Реферат на тему:
Канал (гидрография)
План:
-
Введение
- 1 Виды каналов
- 2
История
- 2.1 Каналы в древности
- 2.2 Каналы в Средние века
- 2.3 Индустриальная революция
- 2.4 XIX век
- 2.5
XX век
- 2.5.1 Каналы в СССР
- 3 Устройство каналов
- 4 Списки каналов Примечания
Введение
«Королевский канал» в Ирландии
Профиль Беломорско-Балтийского канала
Водный канал (лат. canalis - труба, жёлоб ) - искусственная водная артерия, предназначенная для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды. Существует два основных назначения канала:
- ирригационное, канал используется для доставки или отвода воды
- каналы, осуществляющие транспортные функции, например для доставки грузов или людей
Зачастую каналы совмещают в себе обе функции.
Цель создания судоходного канала - соединение бассейнов двух водоёмов в случае отсутствия такового, сокращение пути между двумя водоёмами, обеспечение гарантированного судоходства, решение проблемы транспортной доступности по водным путям пунктов назначения, создание экономически выгодных путей транспортировки.
1. Виды каналов
В зависимости от предназначения каналы делятся на несколько видов.
С древнейших времён важную роль в сельском хозяйстве играли мелиоративные каналы, которые, в свою очередь, делятся на ирригационные (оросительные) и дренажные (осушительные). Первые из них доставляют воду на поля и распределяют её там, поэтому чаще всего их можно встретить в пустынях и полупустынях Азии и Африки, а также на территориях, где ведётся интенсивное земледелие - например, в Калифорнии и Средиземноморье. Вторые, наоборот, отводят воду из заболоченной местности.
Водопроводные каналы подают воду к месту её потребления, причём условия эксплуатации и санитарные требования часто вынуждают делать такие сооружения закрытыми. Их главная цель - подавать воду в безводные и засушливые районы из мест, где постоянно ощущается избыток воды.
Ещё один вид каналов - энергетические. Они подводят из рек воду к турбинам гидроэлектростанции, а затем отводят прошедшую через турбины воду за пределы ГЭС.
Судоходные каналы - пресноводные и морские, - которые соединяют реки, озёра и моря, рассчитаны, как правило, на всевозможный водный транспорт - от маленьких лодок до огромных сухогрузов. Судоходные каналы подразделяются на открытые и шлюзованные. Первые из них соединяют водные пути с одинаковым уровнем воды, вторые - водоёмы с разными уровнями. Из открытых каналов можно назвать крупные Суэцкий канал и Коринфский, однако подавляющее большинство подобных сооружений - второго типа: их шлюзовые системы позволяют судам подниматься из низких участков канала на более высокие, и наоборот. Самые знаменитые шлюзовые каналы - Панамский и Кильский. В свою очередь, пресноводные каналы делятся на транзитные (соединяют несколько водоёмов), водораздельные (связывают бассейны двух рек), обходные (обводные) или спрямляющие (огибают порожистые или бурные участки, а также сокращают путь между двумя пунктами извилистого русла) и соединяющие (их прокладывают от водных путей к крупным промышленным центрам).
2. История
2.1. Каналы в древности
Первые оросительные каналы появились в конце VI тысячелетия до н. э. в Месопотамии. Примерно тогда же, по-видимому, начали возводить ирригационные системы и в Древнем Египте, так что к рубежу ΙΙΙ и ΙΙ тысячелетий в обеих странах была создана широкая сеть оросительных каналов, забота о которых легла на плечи верховной власти. Не исключено, что в Древнем Египте появился и первый в мире судоходный канал, который соединил Красное море с одним из притоков Нила - реки, впадавшей в Средиземное море; благодаря этому пути корабли могли путешествовать из одного моря в другое. Строительство данной водной артерии было начато около 600 года до н. э. и продолжалось до 518 года до н. э., когда страну захватили персы. К сожалению, со временем канал был погребён под песками пустыни и о нем забыли.
