Когда появились первые цветные телевизоры в ссср. Эпоха развития телевидения. название первого цветного телевизора в ссср. "Эволюция вещей": История телевизора

  • 02.04.2019

Девяносто лет назад телевидение из лабораторных экспериментов превратилось в общественную забаву: начали устраивать публичные просмотры, появляются первые промышленные телевизоры. За неполный век телевизоры прошли огромный путь от простых ящиков с вращающимися дисками до сложнейших электронных систем с плазмой, жидкими кристаллами и лазерами.

Как развивался телевизор и кто приложил руку к созданию «убийцы кинематографа»? В новом цикле статей 42.TUT.BY вспоминает яркую историю телевидения.


Фото: 24smi.org

«Пантелеграф» и «диск Нипкова»

Первые работы в области передачи изображения на расстоянии появились эдак полтораста лет назад: в 1862 году итальянец Джованни Казелли разработал «Пантелеграф», который позволял передавать изображения по проводам. Правда, картинка была статичной, а оригинал при этом должен был находиться на медной пластине.

До тех пор, пока не открыли фотопроводимость селена и внешний фотоэффект, изображение без специальной подготовки передавать не получалось. А в 1884 году немец Пауль Нипков делает важное изобретение: диск с отверстиями, расположенными по спирали. Диск так и называется: «диск Нипкова».

Если за диском поместить какой-нибудь хорошо освещенный объект и этот самый диск раскрутить, то из-за быстрого вращения дырочек на его поверхности мы будем хорошо видеть объект. Можно построить такую аналогию: если быстро бежать вдоль забора с множеством щелей, то на большой скорости щели сольются и мы увидим то, что находится за забором.

А если вместо человека за диском будет наблюдать фотоэлемент, - то вот мы уже получили систему, сканирующую изображение. Теперь соединяем ее с таким же устройством с диском Нипкова, только вместо фотоэлемента используем источник света (лампу), - и тогда, находясь с другой стороны диска, мы будем видеть, как то же самое изображение восстанавливается.



Изображение из книги «Самодельный телевизор» (1937)

Чтобы изображение было четким, а путь дырочек диска не напоминал дугу, сам диск нужно было делать как можно большего размера и покрывать его большим числом крохотных отверстий, а размер кадра - как можно меньшим.

Тогда уже и сам кадр выглядит не как сегмент круга, а как прямоугольник, а траектория отверстий - почти прямая. Одно отверстия - одна строка «развертки». Известны системы, в которых было более чем по 400 отверстий. Но чаще всего использовался стандарт в 30 строк, а размер изображения едва превышал почтовую марку.

Интересно, что Пауль Нипков практически не интересовался внедрением своего изобретения и телевидением вообще, а выданный патент был отозван через 15 лет из-за отсутствия интереса к новинке.

На рубеже 19 и 20 веков начинают появляться первые телеприемники. Творческий поиск изобретателей шел по непроторенным тропинкам, и их системы разительно отличались одна от другой. Еще в 1900 году русский изобретатель Александр Полумордвинов разрабатывает «телефот» - первую в мире систему цветного телевидения с диском Нипкова. С цветом работает в Германии и русский эмигрант Ованес Адамян.

В 1923 году американец Чарльз Дженкинс передает движущееся силуэтное изображение, почти одновременно с ним шотландец Джон Бэрд также транслирует силуэты, а два года спустя, в 1925-м, впервые демонстрирует телепередачу полутоновых движущихся объектов.



Джон Бэрд с куклами для чревовещания Джеймсом и Стуки Биллом перед своей телевизионной установкой, 1926 год. Фото: Wikipedia

Забавно, что когда Бэрд пришел в редакцию газеты «Daily Express», редактор отправил сотрудников вниз избавиться от лунатика, который утверждает, что умеет видеть по радио, и что тот лунатик может быть вооружен.

В своей конструкции Бэрд использует диск Нипкова. В течение нескольких лет он разрабатывает цветной телевизор, устраивает трансляцию между городами и даже через океан, проводит прямую телетрансляцию скачек. Число строк вырастает с 5 до 30, а впоследствии Бэрд разработает даже 1000-строчное телевидение (которое, впрочем, останется экспериментом).

Так выглядело изображение на первом телевизоре Бэрда. Фото с сайта BairdTelevision.com

Самые первые в мире серийные телевизоры

Начинается яркая, но короткая эпоха механического телевидения. Появляются телевизионные компании во Франции, США, Германии.

В 1929-м американская компания Western Television выпускает первый в мире серийный телевизор - Visionette с диском Нипкова диаметром 17 дюймов (43 см). Всего было выпущено около 300 телевизоров этой модели.

Само устройство стоило 88,25 долларов, отдельно надо было покупать корпус (еще 20 долларов), приемник для звукового сопровождения (85 долларов) и неоновую лампу.

В пересчете на теперешние деньги (с учетом инфляции) такой комплект стоил бы около 3000 долларов. Да, поначалу телевидение было развлечением для богатых.


Телевизор Visionette. Фото с сайта EarlyTelevision.org

Телевизор Бэрда (он так и назывался - Televisor) - выпускался в Великобритании в 1930-1933 годах, всего изготовили около тысячи штук.



