Генуэзская конференция 1922. Генуэзская конференция и ее открытие. Позиции сторон

  • 13.06.2019

Формально представители трех десятков стран собрались, чтобы обсудить восстановление Европы после Первой мировой войны, но по существу главным стал «русский вопрос» - отношения Советской России со странами западного мира.

После окончания гражданской войны и иностранной интервенции в России, когда стало понятно, что и Европа и РСФСР нуждаются друг в друге для восстановления разрушенной экономики, западные политики пришли к выводу, что, несмотря на идеологические разногласия, наступило время для решения актуальных для всех проблем.

И 6 января 1922 г. Верховный Совет Антанты, то есть блока стран-победителей в Первой мировой войне, на конференции в Каннах принял резолюцию о созыве международной экономической конференции в Генуе, на которую было предложено прислать представителей всех европейских государств, в том числе и Советской России. В этой резолюции также содержался параграф, в котором за «каждой нацией» признавалось «право избирать для себя ту систему, которую она предпочитает», что советское правительство расценило как признание двух систем собственности - частной и «общенародной» (государственной). Фактически конференция в Генуе должна была стать первой широкой дипломатической встречей Советской России со странами западного мира.

Предложение экспертов: принять ответственность за все «бывшие доныне власти»

Главными инициаторами конференции выступили Англия и Франция. Интенсивная подготовка началась уже в марте 1922 г. Эксперты, собравшиеся в Лондоне, должны были выработать основы будущих резолюций. Главным в их докладе, а как позднее оказалось, и на всей конференции, была попытка определить судьбу русских довоенных правительственных долгов и отчасти военных обязательств. Советское правительство, по мнению европейских держав, должно было принять на себя все финансовые обязательства царского и Временного правительств и вообще всех «бывших поныне властей». Кроме этого, от России требовали компенсировать иностранным инвесторам национализированную собственность.

Для контроля над выплатой этих долгов предлагалось создать Комиссию русского долга. В нее должны были входить представители всех заинтересованных сторон, в том числе и Советской России, а также независимый председатель. Этой комиссии предоставлялось право «определять в случае надобности те доходные статьи России, которые должны быть специально предназначены для обеспечения уплаты долга» - то есть устанавливался прямой финансовый контроль. Международная комиссия должна была бы определять, из каких налогов и сборов и какие суммы взимать в счет уплаты обязательств.

Все претензии к Советской России предлагалось превратить в новые русские облигации. Было установлено, что «денежные вознаграждения, присужденные по требованиям, предъявленным к российскому советскому правительству, будут урегулированы выпуском новых русских облигаций на сумму, установленную смешанными международными судами. Условия выпуска этих облигаций, а также все вопросы, связанные с конверсией старых ценных бумаг и с операциями над новыми выпусками, будут устанавливаться комиссией русского долга».

Советские контрпретензии: долги компенсированы убытками от интервенции и блокады

В РСФСР тоже готовились к конференции. Специальная комиссия занималась подсчетом убытков Советской России и определением контрпретензий. По подсчетам советских экспертов, военные долги России равнялись 8,846 млрд золотых рублей, но в то же время Россия отказалась от применения в отношении себя статьи 116 Версальского договора, дававшей ей право на возмещение в 16,1 млрд золотых рублей. Военные расходы на «общее дело союзников» первой мировой составили 19,4 млрд. Если взять довоенные долги России, то она должна Европе 9,65 млрд золотых рублей, в то время как Европа причинила ей убытков интервенцией и блокадой на 39 млрд.

Основные выводы советских экспертов состояли в следующем:
а) военные займы союзников царской России вполне погашены отказом России от выгод ст. 116 Версальского договора, который сохранял за ней право потребовать репарации по тому же титулу, что и союзники, а также неуплатой расходов, сделанных ею во время войны 1914-1917 гг., в то время как значительная часть бюджетов союзных стран покрывается германской контрибуцией; б) довоенные долги, сделанные Россией за границей, более чем компенсированы колоссальными и длительными убытками, причиненными нашему национальному богатству интервенцией, блокадой и гражданской войной, организованной союзниками. Основной вывод советских экспертов гласил: «Единственным справедливым методом будет рассматривать довоенные долги уничтоженными убытками, нанесенными интервенцией, и открыть новую эру финансовых отношений.

Если, тем не менее, при известных условиях Советская Россия согласится признать значительную часть довоенных долгов, она, во-первых, отказывается признать объективную справедливость этого мероприятия, а, во-вторых, она считает, что необходим известный срок для регулирования старых долгов и новых кредитов. Совершенно невозможно возложить такую серьезную тяжесть на обессиленную страну и одновременно с этим настаивать на немедленном исполнении старых обязательств или процентов по новым кредитам».

Карикатура «Оптимист из Генуи» высмеивает итоги Генуэзской конференции:Ллойд Джордж под проливным дождем радуется прояснению в небе.











Генуэзская конференция - неприемлемый компромисс

Конференция открылась 10 апреля 1922 г., в ней приняли участие представители 34 стран (29 государств и 5 британских доминионов). Интерес к ней во всем мире был огромный. Гостиницы и частные дома старинного итальянского города были переполнены. В Геную съехались журналисты, банковские деятели, представители промышленных монополий и торговых фирм, агенты, посредники, разведчики, русские белые эмигранты. Для охраны правопорядка итальянское правительство увеличило генуэзский гарнизон, усилило полицию, прислав в Геную дополнительно 500 тайных агентов.

Первым на конференции выступил итальянский премьер-министр Факта. Он требовал, чтобы все участники конференции полностью присоединились к каннским резолюциям Верховного совета Антанты. Глава английской делегации Ллойд Джордж не был столь категоричен в декларациях и призвал всех содействовать установлению мира и достижению соглашения. Представитель Франции тоже призвал к миру, но вместе с тем заявил, что существующие договоры не должны обсуждаться на конференции

Советская делегация отметила «повелительную необходимость» экономического сотрудничества «между государствами, представляющими... две системы собственности». Советское правительство, говорилось в заявлении, готово всеми силами способствовать хозяйственному сближению между народами в целях экономического возрождения, но протестует против возможных попыток под флагом восстановления предъявить России «непосильные требования». В ответ на это заявление 11 апреля 1922 г. советской делегации был вручен доклад лондонских экспертов. Изложенные в нем условия подробно проанализированы в заявлении Л. Б. Красина от 20 апреля 1922 г. и в меморандуме советской делегации от того же числа: доклад экспертов предъявляет требования, «означающие не только эксплуатацию, но и полное закабаление трудового населения России иностранным капиталом, совершенно об¬ходя в то же время наиболее существенный вопрос о средствах восстановления хозяйства России».

Переговоры на вилле британского министра

Для поисков компромисса Ллойд Джордж, британский премьер и председатель конференции, пригласил советских делегатов и представителей четырех европейских держав (Англии, Франции, Италии и Бельгии) в свою резиденцию - на виллу «Альбертис». Переговоры проходили 14 и 15 апреля. На них Советская Россия впервые выдвинула свои контрпретензии за ущерб от интервенции. Западные державы продолжали настаивать на признании советским правительством всех довоенных долгов и требовали полной реституции или вознаграждения бывших собственников, соглашаясь лишь на сокращение военных долгов и отсрочку платежей по процентам. Советские контрпретензии отвергались.

20 апреля Г. В. Чичерин направил письмо Ллойд Джорджу. Россия готова признать довоенные долги царского и временного правительств при условии, что все военные займы и проценты по ним будут аннулированы, западные державы признают РСФСР де-юре и рассмотрят вопрос о предоставлении финансовой помощи. Россия шла на эти уступки по признанию долгов, рассчитывая на крупный кредит в 1 млрд долларов, то есть приблизительно в 2 млрд золотых рублей.

Чичерин также написал Джорджу, что Советское правительство готово рассмотреть вопрос о возврате или компенсации бывшим собственникам национализированного имущества. Однако и эти предложения советской делегации не привели к достижению какого-либо взаимоприемлемого соглашения. Представители западных держав продолжали настаивать на полном признании условий лондонского меморандума.

Подробности

Рапалльский договор, 1922 г.
Этот договор между РСФСР и Германией, заключенный во время Генуэзской конференции, означал окончание международной дипломатической изоляции РСФСР. Для России это был первый документ, где де-юре признавалось новое государство, а для Германии - первое равноправное международное соглашение после поражения в Первой мировой. Неприятие условий Версальского мирного договора - то, что сплотило две страны. На западе его называют «договором в пижамах».

До признания всех долгов - никаких кредитов

В конце апреля 1922 г. советской делегации стал известен реальный размер финансово-экономической помощи, которую Россия могла бы получить, признав основные положения доклада экспертов. В телеграмме В. И. Ленину от 30 апреля 1922 г. М.М. Литвинов сообщал: «На первый план выдвигается международный консорциум с начальным капиталом в 20 млн ф. ст., далее упоминаются имеющиеся в распоряжении британского правительства кредиты по закону облегчения торговли 20 млн ф. ст., каковые в случае надобности могут быть увеличены парламентом, а также кредиты по закону облегчения экспорта 26 млн ф. ст., из которых остались неизрасходованными 15 млн. Франция денежных кредитов не обещает, но предлагает железнодорожный материал, приблизительно 1 200 локомотивов, 25 000 товарных вагонов, 350 пассажирских. Упоминается также кредит на 250 млн франков в распоряжении бельгийского правительства, из которых большая часть могла бы быть утилизована для России».

