Технология дополненной реальности. Что происходит на рынке виртуальной и дополненной реальности в мире. Тренд виртуальной и дополненной реальности: цикл зрелости технологии

  • 24.04.2019

Дополненная (AR) и виртуальная (VR) реальность дарит новые впечатления и возможности. При этом не все понимает разницу AR и VR. В чем же все-таки отличие и почему нельзя путать эти 2 понятия?

Существенное отличие в том, что AR только приукрашивает и добавляет реальное восприятие окружающей среды, а VR создает новое несуществующее пространство, именуемое миром.

В любом случае в современном времени AR и VR используют не только для развлечений и коммуникаций, но и в образовательных целях, в науке, для развития медицины и даже в сфере культуры.

Для развлечения и коммуникаций многие уже используют «умные» часы. Также при использовании современных технологий картинки в журналах оживают, статьи дополняются секретными записями и большим количеством фотографий, появляются ссылки, с возможностью виртуального перехода.

Уже сегодня дополненная и виртуальная реальности сильно повлияли на медицину. С помощью дополненной реальности хирурги повышают уровень своего профессионализма, меняются и способы лечения, диагностика болезней. К тому же, благодаря виртуальной реальности, меняются возможности врачей в операционных, а с помощью чудо-браслетов врачи осуществляют полноценный контроль за состоянием больных на расстоянии. Еще хороший пример, микрофоны и микрокамеры, которые встраивают в очки дополненной реальности, помогают процессу реабилитации глухих и сопутствуют скорейшей социальной адаптации.

В образовании очки дополненной реальности делают наглядным процесс обучения, удерживают внимание школьников и студентов. А вот в науке очки дополненной реальности можно использовать для проведения виртуальных экспериментов. Виртуальную реальность используют и в компьютерных играх: в онлайн гембинге существуют целые виртуальные галактики, которые посещать можно не выходя из дома.

В мире уже появились и виртуальные ассистенты для водителей. Голосовые команды, подключение к смартфону и вывод информации на очки дополненной реальности помогают в управлении авто и в решении неотложных дел.

Вообще, распространение в повседневной жизни технологий, AR и VR приведет к массовому использованию интерактивного цифрового телевидения. Уже можно посещать виртуальные экскурсии по городам и музеям, используя экран гаджетов. Со смартфонами можно увидеть виртуальный мир, а технологии дополненной реальности, позволяют в виртуальных магазинах совершать реальные покупки.

Итак, естественно, разница AR и VR существует, но очевиден и тот факт, что реальность, благодаря им, становится интереснее. И будете ли Вы использовать AR или VR, не имеет значения: важно то, что мир изменяется, развивается и преображается каждый день, как и новые технологии дополненной и виртуальной реальности. И если перефразировать известную цитату, то получится: «если Вы не интересуетесь AR и VR, то рано или поздно AR и VR заинтересуются Вами».

Термин дополненной реальности также может скрываться под буквами AR — Augmented reality. Эта технология позволяет существенно расширить область данных воспринимаемых человеком. Такое расширение сознания достигается за счет переноса в реальный мир цифровой информации. Процесс формирования дополненной реальности происходит за счет камеры смартфона, веб-камеры или прочего устройства, которое может обрабатывать видео-сигнал. Специальная программа дополнит картинку необходимыми виртуальными объектами. В качестве элементов AR-технологии могут выступать видео и аудио материалы, 3D-модели, а так же текстовый контент.

Основным различием между технологией дополненной реальности и виртуальным аналогом является соотношение информации полученной из реального мира и обработанной компьютером. Виртуальная реальность пытается всецело поглотить настоящий мир, а дополненная лишь расширяет понимание о происходящем в нем процессах.

Примеры использования дополненной реальности (AR)

Очки дополненной реальности Google Glass

Если вы интересуетесь гаджетами, то наверняка наслышаны о технологичной новинке компании Google. Речь идет об очках дополненной реальности Google Glass , которые работают на основе голосовых и жестовых команд пользователя. Ожидается, что эти очки могут стать одним из первых устройств, которые предлагают широкому потребительскому кругу использование AR-технологии. Уже сейчас можно назвать сферы, где технологичные очки нашли свою нишу.