2.2. Каналы в Средние века
2.3. Индустриальная революция
2.4. XIX век
Августовский канал, соединяющий бассейны Вислы и Немана, - уникальный памятник инженерного искусства первой половины ΧΙΧ века. Находящееся на территории Польши (80 км) и Белоруссии (22 км), это гидротехническое сооружение - яркий пример замкнутого канала, вдоль которого построено 18 шлюзов. Строительство канала было начато в 1824 году и длилось 15 лет, а главным проектировщиком стал инженер Игнаций Пронджинский. Сохранившись до наших дней почти в первозданном виде, сегодня этот водный путь обслуживает в основном туристов: его русло проходит среди живописных ландшафтов Августовской пущи и Бебжанской низменности, соединяя озера Нецка, Белое и реку Черная Ганча. Сегодня Августовский канал является одной из достопримечательностей, которую, возможно, ждёт включение во Всемирный список культурного и природного наследия ЮНЕСКО .
2.5. XX век
2.5.1. Каналы в СССР
3. Устройство каналов
4. Списки каналов
- Список каналов России
- Список каналов Германии
Материал содержит информацию по судоходным каналам стран мира и России, их длину, ширину и глубину, количество шлюзов, соединяющие их моря, океаны, реки, и год постройки канала.
Судоходный канал (страна) |
Длина, км |
Ширина, м |
Глубина на фарватере, м |
Количество шлюзов |
Океаны (моря), реки (каналы) или населенные пункты, соединяемые каналом |
Год постройки (реконструкции) |
Береговой (США) |
Проложен в обход мелководных уч. вост. побережья США от Бостона (на Атлантическом побережье) до Браунсвилла (Мексиканский зал.) - |
|||||
Великий (Даюньхэ, Юньхэ) (Китай) |
Пекин с Вост.-Китайским морем |
|||||
Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина (Россия) |
Не менее 4 |
р. Волга с Балтийским морем; проходит через Рыбинское вдхр., по р. Шексна, Белозерскому кан., р. Ковжа, Мариинскому кан., Онежскому кан., р. Свирь, Новоладожскому кан., р. Нева |
||||
В т.ч. Волго-Балтийский канал |
Не менее 4 |
Рыбинское вдхр. с Онежским оз. |
||||
Нью-Йорк-Стейт-Бардж-канал (США) |
озера Эри и Шамплейн с р. Гудзон |
|||||
В т.ч. Эрн-канал |
оз. Эри с р. Гудзон |
|||||
Рейн-Майн-Дунай (Германия-Австрия) |
реки Рейн и Дунай |
|||||
Гёта-канал (Швеция) |
Зап. (г. Гётеборг) и вост. (г. Сёдерчё-пинг) побережья Швеции через озера Венерн и Веттерн |
|||||
Среднегерманский (Германия) |
реки Эмс, Везер и Эльба |
|||||
Рона-Рейн (Франция) |
реки Сона (приток р. Рона) и Рейн |
|||||
Дортмунд-Эмс (Германия) |
реки Рейн и Эмс |
|||||
Южный (Франция) |
р. Гаронна со Средиземным морем |
|||||
Беломорско-Балтийский (Россия) |
Белое море с Онежским оз. |
|||||
Суэцкий (Египет) |
Средиземное и Красное моря |
|||||
Альберт-канал (Бельгия) |
реки Маас и Шельда |
|||||
Имени Москвы (Россия) |
реки Волга и Москва |
|||||
Волго-Донской судоходный им. В. И. Ленина (Россия) |
реки Волга и Дон |
|||||
Кильский (Германия) |
Северное и Балтийское моря |
1895 (1914, 1970) |
||||
Панамский (Панама) |
Атлантический и Тихий океаны |
|||||
Марсель-Рона (Франция) |
р. Рона со Средиземным морем |
|||||
Амстердам-Рейн (Нидерланды) |
Амстердам с р. Рейн |
|||||
Манчестерский (Великобритания) |
Манчестер с Ирландским морем |
|||||
Уэлленд (Канада) |
озера Эри и Онтарио (в обход Ниагарского вдп.) |
|||||
Сайменский (Росиия, Финляндия) |
оз. Сайма с Финским зал. Балтийского моря |
|||||
Ньиве-Ватервет-Схер (Новый водный путь) (Нидерланды)" |
Роттердам с Северным морем |
|||||
Нордзе-канал (Северный морской канал) (Нидерланды) |
Амстердам с Северным морем |
* Длина искусственных участков канала (без участков, проходящих по озерам, рекам, заливам и т.д.)
