выбор данной классификации объясняется тем, что сложилась традиция обучать школьников и студентов именно этим видам информационных технологий.

Информатизация общества

В истории человеческого общества несколько раз происходили радикальные изменения и в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изобретением письменности. Письменность создала возможность накопления и распространения знаний, для передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить Древний Египет, страны Междуречья, Китай. Позднее переход от пиктографического и идеографического письма к алфавитному, сделавший письменность более доступной, в значительной степени способствовал смещению центров цивилизации в Европу (Греция, Рим).

Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию, но и сделать ее массово-доступной. Грамотность становится массовым явлением. Все это ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.

Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на любые расстояния. Эта революция не случайно совпала с периодом бурного развития естествознания.

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Были заложены основы преодоления информационного кризиса.

Четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин «информационное общество».

Само название впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугами настолько невысока, что они доступны каждому.

Академик В.А. Извозчиков предлагает следующее определение: «Будем понимать под термином «информационное» («компьютеризированное») общество то, во все сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другие средства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкий доступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисления и перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события, процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т. д.» . Здесь термин «телематика» означает обработку информации на расстоянии.

Проследим более детально существующие тенденции в развитии информационного общества. Однако вначале отметим, что в настоящее время ни одно государство не находится в этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд стран Западной Европы.

Не существует общепринятого критерия оценки полномасштабного информационного общества, однако известны его формулировки. Интересный критерий предложил академик А.П. Ершов: «О фазах продвижения к информационному обществу следует судить по совокупным пропускным способностям каналов связи» . За этим стоит простая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объективную потребность общества во всех видах информационного обмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя стадия информатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускной способности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугородной телефонной сети. Завершающая фаза – при возможности реализации надежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу «каждый с каждым». На завершающей фазе пропускная способность каналов связи должна быть в миллион раз больше, чем в первой фазе.

Следует обратить внимание на то, что сегодня все больше людей в обществе заняты работой с информацией. Информация позволяет человеку познавать мир, ощущать себя его частью, общаться с другими людьми, воспитывать детей, решать бытовые проблемы, заниматься различного рода деятельностью, творческим трудом. С помощью информации организуется совместный труд людей на предприятиях, образуются их профессиональные союзы и общества. Информация является основой деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, системы государственного управления.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формой – знаний. Движущей силой развития общества должно стать производство не материального, а информационного продукта. Материальный продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

Согласно мнению ряда специалистов, США завершат в целом переход к информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы к 2030-2040 годам.

Переход к информационному обществу сопровождается переносом центра тяжести в экономике с производства материальных благ (товаров) на оказание услуг, что влечет за собой значительное снижение добычи и переработки сырья и расхода энергии.

Вторая половина XX века, благодаря информатизации, сопровождалась перетоком людей из сферы прямого материального производства в информационную сферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине XX века более 2/3 населения, сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальный слой, который называют «белые воротнички» – люди наемного труда, не производящие непосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широком смысле): учителя, банковские служащие, программисты и т. д. Так, к 1980 году в сельском хозяйстве было занято 3% работающих, в промышленности – 20%, в сфере обслуживания – 30%, и 47% людей было занято в информационной сфере .

Самое главное, информатизация изменила и характер труда в традиционных отраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрение элементов микропроцессорной техники является основной причиной этого явления.

Приведем пример: в станкостроительной отрасли в США в 1990 году было занято 330 тыс. человек, а к 2005 году осталось 14 тыс. человек. Это произойдет за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, вследствие внедрения вместо них роботов и манипуляторов.

Еще одна характерная черта в этой сфере – появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Этот рынок включает секторы:

· деловой информации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);

· профессиональной информации (научно-техническая информация, первоисточники и пр.);

· потребительской информации (новости, всевозможные расписания, развлекательная информация);

· услуг образования и другие.

Однако есть и негативная сторона процесса информатизации, суть которой заключается в том, что поток информации, хлынувший на человека, столь велик, что недоступен обработке в приемлемое время. Это так называемый информационный кризис.

Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозможно без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. В начале XX века общий объем всей производимой человечеством информации удваивался каждые 50 лет, к 1950 году удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970 году – уже каждые 5 лет; конца этому процессу ускорения пока не видно.

