Что такое каналы социальной мобильности. Каналы и факторы социальной мобильности

  • 03.07.2019

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, все знают, что получение высшего образования -достаточно верный канал, двигаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься квалифицированным престижным трудом. Девушки, изо всех сил стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности - повысить свой статус через брак. Любой военный знает, что служба в отдаленных и опасных местах может являться каналом мобильности, потому что позволяет (хотя и не всегда) быстро дослужиться до высоких чинов.

В закрытых системах тоже существуют свои (очень тесные) каналы мобильности. Например, судьбы Золушки из сказки или крепостной актрисы Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой), ставшей графиней Шереметевой, показывают что изредка были возможны головокружительные «прыжки» благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера: великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию.

Чтобы принадлежать к доминирующему классу, чрезвычайно важно располагать семейным капиталом. Он может иметь различные формы: крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических, политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры. Чаще всего члены доминирующего класса заключают браки между собой, учатся в одних и тех же школах или престижных университетах, входят в те же административные советы на предприятиях. Именно эти три основных элемента, т.е. значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка, обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Так, во Франции все исследователи признают наличие финансовой олигархии - ограниченного числа семей, которые владеют и управляют фантастическими богатствами; они имеют неслыханную власть в обществе. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Они не только стоят во главе экономики, но и удерживают бразды политического правления. Специалисты отмечают, что во Франции деньги, а значит, и реальная политическая власть находятся в руках одних и тех же семейств с момента государственного переворота 1799 г., приведшего к власти Наполеона Бонапарта... Чтобы быть в составе господствующего класса, лучше в нем родиться или заключить брак с представителем этого класса.

В российском обществе специфика и важное значение социального капитала проявляются при анализе социального капитала российской молодежи, адекватное и эффективное использование которого является залогом успеха как молодых людей, так и всего общества. Сравнительный анализ данных за последние 10 лет в области овладения различными навыками в молодежной среде позволил сделать вывод о практически двукратном росте компьютерной грамотности. Однако за прошедшее время незначительно расширилась практика вождения автомобиля или общения на иностранных языках - важных компетенциях в современном мире.

Уверенность современной молодежи и ее оптимизм проявляются в оценках жизненных перспектив и планов. В целом, как показали результаты исследования Института социологии РАН в 2007 г., более половины молодых россиян устойчиво уверены в том, что смогут добиться большего, чем кто-либо из их родителей. В целом в 2007 г. 76% (в 1997 г. - 68%) российской молодежи уверены в том, что они способны, как минимум, воспроизвести тот социальный статус, который имеют их родители, и лишь считанные проценты (2%) думают, что им и это не под силу. К тому же доля таких молодых людей и девушек за последние 10 лет уменьшилась вдвое (схема 2.4).

Схема 2.4. Оценка молодыми россиянами своих жизненных шансов, %

Это одна сторона медали, окрашенная молодежным оптимизмом, который радует. А вот другая сторона, выявленная в ходе исследования по проблеме малообеспеченных слоев российского населения в 2008 г. В современной ситуации бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха. А нуждающиеся и собственно малообеспеченные лишь в редких случаях могут позволить себе отдать детей в платные кружки или посещать платные курсы для взрослых. Основными же потребителями платных образовательных услуг оказываются благополучные слои населения.

Можно услышать обвинения в подобной ситуации в адрес самих малообеспеченных, которые просто не стремятся получить качественное образование и сделать для этого все возможное. Однако данные социологического исследования, проведенного Институтом социологии РАН в 2008 г., опровергают подобные утверждения (схема 2.5).


Схема 2.5. Наличие установки на получение хорошего образования в различных социальных слоях, % от работающих их представителей

Источник: Малообеспеченные в России: Кто они? Как живут? К чему стремятся? Аналитический доклад. М., 2008. http//www.isras.ru.

Как видно на диаграмме, основная масса не только малообеспеченных, но и бедных хотела бы получить качественное образование. Только шансов на это по сравнению с благополучными у них гораздо меньше.

