Как можно научить ребенка таблице умножения. Как объяснить ребенку умножение, деление: простые методики для родителей

  • 14.10.2019

Здравствуйте, дорогие читатели! Помню я, как учила таблицу умножения, для меня это был сложный и длительный процесс. Делала я это летом у бабушки, она строгим голосом давала мне задание, например, выучить таблицу на 2, 3 и 4, а потом проверяла.

Для любого родителя рано или поздно наступает момент, когда его ребенку приходится учить таблицу умножения. Согласно современной школьной программе, осваивать материал предполагается во втором классе. Вот я и подумала, что таблицу стоит учить не самому ребенку, а вместе с родителями. И поэтому сегодня я хотела раскрыть некоторые секреты, как быстро выучить таблицу умножения ребенку.

Ранее мы рассмотрели с вами , а теперь самое время для таблицы умножения.

Многие из нас помнят записи на обратной стороне школьной тетради, где столбиками были написаны примеры на умножение. А вы не задумывались, дорогие читатели, почему эти бесконечные примеры называют таблицей?

Оказывается, таблица Пифагора (это второе ее название) действительно представляет собой квадрат, разделенный на клетки. Сверху и справа расположены множители, а на их пересечении – ответ примера на умножение.

Чтобы решить пример на умножение, нужно всего лишь провести мысленно горизонтальную и вертикальную линии от множителей. Тот квадрат, где они пересекутся, и будет содержать ответ.

Наблюдение ребенка за такой формой подачи материала позволяет быстро и легко его запомнить. Этот метод имеет много преимуществ:

  • Работать действительно интересно и увлекательно!
  • Школьник самостоятельно отыскивает закономерности, тренируя логическое мышление.
  • Понимая, что перед ним действительно таблица, а не набор примеров, почему-то так названных, малыш меняет свое отношение к математике как науке.
  • В пособии нет информационного «мусора» (знаков умножения и равно, которые «мозолят» глаз в примерах).
  • Постоянно заглядывая в пособие, ребенок зрительно запоминает числовые значения. Например, на вопрос, сколько будет пятью шесть, малыш не ответит, скажем, 55. Дело в том, что такая цифра вообще отсутствует, поэтому она не могла попадаться детям на глаза.

Итак, самый быстрый способ выучить таблицу умножения – это повесить ее в поле зрения и регулярно задавать малышу примеры. Вот, например, задание:


Иные способы

Чтобы умножение было понятно малышу, нужно объяснить его принцип. Скажем, нам нужно 3 умножить на два. Поясните, что мы берем тройку два раза, а для удобства записываем: 3×2.

Подкрепляем примеры реальными фактами. Задаем жизненный пример. Бабушка принесла два набора карандашей: Васе и Вове. В каждом наборе по 5 карандашей. Сколько всего карандашей получится? Чтобы не складывать, умножаем 5 на 2 и получаем 10.

Лучший способ, как помочь ребятам «справиться» с таблицей Пифагора, — игра. Возьмите кубики и укладывайте их по два в коробку. Посчитайте, сколько пар кубиков получилось. Составьте задачу, скажем, 2×4=8 кубиков. А теперь для наглядности разложите пример и представьте его в виде сложения: 2+2+2+2=2×4=8.


Легче всего выучить наизусть умножение на единицу. Просто объясните ребятам: в результате получается то же число, на которое умножали единицу.

На следующем этапе легче всего запомнить результаты умножения на 2. Нужно просто сложить два одинаковых числа.

Довольно просто научить умножать на 4. Сначала умножить число на 2 (это мы уже умеем), а затем полученный результат еще раз умножить на 2.

При умножении на 5 легко запомнить, что ответ должен заканчиваться на 5 или 0. Это облегчает поиск результата примера.

Самый сложный этап начинается с изучения примеров на 3,6,7 и 8. Приходится подключать другие методики:

  • Карточки для запоминания. Выберите несколько трудно запоминаемых примеров и напишите их на карточках. Положите их перед ребятами и попросите внимательно посмотреть и запомнить. Затем уберите пособия и попросите малыша восстановить множители и результат. Повторяйте так периодически изо дня в день до тех пор, пока твердо не запомнится материал. В конце обучения можно устроить экзамен. Напишите на отдельных листочках примеры и положите их изображением вниз. Малыш вытягивает пример и говорит ответ на него.


  • Наглядные пособия. Развесьте таблицу в доме в тех местах, где кроха чаще всего бывает. Пусть она всегда будет на виду. Изредка задавайте малышу примеры, чтобы он обращал внимание на пособия.
  • Стихи. Гуманитариям легче запомнить материал в виде рифмованных четверостиший. Подходящие стихотворения написали М. Казарина и А. Усачев.
  • Мультфильмы. Сегодня существует множество мультиков, в которых герои решают примеры. Одно такой прием хорош только на стадии знакомства.

И еще одна хитрость: объясните, что от перемены мест множителей результат не изменится. Иными словами, 3×4 и 4×3 дают одинаковый ответ: 12.

Перечень описанных приемов решает вопрос, как легко выучить с малышом таблицу Пифагора.

Когда начинать?

Большинство родителей «бросаются» учить с детьми материал, когда в школе до этого дойдет дело. Как правило, процесс начинается в 8 лет: в это время дети переходят во второй класс, где программа требует освоение принципов умножения. Дети, которые пошли в школу после 7 лет, приступают к таблице в 9 лет.

Поскольку школьная программа предполагает интенсивность в обучении, родители активно ищут ответ на вопрос, как выучить с детьми таблицу за 5 минут. К сожалению, наука пока не придумала такой метод. Можно использовать вышеуказанные способы, но они все равно потребуют время.

Совет психологов и педагогов – начинать изучение еще до школы или хотя бы летом после 1 класса. При таком подходе отсутствует спешка, у родителей и ребят достаточно времени, чтобы освоить и закрепить материал.

Многие родители считают лишним «загромождать» голову ребенка ненужными пока ему знаниями. Такое решение правомерно, если крохе тяжело дается математика, он еще не усвоил сложение и вычитание. В этом случае нужно создать ребенку хорошую базу, а затем приступать к умножению.