2 мая 1922 г. в другой телеграмме Ленину Литвинов писал, что союзники «до признания нами принципа компенсации для всех собственников иностранного имущества в России... решительно отказываются даже обсуждать детали кредитов». 11 мая 1922 г. советская делегация выпустила меморандум: в нем отвергались все претензии западных держав и отмечалось их нежелание вступить в экономическое сотрудничество на принципах равноправия двух систем собственности. После этого стало окончательно ясно, что дальнейшие переговоры в Генуе потеряли всякий смысл. 19 мая 1922 г., так и не решив «русского вопроса», Генуэзская конференция закрылась.

На протяжении 1920-х и первой половины 1930-х годов попытки решения проблемы русского государственного долга предпринимались еще неоднократно. После провала многосторонних переговоров Англия, Франция, США и другие страны пытались разрешить эти разногласия в двусторонних переговорах, но это уже другая история.

Британский премьер Дэвид Ллойд Джордж был одним из главных инициаторов общеевропейской конференции. Он добивался включения России и Германии в качестве полноправных участников, чему активно сопротивлялась Франция. Участия добиться удалось, но взаимовыгодное решение в Генуе так и не было найдено.
Карикатура «Оптимист из Генуи» высмеивает итоги Генуэзской конференции: Ллойд Джордж под проливным дождем радуется прояснению в небе.
Дипломатический словарь

ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922

По экономическим и финансовым вопросам происходила с 10. IV по 19. V.

Подготовка конференции. В поисках выхода из послевоенного кризиса Англия пыталась вернуть на мировой рынок в качестве покупателя прежде всего Советскую Россию и, в известной мере, страны, потерпевшие поражение в первой мировой войне. Английский премьер-министр Ллойд-Джордж добился на Каннской конференции (см.) единогласного решения Верховного совета Антанты о созыве в Генуе конференции с участием России, Германии, Австрии, Венгрии и Болгарии.

Решение Каннской конференции вызвало резкие протесты реакционных кругов во Франции, не желавших отказаться от враждебной позиции к Советской России и опасавшихся восстановления Германии. Кабинет Бриана пал. Премьером был назначен Пуанкаре. Политический кризис во Франции вызвал кризисы в ряде стран Европы, более или менее зависимых от Франции, и в странах, связывавших с проектируемой конференцией надежды на оздоровление своего хозяйства, - в Польше, Австрии, Италии, Греции и в самой Англии, где благодаря атаке консерваторов едва не пал кабинет Ллойд-Джорджа.

Придя к власти, Пуанкаре не мог открыто выступить против намеченной конференции, ибо Бриан уже дал в Каннах согласие на её созыв. Пуанкаре поставил перед собой задачу оттянуть созыв конференции в надежде окончательно сорвать её, в случае же созыва - ограничить программу её деятельности и не допустить решения вопросов, в какой бы то ни было степени затрагивающих Версальский мирный договор (см.).

Выполняя намеченный план, Пуанкаре направил в Лондон меморандум, в котором заявил, что Франция согласна участвовать в конференции только в том случае, если Советская Россия примет полностью и заранее все условия Каннской резолюции, если на конференции не будет допущено каких бы то ни было изменений договоров по отношению к Германии и другим побеждённым странам, если приглашённые страны (речь шла о России) безоговорочно признают свои долги, если Россия установит льготы для иностранцев, разрешит въезд и свободную деятельность иностранным капиталистам, т. е. фактически введёт у себя режим капитуляций (см.). Пуанкаре настаивал на создании единого дипломатического фронта "между союзниками и остальными цивилизованными странами, когда последние станут лицом перед пустыней, созданной Советами".

В Париже под председательством бывшего французского посла в России Нуланса была созвана конференция кредиторов России, на которой были представлены французские, бельгийские, датские, японские, североамериканские держатели русских ценностей. Конференция требовала принятия 6 каннских условий Советской Россией и безусловного признания всех своих долгов. В европейской прессе поднялась антисоветская кампания.

Одновременно, чтобы сломить сопротивление английского премьера, в французской прессе были помещены инспирированные Пуанкаре статьи о возможности русско-французского соглашения.

Дипломатический маневр Пуанкаре достиг цели: реакционные круги Англии, опасаясь возможных самостоятельных переговоров между Францией и Советской Россией, выступили с критикой Ллойд-Джорджа. К тому же Англия без Франции не могла добиться благоприятного для себя урегулирования положения на Ближнем Востоке, где греки, несмотря на поддержку Англии, терпели поражения от турок. Ллойд-Джордж решил пойти на уступки Франции, выразив согласие на личную встречу с французским премьером в Булони. Пуанкаре немедленно изменил свою тактику: французская печать категорически заявила, что никаких переговоров с Советской Россией Франция не ведёт. На конференции в Булони 25. II 1922 было решено, что Г. к. будет отложена до 10. IV; будут приняты все меры, чтобы предупредить возможные посягательства на прерогативы Лиги наций, на подписанные Францией договоры и на права союзников по вопросу о германских репарациях. Решено было созвать в Лондоне предварительное совещание экспертов для обсуждения экономических и технических вопросов. Ллойд-Джордж, таким образом, пошёл на создание единого фронта с Францией против Советского Союза.

Добившись уступок от Англии, французская дипломатия попыталась создать антисоветский фронт прибалтийских стран. Представители Польши, Латвии, Эстонии и Финляндии подписали 17. III в Варшаве договор, по которому обязались не заключать никаких соглашений, направленных против кого-либо из них, сообщать друг другу тексты договоров, имеющих быть заключёнными с другими государствами, и обязались в случае неспровоцированного нападения какого-нибудь другого государства соблюдать "благосклонные позиции" по отношению к атакованным и заключить немедленное соглашение о необходимых мерах. Последний пункт был явно направлен против Советской России.

Франция решила также привлечь к антисоветскому блоку Малую Антанту (см.). Члены Малой Антанты имели предварительное совещание в Белграде, после которого министр иностранных дел Чехословакии Бенеш посетил Париж и Лондон. Бенеш поддержал предложение Пуанкаре о том, чтобы вопросы о репарациях и о мирных договорах не подвергались обсуждению в Генуе и что участие советской делегации в конференции не включает признания Советского правительства, но, с другой стороны, согласился поддержать и предложение Ллойд-Джорджа о немедленном восстановлении торговли с Россией, а также о принятии резолюции или соглашения, рекомендующего членам конференции воздержаться от агрессии. Чехословакия, Югославия, Румыния и Польша согласились принять полуофициальное участие в совещании экспертов в Лондоне. Совещание экспертов, состоявшееся 20 - 28. III, выработало подробную резолюцию о восстановлении Европы и переговорах с Россией. В этой резолюции от Советской России требовалось:

1. Признание всех долгов.

2. Признание финансовых обязательств всех бывших в России властей, как областных, так и местных.

3. Принятие на себя ответственности за все убытки от действий как Советского, так и предшествующего ему правительства или местных властей.

4. Создание специальной комиссии русского долга и смешанных третейских судов для рассмотрения всех спорных вопросов.

5. Все займы, заключённые с Россией после 1. VIII 1914, считать погашенными по уплате определённой суммы, имеющей быть установленной.

6. При подсчёте этой суммы будут учтены все претензии русских граждан за убытки и ущерб, однако без нарушения соответствующих постановлений Версальского договора.

7. Все национализированные предприятия должны быть возвращены иностранным владельцам.

Доклад экспертов требовал также отмены монополии внешней торговли и установления для иностранных подданных режима капитуляций. Эксперты категорически настаивали на прекращении "коммунистической пропаганды" во всех странах.

Встретившись с единым фронтом империалистических держав, советская дипломатия противопоставила ему фронт советских государств. 22. II 1922 в Москве состоялось совещание представителей РСФСР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Белорусской ССР, Бухарской Народной советской республики, Грузинской ССР, Дальневосточной республики (ДВР), Украинской ССР и Хорезмской советской республики, подписавших протокол о передаче РСФСР защиты интересов всех советских республик и права заключения и подписания на Г. к. от их имени всех договоров как с участниками конференции, так и со всякими другими странами.

Вслед за тем советская дипломатия поставила перед собой задачу раздробить единый фронт капиталистов, начав с притупления антисоветского острия Варшавского договора. 29. III 1922 в Риге открылась Балтийская конференция в составе представителей Латвии, Польши, Эстонии (Финляндия не участвовала) и Советской России, на которой было решено согласовать действия представителей этих государств на Г. к. по вопросам восстановления экономической жизни и упрочения мира в Восточной Европе. Балтийская конференция, подтвердив готовность строго выполнить все свои старые обязательства, высказалась за желательность гарантировать взаимно мирные договоры, заключённые между Россией и Эстонией, Россией и Латвией в 1920, между Польшей, Россией, Украиной и Белоруссией - в 1921. Делегаты Эстонии, Латвии и Польши заявили, что считают признание Советского правительства необходимым условием восстановления Восточной Европы. Решено было также высказаться за ограничение вооружений во всех государствах.

По дороге в Геную советская делегация пыталась вступить в переговоры с Германией, но руководители последней повели двойную игру. Фактически уклоняясь от переговоров, германские дипломаты в то же время пугали Англию и Францию возможностью соглашения с Россией, надеясь тем добиться уступок со стороны Антанты.

Дипломатическая борьба на конференции. Г. к. открылась 10. IV. На ней было представлено 29 держав и 5 доминионов Великобритании. США отказались участвовать в Генуэзской конференции из опасения, что возрождённая Россия может стать серьёзным конкурентом на нефтяном и хлебном рынке, а также потому, что Советская Россия своим отказом признать долги якобы подавала пример и другим странам Европы не выплачивать свои долги Америке.