Фото с сайта TVHistory.tv

Первые телевизоры в СССР

В Советском Союзе первые экспериментальные телепередачи состоялись в 1931 году, а регулярные - лишь в конце 1934-го. Применялся немецкий телевизионный стандарт: 30 строк, частота 12,5 кадра в секунду (диск Нипкова должен при этом вращаться со скоростью 750 оборотов в минуту), соотношение сторон кадра 4:3. Передачи велись по полчаса в ночь с четного на нечетное число.


Расписание из журнала «Радиофронт»

Поначалу в нашей стране телелюбительство тоже было дорогим удовольствием: телеприемник марки «Б-2» (1933−1936) стоил 235 рублей. При этом телевизор надо было подключать к одному радиоприемнику, чтобы просто смотреть передачи, и еще к одному - чтобы попутно слушать звук.



Телевизор «Б-2». Фото: Википедия

Журнал «Радиофронт» популяризировал теледвижение в стране и публиковал схемы телевизоров для самостоятельной сборки; редколлегия журнала разработала несколько моделей простых телеприемников. Набор деталей для сборки телевизора модели «ТРФ-1» стоил всего 13 рублей, - за эту сумму можно было подписаться на журнал на год.


Современную жизнь невозможно представить без телевизора. Трудно поверить, что когда-то телевидения не было вообще. Первая трансляция изображения на расстоянии появилась в далекие 1880-е годы, а телевизоры тогда были электромеханическими. И только в 1907 году появился способ электрической передачи изображения, а в 1932 году американцы изобрели электронный телевизор. Вскоре после появления первых черно-белых моделей ученые разработали первый цветной телевизор. Черно-белые тона не позволяли полностью насладиться красотой внешнего мира. Наши предки устанавливали перед экраном телевизора трехцветную пленку, тем самым пытаясь разнообразить цветовую гамму изображения.

Первый запатентованный проект

В конце девятнадцатого века русский изобретатель, инженер-технолог Александр Полумордвинов выдвинул предположение о возможности цветного телевидения. Ему удалось в конце 1899 года получить патент на подлинную разноцветную телевизионную систему. Эта система являлась аналогом сегодняшней. За всю историю было известно около двадцати пяти проектов передачи цвета, выдвинутых разными изобретателями. Александр Полумордвинов предложил теорию трехкомпонентного разноцветного зрения. Эта теория цветоощущения носила название Ломоносова-Юнга-Гельмгонца.

Суть теории цветоощущения

Смысл этой теории заключался в том, что при использовании светофильтра (три цвета), получается разноцветное изображение разнообразных оттенков. Эти цвета - красный, синий и зеленый - используются и в наше время.

Чтобы получить изображение, использовались два диска. Они вращались с разной скоростью параллельно друг другу. В первом диске делались щели по линиям радиуса, то есть от центра к краю, а во втором прорезались щели по форме логарифмической спирали. Количество щелей было кратно трем.

Когда щели на обоих дисках пересекались, получалось ромбовидное отверстие, которое являлось развертывающим элементом во время вращения дисков. Чтобы получить сигнал изображения, щели последовательно закрывались светофильтрами. Они были фиолетовых, зеленых и красных цветов. При помощи селенового фотоэлемента свет, который просачивался через отверстие ромбовидной формы, превращался в электрический сигнал. Между зрительной проекцией передаваемого изображения и фотоэлементом в каждый временной отрезок располагалось одно отверстие, которое было закрыто светофильтром какого-либо цвета. В тот момент, когда отверстие заходило за рамку изображения, сдвигалось очередное отверстие с противоположной стороны, которое было смещено на расстояние, равное ширине щели. Это отверстие закрывалось другим светофильтром иного цвета.

Выясняем, когда появился первый цветной телевизор

Проектом цветного телевидения занимались Адамяр, Зворыкин и многие другие изобретатели. Выясняя, какой первый цветной телевизор появился в мире, следует обратиться в пятидесятые годы, когда в США компания RCA выпустила первый телевизор с цветным вещанием CBS RX-40, у которого была механическая развертка. Экран был размером 14 на 10 см, перед ним размещался диск со светофильтрами, имевший синхронизированный электродвигатель. Но качество изображения было очень слабое. В России первый цветной телевизор был выпущен в 1954 году в городе Ленинград. Название той модели - "Радуга". Преимуществом советского телевизора было то, что вращающийся диск был спрятан в корпус. Также телевизионный приемник имел внешнюю увеличительную линзу из пластика, которая заполнялась дистиллированной водой.

Разработка электронной развертки

В 1950 году был разработан кинескоп с тремя электронными пушками, располагавшимися под углом 120 градусов относительно друг друга. Такой телевизор имел электронную развертку и масочный кинескоп, покрытый мозаичным люминосфором. Три луча выходили из трех катодов (пушки) и собирались в "маске". Далее лучи попадали на экран и сегменты светились зеленым, красным и синим цветами.