Нереализованные возможности, недостигнутые цели многих россиян коррелируют с высокой степенью чувства несправедливости, которое люди испытывают по отношению ко всему происходящему в современной России. Ученые выявили, что это чувство, свидетельствующее о нелегитимности в глазах россиян сложившихся в стране порядков, сегодня испытывает подавляющее большинство (свыше 90%) граждан, при этом 38% испытывают его часто. Если вспомнить о роли понятия «справедливость-несправедливость происходящего» в национальной российской культуре, то это очень серьезный «звонок». Шире всего устойчивое ощущение несправедливости всего происходящего вокруг наблюдается среди представителей возрастных групп старше 40 лет (свыше 40%) и сельских жителей (48%)".

Таким образом, доступ в высшие сферы социальной иерархии - вещь нелегкая. Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (обстановка кризиса или экономического роста), а также структура общества. Ответ на вопросы о мобильности содержится по большей части в анализе социальной организации. В таких обществах, как традиционная Индия, принадлежность к тому или иному классу определялась фактом рождения в этом классе и из него невозможно было выйти. В таких случаях речь шла скорее о касте: в рамках касты рождались, заключали браки и умирали. В кастовых обществах социальные классы наглухо закрыты для людей из других классов. Какими бы достоинствами ни обладали индивиды в этой закрытой социальной структуре, социальная мобильность в них невозможна.

В обществах, подобных нашему, классы более открыты. По социальной лестнице можно подниматься или опускаться; в этих случаях и говорят либо о восходящей, либо о нисходящей мобильности. Мобильность можно рассматривать в рамках жизни одного человека. Если разнорабочий стал крупным специалистом в области информатики, то это интрагенерационная мобильность (мобильность в пределах одного поколения).

Однако на мобильность можно смотреть под иным углом зрения. Это, например, случай преподавателя университета, отец которого - столяр. Здесь налицо интергенерационная мобильность (мобильность, связывающая два поколения). Но можно ли считать, что мы живем в настолько открытом обществе, что возможны все социальные траектории? Является ли социальная мобильность актом волевого решения? Каково влияние социального класса наших родителей на наш собственный класс и на возможность достичь вершины социальной пирамиды?

Конечно, некоторым индивидам из народной среды удается добраться до вершин социальной пирамиды даже в условиях жестко ограниченной системы социальной мобильности. Следовательно, такие индивидуальные факторы, как воля, энергия, талант, семейная среда, удача играют свою роль. Однако данные факторы вступают в действие в обстановке, при которых индивиды из низших классов должны проявлять свои лучшие качества в большей мере, чем индивиды из привилегированных слоев общества. И это понятно: ведь первые изначально имеют меньше преимуществ в плане экономического, культурного и социального капитала, чем вторые.

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Социальная мобильность - совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений своего статуса.

Поскольку вертикальная мобильность (перемещение из одного класса в другой) присутствует в той или иной степени в любом обществе, существуют определенные пути, или каналы, по которым индивиды имеют возможность наиболее эффективно перемещаться вверх или вниз по социальной лестнице.

Их называют каналами социальной мобильности или социальным лифтом .

Важнейшими каналами социальной мобильности, согласно П. Сорокину, являются:

- А рмия (солдаты продвигаются по службе благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств).

- Ц ерковь (как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Пример: Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом.).

- Школа (институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции.).

- П олитические, экономические и профессиональные организации .

Лекция добавлена 05.06.2012 в 01:45:35

служба в армии в древнеримском государстве была уделом высшего класса

основным типом социальной мобильности в Древнем Риме была вертикальная мобильность

основным типом социальной мобильности в Древнем Риме была горизонтальная мобильность

государство поощряло социальную мобильность в обществе

425Sual: Социальная группа, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется: (Çəki: 1) большой

Формальной

референтной

426Sual: В стране Z крестьяне и городская беднота ограничены в доступе к качественному образованию и здравоохранению. Что отражается в данном факте? (Çəki: 1)

социальная структура

социальная мобильность

социальный статус

социальный контроль

Социальное неравенство

427Sual: К этническим общностям относятся (Çəki: 1)

сословия

Народности

маргиналы

428Sual: Для какой общности характерны следующие черты: особенности языка, культуры, единая историческая память? (Çəki: 1)

структурной

профессиональной

Этнической

территориальной

демографической

429Sual: По какому признаку выделены такие социальные общности, как католики, православные и протестанты? (Çəki: 1)

территориальному

Конфессиональному

национальному

этническому

социально-классовому

430Sual: Какой из признаков, в первую очередь, отличает этнические группы?