Демонстрируя единство буржуазного дипломатического фронта, избранный председателем конференции премьер-министр Италии Факта, премьер-министр Англии Ллойд-Джордж и французский министр иностранных дел Барту подчеркнули, что самый факт принятия странами приглашения свидетельствует о том, что они признали принципы Каннской резолюции. Барту также добавил, что конференция не должна подвергать обсуждению или рассмотрению уже существующие договоры. Глава советской делегации Г. В. Чичерин заявил, что советская делегация, оставаясь на точке зрения принципов коммунизма, признаёт экономическое сотрудничество между двумя системами - капиталистической и социалистической - необходимым для всеобщего экономического восстановления. Россия принимает к сведению и признаёт в принципе положения Каннской резолюции, сохраняя, однако, за собой право внести поправки, и готова предоставить богатейшие концессии иностранным капиталистам. Советский делегат указал, что попытки восстановления хозяйства обречены на провал, если над Европой и всем миром будет висеть угроза войны; поэтому Россия намерена в течение работ конференции предложить всеобщее сокращение вооружений и всячески поддержит любое предложение, облегчающее бремя милитаризма. Вопрос об установлении всеобщего мира может быть осуществлён всемирным конгрессом, созванным на основе полного равенства всех народов.

Предложение советской делегации о разоружении внесло известное замешательство. Только французский представитель Барту открыто выступил против разоружения. Другие представители держав, опасаясь общественного мнения, ибо в тот период широко были распространены пацифистские идеи, воздержались от открытых выступлений, тем самым оставив Францию изолированной.

Конференция назначила 4 комиссии: политическую (в свою очередь выделившую политическую подкомиссию), финансовую, экономическую и транспортную. 11. IV на заседании политической подкомиссии Ллойд-Джордж предложил приступить к обсуждению предложений лондонских экспертов, отметив, однако, вместе с Барту, что доклад экспертов не является официальным документом, но может служить базой для обсуждения.

Советская делегация потребовала двухдневного перерыва для изучения документа. Во время перерыва советская делегация была приглашена на частное свидание с представителями Англии, Франции, Италии, Бельгии на вилле Альбертис под Генуей (резиденция Ллойд-Джорджа), где советскую делегацию уговаривали принять основные пункты доклада экспертов и прежде всего требование о возвращении иностранным владельцам национализированной собственности. Этот последний пункт после вопроса о долгах стал основным камнем преткновения, главным образом потому, что прежние иностранные владельцы в России, особенно нефтяные компании, продали свои акции крупнейшим мировым монополистам, в частности американской нефтяной компании "Стандарт Ойл" и англо-голландской нефтяной компании "Роял Детч Шелл". Категорически отказавшись принять доклад экспертов, Который фактически должен был закабалить страну, советская делегация противопоставила требованиям Антанты контрпретензии: возместить убытки от интервенции в сумме 30 млрд. зол. руб.

Переговоры на вилле Альбертис вызвали колебания германской делегации, опасавшейся заключения соглашения между Антантой и Советской Россией. Используя эти колебания, советская делегация предложила Германии подписать соглашение.

16. IV был подписан советско-германский Раппальский договор (см.). Он разрушил созданный Антантой единый капиталистический фронт и вместе с тем разорвал кольцо экономической блокады вокруг Советской России.

Державы Антанты обратились с нотой к Германии, протестуя против заключения Раппальского договора, якобы противоречащего Версальскому миру. Германская делегация заколебалась и даже упрашивала советскую делегацию возвратить ей договор, но получила категорический отказ.

Сорвав попытку создать единый буржуазный фронт, советская делегация, в целях соглашения с отдельными капиталистическими державами, заявила о своей готовности признать довоенные долги при условии, что, во-первых, военные долги и все проценты по ним будут аннулированы и, во-вторых, что России будет оказана достаточная финансовая помощь. По основному спорному вопросу - о реституции иностранной собственности - она согласилась вернуть прежним собственникам право пользования национализированным имуществом, но если это окажется невозможным, то предоставить им концессии или урегулировать вопрос путём взаимного соглашения.

Неудача конференции. Пока обсуждалось предложение советской делегации, началась закулисная борьба, в которой приняли участие представители обеих враждующих нефтяных мировых монополий, англо-голландской и американской. Под их влиянием союзники снова попытались противопоставить Советской России если не единый фронт капиталистических держав (Германия из него выпала, заключив Раппальский договор), то хотя бы сплочённый фронт Антанты. 2. V они представили в ответ на советские предложения свой меморандум, в котором требовали от Советского правительства: категорически отказаться от антикапиталистической пропаганды (причём союзники не давали обязательства с своей стороны воздержаться от антисоветской пропаганды); употребить всё своё влияние на восстановление мира в Малой Азии и сохранять строгий нейтралитет в греко-турецком конфликте; признать все долги, кроме военных, и отказаться от контрпретензий к союзникам; восстановить и возвратить национализированную у иностранцев собственность или, в случае невозможности этого, возместить потерпевшим все убытки и ущерб, понесённые в силу конфискации или реквизиции имущества. Стало ясно, что под влиянием реакционных сил союзники заняли непримиримую позицию. Но даже и этот меморандум французская и бельгийская делегации сочли слишком мягким и отказались подписать, явно ведя дело к срыву.

11. V советская делегация сообщила свой ответ на меморандум союзников. Советская делегация протестовала против того, что Антанта возлагает на Россию односторонние обязательства воздержаться от пропаганды. По поводу "мира в Азии" советский ответ решительно отклонял домогательства союзников и напоминал о сделанном Советской Россией предложении пригласить Турцию на Г. к., что действительно способствовало бы восстановлению мира в Малой Азии. В вопросе о долгах и реституции советская делегация оставалась на старой позиции. В заключение советский меморандум добавлял, что для разрешения спорных вопросов можно было бы учредить смешанную комиссию, которая начнёт свою работу в установленное время и в установленном месте.

Конференция явно срывалась из-за непримиримой позиции Антанты. Боясь, однако, быть обвинённым в срыве конференции, Ллойд-Джордж использовал последний пункт ответа советской делегации, предложив назначить комиссию для рассмотрения разногласий между Советским правительством и другими правительствами; эта комиссия должна была встретиться с русской комиссией. Иными словами, Ллойд-Джордж вместо советского предложения о смешанной комиссии настаивал на создании двух комиссий - русской и нерусской. Обе комиссии должны были собраться в Гааге к концу июня 1922. В целях ослабления эффекта, произведённого в европейских демократических кругах проектом советской делегации о всеобщем сокращении вооружения, Ллойд-Джордж предложил на время Гаагской конференции (см.) отказаться от агрессивных актов. Принятием этого решения 19. V закончилась Г. к.

Литература: Ленин, В. И. Сочинения. Т. XXVII. С. 169-173, 179, 225-226, 290.-История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Под ред. Комиссии ЦК ВКП (б). [М.] 1946. С. 258- 259. - Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. III. От снятия блокады с Советской России до десятилетия Октябрьской революции. М. Вып. I. 1928. С. 160-161, 168-192; вып. 2. 1929. С. 127-129, 148-164. - Международная политика РСФСР в 1922 г. Отчёт Народного Комиссариата по иностранным делам. М. 1923. С. 5-22. - Материалы Генуэзской конференции. (Подготовка, отчёты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.). М. 1922. 459, III с. (Нар. Ком. по иностр. делам).-Белградская конференция. "Международная жизнь". 1922. № 4, С. 22-24. -Штейн, Б. Е. Генуэзская конференция. М. 1922. 127 с. - Рубин штейн, Н. Накануне Генуэзской конференции. "Историк-марксист". 1941. № 2. С. 22-48. - Рубинштейн, Н. Советская Россия на Генуэзской конференции. "Вопросы истории". 1946. № 2-3. С. 3-32. История дипломатии. Т. 3. Дипломатия в период подготовки второй мировой войны (1919-1939 гг.). Под ред. В. П. Потёмкина. М. -Л. 1945. С. 148-190.- Трояновский, А., Штейн, Б. История внешней политики СССР. Т. 1. М. - Л. 1945. С. 235-262.

"ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922" в книгах

Генуя – Рапалло – путь к милитаризации Германии и СССР (Генуэзская конференция и Рапалльский договор)

Из книги Великая тайна Великой Отечественной. Глаза открыты автора Осокин Александр Николаевич

Генуя – Рапалло – путь к милитаризации Германии и СССР (Генуэзская конференция и Рапалльский договор) Однако выпадение таких гигантов, как Россия и Германия, из мирового экономического сообщества не могло не привести к его тяжелейшему мировому кризису, с целью

Глава 7. Заседание Лиги Наций в королевском дворце в Гааге и Вестминстере. Конференция по репарациям и Морская конференция

Из книги автора

Глава 7. Заседание Лиги Наций в королевском дворце в Гааге и Вестминстере. Конференция по репарациям и Морская конференция Гаагская конференция. – Великолепный Тардье. – Адольф Шерон и ее величество королева Вильгельмина. – Принц-консорт и нескромные фотографы. –

ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И ЭМИГРАЦИЯ

Из книги Апокалипсис XX века. От войны до войны автора Буровский Андрей Михайлович

ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ И ЭМИГРАЦИЯ Участие большевиков в Генуэзской конференции вызвало негодование в среде русской эмиграции. Проходившее в ноябре 1921 года Заграничное Собрание Русских Церквей (известное в литературе как Первый Всезарубежный Собор Русской

Глава 12. Вашингтонская конференция 1921–1922 гг. по ограничению морских вооружений

Из книги Великий антракт автора Широкорад Александр Борисович

Глава 12. Вашингтонская конференция 1921–1922 гг. по ограничению морских вооружений 12 ноября 1922 г. в Вашингтоне торжественно открылась конференция по ограничению морских вооружений. Организаторы конференции были намерены использовать всплеск послевоенных пацифистских

Глава 4. ВАШИНГТОНСКАЯ МОРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В 1921―1922 гг

Из книги Военно-морское соперничество и конфликты 1919 - 1939 автора Тарас Анатолий Ефимович

Глава 4. ВАШИНГТОНСКАЯ МОРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ В 1921?1922 гг 10 июля 1921 года государственный секретарь США (т. е. министр иностранных дел) Чарльз Эванс Хьюз (Charles Evans Hughes) предложил созвать конференцию девяти государств. Во-первых, в ней должны были участвовать страны, имеющие выход

Приложение 1 КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ВООРУЖЕНИЙ, ВАШИНГТОН, 12 ноября 1921 г. – 6 февраля 1922 г.