Период Westinghouse

По такому принципу в 1954 году компания Westinghouse выпустила первый цветной телевизор и представила его на продажу как модель Н840СК15. Но из пятисот выпущенных продали всего тридцать за месяц, большинство так и остались не проданы. Объяснялась такая неудача высокой ценой - 1295 долларов США, в переводе на сегодняшние деньги - 11200 долларов. Не помогла даже рекламная компания, которая предполагала вызвать сильное желание приобрести первый в мире цветной телевизор. Также первый цветной телевизор не нужен был по причине неактуальности, ведь большинство передач показывалось в черно-белом цвете.

Второй бренд телевизора

Большей популярностью обладал RCA CT-100, выпущенный в апреле 1954 года. Это был первый серийный цветной телевизор. Его экран составлял 12 дюймов. Было продано 5000 телевизоров по цене 1000 долларов США. Через пару недель эта же компания RCA выпустила телевизор с экраном в 15 дюймов. Позже были представлены модели с 19- и 20-дюймовыми экранами.

Так и началась интенсивная разработка все более усовершенствованных телевизоров. Рынок цветного телевидения расширялся и теперь, выясняя, когда появились цветные телевизоры, некоторые историки называют разные даты. Но факт остается фактом - в них появлялись новые функции, менялись возможности. Компания General Electric продавала телевизоры с диагональю 15 дюймов за 1000 долларов, а Sylvania за 1150. Некоторые фирмы сдавали телевизоры в аренду. Например Emerson за первый месяц аренды брала двести долларов, а последующие обходились всего в 75 долларов. Далее встречалась цена в 795 долларов за модель с диагональю 21 дюйм. И к концу 1957 года было распродано сто пятьдесят тысяч цветных телевизоров. В шестидесятых годах было разработано множество моделей телевизоров, среди которых были "Радуга" и "Темп". В начале семидесятых годов возросло количество цветных передач в США, стоимость телевизоров значительно снизилась. В 1967 году в СССР появилась первая цветная передача стандарта SECAM, и на полках магазинов появился первый советский цветной телевизор, назывался он "Рубин-401". Он был полностью советской разработки.

Развитие телевидения в СССР

Массовое продажа телевизоров с цветным изображением в СССР пришлась на семидесятые годы. Например телевизор "Электрон" был размерами 77,5 *55*55 см. Такой телевизор являлся полноправной частью интерьера, ведь его использовали еще и в качестве полки. Диагональ "Электрона" составляла 59 см, а масса 65

кг. Корпус телевизора покрыт ценной породой дерева и лаком.

Ранее, в феврале 1957 года, Совет Министров постановил, чтобы в 1958 году началось вещание по совместной системе. На Шаболовке в ноябре 1958 года было изготовлена ОСЦТ-2. А в январе 1960 года она начала регулярно вещать по системе NTSC. В то время всего лишь два завода занимались выпуском телевизоров. Это Ленинградский завод им. Козицкого - "Радуга" и радиозавод в Москве - "Темп-22". В продажу телевизоры пока не поступали, хоть их было выпущено 4000 штук.

Первое цветное вещание

Первая цветная передача широкого вещания состоялась в 1967 году 7 ноября благодаря заключенному СССР и Франции. Французская система носила название SECAM. Марка первого цветного телевизора была также французская - KFT.

В появился "Рубин-714", который оказался самым популярным на то время, так как диагональ экрана уже равнялась 61 см.

Длительный период цветные телевизоры продавались с заниженной ценой, чтобы предоставить покупателям возможность получить цветное телевидение по доступной цене и оценить его преимущества.

К концу восьмидесятых годов было распродано около пятидесяти миллионов цветных телевизоров в СССР, а изобретатели разрабатывали все новые и новые модели полюбившейся техники.

Строение телевизоров 70-80 годов

Внутри корпуса слева находилисяь трансформатор, блок настроек, радиоканал и переключатель каналов, а внизу располагались блок цветности и конденсатный блок. Справа устанавливалась самая опасная и мощная деталь - блок разверток с высоковольтными лампами и со Телевизор принимал метровый диапазон. Для приема дециметровых каналов была выпущена приставка, которая конвертировала каналы в один из метровых. Позже выпустили СКД блоки, которые существовали до середины девяностых годов, то есть практически двадцать лет.

Следующим шагом был переход на транзисторы, собиравшиеся из микросхем. Лампы больше не применялись. Телевизоры становились все меньших габаритов и больших технологий. Сейчас производители представляют огромное количество телевизоров разных размеров. Возможности телевидения растут с каждым годом - прогресс не стоит на месте.

Первая телепередача СССР состоялось 1 Мая 1931 года в Москве, но она была без звука, экспериментальная.
В дальнейшем в течение 1931 года опытные телепередачи передавались регулярно, это телевидение было не электронное, как сейчас, а производилось по малокадровой механической системе.

Уже к первому октябрю в Москве стали передаваться передачи со звуком на средних радиоволнах и продолжалось это до 1933 года.
Но всё же это телевещание прекратили, так как было решено создавать более перспективное электрическое телевидение.
Ну так как телевизионную аппаратуру под электронную систему наша промышленность ещё не поставила на поток, то 11 февраля 34 года вновь открыли эфир механическому телевидению, трансляции передач возобновились.

