Как появился гироскутер? История создания самого трендового устройства. Кто и как изобрел гироскутер и сигвей

  • 28.06.2019

Сегодня гироскутеры - привычный атрибут уличного движения, их можно увидеть на тротуарах, в парковых зонах, даже офисах. Однако это сравнительно новый вид индивидуального городского транспорта, получивший распространение примерно с начала нынешнего десятилетия. История появления первых гироскутеров и их развития как средства передвижения достаточно интересна, она позволяет оценить его перспективы в будущем.

Предыстория создания

Хотя гироскутеры - изобретение недавнего времени, их первые прообразы начали появляться еще в начале 2000-х годов предыдущего столетия. К тому времени уже были достаточно развиты микропроцессорные технологии, появились компактные и мощные электрические двигатели - основа конструкции любого самобалансирующего самоката. Изобретателем гироскутера - точнее, его предшественника Segway – стал американский предприниматель Дин Кеймен, по совместительству президент научно-технической ассоциации DEKA. Именно он предложил идею и разработал прототип индивидуального транспортного средства в виде двухколесного самоката на гироскопах.

Как и современные гироскутеры, "Сегвей" поддерживает баланс с помощью гироскопических и жидкостных датчиков, регистрирующих угол наклона. Поступающие с них сигналы обрабатываются микропроцессорным модулем, который выдает команду на электрические приводы, контролируя положение и движение самоката. Однако от современных гироскутеров это устройство отличается способом управления - оно осуществляется с помощью поворотной опорной рукоятки. Прототип "Сегвея" был представлен в 2001 году, а уже к середине 2000-х он стал закупаться почтовыми служащими, полицией, кинооператорами и сторонниками концепции "Город без автомобилей". Однако высокая цена и опасность этих устройств для пешеходов серьезно ограничили их массовое применение, и со временем популярность Segway упала.

Появление гироскутеров

Однако идея самобалансирующего самоката получила развитие уже во втором десятилетии нового века. Сложно сказать, кто придумал гироскутер в его нынешнем виде, но впервые запатентовал такое средство передвижения в 2013 году американский предприниматель китайского происхождения Шейн Чань, владелец компании Hovertrax. Он же стал первым использовать термин "ховерборд", взятый из фантастической трилогии "Назад в будущее". Именно под этим названием гироскутер сегодня известен в западных странах.

Однако первенство Шейна Чаня оспаривается двумя другими американскими корпорациями -IO HAWK и PhunkeeDuck. Эти компании до сих пор судятся за обладание авторскими правами, которое дает контроль над американским и мировым рынком электросамокатов. Что удивительно, но производство продукции обоих брендов осуществляется не в США, а в Китае - на предприятии Hangzhou Chic Intelligent Technology Co (CHIC)в провинции Чжендзянь. Любая китайская компания, решившая наладить выпуск гироскутеров, должна получить у этой организации соответствующую лицензию. Без нее она не имеет права осуществлять поставку своей продукции на экспорт - в том числе в Россию.

Спустя всего 5 лет с момента, когда появились первые гироскутеры, рынок этих самокатов оказался почти полностью завоеван компаниями из Кореи и Китая. Именно эти страны сегодня являются основными поставщиками самобалансирующих самокатов. Качество продукции сильно колеблется в зависимости от производителя - от надежных, многофункциональных и безопасных устройств с хорошими ходовыми качествами до подделок с взрывающимися аккумуляторами, маломощными двигателями и неважной электроникой.

Сегодня двухколёсными платформами «без ничего» (в смысле без руля, ручки, третьей точки опоры и т. д.) уже особо никого не удивишь. всего за два года прочно вошли в нашу повседневную жизнь… а откуда? Откуда они вошли, где начался их путь? Когда появился первый гироскутер, в конце концов? Давайте попробуем разобраться.

За 13 лет до…

В 2001-м году Дин Каймен - изобретатель из США - выпустил на рынок свой Segway. У громоздкой тележки была ровно одна общая черта с современным гироскутером: это было двухколёсное транспортное средство, где оба колеса были расположены на одной оси. И оно не падало!

Кто прав, кто нет - сказать сложно. Сама идея самобалансирующегося транспорта была известна ещё с 90-х годов, поэтому вполне естественно, что над ней работали сразу несколько компаний. И вполне возможно, что Chic Robotics и Solowheel действительно добились результата одновременно.