Но если малышу легко даются задачки по математике, таблицу можно повесить в комнате еще задолго до поступления крохи в 1 класс. Тем самым родители облегчают себе дело на два года вперед.

Изучать таблицу никогда не поздно. Она тренирует память, логическое мышление, заставляет детей думать.

Задание для родителей

Ну а теперь, дорогие родители, покажите класс. Прежде чем учить своих деток проверьте, хорошо ли вы сами знаете эту таблицу умножения. Решайте быстро, долго не думайте.

Мы с вами рассмотрели способы, позволяющие быстро и эффективно выучить с малышами таблицу. Если статья была вам полезна, оставьте к ней комментарии. До новых встреч, дорогие друзья!

Таблица умножения, без преувеличения, является одной из основ математической науки. Без ее знания обучение математике и алгебре станет очень трудным, если не невозможным вовсе.

Да и в повседневной жизни таблица умножения оказывается востребованной практически ежедневно. Именно поэтому ее освоению в начальной школе уделяется так много времени.

Однако легким изучение таблицы Пифагора не назовешь: навык умножения осваивается с трудом, и запомнить всю эту немалую массу чисел ребенку тоже нелегко.

Задача родителей - помочь детям в изучении таблицы умножения, сделав процесс интересным и одновременно результативным.

Простые способы обучения детей таблице умножения

Старый добрый счетный материал, а также разнообразные «подсказки» в виде стишков, песенок и интересных запоминающихся картинок тоже никто не отменял.

Имея представление об основных методиках обучения: запоминание, игра, визуализация - родители в силах самостоятельно научить ребенка таблице умножения.

Запоминание

Задача «выучить таблицу» предполагает в том числе ее буквальное запоминание. Подмечено, что запоминать материал куда легче в стихотворной форме или в виде песенки, особенно если дело касается детей.

Если упорядочить и зарифмовать примеры на умножение, то все нужные числа действительно гораздо быстрее закрепятся в памяти.

Использовать можно любые стихи (к примеру, можно выучить вместе с ребенком слова песни В. Шаинского и М. Пляцковского «Дважды два - четыре»). А родители с фантазией могут подключить ее и придумать свои рифмовки, это легко, например: «шестью семь - сорок два, прилетела к нам сова».

На крайний случай, если таблица уж никак не запоминается, остается рутинный, но проверенный не одним поколением школьников способ - вызубрить ее. Однако имейте в виду, что этот метод детишкам совсем не нравится.

Следует помнить, что запоминание не может быть единственным методом обучения ребенка таблице умножения. Важно не только запомнить последовательность чисел, но и понять суть самого действия. Именно это поможет ребенку в старшем возрасте решать сложные примеры на умножение.

Визуализация

Еще одним способом освоения таблицы Пифагора является ее визуализация, предполагающая использование всевозможных наглядных материалов.

Это могут быть:

  • счетные материалы;
  • картинки;
  • и даже пальцы!

С помощью счетного материала, будь то палочки, геометрические фигурки или что-то другое, можно показать ребенку суть умножения («6 х 5» означает «взять 6 раз по 5 предметов»).

Вдобавок, малыш может сосчитать представленные фигурки и убедиться, что ответ получился именно такой, как в таблице Пифагора.

С помощью картинок

Если ребенок любит рисовать - это отличный повод изучить таблицу с помощью картинок.

Принцип действия примерно такой же, как и в случае со счетным материалом, только вместо того, чтоб выложить перед юным математиком 6 раз по 5 палочек можно нарисовать прямо напротив примера 6 квадратов/тортиков/вагонов с 5 точечками/вишенками/зайчиками внутри каждого.

Правда, отрисовывать целые картины при умножении больших чисел будет сложновато.

На пальцах

Хорошим вариантом станет изучение части таблицы Пифагора, а именно столбца с девяткой, на пальцах. Такой своеобразный лайфхак заинтересует любого ребенка.

Расположите кисти рук перед собой ладонями наружу и пронумеруйте их мысленно от 1 до 10, начиная с левого мизинца. Табличные примеры на умножение с числом 9 решаются очень просто: достаточно загнуть палец, номер которого совпадает со вторым множителем.

Так, умножая 3 на 9, загибаем средний палец на левой руке. Пальцы, которые располагаются до загнутого (их два), обозначают количество десятков, а остальные (их семь) - количество единиц.

Итого, в ответе получаем 27. Быстро, легко и интересно!

Посредством обучающих мультфильмов и программ

В качестве средств визуализации, разумеется, можно привлекать обучающие мультфильмы, приложения на мобильных устройствах и программы на ПК, если есть такая возможность и родители не против подобного времяпрепровождения ребенка.

Конечно, для изучения такой непокорной таблицы умножения все средства хороши, но помните, что всего должно быть в меру, и не бросайте малыша на попечение гаджета в этом нелегком деле, а лучше присоединитесь к нему сами.

Игра

Обучение в игровой форме всегда привлекает малышей. Учить таблицу умножения хорошо на материале карточной игры. Из картона делаются карточки на каждый пример таблицы, на одной стороне пишется числовое выражение (5 х 3 = ?), а на другой - ответ.

Игроки по очереди вытягивают карточки, решают пример и проверяют себя, заглянув на обратную сторону. Если ответ правильный, карточка остается у игрока, если нет - возвращается в колоду. Победителем оказывается тот, у кого в конце игры наберется больше всего карточек.

Первые шаги в изучении таблицы: самые легкие числа и освоение принципа

Некоторые примеры из таблицы Пифагора врезаются в память практически мгновенно, другие же, как ни зубри, подчиняться не хотят. Логично, что начинать освоение таблицы нужно с более сговорчивых чисел.

Так, ребенку не составит труда запомнить столбец примеров с единичкой, поскольку ответы будут идентичны изменяющемуся множителю. Далее можно приступить к изучению столбца с цифрой 2, потому что такое умножение легко проиллюстрировать любыми подручными средствами, прибавляя всякий раз по два.

