Формы библиографического информирования. Понятие «информационно-библиографическая деятельность. Излагаются основы организации функциональных видов библиографии и методики составления библиографических пособий, библиографического поиска, систематизации и

  • 01.01.2024

Излагаются основы организации функциональных видов библиографии и методики составления библиографических пособий, библиографического поиска, систематизации и обслуживания.

Глава 14. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Первоочередное внимание уделено определению самого базового понятия, характеристике основных видов, методов, форм и средств библиографического обслуживания.



14.3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ

Согласно ГОСТ 7.0-84 библиографическое информирование (БИ) определяется как "систематическое обеспечение библиографической информацией в соответствии с долговременно действующими запросами и (или) без запросов". В библиографической литературе можно встретить и еще один термин - "информационно-библиографическое обслуживание" [Библиография: Общий курс. 1981. С. 447-462]. Оба термина неудачны. Выручает лишь сам критерий не разового, а долговременного или постоянного запроса. Другая особенность БИ связана с характером самого потребителя. В ГОСТ 7.0-84 выделены три разновидности БИ в зависимости от категории потребителя. Индивидуальное БИ осуществляется с учетом индивидуальных информационных потребностей, т.е. постоянно действующего запроса отдельного потребителя. Групповое БИ - по запросу группы потребителей, выделенной по определенному признаку, члены которой имеют близкие по содержанию информационные потребности. Массовое БИ ориентировано на широкий круг потребителей информации.

В учебной литературе [см., напр.: Библиография: Общий курс. 1981. С. 447-473; Библиографическая работа в библиотеке. С. 134-165] указанные три разновидности БИ объединяют в две: недифференцированное (массовое) и дифференцированное (индивидуальное и групповое). С учетом специфики рассмотрим их отдельно.

Одной из самых распространенных форм массового БИ является издание информационных бюллетеней, в которых сведения о поступивших в библиотеку (орган НТИ) изданиях располагают в определенном порядке (чаще всего систематически). Главное, чтобы эти бюллетени обеспечивали оперативность обслуживания и сводили к минимуму информационный интервал (время от поступления изданий в библиотеку до отражения их в очередном номере бюллетеня). Оптимальным считается ежемесячное издание бюллетеней с информационным интервалом, не превышающим полутора месяцев.

Однако не все библиотеки и органы НТИ имеют возможность издавать такие бюллетени. Поэтому соответствующие списки новых поступлений вывешивают у стола выдачи литературы. Или заменяют списки картотекой, размещая ее на столе выдачи либо рядом с каталогами. Другой выход из положения - использование средств массовой информации: местной периодической печати, радио- и телепередач. Главное, чтобы это носило постоянный характер, использовались известные потребителю рубрики типа "Книжная полка", "Новые книги", "Ученый, который знает все" (о реферативных журналах).

Эффективной формой ознакомления с новыми поступлениями является проведение "Дней информации", "Дней специалистов", выставок-просмотров. Регулярность проведения "Дня информации" зависит от объема новых поступлений. Поэтому устанавливается заранее какой-либо день в неделю, 2-3 раза в месяц, один раз в месяц. "День специалиста" организуется для определенных категорий потребителей - экономистов, учителей, инженеров и т.д. Выставки-просмотры организуются не только для показа новых поступлений, но и на определенную ретроспективу. Важно, что указанные мероприятия сопровождаются консультациями, устными обзорами и т.п.

Следует также учитывать роль, которую играют в массовом БИ издания текущей библиографии: летописи и ежегодники РКП, издания библиографической информации, экспресс-информации, реферативной информации (особенно РЖ) органов ГСНТИ и др. Тем более что на эти издания существует подписка и при желании потребитель может заказать полнотекстовую копию, перевод интересующего его документа.

Сущность дифференцированного БИ заключается в том, чтобы обеспечить для специалистов возможность постоянного слежения за вновь появляющейся литературой с минимальными затратами времени, предоставляя им сведения обо всех нужных источниках информации с необходимой степенью полноты. Определяющим моментом для такого БИ является установление круга обслуживаемых специалистов, выявление их информационных потребностей с учетом не только тематического профиля их интересов, но и должностного, функционального статуса, научно-производственной и информационной активности, этапности выполнения научных исследований и специфики производства, образовательной подготовки, индивидуально-психологических особенностей и т.д.

Обычно запрос на информацию формулирует сам потребитель, заполняя специально для этого предназначенный опросный лист. Практика многих библиотек и служб НТИ подтвердила целесообразность ведения двух особых картотек. Одна - алфавитная картотека абонентов - содержит сведения о каждом из них (место работы, должность и т.п.) и названия заявленной темы или тем. Она предназначена для учета абонентов и посылаемых им извещений о литературе. Вторая - алфавитно-предметная картотека запросов - состоит из карточек с названиями тем и перечнем лиц, которых данная тема интересует. С ее помощью собирают литературу по каждой теме и определяют абонентов, которым необходимо направить оповещение.

Способы оповещения различны в зависимости от конкретных условий и возможностей. Обычно посылаются письменные сообщения на специальных бланках, используется телефон. Применяются и специальные картотеки-накопители, шкафы с ячейками для каждого индивидуального или группового потребителя. В этом случае важно наладить регулярное посещение абонента соответствующей библиотеки или органа НТИ. Абонент знакомится с накопленной информацией и делает заявку на заинтересовавшие его документы, может уточнить свой запрос.