К примеру, отель Abadia Retuerta LeDomaine, расположенный в испанском аббатстве. Здание отеля построено в 1146 году и является уникальным архитектурным памятником. Администрация отеля закупила 8 пар очков Google Glass, которые используются для интерактивных экскурсий по отелю и окрестностям. Помимо 3D-экскурсий пользователь сможет получить необходимую информацию о спа-центре и меню в местном ресторане. Очки от Google уже помогают покупать на Ebay, для этого достаточно установить приложение RedLaser и просто посмотреть на штрихкод товара.

Шлем дополненной реальности Skully AR-1

Принцип дополненной реальности заложен и в новом технологичном шлеме для мотоциклистов. В шлеме применяется система расширенной реальности, которая отображает навигационные данные на интегрированный дисплей. Благодаря этому продукт позволяет составлять интерактивный маршрут движения мотоциклиста.

Браузер дополнительной реальности Layer

Также стоит выделить приложение Layar — один из наиболее перспективных и качественных браузеров на основе технологии AR. С помощью камеры смартфона или другого гаджета, приложение способно накладывать различные «слои», которые позволят ориентироваться на местности. Layar поможет определить ближайшую остановку, станцию метро, или магазин. Программа с помощью камеры покажет пользователю искомое место, также есть возможность прокладывать путь на виртуальной карте.

Найденную информацию можно отправить друзьям в социальные сети. Очень удобно с помощью Layar пользоваться «Википедией». Программа обнаружит в окружении пользователя объекты, которые описаны в рамках виртуальной библиотеки и выведет данные о них сверху картинки. Описание приложения на Play Маркет

Виртуальная примерочная ARTOUCHER

Сегодня прогресс достиг действительно небывалых высот, а новое поколение способно использовать такие возможности, о которых еще 10-15 лет назад люди лишь мечтали. То, что было мистикой и волшебством, сегодня стало техническим прогрессом. Один из таких моментов – это виртуальная реальность. Сегодня мы поговорим о том, что такое VR и как ее используют в различных сферах.

Определение виртуальной реальности

Виртуальная реальность – это созданный с помощью технического и программного обеспечения виртуальный мир, передающийся человеку через осязание, слух, а также зрение и, в некоторых случаях, обоняние. Именно объединение всех этих воздействий на чувства человека в сумме носит название интерактивного мира

Она, VR, способна с высокой точностью имитировать воздействия окружающей виртуальной действительности на человека, но для того, чтобы создать действительно правдоподобный компьютерный синтез из реакций и свойств в рамках интерактивного мира, все процессы синтеза просчитываются, анализируются и выводятся в качестве поведения в реальном времени.

Использование виртуальной реальности многогранно: в 99 процентах случаев одушевленным и неодушевленным предметам, созданным при помощи такой технологии, присущи точно такие свойства, поведение и движение, какие есть у их настоящих прототипов. При этом пользователь в состоянии оказывать на все одушевленные и неодушевленные объекты влияние согласно реальным законам физики (если игровым процессом не предусмотрены другие законы физики, что случается крайне редко).

Принцип работы

Многим интересно, как именно действует технология. Вот три главных компонента, которые используются практически при любом взаимодействии с виртуальной средой:

  1. Голова . Виртуальная среда внимательно, при помощи специализированной гарнитуры, отслеживает положение головы. Так, гарнитура двигает картинку согласно тому, в какие из сторон и когда пользователь поворачивает свою голову – в бок, вниз или вверх. Такая система официально называется шестью степенями свободы.
  2. Движения . В более дорогих модификациях технического обеспечения отслеживаются и движения пользователя, при этом виртуальная картинка будет двигаться согласно им. Речь идет здесь не об играх, в которых пользователь просто находится на месте и взаимодействует с окружением, но о тех, где он перемещается в виртуальном пространстве.
  3. Глаза . Еще один основополагающий в реальности датчик анализирует то направление, в котором смотрят глаза. Благодаря этому игра позволяет пользователю погрузиться в интерактивную реальность более глубоко.

Эффект полного присутствия

Уже по термину полного присутствия понятно, о чем именно идет речь: мир – это виртуальная реальность. Это значит, что пользователь будет ощущать себя именно там, где находится игра, и он может взаимодействовать с ней. Пользователь поворачивает голову – персонаж тоже поворачивает голову, человек шагает в своей комнате – игрок движется в интерактивной реальности. До сих пор идут споры — возможно ли

The Leap – отслеживание пальцев и кистей

Эффект от полного присутствия достигается за счет устройства The Leap. Это устройство, использующее сложную систему отслеживания каждого движения, все еще остается частью очень дорогих и ТОПовых шлемов. Однако алгоритм работы достаточно прост, и он присутствует в немного измененном виде в другом устройстве, а именно в шлеме HTC Vive.