После этого хорошо запомнится столбец с четверкой, ведь для того чтоб умножить на 4, нужно умножить на 2 и еще на 2. Опытные родители подметили, что дети легко осваивают умножение на 5, поскольку ответы в этом столбце оканчиваются только на 0 и 5.

Ну а с умножением от 6 до 9 (плюс число 3) можно разобраться чуть позже, тем более что часть их (а именно умножение этих чисел на 1, 2, 4 и 5) уже будет освоена. А если вы решили воспользоваться описанным выше методом умножения на пальцах, то проблем не будет и с девяткой.

Когда примерный фронт работ намечен, остается определить, как же объяснить малышу суть умножения, чтоб ему было понятно. Для начала стоит сказать ребенку, что это математическое действие придумано для ускорения и облегчения счета.

Хорошо бы придумать для иллюстрации этого утверждения яркую ситуацию. Например: «У тебя 10 пакетов и в каждом по 8 конфет. Чтоб сосчитать конфетки по порядку, понадобится несколько минут. А если знаешь хитрый способ - умножение - потратишь всего пару секунд». Обычно такая мотивировка приходится детям по душе.

Суть умножения несложна, ее можно объяснить как наглядно, так и с помощью цифр. В первом случае, используя счетный материал, объясните ребенку, что умножение - это «взять столько-то раз по столько-то».

Если же вам кажется, что ребенок скорее поймет цифровую запись, расскажите, что выражение «5 х 6» - это краткая запись выражения «5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5». Таким образом, умножение не только облегчает счет, но и дает возможность кратко записать сумму одинаковых слагаемых.

А это значит, что домашние задания по математике займут куда меньше времени - чем не отличный повод запомнить таблицу?

Как закрепить результат?

Лучшее закрепление навыка - применение его на практике. Чтоб освоение таблицы Пифагора было успешным, не забывайте пускать новые знания малыша в дело.

На прогулке попросите сказать, сколько колес у четырех автомобилей, сколько ног у пяти кошек. За обедом узнайте, сколько тарелок поставить на стол, если каждому из троих обедающих нужно по две штуки. Время от времени повторяйте случаи табличного умножения в стихах.

Многие родители советуют для запоминания таблицы умножения и во внеурочное время просто развесить в разных местах дома таблицы Пифагора, чтоб ребенок мог в любое время повторить пройденный материал.

Хорошим способом закрепления знаний является и игра. Используйте для нее карточки, о которых говорилось выше. Играйте всей семьей, пусть взрослые иногда нарочно ошибаются, чтоб ребенок мог поправить их, демонстрируя свои знания.

Как помочь ребенку быстрее осваивать и запоминать информацию?

Освоение таблицы умножения - процесс не слишком быстрый. Однако в школе количество часов на любой материал ограничено, и, конечно, учитель на следующем уроке (а уроки математики в начальной школе обычно ежедневные) уже будет требовать определенный результат.

Поэтому родителям нужно всеми возможными способами помочь ребенку быстрее понять и запомнить полученную информацию.

Изучая с малышом таблицу Пифагора, обратите его внимание на то, что многие примеры в ней повторяются, только числа в первой части числовых выражений меняются местами: 3 х 7 = 21 и 7 х 3 = 21.

Поняв это, ребенок быстро догадается, что учить около половины таблицы ему не придется вовсе и на самом деле количество примеров, которые необходимо запомнить, гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд! Повторяющиеся примеры для наглядности можно выделить в таблице одинаковым цветом.

Можно обратить внимание ребенка на некоторые интересные факты, открытые при детальном изучении таблицы Пифагора и связанные с сокращением чисел (то есть, следуя методу самого Пифагора, сложением цифр, из которых состоят двузначные числа таблицы).

Так, в столбце с девяткой сумма цифр каждого двузначного числа в ответе будет равна 9. Если сократить таким образом числа в столбце с цифрой восемь, получится последовательность от 8 до 1 по порядку. В столбце с шестеркой трижды будет повторяться последовательность 6, 3, 9, а в столбце с тройкой - 3, 6, 9.

Можно показать маленькому покорителю большой математики и такую хитрость: если принять в столбце с девяткой первый ответ за 09 (а не просто 9), то цифры в ответах выстроятся в два столбца, причем левый будет представлять собой ряд расположенных по порядку цифр от 0 до 9, а правый - от 9 до 0.

Неплохо будет, если удастся обеспечить малыша таблицей умножения в виде квадрата, по краям которого записаны числа от 1 до 9, а внутри записаны результаты их перемножения. Проведя линии от множителей сверху и слева, на их пересечении можно будет увидеть искомое число.

Важно объяснить ребенку, что результат числового выражения можно найти любым способом: можно вспомнить результат, а можно сосчитать на пальцах или применить знание «хитростей», на крайний случай допустимо даже быстренько выполнить сложение.

Или, например, если забыл, сколько будет 9 х 3, то уж сколько будет 3 х 9, наверняка получится вспомнить? Умение пользоваться разными способами для решения проблемы пригодится малышу в жизни.

Как научить малыша справляться со сложными примерами?

Прежде чем приступать к сложным примерам, нужно убедиться, что ребенок назубок знает исходный материал - таблицу Пифагора. Если вам удалось справиться с этим, можно приступать к умножению вида двузначное число на однозначное.

Объясните ребенку, что в этом случае необходимо:

  1. Записать числа столбиком, двузначное - сверху.
  2. Умножить на однозначное число сначала единицы двузначного, затем десятки (далее можно увеличивать разрядность первого множителя, упоминая, что каждый больший разряд умножается следом за меньшим);
  3. Если при умножении одного разряда на однозначное число получается двузначное, то под чертой записывается цифра, обозначающая количество единиц полученного числа, а цифра, обозначающая количество десятков, записывается над следующим разрядом первого множителя и прибавляется к числу, получившемуся при умножении этого разряда на однозначное.

Звучит сложно, на примере все гораздо проще. Через некоторое время не без помощи школьной программы малыш освоит и это действие, и сможет перейти к более сложным вычислениям. Помните, что специально задавать ребенку слишком трудные задачи не стоит - всему свое время.