Наиболее прогрессивной формой дифференцированного БИ считается система избирательного распространения информации (ИРИ). Основное ее свойство - наличие постоянных запросов потребителей и обратной связи между потребителями и библиографической службой. В настоящее время действуют как ручные, так и автоматизированные системы ИРИ. Ручные системы обслуживают небольшое число абонентов (30-50) на основе специально разработанного рубрикатора (перечня тем), в совокупности охватывающего определенную узкую область знания. Потребители отмечают в нем те рубрики, которые соответствуют их профессиональным информационным потребностям. Обычно каждой предметной рубрике присваивается условный цифровой код, которым индексируются и запросы, и вводимые в систему документы. Это облегчает определение необходимого числа карт для рассылки абонентам.

Этот же принцип положен в основу автоматизированных систем ИРИ. Отличие заключается в том, что сформулированные на естественном языке запросы переводятся на ИПЯ данной системы (в большинстве случаев дескрипторный) и вводятся в память машины, образуя массив поисковых образов запросов (ПОЗ). Вводимые в систему библиографические описания документов также индексируются на том же ИПЯ и образуют массив поисковых образов документов (ПОД). Машина производит сравнение ПОЗ и ПОД и в случае их совпадения на выходном устройстве печатает на естественном языке библиографическую информацию в виде списка документов с указанием абонентов, которым он должен быть направлен.

Система ИРИ обслуживает как индивидуальных, так и коллективных абонентов. Но считается, что именно обслуживание индивидуальных абонентов является основной задачей системы ИРИ, поскольку только в этом случае могут проявиться все преимущества этих систем. Для обеспечения полноты и точности БИ потребителям направляются сигнальные карты с аннотированными или реферативными библиографическими списками. Из копий таких карт комплектуются картотеки, необходимые для последующего отбора запрашиваемых абонентами первоисточников и для использования в других видах БИ (например, ретроспективного). Вместе с сигнальными картами как их составная часть абонентам направляется талон обратной связи для оценки ими получаемой информации. В каждой системе ИРИ эти оценки разрабатываются с учетом особенностей ее функционирования, а также специфики тех организаций, в которых такие системы внедряются.

В самом общем виде эти оценки ранжируются следующим образом (предлагается обвести кружком нужную цифру):

5 - ценная, будет использована в работе, внедрена;

4 - представляет интерес;

3 - известна ранее, из других источников;

2 - не представляет интереса;

1 - не соответствует теме запроса;

0 - необходима копия первоисточника, перевод.

Абонент, отметив одну из оценок, возвращает талон обратной связи в библиографическую службу, где он становится основанием для определения показателя точности (релевантности) БИ, выявления необходимости в корректировке планов комплектования фондов, уточнения постоянного запроса и т.д. Эффективность использования системы ИРИ не означает, что все другие формы БИ не должны быть задействованы. Важно использовать все возможное разнообразие библиографического обслуживания в оптимальном комплексе.

Библиографическое обслуживание является заключительным этапом в процессе библиографической деятельности. Теперь начинается новый цикл ее, где библиография в лице своих служб выступает в качестве обратной связи для производства новой библиографической информации в целях удовлетворения возникающих информационных потребностей.

Библиографическое информирование, ориентированное на широкий круг потребителей информации.

Главная цель – содействие общему образованию и самообразованию пользователей, может проводиться совместно с другими организациями. При массовом библиографическом информировании применяются различные формы информирования читателей о новой литературе, об интересных мероприятиях, подготавливаемых библиотекой.

Формы массового информирования

Дни информации

Выставки-просмотры

Библиографические обзоры

Библиографические издания (бюллетени, списки)

Картотеки новых поступлений

Информация в СМИ

Выставки и открытые просмотры новых поступлений, знакомят читателей с различными изданиями (книгами, журналами, электронными инф. изданиями), поступившими в библиотеку за определенный период времени.

Картотека тем

v темы индивидуального библиографического информирования (по алфавиту);

v темы группового библиографического информирования (по алфавиту);

v темы индивидуального библиографического информирования по непрофессиональной тематике (по алфавиту)

№п/п Дата инфор-мирова ния Кол-во доку ментов Кол-во востреб. док №п/п Дата инфор-мирова ния Кол-во доку ментов Кол-во востреб. док
№п/п Дата инфор-мирования Кол-во документов Кол-во востреб. док №п/п Дата инфор-мирова ния Кол-во документов Кол-во востреб. док

Выставки – просмотры являются постоянными, но представленный материал должен постоянно обновляться. Продолжительность их устанавливается библиотекарем с учетом регулярности поступления новинок и их количества.

Устные библиографические обзоры могут быть как самостоятельными, так и служить дополнением к выставкам новинок. В обзоре дается подробная информация о наиболее интересных изданиях.

В качестве наглядного информационного материала могут служить плакаты типа «Новая книга», «Об этой книге спорят», «Наши новинки», «Интересно почитать» и т.д.