Ничего непонятно?

принадлежность к единой возрастной группе

общность религиозных взглядов

общность профессиональных интересов

Общность исторического опыта, исторической памяти

сходный уровень дохода и качества жизни

431Sual: Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане? (Çəki: 1)

этносоциальный

Территориальный

религиозный

демографический

социально-классовый

432Sual: Что отличает молодежь как социальную группу? (Çəki: 1)

Сходные черты сознания и поведения

общность быта

единство политических взглядов

однородность, отсутствие дифференциации однородность, отсутствие дифференциации

экономическая зависимость друг от друга

433Sual: Одним из признаков народа как этнокультурной общности является (Çəki: 1)

единство убеждений

единое гражданство

принадлежность к одной возрастной группе

Общность социального статуса

общность религии

434Sual: Социальное неравенство проявляется в обществах традиционного типа в: (Çəki: 1) возможности для всех граждан получить образование и социальное обеспечение

Различном доступе представителей разных сословий к власти и обладанию привилегиями

равных доходах и правах граждан

делении общества на страты, определяемые уровнем образования, дохода, профессией

равных правах граждан в политической сфере, но различии в доходах, в обладании собственностью

435Sual: Какие социальные группы образованы по политическому признаку? (Çəki: 1)

бизнесмены и работники

педагоги и студенты

Избиратели и парламентарии

публика и актеры

менеджеры и банкиры

436Sual: По какому признаку выделены такие социальные группы как горожане, селяне, провинциалы, столичные жители? (Çəki: 1)

конфессиональному

демографическому

экономическому

этносоциальному

Территориальному

437Sual: Относительно устойчивые и самостоятельные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри них в процессе жизни и деятельности, называются: (Çəki: 1)

социальной системой

социальной адаптацией

социальной стратификацией

Социальными отношениями

социальной мобильностью

438Sual: Одна из основных тенденций развития современных межнациональных отношений, связанная с постепенным сближением различных народов и наций в экономической, политической, духовной сферах жизни общества, называется: (Çəki: 1)

культурным плюрализмом

социальной адаптацией

Международной интеграцией

межнациональным конфликтом

межнациональной дифференциацией

439Sual: В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции? (Çəki: 1)

Студент блестяще защитил исследовательский проект, за что был удостоен похвалы профессора .

Военнослужащий досрочно был произведен в новое воинское звание

Студент победил с представленной им работой на конкурсе проектов и получил грант на стажировку за границей

За решительные действия при обезвреживании опасного преступника полицейский был представлен к награде

Учитель вышел в финал городского конкурса «Учитель года» и получил грант мэра

440Sual: Малой социальной группой считается: (Çəki: 1)

интеллигенция

Семья

441Sual: К числу функций, выполняемых семьёй в жизни человека, относится рекреационная (досуговая). Какой пример иллюстрирует данную функцию? (Çəki: 1)

дядя посодействовал племяннику в приобретении путёвки на курорт

взрослый сын оказывает финансовую помощь родителям

родители объяснили маленькой дочери, как себя вести в гостях

Виды и каналы социальной мобильности

Начало изучения социальной мобильности связано с именем П. Сорокина (1927г. «Социальная мобильность»). По Сорокину под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности, направления), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

Различают следующие виды мобильности :

1) горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная мобильность – перемещение индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне (например, смена конфессии, семьи, взглядов). Вертикальная мобильность – перемещение из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления вертикальной мобильности выделяют:

а) восходящую мобильность (социальный подъём, повышение социального статуса)

б) нисходящую (понижение социального статуса).

2) индивидуальная и групповая.

3) интергенерационная (межпоколенная мобильность – изменение положения индивида в сравнении с положением родителей) и интрагенерационная (внутрипоколенная – изменение положения индивида по сравнению с его же предыдущим положением).