Интересный факт: толчком к «буму» гироскутеров в Китае стал ролик, показанный в 2013-м году в программе Happy Show . Видео было посвящено концепции Hovertrax . Согласитесь, немного странно: Чен трубит о своей идее на весь Китай, а потом расстраивается, что её «украли»?

В любом случае, сегодня гироскутеры производят в десятках стран по всему миру, и спасибо за это мы можем сказать именно китайцам из Chic Robotics и Solowheel.

P . S . Естественно, у разных производителей получаются очень разные гироскутеры: есть дорогие и дешёвые, надёжные и не очень, минималистичные и навороченные… Тут мы можем дать только один совет: берите продукцию известных брендов( , ). Не прогадаете.

Технические новинки врываются в нашу жизнь стремительно, удивляют своими возможностями, граничащими с фантастикой и неизменно вызывают вопрос: почему раньше никто до этого не додумался. И внутреннее строение уже никого не удивляет: процессор, гиродатчики, материнская плата? Кажется, что ничего сложного в этой самодвижущейся платформе на колесах нет и придумать ее мог бы даже школьник средних классов.

Однако, недостаточно знать набор комплектующих устройства. Сложность состоит в том, чтобы все, собранное воедино заработало так, как от него ожидают. В данном случае, должен быть устойчивым и слушаться команд, подаваемых движением тела, всего лишь перемещением центра тяжести.

Кто придумал гироборд?

Сначала был . В конце прошлого века американцем Дином Кейменом был изобретен самокат с электроприводом, который представлял собой платформу с колесами внушительного размера по бокам. На платформе было установлено рулевое управление в виде столба. В самом начале разработок принцип автоматической балансировки был первостепенным.

Гироскутер в том виде, который приобрел небывалую популярность в мире за рекордно короткое время, прошел несколько этапов развития:

1. В 2001 году сигвей был представлен публике, однако, широкого распространения не получил, поскольку был достаточно громоздким и дорогостоящим. Использование в быту требовало оборудования места под хранение. Идея получила развитие.

2. В 2013 году в Кикстартере владелец Solowheel Шэйн Чен показал гироскутер Hovertrax с .


3. В 2014 году на выставке Canton Fair представители китайской компании Chic Robotics во главе с разработчиком Дэвидом Пирсом показали миру Smart S1. Первый гироскутер был компактным, с электронным управлением и встроенной системой самобалансировки .

Оба производителя оспаривают свое первенство в изобретении гироскутера. Поскольку идея транспорта с функцией самобалансировки появилась задолго до момента создания мини-сигвеев, можно говорить о том, что обе компании могли параллельно работать над их созданием и получить практически одновременно идентичные варианты.

Дэвид Пирс и Шэйн Чен были первыми, кто представил гироскутер на всеобщее обозрение. Стоит предположить, что над идеей, предложенной миру Дином Кейменом, работали и другие производители электронной техники. Об этом сейчас свидетельствуют многочисленные торговые марки, выпускающие данный гаджет. Вопрос авторства в данном случае спорный, кроме имени основоположника – создателя первого сигвея.


При покупке гироборда следует отдавать предпочтение известным производителям, которые могут гарантировать качество своей продукции. Пользование гироскутером из дешевых комплектующих может привести к травмам вследствие поломок. Особенно опасны некачественные батареи.

Чем привлекателен гироскутер и его перспективы?

Мини-электротранспорт – гаджет, привлекательный в равной степени для взрослых и детей. Разнообразие выпускаемых моделей позволяет использовать гироскутер в разных сферах жизни. – это игрушка, которая, несмотря на электронную систему балансировки и управления, полезна и позволяет ребенку нарабатывать навыки удержания равновесия на движущейся платформе, направляя ее с помощью изменения центра тяжести.

На данный момент самыми качественными гироскутерами являются: первый и единственный гироскутер с быстросъемным аккумулятором LG и отсутствием минимального веса. На гироскутере может кататься даже ребенок. - единственные гироскутеры, которые полностью влагозащищены с производства. - брендовый гироскутер с потрясающей комплектации. Имеет превосходное качество.

Взрослые часто сталкиваются с проблемой траты времени и желают сократить его потери по пути к месту работы, встречи. Возможность воспользоваться компактным транспортом, где поездки на автомобиле или автобусе нецелесообразны из-за расстояний, – также привлекательна.


Рост популярности гироскутеров прямо пропорционален постоянно растущим ценам на топливо. Устройство, работающее на литий-ионных аккумуляторах, в зависимости от емкости, могут без подзарядки преодолевать от 10 до 150 км. Сейчас в 2018 году появилось много различных вариаций комплектаций гироскутеров. Это и , . Различные диаметры колеса - , дюймов. Действительно ведь это универсальное революционное устройство.