_______________
Источник информации:
Атлас офицера/ - Москва: 1984.
Каналы бывают разных видов и размеров: от водных путей, которые соединяют океаны, до малых водотоков в городах. Подобные города часто отождествляться с Венецией. В самом деле, города известные своими каналами и водными путями, можно называть «Венецией » в своей части мира. В этой подборке я предлагаю Вам совершить увлекательное виртуальное путешествие по самым известным водным артериям мира. Вы получите массу позитивных впечатлений и узнаете о многих интересных фактах.
1. Стокгольмский канал
Назывемый "Венецией Севера", Стокгольм расположен на 14 островах. У туристов, попадающих в Стокгольм, есть отличная возможность изучить каналы самостоятельно. Для этого необходимо лишь арендовать лодку или байдарку.
2. Алаппужа
Алаппужа – «Венеция Востока» - очень красивое, древнее место в индии. Посетители могут арендовать тут целый плавучий дом, для того чтоб лучше ознакомиться с заводями в течении одного или нескольких дней.
3. Бангкок. Клонги
"Клонг" – тайское название каналов. Исторически сложилось так, что люди использовали клонги по всему Таиланду для транспортировки и торговли, тем самым обрекая Бангкок на достаточно лестное прозвище «Венеция Востока». Сегодня большинство клонгов являются улицами, но вы все равно можете посетить туристическую версию традиционного плавучего рынка, о котором мы писали в обзоре достопримечательностей Бангкока .
4. Нан Мадол
Нан Мадол, "Венеция-Тихоокеанского региона," представляет собой группу небольших искусственных островов, расположенных у восточного берега острова Понпеи, в Микронезии.
5. Каналы Сучжоу
6. Панамский канал
Искусственный 77 километровый Панамский канал соединяет Атлантический и Тихий океан. Завершенный в 1914 году, канал позволяет судам добраться из одной стороны в другую более легко и безопасно. Сегодня более 14000 судов проходят Панамский канал каждый год.
7. Хойан
Эта рыбацкая деревня, а ныне и туристическая точка расположена на побережье Южно-Китайского моря во Вьетнаме. Хойан был международным портом с 16-го века, хотя сейчас серьезный бизнес доставки переехал в город Дананг.
8. Каналы Брюгге
Брюгге является одним из наиболее хорошо сохранившихся средневековых городов Европы и самым популярным местом Бельгии. Благодаря каналам Брюгге часто называют «Северной Венецией». Читайте также о достопримечательностях Брюгге в отдельной статье.
9. Каналы Амстердама
Еще одна «Северная Венеция» - Амстердам. Строительство каналов началось в XVII веке во время Голландского Золотого Века. Три основных канала: Herengracht, Prinsengracht и Keizersgracht образуют концентрические пояса вокруг города, известные, как Grachtengordel. Советую Вам также посетить достопримечательности Амстердама в виртуальном туре на LifeGlobe.
10. Каналы Венеции
Венеция - город на воде , является жемчужиной туризма. Романтические гондолы, и итальянская архитектура помогли заработать этот статус. Объединенные вместе, более 150 каналов, разделяют Венецию на множество островов. В любое время года в Венеции туристов гораздо больше, чем местных жителей.
