Услуги и продукты библиотек в просвещении. Библиотечные продукты и услуги. Библиотечные услуги. Их классификация

  • 03.03.2020

Приучение детей к воде с самого раннего возраста самым положительным образом сказывается на физическом развитии. Обучение ребенка плаванию – это не только полезный жизненно необходимый навык, но и возможность укрепить иммунитет, ведь плавание – один из наиболее эффективных методов закаливая. Плавание с ранних лет , оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, способствует формированию правильной осанки.

С какого возраста можно начинать обучение плаванию

Начинать обучать ребенка плаванию можно практически с момента появления на свет. Уже с самого рождения у ребенка заложен природой безусловный рефлекс, который позволяет ребенку задерживать дыхание, в случае попадания на лицо воды. Однако, навыки плавания, приобретенные в самом нежном возрасте, недостаточны для того чтобы ребенок сумел впоследствии быстро и технично плавать.

Общепринятым возрастом, с которого считается, что малыша уже можно учить плаванию осознанно, считается возраст после 3 лет. С этого возраста закладывается фундамент, который станет основой для дальнейшего постижения искусства плавания. Стоит отметить, что затягивать с этим тоже не стоит. Обучение с возрастом дается труднее, а будет еще сложнее, чем это дается детстве.

Обучение плаванию в возрасте 3-5 лет

Чтобы процесс обучения проходил наиболее эффективно, важно чтобы занятия приносили удовольствие всем участникам. Освоение азов плавания лучше всего познавать последовательно. В первую очередь будущему маленькому пловцу необходимо научиться лежать на воде. Инструктора, обучающие детей плаванию, рекомендуют объяснять теоретические основы. Расскажите малышу о том, что вода затрудняет движение рук и ног, что в горизонтальном положении человеку удержаться на воде значительно проще, чем в вертикальном.

После того как ребенок усвоил теорию, можно предложить ребенку погрузиться в воду, сделать глубокий вдох и лечь на воду животом вниз. На первых порах важно, чтобы малыш не нахлебался воды, полученные негативные эмоции могут отбить у него дальнейшее желание обучаться, поэтому ребенка необходимо поддерживать руками под живот и грудь, постепенно, незаметно убирая опору. Спустя пару занятий, ребенок уже сможет самостоятельно какое-то время держаться на поверхности воды.

Как только ребенок начинает держаться на воде можно начинать осваивать простейшие элементы плавания. Предложите ребенку выполнить такие элементы, как «Звездочка», «Поплавок», пусть малыш попробует скользить в воде, работая ногами.

Внимание! При обучении ребенка плаванию следует ограничить использование приспособлений, которые вынуждают ребенка находиться в воде в вертикальном положении.

Используя надувной круг, ребенок привыкнет занимать такое положение, при плавании, и будет машинально стараться вернуться именно в вертикальное положение, в котором, естественно, будет не в состоянии удерживаться на поверхности воды. Это будет существенным препятствием для обучения, а возможно и вообще отобьет у ребенка все желание заниматься плаванием.

На первых этапах обучения можно использовать такие вспомогательные приспособления, как надувные воротники, нарукавники и пояса. Использование этих приспособлений позволит ребенку приложить меньше усилий, чтобы удерживать свое тело в горизонтальном положении, и значительно упростят процесс освоения плавания.

Обучение плаванию в возрасте 6-7 лет

В возрасте 6-7 лет ребенок уже способен понимать причинно-следственные связи, понимать логику того, что ему объясняют, и самое главное способность внимательно слушать и стараться выполнить правильно то, что ему говорят. Поэтому обучение в таком возрасте считается наиболее благоприятным и эффективным. Именно сейчас у малыша появляется так называемое «чувство воды» — возможность понимать, как перемещение какой-либо части тела может повлиять на движение тела, находящегося под водой. Обучение в младшем школьном возрасте достаточно эффективно проводить в специальных секциях, где ребенок будет обучаться у тренера. Набор детей в различные секции происходит как раз в этом возрасте, именно по этой причине.

Многие родители ошибочно стараются воспитать в своем ребенке великого пловца, зачастую слишком много требуя от своего маленького спортсмена. В первую очередь водные процедуры должны приносить малышу радость и удовольствие. Слишком частые тренировки могут послужить причиной отказа юного пловца от посещения занятий, и привить неприязнь к плаванию. Наилучший график для занятий по плаванию в этом возрасте составляет 2-3 посещения в неделю, и, желательно, чтобы в процесс тренировок были включены различные игровые элементы.

Стандартные упражнения для обучения детей плаванию

Упражнение «Пузыри»

Суть упражнения заключается в том, чтобы ребенок сделал глубокий вдох, погрузил голову под воду, и начал неторопливо делать выдох через рот, пуская, таким образом, пузыри. Необходимо чтобы ребенок научился находиться под водой более 10 секунд, и при этом не глотал воду.

После освоения этой части упражнения можно научить ребенка делать вдох, который позволит ему в дальнейшем освоить способ дыхания, используемый в кроле. Делается вдох, голова погружается в воду, делается выдох ртом, голова поворачивается в сторону, таким образом, чтобы рот находился над поверхностью воды, делается следующий вдох, продолжая движения в этом же ключе.

Упражнение «скольжение»

Как только ребенок научился правильно выполнять это упражнение, научиться его полноценно плавать уже не составит большого труда. Основная задача скольжения – научить ребенка полноценно использовать ноги при плавании.

Если обучение проходит в бассейне, можно использовать специальную доску из пластика, если в естественном водоеме, вполне подойдет любой предмет, за который может держаться ребенок, и при этом не будет уходить под воду: надувной матрац или кусок пенопласта вполне сгодятся. На первых занятиях кто-то из родителей должен тянуть матрац по воде. После того как элемент освоен, необходимо чтобы ребенок самостоятельно скользил по воде, работая при этом ногами.

Упражнение «поплавок»

Поплавок поможет ребенку в тренировке по задержке дыхания. Ребенок делает глубокий вдох, погружается под воду с головой, обхватывает руками колени. После чего всплывает спиной вверх, разворачиваясь таким образом, что лицо все еще находится под водой.

Это упражнение позволит наглядно показать ребенку один из главных принципов плавания. Если ребенок уже уверенно выполняет поплавок, задерживая дыхание более чем на 20 секунд, предлагается выполнить поплавок без воздуха. Разумеется, «поплавок» не начнет всплывать.

«Поплавок» поможет уяснить ребенку, что при вдохе не нужно предпринимать никаких активных действий, а при выдохе необходимо приложить усилия, которые позволят держаться на воде.

Упражнение «звездочка»

Звездочку необходимо выполнять на такой глубине, чтобы вода была на уровне пояса малыша, руки вытянуты наверх. Делается отталкивающее движение от дна, в направлении вперед и вверх. В момент входа в воду, тело прямое, руки вытянуты, а голова должна быть под водой.

Упражнение звездочка позволит малышу понять, что можно опираться о воду, ничуть не хуже чем об землю. После того как звездочка освоена достаточно хорошо, упражнение выполняется с головой поднятой над водой. Плавучесть при этом станет заметно хуже, это наглядно покажет малышу, что плавать с головой, опущенной под воду, можно намного эффективнее.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

2.1 Определение желания дошкольников заниматься плаванием

2.2 Методика обучения дошкольников плаванию

2.3 Результаты работы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Детское плавание – своеобразный массаж для всего тела. Самое главное – это радость ребенка от общения с водой: занятия в бассейне детского сада сопровождаются всегда детским смехом, брызгами, фейерверком положительных эмоций.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания .

Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

Положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды.