Как контроллер, так и шлем в HTC Vive, оснащены множеством фотодиодов – небольших приборов, преобразовывающих световую энергию в электрическую.

Важный момент! Вообще человек ежедневно сталкивается с фотодиодами и их работой. Как пример, это фотодиод, отвечающий за освещение смартфона. Фотодиод определяет, сколько именно освещения падает на него, и, на основе этих данных, регулирует уровень яркости

Такой же принцип полного присутствия используется и в шлеме. В комплекте со стандартным ВР-шлемом идут две станции, которые через временные интервалы пускают пару лучей – это горизонтальный и вертикальный лучи. Они пронизывают комнату и добираются до фотодиодов на устройстве шлема и контроллера. После этого фотодиоды начинают свою работу, и за несколько секунд происходит обмен информационными данными, в ходе которого датчики передают положение контроллеров и шлема.

В этом заключается алгоритм создания полного присутствия.

Какие существует разновидности VR

Официально сейчас существует три разновидности виртуальной реальности:

  1. Имитация и компьютерное моделирование.
  2. Мнимая деятельность.
  3. Киберпространство и аппаратные средства.

VR шлемы

Главная разница между этими тремя гаджетами заключается лишь в компаниях-производителях. В остальном же они похожи. Все три шлема отличаются портативностью и обеспечением полного погружения в игровой процесс.

Плюсы и минусы виртуальной реальности

Плюсы:

  1. Возможность полностью окунуться в интерактивное измерение.
  2. Получение новых эмоций.
  3. Профилактика стресса.
  4. Создание электронных информационных и обучающих ресурсов.
  5. Проведение конференций.
  6. Создание объектов культурного наследия.
  7. Возможность визуализации различных объектов и физических явлений.
  8. Возможность для каждого перейти на новый уровень развлечений.

Минусы:

К минусам можно отнести следующие моменты:

  1. Зависимость.
  2. Еще один явный минус: виртуальная реальность и ее психологическое воздействие на человека – оно далеко не всегда бывает позитивным, так как есть риск слишком сильно погрузиться в виртуальным мир, что иногда влечет за собой проблемы в социальной и других сферах жизни.
  3. Высокая стоимость устройств.

Применение виртуальной реальности

VR можно использовать в таких сферах, как:

  1. Обучение . Сегодня интерактивная реальность позволяет смоделировать тренировочную среду в тех сферах и для тех занятий, для которых необходимой и важной является предварительная подготовка. Как пример, это может быть операция, управление техникой и другие сферы.
  2. Наука . VR дает возможность значительно ускорить исследования как атомного, так и молекулярного мира. В мире компьютерной реальности человек способен манипулировать даже атомами так, словно это конструктор.
  3. Медицина . Как и было отмечено, при помощи VR можно тренировать и обучать медицинских специалистов: проводить операции, изучать оборудование, улучшать профессиональные навыки.
  4. Архитектура и дизайн . Что может быть лучше, чем показать заказчику макет нового дома или любого другого строительного объекта при помощи такой реальности? Именно она позволяет создавать эти объекты в виртуальном пространстве, в полном размере, для демонстрации, тогда как раньше использовались ручные макеты и воображение. Это касается не только строительных объектов, но и техники.
  5. Развлечение . VR безумно популярен в игровой среде. Причем, спросом пользуются как игры, так и культурные мероприятия и туризм.

VR – вредно это или нет?

Пока что можно отметить, что никаких глобальных исследований в этой области не проводилось, однако первые выводы сделать уже можно. Так как VR еще только-только разрабатывается (и это действительно так), у многих могут появляться неприятные ощущения при продолжительном использовании этой технологии. В частности, человек будет ощущать головокружение и тошноту.

Пока что нет никаких доказательств того, что . Отрицательный эффект, несомненно, есть, однако он не настолько велик, чтобы бить тревогу. Поэтому пока неизвестно, виртуальная реальность, что это такое – вред или польза.

VR – что ждет в будущем?

Сегодня виртуальная реальность не до конца доделана, поэтому могут появляться неприятные ощущения. В будущем же появится множество устройств, копий и аналогов, которые не будут отрицательно действовать на человеческий организм и психику.

