Оптическое разрешение мышки. Малый DPI vs. Большой DPI

  • 28.06.2019

Подобный вопрос довольно часто всплывает на различных геймерских форумах. Даже после долгих и бурных обсуждений форумчане, как правило, приходят к выводу – мышка должна просто устраивать вас в тех играх, в которых вы чаще всего «зависаете». Чаще всего даже не разрешение или тип датчика являются основными приоритетами при выборе той или иной модели.

Игровые мышки в первую очередь должны быть максимально удобны для каждой конкретной ладони. Непривередливые геймеры обычно довольствуются среднестатистическими эргономичными мышками, продвинутые приобретают дорогие девайсы с изменяемой геометрией корпуса.

Те, кто играет в RPG или стратегии не особенно заморачиваются на весе мышки. А вот любители шутеров обычно обращают на это внимание. И потому выбирают мышки с возможностью регулировки веса и центра тяжести.

Также немаловажным параметром является наличие дополнительных кнопок и возможность записи на них макросов с комбинациями тех или иных действий.

Наконец, что особенно важно, игровые мышки создаются в первую очередь со значительно большим запасом прочности и долговечности, нежели обычные «офисные».

Что же касается конструкции и разрешения, то здесь есть несколько нюансов.

Лазерные мышки, как правило, намного точнее, чем оптические. Однако последние отлично работают буквально на любых поверхностях, даже неровных. Лазерные же мышки крайне капризны в этом параметре. Приподняв мышку даже на долю миллиметра над ковриком, вы сразу же «теряете» контроль над курсором или, если это игра – прицелом. С оптической мышкой такого не произойдет. Кроме того, даже маленькая соринка, попавшая под сенсор лазерной мышки, может привести к «прыжку» курсора, что иногда в игре может стоить вашей жизни, пусть и виртуальной.

Если говорить о разрешении сенсора, то, конечно же, у оптических мышек оно обычно не превышает 800 dpi. Игровые мышки чаще всего лазерные и имеют возможность регулировки разрешения сенсора от скромных 400 до 2000 (и даже 5200 dpi у топовых моделей).

К слову, объективно обозначение «DPI» не слишком корректный термин и используется скорее для обозначения значения разрешения при печати . По отношению к сенсору мышки намного корректнее было бы говорить «CPI», то есть Count Per Inch, то есть количество «значений» на дюйм. Фактически это число «изменений» положения мышки, которое фиксирует датчик при перемещении ее на один дюйм.

На практике это выражается так: чем выше разрешение, тем медленнее двигается курсор или, если хотите – прицел. С одной стороны повышается точность наведения, но с другой – ухудшается скорость прицеливания.

На сегодняшний день оптимальными параметрами разрешения сенсора мышки считаются: 400-600 для работы, 600-800 для шутеров и 900-1200 для стратегий и RPG, включая MMO.

В любом случае, выбирая игровую мышку, обрате внимание на то, как она лежит у вас в руке. От этого напрямую зависит удовольствие, которое вы получите от процесса игры. А потом уже обращайте внимание на количество возможных разрешений сенсора, возможность регулировки веса и центра тяжести и, конечно же – наличию дополнительных кнопок, желательно с возможностью записи макросов .

Иван Ковалев

Введение.

Наверное многие из тех, кто давно играет в Left 4 dead 2 или Сounter-Strike, хоть раз задавались какими-нибудь из приведенных ниже вопросов.

Что такое DPI мыши? Как его настроить? Как он связан с ползунком скорости мыши в Windows?
- Почему профессионалы рекомендуют играть с низким DPI? И как так можно играть, совсем неудобно же!
- Как сделать, чтобы чувствительность мыши в игре была такая же, как на рабочем столе?
- Почему мышь так сильно тормозит, и как это исправить?
- Как связаны между собой DPI и параметр «чувствительность мыши» в игре?
- Что такое ускорение и фильтр мыши в игре, и «повышенная чувствительность установки указателя» в Windows? Включать их или отключать?
- Можно ли нормально играть, не разбираясь со всеми этими параметрами?
- Что можно сделать с помощью макросов и скриптов для мыши?

Честно говоря, написав список всех этих вопросов, я даже сам немного запутался, хотя считал, что хорошо разбираюсь в настройках мыши. Поэтому я буду писать этот гайд, параллельно разбираясь во всех непонятных моментах. В конце гайда я попробую дать краткие ответы на заданные выше вопросы. Если не хотите читать найд целиком, пролистайте и найдите ответы в конце.
Также пишите в комментарии, что вы думаете об идеальных настройках мыши для Left 4 dead 2.

Из чего складывается чувствительность мыши?

Для начала: мыши бывают двух типов – «оптические светодиодные» и «оптические лазерные» (кроме старых мышек с колесиком). Оптические светодиодные часто называют просто оптическими, в противовес лазерным. Да, мы привыкли, что лазеры в играх имеют красный цвет, поэтому кто-то считает лазерными те мышки, сенсор которых светится красным. На самом деле наоборот, это светодиодные мыши. Если же вы не видите в своей мыши свет от сенсора, это еще не значит, что она лазерная – может быть, свет просто тусклый и виден только с одного ракурса.

Где-то говорят, что лазерные мыши более современные и точные, чем светодиодные. Где-то говорят ровно наоборот. Так или иначе, среди современных топовых моделей встречаются и те, и другие, и профессиональные игроки в CS:GO используют обе разновидности (однако чаще все же светодиодные – говорят, что они точнее при быстрых движениях).

Оптическая мышь (будь она светодиодной или лазерной) работает по следующему принципу: Свет от светодиода или лазера освещает участок поверхности под мышью, отраженный свет проходит через увеличивающую линзу и попадает в миниатюрную цифровую камеру. Количество пикселей в этой камере по одной из сторон составляет всего несколько десятков.

Картинка с камеры считывается тысячи раз в секунду (Logitech G502, например, делает 12000 снимков в секунду), и микропроцессором мыши анализируется то, как эта картинка смещается со временем. Например, если картинка движется влево, то следует отправить на компьютер информацию, что мышь дижется вправо.

Что такое DPI?

DPI – это не совсем скорость мыши. DPI переводится как «dots per inch», или количество точек на дюйм. DPI означает разрешающую способность мыши, то естьфизическую длину на коврике, которая соответствует одному пикселю на сенсоре. Например, если один пиксель на картинке соответствует длине 4 микрометра, тогда один дюйм соответствует 6350 пикселам, и разрешение вашей мыши – 6350 DPI. Заметьте, значение DPI ничего не говорит ни о том, сколько пикселей в сенсоре, ни о качестве сенсора (количестве шумов в нем), ни о частоте работы сенсора. Но чем выше DPI, тем выше скорость мыши на экране.

Экстремально высокие значения DPI – это лишь маркетинговый ход, сенсор может давать на таких значениях DPI слишком много шумов, что приведет к проблеме акселерации (см. раздел «Почему мышь тормозит?»). Кроме того, производители могут идти на уловки и пытаться получить 12000 DPI из 3000 DPI с помощью компьютерной интерполяции, а не уменьшения размер сенсора – такое «улучшение» вряд ли скажется на точности позиционирования мыши.

Если кратко, то мышь с 12000 DPI может быть менее точной, чем мышь с 1000 DPI. И наоборот, мыши со слишком низким DPI подвержены той же проблеме. При высоких скоростях движения мыши по коврику оценка перемещения происходит неправильно. См. подробнее в разделе «Почему мышь тормозит?».

Итог: слишком высокие значения DPI, как правило, лишь маркетинговый ход. Если в вашей мыши DPI регулируется (обычно нужно установить специальное ПО для этой мыши), то лучше не устанавливать максимальный DPI, а выбрать тот, на котором мышь будет наиболее точной. Как правило, это 400 или 800 – разницы в точности особой нет.

Еще раз, DPI влияет и на скорость мыши, однако главное предназначение его регулировки – настройка точности мыши. Скорость же можно подкорректировать ползунком скорости в игре.

Что такое скорость указателя в Windows?

Есть вы откроете настройки мыши в Windows (ищите их в панели управления), то увидите ползунок скорости, который можно установить в одну из 11 позиций. Шестая – позиция по умолчанию. Рекомендуется не менять этот параметр, потому что при его повышении мышь будет проскакивать часть пикселей, что затрудняет прицеливание в голову.

Впрочем, вы можете заставить игру игнорировать все параметры мыши, указанные операционной системой, введя команду «m_rawinput 1». Рекомендуется именно так и сделать. Тогда вы можете поставить в Windows комфортную для вас скорость мыши, и на игру это не повлияет. CS:GO использует этот параметр по умолчанию, в Left 4 Dead 2 же его надо устанавливать самостоятельно. Откройте консоль и введите значение переменной: «m_rawinput 1». При следующем запуске вводить значение уже не надо, оно сохраняется.

Повышенная точность установки указателя – а это что такое?

Еще один параметр Windows, который понижает чувствительность на низких скоростях и повышает на высоких. Однако говорят, что при скорости больше 1 м/с мышь начинает вести себя странно. Так или иначе, я это не проверял, для геймера это ненужная и вредная настройка, и она игнорируется игрой при включенном raw input (см. выше).

Чувствительность в игре и на рабочем столе.

Чувствительность мыши на рабочем столе.

Предположим, что мы не трогаем скорость указателя в настройках и оставляем его в значении по умолчанию 6/11. Тогда скорость движения мыши будет напрямую связана с тремя вещами: DPI мыши, разрешением экрана и «скоростью указателя» в настройках. Поскольку DPI выбирается из соображений точности, а разрешение фиксировано, то вам остается подкорректировать скорость указателя для комфортного для себя значения.

Чувствительность мыши в игре

Скорость движения мыши в игре (при включенном raw input) задается двумя вещами:

1) вашим DPI
2) ползунком в настройках, или переменной sensitivity (это одно и то же).

Попросту говоря, эти значения перемножаются. Поскольку DPI выбирается из соображений точности, то sensitivity подбирается так, чтобы задать оптимальную скорость мыши.

