Правильная установка велокомпьютера. Настройка и установка компьютера на велосипед. Установка крепежной площадки

  • 04.11.2019

Добиться высоких результатов в спорте можно только путём ежедневного совершенствования, превосходя предыдущие показатели и стремясь к их максимуму. Для тех, кто не мыслит своей жизни без , замерить результаты поможет велокомпьютер. Устройство способно измерять и запоминать такие данные, как скорость езды, расстояние, время движения и прочие. Однако, чтобы результаты соответствовали действительности, необходима грамотная настройка велокомпьютера. Выполнить её можно собственными силами, основываясь на проверенных временем советах и рекомендациях.

Об устройстве

Велокомпьютер представляет собой устройство, состоящее из нескольких частей. Принцип действия прост: на крепится магнит, который передаёт информацию о вращении колеса на сам компьютер. Тот делает подсчёты, исходя из ранее введённых в память данных. Различают два типа устройств, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

Проводные велокомпьютеры

Устройство состоит из магнита и считывающего устройства, которые соединяются между собой проводом. К преимуществам относят высокую точность измерений и экономный расход заряда аккумуляторов сенсора. В среднем проводное устройство требует смены батарейки раз в полгода. И также из преимуществ стоит отметить доступную цену. Что же касается недостатков, то велосипедисты причисляют к ним неэстетичность соединительного провода.

Беспроводные велокомпьютеры

Отличаются от предыдущего варианта исключительно отсутствием провода, передача данных происходит посредством радиоканала. С одной стороны, отсутствующий провод добавляет удобства в использовании, так как нет возможности его задеть и повредить. С другой, при выборе беспроводного велокомпьютера стоит учитывать наличие сторонних радиопомех (особенно в городских условиях) и частую смену батареек питания. Цена беспроводного измерителя выше.

А также существуют так называемые портативные устройства, которые выполняются в виде наручных часов и прочих подобных гаджетов. Они удобны тем, что не требуют крепления, но при этом не пользуются большим спросом по причине того, что отвлекают внимание от дороги в то время, когда необходимо посмотреть результаты.

Установка

Установка велокомпьютера на велосипед начинается с крепления монитора. Площадку можно закрепить:

  • на центре руля;
  • кронштейне руля;
  • на краях грипсов.

В первом случае компьютер находится в наибольшей безопасности, так как при движениях руками он не задевается. На устанавливать стоит крупногабаритные устройства, которые оснащены большим количеством кнопок и требуют к себе внимания. Если результат оценивается через короткие промежутки времени, то устанавливать рекомендуется на края грипсов. В этом случае устройство располагается прямо под руками, что облегчает оценку показателей и управление.

Крепление площадки в выбранном месте производится при помощи специальных жгутов. Стоит приложить максимальные усилия при их затягивании, так как монитор подвергается большим нагрузкам и вибрациям. Жгуты поставляются производителем в комплекте.

Вибрации и нагрузка при езде в конечном счёте приведут к скольжению площадки по рулю. Чтобы избежать этих неприятностей, стоит воспользоваться резиновой подложкой под монитор!

Настройка велокомпьютера производится после того, как будут установлены все составляющие. Поэтому следующим этапом станет крепление магнита и сенсора.

Датчик и сенсор

Сначала стоит разобрать, как правильно установить велокомпьютер на велосипед, если тот не имеет провода. При помощи всё тех же жгутов датчик , поворачивая его к магниту. В противном случае тот не сможет принимать сигнал с необходимой точностью. Магнит, в свою очередь, крепят на одной из велосипедных спиц. Определить, как поставить велокомпьютер на велосипед, а точнее датчик с магнитом, поможет маленькая хитрость. Для этого стоит выполнить максимальное сближение двух элементов и отрегулировать их таким образом, чтобы они располагались под прямым углом. После этого датчик и сенсор можно окончательно закреплять.

Важно

Провод

А как установить велокомпьютер на велосипед, если передача данных идёт по проводу? Здесь стоит приложить немного усилий, дабы перевернуть велосипед и снять колесо. Провод удобно крепить изолентой/скотчем к вилке и задней стороне .

При креплении оставляется небольшой припуск, который в дальнейшем позволит регулировать положение датчика на руле.

На какое колесо?