Электронное телевидение на регулярной основе началось в 1939 году с фильма об открытии 18-го съезда ВКП(б)!

В годы войны конечно было не до телевидения, телевещание вновь прекратилось, впрочем, как и во всей Европе!
По окончании Великой Отечественной Войны первая трансляция состоялась 7 мая 1945 года в Москве. Регулярные передачи Московский телецентр возобновил 15 декабря 1945, Ленинградский телецентр заработал 1947 году. Советская электроника

Большой экран… Пульт в руке… Любимая программа, выбранная на множестве каналов. Жена (или муж) смотрят другую передачу по другому телевизору в другой комнате… Знакомо? А теперь представьте.. Вся семья в сборе. Каждый занял любимое место – кто в кресле, кто на диване. Пришли соседи, некоторые со своими стульями или табуретками. Глава семьи аккуратно снимает ажурную вязаную салфетку с телевизора, поворачивает ручку и … Если вы спросите своих бабушек и дедушек, они наверняка расскажут вам, как смотрели телевизор в их время. И не удивляйтесь, что было всего два канала, что семья, имеющая телевизор, считалась в СССР обеспеченной. И что картинка на экране была черно-белой, поэтому комментаторы состязаний по фигурному катанию описывали зрителям цвета костюмов, в которых выступают спортсмены. Пультом для переключения каналов был самый младший член семьи, и иногда для этой нехитрой процедуры нужны были плоскогубцы - чтобы захватить и провернуть рычажок, с которого отвалилась собственно ручка…

Техника развивается быстро и за несколько десятилетий телеприемники – телевизоры – прошли огромный путь. И сейчас те аппараты, которые в 70-80-х годах ХХ века считались суперсовременными – заняли свои места на полках магазинов для коллекционеров и антикваров.

Видео ремонта Телевизора КВН - 49. 1956 года выпуска.

Не смотря на то, что идея передачи на большие расстояния не только звука, но и изображения, появилась еще в конце XIX века, практическую реализацию она получила в 30-х годах ХХ века. Русский эмигрант Владимир Козьмич Зворыкин при поддержке радиооператора, изобретателя радоприемника, а затем генерального менеджера Radio Corporation of America (RCA) Дэвида Сарнова в США и С.И. Катаев в СССР создали иконоскопы – устройства, транслировавшие изображение. С этого момента начинается «эра телевидения».

"Эволюция вещей": История телевизора

В 1931 году в СССР была произведена первая передача «изображений по радио». Иногда картинка не сопровождалась звуком, но уже с 1932 года в советский эфир выходят регулярные передачи со звуком – радиолюбители получают возможность слушать и смотреть новости, музыкальные и развлекательные передачи. Первые телеприемники советские радиолюбители конструировали самостоятельно.

В 1932 году на Ленинградском заводе имени Козицкого был создан первый советский телеприемник – Б-2 (по имени изобретателя – А.Я. Брейбарта), а с конца 30-х годов на этом заводе стали производить телевизоры ТК-1. Чтобы удобнее было смотреть изображение с горизонтального экрана 14х18 см к телеприемнику под углом приделывалось зеркало.

Читать по теме: Когда в советское время придумали игру КВН, какие правила у игры?

Когда в СССР телевидение стало массовым и общедоступным?

Начавшаяся Вторая мировая война прервала развитие телевизионной техники. Но уже в конце 40-х годов в СССР появляется первый телеприемник массового производства – КВН-49. Его название – первые буквы фамилий разработчиков этого аппарата – В.К. Кенигсона, Н.М. Варшавского и И.А. Николаевского. Достаточно объемный деревянный ящик имел экран размером 10х14 см; для того, чтобы увеличить изображение перед экраном ставилась сферическая или прямоугольная пластиковая или стеклянная линза. Ее нужно было наполнять дистиллированной водой, покупаемой в аптеке – если использовать обычную воду, на линзе быстро образовывался ржавый, плохо смываемый налет. Чуть позднее дистиллированную воду сменил более долговечный и удобный глицерин. Несмотря на то, что этот телевизор был вполне работоспособен, в народе быстро расшифровали его название как «Купил-Включил-Не работает». Но несмотря на столь скептическое прозвище, к этому телевизору относились бережно и трепетно. Ему отводилось почетное место в гостиной, а просмотр телепередачи становился семейным ритуалом. Поскольку стоил такой телевизор около 900 рублей – несколько месячнх зарплат – купить его могла только обеспеченная семья, и наличие телеприемника становилось показателем социального статуса. Именно такой телевизор смотрели жители дружной коммунальной квартиры недалеко от Покровских ворот. Реализуя государственную программу всеобщей телефикации страны, «КВН-49» выпускался сразу на четырех заводах страны – в Воронеже, Ленинграде и Баку и мог принмать три канала.

История российского тв 1930-69

С развитием возможностей телетрансляции – в первую очередь это связано со строительством Останкинской телебашни – изменяются и телеприемники. С 1953 года в СССР самым популярным (а, точнее, единственным в СССР, в силу особенностей плановой централизованной экономики) становится телевизор «Зенит», с 1962 года уступивший место лидера «Рекорду».