В Left 4 Dead 2, в отличие от CS:GO, нельзя указать отдельно чувствительность мыши при использовании оптического прицела (есть переменная zoom_sensitivity_ratio, но ее значение игнорируется игрой, т. е. сбрасывается при заходе в игру, как и значение многих других launcher-переменных).

Вопрос сам по себе не совсем корректен, потому что чувствительность на рабочем столе определяется в пикселях на единицу пути, пройденного мышью, а в игре чувствительность определяется в угловом смещении на единицу длины.

Однако можно сделать так, чтобы движение прицела по удаленному объекту в игре напоминало по скорости движение мыши по рабочему столу. Тогда визуально чувствительности мыши в игре и на рабочем столе будет одинаковы.

Если вы передвигаете мышь по горизонтали, то величина смещения определяется количеством «тиков» мыши. На рабочем столе один тик равен смещению на один пиксель, если установлено значение скорости указателя 6/11. В противном случае, ticks * (mousespeed / 6) = pixels . В игре один тик равен смещению на 0.022 градуса (переменные m_yaw, m_pitch) при чувствительности 1. В противном случае, ticks * sensitivity * 0.022 = degrees . На рабочем столе поле зрения по горизонтали в пикселях равно ширине экрана. В игре поле зрения по горизонтали в градусах зависит от формата экрана, пускай оно равно yaw градусов. Эти yaw градусов занимают количество пикселей, равное ширине экрана, поэтому (так как перспектива в игре не сильно искажена) pixels / degrees = width / yaw , или pixels * yaw = width * degrees . Подставляем значения degrees и pixels: ticks * (mousespeed / 6) * yaw = width * ticks * sensitivity * 0.022 . Отсюда получаем формулу:

sensitivity = (mousespeed / 6) * yaw / width / 0.022

yaw = 90, если формат 4:3
yaw = 100, если формат 16:10
yaw = 106, если формат 16:9
mousespeed – скорость в настройках мыши windows (от 1 до 11, по умолчанию 6)
width – ширина экрана в пикселях

Например, у меня mousespeed=6, yaw=106, width=1920 . По формуле получаем, что для совпадения сенсы на рабочем столе и в игре sensitivity должно быть равно 2.51. С такой сенсой я играю уже давно. Однако ставить именно такую сенсу вовсе не обязательно.

Почему мышь тормозит? Что такое ускорение и фильтр мыши?

Первая и основная проблема: при быстром движении сенсор мыши может сильно соврать, и прицел пройдет расстояние процентов на 30 меньшее, чем при медленном, хотя физически мышь прошла одно и то же расстояние. Это и есть то, что называют «акселерацией». Точнее, акселерация мыши – это решение, а проблема по-научному называется «resolution error versus speed». Она связана с самим принципом работы сенсора, с наличием цифровых шумов при его работе.

«When you move a mouse, there’s only one “right” direction for the sensor to read: the exact direction you’re moving. When the sensor picks up noise, that’s adding “counts” of movements in the wrong directions-little tiny movements upwards or downwards as you move the mouse sideways, for example. Adding those incorrect counts is changing the number of count you"ll have at the end . So if you travel full horizontal but your system is doing something like that, you will lose a part of the horizontal motion, because part of the horizontal motion will be reported vertically, so at the end, your trajectory will be shorter.»

Эта проблема решается таким параметром мыши, как ускорение, или акселерация. В CS:GO и Left 4 Dead 2 есть настройки акселерации, которые стоит активировать только тогда, когда мышь ведет себя неправильно на высоких скоростях. Попробуйте провести мышью по коврику одно и то же расстояние, сначала медленно, затем быстро. Если смещение прицела в игре различается, то вам стоит активировать акселерацию. За нее отвечает переменная m_customaccel, по умолчанию она равна 0, чтобы включить акселерацию, установите ее значение в 1. Три параметра акселерации: m_customaccel_exponent, m_customaccel_max, m_customaccel_scale. Подробно про то, как эти параметры задают акселерацию, написано здесь:

В игре есть еще такой параметр, как фильтрация мыши – он сглаживает ее движения. Если ваша задача – точно стрелять, то я думаю, что он вам не нужен. Значение этого параметра можно изменить в настройках или через консоль.

Чтобы задать все требуемые настройки, создайте файл «Left 4 Dead 2/left4dead2/cfg/autoexec.cfg » и впишите в него следующие строчки:

m_rawinput 1
m_mousespeed 0
m_customaccel 0 // если вышв мышь работает нормально, и вам не нужна акселерация
m_filter 0 //если не хотите сглаживать движения мыши
m_filter2 0 //не знаю, что это, но лучше пропишите
sensitivity 2.5 //здесь укажите ту скорость, которая вам нравится

Файл autoexec.cfg исполняется всегда, когда вы заходите в игру. Подробнее об autoexec читайте в моем другом руководстве:


Есть и другие проблемы, связанные с мышью. Например, неприлично большое время отклика мыши в игре. Проблема скорее всего связана с тем, что вы используете беспроводную мышь. Такие мыши, особенно дешевые, обладают большим временем отклика. Если вы не можете заменить мышь на проводную, то попробуйте отключить raw input («m_rawinput 0» в консоли). Не знаю почему, но в моем случае это уменьшило время отклика.

Еще одна проблема: при высоких скоростях движение мыши занимает 1/5 секунды, тогда как то же движение на экране почему-то растягивается по времени до 1/2 секунды. Я встречал эту проблему на мыши Genius Netscroll 100. Это модель низшей ценовой категории, на более качественных моделях такой проблемы я не замечал. Поэтому просто смените мышку или медленнее двигайте ей по коврику.

UPD: Хотя акселерация обычно используется для того, чтобы чувствительность мыши на высоких и низких скоростях была одинакова, некоторые геймеры напротив используют акселерацию для того, чтобы при быстрых движениях мышь была более чувствительной.

Дело в том, что для точного прицеливания чувствительность должна быть низкой, поэтому полный оборот на 180 градусов может занимать до 20-30 см пути мыши по коврику. Если необходимо быстро разворачиваться, это становится проблемой, поэтому включают акселерацию - тогда при быстром движении мышью для поворота на 180 градусов будет достаточно, к примеру, 10 см движения мыши.

Пример конфигов профессиональных игроков в Quake:
Cooller - WMO - 400dpi - 3.1sens - .25 accel - .016
Cypher - Abyssus - 450dpi - 4sens - .1 accel - .0185
DaHang - Kinzu - 800dpi - 2.3sens - .012 accel - .022
Av3k - Salmosa - 800dpi - 1.6sens - .1 accel - .016
Bodzo - WMO - 400dpi - 4sens - 0.1 accel - .018
Fazz - 3.0 - 400dpi - 4.256 sens - .2435 accel, .022
K1llsen - G9x - 3.45sens - .12 accel - .022
L1nkje - Xai - 400dpi - 4.08sens -.09 accel .018
Noctis - G1 - 800dpi - 1.65sens - .062 accel - .0185
Rapha - WMO - 400dpi - 5sens - 0.48 accel - .022
Stermy - 3.0 - 400dpi - 4.65sens - .022
Strenx - Kinzu - 800dpi - 1sens - .022

Здесь параметры акселерации отличаются от Left 4 Dead 2 хотя бы в том, что из 2, а не 3. То есть для конвертации этих значений акселерации в Left 4 Dead 2 их придется заново пересчитывать.

Какую чувствительность выбрать?

«На практике почти все киберзадры играют на низкой чувствительности при 800 DPI,на тряпичном толстом ковре и дорогой мыши,типо сенхайзера,за пару-тройку косых,минимум. Потому что,чем меньше сенса,тем легче попасть на средних и дальних дистанциях,сводя к минимуму дерганья мыши,придавая ей плавности и аккуратности движения. Минус всего один: вблизи приходится яростно крутить мышью во все стороны.»

Мышь сенхайзер. Вы слышали, да? Не я это писал, но про особенности низкой чувствительности написано хорошо.

Еще раз напомню, что сенса – это DPI*Sensitivity. Привычная сенса – далеко не всегда самая лучшая. Уменьшив ее в 2-4 раза, обычно чувствуешь неудобство, но потом начинаешь стрелять лучше, чем раньше.

Многие игроки, не сильно думающие о точности стрельбы, играют на очень высокой сенсе. Это удобно, потому что не нужно делать много движений, но навестись точно на цель, особенно движущуюся или очень маленькую, будет сложно. Некоторые играют на умеренно высокой сенсе. При этом используется аиминг кистью руки – он более быстрые, но менее точный, чем прицеливание всей рукой. Наконец те, кто ставит низкую сенсу, покупают большой коврик и прицеливаются сразу всей рукой.

Также см. выше про акселерацию мыши.

3) ЛКМ+ПКМ одновременно позволит сделать панчрок танком.
4) Можно заскриптовать мгновенный поворот на 90 или 180 градусов.

Ответы на вопросы.

Что такое DPI мыши? Как его настроить? Как он связан с ползунком скорости мыши в Windows?

DPI мыши можно настроить только если мышь поддерживает эту функцию (есть специальное ПО). Тогда DPI лучше устанавливать в районе 400-800, а скорость мыши настраивать переменной в игре. Также следует ввести команду m_rawinput 1. Ползунок скорости в Windows позволит при заданном DPI настроить удобную скорость мыши на рабочем столе.

При низкой сенсе увеличивается амплитуда работы мышц руки, и соответственно точность их работы. Это позволяет легче делать хедшоты, однако на близком расстоянии придется делать большие движения мыши. В Left 4 Dead 2 низкая сенса не столь важна, как в CS.

Как сделать, чтобы чувствительность мыши в игре была такая же, как на рабочем столе?

См. формулу в конце раздела «Чувствительность в игре и на рабочем столе».

Почему мышь так сильно тормозит, и как это исправить?