День информации – это комплексная форма библиографического информирования, который может быть полностью посвящен новинкам по всем отраслям знания , в том числе информационные и библиографические, аудиовидеоматериалы, компакт-диски и прочие.

В программу Дня информации включается :

v выставка просмотр новых поступлений,

v устный библиографический обзор

v беседы и консультации о том, как следить за новыми изданиями, сбор заявок от читателей.

Дни информации могут быть тематическими. Например: «Зеленая аптека», «Терроризм, вчера, сегодня, завтра», «Растем и играем» и т.д.

v подбирается литература по теме,

v организуются выставки и открытые просмотры,

v проводятся тематические обзоры,

v приглашаются специалисты для консультаций,

v применять игровые формы (если они уместны),

v оформляются заказы на книги, журналы и др. издания.

День специалиста – это комплексная форма обслуживания, Организуется для специалистов определенной категории (экономистов, учителей и т.д.).

Если День специалиста проводится для данной категории работников впервые, подбор литературы осуществляется ретроспективно, при повторном проведении – ограничиваются новыми поступлениями.

Программа ДС может предусматривать:

v доклады, обзоры, сообщения, лекции специалистов профиля, соответствующего мероприятию;

v обмен опытом, обсуждение профессиональных проблем, консультации;

v обсуждение публикаций из периодических изданий;

v выставку-просмотр литературы по специальности;

v обзор специальной литературы;

v презентацию баз данных;

v просмотр видеофильма (слайдов);

v сбор заявок на копирование документов либо на получение их по МБА или через сервис ЭДД

5. Специальность

6. Место работы, должность

7. Адрес, телефон (домашний, рабочий)

8. Название темы (тем), по которым требуется информирование

9. Цель информирования (работа, учеба, интерес)

10.Источники информации, просматриваемые самостоятельно

11.Виды материалов, включаемых в информацию (книги, отдельные статьи и др.)

12.Периодичность информации (ежеквартально, ежемесячно, по мере поступления документов).

Все вышеуказанное относится и к абонентам коллективного информирования.

Формирование картотеки

В картотеке абонентов выделяют следующие основные разделы:

v абоненты индивидуального библиографического информирования (в алфавите фамилий);

v абоненты группового библиографического информирования (в алфавите названий предприятии и организаций, а внутри - по алфавиту фамилий абонентов);

v абоненты библиографического информирования по непрофессиональной тематике (в алфавите фамилий);

организаций, муниципальных служащих, специалистов сферы культуры и искусства, здравоохранения, образования, предпринимателей (малый и средний бизнес), других абонентов (лиц, зарегистрированных библиотекой в качестве таковых в специальной картотеке индивидуального библиографического информирования).

Необходимо выявить потенциальных абонентов, подготовить рекламно-информационные материалы об услуге информирования (устное сообщение, информационное письмо, рекламный буклет, электронная презентация, флаер и др.)

Информирование может осуществляться по телефону, электронной почте, факсу, СМС, соцсети, скайп, QIPи др. на специальных бланках или информационных листах в виде списка библиографических записей, могут сопровождаться справочной аннотацией и информационным текстом.

Информирование отличается от справки тем, что ведется систематически в соответствии с долговременно действующими запросами.

Для определения тем информирования может использоваться «Анкета абонента индивидуального библиографического информирования»:

2. Год рождения

3. Образование

4. Профессия

Библиотеки осуществляют правовое просвещение населения, распространяя информацию о документах органов местного самоуправления законодательного и нормативного характера. В этих целях создаются центры правовой информации, где собираются нормативные акты, постановления и распоряжения органов местной власти. Могут создаваться тематические папки, например: «Местное самоуправление», «Социальная информация региона».

Библиографическое информирование - это регулярное библиографическое обслуживание без запросов и (или) в соответствии с долговременно действующими запросами. Его основная цель - оповещение читателей о вновь появляющихся документах, необходимых для научной и производственной деятельности.

В практике библиотек сложились 2 основных вида библиографического информирования: дифференцированное (индивидуальное или групповое), осуществляемое в соответствии с постоянно действующими (долговременными) запросами или потребностями отдельного читателя или определенной группы специалистов;

недифференцированное (массовое), не ориентированное на определенную группу и не учитывающее их конкретных информационных потребностей (т. е. обслуживание без запросов).

Индивидуальное библиографическое информирование предполагает информирование конкретного потребителя, осуществляемое с учетом его потребностей, а групповое - информирование определенной группы потребителей информации, которые выделяются по какому-либо признаку и имеют близкие по содержанию информационные потребности. Чаще всего их объединяет принадлежность к одной профессиональной группе.

Задача дифференцированного библиографического информирования заключается в том, чтобы оперативно и регулярно обеспечивать абонентов максимально полными библиографическими сведениями о новых документах.

Абонентами индивидуального информирования сельских библиотек являются: руководители сельских администраций, специалисты сельского хозяйства, фермеры и предприниматели, любители (овощеводы, цветоводы, животноводы). Абонентами группового информирования являются трудовые коллективы в целом и группы специалистов или любителей. Число абонентов и их состав библиотека определяет, с учетом местных условий и собственных возможностей. Подготовка к формированию круга абонентов включает уточнение тем, согласование источников информации, типов литературы и видов изданий, формы передачи (устное, в т. ч. по телефону, или письменное оповещение). Вся работа по индивидуальному и групповому информированию учитывается в картотеке информирования.