Укрепляют нервную систему, повышается общий тонус организма , совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Свобода движения способствует выработке эндорфинов, которые отвечают за хорошее настроение. Поэтому ребенок будет более послушным и у него не возникнет проблем со сном.

Ускоряет развитие скелета и мышц у ребенка. Не перегружают позвоночник при работе всех групп мышц, как при занятиях другими видами спорта.

Улучшается координация движений, благодаря чему малышу будет легче учиться всему новому, к примеру, кататься на велосипеде.

Это - лучший способ «вылечить» маленького «обжорку» или же, наоборот, «малоежку». Если ваш карапуз сластена и склонен к полноте, плавание может решить эту проблему.

Именно плавание помогает безопасным образом избавиться от лишних килограммов , и у вас не будет необходимости сажать кроху на жесткую диету. А малоежкам регулярные занятия плаванием помогут улучшить аппетит .

Служат безопасным лекарством от несмелости и эффективной терапией для маленьких агрессоров. Дети очень часто не справляются со своими эмоциями. Плавание поможет справиться со стрессом.

Цель исследования: Изучить наиболее эффективные способы обучения плаванию детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности обучения плаванию в ДОУ;

2. Провести практическую работу по определению желания дошкольников научиться плаванию;

3. Подобрать методы и приемы, специальные упражнения обучения плаванию дошкольников .

Гипотеза исследования: предположим, что обучение плаванию детей дошкольного возраста будет эффективным если:

Педагог владеет теоретическими и практическими основами обучения плаванию детей дошкольного возраста ;

Педагог владеет методикой обучения плаванию детей дошкольного возраста;

Учитывает возрастные и индивидуальные способности и потребности детей.

Объект исследования: процесс обучения плаванию детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: методика и упражнения обучения плаванию детей дошкольного возраста.

Методологическая основа: М.К. Ланцовой, И. Головой, Э.Я. Степаненковой, Лесгафта П.Ф. , Е.В. Крестининой, В.И. Стародубова, В.В. Бунак, Н.В. Полтавцевой, Н.И. Красногорского, П.Н. Башкирова, В.Г. Властовского, А.В. Кенеман и др.

Методы исследования. Анализ литературы, наблюдение, беседа, эксперимент, качественный и количественный анализ, анализ результатов практического исследования.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ

1.1 История развития плавания

Появление и развитие плавания в России относится к древнейшим временам. Возникшее как навык, необходимый человеку в трудовой деятельности, плавание использовалось в быту и в военном деле. Организованное обучение плаванию стало применяться значительно позднее: в середине XVII в. Петр I, создав регулярную армию и флот, включает его в программу подготовки офицеров армии и флота, в боевую подготовку солдат и матросов.

Под его руководством проводились учения – «потехи» с форсированием водных преград и сражениями на воде. Плавание было включено в число учебных дисциплин Морской академии, открытой в 1719 г. Во второй половине XVIII в. в России отмечается значительный расцвет науки, культуры и искусства.

Педагогические идеи о соединении умственного образования с физическим воспитанием начинали претворяться в жизнь. В программы учебных заведений того времени включались как самостоятельный предмет различные физические упражнения, в том числе и плавание.

В печати публиковались статьи, в которых говорилось о необходимости обучения искусству плавания, давались советы по технике плавания и методике обучения.

Особенно большое внимание уделялось умению плавать и переправляться вплавь в военном деле. Плавание вводится как предмет, обязательный для изучения, в Морском кадетском корпусе, основанном в 1752г. Уже в 1782г. имелись платные преподаватели плавания.

Плавание стало изучаться в сухопутном кадетском корпусе. В XVIII в. плавание как прикладной вид физической подготовки получило распространение в войсках великого русского полководца А.В. Суворова. Еще, будучи командиром полка, он широко применял обучение солдат плаванию и переправам вплавь, заставляя их переплывать реки и широкие рвы, заполненные водой .

Часто солдаты и офицеры его полка организованно переплывали р. Волхов, причем А.В. Суворов сам показывал пример, бросаясь в воду первым. Все это помогло его войскам бесстрашно преодолевать преграды во время сражений. Применявшийся в тот период метод обучения плаванию описан в «Экономическом месяцеслове» за 1776г. Здесь подробно разбирается вопрос о том, какое свойство приобретает тело человека, если его легкие наполнены воздухом. Этот воздух, по мнению автора, «должен держать тело поверх воды и не допускать его тонуть».

Важнейшее открытие неизвестного автора было положено в основу обучения плаванию и получило название метода естественного изучения плавательных движений: человека сначала учили спокойно лежать на груди и на спине, на поверхности воды и только после освоения этого навыка обучали правильным приемам плавания, которые предусматривали освоение способа в целом.

Техника того времени была представлена следующим образом. Человек на воде принимает горизонтальное положение, которое создает большую площадь опоры; далее выполняются одновременные движения ногами, которые рекомендуется умеренно сгибать, а затем раскидывать вместе с вытягиванием обеих рук вперед; после этого обе руки должны одновременно производить движения, «загребая оными под себя воду».

«Проворство» в плавании (координация движений) зависит от согласования движений руками и ногами. Голову рекомендуется держать повыше «для свободного поверх воды дыхания». Движения необходимо выполнять так, чтобы они были «подпорою и помощью».

С введением очередного устава армии (XVIII в.) прогрессивный естественный метод изучения плавательных движений утратил свою силу. Во второй половине XVIII в. в России сложилось два метода обучения плаванию: целостного и раздельного обучения.

Обучение по первому методу сводилось к тому, что занимающиеся после выполнения ряда подготовительных упражнений и ознакомления со свойствами воды воспроизводили в целом показанный преподавателем способ плавания .

Обучение по второму методу предусматривало тщательное разучивание каждого движения (под счет) сначала на суше, затем в воде. При выполнении упражнений широко использовались поддерживающие средства. На водоемах строились специальные плоты с перилами и применялись шесты с лямками и «удочки», на которых подвешивались обучаемые.

Каждый из методов существовал совершенно самостоятельно. Метод целостного обучения применялся главным образом среди гражданского населения, а раздельного обучения – в армии.

В 1829г. вышла «Инструкция предписаний от Его Императорского Высочества Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича», в которой были определены правила состязаний по плаванию, состав судейской комиссии, порядок награждения победителей, медицинское обеспечение и меры страховки в воде.

По этой «Инструкции» в 1829г. на реке Березовке было организовано состязание по плаванию. Оно явилось первым соревнованием в России, проведенным по утвержденным правилам. Любопытно, что к участию в состязаниях допускались лишь лучшие пловцы, принадлежащие к разряду отличных.

1.2 Подготовительные упражнения по обучению детей плаванию

Первые трудности в обучении плаванию обусловлены специфическими свойствами воды: вода легко попадает в рот, нос, уши, вызывая неприятные ощущения.

Чаще всего это происходит потому, что при погружении рот ребенка остается открытым, а многие дети даже пытаются делать вдох в толще воды. Поэтому сначала нужно научить ребенка задержке дыхания на вдохе и каждый раз (в домашних условиях) напоминать ему, чтобы его рот при соприкосновении с водой был закрыт.

Необходимо многократно напоминать, что в воде нельзя делать вдох: он выполняется только над водой! Такие напоминания нужны до тех пор, пока у занимающихся не выработается стойкая привычка следить за этим самостоятельно. Если вода все-таки попала в уши, ее обязательно нужно удалить. Для этого – склонить голову набок, потрясти головой, и вода, как правило, вытекает. Если же вода попала в нос, надо сделать интенсивный выдох над поверхностью воды через нос (при закрытом рте).