По-настоящему революционным событием стало появление цветного телевидения. В 50-летнюю годовщину Октябрьской была проведена масштабная акция под названием «Радуга, зажгись!». В витринах магазинов были установлены телевизоры, на экранах которых – одновременно на всех! – черно-белое изображение (транслировали спектакль Большого театра) вдруг сменилось цветным… Одним из первых цветных телевизоров стал телеприемник «Минск-1», на смену ему пришел – и долгое время оставался единственным – телевизор марки «Рубин» во множестве модификаций.

5 лет назад в СССР раскрасили телеэфир

Появление цветного телевидения неожиданно чуть не стало кризисом для самого телевидения. Цветной телевизор стоил дорого, его могли позволить себе не все, а покупать черно-белые – было уже немодно. В конце 70-х – начале 80-х годов цветные телевизоры продавались по цене ниже себестоимости, и благодаря этому пришли во многие семьи.

10 мая 1932 в Ленинграде на заводе «Коминтерн» была произведена первая партия советских телевизоров – 20 пробных экземпляров устройства с названием Б-2. Это дало начало отечественному производству телевизионных приемников, которое имело периоды взлета и падений, успехов и неудач. Мы расскажем про 10 самых известных, легендарных телевизоров советской эпохи - некоторые из них до сих пор работают по прямому назначению…

Телевизионная приставка Б-2

1. Телевизор Б-2 был выпущен еще до того, как в Советском Союзе началось регулярное телевещание. Он был разработан в 1931 году Антоном Брейтбартом, тестовая партия была выпущена в 1932, массовое производство началось в 1933 и длилось до 1936.

2. Б-2 обладал экраном 16 на 12 миллиметров с разверткой в 30 строчек и частотой 12,5 кадров в секунду. Это сейчас такие размеры и показатели кажутся смешными, а тогда устройство считалось невероятно современным с технологической точки зрения.

Впрочем, Б-2 был не телевизионным приемником, как привычные нам телевизоры, а лишь приставкой, которую необходимо было присоединить к средневолновому радио.

КВН-49

3. В конце тридцатых – начале сороковых годов в Советском Союзе выпускалось сразу несколько моделей электронных телевизоров, частично по американской лицензии, частично собственной разработки, но массовым продуктом они так и не стали – помешала Великая Отечественная война. А первым по-настоящему «народным» аппаратом стал КВН-49.

4. Ставший легендарным телевизор был разработан в Ленинградском НИИ телевидения инженерами Кенигсоном, Варшавским и Николаевским, в честь которых и получил свое название. Этот аппарат стал одним из первых в мире, рассчитанным на стандарт разложения 625/50.

КВН-49 выпускался в разных модификациях до 1967 года, но он до сих пор известен широкой общественности благодаря необычному виду (навесная линза с водой или глицерином для увеличения изображения) и популярной юмористической игре, получившей название в его честь.

Рубин-102

5. В 1957 году началась эпоха советских телевизоров под легендарной маркой Рубин. В этом году стартовало серийное производство телевизионного приемника Рубин-102, которое длилось в течение 10 лет. За это время было создано более 1 миллиона 328 тысяч его экземпляров.

6. Рубин-102 мог принимать 12 телеканалов (реально было куда меньше) и переключаться на радиоволны. В нем также были гнезда для магнитофона и звукоснимателя.

Рубин-714

7. Но все-таки название «Рубин» у нас ассоциируется, в первую очередь, с телевизионным приемником Рубин-714. Он не был первым советским цветным телевизором, но стал одним из самых массовых в стране – за девять лет в 1976-1985 годах было выпущено 1 миллион 443 тысяч экземпляров, из которых 172 тысячи ушло на экспорт.

Рассвет-307

9. Но даже эти огромные показатели меркнут, если сравнивать их с количеством произведенных телевизоров Рассвет-307. Ведь за всю историю данной модели и очень близкой к ней 307-1 было выпущено 8 (!) миллионов штук.

10. Этот черно-белый телеприемник начал выпускаться в 1975 году, когда уже появились цветные телевизоры, и, тем не менее, все равно завоевал огромнейшую всесоюзную популярность. Произошло это, в первую очередь, из-за высокой надежности аппарата, а также его малой цены, по сравнению с цветными конкурентами.

Рекорд В-312

11. Еще один сверхпопулярный черно-белый телевизор, который массово выпускался и продавался в эпоху, когда уже вполне производились цветные приемники. Рекорд В-312 можно было купить в двух вариантах оформления: в отделке под дерево с глянцевой поверхностью и с покрытием текстурной бумагой.

12. Телевизор Рекорд В-312 выпускался с 1975 года по середину восьмидесятых. Людям он запомнился тем, что в нем было очень сложно проворачивать тумблер для переключения каналов, особенно, если потерялась ручка, и часто приходилось использовать для этого плоскогубцы или пассатижи.

Горизонт Ц-355

13. А пределом мечтаний советского человека считался телевизор Горизонт Ц-355, выпускавшийся на Минском радиозаводе с 1986 года. Этот телеприемник был невероятно дефицитным устройством – люди готовы были переплачивать значительные суммы за право купить такое устройство себе домой.