Также устройства VR смогут решить проблемы с потреблением информационных данных, а сеансы станут такими же стандартными и обыденными, как и обычные игры на компьютере или приставках в наши дни.

Вывод

Виртуальная реальность – пока что бездонная пропасть для исследования и улучшения алгоритмов работы. Сегодня технологии продвигаются очень быстро, поэтому можно с уверенностью сказать, что в ближайшем будущем рыночная стоимость комплекта будет по карману человеку со средним достатком.

Разработчики этого приложения действительно заслуживают внимания. Ребята не просто используют новомодную фишку, а реализовывают её потенциал на все 100%.

Обучающая программа наглядно покажет и расскажет как работает трансмиссия, батарейка отдает заряд, светит лазер, из каких долей состоит мозг и многое другое.

Во-первых это наглядный, детализированный интерактив. Все можно вертеть, масштабировать, касаться частей и получать подсказки.

Во-вторых, тут есть пошаговая обучалка, словно учитель с книгой повествующий о тех или иных вещах.

В третьих - это не одноразовая программа, а целая платформа в которую будут подгружаться новые отсортированные по категориям единицы. Приложение бесплатное, но к моему великому сожалению на английском языке.

С другой стороны - хороший повод подтянуть английский. JIG Space - это пожалуй самое полезное, впечатляющее и вдохновляющее приложение из всех имеющихся в категории AR. Вот оно - будущее в системе образования. И многие сложные вещи становятся чуточку проще.

TapMeasure

Благодаря TapMeasure вы сможете измерять длину предметов, определять отклонение фигур от заданной плоскости и даже создавать трехмерный план помещений с учетом окон, дверей и прочих поверхностей.

В итоге получится интерактивная модель в которой можно посмотреть все размеры. Очень удобная штука, особенно когда нужно что-то набросать или измерить, а под рукой нет рулетки или лазера. Конечно, точность оставляет желать лучшего.

Стоит учесть, что погрешность на метр может составлять сантиметр и более. Но за неимением любого другого более точного инструмента такое решение все равно является выходом.

IKEA Place

Ребята из IKEA быстро подхватили и взяли на вооружение ARKit сделав крутое дополнение к своему каталогу. Теперь многие вещи шведской мебельной фабрики можно вписать в свою комнату и посмотреть на сколько хорошо или не очень это будет выглядеть.

Модели высокополигональны и выглядят достаточно здорово. Есть две главные претензии - нет возможности масштабировать предметы, просто приложение не всегда точно сопоставляет размер, и отсутствие программы в русском App Store. В остальном - так держать. Добавляйте больше вещей из каталога, привяжите к ним все характеристики и будет вам счастье и море удобства.

SketchAR

Если вы не умеете рисовать, то не все потеряно. И для этого на начальном этапе не обязательно ходить на кружок в дом культуры. Приложение Sketch AR поможет вам в этом. Наведя желательно на листок А4 камеру сканер распознает его и покажет четыре точки которые необходимо нарисовать.

Для системы они станут отсчетными, после чего спроецируется выбранное из каталога изображение. Конечно можно одной рукой держать, а второй обрисовывать картинку, но лучше закрепить смартфон или планшет на штативе.

Со SketchAR у вас запросто получится хороший и главное пропорциональный костяк изображения. Затем останется уже без помощи закончить работу.

Magicplan

Основной упор этого приложения ложится на составление чертежных планов помещений и технология дополненной реальности в этом здорово помогает. Нет необходимости рисовать каждую линию - быстро пробежались по комнате отметив углы и получается готовый план.

Где надо - подкорректировали, где надо - дорисовали. Затем, добавили двери, окна и мебель из структуризированного каталога и вот уже через 5 минут у вас готов отличный набросок который не стыдно показать.

Во время ремонта это приложение станет просто незаменимо. Круто то, что затем все полученные помещения можно объединить в один проект и получится квартира или дом.

Housecraft

Одним из первых тестовых примеров дополненной реальности была программка от Apple позволяющая расставлять парочку предметов мебели. Разработчики Housecraft развили эту идею и добавили кучу интерактива и элементов домашней утвари?

Предметы можно расставлять с высокой точностью, поворачивать, масштабировать и даже располагать виртуальные модели друг на дружке. Так что обставить комнату элементами интерьера, пусть и виртуальными предметами, не составит труда.