Чтобы вода не попадала в носоглотку и не заполняла преддверие уха, следует создать в носоглотке повышенное давление. Это можно сделать, произнося звук «пэ» (с трудом) и соответственно – с задержкой. Что-то аналогичное можно несколько раз выполнить перед контактом с водой. Большие проблемы возникают при соприкосновении слизистой носа или глаз с водой .

У ребенка это вызывает неприятные ощущения и эмоции, а ведь все обучение должно проходить на фоне положительных эмоций. Эффект усиливается, если вода оказывается не очень чистой.

В бассейне при добавлении к воде хлора, медного купороса и других добавок воздействие на слизистую еще больше, при этом занимающиеся рефлекторно закрывают глаза. При выключенном зрительном анализаторе теряется ориентировка в пространстве, появляются страх, неуверенность в своих силах, возрастают отрицательные эмоции.

Поэтому с первых занятий необходимо приучать ребенка открывать в воде глаза, все упражнения выполнять с открытыми глазами. Другой трудностью является то, что все предметы в воде расплывчаты и воспринимаются в искаженном виде. К этому тоже нужно привыкнуть. Такой же трудностью становится неопределенность звука. Звук с высокой скоростью распространяется во все стороны одновременно.

Соответственно возникают неприятные ощущения. Высокое гидростатическое давление затрудняет выдохи в воду. Трудности начального этапа обучения заключаются еще и в том, что, с одной стороны, упражнения, выполняемые ребенком, требуют сосредоточения, а с другой – длительное нахождение в одной позе, ограничение движений быстро вызывают озноб, возникают «гусиная кожа», дрожь, синева на губах и различных участках кожи .

Все это существенно сковывает движения и отвлекает от решения поставленных задач. Нельзя оградить ребенка от всех трудностей, связанных с освоением с водой, они, безусловно, будут, – но его нужно убеждать в том, что с каждым разом их станет все меньше и меньше: малыш сам это почувствует, у него появится уверенность в своих силах.

При знакомстве с водой, нужны последовательность и постепенность. Обучение можно начинать уже в домашних условиях.

Упр. 1. Склониться над тазиком и умывать лицо; дать воде свободно стекать, не стряхивая ее с лица.

Упр. 2. То же, что и 1, но стараться не закрывать глаза, дать возможность воде свободно стекать с лица.

Упр. 3. И. п. – склоняясь над тазиком. Горстями набирать воду, поливать себе шею. Дать воде свободно стекать.

Упр. 4. И. п. – склоняясь над тазиком. Горстями набирать воду, поливать себе голову, пусть вода сначала стекает по затылочной части.

Упр. 5. И. п. – то же. Произвольно поливать водой голову, давать ей свободно стекать.

Те же упражнения можно проделать с помощью родителей или старших друзей. Они тоже могут поливать воду из кувшина.

Здесь, особенно, нужны внимание и забота старших. Их нахождение рядом, доброжелательное отношение вселяют в ребенка уверенность и желание выполнять задания.

Как правило, эти упражнения выполняются во время гигиенических процедур. Такие же упражнения можно проделать, стоя под душем. Для Начала надо поднять руки вверх, уже на уровне ладоней вода будет рассекаться на мелкие брызги, разлетающиеся в разные стороны, для того чтобы сильные струи воды больно не ударяли по голове, лицу, по поверхности тела .

Вода должны быть теплая и приятная, располагающая к комфорту. С помощью кранов можно отрегулировать напор воды.

1.3 Обучение дошкольников плавательным движениям

Значительная возбудимость и реактивность, а также высокая пластичность нервной системы в дошкольном возрасте способствуют лучшему, а иногда и более быстрому, чем у взрослых, освоению довольно сложных движений.

Очень важно сразу правильно формировать двигательные навыки у детей, поскольку переучивать их трудно. Поэтому необходимо обучать детей рациональной технике выполнения физических упражнений, расширять объем разнообразных навыков, которые совершенствуются на последующих возрастных этапах их жизни.

При обучении дошкольников движениям традиционно все упражнения подразделяются на четыре группы: гимнастика, игры, спортивные упражнения, простейший туризм.

Спортивные упражнения занимают значительное место в физическом воспитании дошкольников. Проводятся они в основном на открытом воздухе, и для их организации необходим специальный инвентарь и оборудование. Детям предоставляется возможность научиться большому количеству новых двигательных действий, используемых в необычных условиях (на льду, в воде, на снегу, на асфальте и т.д.).

У детей пополняется словарный запас, они знакомятся с явлениями природы (вода, снег, лед), с устройством велосипеда, самоката, санок и т.д., приучаются ухаживать за инвентарем .

Программа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении предусматривает выполнение детьми следующих видов спортивных упражнений: ходьба на лыжах, катание на санках, коньках, по ледяным дорожкам, катание на велосипеде, плавание.

Занятия проводятся во время утренних и вечерних прогулок, длительность их проведения варьируется в зависимости от возраста детей, температурных условий.

Плавание. Задачей занятий по плаванию является не только закаливание организма детей (совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды), но также предоставление им возможности научиться плавать, преодолеть чувство страха и боязнь глубины.

Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий. Группы делят на подгруппы. В зависимости от возраста детей и от конкретных условий (число детей в группе, размер бассейна, цель занятия) количество подгрупп может быть разным. Например, первую и вторую младшие группы делят на подгруппы, чтобы в каждой из них было не более 6-8 детей, в более, старших подгруппах должно быть не более 10-12 детей.

Длительность занятий в разных возрастных группах неодинакова. Она устанавливается в зависимости от возраста, а также от периода обучения. Формирование умения плавать предусмотрено программой, начиная с детей младшей группы, т.е. с четвертого года жизни ребенка.

В то же время во многих дошкольных учреждениях, имеющих бассейн, практикуются занятия по плаванию с детьми второго и третьего годов жизни.

Успешность обучения дошкольников плаванию и степень его оздоровительного влияния зависят от того, насколько четко соблюдаются все основные требования к его организации, обеспечиваются меры безопасности, выполняются необходимые санитарно-гигиенические правила.

В дошкольных учреждениях детей можно обучать элементарным движениям синхронного плавания и игры в водное поло. В дошкольных учреждениях проводятся водные спортивные праздники и досуги .

2 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Констатирующий этап

Практическая работа по определению желания дошкольников заниматься плаванием проходила в МБДОУ №35 в старшей возрастной группе, в практической работе приняли участие 20 дошкольников. В детском саду есть бассейн, но посещают его не все дошкольники.

Нами был разработан опросник, с целью определить желание и возможности дошкольников заниматься плаванием.

Опросник:

1. Ты умеешь плавать?

Да;

Нет;

Да;

Нет;

3. Ты боишься воды?

Да;

Нет;

4. Ты посещаешь бассейн?

Да;

Нет;

Да;

Нет;

Да;

Нет;

7. Ты любишь игры на воде?

Да;

Нет;

Да;

Нет;

Ответы дошкольников занесем в таблицу 1.

Таблица 1 – Желания дошкольников научиться плаванию

Результаты занесем на рисунок 1.

Таким образом, можно провести анализ полученных нами результатов, после проведенного опроса дошкольников:

Умеют плавать лишь 20% дошкольников, при этом нравится находиться в воде – 50% детей, половина дошкольников – 50% боятся воды, посещают бассейн – 40% старших дошкольников, с родителями, родственниками, выезжали на море, озеро, реку – 30% детей.

Также лишь 30% дошкольников родители, либо родственники, учили плавать, 50% детей очень любят игры на воде и хотели бы научиться плавать.

Для того чтобы поменять ситуацию, нами подобрана методика и специальные упражнения, которые, должны изменить отношение дошкольников к плаванию.