Классификация судоходных каналов
Морским судоходным каналом называется продольная выемка в морском дне или русле реки на участках, где естественные глубины недостаточны для прохода судов заданной осадки. Таким образом, морские судоходные каналы представляют собой искусственный фарватер, имеющий ширину и глубину, отвечающие размерам расчетных судов.
Морские каналы в отдельных случаях устраивают и для других целей, например для забора морской воды насосными станциями для промышленного водоснабжения.
Строительство и эксплуатация таких сооружений при больших размерах современных морских судов сопряжены с крупными первоначальными затратами и ежегодными расходами по поддержанию глубин. В общем балансе издержек эксплуатационные расходы по содержанию судоходных каналов при неблагоприятных условиях могут превысить первоначальные затраты.
По сравнению с общей протяженностью морских судоходных путей протяженность морских каналов незначительна, но их роль в системе водного транспорта очень велика.
Каналы могут сооружаться:
а) на мелководных морских подходах к порту или устью судоходной реки;
б) в устьях рек или в целине берега, чтобы дать морским судам возможность проникнуть в глубь территории;
в) для соединения двух морских бассейнов или частей одного бассейна, разделенных полосой суши или мелководья.
Соответственно этим основным назначениям различают каналы: подходные, внутренние (проникающие в глубь территории) и соединительные.
Подходные каналы расположены на прибрежных, обыкновенно открытых водных пространствах и подвержены действию морских течений и волнения; работы по их созданию состоят в искусственном увеличении (по направлению трассы) существующих глубин и иногда в возведении рядом с ними с одной или обеих сторон ограждающих сооружений. В нашей стране крупнейшими подходными каналами являются Волго-Каспийский, обеспечивающий водный подход к устью Волги и Астраханскому порту, каналы Санкт-Петербургского, Калининградского портов и др. Внутренние каналы создаются углублением существующих устьев фарватеров и рукавов реки или прорытием в целине берега каналов в обход водоема, в последнем случае они называются обходными. Необходимо отметить, что каналы, проникающие в глубь территории, неизбежно включают в состав своей трассы и подходные каналы. Например, упомянутый Волго-Каспийский канал можно считать и подходным, и проникающим в глубь приморской территории по дельте Волги. Приведенное здесь разграничение оправдано тем соображением, что подходные каналы находятся преимущественно под влиянием морского режима, а проникающие - в условиях речного режима. Весьма характерный пример внутреннего морского канала-Манчестерский канал в Англии, соединяющий глубоководным морским путем промышленный район Манчестера с одним из крупнейших морских портов страны - Ливерпулем.
Соединительные каналы сочетают в себе особенности подходных и внутренних каналов, так как их трасса, направляясь из одного моря в другое, частично пролегает по мелководным прибрежным морским пространствам, иногда по фарватерам и устьевым участкам реки впадающих в эти моря, и прорезает материковый водораздел. Соединительные каналы в отличие от подходных характеризуются значительным объемом первоначальной строительной выемки и сравнительно малым объемом восстановительного черпания.
К этой категории относятся крупнейшие каналы международного значения: Суэцкий канал, соединяющий через бассейн Средиземного моря страны Европы с Красным морем, Индийским океаном и странами Азии; Панамский канал, соединяющий бассейны Атлантического и Тихого океанов; Кильский канал, соединяющий бассейны Северного и Балтийского морей и Атлантического океана. Важное значение для сообщения с крупными портами Азовского моря имеет Керчь-Еникальский канал. Крупными соединительными каналами являются также Беломорско-Балтийский, Волго-Донской и Волго-Балтийский (последние рассматриваются обычно в качестве внутренних водных путей). С созданием подобного рода глубоководных соединений и судов смешанного (морского и речного) плавания провести разграничение между областью внутренних и морских водных путей, в том числе и каналов становится все труднее.