Располагать датчик и сенсор можно как на переднее, так и на заднее колесо. При проводной установке рекомендуется именно второй вариант, так как точность будет выше. Если речь идёт о том, как установить велокомпьютер без проводов, то для лучшего качества связи рекомендуется крепить датчик на переднем колесе.

Настройка

Для настройки потребуется замерить окружность колеса. Это можно сделать двумя способами:

  1. Колесо оборачивается нитью, после чего замеряется её длина.
  2. На колесо наносят отметку, такая же наносится на дорожное покрытие. Медленно катя велосипед вперёд, стоит сделать полный его оборот. Расстояние от точки старта до точки финиша замеряется, и получается необходимая величина.

Далее, полученные данные вводятся в компьютер, дополнительно задаётся время и т. д. На этом вопрос, как настроить велокомпьютер, можно считать исчерпанным. Однако в процессе эксплуатации может потребоваться дополнительная настройка, связанная с неполадками.

Основные поломки

Если вдруг настроенный велокомпьютер перестал включаться, хотя не подвергался механическому воздействию, стоит поменять батарейки. Как правило, это самая распространённая проблема, после устранения которой устройство начинается работать по-прежнему.

Вторая распространённая поломка связана с явными погрешностями в измерениях. Настраивать в этом случае необходимо магнит: колесо приподнимается, медленно вращается и оцениваются результаты считывания. Если погрешность присутствует, магнит перевешивают либо же затягивают прочнее.

Ну и, конечно, необходимо отметить возможные повреждения провода. Они проявляются нарушением измерений при езде, тогда как в неподвижном положении огрехов нет. Выход - замена неисправного элемента.

Большинство велокомпьютеров схожи по методике установки на велосипед и первоначальной настройке (калибровке). Рассмотрим инструкцию для велокомпьютера модели BRI-1, 2 или 3.

Для увеличения картинки кликните по ней

1. Кнопка "Сброс" ....................... 8. Магнит
2. Клавиша "Режим" ....................... 9. Фиксатор магнита
3. Резиновая прокладка для кронштейна....10. Кольцо для крепления кронштейна
4. Основание кронштейна..................11. Нейлоновый хомут для сенсора/кронштейна
5. Кронштейн (держатель) велокомпьютера..12. Крышка отсека элемента питания
6. Сенсор................................13. Элемент питания LR44, 1.5V
7. Резиновая прокладка для сенсора.......S - измеритель зоны сенсора

2.1. Перед настройкой необходимо правильно измерить длину окружности колеса велосипеда. Это основной параметр, влияющий на точность работы компьютера (скорость, пройденное расстояние).
Вы можете сделать это самостоятельно:
Метод № 1. Установите переднее колесо велосипеда так, чтобы вентиль камеры (место подсоединения велонасоса) был перпендикулярен земле. Сделайте отметку на асфальте точно напротив вентиля. Прокатите велосипед вперед или назад так, чтобы колесо совершило один полный оборот. Сделайте на асфальте вторую отметку напротив вентиля, когда он займет перпендикулярное положение. Измерьте в миллиметрах расстояние между отметками — это и есть длина окружности колеса вашего велосипеда.
Метод № 2. На каждой велошине (покрышке) производитель указывает ее диаметр в дюймах или, реже, в миллиметрах. Ниже расположена таблица длин окружностей велошин в зависимости от размера. Табличные длины могут несколько отличаться от реальных, так как давление в шине влияет на диаметр (и пройденное расстояние) колеса.

2.2. Перед началом использования нового велокомпьютера или после замены элемента питания для ПОЛНОГО сброса данных необходимо нажать кнопку (1) «Сброс» (Рис.1).
2.3. После использования кнопки «Сброс» начнется тест всех сегментов дисплея. Проверьте, верно ли отображаются все цифры и буквы на экране ЖК (рис.2).
2.4. Нажмите на кнопку (2) «Режим» (Рис.1), чтобы остановить тест экрана. На экране появится мигающая надмись «KM/h» и значение «с2155» (рис.2).
2.5. Нажимая кнопку (2) «Режим» выберите нужный вам способ измерения скорости: «KM/h» (км/час) или «M/h» (миль/час). Каждое нажатие «Режим» будет переключать значение между «KM/h» и «M/h».
Внимание. Если в течение 30 секунд не нажимать «Режим», то велокомпьютер автоматически выйдет из режима настройки. Для возврата к настройке нажмите и удерживайте в течение 6 секунд кнопку «Режим».
2.6. Нажмите и удерживайте кнопку «Режим» в течение 3 секунд — пока не начнет мигать цифра 2 в значении «с2155». Компьютер перейдет в режим ввода длины окружности в миллиметрах (см. п.2.1.). Первоначальное значение (по умолчанию) — 2 155 мм. для 28″ колеса. Быстро нажимая кнопку «Режим», установите значение первого разряда. Он будет мигать и при каждом нажатии изменять свое значение от 0 до 3. Для ввода следующего разряда удерживайте кнопку «Режим» в течение 4 секунд. Последующие разряды могут менять свое значение от 0 до 9. Для сохранения введенных величин нажмите и удерживайте кнопку «Режим» в течение 6 секунд или более.