Из книги Кто натравил Гитлера на СССР. Подстрекатели «Барбароссы» автора Усовский Александр Валерьевич

Приложение 1 КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ОГРАНИЧЕНИЮ ВООРУЖЕНИЙ, ВАШИНГТОН, 12 ноября 1921 г. – 6 февраля 1922 г. Соглашение между Соединенными Штатами Америки, Британской империей, Францией, Италией и Японией, подписанное в Вашингтоне 6 февраля 1922 г.Соединенные Штаты Америки,

Глава пятая Вашингтонская конференция и «договор девяти держав» (ноябрь 1921 г. - февраль 1922 г.)

Из книги Том 3. Дипломатия в новейшее время (1919-1939 гг.) автора Потемкин Владимир Петрович

Глава пятая Вашингтонская конференция и «договор девяти держав» (ноябрь 1921 г. - февраль 1922 г.) США после мировой войны. Ни мир, подписанный в Версале, ни последующие договоры не принесли победителям успокоения. Выпадение огромной Советской страны из капиталистического

2.1. Генуэзская конференция

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

2.1. Генуэзская конференция Прекращение Гражданской войны и поражение белого движения в России побудили западные державы изменить свою тактику. 16 марта 1921 г. подписанием торгового соглашения с Россией Англия фактически признала советский режим. Помимо экономических

Гаагская конференция 1922

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГА) автора БСЭ

Московская конференция 1922

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МО) автора БСЭ 

ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922

По экономическим и финансовым вопросам происходила с 10. IV по 19. V.

Подготовка конференции. В поисках выхода из послевоенного кризиса Англия пыталась вернуть на мировой рынок в качестве покупателя прежде всего Советскую Россию и, в известной мере, страны, потерпевшие поражение в первой мировой войне. Английский премьер-министр Ллойд-Джордж добился на Каннской конференции (см.) единогласного решения Верховного совета Антанты о созыве в Генуе конференции с участием России, Германии, Австрии, Венгрии и Болгарии.

Решение Каннской конференции вызвало резкие протесты реакционных кругов во Франции, не желавших отказаться от враждебной позиции к Советской России и опасавшихся восстановления Германии. Кабинет Бриана пал. Премьером был назначен Пуанкаре. Политический кризис во Франции вызвал кризисы в ряде стран Европы, более или менее зависимых от Франции, и в странах, связывавших с проектируемой конференцией надежды на оздоровление своего хозяйства, - в Польше, Австрии, Италии, Греции и в самой Англии, где благодаря атаке консерваторов едва не пал кабинет Ллойд-Джорджа.

Придя к власти, Пуанкаре не мог открыто выступить против намеченной конференции, ибо Бриан уже дал в Каннах согласие на её созыв. Пуанкаре поставил перед собой задачу оттянуть созыв конференции в надежде окончательно сорвать её, в случае же созыва - ограничить программу её деятельности и не допустить решения вопросов, в какой бы то ни было степени затрагивающих Версальский мирный договор (см.).

Выполняя намеченный план, Пуанкаре направил в Лондон меморандум, в котором заявил, что Франция согласна участвовать в конференции только в том случае, если Советская Россия примет полностью и заранее все условия Каннской резолюции, если на конференции не будет допущено каких бы то ни было изменений договоров по отношению к Германии и другим побеждённым странам, если приглашённые страны (речь шла о России) безоговорочно признают свои долги, если Россия установит льготы для иностранцев, разрешит въезд и свободную деятельность иностранным капиталистам, т. е. фактически введёт у себя режим капитуляций (см.). Пуанкаре настаивал на создании единого дипломатического фронта "между союзниками и остальными цивилизованными странами, когда последние станут лицом перед пустыней, созданной Советами".

В Париже под председательством бывшего французского посла в России Нуланса была созвана конференция кредиторов России, на которой были представлены французские, бельгийские, датские, японские, североамериканские держатели русских ценностей. Конференция требовала принятия 6 каннских условий Советской Россией и безусловного признания всех своих долгов. В европейской прессе поднялась антисоветская кампания.

Одновременно, чтобы сломить сопротивление английского премьера, в французской прессе были помещены инспирированные Пуанкаре статьи о возможности русско-французского соглашения.

Дипломатический маневр Пуанкаре достиг цели: реакционные круги Англии, опасаясь возможных самостоятельных переговоров между Францией и Советской Россией, выступили с критикой Ллойд-Джорджа. К тому же Англия без Франции не могла добиться благоприятного для себя урегулирования положения на Ближнем Востоке, где греки, несмотря на поддержку Англии, терпели поражения от турок. Ллойд-Джордж решил пойти на уступки Франции, выразив согласие на личную встречу с французским премьером в Булони. Пуанкаре немедленно изменил свою тактику: французская печать категорически заявила, что никаких переговоров с Советской Россией Франция не ведёт. На конференции в Булони 25. II 1922 было решено, что Г. к. будет отложена до 10. IV; будут приняты все меры, чтобы предупредить возможные посягательства на прерогативы Лиги наций, на подписанные Францией договоры и на права союзников по вопросу о германских репарациях. Решено было созвать в Лондоне предварительное совещание экспертов для обсуждения экономических и технических вопросов. Ллойд-Джордж, таким образом, пошёл на создание единого фронта с Францией против Советского Союза.

Добившись уступок от Англии, французская дипломатия попыталась создать антисоветский фронт прибалтийских стран. Представители Польши, Латвии, Эстонии и Финляндии подписали 17. III в Варшаве договор, по которому обязались не заключать никаких соглашений, направленных против кого-либо из них, сообщать друг другу тексты договоров, имеющих быть заключёнными с другими государствами, и обязались в случае неспровоцированного нападения какого-нибудь другого государства соблюдать "благосклонные позиции" по отношению к атакованным и заключить немедленное соглашение о необходимых мерах. Последний пункт был явно направлен против Советской России.

Франция решила также привлечь к антисоветскому блоку Малую Антанту (см.). Члены Малой Антанты имели предварительное совещание в Белграде, после которого министр иностранных дел Чехословакии Бенеш посетил Париж и Лондон. Бенеш поддержал предложение Пуанкаре о том, чтобы вопросы о репарациях и о мирных договорах не подвергались обсуждению в Генуе и что участие советской делегации в конференции не включает признания Советского правительства, но, с другой стороны, согласился поддержать и предложение Ллойд-Джорджа о немедленном восстановлении торговли с Россией, а также о принятии резолюции или соглашения, рекомендующего членам конференции воздержаться от агрессии. Чехословакия, Югославия, Румыния и Польша согласились принять полуофициальное участие в совещании экспертов в Лондоне. Совещание экспертов, состоявшееся 20 - 28. III, выработало подробную резолюцию о восстановлении Европы и переговорах с Россией. В этой резолюции от Советской России требовалось:

1. Признание всех долгов.

2. Признание финансовых обязательств всех бывших в России властей, как областных, так и местных.

3. Принятие на себя ответственности за все убытки от действий как Советского, так и предшествующего ему правительства или местных властей.

4. Создание специальной комиссии русского долга и смешанных третейских судов для рассмотрения всех спорных вопросов.

5. Все займы, заключённые с Россией после 1. VIII 1914, считать погашенными по уплате определённой суммы, имеющей быть установленной.

6. При подсчёте этой суммы будут учтены все претензии русских граждан за убытки и ущерб, однако без нарушения соответствующих постановлений Версальского договора.

7. Все национализированные предприятия должны быть возвращены иностранным владельцам.

Доклад экспертов требовал также отмены монополии внешней торговли и установления для иностранных подданных режима капитуляций. Эксперты категорически настаивали на прекращении "коммунистической пропаганды" во всех странах.

Встретившись с единым фронтом империалистических держав, советская дипломатия противопоставила ему фронт советских государств. 22. II 1922 в Москве состоялось совещание представителей РСФСР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Белорусской ССР, Бухарской Народной советской республики, Грузинской ССР, Дальневосточной республики (ДВР), Украинской ССР и Хорезмской советской республики, подписавших протокол о передаче РСФСР защиты интересов всех советских республик и права заключения и подписания на Г. к. от их имени всех договоров как с участниками конференции, так и со всякими другими странами.