Night Sky

Далеко не новое приложение Night Sky после недавнего апдэйта получило два режима дополненной реальности - классический, с накладыванием звездного неба и с отображением солнечной системы. Правда последняя фича доступна только по подписке. Хорошо что хоть первый меся бесплатный. Так что побаловались, поизучали небо и нашу систему и на этом достаточно.

Яндекс.Карты

Ребята из Яндекса решили стать первопроходцами в мире где картография и дополненная реальность сосуществуют. В режиме пешехода при построении маршрута на местности будет отображаться точка и путь к ней.

Пока все это реализовано очень простенько и практически не имеет какой-либо пользы, но является наглядным примером того, что и в этом направлении можно работать и это будет смотреться органично.

Осталось допилить привязку маршрута следования, добавить к зданиям интерактивные таблички и сделать толковые очки дополненной реальности и технологичное будущее однозначно станет на шаг ближе.

App in the Air

Это приложение подскажет и покажет маршруты и статус полета в режиме онлайн тех или иных авиарейсов. Если отбросить кучу основных функций и ориентироваться на дополненную реальность, то исходя из своей истории полетов за все время или за конкретный год программа покажет на трехмерном шаре все ваши перелеты и накрученный километраж.Пользы от этого мало, ну конечно можно замутить красивый кадр в Инстаграм.

А вот если бы разработчики интегрировали полеты рейсов в дополненную реальность в режиме онлайн было бы намного круче.

Paint Space AR

И закрывает наш рейтинг рисовалка в AR. Ничего особенного тут нет - выбираете цвета, инструменты или какие-нибудь эффекты и просто балуетесь, расписывая виртуальное окружение. Зачем это может понадобиться на практике - я не знаю.

Так еще и разработчики предоставили лишь ограниченное количество инструментов, цветов и возможностей. За остальное извольте платить.

К сожалению, приложений реализованных с применением дополненной реальности в App Store ничтожно мало, а толковых из них еще меньше. В Google Play такие программы начнут появляться чуточку позже, ибо Google затянула с выпуском пакета для разработчиков.

2 июля 2017 в 18:37

Практика применения технологий виртуальной и дополненной реальности

  • Блог компании ВШБИ - Менеджмент игровых интернет-проектов ,
  • Разработка под AR и VR

В этой статье мы рассмотрим сложные и важные вопросы о том, существует ли индустрия виртуальной и дополненной реальности; кому это нужно; что делать, когда вы сделали очередное приложение по демонстрации недвижимости в виртуальной реальности, а его никто не покупает или пошли в индустрию развлечений, а там настолько большая конкуренция, что протолкнуться невозможно.

Материал подготовлен на базе лекции Василия Рыжонкова, которая проходила на конференции VR-Today в рамках нашей образовательной программы «Менеджмент игровых проектов» в Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ. Конспект и видео и под катом.


Василий является основателем компании ARenaLab , которая разрабатывает различные продукты и решения в области виртуальной и дополненной реальности. В 2015 году Василий решил сделать систему полного погружения, но теперь этот проект как бизнес не существует. Сейчас компания работает в b2b (360-маркетинг, недвижимость, индустриальная ниша и рынок развлечений ) и b2c рынках. Второе направление работы Василия - развитие сети VR-парков в России в рамках компании ARena Space.

Что определяет индустрию? Деньги и спрос. В 1992 году была третья VR-волна, вышел Nintendo Virtual Boy , который продался в мире в количестве 300 000 - 400 000, этот эксперимент был признан неудавшимся. Сегодня продано около 700 000 HTC Vive и Oculus. Проблема в том, что шлемов было продано много, а потом индустрия свернулась из-за того, что индустрия не оправдала ожиданий потребителя. Пока это не станет удобным, это не будет массовым рынком.

Самый главный вопрос: когда это станет реальной индустрией? Очень важно соизмерять хайп, который создан вокруг виртуальной и дополненной реальности и останавливающими развитие факторами. Во-первых, это неудобно, во-вторых, это дорого стоит, в-третьих, контента все еще недостаточно.

Зачем ставить дорогие системы, связанные с виртуальной реальностью в недвижимости, если можно ограничиться простым Samsung Gear VR ? Нужно ли демонстрировать вашу квартиру в VR, если можно просто показать клиенту буклет?
Важно понимать, даст ли это экономический эффект.

2017 год - это проверка гипотез. Очень много идей уже отметается. Важно решать реальные проблемы.