Ниже приведены изображения экранов компьютера в процессе настройки.


Рис. 2. Рис. 3. Рис. 4.

Набор функций зависит от конкретной модели велокомпьютера.
BRI-1 (5 функций): SPD (скорость текущая), DST (текущее расстояние), ODO (общее расстояние), CLK (текущее время), SCAN
BRI-2 (8 функций): SPD, DST, ODO, CLK, AVG (средняя скорость), MAX (максимальная скорость), TM (время поездки), SCAN
BRI-3 (10 функций): SPD, DST, ODO, CLK, AVG, MAX, TM, TTM (общее время езды), SCAN, SPEED PASER
Нажимая на кнопку «Режим», вы можете переходить от одной функции к другой (Рис.3).

5. Установка велокомпьютера на велосипед

5.1. Установка кронштейна (держателя) центрального блока велокомпьютера.

5.2. Установка сенсора на вилку и магнита на спицы колеса.

5.3. Установка центрального блока велокомпьютера — дисплея.
1. Вставьте компьютер в гнездо кронштейна путем плавного перемещения его назад до характерного щелчка, означающего, что компьютер встал на свое место (Рис.8).
2. Кронштейн оборудован блокирующим рычагом, которые не позволяет компьютеру выпасть во время движения. Чтобы вынуть блок из гнезда кронштейна, нажмите на блокирующий рычаг и потяните компьютер вперед.
Внимание. Не нажимайте на блокирующий рычаг слишком сильно, это может сломать его.


Рис. 6, 6.1, 6.2.


Рис. 7 Рис. 8. Рис. 9.

6. Функции кнопок велокомпьютера и типовые операции

АВТОМАТИЧЕСКИЙ СТАРТ/СТОП
После начала движения компьютер автоматически начинает вести расчеты SPD, DST, ODO, AVG, MAX, TM, TTM, SPEED PASER и прекращает автоматически при остановке.

Для того, чтобы элемент питания служил дольше, компьютер автоматически выключается, если он не используется более 10 минут. В этом состоянии работает режим "часы«/CLK. Компьютер также автоматически включается при начале движения велосипеда или при нажатии кнопки «Режим».

КНОПКА РЕЖИМ
Короткое нажатие на кнопку (2) «Режим» позволяет переключаться от одного функционального экрана к другому (Рис. 3).

ПОЛНЫЙ СБРОС ДАННЫХ
Кнопка (1) «Сброс» (Рис. 1) использутся для запуска велокомпьютера или когда компьютер начинает выводить неверные показания. Нажатие этой кнопки ведет к удалению всей хранящейся информации.

ЧАСТИЧНЫЙ СБРОС ДАННЫХ
Для частичного сброса хранимой информации нажмите и удерживайте кнопку «Режим» в течении 3-х секунд. При выполнении этой операции обнуляются следующие значения: DST, AVG, MAX, TM. Данная операция не может сбросить значения ODO, CLK, TTM.

ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ИЗМЕРЕНИЯ СКОРОСТИ
Выберите любой из режимов работы компьютера, кроме CLK.
Нажимайте и удерживайте в течение 6-ти секунд кнопку «Режим» (Рис. 4). Введите новое значение длины окружности колеса, выполнив пункты 2.5 и 2.6 по настройке велокомпьютера.

На рынке доступны несколько типов устройств. Основная классификация компьютеров – по типам подключения к сенсору:

  • Проводные – просты, удобны, дёшевы. Проблемой может стать установка, но и она не особо сложна.
  • Беспроводные – беспроводная связь позволяет устанавливать велокомпьютер где угодно, в том числе выпускать его в виде часов или вовсе приложения для смартфона. Минусом такого типа будет необходимость в отдельном питании на сенсоре.