Вслед за тем советская дипломатия поставила перед собой задачу раздробить единый фронт капиталистов, начав с притупления антисоветского острия Варшавского договора. 29. III 1922 в Риге открылась Балтийская конференция в составе представителей Латвии, Польши, Эстонии (Финляндия не участвовала) и Советской России, на которой было решено согласовать действия представителей этих государств на Г. к. по вопросам восстановления экономической жизни и упрочения мира в Восточной Европе. Балтийская конференция, подтвердив готовность строго выполнить все свои старые обязательства, высказалась за желательность гарантировать взаимно мирные договоры, заключённые между Россией и Эстонией, Россией и Латвией в 1920, между Польшей, Россией, Украиной и Белоруссией - в 1921. Делегаты Эстонии, Латвии и Польши заявили, что считают признание Советского правительства необходимым условием восстановления Восточной Европы. Решено было также высказаться за ограничение вооружений во всех государствах.

По дороге в Геную советская делегация пыталась вступить в переговоры с Германией, но руководители последней повели двойную игру. Фактически уклоняясь от переговоров, германские дипломаты в то же время пугали Англию и Францию возможностью соглашения с Россией, надеясь тем добиться уступок со стороны Антанты.

Дипломатическая борьба на конференции. Г. к. открылась 10. IV. На ней было представлено 29 держав и 5 доминионов Великобритании. США отказались участвовать в Генуэзской конференции из опасения, что возрождённая Россия может стать серьёзным конкурентом на нефтяном и хлебном рынке, а также потому, что Советская Россия своим отказом признать долги якобы подавала пример и другим странам Европы не выплачивать свои долги Америке.

Демонстрируя единство буржуазного дипломатического фронта, избранный председателем конференции премьер-министр Италии Факта, премьер-министр Англии Ллойд-Джордж и французский министр иностранных дел Барту подчеркнули, что самый факт принятия странами приглашения свидетельствует о том, что они признали принципы Каннской резолюции. Барту также добавил, что конференция не должна подвергать обсуждению или рассмотрению уже существующие договоры. Глава советской делегации Г. В. Чичерин заявил, что советская делегация, оставаясь на точке зрения принципов коммунизма, признаёт экономическое сотрудничество между двумя системами - капиталистической и социалистической - необходимым для всеобщего экономического восстановления. Россия принимает к сведению и признаёт в принципе положения Каннской резолюции, сохраняя, однако, за собой право внести поправки, и готова предоставить богатейшие концессии иностранным капиталистам. Советский делегат указал, что попытки восстановления хозяйства обречены на провал, если над Европой и всем миром будет висеть угроза войны; поэтому Россия намерена в течение работ конференции предложить всеобщее сокращение вооружений и всячески поддержит любое предложение, облегчающее бремя милитаризма. Вопрос об установлении всеобщего мира может быть осуществлён всемирным конгрессом, созванным на основе полного равенства всех народов.

Предложение советской делегации о разоружении внесло известное замешательство. Только французский представитель Барту открыто выступил против разоружения. Другие представители держав, опасаясь общественного мнения, ибо в тот период широко были распространены пацифистские идеи, воздержались от открытых выступлений, тем самым оставив Францию изолированной.

Конференция назначила 4 комиссии: политическую (в свою очередь выделившую политическую подкомиссию), финансовую, экономическую и транспортную. 11. IV на заседании политической подкомиссии Ллойд-Джордж предложил приступить к обсуждению предложений лондонских экспертов, отметив, однако, вместе с Барту, что доклад экспертов не является официальным документом, но может служить базой для обсуждения.

Советская делегация потребовала двухдневного перерыва для изучения документа. Во время перерыва советская делегация была приглашена на частное свидание с представителями Англии, Франции, Италии, Бельгии на вилле Альбертис под Генуей (резиденция Ллойд-Джорджа), где советскую делегацию уговаривали принять основные пункты доклада экспертов и прежде всего требование о возвращении иностранным владельцам национализированной собственности. Этот последний пункт после вопроса о долгах стал основным камнем преткновения, главным образом потому, что прежние иностранные владельцы в России, особенно нефтяные компании, продали свои акции крупнейшим мировым монополистам, в частности американской нефтяной компании "Стандарт Ойл" и англо-голландской нефтяной компании "Роял Детч Шелл". Категорически отказавшись принять доклад экспертов, Который фактически должен был закабалить страну, советская делегация противопоставила требованиям Антанты контрпретензии: возместить убытки от интервенции в сумме 30 млрд. зол. руб.

Переговоры на вилле Альбертис вызвали колебания германской делегации, опасавшейся заключения соглашения между Антантой и Советской Россией. Используя эти колебания, советская делегация предложила Германии подписать соглашение.

16. IV был подписан советско-германский Раппальский договор (см.). Он разрушил созданный Антантой единый капиталистический фронт и вместе с тем разорвал кольцо экономической блокады вокруг Советской России.

Державы Антанты обратились с нотой к Германии, протестуя против заключения Раппальского договора, якобы противоречащего Версальскому миру. Германская делегация заколебалась и даже упрашивала советскую делегацию возвратить ей договор, но получила категорический отказ.

Сорвав попытку создать единый буржуазный фронт, советская делегация, в целях соглашения с отдельными капиталистическими державами, заявила о своей готовности признать довоенные долги при условии, что, во-первых, военные долги и все проценты по ним будут аннулированы и, во-вторых, что России будет оказана достаточная финансовая помощь. По основному спорному вопросу - о реституции иностранной собственности - она согласилась вернуть прежним собственникам право пользования национализированным имуществом, но если это окажется невозможным, то предоставить им концессии или урегулировать вопрос путём взаимного соглашения.

Неудача конференции. Пока обсуждалось предложение советской делегации, началась закулисная борьба, в которой приняли участие представители обеих враждующих нефтяных мировых монополий, англо-голландской и американской. Под их влиянием союзники снова попытались противопоставить Советской России если не единый фронт капиталистических держав (Германия из него выпала, заключив Раппальский договор), то хотя бы сплочённый фронт Антанты. 2. V они представили в ответ на советские предложения свой меморандум, в котором требовали от Советского правительства: категорически отказаться от антикапиталистической пропаганды (причём союзники не давали обязательства с своей стороны воздержаться от антисоветской пропаганды); употребить всё своё влияние на восстановление мира в Малой Азии и сохранять строгий нейтралитет в греко-турецком конфликте; признать все долги, кроме военных, и отказаться от контрпретензий к союзникам; восстановить и возвратить национализированную у иностранцев собственность или, в случае невозможности этого, возместить потерпевшим все убытки и ущерб, понесённые в силу конфискации или реквизиции имущества. Стало ясно, что под влиянием реакционных сил союзники заняли непримиримую позицию. Но даже и этот меморандум французская и бельгийская делегации сочли слишком мягким и отказались подписать, явно ведя дело к срыву.

11. V советская делегация сообщила свой ответ на меморандум союзников. Советская делегация протестовала против того, что Антанта возлагает на Россию односторонние обязательства воздержаться от пропаганды. По поводу "мира в Азии" советский ответ решительно отклонял домогательства союзников и напоминал о сделанном Советской Россией предложении пригласить Турцию на Г. к., что действительно способствовало бы восстановлению мира в Малой Азии. В вопросе о долгах и реституции советская делегация оставалась на старой позиции. В заключение советский меморандум добавлял, что для разрешения спорных вопросов можно было бы учредить смешанную комиссию, которая начнёт свою работу в установленное время и в установленном месте.

Конференция явно срывалась из-за непримиримой позиции Антанты. Боясь, однако, быть обвинённым в срыве конференции, Ллойд-Джордж использовал последний пункт ответа советской делегации, предложив назначить комиссию для рассмотрения разногласий между Советским правительством и другими правительствами; эта комиссия должна была встретиться с русской комиссией. Иными словами, Ллойд-Джордж вместо советского предложения о смешанной комиссии настаивал на создании двух комиссий - русской и нерусской. Обе комиссии должны были собраться в Гааге к концу июня 1922. В целях ослабления эффекта, произведённого в европейских демократических кругах проектом советской делегации о всеобщем сокращении вооружения, Ллойд-Джордж предложил на время Гаагской конференции (см.) отказаться от агрессивных актов. Принятием этого решения 19. V закончилась Г. к.

Литература: Ленин, В. И. Сочинения. Т. XXVII. С. 169-173, 179, 225-226, 290.-История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Под ред. Комиссии ЦК ВКП (б). [М.] 1946. С. 258- 259. - Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. III. От снятия блокады с Советской России до десятилетия Октябрьской революции. М. Вып. I. 1928. С. 160-161, 168-192; вып. 2. 1929. С. 127-129, 148-164. - Международная политика РСФСР в 1922 г. Отчёт Народного Комиссариата по иностранным делам. М. 1923. С. 5-22. - Материалы Генуэзской конференции. (Подготовка, отчёты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.). М. 1922. 459, III с. (Нар. Ком. по иностр. делам).-Белградская конференция. "Международная жизнь". 1922. № 4, С. 22-24. -Штейн, Б. Е. Генуэзская конференция. М. 1922. 127 с. - Рубин штейн, Н. Накануне Генуэзской конференции. "Историк-марксист". 1941. № 2. С. 22-48. - Рубинштейн, Н. Советская Россия на Генуэзской конференции. "Вопросы истории". 1946. № 2-3. С. 3-32. История дипломатии. Т. 3. Дипломатия в период подготовки второй мировой войны (1919-1939 гг.). Под ред. В. П. Потёмкина. М. -Л. 1945. С. 148-190.- Трояновский, А., Штейн, Б. История внешней политики СССР. Т. 1. М. - Л. 1945. С. 235-262.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "ГЕНУЭЗСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1922" в других словарях:

    - (10 апреля 19 мая), международная, с участием 28 европейских государств, РСФСР, а также 5 британских доминионов. Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации бывшим иностранным собственникам в России при условии… … Русская история