Информационный кризис проявляется в следующем:

· информационный поток превосходит ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации;

· возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая затрудняет восприятие полезной для потребителя информации;

· возникают экономические, политические и другие барьеры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедрение современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический характер (информация стоит денег), и юридический (информация имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комплексная и решается усилиями как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

В основе информационной революции лежит взрывное развитие информационных и коммуникационных технологий. В этом процессе отчетливо наблюдается и обратная связь: движение к информационному обществу резко ускоряет процессы развития указанных технологий, делая их широко востребованными.

Однако сам по себе бурный рост производства средств вычислительной техники, начавшийся с середины XX века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим числом специалистов до тех пор, пока существовали обособленно. Важнейшим этапом на пути в информационное общество стало:

· создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;

· появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;

· выработка единых правил поведения в сетях и поиск в них информации.

Огромную роль в обсуждаемом процессе сыграло создание международной компьютерной сети Интернет. Сегодня она представляет собой колоссальную и быстро (на 10-15% в месяц) растущую систему, число пользователей которой перевалило за 200 миллионов человек.

Необходимо отметить, что в настоящее время в мире наблюдается отказ от создания собственных корпоративных сетей в пользу открытых стандартизованных систем и их интеграции в Интернет (за исключением, конечно, сетей специального назначения, в которых очень высоки требования к безопасности информации).

Информационные и коммуникационные технологии постоянно развиваются. Постепенно происходит универсализация ведущих технологий, то есть вместо создания для решения каждой задачи собственной технологии разрабатываются мощные универсальные технологии, допускающие много вариантов использования. Хорошо знакомый пример – офисные системы программного обеспечения, в которых можно производить множество разнообразных действий, от простейшего набора текста до создания специальных программ (например, начисления заработной платы с помощью табличного процессора).

Универсализации информационных технологий способствует широкое использованием мультимедиа. Современная мультимедийная система способна объединить функции, например, компьютера, телевизора, радиоприемника, телефона, автоответчика, факса, обеспечивая при этом и доступ к сетям передачи данных.

Существование вычислительной техники приводит к персонализации и миниатюризации устройств хранения информации. Крошечные, умещающиеся на ладони устройства, имеющие все функции персонального компьютера, позволяют человеку обзавестись собственным универсальным справочником, объем информации в котором сопоставим с несколькими энциклопедиями. Поскольку это устройство может быть подключено к сети, то оно же передает и оперативные данные, например: о погоде, текущем времени, состоянии пробок на дорогах и т. д.

Рассмотрим понятие «информационная культура». Понятие информационной культуры личности в настоящее время окончательно не определено и трактуется по-разному. Наиболее часто оно употребляется для обозначения широты знаний специалиста.

Разнообразие взглядов, характеризующих отдельные стороны информационной культуры специалиста, таким образом, сводится по крайней мере к трем позициям. В качестве предмета при ее анализе все авторы исследуют знания, которыми должен владеть специалист. Это-первое, что объединяет их при обсуждении данной проблемы. Второе связано с тем, что информационная культура обозначается как качественная характеристика личности. Третье – она отражает уровень информатизации общества.

Современный этап перехода человечества, от «индустриального общества» к «информационному» выдвигает ряд требований к деятельности субъекта, которые дают основание говорить о некоторых общих подходах к формированию информационной культуры участников образовательного процесса. Человеку информационного общества необходимы такие знания и навыки, которые, с одной стороны, энергично и эффективно можно использовать для дальнейшего продвижения науки, техники, культуры, для выявления огромного потенциала компьютерных технологий, а, с другой стороны, эти знания и навыки должны стать гарантом суверенизации личности ради наиболее полной реализации созидательных ресурсов человека.

Анализ теоретических источников показывает, что некоторые грани информационной культуры человека в достаточной степени определены. Сформулированы требования к специалисту – выпускнику педагогического института; рассмотрены отдельные стороны информационной культуры; выявлены специфические черты современных процессов, происходящих в обществе. Информационная культура является составной частью педагогической культуры. Важнейшей составляющей информационной культуры в современных условиях, в свою очередь, является компьютерная культура участника образовательного процесса.