Далее разделение идёт по функциональным возможностям. Например, кроме спидометра могут появляться модули контроля режима тренировки, запоминания сервисных расстояний, GPS координат. Топовые модели велокомпьютеров уже ближе к КПК и смартфонам, а иногда граница между ними вовсе стирается. Основной выбор по функциональным типам – в стоимости и дизайне устройства.

Этапы установки

Установка крепёжной площадки

Вряд ли сейчас можно найти устройство, стационарно устанавливающееся на велосипед. Все продающиеся модели съёмные. Потому установка велокомпьютера – это, в первую очередь, установка крепёжной площадки – небольшой панели с двумя контактами и замком для закрепления велокомпьютера.

Крепёжная площадка на центральной части руля

Обычно площадка размещается в нескольких стандартных точках:

  • На – особенно востребованное место, если велокомпьютер крупный, с большим экраном и несколькими кнопками управления. Минусы этого места – будет легко задеть площадку при переноске или падении, а также на вынос обычно ставится крепление для мобильного телефона или навигатора.
  • На центральной части руля – самое комфортное размещение. Руль ближе к центру обычно не занят, велокомпьютер здесь в безопасности. Его сложно случайно задеть или разбить.
  • На крае грипсы или поверх манеток – два места, которые любят фанаты гаджетов: недалеко от рук, кнопками удобно управлять, не убирая руку, из стандартного положения. Минус в том, что устройство при таком размещении может нечаянно задеваться.

Площадка крепится чаще всего с помощью одноразовых жгутов, которые затягиваются максимально сильно, потому что при установке и снятии компьютера на неё будет серьёзная нагрузка. Рекомендуется усилить жгуты небольшой резиновой подложкой. Это исключит скольжение пластика по гладкому металлу.

Установка датчика и магнита

Наибольшего внимания требует установка магнита и сенсора (геркона). Здесь важна максимальная точность. Всю систему следует размещать на расстоянии 7-12 см от оси колеса, чтобы центробежная сила не сбивала магнит. Сторона размещения геркона и магнита важна только при использовании дисковых тормозов, устанавливать которые следует с обратной от диска стороны.

Сенсор с подходящими проводами устанавливается с помощью жгутиков или металлического хомутка на ногу амортизационной вилки строго перпендикулярно плоскости вращения колеса. В идеале, геркон (герметичный контакт, замыкается при поднесении магнита, на чём и основано его срабатывание) должен быть перпендикулярен оси магнита в ближайшей к нему точке, но добиться этого, учитывая угол отклонения спицы, очень сложно.

Далее магнит закрепляется на спице. Устанавливать его надо уже после сенсора, точно сверяясь, чтобы расстояние между герконом и магнитом не превышало пары миллиметров при в самой ближней точке. Магнит затягивается максимально сильно, до упора, так как на него будет воздействовать вся вибрация колеса.

Очень редко сенсор и магнит устанавливаются на заднее колесо. В этом случае крепление ещё проще, главное – правильно подогнать длину жгутиков, иначе при вибрации сенсор будет сползать и контакт теряться.

Размещение провода

Самая трудоёмкая часть – размещение провода. Неаккуратно проложенный провод будет не только портить внешний вид велосипеда, но и со временем может стать проблемой. Станет задевать соседние механизмы, мешать при ремонте и обслуживании, перетираться под нагрузкой.

В первую очередь, следует определить необходимую длину провода: без нагрузки на вилку провести провод до велокомпьютера и, добавив 10-15% длины на погрешность, отрезать лишнее. После закрепления контактов (обычно на крепёжной площадке контакты просто завинчиваются с обратной стороны) начать монтаж.


Велокомпьютер с незакреплённым проводом

Есть два пути прокладывания провода:

1. По рулевой колонке.

Это удобный для простых велосипедов и лёгкий способ, при котором провод крепится на жгутики, главное – не забыть сделать напуск в зоне рамы. На практике такой способ крепления предпочитают в «дворовых» мастерских. Он приводит к повреждению провода из-за перекручивания руля.

2. По тросику тормоза.