2.2 Формирующий этап

Практическое значение занятий плаванием огромно. Оно всесторонне развивает и закаливает организм (особенно дыхательную систему), так как на него при этом воздействуют сразу вода, солнце и воздух.

Ребенку легче держаться на воде, нежели взрослому, поскольку подкожный жировой пласт у детей толще. Уже достигнув 7-9 месяцев, ребенок может (должен!) суметь самостоятельно продержаться на поверхности воды 8-10 мин.

Однако этого можно достигнуть только при условии систематических и разнообразных тренировок на воде. Детей дошкольного возраста лучше всего учить плаванию в специально отведенных для этого местах .

В детских садах - в плавательных бассейнах, а когда детям позволяют купаться в естественных водоемах, то при этом нужно придерживаться следующих правил:

1. Выбирая место для купания, воспитатель должен проверить глубину, тщательно изучить дно, чтобы убедиться, что оно не содержит ям.

2. Уровень воды не должен превышать 80см, дно не должно быть каменистым, течение - быстрым.

3. Дно должно быть ровным, вода проточной, берег сухим и незагрязненным. 4. Площадь, отведенная для купания детей, должна быть помечена отчетливо видными цветными поплавками, флажками, изгородью и т.д.

5. Воспитатель, обучающий детей плаванию, прежде всего обязан сам хорошо уметь плавать, знать правила оказания помощи, уметь моментально оказать первую помощь. Хорошо, если на занятиях по плаванию присутствует кто-либо из медицинского персонала или другие работники детского сада.

6. Купание и подготовка к плаванию должны сочетаться с солнечными ванными и организуются ежедневно во время прогулки или после дневного сна.

Сначала детям разрешается быть в воде 5-10 мин при условии, что ее температура 20-24°С, а температура воздуха 24-28°С. Заметив, что детям становится хоть немного холодно (а об этом можно догадаться по побледневшему лицу), нужно потребовать немедленного выхода из воды, проследить, чтобы дети как можно лучше вытерли полотенцами лицо, шею, голову, спину, живот и другие части тела, хорошо прочистили бы уши.

Когда дети учатся плавать, нужно приучить их не бояться воды. Дети дошкольного возраста часто боятся воды - нужно помочь им преодолеть этот страх, научить, не бояться брызг, попадающих на лицо, смело входить в воду, окунаться, двигать в воде руками, ногами.

Если ребенок боится самостоятельно войти в воду, воспитатель берет его за руку, помогает преодолеть страх и окунуться. Лучше всего чувство страха преодолевается, когда воспитатель держит ребенка за руки так, чтобы он был лицом к ней, и незаметно вводит ребенка в воду .

Обучение детей плаванию предполагает использование следующих упражнений:

Элементарные передвижения в воде:

Они служат началом адаптации к водной среде и в данном случае выступают как форма взаимоотношений с водной средой. Через движения и в движениях ребенок знакомится с элементарными свойствами воды. Движения помогут адаптировать сенсорику занимающихся.

1. Ходьба в различных направлениях, с различным темпом, с различной скоростью, индивидуально и в группе, с разными положениями рук. Элементы ходьбы используются и в различных игровых заданиях.

2. Бег в разных направлениях, с разной скоростью, индивидуально и в группе. Элементы бега используются и в игровой форме.

3. Игры.

Погружения:

Упражнения этой группы позволяют продолжить решение задач адаптации к водной среде. Вот некоторые задания:

1. Умываемся. Дети заходят в воду по пояс. Стоя в воде, набирают в ладони воду, умывают лицо.

2. Достань дно рукой. Приседая, нужно достать дно рукой, при этом вольно или невольно лицо погружается в воду.

3. Под водой. Держа двумя руками мяч, опустить его на дно, выпустить из рук, поймать. Повторить несколько раз.

4. Сколько пальцев? Погрузиться в воду, сосчитать, сколько пальцев показывает товарищ.

5. Гримасы под водой. Строить гримасы под водой. Упражнение выполнять в парах: один партнер рассматривает гримасы, другой – строит.

6. Собери предметы. Собрать со дна все предметы.

7. Сядь на дно.

Всплывания и лежания:

Смысл упражнений этой группы – испытать действие выталкивающей силы. Наиболее известные упражнения из этой группы: «Медуза», «Звезда», «Поплавок».

    «Медуза».

Глубина воды – по пояс. Выполнить глубокий вдох, задержать дыхание, наклонить голову вперед, согнуться в тазобедренных суставах, лечь на воду, свободно лежать.

2. «Поплавок».

Глубина воды по пояс.

Выполняя «медузу», подтянуть колени к груди, взять подбородок на грудь, задержаться в этом положении. Спина должна показаться на поверхности. Упражнение выполняется с задержкой дыхания на вдохе. Не должно быть никаких резких движений, необходимо принять устойчивое положение.

3. «Звезда».

Глубина воды по пояс. Сделать полный глубокий вдох, медленно лечь на воду, на грудь, развести руки и ноги в стороны. Лежать. Выполнить «звезду» в положении на спине.

Упражнения на дыхание:

Известно, что паттерн дыхания в воде отличен от паттерна дыхания на суше. Проблема заключается и в том, чтобы согласовать дыхание с движениями. Формировать новый дыхательный стереотип (динамический стереотип) необходимо уже на этапе знакомства с водой.

1. Глубина воды по пояс. Присев, погрузиться в воду, выдох выполнить через рот; выпрямиться, сделать вдох над поверхностью воды. Повторить задание.

2. И. п. – полунаклон в воде, подбородок лежит на поверхности воды, как на столе. Сделать вдох, опустить лицо в воду – выдох – поднять голову – вдох. выдох. и т.д.

3. То же, что и в предыдущем задании, но вдох и выдох выполнять поворотом головы в сторону; при этом подбородок должен касаться проксимальной части плеча. Плечи стараться удерживать на месте, не раскачивать.

4. Те же задания (2,3) можно выполнять, медленно передвигаясь по дну.

5. Могут быть использованы различные игровые задания. Главное, на что приходится обращать внимание при выполнении заданий этой группы, это умение выполнять энергичный выдох в воду, выдерживать паузу. Чем больше заданий будет на этапе начального обучения, тем больше окажется «дыхательный» опыт.

Комплекс упражнений (продолжение):

1. Научить двигаться в воде в различных направлениях и в разных положениях: лежа на животе, на спине, бегать с игрушками поводе и без них. При этом воспитатель должен придать детской возне форму игры: движение, когда каждый машет одной рукой («лодочка с веслами»), спрятав руки за спиной («ледорез»), руки, сжатые в кулаки, выпрямлены вперед («рыба»), стоя на четвереньках («крокодил»), пятиться назад («рак») и бежать, высоко поднимая колени («лошадка»), и т.д.

2. Учить детей нырять в воду с головой. Дети плещутся, руками разбрызгивая воду, делают «дождь». После этих упражнений можно попробовать нырнуть, пригнувшись, чтобы вода доходила до уровня глаз, потом - лежа на спине. Затем можно предложить окунуть голову, придерживая ее руками. Нужно, чтобы, окунувшись с головой, дети задержали дыхание. Научив ребят нырять, таким образом, можно разрешить им посмотреть под водой сквозь пальцы рук.

3. Обучать движениям ног вверх-вниз, сначала сидя на берегу, а потом уже сидя в воде. Движения выполняются выпрямленными ногами. Познакомив детей с движениями ног в положении сидя, можно приступать к обучению их тем же движениям в положении лежа на спине или на животе (в неглубоком месте). При этом упражнении нужно использовать различные резиновые игрушки: круги, надувные подушки и т.д.