Интерес, мотивация, игра - вот что сегодня стоит во главе угла в образовании, особенно если дело касается маленьких детей. Доказано, что если ребенок увлечен материалом, он усваивает его гораздо быстрее и лучше.

Зубрежка - вариант неплохой, но результат ее часто бывает недолговечен: после написания важной контрольной или сдачи экзамена мы с удовольствием забываем то, что денно и нощно твердили пару дней назад. Именно поэтому важно сделать изучение сложного материала, каким является и таблица Пифагора, интересным для детей.

Для этого подходят разные способы:

  • мотивация - объяснение того, где ребенку пригодится суперспособность умножать числа и насколько лучше быстро их умножить, чем медленно складывать;
  • стимулирование, иначе говоря, обещание чего-то приятного при достижении результата (но помните, что этим методом злоупотреблять нельзя, иначе в один прекрасный день вы просто не потянете материально очередную «приятнушку»);
  • похвала: за каждый даже самый маленький шажок вперед ребенка нужно хвалить, а значимые продвижения хорошо поощрять увлекательной прогулкой, совместной игрой или походом в кино или музей, а попутно можно заодно и повторить пару примеров;
  • обучение в игровой форме: используйте для проверки знаний ребенка не математические диктанты или тесты - их ему хватает и в школе, - а игры (те же карточные или компьютерные). Или устройте общесемейную познавательную викторину или даже квест с поиском предметов при помощи подсказок, получить которые можно лишь правильно решив пример.

Не забывайте, что нагружать малыша чрезмерным объемом материала в одно занятие нельзя, в конце концов ребенок заскучает и не усвоит и половины, а если и усвоит, то успеет забыть. Пусть ваши домашние уроки будут не слишком долгими, тогда умножение не успеет надоесть ученику.

Важно делать перерывы во время занятий, чтоб малыш мог размяться и сменить вид деятельности. А чтоб не уклоняться от темы, можно провести математическую физминутку: родитель кидает ребенку мяч с вопросом, к примеру, «Пятью пять - ?», тот ловит и кидает обратно, озвучивая ответ.

Каких ошибок важно не допустить, занимаясь с ребенком?

Запомнить таблицу умножения - задача не из простых. Старания детей не всегда приносят результаты сразу, а терпение родителей и бабушек-дедушек не безгранично. Однако вовремя применив умение мыслить, мы можем оградить себя и ребенка от своих же необдуманных слов и поступков.

Итак, ни в коем случае нельзя:

  • торопить ребенка, если он, по вашему мнению, слишком долго решает пример (если он, конечно, действительно его решает, а не отвлекся на рисование или что-то другое);
  • ругать малыша, а тем более давать ему нелицеприятные оценки и прозвища - мотивации это ему не прибавит, а вот нежелание заниматься может возникнуть;
  • ждать быстрого усвоения большого объема материала и огорчаться, когда этого не случится (а этого не случится);
  • сравнивать успехи ребенка с успехами его друзей, одноклассников и братьев (в любом случае кого-то из детей придется возвысить перед другим, что вряд ли сделает отношения между ними лучше).

Помочь ребенку выучить таблицу умножения может каждый родитель. Достаточно проявить немного терпения, фантазии и заинтересованности - тогда работа пойдет как по маслу. Занимаясь с интересом, а не зубря из-под палки скучный материал, дети охотнее и быстрее освоят умножение.

Таблица умножения или таблица Пифагора – основа, которая понадобится ребенку в дальнейшем, чтобы быстро и правильно совершать любые математические действия. Ее, согласно школьной программе, ученики осваивают во втором классе, когда они уже ознакомились с простейшими математическими операциями – сложением и вычитанием.

Маленькому школьнику изучение таблицы умножения дается тяжело. Это довольно большой объем информации, справиться с которым самостоятельно ему не под силу.

Если вы всерьез озадачены вопросом, как объяснить ребенку умножение – эта статья может быть для вас полезной.

Изучение таблицы умножения – одна из самых частых и сложных проблем, возникающих у школьников младших классов. Сколько же усилий прилагают родители, чтобы быстрее научить детей правильному умножению в уме. Если процесс обучения не приносит свои плоды, значит, вы используете неправильный подход.

Спокойствие, только спокойствие!

В статье мы приведем несколько эффективных способов, которые помогут детям освоить умножение быстрее.

Выучить таблицу за пять минут ребенок не сможет, но уже за пару уроков реально достичь хороших результатов. Не пытайтесь заставить школьника заучить таблицу как мантру. Для лучшего запоминания следует ее, прежде всего, понять. Время, терпение и доброжелательность – ваши главные союзники в этом вопросе.

Взявшись помочь ребенку выучить таблицу умножения, родителям стоит соблюдать ряд следующих правил:

  • к обучению лучше приступать тогда, когда вы и ребенок полностью готовы к занятию, не отвлекаясь на другие дела. Более продуктивными будут занятия в утренние часы, так как деятельность мозга в это время более активна.
  • Информация должна подаваться небольшими порциями. В процессе обучения делайте частые перерывы.
  • Оценивать способности маленького школьника стоит объективно, не завышая требований.
  • За каждый, пусть и не большой успех, обязательно похвалите ребенка.
  • Повышать голос и ругать малыша совершенно неприемлемо. Этим вы никак не повлияете на изучение таблицы. Проявите терпение, если какие-то примеры даются ему сложно. Возьмите паузу, отдохните, чтобы с новыми силами вернуться к заданию.
  • Постарайтесь превратить скучный обучающий процесс в веселую увлекательную игру. Вы заметите, как ребенок в игровой форме намного лучше усвоит и запомнит материал.

Ваша помощь ребенку в изучении таблицы умножения

Для продуктивного изучения таблицы умножения, подходить к домашнему уроку следует поэтапно:

  • подготовка;
  • рассмотрение порядка умножения;
  • запоминание с помощью игр и наглядных примеров;
  • повторение пройденного материала.