4) организованная – перемещение по вертикали и горизонтали, управляемое государством). Может быть добровольной и недобровольной.

5) структурная – перемещение, вызванное изменениями в экономике и происходящее помимо воли и сознания индивидов и групп.

Каналы социальной мобильности

Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значим, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам.

В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто на способен применить свои таланты.

Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения существует несколько способов, к которым так или иначе прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. — все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура — это и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни — только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться — все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

Вы точно человек?

Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями того статусного соя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение? когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство может создать благоприятное общественного

мнение в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во- вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или

представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида «своим».

вопрос. Теория социальной мобильности. Особенности и факторы социальной мобильности в современном российском обществе.

⇐ Предыдущая12

Понятие социальной мобильности характеризует социальную структуру в динамическом аспекте. Теория социальной мобильности всесторонне разработана Питиримом Сорокиным в его работе «Социальная мобильность» (1927) и др. исследованиях.

Социальная мобильность – это перемещение индивида (или социальной группы) между различными позициями в системе социальной стратификации. Социальная мобильность приобретает множество форм. В частности, исследователи различают индивидуальную (когда перемещение одного человека происходит независимо от других людей) и групповую (когда перемещения происходят коллективно в связи с повышением или понижением общественной значимости целого класса, сословия и т. п.) социальную мобильность.

Как показал на историческом материале П. Сорокин, факторами групповой социальной мобильности могут быть социальные революции; иностранные интервенции, нашествия; межгосударственные войны; гражданские войны; военные перевороты; смена политических режимов; создание империи и пр. Социальная мобильность может быть организована сверху, когда перемещениями управляет государство. Такая организованная социальная мобильность бывает добровольной (в связи с общественными призывами) и недобровольной (например, репатриация малых народов). От организованной социальной мобильности следует отличать структурную, или вынужденную, когда движение из одной социальной категории в другую вызывается изменениями в самой профессиональной структуре (сокращением или созданием новых рабочих мест, появлением или исчезновением целых отраслей экономики). Причины этих изменений могут лежать в экономическом росте, политических и экономических трансформациях, технических революциях, различием в уровне рождаемости внутри конкретных социальных групп.

Важно различать вертикальные игоризонтальные социальные перемещения. Понятие социального перемещения шире, чем понятие социальной мобильности. Оно включает также трудовую мобильность и географическую мобильность (миграцию).

Понятие «социальная мобильность» обычно связывают с вертикальными перемещениями – из одной страты (класса) в другую, но мобильность также может быть и горизонтальной.

Горизонтальная социальная мобильность – это переход из одной социальной группы в другую без изменения социального статуса. Если перемещение связано со сменой работы (без изменения статуса), говорят о трудовой горизонтальной мобильности, если со сменой места жительства (без изменения статуса населенного пункта) – о горизонтальной миграции.

Вертикальная социальная мобильность – это переход из одной страты в другую С изменением социального статуса. В зависимости от направления перемещения, вертикальная мобильность бывает восходящей и нисходящей. Восходящая мобильность – это переход индивида в более высокий пласт, нисходящая мобильность – перемещение на более низкую социальную позицию. Существуют каналы или «лифты», с помощью которых индивиды совершают эти перемещения. П. Сорокин в качестве таковых выделил: армию, церковь, правительственные группы, политические организации и политические партии, школу, профессиональные организации, семью.

В зависимости от точки отсчета различают межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность означает изменение статуса детей по сравнению со статусом их родителей. За точку отсчета принимается статус родителей. Внутрипоколенная (карьерная) мобильность означает изменение статуса индивида на протяжении жизни, его карьеру. За точку отсчета в данном случае принимается статус, которым индивид обладал на своем первом рабочем месте.

Еще в конце 90-х гг. XX в. в России, по мнению многих исследователей, в российском обществе доминировала тенденция нисходящей социальной мобильности большей части населения.