Примерно тридцать лет назад американский инженер-изобретатель Дин Кейман встретился на пешеходной дорожке с инвалидом-колясочником. У инвалида имелась проблема: коляска не могла преодолеть ничтожное препятствие: бордюрный камень…

Медицинская техника была «коньком» изобретателя. «Неужели таким людям нельзя помочь?», думал Кейман.

В этот момент американцу пришла в голову революционная идея: встроить в коляску гироскоп - устройство, которое реагирует на изменение ориентации в пространстве и автоматически поддерживает равновесие.

Вслед за коляской с гироскопом Кейман разработал самобалансирующуюся «колесницу» -сигвей. Правда, работать пришлось много лет.

Россия - родина сигвея?

Впрочем Дин Кейман был не первым! Как всякое крупное изобретение, сигвей имеет давнюю историю.

Первый гироскоп был создан немецким физиком Иоанном Боненбергером еще в 1817 году и усовершенствован французом Жаном Фуко в середине XIX столетия. В то время гироскопы нужны были для проведения физических экспериментов.

Уже в начале XX века русский изобретатель Петр Петрович Шиловский предложил использовать гироскоп в колесном транспорте. Ему удалось построить экспериментальный монорельсовый поезд и гирокар - двухколесный автомобиль. Шиловский считал, что такие транспортные средства станут более маневренными. Машина поддерживала равновесие с помощью гироскопа.

В 1914 году Шиловский построил такой автомобиль в Лондоне, но в серийное производство он не поступил. Уровень технологий не позволял это сделать. Инженерная фантазия Шиловского безнадежно опередила его время. Его машину можно считать «прародительницей» современных сигвеев и гироскутеров.

Гироскопический автомобиль Шиловского

Другой аппарат - уже очень похожий на нынешние сигвеи - запатентовал японский профессор Кацуо Ямафудзи в 1966 году. Впрочем, ученый встретился с большими трудностями при воплощении своего проекта и смог представить публике готовую модель только в 1987 году. В серийное производство она так и не поступила.

Следуй за мной!

Подлинный отец сигвеев и гироскутеров - Дин Кейман - родился в Нью-Йорке в 1951 году и еще в школе был охвачен благородной страстью изобретательства. Позднее он учился в Ворчестерском политехническом институте, но так и не получил законченного высшего образования. И этот самоучка стал человеком, который чуть не перевернул мир.

За свою жизнь Дин Кейман получил более четырехсот патентов на изобретения. Его коньком была медицинская техника - так, например, он изобрел автоматический шприц для больных диабетом или гироскопическое инвалидное кресло iBOT (1990 год) - о нем мы, впрочем, уже упоминали!

Разработка сигвея стоила Кейману десяти лет работы и 100 миллионов долларов. Задача оказалась очень сложной (для науки и техники 90-х годов): пять гироскопов должны были автоматически реагировать на малейшие изменения в положении тела человека, который стоит на платформе. Сигналы от всех гироскопов передавались микропроцессорам, которые в свою очередь посылали сигналы электродвигателям. Этот принцип работы используется и теперь.

Чтобы создать свою «чудо-колесницу», Кейман основал компанию «Сигвей» (название торговой марки первично, название самого транспортного средства - вторично).

Кстати, как правильно писать это слово - «сигвей» или «сегвей»? Правильны оба варианта: в России единой нормы не сложилось. Правда, если исходить из оригинального названия (Segway) второй вариант кажется предпочтительным.

Само же имя происходит от итальянского музыкального термина segue, который означает «Иди за мной».

Изобретатель полагал, что мир последует за ним и что изобретение совершит переворот в городской инфраструктуре. Во всяком случае, именно такое заявление он сделал в декабре 2001 года, когда презентовал уже построенный сигвей на американском телевидении. Кейман хотел перевернуть весь мир, отправив все автомобили и велосипеды на свалку истории.

Эти пророчества оказались слишком смелыми, но все-таки сигвей уже вторгается в городской ландшафт. Уже в 2002-2003 годах было запущено в массовое производство сразу несколько моделей «чудо-колесниц». Сигвей экологичен и экономичен, занимает мало места, развивает скорость до 50 километров в час и используется не только для развлечения. Во многих городах сильные стороны сигвея оценили курьеры и даже полицейские.

Единственный недостаток - машина не слишком-то дешева.

А как же гироскутеры?