Одни дети легко запоминают новый материал с помощью механической памяти. В возрасте 7-9 лет у большинства младших школьников она развита довольно хорошо. Другая категория детей воспринимают поступающую к ним информацию через зрительные каналы. Таблицу им будет легче запомнить с использованием дополнительных наглядных средств.

Обучая ребенка, делайте упор на его сильные стороны.

Продемонстрировать и объяснить ребенку наглядно принцип умножения помогут:

  • разрезные карточки;
  • плакаты;
  • иллюстрации;
  • счетные палочки, фигурки;
  • карандаши и фломастеры;
  • песни и стихотворения;
  • обучающие мультики;
  • аудиодиски;
  • детские пальчики.

«Магическая» таблица Пифагора

Положите перед собой лист с распечатанной таблицей Пифагора. Выглядит она так:

Пифагорова таблица имеет более упрощенную форму, чем таблица с примерами в столбец. Она не содержит лишней информации, которая только путает и усложняет запоминание.

Чтобы ребенок понял принцип умножения<, попробуйте для начала объяснить его на простом примере.

2 × 3 - аналогично действию 2 + 2 + 2, то есть сложить число 2 три раза.

Покажите, как работает таблица: число на месте пересечения столбца и верхней строки – это и есть правильный ответ. Малышу нужно запомнить только 36 комбинаций. Остальные действия – повторяются или очень легкие.

Хитрости, секреты, закономерности

Рассматривая таблицу самостоятельно, ребенок начинает логически думать и анализировать, находить интересные закономерности.

Обучение детей таблице умножения следует начинать от простой информации к сложной.

Легко выучить таблицу умножения на 1. Любое умноженное на 1 число, остается неизменным.

Таблица умножения на 2 тоже не должна вызвать трудностей. Умножение на 2 – это сложение двух одинаковых чисел.

Умножая на 10, получается число в 10 раз больше. Для получения результата к умножаемому числу дописываем в конце ноль.

Умножение на 5 также легко запомнить. Если 5 умножается на четное число (2,4,6,8), то в результате получаем тоже четное число, заканчивающееся нулем. Например, 5 х 2 = 10. Если умножаемое на 5 – это не четное число (3, 5, 7, 9), то и ответ будет нечетным с цифрой 5 в конце. Например, 5 х 9 = 45.

Не сложно объяснить ребенку и умножение на 4. Умножая любое число на 4, мы умножаем его на 2 два раза. Например, 4 х 3. Сначала берем число 3 и умножаем его на 2, получаем 6. Затем, полученный результат снова умножаем на 2. Результатом всех операций стало число 12 – это и есть правильный ответ нашего примера.

Таблица умножения на 9 таит в себе маленький секрет – умножаемые на 9 числа зеркальны:

9 х 2=18 / 9 х 9=81

9 х 3=27 / 9 х 8=72

9 х 4=36 / 9 х 7=63

9 х 5=45 / 9 х 6=54

Есть отличный способ объяснить ребенку умножение на 9 при помощи его пальчиков.

Поставьте перед собой обе руки ладонями вверх. Пронумеруйте пальцы на руках слева направо от 1 до 10. К примеру, нужно 9 х 7. Отсчитываем слева направо седьмой палец. Находим его и сгибаем.

Все пальцы слева до согнутого – это десятки. Далее за согнутым пальцем – единицы. Считаем и соединяем пальцы, в итоге ответ 63.

Еще один интересный способ умножения числа на 9 – его округление.

При умножении на конкретное число, округляете 9 до 10, чтобы легче было его умножить. Из полученного результата вычитаете число, которое вы умножали на 9.

Например:

9 х 2 = 10 х 2 – 2 = 18

9 х 3 = 10 х 3 – 3 = 27

9 х 9 = 10 х 9 – 9 = 81

Повесьте плакат с таблицей умножения на видное место в комнате, и ваш малыш будет волей-неволей постепенно запоминать числа. На вопрос: «сколько будет 4 х 7?» он никогда не ответит 29 – ведь такого числа вообще нет в таблице.

Учим детей умножению в форме игры

Рассмотрим на примере игру с карточками. Предварительно подготовьте карточки с примерами умножения без ответа и положите их в общую стопку на стол. Пусть ребенок вытянет любую карточку и постарается дать ответ на этот пример. Карточки с правильными ответами выбывают из стопки и игра продолжается. Если ответ не верный, карточка возвращается опять на прежнее место. Не забывайте все-таки озвучивать правильный ответ. Ребенок сможет его запомнить и ответить правильно, когда в следующий раз ему попадется эта же карточка. Игра закончится тогда, когда все примеры из стопки будут решены.

В игровой форме научить ребенка умножению намного легче и быстрее.

Причин для этого несколько:

  • во время игры зрительная память задействована на всю мощь.
  • «Повторение – мать учения». В стопку будут возвращаться именно сложные для ребенка примеры и, соответственно, повторяться.
  • Видя, как постепенно стопка с примерами уменьшается, у ребенка появляется чувство удовольствия от успешно проделанной работы, стимул и мотивация скорее завершить задание.

Еще несколько вариантов занимательных игр

Можно поиграть в игру «Лото» с теми же самыми карточками-примерами. Подготовьте на бумаге поля, которые заполнены одними ответами. Вытягивая из стопки произвольно по одной карточке с примером, малыш должен положить ее в ячейку с правильным ответом.

Проведите с ребенком устную викторину. К примеру, назовите число 28 и спросите, при умножении каких чисел получается такой результат.

Обучение будет более продуктивным, если примеры из таблицы умножения одновременно использовать и на практике. Мальчику нравятся машинки, предложите ему посчитать, сколько всего колесиков у 6 машин. Каждая машинка имеет по 4 колеса, значит, это число умножаем на количество машинок. В итоге получится 24 колеса. Девочке приведите пример на двух косичках у кукол. На каждую косичку нужно по резинке. Сколько нужно резинок для 7 кукол?