Социальная мобильность. Каналы социальной мобильности

Усиливались, и продолжают усиливаться противоречия между социальными группами и слоями общества, возникли условия для конфликтов между ними. Одним из показателей этих противоречий является Маргинализация значительной части населения страны. Экономические реформы начала 90-х годов и приватизация государственных предприятий привели к формированию слоя собственников, что сопровождалось падением уровня жизни большинства населения страны.

Социальная структура Российского общества к концу 90-х годов приобрела следующий вид:

1. верхний слой - 0.5% политическая и экономическая элита, высшее чиновничество и крупные предприниматели

2. верхний-средний - 6% государственные чиновники, предприниматели, менеджеры

3. средний слой - 20% квалифицированные работники, особенно в сфере финансов и экспортно ориентированных отраслях промышленности (нефть, газ), мелкие предприниматели

4. базовый слой – 60% работники бюджетных сфер и частных предприятий

5. нижний слой – неквалифицированные рабочие, одинокие пенсионеры

6. социальное дно – бомжи, наркоманы, бывшие заключенные

В целом для современного Российского общества характерна довольно невысокая доля в социальной структуре среднего класса. В современных странах Запада средний класс, составляющий примерно 60% населения, включает мелких предпринимателей, государственных служащих, врачей, научных работников и ряд других профессиональных групп, а в российском обществе большая часть этих профессиональных групп по своему экономическому положению существенно уступает аналогичным группам на Западе.

В начале и середине 90-х годов наблюдался значительный рост интенсивности социальной мобильности как восходящей, так и нисходящей, но в дальнейшем возможности социальной мобильности населения все более ограничивались.

⇐ Предыдущая12

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Поскольку вертикальная мобильность наблюдается в любом обществе, а между слоями Должны существовать некие пути, по которым индивиды перемещаются вверх или вниз из одного слоя в другой, необходимо, сог гласно П Сорокину, рассмотреть Эти действующие каналы социальной циркуляции Важнейшими из них П Сорокин Считает следующие: армию, церковь, школу, политические, экономические и профессиональные ор ганизацыции.

Армия как канал социальной циркуляции играет особо важную роль в военное время, благодаря чему многие индивиды поднимались высоко по социальной лестнице, начав службу в армии с низших социальных слоев в (Наполеон, Кромвель, Вашингтон и др) В мирное время армия продолжает играть роль канала для вертикальной циркуляции, но в Эти периоды, постулирует П Сорокин, роль ее значительно слабее, чем в военно е времемя.

Церковь как канал вертикальной социальной циркуляции успешно выполняет эту функцию только тогда, Считает П Сорокин, когда возрастает ее социальная значимость Например, христианская церковь переместила а большое количество людей с низов до вершин общества (так, из 144 римских пап 28 Были простого происхождения, 27 вышедшего из средних классов) Будучи каналом для восходящего движения, церковь (как и армия) была одновременно средством для нисходящего движения (например, еретикаки).

Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не принимали, во все века и во всех обществах были, по мнениям П Сорокина, средствами вертикальной социальной циркуляции Многие социаль ьные сферы и ряд профессий практически закрыты для человека без соответствующего диплома, поэтому социальное продвижение многих именитых людей современности осуществлялось благодаря \"школьному механиз манизму".

Политические организации начиная с правительства и Заканчивая политическими партиями также играют роль социального \"лифта\" в вертикальной циркуляции Исторически большое количество людей, рожденных в с слоях прислуги, крестьянства или ремесленников, поднявшегося до заметных общественных позиций благодаря чиновничьей и правительственной службе или политической деятельности Если бы он не Этот канал, то мног ие Выдающиеся политики и государственные деятели, Считает П Сорокин, вряд ли смогла бы достичь высокого социального положениого положения.

Профессиональные организации (научные, литературные и др), по мнениям П Сорокина, также играют существенную роль в вертикальном перемещении индивидов, поскольку вход в Эти организации Относительно своб Боден для всех, кто обнаружил Соответствующие способности вне зависимости от их социального происхождения Многие ученые, юристы, литераторы, врачи, скульпторы простого происхождения социально поднявшегося ь именно благодаря этому каналалу.

Накопление богатств — один из наиболее простых и действенных способов социального продвижения, Считает П Сорокин Преуспевающий предприниматель — крупнейший аристократ современного демократического общ щества Если человек богат, то он находится на вершине социальной пирамиды независимо от своего происхождения, а зачастую и источника доходода.