А когда был изобретен гироскутер? Некоторые полагают, что сигвей и гироскутер - полные синонимы. Это не совсем так: ведь электронная «начинка» сигвея ответственна только за поддержание равновесия. А управлять колесным средством надо с помощью руля.

У гироскутера же руль как таковой отсутствует. Принцип управления прост, как все гениальное: при переносе массы тела на правую или на левую ногу включается только правый или левый мотор - гироскутер начинает поворот.

Такая машина была пущена в производство совсем недавно, в 2014 году. Даже единого названия пока что не сложилось, и параллельно со словом «гироскутер» звучат слова «мини-сигвей» и «смарт-баланс».

Гироскутер стал производиться сразу несколькими компаниями из Китая и Кореи, которые оспаривают приоритет друг у друга. Истинным изобретателем чаще всего низывают китайского инженера по имени Шейн Чэнь.

К очевидным плюсам гироскутеров следует отнести их дешевизну, малый вес, компактность.

Но есть и оборотная сторона медали - до надежности сигвея современным гироскутерам еще очень далеко.

Существует уже несколько лет, и уже сколько людей катаются на этом интересном и довольно новом средстве передвижения. Но кто-нибудь когда-нибудь задумывался как именно появился гироскутер и от чего он произошел? История гироскутера, как она была и ни слова вымысла.

Начало времен

Давным-давно, когда интернетом в России еще не было, а сотовые телефоны больше напоминали коробки из под обуви, в одной загадочной стране, далеко за океанами зарождалась история гироскутера. Жил был маг и звали его Дин Кеймен, который учился в школе магии. Но позже за использование черной магии, также скрещивании магии крови и инженерии его выгнали от туда (или он сам ушел, так до сих пор не понятно).

И вот решил он создать что-то новое, то чего еще не видывал мир и пошел он в горы к гномам, которые славились своими инженерскими познаниями и опытом создании диковинных вещей. Долго шел он, преодолевая дождь, слякоть, снега и бураны, и вот дошел он до заветного места того. Но как не странно его ждали там - гномы сказали, что по пророчеству придет человек и создаст машину, которая будет нестись быстрее скакуна в прериях.

Прошло несколько лет и с помощью его магии и изобретении гномов в свет вышла новая машина, которую назвали Ginger, но позже название никому не понравилось и устройство назвали Сигвеем. Все были рады, как это чудо вещь могла ездить и удерживать баланс за счет заколдованных гироскопов.

Создание гироскутера

Многие царства государства стали покупать данные вещи. Через какое-то время данную технологию выкупили или выкрали эльфы и начали штамповать что-то похожее. И тут чертеж попадает главному эльфу инженеру, который понимает, что Сигвей это один большой недостаток, а не машина и многие отказываются его покупать из-за большого размера и веса.

И стали эльфы думать да гадать, как именно уменьшить эту машину и делать ее мобильнее, да компактнее. Отпилили сначала большой руль, который мешал, потом сделали колеса поменьше, сделали двигатели меньше, в общем получился маленький сигвей без речки. Главный эльф Shane Chen компании Solowheel выпустил тогда в свет первый гироскутер.

Но хитрые разбойники из CHIC тайным путем выкрали чертежи данного устройства у Solowheel . И позже через какое-то время фирма CHIC выпустила новую модель Smart S1 и они же объявили себя создателем гироскутеров и их изобретателями. Эльфу Shane Chen это не понравилось, так как именно он был первым кто изобрел это. И тут началась война. Одни нападали на других, летели копья, ломались мечи, но в конце концов фирма CHIC победила в этой войне и именно сейчас в данное время они могут продавать патенты на производство гироскутеров.

Наше время

Прошло уже несколько лет и гироскутеры стали появляться и у нас в городах, многие стали как свидетелями так и пользователями этих интересных средств передвижения. С каждым годом появляется все больше и больше фирм, которые выкупая патент производят свои гироскутеры. Первый гироскутер был с 6.5 дюймовыми колесами. Минусом данной модели было то, что она была предназначена только для города и только для ровных дорог.

Позже уже начали выходить и более большие модели такие как 8 и 10 дюймов. 10 дюймовые гироскутеры стали делать с камерной системой, из-за чего износостойкость модели сильно увеличилось. Также с каждым годов стали усовершенствовать саму систему и теперь с ноября 2015 года все гироскутеры должны быть с трехплатной системой балансировки, а не с двухплатной как раньше. Гироскутер стал настоящим средством передвижения, который просто заполонил весь мир и мы все надеемся что история гироскутера не закончится.