Таким образом используются напуски тросика, а если применить не жгутики, а простую изоленту, то визуально никаких проводов не будет видно. Нет необходимости оборачивать провод вокруг тросика. Это визуально увеличит его и при демонтаже доставит проблем.

В случае беспроводного типа связи установка велокомпьютера на велосипед максимально упрощена. Может понадобится только проложить провод от геркона до излучателя, если они выполнены не в едином корпусе.

Настройка и основные показатели

Длина окружности колеса

Настройка велокомпьютера всегда начинается с ввода длины окружности колеса велосипеда. Именно от корректности этого значения будет зависеть точность измерений и расчётов устройства.

Длину окружности колеса можно измерить с помощью нитки, обернув её вокруг колеса, или портновского метра, но это не самый точный способ, так как при движении камера сжимается, и эффективная длина становится чуть меньше.

Точную длину окружности для конкретного велосипеда и велосипедиста измеряют с полной нагрузкой. Для этого достаточно пометить точку на покрышке, отметить её на полу или асфальте, проехать ровно оборот и измерить расстояние между двумя отмеченными точками.


Самый точный способ измерения длины окружности колеса

Для быстрой настройки подходит таблица соответствий размеров колёс и длин окружностей:

Маркировка

Длина окружности в мм

20″ x 1-1/4″

700с, камерная

27″ x 1-1/8″

27″ x 1-1/4″

В некоторых моделях компьютеров достаточно настройки размера колеса, а расчёт длины не требуется.

Настройка часов и других показателей

Многие велокомпьютеры оснащаются не только функцией измерения скорости и расстояния, но и различными дополнительными показателями.

В первую очередь, это часы. Их настройка зависит от количества кнопок, но не вызывает проблем.

Следующий по популярности показатель – это подсчёт калорий. Он может быть полезен, хотя обычно использует совершенно удивительные алгоритмы. Для этого расчёта необходима настройка веса. Также стоит уделить внимание единицам измерения. Если окружности практически везде настраивается в миллиметрах, то вес часто измеряют в фунтах.

Основные показатели

За долгое время сложился стандартный набор показателей велокомпьютеров с единицами измерения. Разберём их.

  • SPD, SPEED – текущая скорость. Обычно отмечается, Mph – миль в час, Kmh – километров в час.
  • AVG, AVS – средняя скорость после последнего сброса. Нулевая скорость обычно не учитывается.
  • TM, TIME – общая длительность движения после сброса. При нулевой скорости так же останавливается.
  • DST – дистанция, общее расстояние с момента сброса.
  • ODO – общая дистанция (пробег). ODO так же сбрасывается, но по особой команде RESET, вместе с другими настройками велокомпьютера.
  • Scan – отметка режима демонстрации показателей, когда они отображаются на дисплее по очереди.


Велокомпьютер с актуальными показателями

Работа с неполадками

Велокомпьютер не включается

Чаще всего проблема в батарейках. В некоторых моделях они садятся на удивление быстро и требуют постоянной замены. Следует обратить внимание на перенастройку. Недорогие компьютеры при истощении элементов питания «забывают» все настройки, а иногда просто скидывают на стандартные значения.

Скорость выше/ниже реальных

Падение скорости до нуля, периодические неадекватные скачки показателя скорости – это признак проблемы с точностью установки магнита и сенсора. На кочках и больших скоростях, а также при столкновении даже с мелкими препятствиями, например, травой, магнит легко сдвигается и сенсор отмечает его проходы через раз.


Схема работы сенсора и геркона

Диагностируется это легко. Приподняв переднее колесо, нужно следить за компьютером, проводя магнит рядом с сенсором. Если периодически компьютер не «видит» магнит, его следует просто поправить.

Если же в статичном состоянии всё в порядке, а при движении появляются проблемы, источник, скорее всего, в проводе. Его изучение и замена аналогичны любой другой электронике.

Заключение

Велокомпьютер – необязательное, но приятное дополнение для любителей велосипедов, которое в первую очередь помогает контролировать свой прогресс, а также служит удобным инструментом для ориентировки на местности и контроля поездки.

Иногда новички-велосипедисты хвастаются большими скоростями, не подозревая, что весь секрет их чемпионских результатов в неправильной настройке велокомпьютера.