Семья и брак (особенно с представителем второй социального статуса), Согласно П Сорокину, также могут привести одного из партнеров или к социальному продвижению, или к социальной деградации

⇐ Предыдущая11121314151617181920Следующая ⇒

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, получение высшего образования - простейший и достаточно верный канал, перемещаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься

квалифицированным престижным трудом. Девушки, стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности - повысить свой статус через брак. Служба в отдаленных или опасных местах является каналом мобильности для военных, потому что позволяет быстро дослужиться до высоких званий.

В закрытых системах тоже существуют свои - очень тесные - каналы мобильности. Например, судьба Золушки из сказки Ш. Перро или крепостной актрисы Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, говорит о том, что изредка были возможны головокружительные прыжки благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера. Например, великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию. В царской России получение высшего образования автоматически влекло за собой получение личного дворянства.

Принадлежность к доминирующему классу во многом определяется наличием семейного капитала в различных формах, таких как крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических, политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры и т.д. Члены доминирующего класса чаще всего заключают браки между собой, учатся в одних школах и престижных университетах, входят в одни и те же административные советы на предприятиях и т.д. Именно эти три основных элемента - значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка - обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Например, Д. Берто отмечает присутствие финансовой олигархии во Франции - ограниченного числа семей, которые владеют фантастическими богатствами и имеют огромную власть во французском обществе. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Специалисты по истории банковского дела и олигархии указывают, что в течение более 200 лет (с момента государственного переворота, приведшего к власти в 1799 г. Наполеона Бонапарта и финансировавшегося основоположниками государства) во Франции деньги, а значит реальная политическая власть, находятся в руках одних и тех же семейств.

В современной ситуации бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха, а нуждающиеся и малообеспеченные лишь в редких случаях могут отдать детей в платные кружки или посещать платные курсы для взрослых. Основными потребителями платных образовательных услуг являются благополучные слои населения.

Иногда в подобной ситуации обвиняют самих малообеспеченных, которые просто не стремятся сделать все возможное, чтобы получить качественное образование. Однако данные последних социологических исследований опровергают подобные утверждения: основная масса не только малообеспеченных, но и бедных хотела бы получить качественное образование, но шансов на это у них гораздо меньше, чем у благополучных.

Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (обстановка кризиса или экономического роста) и структура общества.

Сегодня в России при декларируемом равенстве всех перед всеми каналы вертикальной мобильности для значительной части населения ограниченны, что соответствует сильной социальной дифференциации российского общества по экономическому и социальному признакам и росту социального неравенства. Внимание исследователей часто привлекает молодежь как наиболее мобильная социальная группа и будущее любого государства и общества. Мобильность и эффективность реализации жизненного потенциала молодежи зависит от того, насколько эффективна в обществе система мобильности и действенность каналов социальной мобильности.

Данные, полученные в ходе исследования «Молодежь России: социологический портрет», позволили ученым составить типологию российской молодежи:

  • инициативные - та часть молодежи, которая склонна участвовать в бизнесе, брать на себя предпринимательский риск, участвовать в гражданских и политических инициативах, становиться лидерами;
  • исполнительные - законопослушные «ведомые», предпочитающие участвовать в жизни общества как квалифицированные специалисты-исполнители;
  • спекулятивные - ориентированы на трудовую жизнь, но не за счет профессиональной конкуренции, а за счет «доходной» должности или вида деятельности;
  • социально зависимые - склонные исполнять посильную работу или функцию, не проявляя при этом индивидуальной инициативы и рассчитывая на социальную защиту и гарантии государства;
  • оппозиционные - те, кто пока не находит собственного места в общественных отношениях нынешней России и склонен к активному или пассивному социальному протесту;
  • анархические - настроенные индивидуалистично, скептически относящиеся к принципу законопослушания, склонные к маргинальному поведению (рокеры, скинхеды, фанаты);
  • пассивные - законопослушная, но пока окончательно не определившая своей жизненной траектории молодежь, которая свой жизненный выбор в итоге сделает под влиянием какого-то лидера общественного мнения (родные, друзья, средства массовой информации (СМИ), кумиры).