VR LA, CEO Unity :

“Вызовы, которые стоят перед разработчиками и теми, кто применяет VR в индустрии и в бизнесе, заключаются не в том, что вы создадите какое-то решение, а в том, насколько это решение реально оправдано и дает экономическую эффективность конкретному заказчику”. Экономическая эффективность складывается из трех факторов: улучшение процессов, увеличение выручки заказчика, снизились ли косты.

Рынок дополненной и виртуальной реальности сложится. Но огромное количество компаний умрут, потому что не успеют выйти на рынок. Очень важно быть умнее чем коллеги. Мы находимся в России, где 70% экономики - государственные. Поэтому успешными будут те компании, которые так или иначе связаны с государством. Например, Vizerra .

Или возьмем рынок индустрии развлечений. В России он составляет приблизительно 50 миллиардов рублей . При этом в одних только парках Диснейленда 17 миллионов посетителей в год. Средний чек, который там оставляет семья - 220-250 долларов без проживания в отеле.

9 рынков, в которых так или иначе разрабатываются различные решения в VR и AR:

  • Маркетинг
  • Недвижимость
  • Промышленность
  • Развлечения
  • Спорт
  • Публицистика
  • Культура и туризм
  • Образование
  • Медицина


Из всех перечисленных выше рынков конкурентными являются только недвижимость, развлечения, маркетинг и спорт, если брать фитнес-клубы. Все компании, которые пробуют создавать решения, проходят очень долгий путь, от 6 месяцев до года и не все его выдерживают.

Выбирая, на какой рынок идти, нужно подумать:

Об объеме этого рынка в географии (Россия - мир)
Как быстро вы сможете представить какое-то решение для этого рынка и внедрить его
Достаточна ли емкость рынка

Маркетинг - это самый очевидный кейс в VR, потому что с этого все начинали. Презентовали автомобили, 360-видео и так далее.

Самый известный кейс в маркетинге - это McDonald’s . Они делают активации клиентов, чтобы они возвращались, через VR . Вы смотрите ролик-игру, зарабатываете баллы, которые идут на ваш личный счет и получаете скидку на продукты.

Marriott . Индустрия отелей, которая привлекает дополнительных клиентов. Они продают свой отель в местах, где много траффика. Они поставили специальные будки, в которых транслировали рекламу отелей.

Volvo . Презентации о новых автомобилях. Маркетинговые активации - новый способ подарить эмоции людям, но есть ли в этом экономический смысл, непонятно. Насколько вложенный бюджет окупился и увеличилась ли конверсия в продажи - неизвестно.

IBM In-Store AR Shopping App . Сразу 2 направления VR и AR. Самый большой рынок в мире - это торговля. Мы постоянно покупаем товары. Туда идут очень многие компании.

IKEA . Возможность примерить всю мебель в вашей квартире. Самое большое количество скачиваний в индустрии недвижимости. Но этим занимается огромное количество компаний, здесь нужно искать партнерства с известными брендами.

В 70-е и 80-е годы появляются первые шлемы для пилотов авиации, которые дополняют информацию в режиме реального времени. Это дорогие шлемы, они существуют до сих пор. Цена шлемов, которые закупаются для US Army может варьироваться от 20 до 50 тысяч долларов.

Сейчас в промышленности очень часто используются дополненная реальность (в первую очередь) и виртуальная реальность (во вторую). Часто это делается для того, чтобы сотрудники прошли какие-то необходимые им навыки в VR в тех случаях, когда для этого требуется дорогостоящее оборудование или когда за этим стоят какие-то риски.

Существует доказанный факт эффективности обучения в VR. В Китае было проведено исследование с двумя группами школьников. Одна из них училась по учебникам, вторая - в VR. Успеваемость второй группы сразу после прохождения материала была на 20 % выше, а спустя 2 недели - на 15 %.


И в качестве завершения три основных тезиса:
  • Тезис номер один. Рынок виртуальной и дополненной реальности - это next big thing.
  • Тезис номер два - не скоро.
  • И третье, вам, как компаниям, которые разрабатывают что-то или применяют что-то в первую нужно думать, есть ли проблема, можно ли эту проблему решить по другому, планировать свои ресурсы так, чтобы успеть пройти от фазы идеи до продукта, который понравится клиенту. И самое главное, очень вам желаем успехов, работайте, развивайте рынок дополненной и виртуальной реальности, он невероятно интересный, и это один из рынков роста в IT-индустрии.