Перенеситесь вместе с ребенком в мир сказок и любимых персонажей. Обыграйте различные ситуации. Представьте Карлсона, который сдувает свечи сразу с трех тортов. Сколько свечей всего на тортах? Или Красная шапочка несет бабушке гостинцы. В каждой руке по одной корзинке с пирожками. Сколько пирожков в двух корзинках?

Масса примеров находятся рядом с вами, нужно только присмотреться вокруг. От вас требуется проявить наблюдательность и фантазию, тогда ваш ребенок сможет выучить таблицу умножения не только с легкостью, но и с большим интересом.

К изучению таблицы умножения подключите для наглядности подручные материалы, например, карандаши или счетные палочки. Поставьте на стол 5 стаканов и поместите в каждый по 3 палочки – всего 15 штук. Объясните маленькому ученику, что общее число карандашей – это число карандашей в каждом стакане, умноженное на количество самих стаканов.

Разложите на столе 4 тарелки, поместите в них по 5 конфет. Предложите ребенку сосчитать общее количество конфеток.

Применение стихотворной формы – действенный метод в изучении таблицы умножения. На слух и в рифму ребенку будет легче запомнить числа. В интернете найдется большое количество стихов, которые помогут малышу выучить таблицу умножения.

Данная методика будет полезна, например, для изучения умножения на 3. С этим числом часто возникают трудности.

Вариант с загадками в стихах не менее увлекателен. Оставьте концовку стиха без ответа, ребенок догадается в рифму о каком числе идет речь.

Семь обезьянок по восемь бананов принялись съесть. Сколько бананов съели всего? 56

Игры с малышом помогут закрепить полученные знания. Если ребенок так и не понял, как устроена таблица умножения, то ожидаемого эффекта вы можете не получить.

С легкостью переходим к сложным примерам

Разобравшись с таблицей умножения на 1, 2, 3, 4, 5, 9 и 10 переходим к более сложным примерам – умножению на 6, 7, 8. Эти столбики традиционно вызывают у детей трудности.

Успокойте малыша. Ведь большая часть примеров в этих столбиках он давно уже выучил сам того не подозревая.

7 х 2 – это те же 2 х 7. Он поймет, что от перестановки множителей произведение не меняется.

Вашему ученику останется только запомнить 6 «незнакомых» комбинаций:

Эти примеры ребенок спокойно сможет заучить механически.

Ваши усилия не напрасные

В качестве вспомогательного инструмента в изучении таблицы умножения ребенку можно включить интересные развивающие мультфильмы. Их легко найти в интернете. Малыш хорошо воспримет такую форму подачи материала.

Тренажеры, обучающие программы, увлекательные онлайн-игры, мобильные приложения предназначены для изучения и совершенствования знаний таблицы умножения учениками начальных классов. Подберите для ребенка подходящую на ваш взгляд увлекательную игру, пусть малыш пробует свои силы. А после – продемонстрирует вам свои достижения.

Такой способ может значительно облегчить задачу родителям, если они, конечно, не против подобного времяпровождения малыша.

Все дети уникальны и индивидуальны. Универсального рецепта, как помочь ребенку быстрее освоить таблицу умножения не существует. Перед родителями стоит важная задача – найти правильный подход к своему чаду, заинтересовать и мотивировать его к достижению поставленных целей.

Таблица умножения может оказаться серьезным испытанием, поэтому не стоит торопить, оказывать давление и уж тем более ругать ребенка, когда процесс обучения проходит не так как вы хотели. Вспомните себя в детстве, вы ведь когда-то начинали с таких же самых одновременно простых и сложных шагов.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Таблица умножения - базовое понятие в математике, с которым мы знакомимся еще в начальной школе и которое потом используем всю жизнь вне зависимости от профессии. Вот только дети не спешат заучивать бесконечные столбики наизусть, особенно если задание пришлось на каникулы.

сайт даст советы, как легко выучить таблицу вместе с детьми и сделать этот процесс увлекательным.

Таблица Пифагора

Несмотря на то что задача - выучить, то есть заучить, таблицу наизусть, прежде всего важно понять суть самого действия. Для этого можно заменить умножение сложением: одинаковые числа складываются столько раз, на сколько мы умножаем. Например, 6×8 - это сложить 8 раз по 6.

Выделяем цветом одинаковые значения

Отличным помощником для изучения умножения станет таблица Пифагора, которая также демонстрирует некоторые закономерности. Например то, что от перемены мест множителей произведение не меняется: 4×6 = 6×4. Отметьте такие «зеркальные» ответы определенным цветом - это поможет запомнить и не запутаться при повторении.

Начинать изучение таблицы Пифагора лучше с самых простых и понятных частей: умножения на 1, 2, 5 и 10. При умножении на единицу число остается неизменным, а умножение на 2 дает нам удвоенное значение. Все ответы умножения на 5 оканчиваются либо на 0, либо на 5. А вот умножив на 10, в ответе мы получим двузначное число из цифры, которую умножали, и нуля.

Таблица для закрепления результата

Для закрепления результатов нарисуйте с ребенком пустую таблицу Пифагора и предложите ему заполнить клеточки правильными ответами. Для этого вам понадобится всего лишь листок бумаги, карандаш и линейка. Нужно нарисовать квадрат и поделить его на 10 частей по вертикали и горизонтали. А затем заполнить верхнюю строчку и крайний левый столбик числами от 1 до 9, пропустив первую клетку.

Конечно, все дети индивидуальны и универсального рецепта не существует. Главная задача родителя - найти подход и поддержать свое чадо, ведь все мы когда-то начинали с таких одновременно простых и сложных шагов.


Каждому родителю в какой-то момент приходится столкнуться с одной очень непростой проблемой: как помочь ребенку выучить таблицу умножения. Сегодня в интернете представлено множество различных способов, помогающих детям запоминать так называемую таблицу Пифагора: , песни, аудио-программы. Однако далеко не каждый способ действительно эффективен и позволяет легко и быстро научить ребенка таблице умножения. Каждому ученику нужен свой подход, своя наиболее эффективная методика. В этой статье будут разобраны основные приемы и способы изучения таблицы умножения, из которых вы сможете выбрать те, которые подходят именно вашему ребенку.