Эта типология отражает трансформационный характер развития российского общества, где молодежь вырабатывает собственные жизненные стратегии, которые определяются жесткой системой ограничения каналов социальной мобильности для большей части молодежи. В этих условиях повышается значимость таких индивидуальных факторов, как воля, энергия, талант, целеустремленность, предприимчивость, оптимизм, семейная среда и, конечно, удача.

Ниже представлены ученические решения экзаменационных заданий. Оцените каждое из них в соответствии с критериями проверки заданий ЕГЭ. После нажатия кнопки «Проверить» вы узнаете правильный балл за каждое из решений. В конце будут подведены итоги.

Задание № 10052

Назовите любые три канала социальной мобильности, не упомянутых в тексте, и проиллюстрируйте применительно к современному обществу возможность перемещения индивида посредством каждого из них (сначала укажите канал, затем приведите соответствующий пример).


Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие «мембраны», «отверстия», «лестницы», «лифты» или «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой, то правомерно и нам было бы рассмотреть вопрос о том, каковы же в действительности эти каналы социальной циркуляции. Функции социальной циркуляции выполняют различные институты... Важнейшими из ряда этих социальных институтов являются... профессиональные организации... Некоторые из этих организаций также играют большую роль в вертикальном перемещении индивидов. Таковы научные, литературные, творческие институты и организации. Поскольку вход в эти организации был относительно свободным для всех, кто обнаруживал соответствующие способности вне зависимости от их социального статуса, то и продвижение внутри таких институтов сопровождалось общим продвижением по социальной лестнице. Многие учёные, юристы, литераторы, художники, музыканты, архитекторы, скульпторы, врачи, актёры, певцы и прочие творцы простого происхождения социально поднялись благодаря этому каналу. То же можно сказать и о представителях средних слоёв, достигших ещё более высоких социальных позиций. Среди 829 британских гениев, исследованных X. Эллисом, 71 были сыновьями неквалифицированных рабочих, поднявшимися до высоких позиций исключительно благодаря этому каналу... В США из 1000 писателей, по крайней мере, 187 достигли известности благодаря этому каналу. 4% наиболее известных учёных России (академиков), достигших высокого социального положения, вышли из крестьянской среды. Здесь должна быть упомянута печать, особенно газеты, как специфический вид профессиональных институтов, как важный канал вертикальной циркуляции. В настоящее время роль прессы в этом отношении значительно увеличилась. Она может обеспечить, по крайней мере, на некоторое время, великолепную карьеру любой бездарности либо разрушить карьеру человеку незаурядных способностей. Прямо или косвенно она выполняет громадную роль «социального лифта». «Известность» - это то, без чего сейчас быстрое продвижение чрезвычайно затруднено. Она приносит славу часто на пустом месте, она открывает или губит талант, она может «преобразовать» средние способности в гениальные, может она и задушить истинного гения. Поэтому те социальные группы, которые контролируют прессу, играют большую роль в социальной циркуляции, ибо она представляет собой один из самых шумных, эффективных и скоростных лифтов циркуляции.

(П. А. Сорокин )

Пояснение

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие каналы социальной мобильности:

1) бизнес: начинающий дизайнер Н., открыв индивидуальное предприятие, занимающееся изготовлением печатной продукции, за несколько лет расширил производство, стал руководителем фирмы «Полиграф» и достиг более высокого экономического положения;

2) образование: сотрудница банка Л., успешно завершив обучение

в магистратуре, была переведена на более высокую должность;

3) армия: гражданин В., начавший службу по контракту, был рекомендован командованием части к обучению в военном училище, после окончания которого В. получил офицерское звание и возможность дальнейшего продвижения по службе.

Могут быть названы другие каналы, приведены другие примеры.

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Правильно на­зва­ны три ре­зуль­та­та социализации, к каж­до­му при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие примеры. 3
Правильно на­зва­ны два-три ре­зуль­та­та социализации, к двум из них при­ве­де­ны со­от­вет­ству­ю­щие примеры. 2
Правильно на­зва­ны один–три ре­зуль­та­та социализации, к од­но­му из них приведён(-ы) соответствующий(-е) пример(-ы). 1
Правильно на­зва­ны толь­ко один–три ре­зуль­та­та социализации.