Бывает так, что человек делает круглые глаза, услышав, что его вообще нужно настраивать — типа, какая разница, велосипед же. 🙂

Я не буду рассказывать, на какую клавишу нужно нажимать, тем более это зависит от конкретной модели. Самое главное — откройте инструкцию для велокомпьютера и изучите её, как правило, всё просто.

Прочитайте полную статью про , какие бывают разновидности, чем отличается беспроводная модель от проводной, плюсы и минусы.

Таблицы размеров колес для настройки

Вам нужно найти пункт меню, который отвечает за ввод длины окружности колеса. В некоторых моделях допускается упрощенный ввод, по условному диаметру, например, 26″. Это самый неточный способ, допускающий все эти «40 км/ч» у новичков.

В бумажной инструкции любого приличного велокомпьютера есть таблица с размерами, причем, заметьте — важен не только условный диаметр, но и ширина (а следственно, и высота) конкретной установленной покрышки. Например, колеса 26″х1.75 и 26″х2.1 имеют совершенно разную окружность. Вот пример такой таблицы размеров:

Этот способ имеет существенный недостаток — разные производители по-разному считают ширину покрышки. Например, 2.1 в исполнении Schwalbe шире, чем тот же размер у Continental. Как следствие — размер окружности будет разным, и это скажется на точности вашего спидометра.

Измерение длины окружности колеса

Вводя размеры из таблицы, приложенной к спидометру, не удивляйтесь, что прибор будет немного врать. Но допустим, что вы взяли измерительную ленту и точно промеряли окружность колеса. Есть еще один фактор, который вносит искажение показаний.

Шина проминается под ездоком, из-за чего фактическая длина окружности окажется меньше, чем та, которую вы намеряете сантиметром. Если вы ездите на горном велосипеде с подспущенными для лучшего сцепления колесами, то скорость на велокомпьютере будет завышаться.

Друзья, кому важна самая высокая точность, есть только один способ:

Возьмите мел и начертите тонкую линию поперек покрышки, сядьте на велосипед и проедьтесь несколько метров. На асфальте отпечатаются четкие отпечатки от мела, расстояние между ними и будет самой точной длиной окружности.

___________________________

Нужна ли вам такая точность — решайте сами. Я уже переболел всеми этими скоростями и километражами. Последние года два на моих велосипедах нет вообще никакого спидометра, это даже как-то успокаивает. 🙂 Я примерно представляю, с какой скоростью еду, и как ни странно, могу определить пройденное расстояние с погрешностью не более 10%.

Износ цепи проверяю калибром, техобслуживание провожу не по километражу, а по настроению/проблемам. Так что в моей схеме велокомп вроде как бы и лишний.

Но для начинающих велосипедистов измерительные приборы, такие как спидометр, датчик каденса и пульсометр — крайне важные вещи. Чем больше информации вы получаете, тем более эффективно можно составить планы на покатушки и быстрее получить результаты.

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое.

В предыдущей статье мы рассмотрели вопросы о том, и на что при этом обратить внимание.

Теперь рассмотрим, как его правильно установить на велосипед.

Если Вы купили GSM-велокомпьютер или используете для этих целей смартфон с соответствующей программой - то особых вопросов по установке нет.

Для смартфона вообще проще всего купить и специальным отсеком сверху для его установки или дополнительные крепления для телефонов.

У GSM-велокомпьютеров в комплекте поставки идут специальные платформы для крепления на руле или выносе. В случае необходимости их можно найти так же в интернете.

В крайнем случае, положите такой компьютер или смартфон просто в карман или сумку - он все равно будет всё считать, просто результаты можно посмотреть только на остановке или после поездки.

Основные вопросы установки касаются только магнитных велокомпьютеров.

Они бывают двух типов: проводные и беспроводные.

Основной принцип работы обоих типов в подсчете количества оборотов колеса. Затем, зная длину , количество оборотов и время, компьютер рассчитывает все остальные параметры: пройденное расстояние, скорость, время в пути и т.д. и т.п. Некоторые модели считают и помнят до 50 различных параметров.

Как считаются обороты колеса.

Этим занимаются, идущие в комплекте: геркон, устанавливаемый, например, на ногу передней вилки, и магнитик, крепящийся на спицах колеса.

Что такое геркон и принцип его работы.

Геркон (герметичный контакт) - это электромеханическое устройство, в котором в герметичную колбу спрятаны контакты, замыкающие электрическую цепь при воздействии магнитного поля.