Это важно! В первую очередь следует разъяснить ребенку суть действия умножения. Как правило, дети, начинающие учить таблицу умножения уже имеют понятие об элементарных арифметических действиях, типа сложения и вычитания. Именно эти знания ребенка помогут вам объяснить ему принцип умножения: что 2 умножить на 3 означает сложить 3 раза число 2, то есть 2+2+2. Ребенок должен хорошо это осознавать, чтобы в дальнейшем избежать многих трудностей и непонимания в изучении таблицы умножения. Кроме того, вам следует объяснить, как устроена сама таблица умножения, что число из левого столбика умножается на число из верхней строчки, а на пересечении строки и столбца, в которых находятся эти числа, и следует искать ответ, то есть их произведение. Например, пятью восемь равно сорок (5×8=40).

Игра

В любом даже рутинном процессе, коим являются и упражнения для изучения таблицы умножения, должен обязательно присутствовать элемент игры, он необходим для детей! Обучение с привлечением игровых приемов заставит ребенка вникнуть в задание, по-настоящему заинтересоваться предметом умножения и забыть о нежелании учиться. Одно из главных гласит: интересное запоминается лучше и быстрее. Если вы сможете пробудить интерес ребенка к умножению, вы уже сделаете половину дела!

Одной из популярных игр изучения таблицы умножения, является игра в карточки. Подробнее об игре « » вы можете прочитать в этой , в также скачать и распечатать уже готовые карточки с примерами и ответами. Суть этой игровой таблицы умножения заключается в том, что ребенок в случайном порядке вытягивает карточку из стопки и видит на каждой карточке пример умножения без ответа (например, 7×7=? или 3×8=?). Если он дает правильный ответ, то карточка «выходит из игры», а если ответ неверен, то карточка возвращается в самый низ стопки, и может быть вытянута снова. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся все карточки, то есть пока ребенок не даст правильный ответ на все примеры. Когда карточек остается мало, как правило, это трудные примеры, которые ребенок уже пытался решить, то путем они достаточно легко запоминаются, особенно когда в процессе игры у ребенка появляется азарт.

Эту игру иногда называют «тренажер таблицы умножения». Весь игровой процесс можно проводить этапами, в зависимости от выученного материала. Например, можно начать свой импровизированный урок с карточек «таблица умножение на 2», а потом разбавлять их новыми выученными примерами. Вариантов игры множество, в чем вы можете .

Кроме того, привнести элемент игры в изучение таблицы умножения вы сможете, используя всевозможные программы, онлайн-игры, специальные звуковые плакаты и многое другое, что без проблем можно найти в интернете. Но игра « » является наиболее простым и эффективным способом выучить Пифагорову таблицу.

Изучив специальные техники запоминания таблицы умножения мы разработали специальную игру, которую разместили ниже. Дети смогут в простой игровой форме открывать карточки и запоминать примеры.

С чего начать?

Если вы только начинаете обучать свое чадо навыкам умножения, то можно порекомендовать вам попробовать следующие приемы (пройти следующие этапы).

Сразу объясните ребенку наиболее простые и тривиальные примеры из таблицы умножения, которые он сможет решить без каких-либо проблем. При виде таблицы умножения, этой большой сетки 10 на 10 с многочисленными числами, ребенок просто-напросто может испугаться. Вы сразу должны дать ему почувствовать, что не все так сложно. И уже часть таблицы он может решить самостоятельно:

А) Умножение на 1 всегда дает то же самое число, которое мы умножали на 1. Например, 1*1=1, 2*1=2, 3*1=3, и даже миллион на 1 равняется миллион.

Б) Умножение на 10 , это то же самое, что просто приписать нолик к числу. Сколько будет 2*10? Правильно, 2 с ноликом, то есть 20.

Выучив таблицу умножения на 1 и на 10, ребенок должен понять, что он теперь знает все крайние столбцы и строки таблицы умножения (на рисунке они выделены зеленым цветом).


Если все это заняло много времени, и ребенок устал, то лучше перенести изучение оставшейся таблицы Пифагора на следующий раз. Если нет, и ребенок полон сил и желания продолжать, тогда двигаемся дальше.

В) Таблица умножения на 2 обычно дается детям довольно легко. Умножение на 2 равнозначно простому сложению двух одинаковых чисел. Если вы учите своего ребенка таблице умножения, то, скорее всего, он уже умеет складывать небольшие числа и с умножением на два справится без проблем.

Г) Перемена множителей. Другим важным правилом умножения, которое обычно понятно взрослому, но не всегда понятно ребенку является переместительный (или коммутативный) закон умножения. Проще говоря: от перестановки множителей произведение не меняется. Другими словами, выучить таблицу умножения легче, зная что: 2*3 – это то же самое, что 3*2.

Ребенку нужно объяснить и показать, почему вторая строка и второй столбец таблицы Пифагора содержат одни и те же числа, ровно, как и 3-я строка и 3-й столбец и т.д. Поэтому, выучив умножение 2-х на любое число, он будет знать и умножение остальных чисел на 2. Поэтому задача становится в 2 раза проще.

Таким образом, применив описанные выше приемы, вы сможете помочь своему ребенку легко запомнить значения таблицы умножения, выделенные зеленым цветом:


Согласитесь, выглядит уже неплохо. Дайте понять вашему ребенку, что таблица умножения не так уж и сложна и велика.

Целенаправленное запоминание

После того, как ваш ребенок освоил самые простые значения таблицы умножения, можно приступать к более сложным множителям. Тут важно использовать и элементы игры, и многие другие полезные : , проверочные задачки, применение на практике. Многие из примеров нужно будет заучивать, запоминать и повторять неоднократно, чтобы ваш ребенок смог потом с легкостью называть значения таблицы умножения. Лучше идти по порядку, и не пытаться выучить все сразу. Начать лучше с квадратов и умножения на 3 и 4, постепенно переходя к остальным числам.