Массовое библиографическое информирование не ориентировано на определенную группу читателей. Оно служит одним из средств пропаганды литературы, поступающей в библиотеки, а также раскрытия фонда библиотеки. Массовое библиографическое информирование призвано содействовать информированию широкого круга лиц и коллективов, заинтересованных в систематическом получении сведений о вновь появляющейся литературе.

В библиотеках используются разнообразные формы и методы работы: подготовка бюллетеней новых поступлений и других информационных изданий, выставки новых поступлений, День информации, День специалиста, обзоры и открытые просмотры, тематические подборки литературы, радио- и телепередачи и др.

Распространенной формой массового библиографического обслуживания является выпуск информационных бюллетеней, в которых, чаще всего, сведения о поступивших документах.

«Бюллетень новых поступлений» включает новые книги, поступившие в библиотеку за определенный период (например, один раз в полугодие). В предисловии раскрываются принципы построения, применяемые условные обозначения и сокращения слов. Материал располагается в систематическом порядке с выделением отраслевых отделов (в соответствии с таблицами ББК), внутри разделов - в алфавите авторов (названий). Если по заглавию издания трудно представить его содержание, после описания дается краткая аннотация. Также записи содержат шифр книги, что облегчает ее поиск по запросу читателя, и сиглы хранения.

Библиографическое обслуживание в качестве своего предмета имеет систему «библиографическая информация - потребитель», цели – создание таких условий деятельности, которые наилучшим образом могли бы способствовать доведению библиографической информации до читателя. Его результатом выступает объем «мероприятий», осуществленных в целях распространения сведений о документах: число выполненных библиографических справок, списков литературы, проведенных Дней информации, Дней библиографии, Дней специалистов, организованных выставок-просмотров, обзоров литературы и т.д. Все эти результаты реально обозримы, доступны для учета, и по ним главным образом судят о масштабах и качестве библиографической работы. В совокупности они обеспечивают достижение общей задачи данного процесса – удовлетворение потребностей в библиографической информации.

Обслуживание – это та деятельность, по результатам которой пользователи судят о необходимости, полезности для них библиотеки. От удовлетворённости обслуживанием зависят дальнейшие отношения между информационной службой (библиотекой) и представителями различных целевых групп: станет ли посетитель постоянным читателем данной библиотеки или отдаст предпочтение альтернативным источникам удовлетворения информационных потребностей.

В качестве общей конечной цели библиотечно-информационного обслуживания выступает содействие удовлетворению информационных потребностей членов общества. В связи с этим изучение особенностей информационных потребностей рассматривается как основа формирования системы библиотечно-информационного обслуживания. Данные об информационных потребностях в той или иной форме используются при комплектовании и организации хранения информационных фондов, в процессе информационного, библиотечно-библиографического обслуживания потребителей информации и на других важных этапах деятельности информационно-библиотечных систем.

В процессе организации обслуживания можно выделить несколько последовательно реализуемых этапов:

Изучение пользователей;

Выбор режима и формы обслуживания;

Анализ информационных ресурсов, которые могут быть использованы при обслуживании;

Анализ эффективности инструментов навигации в информационных ресурсах;

Подготовка (или приобретение) информационной продукции;

Изучение эффективности обслуживания.

Потребители библиографической информации

Организовать должным образом библиографическое обслуживание нельзя без хорошего знания основных групп читателей, пользующихся услугами библиотеки. Поэтому возникает необходимость классификации читателей как реальных и потенциальных потребителей библиографической информации. С библиографической точки зрения наибольший интерес представляет дифференциация, в основу которой положены сферы профессиональной деятельности читателей, их должностной статус. Дифференциация потребителей необходима для четкого определения читательского назначения документов и средств информационного обслуживания. Основными группами потребителей, например, в сфере социальных наук являются: преподаватели, аспиранты, студенты высших и средних учебных заведений. Дальнейшая дифференциация может осуществляться по различным признакам: отрасли, специальности, образования, профиля учреждения.

В отраслевой библиографии выделяются две группы информационных потребностей:

Профессиональные

Непрофессиональные

Возникновение профессиональных библиографических потребностей в области общественных наук обусловлено необходимостью приобретения новых знаний, без которых невозможно решение научных и практических задач. Все библиографические потребности имеют сложную структуру: содержательную, функциональную, видовую, деятельностную. Профессиональные библиографические потребности, например, в сфере образования, дифференцируются на три группы:

Библиографические потребности исследователей (ученых);

Библиографические потребности педагогов (в вузах их деятельность сочетается с научной);

Библиографические потребности специалистов-практиков.

Профессиональные библиографические потребности в области социальных наук удовлетворяют с помощью традиционных источников информации – текущих и ретроспективных научно-вспомогательных библиографических пособий, а также с помощью библиографических баз данных, а также посредством первоисточников.

Непрофессиональные библиографические потребности – это информационные потребности, которые вырастают на основе повседневных интересов читателей. Самым распространенным источником информации для широкого круга граждан, интересующихся социальными вопросами, являются периодические издания: журналы и газеты. Что касается источников библиографической информации, то различные группы потребителей информации по социальным наукам могут обращаться к ним в соответствии с образовательным и культурным уровнем.