Когда Вы включаете компьютер и начинаете поездку, контакты геркона разомкнуты. В момент прохождения магнитика, закрепленного на спице, мимо неподвижного геркона происходит замыкание контактов, и компьютер считает один оборот колеса. Колесо провернулось дальше - магнит ушел от геркона. Магнитное поле перестало воздействовать на его контакты - цепь разомкнулась.

Исходя из понимания этой механики, возникают основные требования к установке магнита и геркона.

Рассмотрим их по очереди.

Какое должно быть расстояние между магнитом и герконом

В зависимости от чувствительности геркона и силы магнита расстояние между ними должно быть от 2 до, максимум, 8-10 мм. Более точно смотрите инструкцию к своему велокомпьютеру. Обычно ставят на расстоянии 3-5 мм.

Магнит должен располагаться по центру геркона, если в инструкции не указано иное. Если он проходит мимо геркона выше или ниже - счетчик будет считать неправильно.

Аналогично и при развороте магнита вокруг спицы. Если он «отвернется» от геркона, то показания станут неправильными.

После установки тщательно протестируйте точность подсчета герконом количества прохождений магнита и оборотов колеса. Просто покрутите колесо вручную и посмотрите, правильно ли считает компьютер. Обратите внимание, чтобы при вращении колеса магнит не цеплял геркон.

В каком месте на спице ставить магнит: ближе к ободу или к оси?

Тут логика простая: Если поставить магнит ближе к ободу, то он будет пролетать мимо геркона, во время движения, значительно быстрее, чем, если бы он располагался ближе к оси колеса. Угловая скорость у обода значительно выше, чем у оси.

Значит, при больших скоростях, геркон может просто не успеть сработать, и компьютер пропустит оборот колеса - начнет давать неправильные показания.

Да и расстояние от магнита, установленного в этом месте спицы до ноги вилки с герконом, может быть значительно больше, чем требуемые 5 мм.

Далее. При креплении магнита на спице ближе к ободу, резко возрастает действующая на него при движении центробежная сила и вероятность внешнего воздействия веток, травы, грязи и т.п., что может сдвинуть или развернуть магнит вокруг спицы по отношению к геркону, а это, опять же, повлияет на показания.

Поэтому лучше всего ставить магнит на расстоянии порядка 10-15 см от оси колеса. Смотреть нужно по конкретному колесу и геометрическим размерам геркона и магнита.

На каком колесе ставить геркон и магнит велокомпьютера.

Ставить их можно как на переднем, что делают чаще всего, так и на заднем колесе.

В чем разница в установке велокомпьютера на переднем и заднем колесе?

На самом деле, разница в том, что более точно считает компьютер, установленный на заднем колесе. Передним Вы рулите, оно больше дергается при поездке по городу и пересеченной местности и поэтому проходит чуть большее расстояние, чем заднее. Так же оно, больше чем заднее подвержено внешнему воздействию на магнит, о чем говорилось выше.

Разница в показаниях от переднего и заднего колеса при длительных поездках может достигать нескольких процентов. Так что если Вам нужна точность и есть разница: проехали Вы 20 или 20,5 километров - ставьте на заднее колесо.

Если устанавливается хороший беспроводной велокомпьютер, считающий еще и каденс (частоту вращения педалей), то у него оба геркона могут быть в одном корпусе. Ставить его нужно однозначно на перо рамы у заднего колеса, так, чтобы он мог реагировать на магнит, установленный на шатуне и позволяющий считать каденс, и на спице заднего колеса для расчета скорости.

Если герконы каденса и скорости выполнены в различных корпусах, то геркон каденса можно устанавливать либо на нижней трубе пера, либо в низу подседельной трубы.

Но при этом учтите, что если у Вас проводной велокомпьютер, то провод к геркону будет тянуться через весь велосипед. Поэтому сначала проверьте, хватит ли его длинны, чтобы дотянуться до заднего колеса. А у беспроводного, должно хватать дальности для связи с компьютером. Обычно для нормальных производителей это не является проблемой, а вот некоторые китайские “noname” модели надежно работают только на переднем колесе.

Дальность приема беспроводных датчиков описана в инструкции.

Где установить платформу для крепления велокомпьютера

Крепят её на руле или выносе руля.