При классификации каналов по расчетно-конструктивному признаку принимают во внимание влияние внешних воздействий (волнения, и течения) на дно и откосы и наличие шлюзов и разделяют их на три основные группы:
1) незащищенные каналы (неполного профиля), проложенные по морским пространствам без надводных берегов и искусственных ограждений;
2) защищенные каналы (полного профиля), проложенные в надводных берегах или снабженные искусственными ограждениями (дамбами, волноломами и т. д.);
3) шлюзованные каналы.
Каналы первой группы естественно больше всего подвержены внешним воздействиям: волнению, продольным и поперечным морским течениям, а следовательно, и заносимости. Каналы второй группы находятся в более благоприятных условиях, так как здесь возможны только продольные течения и в исключительных случаях возможно волнение.
Рис. 5 Виды каналов
Виды судоходных каналов. Особенности судоходства на каналах.
Канал - это искусственный открытый водовод в земляной выемке или насыпи. По назначению каналы делятся на соединительные, обходные и подходные.
Рис. 37. Аварийные ворота на каналах
Соединительные каналы служат для соединения водным путем рек разных бассейнов, а также для соединения рек, озер и морей (например, канал имени Москвы, Волго-Донской имени В. И. Ленина, Беломорско-Балтийский и др.).
Обходные каналы предназначены для обхода судами озер, на которых бывают сильные штормы, а также центральных частей больших городов и т. п.(к таким каналам относятся Приладожские, Прионежские и др.).
Подходные каналы - это искусственное углубление водоема или водотока по судовому ходу, имеющее знаки навигационной обстановки. Подходные каналы служат в основном для подхода судов с основного водного пути к портам, населенным пунктам и промышленным предприятиям, находящимся в стороне от реки (например, каналы в Архангельске, Ленинграде, Сеймовский на р. Оке и т. д.).
По способу питания каналы бывают самотечные и с искусственным питанием.
В самотечные каналы вода поступает непосредственно из реки или, озера и сама распространяется по всему каналу. Такие каналы наиболее просты и дешевы в эксплуатации.
У каналов с искусственным питанием воду из источника при помощи насосов накачивают в водораздельный бьеф, откуда она стекает самотеком. Например, на Волго-Донском канале имени В. И. Ленина построены три насосные станции, имеющие по три мощных насоса, каждый из которых за 1 с перекачивает 15 м 3 воды.
К гидротехническим сооружениям, необходимым для эксплуатации канала, в основном относятся судоходные шлюзы, аварийные ворота, аварийные водосбросы и водоспуски.
Шлюзы на каналах служат для пропуска судов из одного бьефа в другой.
Аварийные ворота служат для выключения отдельных участков канала в случае аварии или для ремонта. Аварийные ворота (рис. 37) состоят из следующих основных частей: устоев 1, ворот 2, понура 6, флютбета 5, водобойной части 3 с гасителями энергии 4. Ворота делают в виде поворотных ферм или в виде откатных затворов, состоящих из двух полотнищ.
Аварийные водосбросы предназначены для сброса воды из канала в случае его переполнения. Они представляют собой обычно боковой водослив в дамбе канала. Отметка водослива должна быть не ниже форсированного уровня.
Водоспуски служат для опорожнения каналов; это трубы, закладываемые в дамбы ниже уровня воды.
Основные формы поперечных сечений судоходных каналов - ложбинообразная, прямоугольная, трапецеидальная и полигональная.
Если по каналу должно проходить немного судов и они пойдут в основном по его оси, используя наибольшие глубины, - применяют ложбинообразную форму канала (рис. 38, в). При интенсивном движении, когда суда, то и дело встречаются, обгоняют друг друга и большую часть движутся над откосами, ложбинообразная форма неудобна, - она увеличивает для судна опасность удариться об откос.
В этом отношении лучшей является прямоугольная (рис. 38, б), а затем трапецеидальная (рис. 38, е) форма сечения канала. Первая встречается редко, так как строительство вертикальных стенок очень сложно и обходится дорого. При трапецеидальной форме наблюдается особенно сильное оплывание откосов.