14. Дело в том, что в отличие от других советских телевизоров, Горизонт Ц-355 комплектовался японским кинескопом Toshiba с углом отклонения лучей в 90 градусов. А потому телевизор не требовал дополнительной регулировки изображения, а также был куда более надежным, чем приемники с отечественными комплектующими.

Весна-346

15. Одним из лучших украинских заводов, которые занимались выпуском телевизоров, считался концерт Весна из Днепропетровска. Первый телеприемник там был выпущен в 1960 году, но расцвет предприятия пришелся на семидесятые-восьмидесятые года. Самым известным и массовым продуктом этого производителя был телевизор Весна-346 (он же – Янтарь-346).

16. Телевизор Весна-346 выпускался с 1983 года и стал последней успешной моделью днепропетровского завода – последующие не снискали большой популярности, а в девяностых годах предприятие, как и многие другие, не выдержало конкуренции со стороны иностранной техники и приостановило производство.

Электрон Ц-382

17. Еще одним легендарным производителем телевизоров в УССР был львовский завод «Электрон». В восьмидесятых годах он выпустил сразу несколько популярных на весь Советский Союз моделей цветных телевизоров, самой массовой из которых считается Электрон Ц-382.

18. Электрон Ц-382 выделялся среди других советских телевизоров той эпохи хорошим качеством изображения, высокой надежностью, стильным дизайном и низким потреблением электричества. В том числе, благодаря успеху этой модели, каждый четвертый телевизор в СССР в восьмидесятых годах был производства концерта «Электрон».

Завод «Электрон» и сейчас производит телевизоры под собственной маркой. Правда, их популярность куда меньше, чем в советские времена.

Ровесник

19. Ровесник – самый маленький телевизор, выпускавшийся в Советском Союзе. Это портативный переносной телеприемник, который можно было купить в собранном виде, либо в виде конструктора, чтобы сложить устройство самому согласно инструкции. Последний вариант стоил на 20 рублей дешевле – 100 руб.

20. Телевизор Ровесник обладал экраном с диагональю 8 сантиметров и весил без аккумулятора всего 1,4 килограмма.

Регулярное телевещание в России (СССР) началось 10 марта 1939 года.
Первый советский телевизор (приставка — собственного громкоговорителя телевизор не имел и подключался к радиовещательному приемнику) по системе с диском Нипкова был создан на ленинградском заводе «Коминтерн» (ныне завод им. Козицкого) в апреле 1932 года.
Это была марка Б-2, с размером экрана 3x4 см. В 1933—1936 гг. завод выпустил около 3 тыс. этих телевизоров.


Б-2. 1932 г . Механический телевизор "Пионер ТМ-3".1934 г

В 1938 году завод «Коминтерн» выпустил телевизоры ТК-1, это была сложная модель на 33 радиолампах и изготавливался он по американской лицензии и с использованием их документации. К концу года было выпущено около 200 телевизоров. К началу Великой Отечественной войны их парк составлял до 2000 шт. Примерно столько же было изготовлено телевизоров модели ВРК (Всесоюзный радиокомитет).


ТК-1. 1938г Настольный телевизор ""17ТН-1"" 1939 г.

Работы же по созданию упрощенного телеприёмника, рассчитанного на массового потребителя, велась на другом ленинградском предприятии — заводе «Радист» (именно на него пришли ведущие специалисты из ВНИИТа и с завода им. Козицкого). И в 1940 году в лабораториях «Радиста» был создан серийный настольный телевизор 17ТН-1 с экраном диаметром 17 см. До войны завод успел выпустить не более 2 тыс. телевизоров этой марки.


Первый напольный телевизор "Москвич". 1946г. Телевизоры "Москвич" с радиоприёмником

Перед войной Александровский завод выпустил первый советский телевизор, который по качеству превосходил американские RCA — АТП-1. Но по-настоящему первым советским телевизором считается КВН-49, его смотрел даже Сталин. Стоили первые телевизоры более 900 рублей (несколько месячных зарплат).


Телевизор КВН-49 Телевизор КВН-49 с линзой с дисстилированной водой

Телевизор КВН-49 Телевизор "Ленинград Т-1" 1947г.

Телерадиола «Беларусь»



Московский телевизионный завод (ныне «Рубин»), был создан в 1951 году, а выпустил первые телевизоры Север в 1953 г. Александровский радиозавод «Рекорд» начал производить телевизоры с 1957 года. Поскольку послевоенный парк телевизоров в СССР был невелик, то в 1951-55 гг. была предпринята попытка создания системы последовательного цветного телевидения (имеющей некоторые преимущества, но несовместимой с чёрно-белой, а потому ранее отвергнутой в Америке). Был выбран стандарт 525 строк при 25 кадрах (50 полей) в секунду, в передающей камере перед трубкой вращался диск с цветными светофильтрами, такой же диск синхронно вращался перед экраном кинескопа в телевизоре (при красных светофильтрах передавались красные детали изображения, при зеленом — зеленые, при синем — синие). Велось опытное вещание с Опытной станции цветного телевидения , ОСЦТ-1. На ленинградском заводе им. Козицкого было выпущено несколько сот цветных телевизоров «Радуга» с кинескопом диаметром 18 см (с повышенной яркостью — чтобы компенсировать потери света в светофильтрах).
в 1957 году количество телевизоров в СССР превысило один миллион.