Некоторые педагоги считают правильным способом начать изучение таблицы умножения с конца от более сложных примеров к более простым. Но лучше так не делать, чтобы избежать стресса ребенка от непонимания того, как эти значения были получены. Умножая 3 на 3, ребенок может проверить себя на пальцах, и убедиться, почему в таблице умножения стоит именно 9. А если ему сразу предложить умножить 8 на 9, и сказать, что результат нужно просто запомнить, он не сможет применить свои знания на практике, что ухудшит запоминание и может отрицательно сказаться на его мотивации.

Квадраты чисел. Квадратом числа называется его произведение на самого себя. В русской таблице умножения есть всего 10 квадратов, которые нужно запомнить. Квадраты до примера «шесть на шесть тридцать шесть» обычно запоминаются на ура, и следующие 3 квадрата обычно тоже не вызывают особых трудностей. А 10 на 10 – будет сто, что мы уже проходили ранее на предыдущих уроках.

Таблица умножения на 3. Именно на этом этапе могут возникнуть первые сложности. Если так случилось, что ребенок не может запомнить какие-то значения, то самое время начать использовать карточки. А если это не помогает, и вы знаете, что у вашего чада больше гуманитарный склад ума, то можете попробовать (о них еще будет написано ) для запоминания таблицы умножения.

Таблица умножения на 4. Здесь также можете использовать карточки и стихи. Кроме того, дайте ребенку понять, что умножение на четыре — это то же самое, что и умножение на 2 и еще раз на 2. Эти и другие простейшие арифметические закономерности , которые могут быть полезны для развития устного счета, вы найдете в данной статье .

Таблица умножения на 5. Умножение на пять обычно дается просто. Интуитивно ребенку становится понятно, что все значения этого умножения расположены через 5 друг от друга и заканчиваются либо на 5, либо на 0. Все четные числа, умноженные на 5, всегда оканчиваются на ноль, а нечетные – оканчиваются на 5.

Таблица умножения на 6, 7, 8 и 9. Есть определенная особенность изучения сложных примеров из таблицы умножения. Если ребенок выучил квадраты, а также таблицу умножения до 5, то на самом деле ему осталось выучить совсем немного, так как остальные примеры он уже знает. Это хорошо видно на этой таблице умножения, где зеленым выделены ячейки, уже освоенные ребенком к данному моменту.


В итоге, оставшиеся клетки таблицы умножения содержат всего шесть произведений, которые и являются самыми сложными, и на которые стоит обратить пристальное внимание.

  1. 6×7=42
  2. 6×8=48
  3. 6×9=54
  4. 7×8=56
  5. 7×9=63
  6. 8×9=72

Для запоминания этих выражений таблицы умножения лучше использовать игру в карточки, чтобы довести ответы до автоматизма. Эффективнее всего использовать 12 карточек (с переменой мест множителей). Как показывает практика, у школьников, а часто и у взрослых, именно с этими шестью произведениями часто бывают некоторые проблемы.

Вот и все! Всего за несколько уроков вся таблица умножения может быть легко и быстро выучена!

Другие приемы изучения таблицы умножения

Естественно, единственного верного ответа на вопрос «как правильно учить таблицу умножения» не существует. В каждом отдельном случае, для каждого конкретного ребенка, даже для каждого конкретного урока нужно подбирать определенные наиболее эффективные способы. Попробуйте использовать в своем педагогическом арсенале, несколько приемов работы с вашим ребенком, и тогда вы сможете быстро и легко понять, как лучше научить его таблице умножения. Вот эти способы.

Пример из практики

Выучить любое произведение из таблицы Пифагора будет проще, если продемонстрировать его на практике. Например, у мальчиков можно спросить, сколько всего нужно колес для 5 автомобилей (5×4=20). А таблица умножения для девочек может иметь примеры в стиле, сколько нужно резинок, чтобы заплести по две косички трем куклам (2×3=6).

Сложные примеры

Вашему ребенку какие-то примеры из таблицы умножения могут даваться проще, а какие-то сложнее. Старайтесь тренировать ним именно сложные примеры, чтобы он концентрировался особенно на них.

Таблица умножения на пальцах

Некоторые примеры из таблицы умножения можно легко посчитать, используя пальцы, «природные человека». И это касается не только самых простых произведений, но и, к примеру, умножения на 9. Для этого кладем руки ладонями вниз друг рядом с другом, пальцы нужно выпрямить. Теперь, чтобы умножить любое число на 9 просто загибаем палец под номером этого числа (считая слева). Число пальцев до загнутого будет являться десятками ответа, а после – единицами.

Стихи

Еще одним запоминания таблицы умножения является использование стихотворений (рифмы). Если вашему ребенку становится трудно при запоминании определенного значения Пифагоровой таблицы, то, вероятно, этот способ покажется вам интересным. Может оказаться, что ребенку гораздо проще запоминать стихи, чем «сухие» числа. Сегодня в интернете можно встретить несколько больших (даже гигантских) таблиц умножения в стихах.

Вряд ли вам покажется, что выучить подобное стихотворение может быть проще, чем просто таблицу умножения, но рифму можно использовать в особо сложных случаях. Например, умножение на 7 и на 8 часто вызывает трудности. И тут на помощь могут прийти стихи Марины Казариной «Про умножение» и Александра Усачёва «Умножение». Ниже приведены 6 отрывков из стихотворения Александра Усачёва про умножение шести самых сложных примеров таблицы умножения.

6×7

Шесть сетей по шесть ершей —
Это тоже тридцать шесть.
А попалась в сеть плотва:
Шестью семь - сорок два.

6×8

Бегемоты булок просят:
Шестью восемь - сорок восемь…

6×9

Нам не жалко булок.
Рот откройте шире:
Шестью девять будет —
Пятьдесят четыре.

7×8

Раз олень спросил у лося:
— Сколько будет семью восемь? —
Лось не стал в учебник лезть:
— Пятьдесят, конечно, шесть!

7×9

У семи матрёшек
Вся семья внутри:
Семью девять крошек —
Шестьдесят три.

8×9

Восемь медведей рубили дрова.
Восемью девять - семьдесят два