Что такое углы обзора монитора. Обзор основных характеристик мониторов для компьютера

  • 10.02.2019

Монитор как средство визуального отображения информации существует давно и за свою историю пережил несколько революционных изменений. Если еще не несколько лет назад производители главным образом боролись за возможности обеспечения высоких базовых характеристик «картинки», то сегодня ужесточается конкуренция между разными концепциями реализации данного устройства. Современные типы мониторов отличаются по множеству критериев, обуславливающих не только качество изображения, но и наличие интерфейсов коммуникации, показатели энергосбережения, функциональность и другие эксплуатационные качества.

Чем отличается монитор от телевизора?

На первый взгляд современные мониторы для компьютерной техники ничем не отличаются от телевизоров. По крайней мере, если сравнивать небольшие модели схожего размера, то разницы можно не заметить. И все же она есть. Так, если классический телевизор - это автономное устройство, которое принимает и воспроизводит аудио- и видеосигнал от кабельных и спутниковых станций, то монитор является аппаратным средством обработки и предоставления графической информации, источником которой является специальная видеокарта. Что касается внешних отличий, то их наиболее ярко выражает тип монитора на ноутбуке, который может быть представлен одной из матриц семейства жидкокристаллических дисплеев. В частности, сегодня распространены форматы матриц TN, MVA и самая современная разработка - IPS. По сравнению с теми же телевизорами, эти модули обеспечивают более высокое качество и детализацию отражения графической информации на одну единицу площади экрана.

для компьютерных дисплеев

Базовым модулем, который сбалансирован по характеристикам и поэтому получил широкое распространение, является TN. Эта система обеспечивает неплохое время отклика, в среднем на 20 мс, и отличается низкой стоимостью изготовления. Но из-за скромных показателей цветопередачи и невысокой контрастности такие матрицы не востребованы среди искушенных ценителей качественного изображения. Наилучшей заменой таким устройствам являются модули IPS и TFT - тип монитора, который имеет достойную контрастность, не выделяется и транслирует оптимальную цветопередачу при больших углах обзора. Но модуль TFT в современных модификациях стоит дороже и требует более высокого энергопотребления.


Классификация по типу отражаемой информации

Существуют две принципиально разные концепции вывода информации на экран в виде изображения. Классической считается алфавитно-цифровая система, которая реализуется в дисплеях, обрабатывающих символьный или текстовый сигнал. Среди последних разновидностей данного семейства заслуживает внимания так называемый интеллектуальный монитор, наделенный редакторскими способностями и предварительно обрабатывающий получаемые данные. Второй способ отражения информации - графический, который, в свою очередь, также делится на две группы. В частности, существуют векторные и растровые типы мониторов, имеющие свои особенности. Например, модель растрового вывода рассчитана как раз на компьютерную технику с соответствующей графической подсистемой. Векторные же дисплеи чаще используются в радарах, игровых автоматах и другой аппаратуре, не требующей высокого качества отражения графических данных.

Классификация по типу экрана

Самым старым на сегодняшний день является монитор, работающий с электронно-лучевой трубой. Это экраны ЭЛТ, которые уже практически не встречаются в продаже. К традиционным и тоже устаревающим можно отнести и жидкокристаллические мониторы. При этом существуют разные типы LCD-мониторов, работающих на жидких кристаллах. Это те же матрицы, которые применяют в оснащении ноутбуков - к наиболее современным можно отнести модули IPS и TN+film. В общем же семействе экранов самой прогрессивной является технология LED, базирующаяся на светоизлучающих диодах. Такие модели мониторов обеспечивают высокое качество изображения и в некоторых версиях показывают неплохие энергосберегающие способности. Технологически более совершенным продолжением данной концепции является OLED-монитор, в котором применяется светоизлучающий диод органического вида.


Классификация по интерфейсу

В наши дни есть смысл говорить о двух типах интерфейсов, которые имеют наибольшее распространение - это аналоговый VGA и система HDMI, которая хоть и не является новой, но обеспечивает высокое качество передачи «картинки» и звука. Порт VGA является уже последним представителем аналоговых интерфейсов. На фоне цифровых каналов трансляции сигнала он заметно проигрывает в качестве, но все еще используется ради поддержания привычного функционала техники в плане подключения. Что касается HDMI, то, по сути, это адаптированный для бытовой техники интерфейс DVI-D, предназначенный также для обработки многоканального звука. Сегодня этим разъемом можно оснащать любой тип монитора ЖК, а также проекторы и плазменные панели. Чтобы реализовать подключение по этому каналу, необходимо воспользоваться пассивным переходником системы DVI-D. При этом следует учитывать, что далеко не все аналоговые выходы даже теоретически допускают возможность подключения через HDMI и с применением переходника.


Классификация по типу видеоадаптера

Любой монитор нуждается в системе обработки входного сигнала. Эту функцию с дальнейшей трансляцией выполняют видеоадаптеры, которые допускают несколько конфигураций подключения. В частности, отдельные видеоплаты требуют наличия разъемов PCI или AGP, за счет которых обеспечивают высокую эффективность и эксплуатационную гибкость. Другим вариантом подключения является группа микросхем графического ядра, которая встраивается в плату. Данное решение обходится дешевле и не влечет хлопот при использовании, но проигрывает предыдущему варианту в плане той же эффективности и производительности. Современные типы монитора компьютера чаще всего оснащаются полноценным интегрированным видеоадаптером. Данный вариант еще дешевле, но, опять же, не позволяет максимально раскрывать потенциал входного сигнала.

Классификация по типу покрытия

Есть две разновидности покрытий для мониторов - матовое и глянцевое. Первый вариант хорош тем, что не позволяет падающему свету отражаться, но при этом характеризуется менее высокими показателями цветопередачи. Глянцевые модели, напротив, обеспечивают более насыщенное и яркое изображение, но из-за отражения бликов могут доставлять неудобства в плане визуального восприятия. Оценивая данные типы мониторов, не стоит забывать и о практичности ухода за ними. К примеру, на матовой поверхности не остается следов и разводов, чего нельзя сказать про глянцевые покрытия.