Рассмотрим плюсы и минусы мест крепления платформы велокомпьютера:


Главное в это деле: расположение велокомпьютера должно быть удобно для самого байкера. Ему должно быть хорошо видно все показания и комфортно переключать кнопки режимов . Причем, с учетом того, что делать это нужно во время поездки. Т.е. тогда, когда велосипед дрожит и трясется на наших практически «идеальных» дорогах.

Как прокладывать провод к геркону

После того, как Вы четко определились, где будите ставить на руле сам велокомпьютер и на каком колесе размещать геркон с магнитом, можно подумать о прокладке провода.

Главная задача при этом сделать все эстетично и надежно.

Если геркон установлен на вилке, то провод лучше всего пустить по тормозному тросику переднего тормоза с переходом на ногу вилки.

По вилке его можно пускать, обвивая вокруг ноги или по её внутренней стороне, крепя провод изолентой в цвет велосипеда, пластиковыми крепежами или даже прозрачным тонким скотчем. Внутренняя сторона ноги менее подвержена внешним воздействиям, чем наружная и лучше защитит провод от случайного обрыва.

При переходе провода с тросика на ногу вилки не забудьте оставить небольшой запас на повороты руля. Проверьте, чтобы при любом повороте он не натягивался.

Некоторые байкеры, пуская провод по тросику, так же его закручивают вокруг него. Это вполне нормально, но, на мой взгляд, не очень красиво. Лучше все же его так же крепить к тросику черной изолентой или тонким прозрачным скотчем. Закрученный вокруг тросика провод имеет «вредную привычку» сползать, раскручиваться и сбиваться в сторону.

Главное при прокладке провода проверить, чтобы он ни за что не цеплялся и не тёрся.

Чем лучше крепить геркон и платформу велокомпьютера: стяжками или резинками?

Резинки, которые идут в комплекте для крепления платформы велокомпьютера к рулю или выносу и геркона к ноге вилки, на мой взгляд, не всегда надежны. Особенно при поездках по лесу или траве. Зацепившаяся ветка может сорвать её, что приведет к потере геркона.

Лучше, всё же, прихватить всё надёжными тонкими пластиковыми стяжками, применяемыми для связки проводов, у которых обрезать выпирающие кончики.

При падении велосипеда стяжки однозначно лучше выдерживают различные внешние воздействия.

В каком порядке устанавливать велокомпьютер на велосипед

  1. Прежде всего, определитесь в каком месте руля, будет стоять платформа с сами компьютером.
  2. Решите: на каком колесе будет установлен геркон с магнитом - на переднем или заднем.
  3. Прикиньте, хватит ли вам провода. Есть модели, в которых провод можно обрезать, закрепляя к контактам на платформе. В более дешевых провод уже впаян в платформу и имеет четко определенную длину. Обычно, его хватает только для установки на переднее колесо.
  4. Когда все стало понятно, начинайте установку с крепления платформы на руле. Только не крепите ее сразу намертво. Сначала просто закрепите, чтобы держалось, а по окончанию установки затяните все крепления полностью. Дело в том, что после прокладки провода, возможно, будет нужно немного сдвинуть его вправо-влево.
  5. Если у Вашего компьютера провод не изменяемой длины прокладывайте его как Вы хотите: обматывая тросики и трубы рамы и вилки или крепя его к тросикам и трубам изолентой, скотчем или пластиковыми стяжками. Главное чтобы провод не болтался.

    Прокладывая провод, оставьте запас на поворот руля. В конце прокладки установите геркон и магнит на спицы как описано выше и проверьте, чтобы они не касались друг друга.

    Если провода осталось много можно сделать пару лишних оборотов кокруг трубы или скрутить его в маленькую бухточку и закрепить скотчем или стяжками с внутренней стороны вилки.

  1. Если провод можно обрезать, то сначала установите магнит с герконом, а потом от них тяните провод к закрепленной платформе.

    Если провод после прокладки еще остался и обрезать его жалко или невозможно, то обмотайте его вокруг руля и закрепите изолентой, скотчем или стяжками.

  2. После окончания работ проверьте, насколько правильно геркон считает обороты колеса. Для этого просто крутаните колесо и посмотрите, как работает компьютер.

Еще один нюанс - почитайте инструкцию к купленному компьютеру - там часто пишут много полезной информации.

Ну вот вроде и все, что связано с установкой.