Приведены толь­ко один–три примера.

Приведены рас­суж­де­ния об­ще­го характера, не со­от­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­нию задания.

Ответ неправильный.

0
Максимальный балл 3

Пример 1.

Правильно названы и проиллюстрированы три канала, не упомянутые в тексте.

Оцените это решение в баллах:

Пример 2.

Правильно названы и проиллюстрированы два канала, не упомянутые в тексте.

Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.Сорокиным. Он же различил вертикальную (возвышающуюся – социальный подъем, движение вверх /повышение в знании, в должности, превращение идеи в господствующую, утверждение моды/, и падающую – социальный спуск движение вниз /лишение статусов, деградация, банкротство/) мобильность, связанную с переходом из одного слоя в другой, и горизонтальную, при которой перемещения происходят внутри одного слоя, а статус и престиж позиции не меняются. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу и т.д.

Совокупность соц перемещений людей в О, т.е. изменений своего статуса, называется соц мобил-тью.

Движение вверх и вниз наз-ся вертик моб-тью, она бывает 2типов: нисходящей (социальный спуск, движение вниз) и восходящей (соц подъем).

Горизонтальной мобильностьютью называется переход индивида из одной соц группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (н-р, изменение гражданства, перемещение из православной в католич религ гр). Разновидностью горизонтальной моб-ти служит географ моб-ть: перемещ из одного места в др при сохранении прежнего статуса (международ и межрегион туризм). Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географ моб-ть превращается в миграцию (переезд из деревни в город на постоянное место жит-ва).

Классификация соц моб-ти может быть проведена и по иным критериям. Так, н-р, различают индивидуальную моб-ть, когда перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у инд-да независимо от других, и групповую моб-ть, когда перемещения происходят коллективно, к примеру после соц революции старый господ-щий кл уступает свои позиции новому госп-щему кл.

К факторам индивид моб-ти относятся: соц статус семьи, ур образ, национ-ть, место жит-ва.

Каналы вертикальной мобильности:

Армия функционирует в качестве канала не в мирное время, а в военное. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатства. У них появляется возможность мародерствовать, грабить, захватывать.

Церковь как канал социальной мобильности переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев.

Школа как институт образования и воспитания, какую бы конкретную форму ни приобретала, во все века служила мощным каналом социальной мобильности. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатства. Согласно его расчетам в 29 % случаях это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21 % – банкира и биржевика, в 12 % – торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей и тому подобные не дают таких возможностей.

Семья и брак являются каналами вертикальной мобильности в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. Например, пример такой мобильности можно увидеть в Античности. По римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина. 31.Социальный прогресс и регресс. Аномия.

Понятие развития применяется к процессам совершенствования, улучшения, усложнения.

Результатом процесса социального развития являются новые количественные и качественные составляющие социального объекта, что может выражаться в повышении (понижении) уровня его Прогресс обычно понимается как совершенствование социального устройства общества и культурной жизни человека. Оно предполагает такую направленность социального и всего общественного развития, для которой характерен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Тут важно отметить такие компоненты, как улучшение условий труда, обретение человеческой личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед обществом. Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современным может быть охарактеризована как прогрессивное развитие. Хотя, конечно, очень трудно найти какую-то универсальную теоретическую, научную формулу такого развития. Существуют сферы, к которым не применимо понятие прогресса (как переход от простого к сложному). Это область искусства как социального института, религия. Есть области, которые точно можно относить к прогрессу: техника, технология.

Существует понятие «регресс», по своей направленности противоположное прогрессу.

Аноми́я (от франц. anomie - беззаконие, безнормность) (др.-греч. ἀ- - отрицательная приставка, νόμος - закон) - понятие, введённое в научный оборот Эмилем Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия, разочарование, противоправное поведение). Согласно Дюркгейму, аномия - это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе - расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения - с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:

    расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;

    низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;

    частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.