К общей компьютерной культуре целесообразно отнести навыки использования компьютерной техники и эрудицию в области созданных для этого профессиональных прикладных программ. К специальной компьютерной культуре – знания, обеспечивающие возможность специалисту работать на стыке своей профессии с информатикой и вычислительной техникой. Она развивается на понимании основных идей информатики и представлений о роли информационных и телекоммуникационных технологий в жизни общества и в профессиональной деятельности специалиста, а также общих навыков использования компьютерной техники, умения использовать компьютеризированные информационные и телекоммуникационные технологии.

Для 96% участников образовательного процесса компьютерная культура предполагает наличие знаний, обеспечивающих возможность преподавателю и студенту пользоваться при обучении основными понятиями информатики, вычислительной техники, а также владение навыками решения задач профессиональной деятельности с использованием компьютеров, эрудицию в области созданных для этого специальных прикладных программ .

Совершенствование компьютерной культуры – настоятельное веление времени, непременное требование к современному специалисту. Для решения этой проблемы во всех учебных заведениях, необходимо формировать новое мышление, опирающееся на осознание безусловной необходимости использования и применения в любом виде профессиональной деятельности педагога современной компьютерной техники, информационных и телекоммуникационных технологий, овладение которыми возможно лишь на базе компьютерной грамотности.

Успешная реализация задач постепенного, но постоянного повышения уровня компьютерной грамотности всех участников процесса обучения в педагогическом институте обеспечивается следующими условиями:

· изучением студентами предметов информационного цикла, дающих обучаемым знания, умения и навыки, достаточные знания правильного понимания значения информации и эффективной работы с технологиями целенаправленной деятельности, функционирующими на основе производства различных операций с профессионально значимой информацией (информационными технологиями);

· созданием благоприятных условий заинтересованности преподавательского состава в повышении уровня своей компьютерной подготовки.

Данная цель связана не столько с формированием необходимого уровня компьютерной грамотности, сколько, наряду с ним, с изучением и усвоением обучаемыми особенностей и возможностей одного из основных видов проявления человеческого интеллекта – системного мышления. Изучение системного подхода воспитывает особую культуру мышления, и поэтому оно окажется продуктивным в освоении не только математики, информатики, но практически всех дисциплин, предметом изучения которых являются сложные объекты окружающего мира.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс предполагает овладение компьютерной культурой как со стороны объектов, так и со стороны субъектов процесса обучения.

Главным условием здесь является всесторонняя и целенаправленная подготовка к умелому и грамотному использованию информационных технологий преподавательским составом. Именно от их увлеченности современной компьютерной техникой зависит активное внедрение информационных технологий в образовательный процесс вуза, а также успешное обучение основам устройства и применения компьютеров.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Понятие «информационные технологии» неотъемлемо связано с компьютерной техникой и различными вспомогательными средствами. Благодаря данным технологиям во всех отраслях производства появляется возможность накопления и обработки самой разнообразной информации.

Использование ряда методик позволяет увеличить эффективность производственного процесса и вывести бизнес на абсолютно новый уровень.

Большинство компаний по всему миру прибегают к использованию данных технологий для того, чтобы . Это делает сферу информационных технологий одной из наиболее востребованных в бизнесе.

Стоит напомнить, что в данной сфере существует особый спрос на квалифицированный персонал. Специалисты информационных систем успешно создают разнообразные решения, совершенствуя свои творческие и технические навыки.

Область данных разработок позволяет не только составлять программное обеспечение для решения различных задач, но и основывать коммуникации. С течением времени компании становятся все более децентрализованными. Им становится все более трудно сохранять и использовать полученную информацию.

Руководство каждого предприятия осознает весь риск отсутствия контроля над всеми данными. Чем крупнее компания, тем выше степень риска утечки ценной информации.

Информационные технологии наиболее широко используются в медицинской, банковской, государственной и транспортной сфере. Они позволяют сохранять и обрабатывать значительное количество информации, которая необходима для нормальной деятельности компании.

Внедрение информационных технологий позволяет предлагать для клиентов новые виды услуг. Благодаря постоянному совершенствованию все большее количество компаний переходит на автоматизированные системы учета информации.

Благодаря внедрению информационных технологий компании могут успешно конкурировать на мировом рынке. Чем быстрее получается и внедряется информация, тем большего успеха может достичь компания. Информационные технологии позволяют экономить время и снижать издержки производства.