Общие характеристики

Эксплуатационные параметры мониторов определяют, насколько будет комфортно восприятие «картинки». В первую очередь стоит отметить разрешение, которое в новейших моделях составляет 2560x1600. определит, насколько насыщенным будет изображение. На современном рынке практически не встречаются монохромные модели, а версии в последних семействах как минимум располагают 32-битной матрицей. Практически все стандартные типы мониторов работают на частоте, находящейся в диапазоне 60-100 Гц. По мере увеличения этого показателя снижается эффект мерцания при трансляции, что повышает комфорт в ходе просмотра. Конечно, имеет значение и размер монитора. Сегодня можно найти и мелкоформатные модели на 17-20 дюймов, и экраны на 30-40 дюймов.

Критерии выбора монитора

Помимо основных характеристик, следует учитывать функциональность монитора, его эргономику и наличие дополнительных аксессуаров. По функциональности модели различаются диапазоном настроек, наличием особых режимов работы, специальными возможностями энергосберегающей эксплуатации и т. д. Оценивая, какой тип монитора лучше для конкретных задач, будет нелишним определиться и с реализацией интерфейса. В данном случае подбирается наиболее удобный способ выполнения тех же настроек - через меню монитора или посредством механических элементов управления на корпусе. Что касается дополнительных аксессуаров, то они преимущественно относятся к элементам крепежа. Чем качественнее кронштейны, стойки и удерживающие панели, тем надежнее будет устойчивость всей конструкции.


Производители мониторов

Лидерами сегмента являются такие производители, как BenQ, ASUS, DELL, Samsung и т. д. Разработчики этих фирм стремятся осваивать не только основные технологические направления в плане улучшения качества изображения, но и делают акценты на специфику взаимодействия мониторов с другими компонентами компьютера. Средний класс представляют бренды уровня Hitachi, SuperSonic и Philips. Под марками этих производителей выпускаются все основные типы мониторов от жидкокристаллических до новейших моделей на платформе OLED. И если по технологическому совершенству данная продукция может уступать вышеназванным передовым компаниям, то в ценовом отношении она имеет преимущество. Например, средний по характеристикам можно приобрести за 10-12 тыс. руб., в то время как аналогичные по рабочим параметрам предложения ASUS или BenQ стоят порядка 15-18 тыс. В то же время пользуется популярностью и бюджетный сегмент, в котором стараются представлять свои разработки и премиальные, и малоизвестные компании. В этой группе можно найти модели современных мониторов с ценником порядка 5-7 тыс.

Заключение


Сегментация мониторов по классам и типам по мере внедрения новых разработок становится все более сложной и расплывчатой. Появляются подтипы в, казалось бы, устоявшихся сегментах - жидкокристаллических и LED-мониторах. Две популярные разновидности обрастают разными модификациями, наделяются новыми функциями и совершенствуются в свойствах эргономики. В частности, современные типы мониторов давно перешли на цифровые интерфейсы, постепенно снабжаются поддержкой перспективного формата воспроизведения 4K и все чаще появляются в сенсорных исполнениях. Разумеется, не стоит на месте и совершенствование базовых принципов создания мониторов. В этом отношении наибольший интерес у производителей логично вызывает платформа LED и продолжающая ее система OLED уже со своими технологичными модификациями.

Монитор - устройство для вывода на экран текстовой и графической информации.

В настоящее время используются 2 основных вида мониторов для ПК:

    мониторы на электронно-лучевых трубках (ЭЛТ, CRT);

    мониторы на жидких кристаллах (ЖК, LCD);

Качество изображения, получаемого на экране монитора, зависит от параметров электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) и управляющих ею электронных схем. К основным параметрам относятся: размеры экрана и "зерна" и связанное с ними оптическое разрешение, определяющее количество отображаемой информации и возможную степень ее детализации; скорость обновления изображения (частота кадровой развертки), определяющая степень подавления мерцания. На восприятие изображения оказывает существенное влияние и то, насколько экран черный (от этого зависит контрастность) и плоский (выше естественность, шире угол обзора, меньше бликов).

ЭЛТ-монитор

Принцип работы мониторов на ЭЛТ аналогичен принципу работы телевизора. Основной элемент дисплея - электронно-лучевая трубка .

Её передняя, обращенная к зрителю часть с внутренней стороны покрыта люминофором - специальным веществом, способным излучать свет при попадании на него быстрых электронов .


Схема электронно-лучевой трубки

Люминофор наносится в виде наборов точек трёх основных цветов - красного , зелёного и синего . Эти цвета называют основными, потому что их сочетаниями (в различных пропорциях) можно представить любой цвет спектра .

Наборы точек люминофора располагаются по треугольным триадам. Триада образует пиксел - точку, из которых формируется изображение (англ . pixel - picture element , элемент картинки).

Расстояние между центрами пикселов называется точечным шагом монитора . Это расстояние существенно влияет на чёткость изображения. Чем меньше шаг, тем выше чёткость . Обычно в цветных мониторах шаг составляет 0,28 мм. При таком шаге глаз человека воспринимает точки триады как одну точку "сложного" цвета .

Пиксельные триады

На противоположной стороне трубки расположены три (по количеству основных цветов) электронные пушки . Все три пушки "нацелены" на один и тот же пиксел, но каждая из них излучает поток электронов в сторону "своей" точки люминофора.

Чтобы электроны беспрепятственно достигали экрана, из трубки откачивается воздух, а между пушками и экраном создаётся высокое электрическое напряжение, ускоряющее электроны .

Перед экраном на пути электронов ставится маска - тонкая металлическая пластина с большим количеством отверстий, расположенных напротив точек люминофора. Маска обеспечивает попадание электронных лучей только в точки люминофора соответствующего цвета.