    Международная конференция по экономическим и финансовым вопросам. Проходила в Генуе (Италия) с 10 апреля по 19 мая при участии представителей 29 государств Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции,… … Большая советская энциклопедия

    Междунар. конференция по экономич. и финанс. вопросам. Происходила в Генуе (Италия) с 10 апр. по 19 мая при участии представителей 29 гос в Австрии, Албании, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Испании,… … Советская историческая энциклопедия

    - (10 апреля 19 мая), международная конференция по экономическим и финансовым вопросам с участием 28 европейских государств и России, а также 5 британских доминионов. Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации… … Энциклопедический словарь

    1922 (10 апр. 19 мая) международная конференция по экономическим и финансовым вопросам с участием 28 европейских государств и России, а также 5 британских доминионов. Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о форме компенсации… … Большой Энциклопедический словарь

    Генуэзская конференция международная встреча по экономическим и финансовым вопросам в Генуе (Италия) 10 апреля 19 мая 1922 года при участии представителей 29 государств и 5 британских доминионов. Конференция имела важное значение для… … Википедия

    1922 (10 апр. 19 мая), международная конференция по экономическим и финансовым вопросам с участием 28 европейских государств и России, а также 5 британских доминионов (см. ДОМИНИОН). Российская делегация выразила готовность обсудить вопрос о… … Энциклопедический словарь

    Генуэзская конференция - была созвана Антантой в апреле 1922 г. Официальным мотивом ее созыва было стремление английского премьера Ллойд Джорджа установить равновесие и порядок в европейском хозяйстве. По существу же, она предназначалась для того, чтобы Антанта могла… … Исторический справочник русского марксиста, Катасонов Валентин Юрьевич. Книга посвящена одному из важных событий исторического периода времени между двумя мировыми войнами - международной экономической конференции в Генуе в 1922 году. Генуэзская конференция была…


6 апреля советская делегация прибыла в Геную. Итальянцы встретили её как будто весьма любезно. Однако под предлогом охраны они настолько изолировали советских представителей, что тем пришлось протестовать против столь чрезмерного усердия. В воскресенье, 9 апреля, состоялось первое свидание советских делегатов с премьер-министром Италии Факта и министром иностранных дел Шанцером. Советская делегация поставила вопрос о приглашении на конференцию Турции и Черногории. По поводу последней итальянцы заявили, что Черногория уже участвовала в выборах в югославскую скупщину; таким образом, делегаты Югославии представляют и Черногорию. О Турции было сказано, что конференция является европейской, а Турция - малоазиатская страна.

Итальянский министр иностранных дел сообщил, что конференция предполагает выделить четыре комиссии: политическую, финансовую, экономическую и транспортную. Советская делегация будет допущена только в первую; в остальных комиссиях она будет участвовать лишь после заключения основных соглашений в первой комиссии. Советская делегация заявила решительный протест против такой своей изоляции.

В воскресенье днём, во время предварительного заседания представителей Антанты, советскую делегацию посетил итальянский посол в Лондоне Джанини. Он сообщил, что французы грозят уехать, если не будут иметь удовлетворения по вопросу о каннских резолюциях. Впрочем, французы, быть может, и согласятся на допущение советских делегатов во все комиссии. Но для этого большевики в приветственной речи должны заявить о признании в принципе каннской резолюции. Советская делегация согласилась принять это условие.

10 апреля, в 3 часа пополудни, во дворце Сан-Джорджо открылся пленум конференции. Всего было представлено 29 стран, как доложила мандатная комиссия; если считать доминионы Англии, - 34. То было наиболее широкое собрание представителей европейских держав, когда-либо имевшее место в Европе.

После избрания председателем конференции премьер-министра Италии он произнёс речь об экономической разрухе, охватившей весь мир, где по крайней мере 300 миллионов человек уже не занимаются производительным трудом. Делегаты стран, съехавшиеся в Геную, должны без дальнейших промедлений приступить к излечению Европы. Среди присутствующих, говорил Факта, нет ни друзей, ни врагов, ни победителей, ни побеждённых; здесь собрались только нации, желающие отдать свои силы для достижения намеченной цели.

В заключение своей речи Факта прочитал следующую декларацию:

«Настоящая конференция созвана на основе каннских резолюций; резолюции эти были сообщены всем получившим приглашение державам. Самый факт принятия приглашений уже доказывает, что все, принявшие его, тем самым приняли принципы, содержащиеся в каннских резолюциях».

Эта декларация - явно французского происхождения - свидетельствовала о наличии сговора между капиталистическими державами: она буквально повторяла одно из требований известного меморандума Пуанкаре от 6 феврали 1922 г.

Закончил свою речь Ллойд Джордж следующими словами: «Мир будет следить за нашими совещаниями то с надеждой, то со страхом, и если мы потерпим неудачу, то всем миром овладеет чувство отчаяния».

Французский министр иностранных дел Барту поддержал прочих ораторов в вопросе о каннских резолюциях. При этом он категорически заявил, что Франция не допустит обсуждения какого бы то ни было из версальских соглашений. «Генуэзская конференция не является, - говорил Барту, - не может явиться и не явится кассационной инстанцией, ставящей на обсуждение и подвергающей рассмотрению существующие договоры».

Немецкий делегат Вирт пытался убедить депутатов в том, что положение Германии особо тяжёлое. Поэтому германская делегация и сочла возможным отложить урегулирование внутренних затруднений и прибыла в Геную в надежде на международную помощь. Речь Вирта была очень длинна. По этому поводу один из журналистов сострил, что германский делегат решил перенести всю тяжесть германских репараций на своих слушателей.

После Германии выступил представитель советских республик. Чичерин заявил, что советское правительство, всегда поддерживавшее дело мира, с особым удовлетворением присоединяется к заявлениям о необходимости установить мир. Глава советской делегации продолжал:

«Оставаясь на точке зрения принципов коммунизма, российская делегация признаёт, что в нынешнюю историческую эпоху, делающую возможным параллельное существование старого и нарождающегося нового социального строя, экономическое сотрудничество между государствами, представляющими эти две системы собственности, является повелительно необходимым для всеобщего экономического восстановления».

Чичерин подчеркнул далее, что экономическое восстановление России как крупнейшей державы, обладающей неисчислимыми запасами природных богатств, является непременным условием всеобщего экономического восстановления. Идя навстречу потребностям мирового хозяйства, Советская Россия готова предоставить богатейшие концессии - лесные, каменноугольные и рудные; имеет она возможность сдать в концессию и большие пространства сельскохозяйственных угодий. Делая эти предложения, советская делегация принимает к сведению и признаёт в принципе положения каннской резолюции, сохраняя, однако, за собой право внесения в неё как поправок, так и дополнительных пунктов.

Вместе с тем Чичерин отметил, что все попытки восстановления хозяйства будут тщетны, пока над Европой и над всем миром будет висеть угроза войны.

«Российская делегация, - говорил советский представитель, - намерена в течение дальнейших работ конференции предложить всеобщее сокращение вооружений и поддержать всякие предложения, имеющие целью облегчить бремя милитаризма, при условии сокращения армий всех государств и дополнения правил войны полным запрещением её наиболее варварских форм, как ядовитых газов, воздушной вооружённой борьбы и других, в особенности же применения средств разрушения, направленных против мирного населения».

Установление такого всеобщего мира может быть осуществлено, по мнению советской делегации, всемирным конгрессом, созванным на основе полного равенства всех народов и признания за всеми ими права распоряжаться своей собственной судьбой. Всемирный конгресс должен будет назначить несколько комиссий, которые наметят и разработают программу экономического восстановления всего мира. Работа этого конгресса будет плодотворной только при участии в нём рабочих организаций. Российское правительство согласно даже принять за исходную точку прежние соглашения держав, лишь внеся в них необходимые изменения, а также пересмотреть устав

Лиги наций, с тем чтобы превратить её в настоящий союз народов, где нет господства одних над другими и где будет уничтожено существующее ныне деление на победителей и побеждённых.

«Считаю нужным, - говорил Чичерин, - подчеркнуть ещё раз, что как коммунисты мы, естественно, не питаем особых иллюзий насчёт возможности действительного устранения причин, порождающих войну и экономические кризисы при нынешнем общем порядке вещей, но, тем не менее, мы готовы со своей стороны принять участие в общей работе в интересах как России, так и всей Европы и в интересах десятков миллионов людей, подверженных непосильным лишениям и страданиям, вытекающим из хозяйственного неустройства, и поддержать все попытки, направленные хотя бы к паллиативному улучшению мирового хозяйства, к устранению угрозы новых войн».

Вся конференция с напряжённым вниманием слушала советского представителя. Тишина прерывалась только шелестом листочков бумаги, на которых подавался делегатам перевод этой речи. Выступление советского делегата сразу нарушило монотонность деклараций единого фронта держав, заранее договорившихся о поведении на конференции.

После Чичерина выступил Барту «с кратким, но самым твёрдым заявлением», как выразился он сам. Он снова повторил декларацию о каннских резолюциях, оглашённую уже в речи Факта. Русская делегация, заявил далее Барту, подняла вопрос о всемирном конгрессе и затронула другие проблемы, которых нет в каннской резолюции. Особенно резко выступил Барту против предложения советской делегации о разоружении. «Вопрос этот, - говорил Барту, - устранён; он не стоит в порядке дня комиссии. Вот почему я говорю просто, но очень решительно, что в тот час, когда, например, русская делегация предложит первой комиссии рассмотреть этот вопрос, она встретит со стороны французской делегации не только сдержанность, не только протест, но точный и категорический, окончательный и решительный отказ».