4. Обучать движениям рук, используя сначала скамеечки. Дети учатся попеременно каждой рукой выполнять гребок. После этого движения рук и ног выполняются в воде, вначале касаясь ногами дна (как «крокодил»). Это упражнение напоминает плавание стилем кроль, только без выбрасывания рук вперед.

5. Учить выдоху в воду. Это упражнение, сперва, можно выполнять на берегу. С ладошки дети учатся сдувать легкий предмет (бумажку, листок, перо и т.д.). В воде, нырнув до подбородка, дети стараются «сдуть» воду («охлаждают горячий чай»).

После этих упражнений можно разрешить детям, нырнув, делать выдох в воде. Необходимо знать, что дети дошкольного возраста обычно делают выдох в воде, присев на корточки, расставив руки в стороны. Так им легче сохранять равновесие.

В воде можно играть в разнообразные игры:

1) «Фонтан» - дети, сидя в неглубоком месте, образуют круг. По сигналу воспитателя они колотят ногами по воде, стараясь вызывать как можно больше брызг. Эта игра позволяет детям привыкнуть к брызгам.

2) «Море штормит» - дети входят в воду по пояс, встают один за другим чередой или в кружок. По знаку воспитателя разбегаются в стороны, приседают, выпрямив руки в стороны, стараясь поднять побольше волну. По следующему знаку воспитателя «ветер затихает», дети возвращаются в первоначальный строй.

3) «Воробьи в воде» - на неглубоком месте дети подпрыгивают, отталкиваясь обеими ногами, стараясь выпрыгнуть из воды.

4) «Поезд и тоннель» - стоя по одному, дети кладут руки впереди стоящему на поясницу, изображая «поезд». Двое детей, стоя лицом к лицу, соединив руки, изображают «тоннель», руки ребят касаются воды. Чтобы «поезд» миновал «тоннель», ребята должны нырнуть в воду. Когда весь «поезд» проезжает, дети, изображавшие тоннель, встают в хвост вереницы. А первая пара «поезда» образует «тоннель».

В дошкольном возрасте, как показывают результаты исследований, не ставится задача овладения ребенком прочной техникой плавательных движений. Важно, чтобы он усвоил элементы техники, правильный общий рисунок движений, на основе которого будет, развиваться, и совершенствоваться навык плавания. И чем большим количеством плавательных движений будет овладевать дошкольник, тем более прочным будет навык плавания.

Учитывая возрастные особенности ребенка 5-6 лет, выполнение каждого упражнения должно быть кратковременным. Зато в каждом занятии следует использовать большое количество разнообразных плавательных движений.

Это значительно повышает заинтересованность ребенка в целенаправленных действиях, способствует дисциплинированности, эффективности обучения.

У детей мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослых, но сами сокращения происходят через меньшие промежутки времени и, при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении удлиняются.

Этим объясняется тот факт, что ребенок быстро утомляется, однако физическая утомляемость у него быстро проходит.

Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам. Поэтому ребенку легче бегать, чем стоять на одном месте.

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, которые уже к 5 годам достаточно хорошо развиты и постепенно начинают вовлекать в работу и мелкие слаборазвитые группы мышц. Поэтому занятия плаванием для всестороннего развития мышечной системы ребенка особенно благоприятны.

Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью, цикличностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечной группы последовательно чередуются, что оказывает очень благоприятное воздействие на ребенка.

Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также благоприятно сказывается на деятельности сердечно-сосудистой системы. Многие ритмичные движения ног при плавании, особенно в старшем дошкольном возрасте при недостаточно развитом тазовом поясе, обеспечивают большую разностороннюю нагрузку на нижние конечности, чем укрепляется тазовый пояс.

Ребенок 6 лет способен усваивать сложные по координации движения, и именно плавание содействует их развитию. Пребывание в воде вызывает отдачу тепла, и она будет тем больше, чем ниже температура воды. При продолжительном пребывании в воде температура тела снижается. Переохлаждение недопустимо.

При систематических занятиях плаванием сосудистая система дошкольника быстро приспосабливается к изменениям температуры воды и возникает устойчивость к холоду, что немаловажно при закаливании организма.

В 5-6 лет ребенок достаточно хорошо осваивает и выполняет различные движения, однако у него наблюдается еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения.

В связи с этим движения дошкольников усиливают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Основная цель обучения плаванию дошкольников заключается в содействии их оздоровлению, закаливанию, в обеспечении всесторонней физической подготовки, для вовлечения в раннем возрасте в занятия физкультурой и спортом, и, кроме того, плавание является таким же необходимым навыком, как и умение бегать, прыгать и т.д.

Помимо прикладного значения плавания, необходимого для жизни, важно как можно раньше выявить у ребенка способность к освоению тех или иных плавательных движений в индивидуальной последовательности, сформировать и поддерживать у него в дальнейшем стремление к острой борьбе и победам в спорте, что будет способствовать развитию у него стойкого интереса к занятиям физкультурой и занятости во внеурочное время.

В результате обучения плаванию дети очень хорошо осваивают различные его способы: брасс, дельфин, выполнение поворотов и старта. Исследования, проведенные с младшими школьниками (Т.А. Протченко) и старшими дошкольниками (М.К. Ланцовой, И. Головой и др.), направленные на нетрадиционные системы одновременного освоения ребенком разных способов плавания, показали результативность данного метода. Каждому малышу изначально присущ свой способ плавания .

Наиболее эффективным для овладения навыком плавания на начальной стадии обучения ребенка шестого года жизни является плавание неспортивным способом, которое лучше получается у ребенка.

Его знакомят с элементами всех спортивных стилей (брасс, кроль на груди и спине, дельфин) и с различными их сочетаниями (руки брасс - ноги кроль; руки брасс - ноги дельфин; дельфин на спине и т.д.).

Ребенок лучше усваивает неспортивный (облегченный) способ: руки брасс - ноги кроль. При этом дыхание у него произвольное (в спортивном плавании это наиболее трудная часть обучения), что облегчает освоение этого стиля.

На последующих занятиях совершенствуется освоение остальных способов по элементам и полной координации движений.

Обучение плаванию сочетается с различными упражнениями в воде - гидроаэробикой: ходьба и бег по пояс в воде; ходьба, бег спиной вперед; подпрыгивания, прыжки; общеразвивающие упражнения: держась за поручень бортика типа велосипед, упражнения на растяжку и др.

Ребенка учат выполнять традиционные упражнения: дельфин, крокодил и др.; проводят подвижные игры, игровые упражнения, хороводы, эстафеты и т.д. Навыки, полученные ребенком, завершаются в спортивных праздниках.

Важную роль при обучении плаванию играет ознакомление ребенка с лучшими спортсменами-пловцами, формирующее и воспитывающее у него интерес и любовь к спорту. Обязательным условием обучения ребенка плаванию является теснейший контакт с родителями .

2.3 Контрольный этап

Практическая работа по определению результатов проходила в МБДОУ №35 в старшей возрастной группе, в практической работе приняли участие 20 дошкольников.

Нами повторно был использован опросник, с целью определить желание и возможности дошкольников заниматься плаванием.

Опросник:

1. Ты умеешь плавать?

Да;

Нет;

2. Тебе нравится находиться в воде?

Да;

Нет;

3. Ты боишься воды?

Да;

Нет;

4. Ты посещаешь бассейн?

Да;

Нет;

5. Ты с родителями, родственниками, выезжал на море, озеро, реку?

Да;

Нет;

6. Твои родители, родственники, учили тебя плавать?

Да;

Нет;

7. Ты любишь игры на воде?

Да;

Нет;

8. Ты хотел бы хорошо научиться плавать?