На современных судоходных каналах принята преимущественно полигональная (рис. 38, г) форма поперечного сечения. Дно в таких каналах горизонтально, а откосы имеют различную крутизну, зависящую от рода грунта. При этом верхняя часть более крутая, нижняя - более пологая.
В зависимости от положения относительно поверхности земли Канал может быть в выемке (рис. 39, а), в полувыемке и в полунасыпи (рис. 39, б) и в насыпи (рис. 39, б). В насыпь обычно закладывают противофильтрационный слой глины.
Крепление откосов каналов необходимо для защиты от разрушения под воздействием судовых волн, течения воды, льда, ударов судов и др. Наиболее часто применяют крепления откосов в виде мостовой или каменной наброски на слое щебня или гравия. В последнее время широко применяется крепление откосов железобетонными и бетонными плитами, а также шпунтом.
Для судоходства большое значение имеет величина профильного коэффициента п, равного отношению живого сечения канала и к площади погруженной части миделя судна % при полной осадке:
Чем больше п, тем меньше сопротивление воды движению судна. Для больших современных каналов величина п = 4 - 5,5.
Закругления каналов делают с возможно большим радиусом, который должен быть более 5-6 длин наибольшего судна. В особых случаях радиус закругления может быть снижен до трех длин судна (но не менее), при этом канал расширяют.
Судовые волны, набегая на откосы канала, разрушают их. Волна оказывает на обоих сильное динамическое воздействие. Часть воды стекает с откоса обратно в канал, а часть проникает внутрь откоса, причем, просачиваясь вниз, размывает основание откоса. Высота волны зависит от размеров судна и скорости его движения и достигает 1,3 м. Приближение судов к берегу приводит к увеличению высоты набегания волны на откос. Поэтому суда по возможности должны двигаться по оси канала,
Большое влияние на откосы и дно канала оказывает струя потока воды, отбрасываемая движителями, особенно, когда судно идет вблизи откоса в повороте канала или с дрейфом при ветре. Деформация откосов происходит также за счет возникающего течения при стеснении живого сечения канала корпусом судна.
Вследствие перечисленных причин каменная отмостка откоса рушится и сползает, уменьшаются судоходные глубины.
Скорость движения судов на каналах ограничена и не превышает 12-15 км/ч.
Сбрасывание мусора и шлака в канал запрещается. Отдача якорей возможна лишь в отведенных местах, пользование лотами и цепями-волокушами не разрешается.
Плавание по каналу усложняется малыми габаритами судового хода, наличием аварийных и заградительных ворот, паромных переправ, шлюзов и других сооружений. Кроме того, во время работы насосных станций возникают течения, которые могут вызвать рыскливость судна.
Морские судоходные каналы представляют собой искусственный путь для соединения двух морских бассейнов или для подхода судов к портам. Они могут быть открытые и шлюзованные.
Открытые каналы наиболее распространены, к ним относятся все подходные каналы, проходящие по суше, протокам морского устья или морю и являющиеся надводными или представляющие собой подводную искусственную прорезь.
Открытые каналы могут быть без ограждения или ограждены парными или одиночными дамбами. Огражденные каналы меньше подвергаются действию волн и менее заносятся наносами.
Морскими подходными каналами являются Архангельский (рукав дельты,) Днепро-Бугский (бар), Херсонский (лиман, рукав и река), Волго-Каспийский (рукав дельты), Ленинградский, Ждановский, Калининградский (морской залив) и т. д. Общая протяженность морских подходных каналов в СССР превышает 1000 км.
Значение слова неудачный
Обзор Samsung Galaxy A7 (2017): не боится воды и экономии Стоит ли покупать samsung a7
Делаем бэкап прошивки на андроиде
Как настроить файл подкачки?
Установка режима совместимости в Windows