Отвечая Барту, Чичерин заявил, что о французской точке зрения все знают из выступления Бриана в Вашингтоне. Там он признал, что причиной, по которой Франция отказывается от разоружения, является вооружение России. Советская делегация предполагала, что раз Россия согласится на разоружение, тем самым будет устранён вопрос, поднятый Брианом.

Нет сомнения, что большинство делегатов предпочло бы обойти молчанием широкую пацифистскую программу советской делегации. Но Барту своим запальчивым выступлением лишь подчеркнул наиболее важные пункты советского предложения. Тем самым он невольно содействовал их популяризации. Ллойд Джордж в своём выступлении пытался рассеять это впечатление; обращая дело в шутку, он заявил, что по старости лет вряд ли доживёт до всемирного конгресса; поэтому он просит Чичерина отказаться от своего предложения.

Выступление Чичерина вызвало первую, пока ещё небольшую трещину в едином фронте союзников. Во всяком случае Франция не могла не почувствовать некоторой своей изолированности.

На этом инциденте закончилось первое пленарное заседание конференции. Решено было создать четыре комиссии и заседание политической комиссии открыть на следующий день, в 10 часов 30 минут утра, в королевском дворце.

Изолированность Франции усилилась на заседании финансовой комиссии, где провалилось ещё одно предложение французов. На Генуэзской конференции был принят такой принцип представительства, по которому во все комиссии входили делегаты каждой из пяти держав - инициаторов Генуэзской конференции, а также Советской России и Германии. Что касается остальных 21 державы, то от всех их вместе в каждую комиссию избиралось несколько делегатов. На первом же заседании финансовой комиссии французы предложили низвести Россию и Германию на положение остальных держав. Предложение это было отвергнуто единогласно. Таким образом, Россия единодушно была признана великой державой. Франция осталась в одиночестве.

11 апреля утром открылось заседание политической комиссии. На этот раз, стараясь сгладить неловкость своего вчерашнего выступления, Барту вёл себя весьма любезно по отношению к советской делегации. Особенно подчёркивал он своё полное согласие с Англией и Италией. На заседании решено было создать политическую подкомиссию для решения некоторых конкретных вопросов. В подкомиссию были избраны, кроме держав Антанты, Советской России и Германии, представители Румынии, Польши, Швеции и Швейцарии. Советская делегация заявила категорический отвод Румынии, продолжающей оккупировать Бессарабию. Одновременно советский делегат сообщил, что он в письменной форме на имя председателя конференции протестовал против участия в подкомиссии Японии, так как она продолжает занимать своими войсками часть дальневосточной, территории.

Перейти к началу страницы Перейти к содержанию книги Смотреть карты

по экономическим и финансовым вопросам происходила с 10. IV по 19. V. Подготовка конференции. В поисках выхода из послевоенного кризиса Англия пыталась вернуть на мировой рынок в качестве покупателя прежде всего Советскую Россию и, в известной мере, страны, потерпевшие поражение в первой мировой войне. Английский премьер-министр Ллойд-Джордж добился на Каннской конференции (см.) единогласного решения Верховного совета Антанты о созыве в Генуе конференции с участием России, Германии, Австрии, Венгрии и Болгарии. Решение Каннской конференции вызвало резкие протесты реакционных кругов во Франции, не желавших отказаться от враждебной позиции к Советской России и опасавшихся восстановления Германии. Кабинет Бриана пал. Премьером был назначен Пуанкаре. Политический кризис во Франции вызвал кризисы в ряде стран Европы, более или менее зависимых от Франции, и в странах, связывавших с проектируемой конференцией надежды на оздоровление своего хозяйства, - в Польше, Австрии, Италии, Греции и в самой Англии, где благодаря атаке консерваторов едва не пал кабинет Ллойд-Джорджа. Придя к власти, Пуанкаре не мог открыто выступить против намеченной конференции, ибо Бриан уже дал в Каннах согласие на ее созыв. Пуанкаре поставил перед собой задачу оттянуть созыв конференции в надежде окончательно сорвать ее, в случае же созыва - ограничить программу ее деятельности и не допустить решения вопросов, в какой бы то ни было степени затрагивающих Версальский мирный договор (см.). Выполняя намеченный план, Пуанкаре направил в Лондон меморандум, в котором заявил, что Франция согласна участвовать в конференции только в том случае, если Советская Россия примет полностью и заранее все условия Каннской резолюции, если на конференции не будет допущено каких бы то ни было изменений договоров по отношению к Германии и другим побежденным странам, если приглашенные страны (речь шла о России) безоговорочно признают свои долги, если Россия установит льготы для иностранцев, разрешит въезд и свободную деятельность иностранным капиталистам, т. е. фактически введет у себя режим капитуляций (см.). Пуанкаре настаивал на создании единого дипломатического фронта "между союзниками и остальными цивилизованными странами, когда последние станут лицом перед пустыней, созданной Советами". В Париже под председательством бывшего французского посла в России Нуланса была созвана конференция кредиторов России, на которой были представлены французские, бельгийские, датские, японские, североамериканские держатели русских ценностей. Конференция требовала принятия 6 каннских условий Советской Россией и безусловного признания всех своих долгов. В европейской прессе поднялась антисоветская кампания. Одновременно, чтобы сломить сопротивление английского премьера, в французской прессе были помещены инспирированные Пуанкаре статьи о возможности русско-французского соглашения. Дипломатический маневр Пуанкаре достиг цели: реакционные круги Англии, опасаясь возможных самостоятельных переговоров между Францией и Советской Россией, выступили с критикой Ллойд-Джорджа. К тому же Англия без Франции не могла добиться благоприятного для себя урегулирования положения на Ближнем Востоке, где греки, несмотря на поддержку Англии, терпели поражения от турок. Ллойд-Джордж решил пойти на уступки Франции, выразив согласие на личную встречу с французским премьером в Булони. Пуанкаре немедленно изменил свою тактику: французская печать категорически заявила, что никаких переговоров с Советской Россией Франция не ведет. На конференции в Булони 25. II 1922 было решено, что Г. к. будет отложена до 10. IV; будут приняты все меры, чтобы предупредить возможные посягательства на прерогативы Лиги наций, на подписанные Францией договоры и на права союзников по вопросу о германских репарациях. Решено было созвать в Лондоне предварительное совещание экспертов для обсуждения экономических и технических вопросов. Ллойд-Джордж, таким образом, пошел на создание единого фронта с Францией против Советского Союза. Добившись уступок от Англии, французская дипломатия попыталась создать антисоветский фронт прибалтийских стран. Представители Польши, Латвии, Эстонии и Финляндии подписали 17. III в Варшаве договор, по которому обязались не заключать никаких соглашений, направленных против кого-либо из них, сообщать друг другу тексты договоров, имеющих быть заключенными с другими государствами, и обязались в случае неспровоцированного нападения какого-нибудь другого государства соблюдать "благосклонные позиции" по отношению к атакованным и заключить немедленное соглашение о необходимых мерах. Последний пункт был явно направлен против Советской России. Франция решила также привлечь к антисоветскому блоку Малую Антанту (см.). Члены Малой Антанты имели предварительное совещание в Белграде, после которого министр иностранных дел Чехословакии Бенеш посетил Париж и Лондон. Бенеш поддержал предложение Пуанкаре о том, чтобы вопросы о репарациях и о мирных договорах не подвергались обсуждению в Генуе и что участие советской делегации в конференции не включает признания Советского правительства, но, с другой стороны, согласился поддержать и предложение Ллойд-Джорджа о немедленном восстановлении торговли с Россией, а также о принятии резолюции или соглашения, рекомендующего членам конференции воздержаться от агрессии. Чехословакия, Югославия, Румыния и Польша согласились принять полуофициальное участие в совещании экспертов в Лондоне. Совещание экспертов, состоявшееся 20 - 28. III, выработало подробную резолюцию о восстановлении Европы и переговорах с Россией. В этой резолюции от Советской России требовалось: 1. Признание всех долгов. 2. Признание финансовых обязательств всех бывших в России властей, как областных, так и местных. 3. Принятие на себя ответственности за все убытки от действий как Советского, так и предшествующего ему правительства или местных властей. 4. Создание специальной комиссии русского долга и смешанных третейских судов для рассмотрения всех спорных вопросов. 5. Все займы, заключенные с Россией после 1. VIII 1914, считать погашенными по уплате определенной суммы, имеющей быть установленной. 6. При подсчете этой суммы будут учтены все претензии русских граждан за убытки и ущерб, однако без нарушения соответствующих постановлений Версальского договора. 7. Все национализированные предприятия должны быть возвращены иностранным владельцам. Доклад экспертов требовал также отмены монополии внешней торговли и установления для иностранных подданных режима капитуляций. Эксперты категорически настаивали на прекращении "коммунистической пропаганды" во всех странах. Встретившись с единым фронтом империалистических держав, советская дипломатия противопоставила ему фронт советских государств. 22. II 1922 в Москве состоялось совещание представителей РСФСР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Белорусской ССР, Бухарской Народной советской республики, Грузинской ССР, Дальневосточной республики (ДВР), Украинской ССР и Хорезмской советской республики, подписавших протокол о передаче РСФСР защиты интересов всех советских республик и права заключения и подписания на Г. к. от их имени всех договоров как с участниками конференции, так и со всякими другими странами. Вслед за тем советская дипломатия поставила перед собой задачу раздробить единый фронт капиталистов, начав с притупления антисоветского острия Варшавского договора. 29. III 1922 в Риге открылась Балтийская конференция в составе представителей Латвии, Польши, Эстонии (Финляндия не участвовала) и Советской России, на которой было решено согласовать действия представителей этих государств на Г. к. по вопросам восстановления экономической жизни и упрочения мира в Восточной Европе. Балтийская конференция, подтвердив готовность строго выполнить все свои старые обязательства, высказалась за желательность гарантировать взаимно мирные договоры, заключенные между Россией и Эстонией, Россией и Латвией в 1920, между Польшей, Россией, Украиной и Белоруссией - в 1921. Делегаты Эстонии, Латвии и Польши заявили, что считают признание Советского правительства необходимым условием восстановления Восточной Европы. Решено было также высказаться за ограничение вооружений во всех государствах. По дороге в Геную советская делегация пыталась вступить в переговоры с Германией, но руководители последней повели двойную игру. Фактически уклоняясь от переговоров, германские дипломаты в то же время пугали Англию и Францию возможностью соглашения с Россией, надеясь тем добиться уступок со стороны Антанты. Дипломатическая борьба на конференции. Г. к. открылась 10. IV. На ней было представлено 29 держав и 5 доминионов Великобритании. США отказались участвовать в Генуэзской конференции из опасения, что возрожденная Россия может стать серьезным конкурентом на нефтяном и хлебном рынке, а также потому, что Советская Россия своим отказом признать долги якобы подавала пример и другим странам Европы не выплачивать свои долги Америке. Демонстрируя единство буржуазного дипломатического фронта, избранный председателем конференции премьер-министр Италии Факта, премьер-министр Англии Ллойд-Джордж и французский министр иностранных дел Барту подчеркнули, что самый факт принятия странами приглашения свидетельствует о том, что они признали принципы Каннской резолюции. Барту также добавил, что конференция не должна подвергать обсуждению или рассмотрению уже существующие договоры. Глава советской делегации Г. В. Чичерин заявил, что советская делегация, оставаясь на точке зрения принципов коммунизма, признает экономическое сотрудничество между двумя системами - капиталистической и социалистической - необходимым для всеобщего экономического восстановления. Россия принимает к сведению и признает в принципе положения Каннской резолюции, сохраняя, однако, за собой право внести поправки, и готова предоставить богатейшие концессии иностранным капиталистам. Советский делегат указал, что попытки восстановления хозяйства обречены на провал, если над Европой и всем миром будет висеть угроза войны; поэтому Россия намерена в течение работ конференции предложить всеобщее сокращение вооружений и всячески поддержит любое предложение, облегчающее бремя милитаризма. Вопрос об установлении всеобщего мира может быть осуществлен всемирным конгрессом, созванным на основе полного равенства всех народов. Предложение советской делегации о разоружении внесло известное замешательство. Только французский представитель Барту открыто выступил против разоружения. Другие представители держав, опасаясь общественного мнения, ибо в тот период широко были распространены пацифистские идеи, воздержались от открытых выступлений, тем самым оставив Францию изолированной. Конференция назначила 4 комиссии: политическую (в свою очередь выделившую политическую подкомиссию), финансовую, экономическую и транспортную. 11. IV на заседании политической подкомиссии Ллойд-Джордж предложил приступить к обсуждению предложений лондонских экспертов, отметив, однако, вместе с Барту, что доклад экспертов не является официальным документом, но может служить базой для обсуждения. Советская делегация потребовала двухдневного перерыва для изучения документа. Во время перерыва советская делегация была приглашена на частное свидание с представителями Англии, Франции, Италии, Бельгии на вилле Альбертис под Генуей (резиденция Ллойд-Джорджа), где советскую делегацию уговаривали принять основные пункты доклада экспертов и прежде всего требование о возвращении иностранным владельцам национализированной собственности. Этот последний пункт после вопроса о долгах стал основным камнем преткновения, главным образом потому, что прежние иностранные владельцы в России, особенно нефтяные компании, продали свои акции крупнейшим мировым монополистам, в частности американской нефтяной компании "Стандарт Ойл" и англо-голландской нефтяной компании "Роял Детч Шелл". Категорически отказавшись принять доклад экспертов, Который фактически должен был закабалить страну, советская делегация противопоставила требованиям Антанты контрпретензии: возместить убытки от интервенции в сумме 30 млрд. зол. руб. Переговоры на вилле Альбертис вызвали колебания германской делегации, опасавшейся заключения соглашения между Антантой и Советской Россией. Используя эти колебания, советская делегация предложила Германии подписать соглашение. 16. IV был подписан советско-германский Раппальский договор (см.). Он разрушил созданный Антантой единый капиталистический фронт и вместе с тем разорвал кольцо экономической блокады вокруг Советской России. Державы Антанты обратились с нотой к Германии, протестуя против заключения Раппальского договора, якобы противоречащего Версальскому миру. Германская делегация заколебалась и даже упрашивала советскую делегацию возвратить ей договор, но получила категорический отказ. Сорвав попытку создать единый буржуазный фронт, советская делегация, в целях соглашения с отдельными капиталистическими державами, заявила о своей готовности признать довоенные долги при условии, что, во-первых, военные долги и все проценты по ним будут аннулированы и, во-вторых, что России будет оказана достаточная финансовая помощь. По основному спорному вопросу - о реституции иностранной собственности - она согласилась вернуть прежним собственникам право пользования национализированным имуществом, но если это окажется невозможным, то предоставить им концессии или урегулировать вопрос путем взаимного соглашения. Неудача конференции. Пока обсуждалось предложение советской делегации, началась закулисная борьба, в которой приняли участие представители обеих враждующих нефтяных мировых монополий, англо-голландской и американской. Под их влиянием союзники снова попытались противопоставить Советской России если не единый фронт капиталистических держав (Германия из него выпала, заключив Раппальский договор), то хотя бы сплоченный фронт Антанты. 2. V они представили в ответ на советские предложения свой меморандум, в котором требовали от Советского правительства: категорически отказаться от антикапиталистической пропаганды (причем союзники не давали обязательства с своей стороны воздержаться от антисоветской пропаганды); употребить все свое влияние на восстановление мира в Малой Азии и сохранять строгий нейтралитет в греко-турецком конфликте; признать все долги, кроме военных, и отказаться от контрпретензий к союзникам; восстановить и возвратить национализированную у иностранцев собственность или, в случае невозможности этого, возместить потерпевшим все убытки и ущерб, понесенные в силу конфискации или реквизиции имущества. Стало ясно, что под влиянием реакционных сил союзники заняли непримиримую позицию. Но даже и этот меморандум французская и бельгийская делегации сочли слишком мягким и отказались подписать, явно ведя дело к срыву. 11. V советская делегация сообщила свой ответ на меморандум союзников. Советская делегация протестовала против того, что Антанта возлагает на Россию односторонние обязательства воздержаться от пропаганды. По поводу "мира в Азии" советский ответ решительно отклонял домогательства союзников и напоминал о сделанном Советской Россией предложении пригласить Турцию на Г. к., что действительно способствовало бы восстановлению мира в Малой Азии. В вопросе о долгах и реституции советская делегация оставалась на старой позиции. В заключение советский меморандум добавлял, что для разрешения спорных вопросов можно было бы учредить смешанную комиссию, которая начнет свою работу в установленное время и в установленном месте. Конференция явно срывалась из-за непримиримой позиции Антанты. Боясь, однако, быть обвиненным в срыве конференции, Ллойд-Джордж использовал последний пункт ответа советской делегации, предложив назначить комиссию для рассмотрения разногласий между Советским правительством и другими правительствами; эта комиссия должна была встретиться с русской комиссией. Иными словами, Ллойд-Джордж вместо советского предложения о смешанной комиссии настаивал на создании двух комиссий - русской и нерусской. Обе комиссии должны были собраться в Гааге к концу июня 1922. В целях ослабления эффекта, произведенного в европейских демократических кругах проектом советской делегации о всеобщем сокращении вооружения, Ллойд-Джордж предложил на время Гаагской конференции (см.) отказаться от агрессивных актов. Принятием этого решения 19. V закончилась Г. к. Литература: Ленин, В. И. Сочинения. Т. XXVII. С. 169-173, 179, 225-226, 290.-История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. Под ред. Комиссии ЦК ВКП (б). [М.] 1946. С. 258- 259. - Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях. Ч. III. От снятия блокады с Советской России до десятилетия Октябрьской революции. М. Вып. I. 1928. С. 160-161, 168-192; вып. 2. 1929. С. 127-129, 148-164. - Международная политика РСФСР в 1922 г. Отчет Народного Комиссариата по иностранным делам. М. 1923. С. 5-22. - Материалы Генуэзской конференции. (Подготовка, отчеты заседаний, работы комиссий, дипломатическая переписка и пр.). М. 1922. 459, III с. (Нар. Ком. по иностр. делам).-Белградская конференция. "Международная жизнь". 1922. № 4, С. 22-24. -Штейн, Б. Е. Генуэзская конференция. М. 1922. 127 с. - Рубин штейн, Н. Накануне Генуэзской конференции. "Историк-марксист". 1941. № 2. С. 22-48. - Рубинштейн, Н. Советская Россия на Генуэзской конференции. "Вопросы истории". 1946. № 2-3. С. 3-32. История дипломатии. Т. 3. Дипломатия в период подготовки второй мировой войны (1919-1939 гг.). Под ред. В. П. Потемкина. М. -Л. 1945. С. 148-190.- Трояновский, А., Штейн, Б. История внешней политики СССР. Т. 1. М. - Л. 1945. С. 235-262.