Да;

Нет;

Ответы дошкольников занесем в таблицу 2.

Таблица 2 – Желания дошкольников научиться плаванию, после применения методики обучения дошкольников плаванию

Результаты занесем на рисунок 2.

Рисунок 2 – Результаты по опроснику

Таким образом, после внедрения методики и упражнений по плаванию для дошкольников, результаты изменились:

Умеют плавать 70% дошкольников, при этом нравится находиться в воде – 90% детей, 10% боятся воды, посещают бассейн – 100% старших дошкольников, с родителями, родственниками, выезжали на море, озеро, реку – 50% детей.

Также лишь 50% дошкольников родители, либо родственники, учили плавать, 100% детей очень любят игры на воде и 90% детей хотели бы научиться плавать.

Таким образом, нами получены хорошие изменения, многие дошкольники научились плавать, и поменяли свое отношение к плаванию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Плавание – жизненно важный навык, и овладение им в детском возрасте сохраняется на всю жизнь. Самое главное условие при обучении детей плаванию – это не оставлять детей без присмотра буквально ни на одну секунду и даже тогда, когда дети умеют плавать.

Одной из основных сторон физического воспитания, как и любого воспитания, как и любого другого педагогического процесса, является обучение, которое включает в себя обучающую деятельность преподавателя (преподавание) и учебно-познавательную деятельность учащихся (учение).

Наряду с общими дидактическими положениями, преподавание и обучение в плавании характеризуются своими особенностями, которые определяются тем, что предметом обучения являются специфические двигательные действия пловца. Они лежат в основе передвижений в воде.

Методика обучения и преподавания помогает ответить на вопросы: как обучаться? Как преподавать? Закономерности передвижений в воде наиболее ярко отражены в технике и в хорошо изученных и доведенных до совершенства способах спортивного плавания.

Именно в рамках спорта, в основе которого лежит, прежде всего, соревновательная практика, способы плавания, техника в наибольшей степени совершенствовались и достигли на сегодняшний день наивысшего развития.

Достичь высочайшего совершенства в технике спортивного плавания, как показывают опыт и практика, может лишь человек, систематически занимающийся спортивной тренировкой.

Что представляют собой эти систематические занятия, каковы их основные составляющие элементы, какова последовательность и каков путь достижения высокого мастерства в плавании – на все эти вопросы можно получить ответ, изучая методику обучения и закономерности спортивной тренировки.

Итак, цель по изучению эффективных способов обучения плаванию детей дошкольного возраста, достигнута.

Выполнены поставленные задачи исследования:

Изучили особенности обучения плаванию в ДОУ;

- Провели практическую работу по определению желания дошкольников научить плаванию;

Подобрали методы, приемы и специальные упражнения по обучению плаванию дошкольников . Гипотеза подтвердилась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2010.

2.Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Ст. возраст. – М.: Владос, 2007.

3.Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 2007.

4.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 2008.

5.Кистяковская М.Ю. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2010.

6.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2006.

7.Лихачев Б.Т. Педагогика. K у pc лекций. Учеб. пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 2007.

8.Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. - М.: Просвещение, 2006.

9.Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО «Апрель-Пресс», ЗАО «ЭКСМО-Пресс», 2008.

10.Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. – М.: Просвещение, 2006.

11.Осокина Т.И. и др. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Просвещение, 2004.

12.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.

13.Осокина Т. И. Как научить детей плавать. - М.: Просвещение, 2005.

14.Осокина Т. И., Тимофеева Е.А., Богина Т.Л. Обучение плаванию в детском саду. - М.: Педагогика, 2004.

15.Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 2006.

16.Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» / Под ред. А.В. Кенеман, Т.И. Осокиной. - М.: Просвещение, 2007.

17.Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. 5-7 лет. - М.: Педагогика, 2008.

18.Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Просвещение, 2011. - 189с.

19.Теория и методика физической культуры / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: Знание, 2010.

20.Фельденкрайз М. Осознавание через движение. - М.: Педагогика, 2008.

21.Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 2009.

22.Шебеко В.Н., Карманова Л.В. Физическая культура в средней группе детского сада. – Минск: Полымя, 2006.

23.Шебеко В.Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – Мн., 2012.

24.Шебеко В.Н. и др. Физическое воспитание дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Консультация для педагогов

Плавание, игры и развлечения на воде способствуют закаливанию и укреплению здоровья детей.

Контроль взрослых обязателен. Для купания в естественном водоеме (реке, озере, море) надо выбрать место с ровным песчаным дном, плотным и не илистым, без камней, коряг, водорослей и особенно ям. Вода должна быть чистой, прозрачной. Для старших дошкольников глубина водоема не более 80 см. Выход к воде должен быть свободным от кустов и деревьев и желательно, чтобы на берегу было подходящее сухое место для приема солнечных ванн и проведения игр.

Для плавания и игр на воде используют резиновые надувные мячи, круги, игрушки, плавательные доски, канат и веревки. Дети дошкольного возраста могут освоить разнообразные упражнения: выдох в воду, скольжение на груди и на спине, движение ногами.

Прежде всего, надо научить детей уверенно входить в воду. Если ребенок с опаской смотрит по сторонам и не хочет самостоятельно идти купаться, надо предложить ему повернуться к воде спиной, взять его за обе руки и вместе с ним войти в воду, все время, подбадривая его.

Затем предложить неспешными, плавными движениями погрузиться в воду по пояс, шею. После того как ребенок освоится в воде, он может самостоятельно выполнить эти упражнения.

Следующий этап – это погружение в воду с головой, которое выполняется с задержкой дыхания на вдохе. Но вначале надо научить детей (лучше на берегу) плотно закрывать рот и задерживать дыхание на вдохе. Психологически очень важно, чтобы ребенок в первый раз окунулся с головой в воду совершенно, самостоятельно (естественно, при страховке взрослого).

Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка выполнить упражнение, иначе надолго может пропасть желание заниматься в воде. Последовательность и постепенность данного упражнения состоит в следующем: ребенок должен побрызгать себе в лицо – дождик, затем погрузиться до уровня подбородка, потом до уровня носа; нос утонул – до уровня глаз; и наконец, окунуть все лицо. Задание ребенок выполняет в паре со взрослым для большей уверенности.

Погружение в воду с головой подготавливает к разучиванию выдоха в воду. Важно научить детей совершать полный выдох через сомкнутые губы. И это упражнение вначале осваивается на берегу.

Чтобы научить детей при выдохе закрывать рот, проводится следующее упражнение: на ладонь руки, расположенной на уровне рта, кладут легкий предмет (листок, перышко и т.д.); делая выдох, ребенок сдувает его с ладони. Чтобы дети не задерживали дыхания, перед вдохом им еще раз напоминают о предстоящем выдохе.

Для обучения выдоха в воду дети располагаются в воде по пояс, наклоняют голову так, чтобы губы были на уровне поверхности воды, и дуют на нее, как на горячий чай; потом опускают губы в воду и как бы вспенивают ее при выдохе; затем погружаются в воду до уровня глаз и делают выдох. Все эти упражнения подготавливают ребенка к выдоху с погружением в воду с головой.

После того как дети научатся уверенно выполнять выдох в воду и так же уверенно погружаться в нее с головой, можно приступать к разучиванию скольжения. Детям предлагается войти в воду по пояс, присесть и вытянуть руки вперед. Оттолкнувшись от дна одновременно двумя ногами, выполнить скольжение по воде. Тело ребенка при этом легко, свободно лежит на самой поверхности воды, ноги и руки соединены, выпрямлены, голова опущена в воду.