Цветной ТВ «Радуга» Цветной ТВ «Минск - 1»

Давайте пойдём дальше и посмотрим на первые проекционные телевизоры производства СССР. Их не было в свободной продаже, они изготавливались малыми партиями по заказу организаций с 1951 года. Перед Вами более поздние модели " Москва " и " Топаз " (1957-1961)

Эти "тумбочки", с размерами около 1х0,5х0,5 метра, собранные в деревянных корпусах, имели вес около 70кг и были расчитаны на одновременный просмотр 25-30 зрителями. Кроме приёма телевизионных программ, они могли принимать радиостанции или крутить пластинки, имели неслабую акустическую систему (до 6 динамиков) и проводной пульт дистанционного управления

Для обеспечения максимальной яркости изображения, проекционники комплектовались алюминиевым отражающим экраном в раме с размерами: 1045х1345х70 мм (1300х1060х130 мм) с двумя складными подставками, который устанавливался 2,5 метрах от телевизора и весил около 30 кг. В установке используется кинескоп 6ЛК1(Б) с оптико-механической системой, позволяющей проецировать изображение на экран в качестве, ничуть не уступающем качеству обычных кинескопных телевизоров того времени.

В СССР так же были выпущены две модели цветных проекционных телевизоров "" Изумруд-201 "" и "" Изумруд-203 "" (1959 год), однако они не нашли широкого применения. Изображение в них формировалось тремя разными кинескопами (каждый давал свой цвет), а оптико-механическая система сводила на отражающем экране три изображения в одно (полноцветное). Модель 201 была такой же огромной, как и её черно-белые "братья" (около 80 кг), а вот "" Изумруд-203 "" представлял собой напольный проекционный телевизор индивидуального пользования.

Работу схемы обеспечивали 36 радиоламп и 22 полупроводниковых диода, а размеры изображения на отражающем экране: 350х460 мм (примерно 580 мм по диагонали или 23 дюйма) . Приемные каналы были выполнены по супергетеродинной схеме, имели общую ступень усиления высокой частоты, гетеродин и усилитель. Питание осуществлялось от сети переменного тока напряжением 110, 127 или 220 в. Для настройки телевизора имелось 12 ручек. Однако качество изображения было достаточно низким. Срок службы первых проекционных кинескопов был небольшим (100 ч). Опытные образцы проекционного телевизора Т-4-50 были выпущены ограниченной партией.
Отечественной промышленностью разрабатывались различные варианты проекционных систем телевидения. В 1953 г. в кинотеатре «Эрмитаж» демонстрировалось черно-белое изображение на экране размером 4х3 м. Проекционная аппаратура была смонтирована Московским научно-исследовательским институтом телевидения. В начале 1956 г. завод «Рубин» приступил к серийному производству первого в стране пятиканального проекционного телевизора «Москва» с выносным экраном размером 90х120 см и высококачественной многополосной акустической системой. В настоящее время телевизор может служить основой домашнего кинотеатра. Телевизионное проекционное оборудование используется в различных сферах человеческой деятельности.

В 1951 г. проекционный телевизор Т-4-50 был передан ленинградским предприятием п/я 431 (ныне НИИ Телевидения, Санкт-Петербург) в Политехнический музей. Опытная эксплуатация первого отечественного проекционного телевизора стала основой для последующего решения технологических задач по созданию катодолюминесцентных проекционных кинескопов, оптических систем и проекционных экранов.


На этом, к сожалению, всё, а вот за рубежом - проекционная техника продолжала и продолжает развиваться.

В феврале 1957 года вышло постановление Совета Министров по вопросам цветного телевидения с поручением начать в следующем, 1958 году, опытное вещание уже по одновременной (совместимой) системе. К ноябрю 1959 года на Шаболовке была смонтирована ОСЦТ-2, которая в январе 1960 г. начала регулярное вещание по системе NTSC. Телевизоры выпускали два завода: в Ленинграде завод им. Козицкого (новую «Радугу»), а Московский радиозавод — «Темп-22». Всего их было выпущено около 4000 штук, но в открытую продажу они не поступали.
В итоге в марте 1965 года между СССР и Францией было заключено соглашение о сотрудничестве в области цветного телевидения и был осуществлён переход на советско-французскую системуSÉCAM . Первая широковещательная цветная телепередача в СССР состоялась 7 ноября 1967 года . Первые цветные телевизоры тоже были французские — было закуплено несколько сот телевизоров марки KFT.

«Рубин-401» — первый в СССР серийный цветной телевизор (1967 год).
«Рубин-714» — первый в СССР серийный цветной телевизор с экраном 61 см по диагонали (1976 год) — один из самых массовых советских телевизоров.
В 70-х — 80-х годах происходила постепенная замена парка чёрно-белых телевизоров на цветные отечественного производства. Парк цветных телевизоров формировался трудно, хотя их долгое время продавали даже ниже себестоимости. В первые годы цветного вещания возник даже настоящий кризис сбыта: население почти перестало покупать чёрно-белые телевизоры по случаю «наступления эры цветного телевидения», но ещё не решалось покупать довольно дорогие цветные, не будучи уверено в их качестве и надёжности (да и объём цветных телепрограмм рос тогда очень медленно).
В конце 1980-х годов в СССР у населения имелось уже более 50 млн цветных телевизоров.

И как тут не вспомнить историю создания львовского завода "Электрон".

В 1946 г. Лаврентий Берия пробил на Политбюро идею о денационализации Западных регионов Союза за счет перенесения туда объектов оборонной промышленности из центральных областей . Пункт 32 закона о пятилетнем плане 1946-1950 гг. предусматривал «превращение Львова в крупный индустриальный центр республики» . Конечно, местные «бандеровцы» к работе на оборонных предприятиях не допускались. Переводили во Львов заводы из центральных и северо-восточных областей России вместе с обслуживающим персоналом. Опыт создания заводов «телеграфно-телефонной аппаратуры», «Львовприбор» и «ЛАЗ» а показал действенность этого метода. Потому, когда в 1956 г. стали решать, где создать новый завод телевизионной техники, - решили, что лучшего места, чем Львов, нет. Директором завода назначили опытного хозяйственника сталинской закваски Степана Остаповича Петровского. Высшего образования он не имел, но очень хорошо разбирался в людях, умел их вести за собой, интуитивно видел пути решения стратегических заданий. В целом, был человеком на своем месте. Он и выбрал базой для «Электрона» завод измерительных приборов, который с 4 октября 1957 г. стали величать «телевизионным» заводом. Во Львов были переведены целые подразделения и рабочие из ведущих телевизионных заводов - Александровского Владимирской области, Ленинградского имени Козицкого, Московского «Рубина». Правда, как и на этих заводах, выпуск телевизоров составлял только 30%. Основную продукцию составляла электронная начинка для истребителей и бомбардировщиков, системы дальнего слежения и другая оборонная техника. Но при этом, в 1957 г. в СССР уже выпускалось более миллиона телевизоров! В 1958 г. был выпущен первый Львовский телевизор «Львов” (на базе Александровского телевизора «Призив»). С первым выпуском продукции начиналось и жилищное строительство. Заводчане стояли в очереди на квартиру не более 3-5 лет, тогда как коренные львовяне ожидали улучшения жилищных условий чуть ли не всю жизнь. Одновременно строились новые, почему-то многоэтажные производственные корпуса, хотя технологически оптимально горизонтальное планирование. В 1960 г. вышло постановление ЦК «О развитии советского телевидения», в котором телевидение провозглашалось «важным средством коммунистического воспитания народных масс в духе марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии». В 1961 г. в новом огромном корпусе «Электрона» начался выпуск черно-белого «Огонька» лучшего телевизора Советского Союза.

Когда в 1962 г., по заданию ЦК КПСС создали воскресную развлекательную передачу, которая снимается в кафе с телевизором «Огонек» ее назвали сначала «На Огонек», а затем «Голубой Огонек”. Хрущевские времена внесли изменения в кадровом вопросе. Львов перестал импортировать рабочую силу из центральных областей России. С введением общей паспортизации в город ринулось население окружающих сел. Вчерашних колхозников нужно было учить. Инженерные кадры готовили кафедры политехнического института, а для подготовки квалифицированных сборщиков был создан огромный техникум радиоэлектроннойпромышленности. К сожалению, с развалом «Электрона» его специалисты оказались никому не нужными, и техникум, превратившись в институт другого профиля, перешел в распоряжение Минпросвещения. Вот только его студенты смогли занять лишь два этажа колоссального общежития. Все другие помещения были сданы в аренду разным фирмам. В то время как малоимущим студентам и по сей день негде жить, директор техникума построил себе на закрытой территории оборонных мастерских «Китвы» шикарный коттедж.
1990 год стал пиком «Электрона». В этом году было выпущено 1 233 000 телевизоров. При этом, как и в прошлом году, около 300000 экспортировалось на Запад , что говорило о престиже предприятия. В 1990г. «Электрон» производил продукции более, чем на 1,5 млрд.руб. ($2,3млрд. ), что составляло 25% ВВП Львовской области или 4% ВВП Советской Украины . Техничесий уровень объединения поддерживал отраслевой институт - НИИ Телевизионной Техники, в котором работало более 2 000чел. Увы, НИИ ТТ давно ликвидирован, оборудование и приборы скупили и вывезли польские и американские (в Киеве) СП по цене металлолома.
Разработанные учеными «Электрона» унифицированные детали стали применяться всеми заводами СССР. Его черно-белые телевизоры первыми в стране получили «Знак качества». «Электрон» первый выпустил цифровой цветной телевизор, первый выпустил телевизор на моношасси, первый выпустил телевизор в пластмассовом корпусе.

Но кроме телевизоров львовский завод "Электрон" производил и оптическую продукцию для военно-промышленного комплекса. Некоторые разработки используется и в настоящее время.


И еще много , , а и даже с ценами на 1980 год.