Информационные потребности проявляются в информационных запросах, означающих осознание специалистом необходимости приобретення знаний по тому или иному вопросу. Однако запросы не отражают полностью содержание информационных потребностей, и это нужно иметь в виду в процессе библиографической деятельности, которая должна не только основываться на знании запросов, но и учитывать истинные информационные потребности во всем объеме.

Субъектом информационной потребности является потребитель информации, в качестве которого может выступать не только отдельный индивидуум, но и целый коллектив.

Установить категории специалистов по единой стандартной схеме, пригодной для всех отраслей науки н техники, сложно. В этих целях используют главным образом многоаспектные классификации, включающие ряд признаков. Совокупность этих признаков учитывает не только факторы, формирующие информационные потребности, но и конкретные цели их изучения. Такой подход принято считать наиболее объективным и обоснованным.

Не менее важным признаком классификации потребителей является сфера профессиональной деятельности. В соответствии с этим можно выделить следующие группы потребителей: исследователи, руководящие работники административно-управленческого аппарата (организаторы науки), научно-педагогические кадры высших и средних учебных заведений. Эти группы потребителей информации могут быть разделены в соответствин с дифференциацией отдельных участков профессиональной деятельности. Так, в группе исследователей можно выделить ученых-теоретиков, ведущих фундаментальные исследования, и ученых-экспериментаторов, выполняющих прикладные исследования в области естествознания.

При классификации потребителей используют и другие признаки: занимаемая должность, образование и научный ценз, стаж работы.

Весьма распространенной является группировка по должностному положению. В зависимости от него выделяют потребителей трех уровней. К первому из них относятся директора научно-исследовательских учреждений, их заместители по науке, ученые секретари. Второй уровень составляют заведующие лабораториями, секторами, отделами, группами. Третий уровень включает старших научных сотрудников, младших научных сотрудников, стажеров-аспирантов.

В соответствиис образовательным цензом следует выделить: аспирантов, сотрудников без ученой степени и кандидатов, докторов наук.

За основу классификации коллективных потребителей берут тип трудовой деятельности коллектива, отраслевую принадлежность, цели, задачи и должностные функции потребителей и прочее, либо совокушюсть признаков. В этом случае в качестве потребителей выступают, например, научно-исследовательские учреждения, учебные заведения, лаборатории, отдельные группы ученых, разрабатывающих определенную тему.

На формирование информационных потребностей влияет и уровень производства, и уровень доведения до потребителей библиографической ииформации: чем выше уровень производства, тем выше потребность в ней.

Нередко потребитель выражает свои потребности в соответствии с теми возможностями, которые предоставляет ему библиотека или орган ннформации. Например, наличие системы ИРИ может не только активизировать ее использование абонентами, но и определить потребность в ней у специалистов, не состоящих на индивидуальном обслуживании. Систематическое проведение дней ииформации, как правило, поддерживает постоянный интерес к ним потребителей информации. Осознание специалистами преимуществ автоматизированных ИПС, обеспечизающих полноту и оперативность информирования, обусловило рост потребностей в этих системах, а следовательно, и их активное внедрение в практику. При этом хорошее качество библиографического обслуживания также стимулирует потребности в библиографическон информации, в то время как нерелевантное информационное обеспечение снижает заинтересованность специалистов.

Особую роль играет библиографическая грамотность специалиста. Исследователи в большей мере, чем производственники, осведомлены о системе библиографического информирования и лучше в ней ориентируются. Это существенно повышает степепь использования ими и библиографической информации.

Информационные потребности специалистов любой отрасли знания сложны по своей структуре и представляют совокупность потребностей в первичных документах, в сведениях о первичных документах, т.е. в библиографической информации, а также в фактографической и концептографической информации.

(Книги Е. В. Иениша «Библиографический поиск в научной работе» (1982г.) и Г. Б. Паршуковой «Методика поиска профессиональной информации» (2006 г.), статья на образовательном портале ПГУ «Библиографическое пособие в научной деятельности»).

СБО – это процесс обеспечения потребителей библиографической информацией.
Библиографическое обслуживание, исходя из современного понимания термина, возникло в библиотеках сравнительно недавно, если иметь в виду их многовековую историю. В настоящее время оно стало важнейшим участком работы библиотек. От состояния библиографического обслуживания зависят многие показатели работы библиотеки, в том числе эффективность использования ее фондов.

Одним из видов этого обслуживания является библиографическое информирование.

Библиографическое информирование подразумевает как систематическое, так и эпизодическое обеспечение библиографической информацией читателей и пользователей в соответствии с их постоянно действующими (долговременными запросами).

Цель этой работы – регулярное оповещение о выходе новых изданий, о полученных библиотекой новинках, а также об имеющейся в данной библиотеке литературе по тем темам и проблемам, которые интересуют читателей в течение длительного периода или постоянно.

Библиографическое информирование подразделяется на три разновидности: индивидуальное, групповое и массовое информирование.

Рассмотрим в первую очередь массовое библиографическое информирование .

В ГОСТе 7.0-99 «Информационно- библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» ему дано такое определение: «Массовое информирование – это информирование широкого круга потребителей информации по социально-значимым темам».

Главная цель – содействие общему образованию и самообразованию пользователей, ведется по инициативе библиотеки самостоятельно или совместно с другими библиотеками и организациями – редакциями газет, журналов, радио, телевидения. Совместная работа заранее планируется. При массовом библиографическом информировании применяются различные формы информирования читателей о новой литературе, об интересных мероприятиях, подготавливаемых библиотекой. Такие формы должны быть, прежде всего, оперативными и доступными для всех читателей.

К формам массового информирования относят:

  • Картотеки новинок;
  • Списки (бюллетени) новых поступлений;
  • Выставки новых книг, периодических и других изданий;
  • Выставки-просмотры новой литературы и дни новой книги;
  • Устные библиографические обзоры новинок;
  • Плакаты и закладки, посвященные новым книгам;
  • Дни информации и другие формы.

В библиотеках организуются выставки и открытые просмотры новых поступлений, цель которых – ознакомить читателей с различными изданиями (книгами, журналами, электронными инф.изданиями), поступившими в библиотеку за определенный период времени. Необходимо также показывать на них издания, приобретенные ранее, но по каким-либо причинам не востребованные до сих пор читателями.

Выставки – просмотры являются постоянными, но состав представленных на них материалов должен время от времени обновляться. Продолжительность их устанавливается библиотекарем с учетом регулярности поступления новинок и их количества. Следует учитывать, что в течение этого времени издания с выставки не выдаются, читатель, просмотрев и отобрав нужную для себя литературу, может заполнить и оставить у библиотекаря заявку на книгу. По этим заявкам, в дальнейшем, библиотекарь устанавливает очередность выдачи книги на дом и сможет выявить эффективность выставки-просмотра.

Устные библиографические обзоры новинок применяются не только как самостоятельные формы ознакомления читателей с новыми поступлениями, но и как существенное дополнение к выставкам новинок. В обзоре дается подробная информация о наиболее интересных, по мнению библиотекаря, изданиях.

Для информирования читателей о новых или заслуживающих внимания книгах непосредственно в помещениях фонда рекомендуется использовать закладки и плакаты типа «Новая книга», «Об этой книге спорят», а также специальные полочные разделители.

День информации – это комплексная форма библиографического информирования, рассчитанная на разнородную по составу читательскую аудиторию. День информации может быть полностью посвящен новинкам, и в этом случае на нем экспонируются все полученные в течение определенного периода (1-2 месяца) издания по всем отраслям знания, в том числе информационные и библиографические, аудиовидеоматериалы, компакт-диски и прочие.

В программу Дня информации включается:

  1. выставка просмотр новых поступлений,
  2. устный библиографический обзор (по разделам или отдельным темам выставки),
  3. беседы и консультации о том, как следить за новыми изданиями, сбор заявок от читателей.

Дни информации могут быть тематическими. Например: «Зеленая аптека», «Терроризм, вчера, сегодня, завтра», «Что день грядущий нам готовит?». В ходе их проведения подбирается литература по теме, организуются выставки и открытые просмотры, проводятся тематические обзоры, приглашаются специалисты для консультаций, оформляются заказы на книги, журналы и др. издания. Дни информации проводятся регулярно, в определенное время, и посещать его могут все желающие. О месте и времени их проведения библиотека заранее извещает читателей и пользователей, а также заинтересованные организации и учреждения.

Библиотеки участвуют в правовом просвещении не только своих читателей, но и всего населения региона (района, города, села), распространяя информацию о документах органов местного самоуправления законодательного и нормативного характера. В этих целях библиотеки собирают нормативные акты, постановления и распоряжения органов местной власти, организуют и систематизируют специализированные фонды, отражают их в каталогах и картотеках и БД (базах данных). Например: «Местное самоуправление», «Социальная информация региона». Библиотеки систематически распространяют информацию о местных бюджетах, налогах и муниципальной собственности; о статистических данных по экономике, развитии материально-технических ресурсов региона; о социально- культурных и образовательных программах; об экологическом состоянии окружающей среды и мерах по ее защите и т.д.

Групповое библиографическое информирование – по ГОСТу это «информирование групп потребителей информации, объединенных по признаку сходства информационных потребностей».

Главное требование к групповому библиографическому информированию – строгая дифференциация (группировка читателей по определенным признакам – демографическим, социально-профессиональным, возрастным и т.д.). в библиотеках выделяются приоритетные группы: например предприниматели, специалисты центра занятости, соц. защиты, специалисты предприятий, организаций и учреждений не имеющих своих библиотек, специалисты занимающиеся переквалификацией, а также небольшие по численности группы читателей – любителей природы, автолюбителей и т.д.

Групповое библиографическое информирование может быть как постоянным, так и эпизодическим, а по содержанию – межотраслевым, тематическим, проблемно- тематическим. Оно осуществляется как в текущем, так и в ретроспективном режиме.

Выявление и изучение информационных потребностей конкретных групп специалистов должно проводиться систематически, для чего применяется их анкетирование и собираются заявки, устанавливается порядок обеспечения заинтересованных лиц информацией (периодичность, дни недели, время, обратная связь и т.д.). например для учителей – предметников.

Формы группового библиографического информирования могут быть разнообразными.

  • Отраслевые и тематические списки нови нок. Некоторые библиотеки могут на договорной основе подготовить отраслевые и тематические списки новинок, указатели новой литературы. Списки новинок по профилю предприятий и организаций рассылаются для информирования их сотрудников.
  • Тематические и комплексные выставки- просмотры (в помещении библиотеки и выездные). Тематические как правило ретроспективные, выездные могут организовываться по договоренности с руководителями предприятия или организации, заинтересованных в использовании информации. Заранее оговариваются сроки проведения, часы работы, место проведения и лица, ответственные за выставку. На таких выставках можно представить различные виды документов: книги, журналы, аудио и видео материалы, СД-ром, ксерокопии и неопубликованные материалы. Выставки – просмотры для конкретных групп читателей могут проводиться по актуальным вопросам политики, права, экономики, культуры, искусства в помощь профессиональной деятельности.
  • Информационные стенды типа «Библиотека информирует»
  • Тематические устные библиографические обзоры проводятся по темам представляющим интерес для конкретных групп потребителей информации во время выставок просмотров, а печатный текст затем можно распространять по запросам за умеренную плату.
  • Тематические папки-досье включают в себя как первичную информацию (копии статей) так и библиографическую информацию (списки новых книг и публикаций в периодических изданиях). Они должны регулярно пополняться новыми материалами и выдаются на определенный срок потребителям для ознакомления.
  • Дни специалиста проводятся по заранее разработанному плану. Его продолжительность может составлять от 1 до 3 дней, а специфика влияет на характер подготовки и проведения данного мероприятия. Главное здесь – это ознакомление определенной группы специалистов с современными информационными и библиотечно-библиографическими ресурсами, которые могут использоваться для выявления нужной литературы. Программа Дня специалиста (например, Дня учителя) предусматривает:
  1. краткое вступительное слово ответственного за его проведение
  2. лекцию ведущего специалиста (преподавателя вуза соответствующего профиля)
  3. обзоры специальной литературы
  4. обмен опытом по внедрению новейших достижений, например мультимедиа-технологий в образовательном процессе
  5. выставку – просмотр, на которой обязательно должны быть представлены текущие и ретроспективные информационные и библиографические издания, библиографические публикации в книгах и журналах и т. д.
  • Ярмарки информационных услуг, например, для безработных, пенсионеров, ветеранов, инвалидов, молодежи можно предоставить консультационную помощь при поиске работы путем предоставления им электронных баз данных «Биржа труда», сведений о курсах переквалификаций, дать консультацию или выполнить справку по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты или дать адреса организаций. Необходимо поддерживать сотрудничество с «Консультант плюс».

Использование тех или иных форм зависит от специфики и возможностей библиотеки. Нужно уметь взаимодействовать, работать в тесном сотрудничестве с другими организациями, например со школами. Знакомиться с учителями, учебными программами, учебниками, запросами преподавателей и учащихся. Учитывая все для текущего комплектования, создания баз для библиографического информирования. Для учеников затем можно подготовить экспресс-информации, бюллетени новых поступлений, библиографические списки и указатели (в помощь образовательным программам)

Индивидуальное информирование по ГОСТу – «информирование индивида в соответствии с его потребностями»

В настоящее время приоритетным является библиографическое информирование руководителей органов местного самоуправления, предприятий и организаций, муниципальных служащих, специалистов сферы культуры и искусства, здравоохранения и образования, предпринимателей. Систематическое обеспечение их информацией осуществляется в строгом соответствии с постоянно действующими запросами – как правило, по узким, частным темам и проблемам. Во многих случаях подобные запросы вызваны конкретными служебными ситуациями и связаны с использованием краеведческой информации.

Основные формы ИБИ

  • устные сообщения (лично или по телефону),
  • подготовка подборок или досье (для просмотра и отбора необходимых материалов во время посещения библиотеки),
  • передача информации по факсу (электронной почте)

работа по ведению ИБИ трудоемкая, сложная, поэтому число абонентов может быть малым. И выявляются абоненты не при записи, а в течение определенного периода времени, работниками отдела обслуживания в ходе индивидуальных бесед, наблюдений или анкетирования. Анализируя полученные сведения, составляют картотеки ИБИ и постоянно действующих запросов в алфавитном порядке тем, и согласовываются сроки доведения информации до каждого абонента, а в те дни, когда ему передается информация, в картотеке делается об этом специальная запись. Устное оповещение хорошо тем, что можно установить непосредственный контакт с потребителем информации, и сделать выводы о полезности подобранного материала. Можно рассылать информацию на специальных бланках, информационных листках или карточках. На них находятся библиографическое описание, справочная аннотация и т.д. Карточки, накапливаясь, образуют личную тематическую картотеку для пользователя ИБИ.

Информирование отличается от справки тем, что ведется систематически в соответствии с долговременно действующими запросами.
Анкета абонента индивидуального библиографического информирования:
1. Ф.И.О.
2. Год рождения
3. Образование
4. Профессия
5. Специальность
6. Место работы, должность
7. Адрес, телефон (домашний, рабочий)
8. Название темы (тем), по которым требуется информирование
9. Цель информирования (работа, учеба, интерес)
10.Источники информации, просматриваемые самостоятельно
11.Виды материалов, включаемых в информацию (книги, отдельные статьи и др.)
12.Периодичность информации (ежеквартально, ежемесячно, по мере поступления документов).

Все вышеуказанное относится и к абонентам коллективного информирования.
Обратите особое внимание на заполнение карточек в «Картотеке индивидуального и коллективного информирования».
Образец. Лицевая сторона

Оборотная сторона
18.02.2009 - информационный список «Новые поступления в библиотеку» 2009 г. № 2
12.06.2009 - информационный список по периодике «Законы для человека» - 8 статей, взято 4
29.06.2009 - обзор «Законы, которые нас защищают», состоящий из 9 документов, взято 5 документов
Количество информации - сколько раз был проинформирован абонент. Форма информирования может быть различной - извещение, информационный список, бюллетень новых поступлений в … библиотеку, открытые просмотры, книжные выставки, обзор, устное сообщение и т.д.
Просмотрено - сколько книг (статей) включено в информацию.
Взято - сколько книг (статей из журнала или газет) взял читатель. Эта цифра должна подтверждаться записями в читательском формуляре.

Как правильно учитывать вашу работу по информированию?
Бюллетень новых поступлений - в него включено 50 названий, из них 10 книг - в разделе «Государство и право», но только 3 из них соответствуют теме информирования «Законодательство по социальной защите». Абонент ознакомился с «Бюллетенем» и попросил новый учебник по правоведению. Запись в карточке должна быть такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 3; взято – 1.
Хотя книга выбрана с помощью «Бюллетеня», но теме информирования она не соответствует.
Информационный список - за единицу информации берется не № журнала или газеты, а статья или заголовок. Например: в список включено 2 книги, 5 статей из 1-го журнала, 2 статьи из 2-х газет - 9 названий. Абонент взял 1 журнал, 1 книгу, 1 газету из представленных в списке. В этом случае запись на лицевой стороне карточки будет такой: кол-во информации – 1; просмотрено – 9; взято – 7.
На оборотной стороне карточки необходимо записать дату информирования и название (или №) информационного списка. Все сведения об источниках информирования абонентов должны быть отражены на оборотной стороне карточки и более подробно (с подробным списком литературы) в какой-нибудь отдельной тетради или папке, чтобы можно было легко проверить.

К наиболее эффективным формам ИБИ относятся ИРИ и ДОР. Но не все библиотеки способны обеспечить работу на должном уровне, т. к. главные требования являются: осуществление инф. в автоматизированном режиме, максимальная полнота доводимой до абонента информации, краткое раскрытие содержания материал, наличие постоянно действующей обратной связи с абонентом.

Дифференцированное информационное руководителей – различных уровней специально подготовленной информацией, в частности, электронно-библиографической, предназначенной для решении задач социального управления

Избирательное распространение информации – систематическое обеспечение информацией о текущих поступлениях документов в соответствии с постоянно действующими запросами при обязательной обратной связи с последующей выдачей по требованию потребителя документов и копий и фактографической информации.

Как и другие виды деятельности библиотек работа по БИ планируется в годовом и текущих планах библиографической службы, учитывается и анализируется. Для улучшения работы рекомендуется иметь в библиотеке справочный аппарат, в который могут входить картотека абонентов и сводная картотека или служебная база данных (орган. и ведение библиографом).

Картотека абонентов состоит из разделов:

  • в алфавите фамилий – абоненты ИБИ
  • абоненты группового БИ (в алфавите названий предприятий и организаций, а внутри – по алфавиту фамилий абонентов)
  • темы ИБИ (по алфавиту)
  • темы группового БИ (по алфавиту)

сводная картотека отражает данные об абонентах и темах постоянных запросов, в соответствии с которыми производится БИ всех абонентов. Она позволяет библиогр. службе контролировать и координировать работу с другими организациями и учреждениями, вести её более эффективно.

Разделы:

  • абоненты (с выделением абонентов индивидуального, группового и коллективного информирования)
  • темы (по алфавиту тем постоянных запросов)

Учет работы ведется в спец. тетради или журнале по принятой в конкр. библиотеке форме.

Единица учета постоянно действующих запросов – сам запрос, тема.

Ед. уч. сигнальных оповещений, направленных абонентам – оповещ. об 1 источнике информации.

Ед. уч. по массовому БИ – мероприятие – выставка, обзор, ДИ, ДС. Учет проводится по количеству мероприятий, зарегистрированных в дневнике работы библиотеки. Там же отмечаются кол. выданных документов, число участников. Мероприятие, предусматривающее одновременное использование нескольких форм информирования учитывают как 1. Вся проделанная работа должна анализироваться.

Литература.

  1. Зиновьева, Н. Б. Основы современной библиографии: учеб. пособие / Н. Б. Зиновьева. – М. : Либерея-Бибинформ, 2007. – 104 с.
  2. Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д. Я. Коготков. – СПб. : Профессия, 2003. – 304 с.
  3. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие / И. Г. Моргенштерн. – СПб. : Профессия, 2005. – 208 с.
  4. Справочник библиографа / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Миникина. – СПб. : Профессия, 2005. – 529 с.