Скольжение выполняется только вдоль берега или по направлению к берегу в положении на спине, вытянув руки вдоль бедер или подняв их вверх. Если дети освоили выдох в воду, скольжение по воде на груди и спине, можно обучать правильным движениям ног.

Как и предыдущие, упражнения, для ног сначала проводятся на берегу, а потом лежа в воде на мелком месте. Ребенок ложится на воду и выпрямляет ноги так, чтобы на поверхности в положении лежа на спине, показались носки, а в положении лежа на животе – пятки. При этом опора может быть на предплечья или на прямые руки в более глубоком месте, ноги при этом находятся на расстоянии 30-40см одна от другой.

В таком положении прямыми ногами двигают вперед-вниз от бедра спокойно и ритмично. Затем движения ног совершенствуются в сочетании с продвижением на руках по дну вперед – как крокодил. Глубина при этом не должна вначале превышать 30-35 см, но постепенно может быть увеличена до 50-55 см. После того как дети хорошо освоят скольжение на груди и животе, можно еще более совершенствовать движения ног способом кроль, используя поддерживающие средства: надувные резиновые круги, мячи, плавательные доски, крупные надувные игрушки.

С помощью предметов дети совершенствуют положение тела в воде, при котором руки должны быть вытянуты вперед, плечи опущены в воду, пальцы мягко охватывают предмет (круг), голова свободно приподнята. Движения ногами выполняются плавно и ритмично. Уже после нескольких занятий дети дошкольного возраста способны проплыть с помощью предметов в руках до 20 см.

Главное при обучении плаванию – научить детей свободно держаться на воде, освоив простейшие навыки плавания.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ВОДЕ

При проведении игр и забав на воде для предупреждения несчастных случаев и травматических повреждений необходимо соблюдать следующие требования:

проводить игры и занятия по плаванию в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности;

не допускать детей в воду, если температура ниже 20°;

только под наблюдением взрослых допускаются игры на воде и обучение плаванию;

дистанция для плавания не должна превышать более 30-50 м (на одном занятии) и в основном проходить вдоль берега.

Необходимо объяснить детям, в каких случаях необходимо звать на помощь, и ради забавы не подавать ложных сигналов. В любую минуту взрослые должны быть готовы оказать детям помощь. Во время купания и плавания вода может попасть в ухо, это не должно пугать ребенка. Надо выйти из воды, вытереть уши полотенцем. Если вода все же осталась в ухе, предложить ребенку сделать несколько подскоков на одной ноге, слегка наклонив голову набок (вправо или влево).

Если ребенок поперхнется водой, то нужно просто откашляться и сделать вдох. При порезе, царапине кожу или ранку необходимо смазать зеленкой, йодом и наложить стерильную повязку, можно использовать бактерицидный пластырь.

При глубоком порезе в течение нескольких дней лучше не купаться. При переутомлении, резких движениях ребенка в воде иногда могут наблюдаться судороги – ногу свело.

В этом случае надо быстро подойти к ребенку, попросить по возможности расслабить сведенную мышцу, помочь выйти из воды на берег и растереть ногу несильным движением (только вверх) до исчезновения судороги. Надо быть готовым и к тому, что ребенок может захлебнуться и даже скрыться под водой. Тогда действовать надо быстро, сохраняя при этом самообладание. Главное, как можно быстрее вынести ребенка на берег и приступить к искусственному дыханию.

Оказание первой помощи следует продолжать до появления у ребенка самостоятельного дыхания или до прибытия медицинской помощи.

При обучении плаванию очень важен комплексный и плановый подход – тренер должен понимать, кого, для чего и каким образом он учит.

В этой статье приведены базовые принципы и методология обучения плаванию.

Что учитывать?

Выбор конкретной методики и программы обучения индивидуален и зависит от следующих факторов:

  • условия , окружающие учащихся;
  • цель получения этого навыка (просто научиться плавать или достижение определенных высот в процессе);
  • индивидуальные особенности каждого конкретного человека;
  • возраст обучающихся.

Это не полный список моментов, которые должны учитываться при выборе подхода и организационных моментов.

Возраст

Начинать обучение можно практически в любом возрасте – как в самом раннем, так и в зрелом. Однако необходимо учитывать, что дети до 5 лет – наиболее сложный для обучения возраст , поскольку многие из них еще не готовы осознанно выполнять все задания тренера.

Период с 6 и до 10 лет считается оптимальным – человек в этом возрасте очень быстро приобретает новые качества и умения. Кроме того, еще не сформирована неправильная двигательная память.

Если взрослый человек до этого всю жизнь плавал неправильно – переучить его реально, но это будет сложнее, чем учить с нуля.

Методы и средства обучения

Методы делятся на три вида:

  • вербальные (объяснения, пояснения, разбор и анализ, указания, команды, распоряжения);
  • наглядные (показ упражнений и движений, изучение учебных пособий, наглядного материала в виде фотографий и видеороликов, просмотр кинофильмов, жестикуляция и демонстрация тренером необходимых тонкостей);
  • практические (практические упражнения, соревнования, игры в самых различных сочетаниях, с акцентом как на общую координацию, так и на отдельные элементы алгоритма).

К средствам, которые применяются для учебы, относятся:


Плавательная доска – важнейшее средство для обучения
  • физические упражнения;
  • тренажеры и приспособления (плавательные доски, круги);
  • источники визуальной информации (плакаты, видео, фото, кинофильмы);
  • условия (природные или искусственные)

Виды упражнений

При обучении плаванию выделяют следующие виды упражнений:

  • общеразвивающие (отрабатываются на суше);
  • подготовительные (на берегу и в воде);
  • специальные (предназначены для выполнения в воде).

Для повышения уровня телесного развития общеразвивающие упражнения необходимы . Попутно, вместе с подготовкой организма к освоению плавания, оптимизируется состояние позвоночника, грудной клетки, развиваются мышечные группы, улучшается осанка. Ходьба, бег, прыжки, элементы гимнастики помогают организму скорее адаптироваться к нагрузкам в водной среде.

Подготовительные упражнения несколько более специализированы – постепенно акцентируется внимание на качествах и способностях тела, которые нужны для плавания.

Имитация движений на суше

Однако упражнениями по имитации движений на берегу не следует слишком увлекаться – переходить в воду нужно не затягивая – для привыкания к водной среде.

С чего начать освоение

Существует общая схема, которая применима для любого возраста обучающихся.

Она включает в себя следующие начальные шаги:

  • дыхание,
  • работа ног, достижение слаженности их работы и дыхания,
  • работа рук,
  • приучение организма к скоординированной работе ног и рук и дыхания.

Весь процесс – это постепенное прохождение вышеперечисленных пунктов. Важно изучить каждый из них и переходить к следующему только после полного освоения предыдущего.

Не стоит торопиться, следуя представленной схеме, кроме этого важно подходить к изучению комплексно – ведь освоение работы ног, например, не означает, что о правильном дыхании можно на время позабыть, или позволить рукам полностью бездействовать.

Торопливое пробегание всех пунктов схемы может привести к формированию изначально неправильного стереотипа .

Пример: если начать сразу учить ноги, но при этом плавать с высоко поднятой головой – человек может очень быстро начать передвигаться в воде таким образом, однако основной элемент – дыхание – останется неосвоенным.

Далее по цепочке неверно будут работать при плавании ноги – ведь они в первую очередь координируются с дыханием и если эта связь не отработана должным образом, скорее всего, при плавании ноги будут почти бездействовать, либо их движение будет малоэффективным. Кроме того, по правилам равновесия при поднятой голове ноги будут далеко от поверхности воды и будут работать менее эффективно.