Величиной электронного тока пушек и, следовательно, яркостью свечения пикселов, управляет сигнал, поступающий с видеоадаптера.

Помимо рассмотренных ЭЛТ-мониторов с теневой маской производят еще и мониторы с апертурной решеткой. Структура экрана таких ЭЛТ-мониторов в виде вертикальных чередующихся полос люминофора основных цветов. Вместо теневой маски используется решетка из вертикально натянутых тонких струн. Они имеют определенные преимущества перед мониторами с теневой маской. Среди них - большая яркость (за счет большей прозрачности решетки для электронных лучей), высокая контрастность (так как есть большой запас по яркости, то стекло экрана можно сделать более темным), стабильность свойств в процессе эксплуатации (из-за высокой прозрачности решетки можно ограничиться небольшими токами электронных пучков), плоский экран (он имеет форму не сферы, а цилиндра с большим радиусом кривизны).

Однако они более чувствительны к механическим вибрациям, стоят дороже, зачастую имеют большие проблемы со сведением и, наконец, на экране таких мониторов заметны две (или одна) горизонтальные полосы от стабилизирующих нитей.

Наряду с традиционными ЭЛТ-мониторами в большинстве современных компьютеров используются жидкокристаллические (ЖК) мониторы.

Жидкие кристаллы - это особое состояние некоторых органических веществ, в котором они обладают текучестью и свойством образовывать пространственные структуры, подобные кристаллическим. Жидкие кристаллы могут изменять свою структуру и светооптические свойства под действием электрического напряжения. Меняя с помощью электрического поля ориентацию групп кристаллов и используя введённые в жидкокристаллический раствор вещества, способные излучать свет под воздействием электрического поля, можно создать высококачественные изображения, передающие более 15 миллионов цветовых оттенков.

ЖК-монитор

В LCD-мониторах изображение формируется с помощью матрицы пикселов, состоящих из жидких кристаллов. Отсюда и происходит аббревиатура LCD (Liquid Crystal Display), которая расшифровывается как жидкокристаллический дисплей. Применение жидких кристаллов в качестве основного элемента изображения не случайно: они способны изменять направление поляризации проходящего через них света. И если к кристаллу приложить внешнее напряжение, то направление поляризации изменится. Это позволяет управлять интенсивностью прошедшего света. С обеих сторон от кристалла устанавливаются поляризаторы, причем так, чтобы их оси были расположены под прямым углом друг к другу. Пучок света, пройдя через первый из них, станет линейно поляризованным. Затем в жидкокристаллической ячейке плоскость поляризации света повернется на определенный угол, величина которого будет зависеть от приложенного напряжения. Наконец, роль второго поляризатора заключается в регулировке количества пропускаемого из лучения, если угол между направлением его оси и плоскостью поляризации света постепенно изменять от О до 90°, то поглощение излучения будет увеличиваться. Таким образом можно управлять интенсивностью света (яркостью пикселов). Как известно, для формирования цветного изображения необходимо наличие пикселов трех цветов: красного, зеленого и синего. Поскольку жидкие кристаллы абсолютно прозрачны, то они не могут влиять на цветовые характеристики излучения. Для этой цели применяются фильтры, выделяющие из «белого» излучения ламп подсветки необходимые спектральные компоненты.

Поэтому в современных LCD-панелях каждая точка матрицы состоит из трех пикселов разных цветов. Для управления работой пикселов в них встраиваются электроды с так называемыми тонкопленочными TFT-транзисторами, которые, во-первых, выполнены прозрачными и не влияют на пропускаемое излучение, а, во-вторых, имеют в буквальном смысле слова микроскопические размеры. Они предназначены для быстрого изменения уровня напряжения и его поддержания на электродах ячеек в промежутке между управляющими импульсами. Именно поэтому матрицы с применением TFT-транзисторов называются активными , в отличие от пассивных , электроды в ячейках которых после подачи управляющего сигнала предоставлены сами себе. В результате пассивные матрицы страдают от высокой инерционности, тогда как активные лишены подобного недостатка.



Структура жидкокристаллического TFT монитора

Одним из основных достоинств LCD-панелей является отсутствие мерцания, столь характерного для мониторов на основе электроннолучевой трубки. Но это не означает, что у ЖК-мониторов отсутствует вертикальная и горизонтальная развертка. Дело в том, что управляющие сигналы для электродов матрицы по прежнему передаются последовательно, строчка за строчкой. Но применение TFT-транзисторов позволяет установить такой режим работы, когда смена состояния пикселов осуществляется только в моменты изменения видеосигнала. В результате, несмотря на небольшую с точки зрения ЭЛТ-мониторов частоту кадров в 60 Гц, эффект мерцания на ЖК-панелях не наблюдается.

По компактности такие мониторы не знают себе равных. Они занимают в 2 – 3 раза меньше места, чем мониторы с ЭЛТ и во столько же раз легче; потребляют гораздо меньше электроэнергии и не излучают электромагнитных волн, воздействующих на здоровье людей.

Основные характеристики мониторов

Параметры

LCD monitor

CRT monitor

Размер рабочей области экрана (в основном применяется 14,15,17,20,21дюйм)

номинальный размер диагонали экрана равен видимому

видимый размер всегда меньше номинального размера.

Разрешение (Часто используется 800 на 600, 1024 на 768)

Одно разрешение с фиксированным размером пикселей. Оптимально можно использовать только в этом разрешении; в зависимости от поддерживаемых функций расширения или компрессии можно использовать более высокое или более низкое разрешение, но они не оптимальны.

Поддерживаются различные разрешения. При всех поддерживаемых разрешениях монитор можно использовать оптимальным образом. Ограничение накладывается только приемлемостью частоты регенерации.

Размер зерна экрана

Частота регенерации

Оптимальная частота 60 Гц, чего достаточно для отсутствия мерцания.

Только при частотах свыше 75 Гц отсутствует явно заметное мерцание.

Точность отображения цвета

Поддерживается 16,256 цветов,High Color(16-bit),True Color(32-bit) и имитируется требуемая цветовая температура.

Поддерживается 16,256 цветов,High Color(16-bit),True Color(32-bit) и при этом на рынке имеется масса устройств калибровки цвета, что является несомненным плюсом.

Формирование изображения

Изображение формируется пикселями, число которых зависят только от конкретного разрешения LCD-панели. Шаг пикселей зависит только от размера самих пикселей, но не от расстояния между ними. Каждый пиксель формируется индивидуально, что обеспечивает великолепную фокусировку, ясность и четкость. Изображение получается более целостным и гладким.

Пиксели формируются группой точек (триады) или полосок. Шаг точки или линии зависит от расстояния между точками или линиями одного цвета. В результате, четкость и ясность изображения сильно зависит от размера шага точки или шага линии и от качества CRT.

Угол обзора

В настоящее время стандартным является угол обзора 120 o и выше; с дальнейшим развитием технологий следует ожидать увеличения угла обзора.

Отличный обзор под любым углом.

Энергопотребление и излучения

Практически никаких опасных электромагнитных излучений нет. Уровень потребления энергии примерно на 70% ниже, чем у стандартных CRT-мониторов.

Всегда присутствует электромагнитное излучение, однако его уровень зависит от того, соответствует ли CRT какому-либо стандарту безопасности(ТСО 95,99.2003). Потребление энергии в рабочем состоянии на уровне 80 Вт.

Интерфейс монитора

Цифровой интерфейс, однако большинство LCD-мониторов имеют встроенный аналоговый интерфейс для подключения к наиболее распространенным аналоговым выходам видеоадаптеров.

Аналоговый интерфейс.

Вес монитора

Сфера применения

Стандартный дисплей для мобильных систем. В последнее время начинает завоевывать лидирующее положение и в качестве монитора для настольных компьютеров. Идеально подходит в качестве дисплея для компьютеров, т.е. для работы в интернет, с текстовыми процессорами и т.д.

Стандартный монитор для настольных компьютеров. Крайне редко используются в мобильном виде. Идеально подходит для отображения видео и анимации.

Тем не менее, существуют и другие технологии, которые создают и развивают разные производители компьютерного оборудования. Рассмотрим некоторые из них:



    LEP (Light Emission Plastics) - светоизлучающие пластики. Светоизлучающие пластики - сложные полимеры с рядом интересных свойств. Вообще-то, использование пластических полимерных материалов в качестве полупроводников началось уже довольно давно, и встретить их можно в самых различных отраслях техники, в том числе и в бытовой электронике, включая персональные компьютеры. Однако некоторые представители этого семейства обладали и довольно необычным свойством - способностью эмитировать фотоны под воздействием электрического тока, то есть светиться. Поначалу КПД полимерных светильников был крайне низким, и соотношение излучаемого света к затраченному потоку электронов измерялось долями процента. Но в последнее время компания Cambridge Display Technology существенно продвинулась в разработке светоизлучающего пластика и повысила эффективность этих материалов в сотни раз. Сейчас с уверенностью можно сказать, что LEP сравнились по своей функциональности с привычными светодиодами. Поэтому на повестку дня стал вопрос об их практическом применении. LEP необычайно просты и дешевы в производстве. В принципе, LEP-дисплей представляет собой многослойный набор тончайших полимерных пленок. Даже по сравнению с экранами на жидких кристаллах пластиковые мониторы кажутся совсем тонкими - всего пары миллиметров вполне достаточно для воспроизводства на них качественного изображения. По многим же параметрам светоизлучающие пластики превосходят всех своих конкурентов. Они не подвержены инверсионным эффектам, что позволяет менять картинку на таком дисплее с очень высокой частотой. Для работы LEP расходуют электрический ток слабого напряжения, да и вообще отличаются низкой электроемкостью. Кроме того, то, что пластик сам излучает, а не использует отраженный или прямой поток от другого источника, позволяет забыть о тех проблемах, с которыми сталкиваются производители мониторов на жидких кристаллах, в частности - ограниченного угла обзора. Конечно, не обошли эту еще молодую технологию и свои специфические проблемы, такие, например, как ограниченный срок службы полимерных матриц, который сегодня намного меньше, чем у электронных трубок и ЖК-дисплеев. Другая проблема касается воспроизведения светоизлучающим пластиком цветных изображений.

    OLED (Organic Light Emitting Diode) - мониторы, являющиеся продолжением развития LCD-мониторов. Впервые предложенная Kodak схема с двумя слоями органики между электродами вместо одного и сегодня остается основным вариантом, используемым для создания OLED устройств. В OLED-дисплеях вместо жидких кристаллов применяются органические светоизлучающие элементы. Органический электролюминесцентный дисплей OLED представляет собой монолитный тонкопленочный полупроводниковый прибор, который излучает свет, когда к нему приложено напряжение. OLED состоит из ряда тонких органических пленок, которые заключены между двумя тонкопленочными проводниками. Рабочее напряжение OLED – всего лишь 3-10 В.

Монитор – одна из важных составляющих персонального компьютера. Многие пользователи забывают об этом и подбирают его в последнюю очередь, исходя исключительно из цены. Хотя дисплей не влияет прямым образом на производительность ПК, но именно с ним визуально контактирует пользователь. От правильного выбора зависит успешность выполнения многих задач, уровень комфорта при работе на компьютере, здоровье пользователя. Оперативная память, видеокарта, процессор - все это устаревает через пару лет и требует замены. Монитор же прослужит 5-7 лет.

Мониторы для ПК бывают двух типов: ЭЛТ (с электронно-лучевой трубкой) и ЖК (жидкокристаллические). Эра ЭЛТ экранов прошла, в продаже их найти практически нереально. ЖК экраны сопоставимы с мониторами на основе ЭЛТ, но превосходят его по качеству и безопасны для здоровья. Единственным по-настоящему важным требованием к данному устройству служит качество изображения.
Основные характеристики современных мониторов
Матрица – основной параметр монитора. Выбор матрицы определяется спектром применения устройства: для офисной работы, для дизайнерской (обработки изображений), для игр, для пространства файлов мультимедиа. При работе с графикой и фотографиями оптимальным решением будет выбор IPS матрицы. Такие дисплеи имеют немалую цену, но хороший угол обзора и качественную цветопередачу. Мониторы с матрицей TN имеют более демократичную стоимость и являются выгодным приобретением для дома и офиса, при этом изначальные настройки цветов установлены практически по максимуму и яркость невысокая. Компромиссным решением между TN и IPS являются *VA-матрицы. Благодаря небывалой контрастности они лучше подходят для работы с таблицами и текстами.

Одна из характеристик современного монитора – размер диагонали. Для работы с офисными приложениями большая диагональ не требуется, а вот для создания дизайн-проектов и масштабных чертежей подойдет экран не менее 20 дюймов. Логичным выбором является диагональ экрана19 дюймов, об этом говорит статистика продаж. Модели с диагональю от 24 дюймов сложно отнести к простым мониторам, их поклонники – геймеры и киноманы.
В основном все нынешние стороны дисплея имеют широкоформатное отношение, при котором ширина относится к его высоте в соотношении 16:10 или 16:9.
Другой характеристикой является угол обзора. Этот параметр определяет угол отклонения, при котором качество видеоизображения сохраняется на прежнем уровне. На данное обстоятельство стоит обратить отдельное внимание, если монитор необходим для просмотра фильмов.

Время отклика матрицы – важный параметр для отображения динамичных объектов. Данная характеристика означает время, которое необходимо ячейкам экрана (пикселям) для изменения своего цвета и смены изображения на мониторе. Чем больше время отклика, тем выше риск возникновения видимого шлейфа за движущимися объектами. Чем меньше, тем лучше устройство воспроизведет активные сцены в играх и фильмах.
Мониторы с интерфейсом DVI выделяются качественным изображением мелких деталей и цифр, а вход HDMI позволяет подключать к нему устройства для передачи картинки высокой четкости. Порт VGA дает некоторую размытость картинки.
Некоторые производители оснащают ЖК - мониторы встроенными TV-тюнерами, что позволяет не только работать за компьютером, но и просматривать телевизионные передачи.

Выбор монитора
Выбирая монитор для ПК, важно отдать предпочтение хорошему производителю, который предложит современному пользователю модель, соединяющую в себе все необходимые опции. Уже многие годы признанными лидерами на российском рынке по продажам данного вида продукции являются всемирно известные бренды: Samsung, LG, Acer, BenQ, ViewSonic, NEC. Первое место в этом списке довольно продолжительное время удерживает фирма Samsung. Дизайн, цена и доверие к бренду влияют на подбор монитора, но решающее значение отводится характеристикам модели.

Доброго всем дня, мои дорогие читатели и посетители. Сегодня пятница, значит завтра выходные, и мы с семьей собираемся съездить в Московский зоопарк. Но об этом потом. У меня тут знакомый собрался себе новый монитор брать для своего персонального компьютера и спросил совета небольшого. Спросил про основные характеристики монитора, что за что отвечает и т.д.

Виды мониторов

Первое, с чего нужно начать, это с вида. За десятилетия произошли некоторые изменения.

  • ЭЛТ. Этот вид относится уже к ушедшим в небытие. Если у кого-то он и есть, то это остатки былой роскоши. В основе этого вида лежит Электронно-лучевая трубка (ЭЛТ). Помните пузатые мониторы? Так это они. Правда чуть позже пузатость убрали и стали выпускать уже плоские ЭЛТ-мониторы. У меня первый компьютер был как раз ЭЛТ. Тяжелый был зараза, но в то время очень хороший.
  • LCD. Это уже более современный вид мониторов, который называют жидкокристаллическими (liquid crystal display). Мониторы уже потеряли былую тяжесть, являются тонкими и удобными. Качество картинки заметно лучше, а энергопотребление гораздо меньше, чем у ЭЛТ. Здесь используются люменистцентные лампы.
  • LED. Это тоже разновидность жидкокристаллических мониторов, но уже намного современнее и лучше. Технология подразумевает использование светоизлучающих диодов, что обеспечивает лучшую цветопередачу и более хорошее качество по сравнению с LED. Хотя некоторые даже и не заметят разницы между LCD и LED.

Характеристики размера

Главное, на что сегодня принято обращать внимание, так это на разрешение монитора и на его размер с соотношением.

Разрешение

Я думаю, что многие уже знают, что такое разрешение. Но если кто-то запамятовал, то это количество пикселей (точек) по горизонтали и количество пикселей по вертикали. И чем больше будут цифры разрешения — тем лучше будет изображение?


Получается, что если монитор обладает разрешением 1024*768, значит отображение на дисплее состоит из 1024 точек по горизонтали и 768 точек по вертикали. Естественно, что если взять монитор с разрешением 1920*1280, то картинка будет качественнее, так как больше точек используется в формировании изображения.

Размер экрана

Размер экрана монитора определяется его длиной по диагонали. За единицу измерения принято брать дюймы (2,54 см). Помню, когда я покупал первый ЭЛТ-монитор, то он был 17-дюймовым. И это на самом деле считалось довольно хорошо. Но сегодня 17 дюймов уже считается очень мало. В ходу 23-24 дюймовые мониторы, но это далеко не максимум. Встречаются и 27 и 34 дюймовки.


Но кроме размера надо еще и учитывать соотношение сторон. Об этом дальше.

Соотношение сторон

Раньше все мониторы были в формате 4:3. Это означало, что сколько бы дюймов в нем не было (15, 17, 19 и т.д.) его соотношение будет всегда одинаковое, т.е. 4 части по горизонтали и 3 части по вертикали. Например при разрешении 1024*768 получается, что по горизонтали идет 4 части по 256 пикселей, а по вертикали 3 части по 256 пикселей.


Но мониторы обычного формата 4:3 уже не в моде. Уже давно появились широкоформатные версии, и соотношение их сторон составляет 16:9 или 16:10. C широкоформатными экранами работать стало гораздо удобнее: больше обзор, больше пространства, а просмотр фильма становится намного комфортнее. Вообще сейчас соотношений гораздо больше, но это самые основные.

Многие считают, что каждое соотношение имеет свое назначение, например 16:9 для игр, а 16:10 для работы (и наоборот!). Но вот лично я считаю это бредом.

Но если выбирать из этих форматов, то между 16:9 и 16:10 я все таки выбрал бы 16:9. Но на самом деле — это выбор каждого.

Матрица

Нет. Это не фильм 1998 года. Ото одна из характеристик, которая отвечает за воздействие на жидкие кристаллы для получения изображения.

Я не буду вдаваться в технические особенности каждой матрицы и рассказывать про поведение и расположение кристаллов в каждом случае. Просто под это объяснение реально можно уснуть. Можно наблюдать следующие виды матрицы:


  • TN (TN+Film — Twisted Nematic). Этот тип ЖК-матрицы является самым старым и самым недорогим. Основная проблема таких мониторов заключалась в том, что под разными углами обзора картинка отображалась совершенно по-разному.
  • IPS (In Plane Switch). В этой модели уже нет такой проблемы, как в предыдущей. У таких мониторов офигенная цветопередачи и наилучший угол обзора, поэтому такой тип идеально подойдет для фотографов и дизайнеров. Но есть и недостатки, а именно большее время отклика, чем у TN и конечно же цена на порядок выше.
  • PVA/MVA (VA). Несмотря на то, что данная матрица появилась позже, она считается чем-то средним между TN и IPS. Поэтому данную модель можно использовать как некий компромисс. Но уж если деньги есть, то конечно лучше брать IPS.

Разъемы подключения

Немаловажной характеристикой является и разъем подключения. На старых устройствах все просто: Есть один вход и не паришься, а вот что касается сегодняшних реалий, то смотрим:


  • VGA (D-SUB). Самый старый из представленных разъемов, хотя до сих пор он не потерял своей актуальности и присутствует на различных мониторах. Суть разъема состоит в том, что он является аналоговым, из-за чего теряется качество при подключении LCD-мониторов и плазменных панелей.
  • DVI. Этот интерфейс подразумевает цифровое подключение, что делает качество на порядок выше. Можно подключить к аналоговому VGA-входу с помощью специального кабеля с разными разъемами или переходника.
  • HDMI. Этот вид интерфейса подразумевает также цифровое подключение с сохранением качества картинки, но кроме передачи видеосигнала данный интерфейс способен передавать и аудиосигналы. Данный разъем сейчас уже принято устанавливать на все мониторы. Можно соединять с DVI-портом с помощью специального кабеля или переходника, но подключение к VGA никак невозможно.

В общем вот такие основные характеристики надо смотреть при покупке нового монитора. Есть конечно и много разных других, но они уже являются скорее дополнительными.


Ну а на этом я свой небольшой обзор характеристик завершаю. Я очень надеюсь, что моя статья вам поможет вам в выборе монитора или просто расширит ваш кругозор. Кстати обязательно подпишитесь на мой блог, тогда вы узнаете самым первым о самом интересном. Удачи в выборе. Пока-пока!

С уважением, Дмитрий Костин.

Основными характеристиками мониторов являются:

· размер экрана по диагонали;

· форма экрана;

· тип маски (только для CRT-мониторов);

· шаг точки;

· разрешение;

· угол обзора;

· яркость;

· контрастность;

· инерционность;

· интерфейс и разъемы;

· частота регенерации;

· режим развертки;

· поддержка Plug&Play;

· потребляемая мощность;

· соответствие стандартам TCO.

Диагональю экрана монитора, как и телевизора, называется расстояние между левым нижним и правым верхним углом экрана. Это расстояние измеряется в дюймах (обозначается символом "). Однако для CRT-мониторов под диагональю экрана производители обычно указывают размер диагонали электронно-лучевой трубки. Поскольку трубка заключена в корпус, размер экрана несколько меньше размера трубки (некоторые производители указывают оба размера). Так для монитора 17" (43,18 см) действительный размер экрана 40,55 см. Для жидкокристаллических или плазменных мониторов черное поле практически отсутствует, поэтому для этих типов мониторов, при размере диагонали экрана, одинаковом с CRT-монитором, реальный размер экрана больше.

Стандартными для персональных компьютеров являются мониторы с диагональю 17". Для профессиональной работы с графикой используются мониторы с диагональю 19", 21" или 22".

Наибольшие размеры (60" и больше) имеют плазменные мониторы.

Характеристика формы экрана имеет смысл только для CRT-мониторов (экраны LCD-мониторов и плазменных мониторов – плоские). Экран CRT-монитора может быть сферическим, цилиндрическим или плоским. Сферические экраны (экраны с выпуклой поверхностью) из-за невысокого качества изображения в настоящее время не используются (они сохранились только в старых компьютерах). В цилиндрических экранах (плоских по вертикали и круглых по горизонтали) устранены наиболее серьезные недостатки сферических экранов, но все же наиболее высокое качество изображения, необходимое для профессиональной работы с графикой, обеспечивают мониторы с плоскими экранами.

Различные типы масок для CRT-мониторов имеют свои преимущества и недостатки. Трубки с теневой и щелевой маской дают более точное и детализированное изображение, поскольку свет проходит через отверстия в маске с четкими краями. Поэтому такие мониторы хорошо использовать при интенсивной и длительной работе с текстами и мелкими элементами графики, например в приложениях автоматизированного проектирования. Трубки с апертурной решеткой имеют более ажурную маску, она меньше заслоняет экран, и позволяет получить более яркое, контрастное изображение в насыщенных цветах. Мониторы с такими трубками хорошо подходят для настольных издательских систем и других приложений, ориентированных на работу с цветными изображениями.

Минимальное расстояние между люминофорными элементами одинакового цвета называется шаг точки (dot pitch) и является показателем качества изображения для CRT-мониторов с теневой маской, а также LCD-мониторов и плазменных мониторов. Чем меньше значение шага точки, тем выше качество воспроизводимого на мониторе изображения. Обычно у мониторов шаг точки изменяется от 0,28 мм (у самых дешевых моделей) до 0,21 мм (у профессиональных моделей). Минимальное расстояние между двумя ячейками при использовании щелевой маски называется щелевым шагом (slot pitch) (щелевой шаг), а минимальное расстояние между полосами люминофора одинакового цвета в апертурной решетке называется шагом полосы (strip pitch). Нельзя напрямую сравнивать размер шага для трубок разных типов: шаг точек (или триад) трубки с теневой маской измеряется по диагонали, в то время как шаг апертурной решетки, иначе называемый горизонтальным шагом точек, – по горизонтали. Поэтому при одинаковом шаге точек трубка с теневой маской имеет большую плотность точек, чем трубка с апертурной решеткой. Для примера, 0,25 мм шага полосы приблизительно эквивалентно 0,27 мм шага точки. Для LCD-дисплеев шаг точки обычно равен 0,5-0,4 мм, а для плазменных дисплеев – 0,8-1 мм.

Минимальное разрешение в современных мониторах составляет 800´600 пикселей. CRT-мониторы обеспечивают разрешение 1280´1024 и выше. Максимальное разрешение CRT-монитора можно определить, разделив видимый размер экрана (по горизонтали и вертикали) на шаг точки, щелевой шаг или шаг полосы. Так для монитора 17" с щелевой маской и шагом точек 0,25 мм и размером используемой области экрана 320x240 мм максимальная разрешающая способность будет равна 1478´1109. Для монитора с теми же параметрами и апертурной решеткой максимальная разрешающая способность по горизонтали будет равна 1280 (по вертикали разрешающая способность такой трубки ограничена только фокусировкой луча).

LCD-мониторы и плазменные мониторы имеют одно разрешение, называемое «родным» (native), которое соответствует максимальному физическому разрешению CRT-мониторов. Это разрешение определяется размером пикселей, который у LCD-монитора и плазменных мониторов фиксирован. Например, если такой монитор имеет разрешение 1024´768, то это значит, что на каждой из 768 строк расположено 1024 электродов, т.е. пикселей. При этом есть возможность использовать и более низкое разрешение. Для этого есть два способа. При первом способе (называемом центрированием) для отображения изображения используется только то количество пикселей, которое необходимо для формирования изображения с более низким разрешением. В результате изображение получается не во весь экран, а только в середине, т.е. вокруг изображения образуется широкая черная рамка. Второй способ называется растяжением. Суть его в том, что при воспроизведении изображения с более низким, чем «родное», разрешением используются все пиксели, т.е. изображение занимает весь экран. Однако из-за того, что изображение растягивается на весь экран, возникают небольшие искажения, и ухудшается резкость.

Яркость монитора определяется силой света на единицу площади. Сила света определяется в канделах (кд) – от английского слова candle (свеча). Поскольку увеличение яркости в CRT-мониторе приводит к увеличению излучения, то эти мониторы обычно имеют яркость не более 150-200 кд/м 2 . Таких ограничений не у LCD-мониторов и плазменных мониторов, поэтому яркость этих мониторов выше. Так яркость LCD-мониторов равна 150-200 кд/м 2 , я яркость плазменных мониторов может достигать 700 кд/м 2 .

Контрастность изображения показывает, во сколько раз изменяется его яркость при изменении уровня видеосигнала от максимального к минимальному. Эту величину называют обычно коэффициентом контрастности и записывают в виде отношения. Наиболее высокий коэффициент контрастности у плазменных мониторов – 3000:1. У CRT-мониторов эта характеристика обычно равна 500:1, для LCD-мониторов – 130:1. Считается, что для нормальной работы необходимо значение контрастности не ниже 250:1. LCD-мониторы не удовлетворяют этому условию, поскольку очень трудно полностью блокировать прохождение света от источника через панель.

Угол обзора монитора отсчитывается от перпендикуляра к плоскости экран по горизонтали и вертикали. Максимальным углом обзора считается угол, при котором величина контрастности падает до соотношения 10:1 по сравнению с величиной, измеренной в точке, непосредственно расположенной над поверхностью дисплея. Эта характеристика является существенной только для LCD-дисплея, поскольку в CRT-мониторах и плазменных мониторах значения максимального угла обзора равны 160°-170°. Для LCD-мониторов с пассивными матрицами этот угол не превышает, как правило, 45°. Активная матрица позволяет увеличить угол обзора в некоторых моделях до 120°.

Время переключения пикселя из одного состояния в другое (например, от черного цвета к белому) называется инерционностью. Эта характеристика имеет большое значение в том случае, если изображение на экране дисплея часто меняется (например, в компьютерных играх или при просмотре фильмов на компьютере). Наименьшие показатели инерционности имеют CRT-мониторы (10 мс). Для LCD-дисплея с активной матрицей инерционность равна 25-70 мс (300 мс для пассивной матрицы), а для плазменных мониторов – 15-30 мс.

По способу передачи сигналов (интерфейсу) между видеокартой и монитором различаются цифровые и аналоговые мониторы. В цифровых мониторах цветной сигнал RGB передается в дискретном (цифровом) виде по отдельному проводнику. Аналоговые мониторы работают с видеокарта­ми стандартов VGA, SVGA и др. Они способны поддерживать разрешение 640´480 пикселей и более высокое. В этих мониторах сигнал передается путем изменения напряжения.

Во всех современных CRT-мониторах используется аналоговый интерфейс. В LCD-мониторах и плазменных мониторах используется цифровой интерфейс (фактическим стандартом здесь является цифровой визуальный интерфейс DVI – Digital Visual Interface). Однако большинство LCD-мониторов имеют встроенный аналоговый интерфейс для подключения к наиболее распространенным аналоговым выходам видеоадаптеров. Помимо этого, интерфейс DVI предусматривает возможность передачи, кроме цифро­вых данных, и аналоговых сигналов для CRT-мониторов.

Для совместимости работы ви­деокарты и монитора необходимо временное согласование передаваемых элементов изображения – синхронизация. Видеокарта формирует два сигнала синхронизации, которые относятся к горизонтальной частоте строк (измеряется в килогер­цах) и к вертикальной частоте повторения кадров (измеряется в герцах). Частоту повторения кадров часто называют частотой регенерации. Глаз человека воспринимает смену изображений как движущееся изображение в том случае, когда смена изображений происходит с частотой не ниже 20-25 Гц (именно поэтому в телевидении используются эти частоты). Однако при работе с монитором вследствие более близкого расстояния до экрана такие частоты являются недостаточными, поэтому, чем выше частота кадров, тем устойчивее изображение.

Для CRT-мониторов время свечения люминофорных элементов очень мало, поэтому электронный луч должен проходить через каждый элемент люминофорного слоя достаточно часто, чтобы не было заметно мерцания изображения. Если частота такого обхода экрана становится меньше 70 Гц, то инерционности зрительного восприятия будет недостаточно для того, чтобы изображение не мерцало, поэтому минимально безопасной частотой кадров считается 75 Гц. В то же время исследования показали, что при частоте вертикальной развертки выше 110 Гц глаз человека уже не может заметить никакого мерцания.

В LCD-мониторе яркость отдельного элемента экрана остается неизменной на всем интервале времени между обновлениями картинки. Однако это является и недостатком LCD-мониторов, поскольку при частой смене изображения (например, при просмотре фильмов или в видеоиграх) сказывается инерционность переключения пикселей из одного состояния в другое, что приводит к искажению изображений. У LCD-мониторов частота регенерации составляет 20-50 Гц, поэтому в мультимедийных приложениях лучше использовать CRT-мониторы.

В целях реализации технологии Plug&Play для мониторов ассоциация VESA (Video Electronics Standard Association – ассоциация стандартов по видеоэлектронике) разработала спецификацию DDC (Display Data Channel), которая предусмат­ривает обмен информацией между монитором и компьютером по обычному кабелю, т. е. через стандартный VGA-разъем. Существует несколько версий этого протокола:

· DDC1 – односторонняя передача данных от монитора к компьютеру;

· DDC2 (DDC2A, DDC2B, DDC2AB) – двухсторонний обмен данными между компьютером и монитором.

Мониторы Plug&Play позволяют системе установить оптимальные для кон­кретной модели характеристики вывода изображения (частоту кадровой и сточной развертки, цветовую модель и др.).

Потребляемая мощность CRT-мониторов существенно зависит от размера экрана и может составлять от 65 до 140 Вт. В энергосберегающих режимах CRT-мониторы потребляют в среднем: в «спящем» (sleep) режиме – 8,3 Вт, в «отключенном» (off) режиме – 4,5 Вт. Самыми экономичными являются LCD-мониторы – потребляемая мощность для них лежит в диапазоне от 25 до 70 Вт. Выше всего потребляемая мощность у плазменных мониторов – от 250 до 500 Вт.

Существенными характеристиками при работе с мониторами являются эргономическиехарактеристикиихарактеристикибезопасности. Эти характеристики для устройств компьютера определяются стандартами TCO, разработанными шведской конфедерацией профессиональных служащих (The Swedish Confederation of Professional Employees). С 1998 г. все работы по стандартизации выполняются компанией TCO Development, специально созданной конфедерацией для этой цели.

Для мониторов было выпущено несколько сменявших друг друга стандартов (MPR I, MPR II, ТСО"92, ТСО"95 и ТСО"99). В настоящее время действует стандарт ТСО"03, точнее его вторая редакция, принятая в январе 2004 г. Поскольку ряд требований для CRT-мониторов и плоскопанельных мониторов (LCD-мониторов и плазменных мониторов) являются различными, для каждого из этих типов мониторов используется свой стандарт: для CRT-мониторов – стандарт ТСО"03 CRT Displays, а для плоскопанельных мониторов – стандарт ТСО"03 FPD Displays (Float Panel Displays – плоскопанельные дисплеи).

Стандарты TCO определяют требования к мониторам по следующим направлениям: эргономика (ergonomics), излучения (emissions), энергия (energy) и экология (ecology).

Эргономика определяется как наука проектирования машин, продуктов и систем для обеспечения максимальной безопасности, комфорта и эффективности использования. По отношению к мониторам в стандартах TCO определены следующие эргономические требования:

· к геометрии экрана (горизонтальные и вертикальные линии на экране должны быть прямыми и перпендикулярными друг к другу);

· к яркости и контрастности;

· к бликам и отражениям на экране монитора;

· к цветопередаче монитора;

· к стабильности изображения на экране монитора (только для CRT-мониторов).

Требования по излучению стандарта TCO включают:

· требования к величине электростатических полей, генерируемых катодом электронно-лучевой трубки (только для CRT-мониторов);

· требования к переменным электрическим и магнитным поля в мониторе;

· требования к уровню шума, производимого монитором.

Энергетические требования включают требования по безопасности электрических соединений (изоляция и пожарная безопасность) и энергосбережению: наличие «спящего» (sleep) режима, режим резервирования (standby) и режима «выключения» (off).

Требования по экологии включают:

· требования к предельному содержанию вредных для здоровья химических элементов (кадмия, ртути и свинца);

· требования по содержанию вредных веществ в пластмассах, используемых в корпусе и в других деталях монитора;

· требования к материалам, используемым в мониторе, с точки зрения их утилизации.

Соответствие монитора стандарту TCO удостоверяется наклейкой с логотипом TCO.