Первый вариант – у вас беспроводная мышь, купите проводную. Второй вариант – вы слишком быстро двигаете мышью, ваша мышь не расчитана на такую скорость, двигайте мышь медленнее или же настройте акселерацию.

Как связаны между собой DPI и параметр «чувствительность мыши» в игре?

Они перемножаются. См. ответ на первый вопрос.

Что такое ускорение и фильтр мыши в игре, и «повышенная чувствительность установки указателя» в Windows? Включать их или отключать?

Фильтр мыши – сглаживание ее движений. Акселерация – исправление поведения мыши на высоких скоростях, см. раздел «Почему мышь тормозит?». Если ваша мышь точно слушается вас, отключайте обе функции. Повышенная чувствительность установки указателя в windows на игру не влияет, если установлено m_rawinput 1, рекомендуется так и сделать.

Можно ли нормально играть, не разбираясь со всеми этими параметрами?

Можно достаточно хорошо играть, зная и настраивая только параметр «чувствительность» (sensitivity). Но если у вас низкая сенса и хорошая мышь, то чтобы выжать из нее максимум, настраивайте DPI и другие параметры. Также см. раздел «Какую чувствительность выбрать?».

Что можно сделать с помощью макросов и скриптов для мыши?

См. соответствующий раздел.

В данной статье я расскажу что это такое DPI и как его регулировать на мышке. DPI (Dots per inch) или, если правильно – CPI (Counts per inch) – это термин, описывающий количество пикселей, которые курсор проходит при сдвиге мыши (фиксировании сенсором перемещения) на 1 дюйм. Второе определение является более верным по причине того, что оно означает: «сдвигов на», а DPI – «Точек на дюйм», что характерно для описания четкости изображения. Но так как первая аббревиатура пользуется значительно большей популярностью, то в тексте будет использоваться именно она.

DPI мыши – что это такое и как работает?

Одна из характеристик, которая пишется на упаковке мыши – это DPI. В качестве ее значения, в зависимости от модели устройства, может быть указано – 600, 800, 1600 и выше.

Количество точек при разном значении ДПИ

Чем выше значение DPI, тем наиболее точным является сенсор оптической мыши, отвечающий за фиксирование перемещения. Соответственно при перемещении мыши по поверхности курсор на экране будет более точно и плавно повторять это движение.

Если значение DPI оптического сенсора мыши соответствует, например, 1600, то это означает, что при перемещении на 1 дюйм курсор может сдвинуться на 1600 пикселей. Поэтому чем выше это значение, тем курсор на экране способен быстрее двигаться.

Мышь с каким DPI лучше выбрать?

Выбор мыши обуславливается тем, в каких условиях и как человек будет ее использовать. В первую очередь нужно брать во внимание разрешение экрана, курсором на котором будет управлять мышь. Если дисплей имеет HD матрицу, то хватит устройства с сенсором на 600-800 DPI. Если экран имеет FullHD (или близкое к нему, например 1600 на 900) разрешение, то подойдет мышь с DPI равным 1000. Курсором на QuadHD (2560 на 1500) наиболее удобно управлять посредством устройства с оптическим сенсором на 1600 DPI.

DPI считывание при разных значениях

Теперь разберемся с областью применения. Пользователям, которым нужна высокая точность и плавность (например, геймерам и дизайнерам), нужна мышь с более высоким DPI. Все остальные могут брать себе мышь исходя из разрешения экрана (критерии указаны выше).

Геймеры и дизайнеры, конечно, тоже должны покупать устройства исходя из четкости дисплея, но с некоторыми поправками. Например, для FullHD рекомендуется брать мышь с разрешением сенсора в 1600 DPI. Надеюсь вы поняли что это DPI в компьютерной мышке, теперь поговорим как изменить его значение.

Как изменить значение DPI для оптической мыши?

На некоторых более дорогих устройствах прямо на корпусе имеется переключатель, который позволяет быстро изменять разрешение сенсора. Однако если таковой отсутствует, DPI все равно можно изменить.

Чтобы поменять значение DPI с целью ускорить или замедлить перемещение курсора необходимо зайти в настройки операционной системы.

  1. В Windows для этого требуется открыть «Панель управления», зайти в категорию «Оборудование и звук» и выбрать пункт «Мышь».
  2. В открывшемся окне следует перейти на вкладку «Параметры указателя».
  3. Там найти пункт «Перемещение» и в подпункте «Задайте скорость перемещения указателя» переместить ползунок в определенное место: право – быстрее, лево – медленнее.
  4. Клик по «применить», после чего можно проверять скорость перемещения указателя.
  5. Если она не устраивает, то придется повторить описанную процедуру еще раз.

Нужно понимать, что если значение это DPI, установленное программно, будет выше аппаратных возможностей сенсора, курсор начнет передвигаться с рывками. Это, как правило, не критично для обычных пользователей, но может доставлять неприятности геймерам и дизайнерам. Если информации в статье вам оказалось мало я советую посмотреть видео ниже, в котором подробно описано что это такое показатель DPI.

Видео обзор DPI

Оптические мышки. Что такое DPI и CPI. Для чайников.

В последнее время стало модным ассоциировать высокое значение DPI оптической мыши с высокой точностью её сенсора. Производители игровых девайсов в рекламных буклетах не стесняются прибавить десяток восклицательных знаков к цифре dpi своей новой «революционной мышки» (3200. DPI, 6400 DPI. 12000 DPI.). Рынок диктует свои правила. Конечно, современный мир крайне технологичен, и у обычного человека просто не хватает времени разобраться во всяких телевизорах, андроидах, автомобилях и прочих модных штуках. Что уже говорить о какой-то мышке. Но мы попробуем разобраться, что же такое на самом деле DPI и зачем оно нужно.

Откуда растут ноги
Для начала разберемся, каким образом у людей высокое значение DPI ассоциируется с высокой точность. Скорее всего, тут работате простая аналогия с фотоаппаратом. Все знают, 0.3 mpx (мегапикселя), как на старых телефонах – это плохо: смазанная картинка, плохо видны детали. А вот 8 mpx как в iPhone – это хорошо, потому что все видно очень четко. «Так, наверное, и в мышках», - думают люди, - «в них же тоже есть пиксели». Ведь DPI формально означает «Dots Per Inch», т.е. буквально «ТОЧЕК НА ДЮЙМ». Т.е. больше точек, - лучше видны детали поверхности, – следовательно, мышка может различать даже самые мелкие свои движения. И это позволяет в играх точнее наводить курсор/прицел. Вот и все объяснение. Правильно? Логично? Логично, но, к сожаленью, В КОРНЕ НЕПРАВИЛЬНО!

Как работает оптическая мышь
Сенсоры оптических мышек действительно работают по принципу фотокамеры – они постоянно фотографируют поверхность, по которой ездит мышь и, сравнивая между собой полученные снимки, определяют куда двигается мышь. А для регистрации снимков используются матрицы, состоящие из светочувствительных элементов, т.е. пикселей. Размеры самих сенсоров в пикселях крайне невелики! Например для сенсора 30х30 общее число пикселей будет 30×30=900 px , в то время как даже у старого фотоаппарата на 0.3 мегапикселя размер сенсора будет 640х480=307200 px! Откуда тогда берутся числа DPI?

Оптическое разрешение мыши
Дело в том, что в оптических мышках, изображение поверхности, по которой мы водим мышь, попадает на сенсор через увеличивающую линзу (Рисунок 1). Увеличение необходимо, чтобы лучше различать текстуру поверхности. Если посмотреть на обычный черный коврик для мыши, то он вроде бы везде одинаковый. Но взгляните на него под микроскопом – и каждый миллиметр поверхности будет по-своему уникален! Таким образом, на сенсор оптической мышки попадает лишь небольшая часть поверхности в виде квадрата. Обозначим сторону этого квадрата L. Если сенсор имеет NxN светочувствительных элементов, то значение DPI сенсора будет равно:
DPI = N/L
ИМЕННО ТАК!


Это так называемое «базовое» или «оптическое» разрешение мыши.

Очевидно, что для увеличения DPI, достаточно просто уменьшить площадь поверхности, которую будет видеть сенсор, т.е. поставить более сильную линзу. Но даже в этом случае сенсор будет работать с изображениями, полученными только своей маленькой матрицей. Поэтому DPI напрямую не имеет никакого отношения к точности мышки. Это просто характеристика, показывающая какую площадь поверхности охватывает сенсор, и зависит от свойств линзы и размера светочувствительной матрицы сенсора.

Сильное увеличение (высокое значение dpi) приводит к тому, что в сенсор попадает слишком мало света и фотографии становятся «шумными» (вспомните цветные пятна на фотографиях, сделанных ночью). А слабое увеличение (низкое значение dpi) не позволяет сенсору «видеть» текстуру поверхности. Кроме того, качество самих светочувствительных элементов тоже играет важную роль. В современных игровых мышках базовое разрешение находится в диапазоне 400-800 dpi.

DPI vs CPI

Полученные матрицей фотографии сенсор сравнивает между собой и по смещению рисунков определяет направление и скорость движения мышки. При этом, минимальное расстояние, пройденное мышью, которое может физически зарегистрировать её сенсор – это расстояние, которое фиксирует по крайней мере ОДИН светочувствительный элемент. Т.е. при перемещении мышки на расстояние L сенсор может считать максимум N движений. Поэтому для мышек более правильным будет использовать аббревиатуру CPI – counts per inch, т.е. количество считываний на дюйм.




«Цифровое» разрешение мыши

Современные методы сравнивания изображений позволяют определять параметры движения с субпиксельной точностью. Т.е. даже если на матрице изображение сместилось всего на один пиксель, сенсор может определить смешение на 5-10 пикселей! В сенсоре Pixart PMW3366, соотношение «один пиксель - одно считывание» выполняется лишь при 800 dpi. А максимальные для этого сенсора 12000 dpi достигаются его возможностью выдавать 16 считываний на один реальный пиксель.

При таком подходе, требования к качеству исходного изображения становятся еще более жесткими. Любой лишний «шумок» может катастрофически влиять на качество трекинга. Именно поэтому, для большинства сенсоров КАЧЕСТВО ТРЕКИНГА ЛУЧШЕ НА НИЗКИХ DPI. Почему так?

Если еще раз посмотреть на рисунок с разными линзами, можно заметить, что пиксели на матрице показаны либо полностью белыми, либо полностью черными. Это сделано для упрощения понимания dpi. В действительности все не совсем так.
На самом деле, реальная картинка представлена различными градациям серого цвета. Но что самое важное - надо понимать, что при смещении изображения, цвет пикселей не изменяется мгновенно. При миграции светлого пятна с одного пикселя на соседний, их цвета изменяются постепенно. По степени изменения оттенка серого сенсор и определяет параметры движения мыши. При этом мы можем сами указать, насколько сильно должна измениться яркость, чтобы сенсор зарегистрировал смещение. И тем самым мы указываем сколько «цифровых» считываний мы хотим получить для одного реального смещения пикселя на матрице.

Зачем нам высокие dpi?

Считывания, выдаваемые сенсором, обрабатываются операционной системой. При стандартных настройках указателя мышки в Windows одно считывание означает перемещение курсора ровно на одну точку на экране. А количество точек на экране зависит от разрешения монитора. Если разрешение экрана установлено 1920*1680, то мышь с 1600 dpi пройдет весь экран слева направо, если её передвинуть на 1920/1600=1.14 дюйма, т.е. всего за три сантиметра, а мышь с 3500 dpi – за 1.5 см! Т.е. ЧЕМ БОЛЬШЕ CPI (DPI) ТЕМ БЫСТРЕЕ МЫШКА БЕГАЕТ ПО ЭКРАНУ! И это, пожалуй, единственное явное преимущество высоких CPI – они позволяют комфортно водить мышкой по экранам с большим разрешением. Правда, для сегодняшних разрешений вполне хватает и 1000-3000 cpi.

В 3D играх каждое считывания обрабатываются немного по-другому: одно считывание означает поворот на некоторый заданный угол. Как правило, этот угол имеет такую величину, что для комфортной игры будет вполне достаточно и 400 dpi

Отсюда мораль: ЧРЕЗМЕРНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ DPI ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО СМЫСЛА.

PS ещё раз кратенько:
DPI (dots-per-inch) – количество точек на дюйм (1 дюйм = 2.54 сантиметра) , этот параметр указывает сколько раз мышь посылает измерений на один дюйм. Например, 800 DPI означает, что, проехав один дюйм, операционной системе будет передано 800 измерений. Отсюда следует вывод: чем больше DPI, тем точнее мышь. Чаще всего встречаются мыши с 800, 1600, 2000 DPI и более. Однако при увеличении DPI так же и увеличивается скорость передвижения курсора. Мышь с 1600 DPI будет двигаться в 2,5 раза быстрее, чем обычная мышь. Это не очень удобно при работе в офисных приложениях, в графических пакетах и т. п. Уже при 1600 DPI курсор «бегает» по рабочему столу очень резво и управлять им достаточно сложно. А из-за этого быстрее устает рука. Стандартная офисная мышь имеет 400-800 DPI и для обычной работы в офисных приложениях этого вполне достаточно. Для чего же тогда нужна большая чувствительность сенсора? Для компьютерных игр. И именно благодаря компьютерным играм мышки начали активно эволюционировать: из динозавров с валиком до современных очень удобных и технологичных мышей с лазерным сенсором. И сейчас технология достигла высочайших высот в повышении комфортности использования электронного грызуна.

Выбираем мышку для игр: оптическая vs лазерная. А также узнаем, какое должно быть разрешение сенсора.

Подобный вопрос довольно часто всплывает на различных геймерских форумах. Даже после долгих и бурных обсуждений форумчане, как правило, приходят к выводу – мышка должна просто устраивать вас в тех играх, в которых вы чаще всего «зависаете». Чаще всего даже не разрешение или тип датчика являются основными приоритетами при выборе той или иной модели.

Игровые мышки в первую очередь должны быть максимально удобны для каждой конкретной ладони. Непривередливые геймеры обычно довольствуются среднестатистическими эргономичными мышками, продвинутые приобретают дорогие девайсы с изменяемой геометрией корпуса.

Те, кто играет в RPG или стратегии не особенно заморачиваются на весе мышки. А вот любители шутеров обычно обращают на это внимание. И потому выбирают мышки с возможностью регулировки веса и центра тяжести.

Также немаловажным параметром является наличие дополнительных кнопок и возможность записи на них макросов с комбинациями тех или иных действий.

Наконец, что особенно важно, игровые мышки создаются в первую очередь со значительно большим запасом прочности и долговечности, нежели обычные «офисные».

Что же касается конструкции и разрешения, то здесь есть несколько нюансов.

Лазерные мышки, как правило, намного точнее, чем оптические. Однако последние отлично работают буквально на любых поверхностях, даже неровных. Лазерные же мышки крайне капризны в этом параметре. Приподняв мышку даже на долю миллиметра над ковриком, вы сразу же «теряете» контроль над курсором или, если это игра – прицелом. С оптической мышкой такого не произойдет. Кроме того, даже маленькая соринка, попавшая под сенсор лазерной мышки, может привести к «прыжку» курсора, что иногда в игре может стоить вашей жизни, пусть и виртуальной.

Если говорить о разрешении сенсора, то, конечно же, у оптических мышек оно обычно не превышает 800 dpi. Игровые мышки чаще всего лазерные и имеют возможность регулировки разрешения сенсора от скромных 400 до 2000 (и даже 5200 dpi у топовых моделей).

К слову, объективно обозначение «DPI» не слишком корректный термин и используется скорее для обозначения значения разрешения при печати. По отношению к сенсору мышки намного корректнее было бы говорить «CPI», то есть Count Per Inch, то есть количество «значений» на дюйм. Фактически это число «изменений» положения мышки, которое фиксирует датчик при перемещении ее на один дюйм.

На практике это выражается так: чем выше разрешение, тем медленнее двигается курсор или, если хотите – прицел. С одной стороны повышается точность наведения, но с другой – ухудшается скорость прицеливания.

На сегодняшний день оптимальными параметрами разрешения сенсора мышки считаются: 400-600 для работы, 600-800 для шутеров и 900-1200 для стратегий и RPG, включая MMO.

В любом случае, выбирая игровую мышку, обрате внимание на то, как она лежит у вас в руке. От этого напрямую зависит удовольствие, которое вы получите от процесса игры. А потом уже обращайте внимание на количество возможных разрешений сенсора, возможность регулировки веса и центра тяжести и, конечно же – наличию дополнительных кнопок, желательно с возможностью записи макросов.

Компьютерная мышь или как её выбрать

Сегодня хочу Вам рассказать, мои уважаемые читатели, как я выбирал компьютерную мышь моей любимой жене. Надеюсь ход моих мыслей будет Вам интересен, а всё то, что я узнал о этих «грызунах» во время своих изысканий - полезно.

Итак, компьютерная мышь - какие бывают, чем отличаются и какую лучше выбрать. Как всегда - подробно и человеческим языком…

Начну с интерфейса или проще говоря - способа подключения мышки к компьютеру…

Проводная или беспроводная мышь?

Тут очень важно определиться, для каких целей выбирается мышь, как она будет использоваться. Если Вы любите поиграть в компьютерные игры (погонять на авто, пострелять, побегать в джунглях…) и будете этим заниматься каждый день - покупайте проводную мышку.

Во время динамических сцен в беспроводном манипуляторе могут возникать подтормаживания курсора (отражение радиосигнала, различные помехи…), что будет очень нервировать Вас. А ещё в играх нужно очень интенсивно работать мышью, что сильно повлияет на расход энергии в батарейках или аккумуляторах - Вы утомитесь их менять (покупать) или заряжать.

Если же Вас не интересуют игры и Вы предпочитаете спокойный серфинг в интернете или просто работаете в офисных приложениях, то Ваш выбор - беспроводная компьютерная мышь, однозначно! Этот интерфейс гораздо удобнее, мобильнее и комфортнее проводного. Чего только стоит само ощущение «непривязанности». Ещё можно использовать её как пульт дистанционного управления при просмотре фильма или фотографий (лёжа на диване). Скажите нет лишним проводам на рабочем месте.

Подведём первый итог. Проводная мышь шустрее и безотказнее в играх, а также не требует обслуживания (замена батареек или зарядка аккумуляторов) и дальнейших вложений (покупка батареек или аккумуляторов). Беспроводная мышь удобна своей мобильностью и практичностью.

По цене эти два интерфейса сегодня практически не отличаются - можно найти беспроводную или проводную мышь за 10$, а можно и за 200$.

В свою очередь беспроводные мышки делятся по типу подключения - радиочастотный, инфракрасный, индукционный, Bluetooth и Wi-Fi. Самый оптимальный по цене, практичности и качеству - радиочастотный.

Моя жена не играет в «Кризис» и «Сталкер», у нас дома есть отличное зарядное устройство и два комплекта аккумуляторов, поэтому я выбрал беспроводной интерфейс для её будущей мышки.

Оптическая или лазерная?

Эти две технологии очень часто путают или вообще объединяют, а зря. Оптическая мышь это манипулятор, оснащенный очень маленькой видеокамерой, которая делает приблизительно тысячу фотоснимков за секунду, они обрабатываются процессором и поступают на компьютер. Такая мышь использует световой диод, который выдаёт луч света в видимом диапазоне. Ещё такие мышки называют светодиодными.

Оптические мышки хуже работают на глянцевых или зеркальных поверхностях, также они менее чувствительны к перемещению, но об этом ниже. Технология оптического сенсора более старая и цена ее ниже.

Лазерная мышь устроена аналогично, единственным отличием является использование полупроводникового лазера вместо диода. При работе с лазерной мышью не наблюдается видимого свечения сенсора, она не имеет видимой подсветки…

Лазерные мыши отличаются более высоким разрешением сенсора и соответственно точностью перемещения курсора (игроки, это Ваш выбор). В случае использования беспроводной мыши, лазерные экономичней по энергозатратам (заметно дольше работают без замены батареек).

Разрешение компьютерной мыши

Чем больше разрешение, тем чувствительнее мышка к перемещению. Меньше движения по столу - больше движения на экране. Максимальное разрешение оптической мышки на сегодняшний день 1800 dpi, а для лазерной мышки максимальное разрешение - 5700 dpi.

Для чего нужно большое разрешение мышки? Для компьютерных игр. Высокий показатель dpi дает возможность прицелиться с высокой точностью, быстрее поворачиваться и делать точные прыжки. Делайте вывод, геймеры.

В тоже время, чтобы компьютерная мышь не вызывала задержек и трудностей в управлении, достаточно уже 800 dpi (именно такой показатель был у шариковых мышек). В большинстве современных мышек этот параметр можно переключать.

Часто путают разрешение мышки с параметром чувствительности её в панели инструментов операционной системы. В настройках мышки через панель управления Вы искусственно меняете масштаб поверхности под сенсором, а разрешение мыши - это реальная, физическая величина.

Форма и дизайн мышки

Как-то давно читал про специальные форму и покрытие рукояток оружия, которое дают по требованию бандитам захватившим заложников. Так вот, их делают дискомфортными, вызывающими неудобство, благодаря чему реакция преступников замедляется аж до двух секунд!

Это я к тому, что не стоит пренебрегать дизайном мышки, качеством сборки и материалов покрытия её. Очень желательно пощупать мышку перед покупкой - Вы сразу почувствуете свою мышку, уверяю Вас.

Дополнительные критерии выбора компьютерной мышки

Часто, качественные, фирменные мышки можно отрегулировать по весу путём подбора грузиков внутри корпуса - одним нравятся лёгкие, а другим тяжёлые мышки. Мне лично импонируют вторые.

Совсем недавно появилась новая разновидность компьютерных мышек - сенсорные…

Рабочая поверхность у них сенсорная и полностью гладкая (нет колёсика, кнопок). Такие мышки понимают определённые жесты с помощью которых можно листать фотографии в просмотрщике графики или серфить в браузере (вперёд-назад по страницам). А ещё можно назначить на определённый жест какое-либо действие в системе или программе.

Именно такую я и подарил своей жене, кстати. Модель Logitech Touch Mouse M600 (ещё есть Logitech Touch Mouse T620), кому интересно - все характеристики её можно легко найти в сети. Работает она как от двух батареек, так и от одной - таким образом меняется вес мышки. Ещё у неё приемник Unifying, позволяющий одновременно подключить к компьютеру до шести устройств (будущая новая клавиатура не займёт лишний USB-порт).

Очень впечатляюще эта компьютерная мышь выглядит и все кто видел её, держал в руке - в диком восторге оставались. А жена вообще на седьмом небе.

На сегодня пожалуй всё, но продолжение следует - я уже выбрал новый монитор и почти определился с клавиатурой, так что дальше будут ещё интереснее статьи на тему выбора комплектующих. В планах - замена материнской платы с процессором и оперативной памятью, а ещё подбор блока питания и… компьютерного кресла.

Выбор игровой мыши. Киберспорт.

пятница, 27 июня 2014 г.

Оптические мышки. Что такое DPI и CPI. Для чайников.


Как работает оптическая мышь

Сенсоры оптических мышек действительно работают по принципу фотокамеры – они постоянно фотографируют поверхность, по которой ездит мышь и, сравнивая между собой полученные снимки, определяют куда двигается мышь. А для регистрации снимков используются матрицы, состоящие из светочувствительных элементов, т.е. пикселей. Вот что собой представляют матрицы некоторых игровых сенсоров (также указано максимальное значение dpi):

Microsoft 3.0/1.1 , сенсор MLT 04 ST , 400 dpi , 22х22 светочувствительных элементов

Logitech MX 518 , сенсор Avago 3080, 1600 dpi , 30х30 светочувствительных элементов

Logitech G 400 , сенсор Avago 3095, 3500 dpi , 30 x 30 светочувствительных элементов

Как видно, размеры самих сенсоров в пикселях крайне невелики! Например для сенсора 30х30 общее число пикселей будет 30×30=900 px , в то время как даже у старого фотоаппарата на 0.3 мегапикселя размер сенсора будет 640х480=307200 px! Откуда тогда берутся числа DPI?

Оптическое разрешение мыши

Дело в том, что в оптических мышках, изображение поверхности, по которой мы водим мышь, попадает на сенсор через увеличивающую линзу (Рисунок 1). Увеличение необходимо, чтобы лучше различать текстуру поверхности. Если посмотреть на обычный черный коврик для мыши, то он вроде бы везде одинаковый. Но взгляните на него под микроскопом – и каждый миллиметр поверхности будет по-своему уникален! Таким образом, на сенсор оптической мышки попадает лишь небольшая часть поверхности в виде квадрата. Обозначим сторону этого квадрата L. Если сенсор имеет NxN светочувствительных элементов, то (следите за руками) значение DPI сенсора будет равно:

Очевидно, что для увеличения DPI , достаточно просто уменьшить площадь поверхности, которую будет видеть сенсор, т.е. поставить более сильную линзу. Но даже в этом случае сенсор будет работать с изображениями, полученными только своей маленькой матрицей. Поэтому DPI напрямую не имеет никакого отношения к точности мышки. Это просто характеристика, показывающая какую площадь поверхности охватывает сенсор, и зависит от свойств линзы и размера светочувствительной матрицы сенсора.

Тем не менее, на разных расстояниях сенсор может по-разному различать поверхность, лучше либо хуже. И именно это в наибольшей степени определяет точность сенсора!

Сильное увеличение (высокое значение dpi ) приводит к тому, что в сенсор попадает слишком мало света и фотографии становятся «шумными» (вспомните цветные пятна на фотографиях, сделанных ночью). А слабое увеличение (низкое значение dpi ) не позволяет сенсору «видеть» текстуру поверхности. Кроме того, качество самих светочувствительных элементов тоже играет важную роль. В современных игровых мышках базовое разрешение находится в диапазоне 400-800 dpi.

DPI vs CPI

Полученные матрицей фотографии сенсор сравнивает между собой и по смещению рисунков определяет направление и скорость движения мышки. При этом, минимальное расстояние, пройденное мышью, которое может физически зарегистрировать её сенсор – это расстояние, которое фиксирует по крайней мере ОДИН светочувствительный элемент. Т.е. при перемещении мышки на расстояние L сенсор может считать максимум N движений. Поэтому для мышек более правильным будет использовать аббревиатуру CPI counts per inch , т.е. количество считываний на дюйм.

Для тех, у кого по-прежнему возникают трудности с пониманием dpi/cpi, предлагаю внимательно проанализировать следующую картинку (Рисунок 2).

«Цифровое» разрешение мыши

Современные методы сравнивания изображений позволяют определять параметры движения с субпиксельной точностью. Т.е. даже если на матрице изображение сместилось всего на один пиксель, сенсор может определить смешение на 5-10 пикселей! В сенсоре Pixart PMW3366, соотношение «один пиксель — одно считывание» выполняется лишь при 800 dpi. А максимальные для этого сенсора 12000 dpi достигаются его возможностью выдавать 16 считываний на один реальный пиксель.

При таком подходе, требования к качеству исходного изображения становятся еще более жесткими. Любой лишний «шумок» может катастрофически влиять на качество трекинга. Именно поэтому, для большинства сенсоров КАЧЕСТВО ТРЕКИНГА ЛУЧШЕ НА НИЗКИХ DPI. Почему так?

Если еще раз посмотреть на рисунок с разными линзами, можно заметить, что пиксели на матрице показаны либо полностью белыми, либо полностью черными. Это сделано для упрощения понимания dpi. В действительности все не совсем так. Вот как выглядит реальное изображение поверхности, полученное сенсором мыши (logitech g502, PMW3366):

На самом деле, реальная картинка представлена различными градациям серого цвета. Но что самое важное — надо понимать, что при смещении изображения, цвет пикселей не изменяется мгновенно. При миграции светлого пятна с одного пикселя на соседний, их цвета изменяются постепенно. По степени изменения оттенка серого сенсор и определяет параметры движения мыши. При этом мы можем сами указать, насколько сильно должна измениться яркость, чтобы сенсор зарегистрировал смещение. И тем самым мы указываем сколько «цифровых» считываний мы хотим получить для одного реального смещения пикселя на матрице.

Математически такой алгоритм работает очень точно. Но в реальности у любого фотоэлемента есть «шум». Это значит, что интенсивность цвета на нем может случайно изменяться, даже если мышь вообще никуда не движется. И если заставить сенсор ловить самые маленькие изменения яркости (т.е. установить очень высокие значение DPI/CPI!), то сенсор может принять случайное изменение яркости вследствие шума за реальное движение!

Зачем нам высокие dpi?

Считывания, выдаваемые сенсором, обрабатываются операционной системой. При стандартных настройках указателя мышки в Windows одно считывание означает перемещение курсора ровно на одну точку на экране. А количество точек на экране зависит от разрешения монитора. Если разрешение экрана установлено 1920*1680, то мышь с 1600 dpi пройдет весь экран слева направо, если её передвинуть на 1920/1600=1.14 дюйма, т.е. всего за три сантиметра, а мышь с 3500 dpi – за 1.5 см! Т.е. ЧЕМ БОЛЬШЕ CPI (DPI) ТЕМ БЫСТРЕЕ МЫШКА БЕГАЕТ ПО ЭКРАНУ! И это, пожалуй, единственное явное преимущество высоких CPI – они позволяют комфортно водить мышкой по экранам с большим разрешением. Правда, для сегодняшних разрешений вполне хватает и 1000-3000 cpi .

В 3 D играх каждое считывания обрабатываются немного по-другому: одно считывание означает поворот на некоторый заданный угол. Как правило, этот угол имеет такую величину, что для комфортной игры будет вполне достаточно и 400 dpi
.
Отметим, что в случае с мышкой Logitech MX 518, минимальное расстояние, которое различит сенсор мыши при её перемещении будет равно L / N =1/ DPI =1/1600 0,000625 дюйма, т.е. примерно 0,015 мм! В случае с Microsoft 3.0/1.1 (400 cpi) это расстояние будет равно 0,0625 мм. Очевидно, что чем больше CPI , ТЕМ СЛОЖНЕЕ навести мышку на конкретный пиксель на экране. Это похоже на прохождение гоночной трассы – вписываться в повороты легче на маленькой скорости (т.е. на малых CPI).

Отсюда мораль: ЧРЕЗМЕРНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ DPI ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО СМЫСЛА .

Однако это совсем не значит, что мышки с высокими значениями dpi плохие. Скорее наоборот. Высокое значение dpi чаще всего означает, что в устройстве действительно установлен мощный сенсор. Другое дело, что даже для самых лучших сенсоров dpi лучше ставить поменьше. А производителям нужны продажи, вот они и делают упор на большие цифры, это привлекает покупателей.

Есть один момент. Многие мышки имеют кнопку переключения CPI. Что это значит? Допустим мы переключились с 1600 cpi на 800. В этом случае, сенсор прост о будет пропускать каждое второе считывание. А если переключимся на 400 dpi – сенсор будет пропускать 3 считывания из четырех. Именно по этой причине, мы говорим именно о максимальном значении CPI (DPI) сенсора. Выше него, увы, сенсор правильно работать не может. Что будет, если мы захотим наши максимальные значения 1600 cpi превратить в 3200? Мышь просто будет «придумывать» считывания, лежащие между двумя «реальными» считываниями. И такое явление не редкость. Кроме того, изменение CPI также может происходить «программно», например при помощи программного обеспечения мыши. Н о это происходит уже вне сенсора, и далеко не всегда благополучно сказывается на точности и скорости отклика сенсора.

Практический урок. SS Kinzu V2 и SS Kana

Как ни странно, обе мышки имеют один и тот же оптический сенсор PixArt PAW3305. Размер матрицы 32х32 элемента. Единственное, чем они отличаются – это линзой. В Кане она увеличивает изображение в два раза слабее. Что в итоге? Поскольку сенсор Каны видит в два раза больше поверхности, это позволило чуть ли не вдвое увеличить максимальную скорость движения, при которой сенсор все еще считывает движения. В случае с Kinzu V 2 любое резкое движение просто опрокинет ваш прицел в пол. Но есть и обратная сторона медали. Поскольку сенсор Каны видит в два раза больше поверхности, согласно формуле CPI = N / L , получится, что его реальные CPI уменьшаться в два раза! И если у Кинзу максимальное значение CPI равно 3200, то у Каны оно становится равным 1600. Но производитель SteelSeries заявляет для Каны максимальное CPI такое же как и у Кинзу, т.е. 3200. Вот и получается, что сенсору приходится просто вставлять между каждыми своими реальными считываниями одно придуманное, что приводит к ужасной точности Каны на 3200 CPI . Такие вот маркетинговые дела.

В данной статье я расскажу что это такое DPI и как его регулировать на мышке. DPI (Dots per inch) или, если правильно – CPI (Counts per inch) – это термин, описывающий количество пикселей, которые курсор проходит при сдвиге мыши (фиксировании сенсором перемещения) на 1 дюйм. Второе определение является более верным по причине того, что оно означает: «сдвигов на», а DPI – «Точек на дюйм», что характерно для описания четкости изображения. Но так как первая аббревиатура пользуется значительно большей популярностью, то в тексте будет использоваться именно она.

DPI мыши – что это такое и как работает?

Одна из характеристик, которая пишется на упаковке мыши – это DPI. В качестве ее значения, в зависимости от модели устройства, может быть указано – 600, 800, 1600 и выше.

Чем выше значение DPI, тем наиболее точным является сенсор оптической мыши, отвечающий за фиксирование перемещения. Соответственно при перемещении мыши по поверхности курсор на экране будет более точно и плавно повторять это движение.

Если значение DPI оптического сенсора мыши соответствует, например, 1600, то это означает, что при перемещении на 1 дюйм курсор может сдвинуться на 1600 пикселей. Поэтому чем выше это значение, тем курсор на экране способен быстрее двигаться.

Мышь с каким DPI лучше выбрать?

Выбор мыши обуславливается тем, в каких условиях и как человек будет ее использовать. В первую очередь нужно брать во внимание разрешение экрана, курсором на котором будет управлять мышь. Если дисплей имеет HD матрицу, то хватит устройства с сенсором на 600-800 DPI. Если экран имеет FullHD (или близкое к нему, например 1600 на 900) разрешение, то подойдет мышь с DPI равным 1000. Курсором на QuadHD (2560 на 1500) наиболее удобно управлять посредством устройства с оптическим сенсором на 1600 DPI.

Теперь разберемся с областью применения. Пользователям, которым нужна высокая точность и плавность (например, геймерам и дизайнерам), нужна мышь с более высоким DPI. Все остальные могут брать себе мышь исходя из разрешения экрана (критерии указаны выше).

Геймеры и дизайнеры, конечно, тоже должны покупать устройства исходя из четкости дисплея, но с некоторыми поправками. Например, для FullHD рекомендуется брать мышь с разрешением сенсора в 1600 DPI. Надеюсь вы поняли что это DPI в компьютерной мышке, теперь поговорим как изменить его значение.

Как изменить значение DPI для оптической мыши?

На некоторых более дорогих устройствах прямо на корпусе имеется переключатель, который позволяет быстро изменять разрешение сенсора. Однако если таковой отсутствует, DPI все равно можно изменить.

Чтобы поменять значение DPI с целью ускорить или замедлить перемещение курсора необходимо зайти в настройки операционной системы.

  1. В Windows для этого требуется открыть «Панель управления», зайти в категорию «Оборудование и звук» и выбрать пункт «Мышь».
  2. В открывшемся окне следует перейти на вкладку «Параметры указателя».
  3. Там найти пункт «Перемещение» и в подпункте «Задайте скорость перемещения указателя» переместить ползунок в определенное место: право – быстрее, лево – медленнее.
  4. Клик по «применить», после чего можно проверять скорость перемещения указателя.
  5. Если она не устраивает, то придется повторить описанную процедуру еще раз.

Нужно понимать, что если значение это DPI, установленное программно, будет выше аппаратных возможностей сенсора, курсор начнет передвигаться с рывками. Это, как правило, не критично для обычных пользователей, но может доставлять неприятности геймерам и дизайнерам. Если информации в статье вам оказалось мало я советую посмотреть видео ниже, в котором подробно описано что это такое показатель DPI.

В данной статье я расскажу что это такое DPI и как его регулировать на мышке. DPI (Dots per inch) или, если правильно – CPI (Counts per inch) – это термин, описывающий количество пикселей, которые курсор проходит при сдвиге мыши (фиксировании сенсором перемещения) на 1 дюйм. Второе определение является более верным по причине того, что оно означает: «сдвигов на», а DPI – «Точек на дюйм», что характерно для описания четкости изображения. Но так как первая аббревиатура пользуется значительно большей популярностью, то в тексте будет использоваться именно она.

DPI мыши – что это такое и как работает?

Одна из характеристик, которая пишется на упаковке мыши – это DPI. В качестве ее значения, в зависимости от модели устройства, может быть указано – 600, 800, 1600 и выше.

Количество точек при разном значении ДПИ

Чем выше значение DPI, тем наиболее точным является сенсор оптической мыши, отвечающий за фиксирование перемещения. Соответственно при перемещении мыши по поверхности курсор на экране будет более точно и плавно повторять это движение.

Если значение DPI оптического сенсора мыши соответствует, например, 1600, то это означает, что при перемещении на 1 дюйм курсор может сдвинуться на 1600 пикселей. Поэтому чем выше это значение, тем курсор на экране способен быстрее двигаться.

Мышь с каким DPI лучше выбрать?

Выбор мыши обуславливается тем, в каких условиях и как человек будет ее использовать. В первую очередь нужно брать во внимание разрешение экрана, курсором на котором будет управлять мышь. Если дисплей имеет HD матрицу, то хватит устройства с сенсором на 600-800 DPI. Если экран имеет FullHD (или близкое к нему, например 1600 на 900) разрешение, то подойдет мышь с DPI равным 1000. Курсором на QuadHD (2560 на 1500) наиболее удобно управлять посредством устройства с оптическим сенсором на 1600 DPI.

DPI считывание при разных значениях

Теперь разберемся с областью применения. Пользователям, которым нужна высокая точность и плавность (например, геймерам и дизайнерам), нужна мышь с более высоким DPI. Все остальные могут брать себе мышь исходя из разрешения экрана (критерии указаны выше).

Геймеры и дизайнеры, конечно, тоже должны покупать устройства исходя из четкости дисплея, но с некоторыми поправками. Например, для FullHD рекомендуется брать мышь с разрешением сенсора в 1600 DPI. Надеюсь вы поняли что это DPI в компьютерной мышке, теперь поговорим как изменить его значение.

Как изменить значение DPI для оптической мыши?

На некоторых более дорогих устройствах прямо на корпусе имеется переключатель, который позволяет быстро изменять разрешение сенсора. Однако если таковой отсутствует, DPI все равно можно изменить.

Чтобы поменять значение DPI с целью ускорить или замедлить перемещение курсора необходимо зайти в настройки операционной системы.

  1. В Windows для этого требуется открыть «Панель управления», зайти в категорию «Оборудование и звук» и выбрать пункт «Мышь».
  2. В открывшемся окне следует перейти на вкладку «Параметры указателя».
  3. Там найти пункт «Перемещение» и в подпункте «Задайте скорость перемещения указателя» переместить ползунок в определенное место: право – быстрее, лево – медленнее.
  4. Клик по «применить», после чего можно проверять скорость перемещения указателя.
  5. Если она не устраивает, то придется повторить описанную процедуру еще раз.

Нужно понимать, что если значение это DPI, установленное программно, будет выше аппаратных возможностей сенсора, курсор начнет передвигаться с рывками. Это, как правило, не критично для обычных пользователей, но может доставлять неприятности геймерам и дизайнерам. Если информации в статье вам оказалось мало я советую посмотреть видео ниже, в котором подробно описано что это такое показатель DPI.

Видео обзор DPI

Отличие оптической мыши от лазерной

Прошло то время, когда механическая мышка для компьютера была единственным доступным манипулятором, а дизайнерские решения ограничивались цветовой гаммой и наличием третьей кнопки. Технологические разработки добрались и до этого устройства ввода информации, и теперь пользователь имеет возможность выбирать среди множества вариаций компьютерного оборудования.

Чем отличается оптическая мышь от лазерной?

При покупке компьютерного манипулятора, всё чаще, пользовательский выбор останавливается на беспроводных мышках, но они могут быть, как оптическими, так и лазерными. Так в чём же разница, и стоит ли выбирать между ними?!

Принцип работы

Помимо того что лазерная мышь, является более современным технологическим решением, в ней отсутствует характерное свечение оптической модели. Работа лазерной мышки строится на полупроводниковом лазере, а оптической на светодиоде и миниатюрном видоискателе, который делает около 1000 снимков в секунду!

Работа оптической и лазерной мышек (слева направо)

Разрешающая способность

Параметры разрешения непринципиальный критерий выбора, но при всём этом лазерный манипулятор имеет более высокое значение – до 2000 dpi. У оптического значение диапазона колеблется – до 1200 dpi, при этом для нормальной работы достаточно и 800 dpi (разрешение шариковых мышек).

Скоростные показатели мышки вряд ли заинтересуют обычного пользователя, и станут достоянием интереса геймеров. Ведь от передвижения курсора или прицела на экране, зависит исход игры.
Так, например, чтобы передвинуть курсор по диагонали монитора, оптической мышке потребуется порядка 5 – 6 сантиметров, а лазерной около 2 – 3 см!

Рабочая поверхность

Здесь полное преимущество за лазерными манипуляторами, которые в силу своей технологии, могут передвигаться по любым поверхностям, даже по глянцевым и стеклу – без искажения траектории движения курсора. Оптическая мышь не без успеха может двигаться по этим поверхностям, но при этом могут возникать подёргивания или даже скачки курсора, поэтому советуем работать таким устройством на специальном коврике.

Ценовая политика

Конечно, цена на лазерный манипулятор может в несколько раз превосходить оптические модели. Но за счёт меньшего энергопотребления – беспроводная лазерная мышь проработает в автономном режиме гораздо дольше, что исключит потребность частой замены батареек!

Вместо послесловия

Таким образом, можно подвести итоги нашего сравнения, и выявить несколько существенных отличий:

  • Оптические мышки работают не на всех поверхностях, требуя коврика для точного перемещения курсора, чего не скажешь о лазерных моделях, которые работают даже на стекле.
  • Лазерный манипулятор имеет более высокую точность позиционирования за счёт своей разрешающей способности. Это же обеспечит и высокую скорость перемещения, важный фактор для любителей компьютерных игр.
  • Оптическая мышь дешевле, но лазерная вкупе с низким энергопотреблением, может оказаться выгоднее в беспроводных моделях.

Выбираем игровую мышку или Что такое dpi?

Если вы собрались купить игровую мышку, но не можете определиться, какую, то эта статья вам поможет!

Чувствительнось

dpi (dots per inch) - это количество точек (не пикселей) на дюйм, которые видит на вашем мониторе мышка. Для комфортной работы на Full-HD мониторе требуется 3500 - 4000 dpi. Зачем же тогда в топовые мышки встраивают сенсоры на 8200 dpi? Для игр типа Conter-Strike, где важны скорость реакции и точность. Но и там 8200 - это перебор, вполне хватает 6000 - 6500, всё, что выше - по большей части, маркетинг. Большое разрешение сенсора нужно только для шутеров, для MOBA и MMORPG игр вполне хватит и более скромного. Однако, если у вас 4к или Retina монитор, то для вас такого разрешения может быть даже мало

Мыши делятся на два основных типа: симметричные и асимметричные. Мыши первого типа подходят как правшам, так и левшам, а второго - только правшам. Однако, большинство мышек для MMO-игр (как, например, Razer Naga Epic) ассиметричные.

Отдельно стоит выделить мыши-трансформеры. Некоторые, как, например, Razer Ouroboros, могут быть как симметричными, так и асимметричными за счет сменных боковых панелей. А некоторые, такие, как Cyborg R.A.T. 7 могут быть только асимметричными, но предоставлять больше возможности для кастомизации. Однако, это ещё не все отличия мышек-трансформеров! В них зачастую регулируется почти все - начиная от вышеупомянутых боковых панелей и заканчивая весом.

Также при выборе мыши следует обратить внимание на скорость отклика - она должна быть не больше 2-3 миллисекунд. Ещё следует обратить внимание на тип сенсора - практически все игровые мышки оснащаются лазерными сенсорами, которые обеспечивают большую точность, чем оптические, но без коврика ведут себя некорректно, в отличие от оптических, которым практически всё равно, на какой поверхности работать. Однако, сейчас появляются компромиссные решения со сдвоенными сенсорами.

Максимальное ускорение мышки - это тот предел, после которого она перестаёт различать поверхность под собой.

Так что же выбрать?

Шутеры (8200 dpi)

Шутеры от первого лица требуют высокой скорости реакции и точности. Я посоветовал бы вам Razer Ouruboros, Razer Taipan, Cyborg R.A.T. 9(7,5), SteelSeries Sensei.

MMORPG,MOBA (6400 dpi)

В этом жанре важна не столько скорость перемещения мышки, сколько скорость нажатия кнопок, на которые повешены различные действия. Поэтому на мышках для этого жанра игр - очень много кнопок. Из них всех я могу выделить: Razer Naga 2014/Epic, Cyborg M.M.O. 7.

Стратегии, RTS (4000-6400 dpi)

Здесь важна не скорость, а точность и удобство для вашей руки, чтобы она не уставала во время долгих сессий. Здесь я могу порекомендовать Razer Krait 2013 и Tt eSports Theron Infrared.

Коврики достаточно сильно влияют на комфорт, точность и скорость передвижения при использовании мышки и пренебрегать ими нельзя. Лучшими считаются пластиковые и алюминиевые - они долговечнее тканевых, а мышка скользит по ним лучше. Я советую Razer Manticor и SteelSeries 9HD.

Выбор игровой мыши. Киберспорт.

пятница, 27 июня 2014 г.

Оптические мышки. Что такое DPI и CPI. Для чайников.


Как работает оптическая мышь

Сенсоры оптических мышек действительно работают по принципу фотокамеры – они постоянно фотографируют поверхность, по которой ездит мышь и, сравнивая между собой полученные снимки, определяют куда двигается мышь. А для регистрации снимков используются матрицы, состоящие из светочувствительных элементов, т.е. пикселей. Вот что собой представляют матрицы некоторых игровых сенсоров (также указано максимальное значение dpi):

Microsoft 3.0/1.1 , сенсор MLT 04 ST , 400 dpi , 22х22 светочувствительных элементов

Logitech MX 518 , сенсор Avago 3080, 1600 dpi , 30х30 светочувствительных элементов

Logitech G 400 , сенсор Avago 3095, 3500 dpi , 30 x 30 светочувствительных элементов

Как видно, размеры самих сенсоров в пикселях крайне невелики! Например для сенсора 30х30 общее число пикселей будет 30×30=900 px , в то время как даже у старого фотоаппарата на 0.3 мегапикселя размер сенсора будет 640х480=307200 px! Откуда тогда берутся числа DPI?

Оптическое разрешение мыши

Дело в том, что в оптических мышках, изображение поверхности, по которой мы водим мышь, попадает на сенсор через увеличивающую линзу (Рисунок 1). Увеличение необходимо, чтобы лучше различать текстуру поверхности. Если посмотреть на обычный черный коврик для мыши, то он вроде бы везде одинаковый. Но взгляните на него под микроскопом – и каждый миллиметр поверхности будет по-своему уникален! Таким образом, на сенсор оптической мышки попадает лишь небольшая часть поверхности в виде квадрата. Обозначим сторону этого квадрата L. Если сенсор имеет NxN светочувствительных элементов, то (следите за руками) значение DPI сенсора будет равно:

Очевидно, что для увеличения DPI , достаточно просто уменьшить площадь поверхности, которую будет видеть сенсор, т.е. поставить более сильную линзу. Но даже в этом случае сенсор будет работать с изображениями, полученными только своей маленькой матрицей. Поэтому DPI напрямую не имеет никакого отношения к точности мышки. Это просто характеристика, показывающая какую площадь поверхности охватывает сенсор, и зависит от свойств линзы и размера светочувствительной матрицы сенсора.

Тем не менее, на разных расстояниях сенсор может по-разному различать поверхность, лучше либо хуже. И именно это в наибольшей степени определяет точность сенсора!

Сильное увеличение (высокое значение dpi ) приводит к тому, что в сенсор попадает слишком мало света и фотографии становятся «шумными» (вспомните цветные пятна на фотографиях, сделанных ночью). А слабое увеличение (низкое значение dpi ) не позволяет сенсору «видеть» текстуру поверхности. Кроме того, качество самих светочувствительных элементов тоже играет важную роль. В современных игровых мышках базовое разрешение находится в диапазоне 400-800 dpi.

DPI vs CPI

Полученные матрицей фотографии сенсор сравнивает между собой и по смещению рисунков определяет направление и скорость движения мышки. При этом, минимальное расстояние, пройденное мышью, которое может физически зарегистрировать её сенсор – это расстояние, которое фиксирует по крайней мере ОДИН светочувствительный элемент. Т.е. при перемещении мышки на расстояние L сенсор может считать максимум N движений. Поэтому для мышек более правильным будет использовать аббревиатуру CPI counts per inch , т.е. количество считываний на дюйм.

Для тех, у кого по-прежнему возникают трудности с пониманием dpi/cpi, предлагаю внимательно проанализировать следующую картинку (Рисунок 2).

«Цифровое» разрешение мыши

Современные методы сравнивания изображений позволяют определять параметры движения с субпиксельной точностью. Т.е. даже если на матрице изображение сместилось всего на один пиксель, сенсор может определить смешение на 5-10 пикселей! В сенсоре Pixart PMW3366, соотношение «один пиксель — одно считывание» выполняется лишь при 800 dpi. А максимальные для этого сенсора 12000 dpi достигаются его возможностью выдавать 16 считываний на один реальный пиксель.

При таком подходе, требования к качеству исходного изображения становятся еще более жесткими. Любой лишний «шумок» может катастрофически влиять на качество трекинга. Именно поэтому, для большинства сенсоров КАЧЕСТВО ТРЕКИНГА ЛУЧШЕ НА НИЗКИХ DPI. Почему так?

Если еще раз посмотреть на рисунок с разными линзами, можно заметить, что пиксели на матрице показаны либо полностью белыми, либо полностью черными. Это сделано для упрощения понимания dpi. В действительности все не совсем так. Вот как выглядит реальное изображение поверхности, полученное сенсором мыши (logitech g502, PMW3366):

На самом деле, реальная картинка представлена различными градациям серого цвета. Но что самое важное — надо понимать, что при смещении изображения, цвет пикселей не изменяется мгновенно. При миграции светлого пятна с одного пикселя на соседний, их цвета изменяются постепенно. По степени изменения оттенка серого сенсор и определяет параметры движения мыши. При этом мы можем сами указать, насколько сильно должна измениться яркость, чтобы сенсор зарегистрировал смещение. И тем самым мы указываем сколько «цифровых» считываний мы хотим получить для одного реального смещения пикселя на матрице.

Математически такой алгоритм работает очень точно. Но в реальности у любого фотоэлемента есть «шум». Это значит, что интенсивность цвета на нем может случайно изменяться, даже если мышь вообще никуда не движется. И если заставить сенсор ловить самые маленькие изменения яркости (т.е. установить очень высокие значение DPI/CPI!), то сенсор может принять случайное изменение яркости вследствие шума за реальное движение!

Зачем нам высокие dpi?

Считывания, выдаваемые сенсором, обрабатываются операционной системой. При стандартных настройках указателя мышки в Windows одно считывание означает перемещение курсора ровно на одну точку на экране. А количество точек на экране зависит от разрешения монитора. Если разрешение экрана установлено 1920*1680, то мышь с 1600 dpi пройдет весь экран слева направо, если её передвинуть на 1920/1600=1.14 дюйма, т.е. всего за три сантиметра, а мышь с 3500 dpi – за 1.5 см! Т.е. ЧЕМ БОЛЬШЕ CPI (DPI) ТЕМ БЫСТРЕЕ МЫШКА БЕГАЕТ ПО ЭКРАНУ! И это, пожалуй, единственное явное преимущество высоких CPI – они позволяют комфортно водить мышкой по экранам с большим разрешением. Правда, для сегодняшних разрешений вполне хватает и 1000-3000 cpi .

В 3 D играх каждое считывания обрабатываются немного по-другому: одно считывание означает поворот на некоторый заданный угол. Как правило, этот угол имеет такую величину, что для комфортной игры будет вполне достаточно и 400 dpi
.
Отметим, что в случае с мышкой Logitech MX 518, минимальное расстояние, которое различит сенсор мыши при её перемещении будет равно L / N =1/ DPI =1/1600 0,000625 дюйма, т.е. примерно 0,015 мм! В случае с Microsoft 3.0/1.1 (400 cpi) это расстояние будет равно 0,0625 мм. Очевидно, что чем больше CPI , ТЕМ СЛОЖНЕЕ навести мышку на конкретный пиксель на экране. Это похоже на прохождение гоночной трассы – вписываться в повороты легче на маленькой скорости (т.е. на малых CPI).

Отсюда мораль: ЧРЕЗМЕРНОЕ УВЕЛИЧЕНИЕ DPI ДЛЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО СМЫСЛА .

Однако это совсем не значит, что мышки с высокими значениями dpi плохие. Скорее наоборот. Высокое значение dpi чаще всего означает, что в устройстве действительно установлен мощный сенсор. Другое дело, что даже для самых лучших сенсоров dpi лучше ставить поменьше. А производителям нужны продажи, вот они и делают упор на большие цифры, это привлекает покупателей.

Есть один момент. Многие мышки имеют кнопку переключения CPI. Что это значит? Допустим мы переключились с 1600 cpi на 800. В этом случае, сенсор прост о будет пропускать каждое второе считывание. А если переключимся на 400 dpi – сенсор будет пропускать 3 считывания из четырех. Именно по этой причине, мы говорим именно о максимальном значении CPI (DPI) сенсора. Выше него, увы, сенсор правильно работать не может. Что будет, если мы захотим наши максимальные значения 1600 cpi превратить в 3200? Мышь просто будет «придумывать» считывания, лежащие между двумя «реальными» считываниями. И такое явление не редкость. Кроме того, изменение CPI также может происходить «программно», например при помощи программного обеспечения мыши. Н о это происходит уже вне сенсора, и далеко не всегда благополучно сказывается на точности и скорости отклика сенсора.

Практический урок. SS Kinzu V2 и SS Kana

Как ни странно, обе мышки имеют один и тот же оптический сенсор PixArt PAW3305. Размер матрицы 32х32 элемента. Единственное, чем они отличаются – это линзой. В Кане она увеличивает изображение в два раза слабее. Что в итоге? Поскольку сенсор Каны видит в два раза больше поверхности, это позволило чуть ли не вдвое увеличить максимальную скорость движения, при которой сенсор все еще считывает движения. В случае с Kinzu V 2 любое резкое движение просто опрокинет ваш прицел в пол. Но есть и обратная сторона медали. Поскольку сенсор Каны видит в два раза больше поверхности, согласно формуле CPI = N / L , получится, что его реальные CPI уменьшаться в два раза! И если у Кинзу максимальное значение CPI равно 3200, то у Каны оно становится равным 1600. Но производитель SteelSeries заявляет для Каны максимальное CPI такое же как и у Кинзу, т.е. 3200. Вот и получается, что сенсору приходится просто вставлять между каждыми своими реальными считываниями одно придуманное, что приводит к ужасной точности Каны на 3200 CPI . Такие вот маркетинговые дела.

mousingame.blogspot.com

Оптическое разрешение мышки

Для решения одной из задач мне потребовалось программно получать и обрабатывать изображения небольшого участка поверхности бумаги с очень близкого расстояния. Не получив достойного качества при использовании обычной USB камеры и уже на пол пути в магазин за электронным микроскопом, я вспомнил одну из лекций, на которой нам рассказывали как устроены различные девайсы, в том числе и компьютерная мышка.

Подготовка и немного теории

В подробности принципа работы современной оптической мыши я вдаваться не буду, очень подробно об этом написано вот тут (рекомендую прочитать для общего развития).

Погуглив информацию по этой теме и разобрав старую PS/2 мышку Logitech, я увидел знакомую по статьям из интернета картину.

Не очень сложная схема «мышей первого поколения», оптический сенсор по центру и чип интерфейса PS/2 чуть выше. Попавшийся мне оптический сенсор является аналогом «популярных» моделей ADNS2610/ADNS2620/PAN3101. Я думаю, они и их аналоги были массово произведены на одном и том же китайском заводе, получив на выходе разную маркировку. Документация на него нашлась очень легко, даже вместе с различными примерами кода.

Документация гласит, что этот сенсор до 1500 раз в секунду получает изображение поверхности размером 18×18 точек (разрешение 400cpi), запоминает его и с помощью алгоритмов сравнения изображений вычисляет смещение по координатам Х и Y, относительно предыдущей позиции.

Реализация

Для «общения с сенсором» я использовал популярную вычислительную платформу Arduino, а припаяться решил прямо к ножкам чипа.

Подключаем 5V и GND к соответствующим выходам Arduino, а ножки сенсора SDIO и SCLK к цифровым пинам 8 и 9.

Для получения смещения по координатам нужно прочитать значение регистра чипа по адресу 0x02 (X) и 0x03 (Y), а для дампа картинки нужно, сначала записать значение 0x2A по адресу 0x08, а потом 18×18 раз его прочитать оттуда же. Это и будет последнее «запомненное» значение матрицы яркости изображения с оптического сенсора.

Как я реализовал это на Arduino можно посмотреть тут: http://pastebin.com/YpRGbzAS (всего

А для получения и отображения картинки была написана программа на Processing.

После небольшого «допиливания» программы для своего проекта, я смог получать картинку прямо с оптического сенсора и производить над ней все необходимые вычисления.

Можно заметить текстуру поверхности (бумага) и даже отдельные буквы на ней. Следует отметить, что такое четкое качество картинки получается из-за того, что разработчики этой модели мыши добавили в конструкцию специальную стеклянную подставку с небольшой линзой прямо под сенсором.

Если начать приподнимать мышку над поверхностью даже на пару миллиметров, четкость сразу пропадает.

Если вы вдруг захотите повторить это дома, для нахождения мышки с аналогичным сенсором рекомендую искать старые девайсы с интерфейсом PS/2.

Заключение

100р + Arduino + пару дней на написание кода).

Оставлю ссылки на материалы, которые мне очень пригодились для решения этой задачи. Это реально было не сложно и делалось с большим удовольствием. Сейчас я ищу информацию о чипах более дорогих моделей современных мышек для получения качественных изображений с большим разрешением. Возможно, мне даже удастся собрать что-то вроде микроскопа (качество изображений с текущего сенсора для этого явно не подходит). Спасибо за внимание!