Если человек не научился комфортно дышать при плавании , выдыхать в воду, не привык спокойно держать лицо в воде, он будет инстинктивно уворачиваться от брызг , что увеличит не только физическую, но и психологическую нагрузку при плавании, особенно при длительных заплывах.

Физическая нагрузка при плавании является большой – при плавании работают практически все мышцы человека, поэтому потребность в кислороде будет только возрастать , и отсутствие выработанной привычки ритмично вдыхать и выдыхать может превратить заплыв в самоистязание.

Поэтому с самого начала следует осваивать все без спешки и не стремиться поплыть как можно быстрее.

Правильно поставленное ритмичное дыхание в конечном итоге сделает человека пловцом, способным чувствовать себя «как рыба в воде», даже если поначалу он будет двигаться не слишком скоординированно.

Этапы

Подачу элементов учащимся можно разделить на четыре этапа, при этом они применимы как к процессу в целом, так и к освоению отдельных движений.

Первый этап – общее представление

Требуется дать ученику общее представление о плавании – это осуществляется с помощью наглядных материалов (рисунков, видеороликов, фотографий).

Второй этап – разучивание элементов и их соединение

Освоение происходит постепенно, с поэтапным усложнением.

Третий этап – закрепление материала, исправление ошибок

Работа теперь имеет цель – достичь слаженного общего действия тела в реальных условиях с нагрузкой.

При этом должна проводиться постоянная работа над неверно воспроизводимыми движениями – это необходимо, чтобы не закрепились неверные навыки .

Задачи этого этапа:

  • обеспечить понимание обучающимся основных закономерностей процесса плавания в целом и конкретного способа;
  • оттачивание общей динамик и с учетом индивидуальных особенностей обучаемого;
  • устранение ошибок , отработка стиля в целом;
  • правильная работа на этом этапе сделает возможными интуитивные вариации движения.

Важным моментом является плавание с полной координацией, также важно делать перерывы и не работать до изнеможения. Утомление может стать причиной повторения ошибок и перехода их в стереотипы.

Четвертый этап – углубление в изученное, совершенствование

Цель этого этапа – движение к совершенству , насколько это возможно.

Основные цели:

  • закрепление техники , отработка ее до автоматизма;
  • расширение восприятия усвоенной техники для вариативного ее осуществления: при различных условиях, при различной нагрузке, включая максимально возможную;
  • развитие до отработки собственной индивидуальной техники – в соответствии с собственным физическим развитием, расширение горизонтов физического совершенствования;
  • Закрепление сформированного стереотипа движения, увеличение диапазона вариаций, зависящих от внешних условий.

Большое значение имеют скоростные упражнения, короткие и интенсивные. Проводятся такие тренировки по отдельным элементам и по движению в целом.

Применяемые высокие нагрузки служат отличным средством для совершенствования техники уже на инстинктивным уровне.

Кроль на груди

В первую очередь, стоит отметить, что этот стиль осваивается быстро. С учетом моментов, перечисленных выше, а также уровня физического развития обучаемого длительность учебного процесса варьируется.

Овладение техникой происходит комплексно, параллельно с общеразвивающим и подготовительным тренингом.

На суше


В воде

Соединение дыхательной техники с двигательной:


Точно так же, по принятой схеме следует заниматься остальными элементами стиля и движениями:

  • крутить руками («мельница», работа с эспандером) на берегу, затем в воде;
  • общая динамика тела;
  • тренинг для оттачивания техники исполнения кроля (отработка по отдельности работы верхних и нижних конечностей, плавание на 2, 6, 8 ударов, руки поочередно прижимаются к бедру; плавание с полной нагрузкой на короткие – до 12 метров – расстояния).

Все комплексы варьируются в соответствии конкретными показателями организма обучаемого, с акцентом на ошибках и слабых сторонах.

Брасс

Главная сложность при обучении стилю брасс – освоение алгоритма работы ногами .

Алгоритм движений ногами в брассе

Это достаточно сложно, следует контролировать сложную последовательность движений (поворот стоп, сгибание и разгибание), общую слаженность и симметричность работы ног.

На суше

  • приседания и подъемы с опорой о стену, носки при этом максимально развернуты, пятки не отрываются от пола, колени максимально разводятся;
  • такие же полуприседания , но из них нужно как бы выпрыгивать;
  • удобно сесть, опора на руки (сзади); имитировать ногами движение в заданном стиле: подтянуть ноги, раскрывая колени, (пятки «прилипли» по полу); затем – разворот стоп и выпрямление ног;
  • ноги должны двигаться сначала под контролем тренера (он помогает подтянуть их и затем соединить), затем, лежа грудью на скамейке, повторять самостоятельно, затем можно отработать на тренажере с амортизацией.

В воде

  • приседания;
  • стоя на одной ноге, плавно и правильно делать гребок второй, можно придерживать ногу рукой;
  • прыжки в позиции пятки вместе, носки врозь («пингвины»);
  • отработка движения ног с поддержкой тренера, затем скользить самостоятельно на спине и груди;
  • плавание с доской.

Тренировка рук

Важно поставить правильную технику гребка :

Гребок в брассе

Тело наклонено, гребки руками:

  • развести на ширину плеч или чуть шире, сводить их с разворотом ладоней под подбородок;
  • выпрямить руки в исходную позицию, перед повтором сделать небольшую паузу;
  • для усиления эффекта повторять с эспандером;
  • добавить дыхание с отсчетом: вдох на совершении «гребка» руками, выдох на выпрямлении рук.

Повторить все на тренажере с амортизатором.

На глубине по пояс подбородком коснуться воды – руки движутся в заданном стиле, при этом можно оставаться на месте или идти по дну.

Скольжение с движением рук, повторять по 2-3 цикла, в сочетании с ритмичным дыханием.

Координация отработанных элементов на суше

Повторение выученного и попутно развитие равновесия – изображать брасс, стоя на одной ноге.

Совершенствование

  • Наклониться так, чтобы подбородок был в воде. Подпрыгнуть, заскользить, одновременно выполняя гребок руками . Закончив его, снова встать на дно, после чего повторить.
  • Плавать брассом, согласовывая движения рук и ног раздельно.
  • Сочетать с отработкой дыхания, вдох идет на два цикла, затем чаще.

Кроль на спине

Разновидность кроля на груди – предварительная работа состоит из тех же элементов и упражнений .

Если первый стиль уже отработан, кроль на спине не составит проблемы.

Плавание с доской осуществляется с вытянутыми руками, край доски при этом у затылка .

По достижении определенного уровня в плавании на короткие дистанции обязательно заняться нивелированием ошибок, постепенно доводя правильный стереотип стиля до автоматизма.

Особенности обучения детей дошкольного возраста

В целом, при обучении дошкольников применяются те же методы, что и для детей старшего возраста, но, вместе с этим, есть и особенности:

Особое значение имеют наглядные материалы . У детей высока способность к подражанию, поэтому подробный показ движения помогает быстрому пониманию и освоению.

Эффект дают показы движений самим инструктором, кинофильмы, ролики.

Упражнения, повторяемые многократно , особенно акцентирующие разучивание по частям, начиная с простейших движений, особенно важны – это практическая часть.

Достижения и успехи в освоении простых элементах придают уверенность в своих силах и избавляют от страха.

Игры в воде: Для детей следует наполнять выполнение упражнений игровым содержанием. Это не только развивает соревновательный дух, но и открывает возможность вариативного подхода к движению, адаптации к меняющимся внешним условиям.

Состязание также важно – это приучение ребенка к управлению собой, воспитанию в нем силы воли, умения мобилизовать свои силы для победы.

Если речь идет об обучении детей возрастом 4 лет и даже младше – очень хорошие советы для этого приведены в данном видео: