Какая мощность наушников лучше. Как выбрать хорошие наушники. Как правильно выбрать наушники - термины в описании наушников

  • 30.04.2019

В список предметов, которые человек носит с собой каждый день, на одно из первых мест можно смело поставить наушники для мобильного телефона, аудиоплеера и вообще всего, что может воспроизводить музыку. В транспорте, на природе, на утренней пробежке и даже на работе наушники сопровождают меломана. Самое важное их качество - это возможность слушать любимую музыку в любом месте, и тем самым абстрагироваться от окружающего мира. И если развитие музыкальных проигрывателей сделало музыку доступной, то наушники позволили ее персонализировать и взять с собой.

В комплект к мобильным телефонам и аудиоплеерам обычно уже входят наушники, но производители зачастую делают их «на сдачу». Они не отличаются хорошим качеством звучания или удобством, и очень быстро требуют замены. Но тут не все так просто. При выборе новых наушников можно просто запутаться в разновидностях шнуров, дужек, децибел, чаш и герц. Не всегда понятно, что кроется за этими словами, и какие характеристики действительно важны. Предлагаем вместе разобраться в этом, чтобы сделать выбор наушников взвешенным и рациональным.

Типы и размеры

Условно наушники можно разделить на две категории: «вкладыши», которые также называют «капельки» и полноразмерные наушники. Самая существенная разница в них - это диаметр диафрагмы, т.е. источника звука. Считается, что чем больше диафрагма, тем качественнее и полнее будет звучание, но тем большего размера окажутся сами наушники. Если во вкладышах диаметр диафрагмы редко превышает 9 мм, то в студийных мониторных головных телефонах («научное» название наушников) он может составлять 30 мм и более. В качестве переходного варианта предлагается масса наушников с диаметром диафрагмы 15 мм. Например, .

По нашему опыту, нельзя однозначно сказать, что маленькие наушники плохие, а большие хорошие. Во-первых, у каждого вида есть свои преимущества и недостатки для своего варианта использования. Кроме того, дорогие «вкладыши» могут звучать значительно лучше, чем дешевые полноразмерные наушники. Поэтому в любом сравнении важно всегда помнить о ценовой категории.

Наушники-«вкладыши» ценны тем, что не занимают много места - они компактны, их всегда можно носить с собой, просто положив в карман вместе с плеером. «Вкладыши» хороши для людей, которым необходим компактный вариант доступа к музыке в любое время, и за небольшую цену. Хотя, далеко не все «вкладыши» отличаются доступной ценой - есть среди них и hi-end модели для ценителей.

Наушники «вкладыши» и «вакуумные»

Вкладываемые в ухо наушники могут располагаться в ушной раковине, либо внутри ушного канала. Под словом «вкладыши» принято подразумевать первые, а вторые в народе называют «вакуумными» наушниками, а то и просто «затычками». В них обычно достигается лучшее звучание за счет глубокого размещения в канале и отсекания внешних шумов. Наушники этого типа плотно сидят в ушах, в них почти не слышно окружающие звуки. Хорошие «затычки» имеют сменные резинки различного диаметра из мягкого, качественного материала, который сведет к минимуму все неудобства от их размещения, а самые дорогие - выполняются по слепку, сделанному из ушной раковины и канала их будущего владельца. Такими устройствами пользуются на сцене артисты, для того чтобы слышать себя и звуковое сопровождение без грохота многокиловаттной акустической установки, играющей «в зал».

Впрочем, далеко не всем меломанам такие наушники нравятся. Многих пугает необходимость глубокого размещения, пользователи беспокоятся за сохранность слуха (хотя при использовании качественных наушников и разумной громкости музыки поводов для таких опасений нет). Другие же отвергают «затычки» просто потому, что хотят слышать не только музыку, но и звуки окружающего мира - в конце-концов, перемещаться по мегаполису с «отключенными» органами слуха может быть попросту опасно.

Основная причина для нервов у хозяина любых наушников - запутанные провода. В топовых вкладышах она решена с помощью маленькой коробочки для наушников, с которой они продаются. Если в комплект к вашим наушникам она не входит, ее можно приобрести отдельно. Она не занимает много места, и снимает проблему запутанных проводов. Яркими примерами таких наушников являются модели Koss Twins и KEB4. Придуманы также и другие способы «борьбы с проводами», но обычно достаточно приучить себя складывать и вынимать их из кармана строго определенным образом, чтобы забыть об этой проблеме.

Полноразмерные наушники

И все же только в полноразмерных наушниках можно достигнуть наилучшего звучания. Однако это еще не значит, что купив первые попавшиеся большие наушники, вы сразу же получите желаемое качество - за него, как и везде, нужно платить. Зато в таких наушниках можно демонстративно отрешиться от окружающего мира и без лишних слов продемонстрировать окружающим, что ты их не слышишь. Слушать музыку в полноразмерных наушниках удобнее дома или на рабочем месте - на улице и в транспорте окружающие люди обычно смотрят на меломана в полноразмерных наушниках как на инопланетянина. Впрочем, для кого-то это, наоборот, желанный эффект.

Полноразмерные наушники обладают лучшей долговечностью, чем «вкладыши», а большой размер позволяет реализовать максимум музыкальных возможностей.

Такие наушники конструктивно могут иметь чаши нескольких типов: открытые, полузакрытые и закрытые. Эта характеристика влияет на звуковоспроизведение на низких частотах, на слышимость звука в наушниках окружающим, а также на степень изоляции от окружающего мира. Музыка в них также слышится по-разному.

Открытые (слева) и закрытые (справа) наушники

Закрытые наушники обычно лучше воспроизводят тяжелую музыку - в них чувствуется напор, драйв, плотность звука. Для поддержки НЧ звук резонирует в закрытом объеме чаши, что дает лучшую отдачу на басах. В то же время открытые наушники обычно более детальны, лучше передают стереоэффект, их звучание «открытое» и «легкое», а звук воспроизводится с минимальным искажением. В то же время, слушая музыку в открытых наушниках, вы приобщите к ней и всех окружающих, что им явно не понравится.

Крепление и удобство

Одна из самых важных характеристик наушников - это удобство. Если они неудобны для вас, то какое бы классное они не давали звучание, долго их не послушаешь. Поэтому креплению нужно уделить особое внимание.

«Вкладыши», помимо обычного варианта крепления, могут крепиться с помощью дужки на ухо или через шею. Это удобно для тех, кто носит головные уборы или совершает пробежки. Для девушек и парней с длинными волосами такой вариант крепления позволит не испортить прическу и не будет доставлять неудобств. Модели с дужкой на ухо не должны давить или оттопыривать его, иначе вы не сможете носить такие наушники более нескольких часов.

Модели наушников с дужкой крепления на ухо: Sennheiser MX 680 Sport, Aircoustic SPO 6061 и Sennheiser PMX 680 Sport

Существуют также наушники, спроектированные специально для занятий спортом. Они имеют более эргономичное крепление и не спадают при активных движениях. К примеру модели и Panasonic RP-HS200E-K. У компании Sennheiser присутствует даже линейка таких наушников, сделанная совместно с Adidas, в которую входят , и .

Полноразмерные модели обхватывают голову дужкой сверху, которая выполнена из пластика или металла. Кроме того, дужка может иметь возможность удлиняться и укорачиваться. При большей стоимости мониторных наушников они являются долгосрочным вложением, поэтому стоит особое внимание обратить на материал и качество изготовления.

Отделка чашек в полноразмерных наушниках называется амбушюры. Их выполняют из различных материалов - кожи и кожзаменителя, велюра, поролона. В любом случае, покупая большие наушники для долгого прослушивания, важно их примерить - уши должны целиком размещаться внутри амбушюр. Да и вообще, независимо от типа, наушники не должны давить и вызывать дискомфорта. Конечно, человек ко всему привыкает, но зачем же создавать себе лишние хлопоты, если можно их заранее избежать?

Звуковые характеристики

Говорят, современные акустические системы - и наушники в том числе - выбирать надо не по техническим характеристикам, а на слух. И действительно, нам же предстоит их слушать и получать удовольствие, а не измерять параметры и выверять линейность. Но все же знание и понимание основных электроакустических характеристик лишним не будет никогда, если тема качественного звуковоспроизведения вас действительно волнует.

Человеческий слух различает звуки с частотой колебаний от 15-20 Гц и до 18-22 кГц. Соответственно, все музыкальные произведения содержат звуки в этом диапазоне, иначе человеческое ухо их просто не услышит. Условно весь диапазон частот разбивается на низкие, средние и высокие частоты. В идеальном случае хорошие наушники должны охватывать весь диапазон - от самых низких частот (15 Гц) и до самых высоких (25 кГц). Это гарантирует, что вы услышите все записанные звуки. Однако охваченный диапазон еще не гарантирует качество воспроизводимой музыки. Очень важно, чтобы на всех этих частотах звук воспроизводился с минимумом искажений! А это уже будет посложнее выразить в простых цифрах…

Соответствие входного сигнала в наушники и его громкости на выходе отображается в виде графика амплитудно-частотной характеристики (АЧХ). Чем ровнее линия на графике и чем меньше ее пики и провалы, тем ровнее будет звучание на разных частотах. Но не стоит слишком увлекаться изучением графиков АЧХ - дело в том, что для их построения используются особые конструкции, заметно отличающиеся от формы человеческого уха (и тем более - от формы конкретно вашего уха). А значит, и отдача на разных частотах для вашего уха будет несколько иной, чем для измерительной установки. Поэтому такие графики можно использовать только для сопоставления, причем только в пределах моделей от одной фирмы. Разные условия измерения АЧХ у разных производителей делают бессмысленными сравнения между разными торговыми марками.

Звуковое давление (SPL) измеряется в децибелах (дБ, dB), и представляет собой показатель, говорящий о громкости источника звука по сравнению с заданным. Чаще всего в качестве заданного используется порог чувствительности человеческого слуха, он принимается за 0 дБ SPL. Что касается максимального уровня, то барабанная перепонка - эластичный орган, и выдерживает пиковое звуковое давление выше 130 дБ, но крайне короткие отрезки времени. При постоянном воздействии громкой музыки может наступить постепенная деградация слуха. Этот процесс легко отследить по тому, как на знакомых композициях через некоторое время хочется добавить громкости на 1 единицу больше. На самом деле же, если вам дороги ваши уши, поступить стоит ровно наоборот - сделать немного потише, а то и вообще выключить плеер. И надеяться, что слух восстановится через определенное время.

Что же касается наушников, то в их спецификациях часто указывают другой показатель - dBm, или децибел на 1 милливатт подведенной мощности. Иногда его называют чувствительностью . При равной величине сопротивления (импеданса) сравниваемых наушников большее число dBm говорит о том, что наушники будут громче.

Важной характеристикой является полное электрическое сопротивление наушников, оно же - импеданс . Если вы хотите получать максимум громкости и качества, необходимо, чтобы импеданс наушников и выходное сопротивление звукоусиливающей аппаратуры были согласованы друг с другом. Для этого стоит изучить инструкцию вашего плеера либо телефона - на наушники какого импеданса рассчитан его выход?

Наушники для портативных устройств в среднем имеют сопротивление от 32 до 55 Ом. В этих пределах на импеданс можно не обращать особого внимания - главное, чтобы источник звука «тянул» 32-омную нагрузку. В других случаях действует правило: выходное сопротивление источника должно быть меньше либо равным сопротивлению нагрузки (наушников).

Классические студийные наушники Sennheiser HD600 имеют имперданс 300 Ом

Профессиональные наушники имеют сопротивление в 120, 300 или 600 Ом. И хотя их в принципе можно включить в плеер, рассчитанный на 32-омные устройства, звучание их при этом окажется слишком тихим. Для «раскачки» таких наушников может потребоваться специальный усилитель. Либо, если речь о компьютере - звуковая плата с выделенным усилителем для высокоомных наушников.

Провода

Длина провода имеет большое значение, однако еще важнее является его прочность и долговечность. При выборе первого параметра главное - не вдаться в две крайности: 5-метровые и более шнуры, которые нужны для студий звукозаписи, будут абсолютно излишни, если источник находится на расстоянии вытянутой руки. И наоборот, слишком короткие шнуры, которые не позволяют «дотянуть» плеер до кармана рюкзака, тоже непрактичны. К счастью, здесь все просто - если наушники рассчитаны на применение с портативной техникой, длина их шнура редко превышает 1,5 м. А самые длинные провода - у наушников для телевизоров, иногда до 7-10 м.

Студийные мониторы AKG 240 оснащаются двумя парами подсоединяемых кабелей из бескислородной меди

Дорогие полноразмерные наушники часто оснащаются отсоединяемыми сменными проводами - если кабель вышел из строя, его можно просто заменить. Это очень большой плюс, так как поломка кабеля составляет 80% всех типичных проблем с наушниками вообще. Если же провод несменный, обратите внимание на его толщину и тип оплетки. Кстати: витой провод, хоть и выглядит оригинально, давно признан неудобным (так как все время норовит стащить наушники с вашей головы) и потому вышел из моды.

Беспроводная система Sennheiser RS 120 II

Для компьютерной техники придуманы также и беспроводные системы, состоящие из докстанции-передатчика и наушников с приемником. Они обеспечивают беспроводную передачу на расстояние от 15 до 150 метров (в зависимости от типа канала - инфракрасный или радио). Существуют и Bluetooth-стереогарнитуры, которые широко применяются с мобильными телефонами, однако их максимальный радиус действия достигает 10 метров. Беспроводными могут быть и наушники-«вкладыши», например , но это достаточно дорогая профессиональная система. Некоторые модели оснащены ИК-датчиками, но они должны находиться в постоянной видимости проигрывателя, что не удобно в портативном варианте использования. В целом же качество звучания беспроводных наушников чаще всего заметно уступает их проводным аналогам - из-за потерь при компрессии аудиосигнала для его передачи «по воздуху».

Микрофон

Если наушники будут использоваться не только для прослушивания музыки, но и для разговоров по Skype или общения в сетевых играх, то следует обратить внимание на модели со встроенным микрофоном. Полноразмерные варианты подойдут для использования в паре с компьютером. Но для прогулок по улицам они достаточно громоздкие и лучше выбрать что-то поменьше размером, например, «вкладыши» Razor. Оптимально, если микрофон можно отвернуть либо отсоединить от наушников на период, когда он не нужен.

Игровые наушники

Отдельный подвид наушников - геймерские. От продукции для меломанов их обычно отличает яркая расцветка и специфическое звучание, в котором прежде всего ценится точность позиционирования звуков. Считается, что игрок должен всегда иметь возможность на слух определить, откуда по нему ведут огонь. Кроме того, геймерские наушники обычно делаются полноразмерными и удобными для длительного ношения, так как игровые баталии часто растягиваются на несколько часов.

Игровые наушники

Есть также особый подвид геймерских наушников - многоканальные системы. Они появились с выходом на рынок 5.1-канальных игровых приставок и звуковых плат. Чаще всего в таких наушниках диафрагм по-прежнему две (в конце-концов, ушей у среднестатистического человека тоже все еще двое), а специальный блок проводит предварительное микширование 5.1-канального сигнала в стереофонический 2.0. Однако чаще всего это можно сделать и на самом компьютере/приставке, и потому особой необходимости в подобных системах нет.

Подводим итоги

На этапе выбора размера наушников желательно уделить больше внимания рассуждениям о том, где вы будете чаще всего использовать наушники, и насколько вам важно при этом слышать окружающий мир (а также его отношение к вашей музыке). За рулем велосипеда или при пробежках лучше использовать обычные вкладыши либо открытые наушники - вам необходимо слышать, что происходит вокруг. Но важно, чтобы они хорошо держались. А вот для домашнего прослушивания или же в общественных местах - лучше закрытые, чтобы не беспокоить окружающих. Если не можете определиться, выберите полузакрытые наушники. «Затычки» же порекомендуем тем, кто часто ездит в метро либо летает самолетом - и там, и там уровень окружающего шума очень затрудняет прослушивание музыки.

Ну и самое главное - если для вас действительно играет роль качество звучания, постарайтесь не экономить на наушниках. В мире аудио действует незыблемое правило «цепочки» - ваша система будет хороша ровно настолько, насколько хорош ее самый слабый компонент. И что толку от записей в lossless-формате, крутой звуковой платы или дорогого плеера, если дальше пользователь оденет на голову дешевые «одноразовые» наушники? И наоборот, приобретение дорогостоящих «мониторных» наушников может привести к необходимости пересмотра всего своего музыкального «арсенала» - ведь в них очень хорошо будут слышны слабые места как самих записей, так и воспроизводящей их аппаратуры.

Удачного вам выбора!

2013-07-12T12:55

2013-07-12T12:55

Audiophile"s Software

Рано или поздно перед каждым из нас встает вопрос выбора наушников. Это либо наушники для прослушивания музыки в дороге, транспорте, при окружающем шуме, либо для прослушивания музыки в домашних условиях. Так или иначе, наушники - это средство для исключительно индивидуального прослушивания звукового материала и каждый предъявляет к ним индивидуальные требования, в каждом конкретном случае.

В этой статье я вкратце расскажу об основных конструктивных и технико-электрических характеристиках наушников, т.к. именно они позволят выбрать ту модель, которая идеально подойдет под Ваши требования.

Конструкция

Основные типы наушников по конструкции можно назвать следующие:

Вкладыши

Наиболее популярный тип конструкции. Наушниками данного типа оснащены практически все аудиоплееры и телефоны («из коробки»). Имеют округлую форму мембраны, буквально вкладываются в ушную раковину (отсюда - название).

Из-за неплотного прилегания к ушному каналу происходят значительные потери мощности в области низких частот. Так же, из-за специфики конструкции данный тип имеет резонансы в области высокой чувствительности слуха (средние частоты) и при прослушивании на высокой громкости такие наушники могут негативно влиять на слух. Также чаще всего в них отсутствует какая-либо звукоизоляция, и звук музыки оказывается слышен окружающим людям, так же как и для Вас окружающие звуки.

Внутриканальные («вакуумные»)

Данный тип наушников помещается непосредственно внутрь ушного канала. Это обеспечивает возможность более точной передачи низких (и не только низких) частот, а также значительную звукоизоляцию. Для герметичного закрепления наушников в канале используются специальные резиновые насадки, которые часто бывают съемными. Сложностью является тот момент, что у некоторых людей ушной канал достаточно тонкий и подобрать нужную насадку бывает нелегко. Также врачи указывают на то, что данный тип наушников способен раздражать ушной канал и также негативно влиять на слух.

Накладные

Примером данного типа наушников могут явиться популярные KOSS Porta Pro. Они накладываются на ухо, но при этом не охватывают его полностью. Прижимаются к уху силой упругости специальной металлической или пластмассовой дужки, которая обычно проходит над головой (возможно варианты). Спецификой данного типа наушников является то, что источник звука располагается не внутри, а вне ушной раковины, что придает звучанию некоторую естественность. В силу конструктивны особенностей данный тип наушников обычно обладает невысокой шумоизоляцией (хотя отдельные модели всё же неплохо подавляют окружающие шумы).

Охватывающие

Данный тип является бескомпромиссным вариантом, т.е. это уже полноразмерные наушники, раскрывающие все возможности качественного воспроизведения. Мембрана не находится в непосредственном контакте с ушной раковиной и таким образом не оказывает на неё давления, что является плюсом. Амбушюры же, особенно, если они выполнены из кожзаменителя, способны обеспечить хорошую звукоизоляцию. Также звукоизоляция достигается и в случае закрытого типа охватывающих наушников.

Данный тип наушников обычно обладает мембранами диаметров 40-50 мм, что позволяет получать качественное звучание в широком диапазоне частот.

Открытые и закрытые наушники

Обычно закрытыми бывают наушники охватывающего типа конструкции. Суть закрытых наушников в том, что они не позволяют звуку, идущему от мембраны (главным образом, излучаемому её тыльной частью), распространиться наружу. Это достигается с помощью закрытой крышки, плотных качественных амбушюр, а также внутренней конструкции, способствующей звукопоглощению.

Преимуществом таких наушников является изоляция от окружающих шумов, а также низкое излучение звука наружу. Недостатком, а точнее, сложностью в данном случае является правильное конструирование наушников - чтобы звуковые волны направленные наружу действительно гасились и поглощались, а не отражались обратно в направлении ушной раковины. Некачественные закрытые наушники могут обладать повышенным уровнем искажений.

Наушники открытого типа сконструированы таким образом, что звук от тыльной части мембраны беспрепятственно распространяется за пределы наушников. Это избавляет от необходимости создавать условия для звукопоглощения и позволяет получить наиболее качественное, сбалансированное звучание. Мониторные наушники часто являются именно открытыми.

Электрические характеристики

Частотный диапазон и АЧХ

Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) даёт представление об относительном балансе частот в звуковом сигнале, излучаемом данными наушниками. По сути характеристика демонстрирует зависимость относительного коэффициента передачи (уровень сигнала на выходе к сигналу на входе) от частоты, выраженную в децибелах. За опорный уровень (0 дБ) обычно берется коэффициент в области 1 кГц. Далее - чем ниже проходит АЧХ, скажем, в области НЧ - тем ниже уровень низких частоты воспроизводимых данными наушниками, и т.д.

Однако, производители наушников и владельцы магазинов обычно ограничиваются лишь указанием частотного диапазона. По стандарту диапазоном частот называют такой диапазон, в пределах которого отклонение от опорного уровня - не ниже -3 дБ. Фактически это граничная нижняя и граничная верхняя частота, в пределах которых затухание составляет не более -3 дБ. На практике же мы обычно имеем дело с неравномерностями АЧХ +/- 6 дБ чуть ли не во всем диапазоне частот (хотя некоторые провалы в области СЧ являются необходимостью), а производители указывают диапазон частот с допуском чуть ли не в -12 дБ. Таким образом ориентироваться в наше время по указанному частотному диапазон крайне не рекомендуется.

Импеданс (сопротивление)

Импеданс - это суммарное активное (постоянному току) и реактивное (переменному току) сопротивление наушников. Импеданс, соответственно, зависит от частоты сигнала и его правильнее представлять в виде графика, но обычно в характеристиках наушников лишь указывают номинальное значение импеданса (характерное для большей части диапазона частот).

От импеданса зависит громкость воспроизведения и уровень энергопотребления наушников. Чем выше импеданс, тем тише будут звучать наушники (при одинаковой чувствительности), и тем меньше будет энергопотребление. Также высокий импеданс способствует повышению качества воспроизведения, улучшая соотношение сигнал/шум.

Так как на портативных устройствах уровень выходного напряжения жестко ограничен, повысить громкость звучания (которая зависит от тока) можно только низким сопротивлением наушников - 32 или 16 Ом. В стационарных же условиях звуковые карты обычно рассчитаны на согласование сопротивления с высокоомными наушниками (до 500 Ом).

Чувствительность

Характеризует эффективность наушников в плане энергопотребления. Обычно выражается в дБ/мВт - т.е. какой уровень громкости наушники обеспечивают при подаче на них мощности в 1 мВт. Таким образом, наушники с высокой чувствительностью будут обеспечивать более высокую громкость при меньшем энергопотреблении.

Следует отметить, что чувствительность также могут указывать в единицах дБ/В, тогда чувствительность в дБ/мВт также зависит и от сопротивления (импеданса). Ввиду подобных неоднозначностей, а также разных методик измерения чувствительности производителями, данный параметр не всегда играет решающую роль при сравнении разных моделей.

КНИ

Цена

Следует отметить, что высокие цены на наушники отнюдь не является показателем их высокого качества воспроизведения. Во-первых, цену на рынке определяет не только себестоимость, но также и такие факторы, как спрос, элитность, «раскрученность» бренда (взять хотя бы вездесущие Monster Beats). Более того: некоторые производители специально завышают цену, в зависимости от целевого покупателя. Это важный психологический фактор - ведь ни один уважающий себя аудиофил не купит наушники стоимостью ниже 400$ ;)

С ценами на наушники Вы всегда можете ознакомиться в каталоге товаров Апорт (Aport.ru) по ссылке выше.

Субъективные факторы

Здесь надо отметить очень важный момент. Даже самые лучшие по характеристикам (и по отзывам) наушники могут лично для Вас не подойти. Либо мал охват амбушюра, либо звучание не соответствует личным предпочтениям - вариантов на самом деле очень много. Именно поэтому я настоятельно рекомендую не покупать кота в мешке. Перед покупкой наушников следует не только ознакомиться с техническими характеристиками, обзорами и отзывами, но также крайне желательно лично их прослушать - в идеале на Вашем оборудовании и музыкальном материале, который преимущественно будете воспроизводить. Без сомнений субъективный фактор является решающим, и пусть даже у наушников идеально ровна я АЧХ - что с этого толку, если Вам не нравится их звучание или просто устают от них уши.

В прошлом веке вопрос «как выбрать наушники» мало кого волновал, так как последние были предметом обихода только тех людей, которые профессионально работали со звуком или принимали сигналы с эфира.

В широкие массы этот товар не распространялся. Не было на то причины. Музыку люди слушали через проигрыватели, с кассетных магнитофонов или по радио. Включить бобинный магнитофон и одеть наушники, вряд ли кому могла прийти в голову такая несуразица.

Раньше считалось престижным включить звук громче, да так, чтобы все в округе слышали, кто «поет в доме» и какая музыка вам нравится. Но сегодня это не так и дело здесь не в изменении вкусов и манер, а в технологическом прогрессе. Как только многотысячная музыкальная библиотека стала помещаться в небольшой цифровой накопитель, людям захотелось слушать любимую музыку со своего плеера и в любое время. Теперь уже с точностью наоборот – так, чтобы не мешать другим, на любом месте, погружаясь в мир звуков и образов. И это невозможно сегодня сделать без персонального устройства для прослушивания. Итак, как выбрать хорошие наушники – тема нашей статьи.

Какими бывают современные наушники

Хочется сразу сказать, поскольку рынок наполнен различными типами «головных мониторов», подобрать подходящий вариант бывает достаточно сложно. Поэтому, чтобы облегчить процесс, давайте сначала классифицируем существующие устройства по их типу, назначению и характеристикам. После этого нам будет легче понять, как правильно выбрать нужные.

Все их условно можно разделить на 4 типа:

  • вкладыши (капельки);
  • вставные, вакуумные (затычки);
  • накладные (со специальным креплением);
  • мониторные (полный обхват ушей).

Данная классификация зависит от того, насколько близко расположен динамик к самому уху. В связи с этим каждый тип имеет как свои плюсы, так и минусы.

В независимости от типа наушников, существует ряд рекомендаций их использования без вреда для здоровья:

Наушники-вкладыши

Наушники-вкладыши имеют такое название из-за того, что вкладываются в ушную раковину. Удерживаются они за счет силы упругости, но поскольку капельки стандартны в диаметре, а форма уха у всех людей разная, вкладыши «имеют привычку» периодически выпадать.

Кроме этого из-за маленького размера мембраны они плохо воспроизводят низкие частоты. Для них характерна также слабая звукоизоляция. Это их основные недостатки.

А в чем достоинство? В их недорогой стоимости, а также компактности: они не занимают много места. Капельки лучше всего подойдут людям, неприхотливым к качеству звука, и именно их чаще всего продавали раньше в нагрузку к телефонам.

Ещё один неочевидный плюс для некоторых пользователей: существует тип людей с определённой «архитектурой» уха, которая просто не держит вакуумные наушники и они свободно выскакивают из ушной раковины через секунду после введения. И так бесконечное количество раз. Это создаёт проблемы для владельцев таких миниатюрных (или наоборот больших?!) ушек, поэтому для них капли остаются единственно приемлемым вариантом, позволяющим сэкономить. К сожалению, сейчас стандартным типом ко всей технике чаще идут именно затычки, поэтому капли приходится докупать, а в продаже они встречаются всё реже.

Вакуумные

Вакуумные наушники или «затычки» лучше упоминаемых выше. Мягкие силиконовые насадки и фиксация динамика внутри ушного канала – вот основное их отличие от других типов.

Качество звука таких моделей гораздо выше. Затычки имеют глубокий уровень звукоизоляции, человек в них буквально погружается в звук. Именно поэтому они актуальны в шумных местах, в метро, в поезде, в мегаполисе. Аксессуар хорош для прослушивания как с плеера, так и с телефона.

Внутриканальники отличаются мощными басами, поэтому ими могут пользоваться меломаны. Только бы подыскать модель от признанных брендов, а это такие, как Apple, Sony, Ceneva, AKG. Они дадут необходимое качество, но цена будет кусаться.

Однако они имеют и свой недостаток: создают существенную нагрузку на слуховые органы человека, так как вставляются глубоко в ухо. Очевидно, что затычки при частом их употреблении могут посадить слух.

Специфика использования вакумных наушников заключается в необходимости их регулярной чистки:

Накладные

Это те, которые, в буквальном смысле этого слова накладываются на ухо. Они имеют специальное крепление: на ухе, затылочную дужку или на оголовье.

Этот аксессуар лучше капелек по звучанию из-за большей мембраны. Также специальное крепление, особенно оголовье, буквально притягивает их к ушам.

Он подойдёт владельцу планшета или геймеру, а также для наслаждения музыкой с плеера. Ещё один плюс: достаточно хорошая звукоизоляция.

Стоимость их от 25 долларов, например такие, как Sony MDR-370LP White стоят 1100 рублей.

Мониторные наушники

Полноразмерные или мониторные наушники – это те, которые полностью охватывают уши. Этот тип разделяют ещё на открытые и закрытые. Закрытые обеспечивают полную изоляцию от внешнего мира. У открытых же в амбушюрах есть отверстия.

В закрытых наушниках, как правило, работают режиссеры звука, которым нужно видеть всю звуковую картину и посторонние шумы им ни к чему. А открытые – удел любителей компьютерных игр, меломанов, слушающих музыку на компьютере.

Недостаток полноразмерных наушников – это их габариты. Качественные, такие как AKG и Sennheiser, Koss или Audio-Technica, имеют высокую цену.

Назначение разных типов

Итак, рассматривая различные виды, мы уже затронули такую тему, как назначение. Тем не менее давайте расширим круг применения головных мониторов и ещё раз определимся, где, в какой сфере лучше всего использовать тот или иной.

Наушники используются:

  • для звукозаписи и сведения музыки;
  • для работы в музыкальной и радиостудии;
  • для прослушивания на плеере;
  • для прослушивания аудиокниг;
  • во время игры геймерами;
  • во время серфинга в интернете;
  • для просмотра видео на компьютере, планшете;
  • для прослушивания интернет-радио в телефоне или смартфоне;
  • для разговора по скайпу;
  • просто как гарнитура для телефона.

Очевидно, что диджей в радиостудии не будет работать в капельках, а обычному человеку для того, чтобы поговорить с другом по скайпу, не понадобятся студийные аксессуары. Каждому свое. Поэтому, чтобы выбрать наушники, нужно всегда сначала определяться, как и когда вы будете их использовать.

Стало быть, советы общего плана пока что, не вдаваясь в характеристики, будут такие.

  1. Если вы неприхотливы к качеству звука, вам нужны хоть какие, лишь бы «уши», если у вас под рукой всегда телефон или смартфон – ваш выбор капельки или затычки.
  2. Если вы все время в движении, по утрам бегаете трусцой, любите слушать аудиокниги или музыку с плеера, много слушаете – ваш выбор накладные. Вам нужно хорошее крепление и чтобы слух не утомлялся.
  3. Если вы геймер или, работая за компьютером, любите ненадолго «уйти в себя» – ваш выбор полноразмерные открытые.
  4. Ну и конечно, если вы профессионально работаете со звуком, тогда вам нужны качественные закрытые «уши».

Итак, как выбрать наушники относительно их типа и назначения, мы разобрались.

О выборе: мнение специалиста (видео)

Беспроводные головные мониторы

Хочется также упомянуть, что по способам передачи звука и его подключения наушники делятся на проводные и беспроводные. Последние работают за счет канала, например, радиосигнала. Они дают некую мобильность, подвижность, но имеют ограниченный радиус действия. И ещё их недостаток – это низкое качество звучания. Есть ли смысл покупать такие, решать вам.

Если вы возжелаете лежа на диване смотреть телевизор так, чтобы звук не мешал окружающим, тогда они пригодятся. Также покупка полезна, если вам надоели лишние провода или они вам мешают. Но тогда нужно запасаться батарейками, так как такие аксессуары требуют дополнительного питания.

Стоимость удовольствия – от 50 долларов. Например, такие, как PHILIPS SHC5100/10 стоят 2499 рублей.

Технические характеристики

Теперь обратим свое внимание непосредственно на характеристики наушников, чтобы выбрать среди существующих типов те, что лучше.

К ним относятся:

  • частотный диапазон (частотный спектр);
  • чувствительность (громкость);
  • сопротивление (импеданс);
  • максимальная мощность;
  • уровень искажения;

Скрупулезно исследовать все эти особенности необязательно, но иметь общее представление нужно, чтобы ваш выбор был осознанным.

Частотный диапазон

Эта характеристика отображает, в каком диапазоне частот будет воспроизводиться звук. Чем он шире, тем качество звучания лучше. Как правило, физически здесь взаимосвязь такая. Чем больше мембрана наушника, тем шире частотный диапазон. Меломаны хотят слышать весь существующий спектр, который только может уловить их ухо. Но обычно оно слышит частоты от 15-16 до 18 000-20 000 Гц. Поэтому все, что ниже и выше – привилегия лишь немногих.

Чувствительность

Эта характеристика отвечает за то, насколько громко вы будете слышать звук. Стандартная для большинства наушников составит не менее 100 дБ. Чувствительность зависит от применяемого магнитного сердечника. У вкладышей и затычек небольшой диаметр мембраны и маломощный магнит, поэтому они не обладают большой чувствительностью. Однако громкости звука человеку хватает за счет близкого расположения мембраны к уху.

Сопротивление

Этот параметр нужно учитывать относительно того, какую технику вы будете использовать. Для гаджетов и портативной техники сопротивление наушников составляет 16-50 Ом. Смысл в том, что, чем больше будет сопротивление наушников, тем более мощный понадобится входящий сигнал, чтобы раскачать мембрану. Другими словами, для высокоомных аксессуаров понадобится мощный источник звука.

Поэтому, если вы подключите студийные наушники с импедансом 250 Ом к обычному плееру, они будут звучать тихо, мощного звука вы не получите. А для студийных с импедансом в 500 Ом понадобится уже дополнительный усилитель.

Ещё одна закономерность: чем выше сопротивление, тем чище звук. Стало быть, низкоомные наушники могут звучать с искажением, а высокоомные не очень громко.

Делаем следующий вывод. Для портативного плеера или компьютера достаточно будет наушников с сопротивлением 32-80 Ом. Для серьезной студийной работы импеданс может быть 200, 300 Ом и выше.

Мощность

Аналогичное соответствие должно быть и по такой характеристике, как мощность. Если мощность от источника звука превысит допустимую для наушников, они выйдут из строя. Обычно диапазон мощности бывает от 1 мВт до 5000 мВт.

Уровень искажения

При воспроизведении звука допускаются некоторые искажения. Их уровень измеряется в процентах. Соответственно, качество будет лучше, чем меньше этот процент.

При выборе наушников нужно обязательно учитывать также их вес и размер. Чтобы вам было легче сориентироваться, знайте, что вкладыши и вакуумные весят примерно 5-30 г, накладные – 40-100 г, а мониторные – 150-300 г.

Вес наушников будет особенно актуален, если вы собираетесь использовать их вместе с сотовым телефоном:

В конце концов, спросите себя, сколько времени вы планируете проводить в них? Они вам нужны лишь как гарнитура для разговоров по скайпу или вы будете работать в них? Вы часто слушаете музыку, аудиокниги или изредка? А может, вам действительно нужны беспроводные?

Какой тип техники лучше: мнение профессионала на видео

Многие из нас привыкли выбирать технику, руководствуясь её техническими характеристиками. Применим ли такой подход к выбору наушников? Давайте разберёмся… Перво-наперво, посмотрим, что вообще собой представляет список технических характеристик наушников. Сразу оговоримся, что рассматривать такие параметры как размеры, вес, форм-фактор, принцип действия и акустическое оформление мы сейчас не будем - просто потому, что за исключением принципа действия, смысл всех этих параметров очевиден. А рассказ о различных принципах действия был бы достаточно долгим, и мог бы вылиться в отдельную статью.

Текст: Иван МУСИНОВ

Рассмотрим же мы только те характеристики, которые имеют непосредственное отношение к излучателям наушников. Таких характеристики всего четыре:

  • Диапазон воспроизводимых частот
  • Сопротивление
  • Чувствительность
  • Максимальная входная мощность

Рассмотрим каждый из этих параметров более подробно.

Диапазон воспроизводимых частот: размер значения не имеет?

В обывательских кругах этому параметру зачастую придаётся очень большое значение - иногда даже от продавцов-консультантов приходится слышать, что именно он является основным показателем качества звучания наушников. А за производителями наушников можно заметить следующую практику: для более дорогих и высококлассных своих моделей они, как правило, указывают более широкий частотный диапазон, чем для более простых и бюджетных.

В действительности диапазон воспроизводимых частот не только не имеет какого-либо отношения к качеству звучания, но и вообще, не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. Почему? - сейчас разберёмся.

До сих пор точно не установлено, какой диапазон звуковых частот способен слышать человек, однако примерные границы этого диапазона определены - от 20 Гц до 20 КГц. Фактически, для человека нет разницы, способны ли наушники воспроизводить что-либо за пределами этого диапазона, однако важно, чтобы всё, что попадает в этот диапазон, воспроизводилось с разбросом по громкости, не превышающим разумных пределов (с равномерным уровнем громкости весь диапазон ни одни наушники не воспроизводят).

Тут следует сказать, что некоторые производители намеренно увеличивают этот разброс «поднимая», или наоборот «приглушая» определённые участки частотного диапазона, стремясь придать звучанию своих наушников определённый, «фирменный», характер - так, например, с недавних времён стала популярной практика «приподнимать» определённый участок диапазона высоких частот в дорогих наушниках - чтобы их звучание казалось более детальным, разборчивым. В любом случае, никакой информации об этом разбросе по громкости, подъёмах и спадах на разных участках «частотки» диапазон воспроизводимых частот нам не даёт.

Кроме того, стоит отметить, что очень немногие современные наушники способны без «завалов» воспроизводить высокие частоты - у большинства моделей в области свыше 14 КГц начинается интенсивный спад уровня громкости. Так что не стоит пугаться, если у наушников заявлен диапазон, не дотягивающий по верхней границе до 20 КГц (такое часто бывает у наушников, построенных на базе арматурных излучателей).

Кстати, насколько бы ни был широк указанный производителем частотный диапазон наушников - наушники способны воспроизводить звуки любой частоты, находящиеся за его пределами, - только с очень большим «завалом» по громкости. А какой же «завал» следует считать достаточно большим для того, чтобы обозначить его как границу заявленного частотного диапазона? 20 децибел, или, может быть, 30, или ещё более того? На самом деле, никакого единого стандарта на этот счёт нет, и каждый производитель волен обозначать границы диапазона буквально там, где сам пожелает. В таких условиях не может идти речи не только о полезности такой характеристики как диапазон воспроизводимых частот у наушников, но и о её корректности или правдивости.

Сопротивление имеет значение для музыки с планшетов и смартфонов

Этот показатель означает ничто иное как величину электрического сопротивления наушников. На сопротивление обычно рекомендуют обращать внимание тем, кто собирается использовать наушники с «маломощными» источниками звука - портативными плеерами, ноутбуками, планшетами, смартфонами, а также компьютерными звуковыми картами.

Считается, что при достаточном уровне чувствительности наушников (о том, какая чувствительность считается «достаточной» мы расскажем далее), оптимальное значение их сопротивления для портативных плееров, смартфонов, и планшетов - не более 50-70 Ом, а для ноутбуков и компьютерных звуковых карт - не более 100 Ом (цифры, естественно, приблизительные и усреднённые). В то же время, не рекомендуется использовать наушники, сопротивление которых ниже выходного сопротивления источника (это касается любых, не только описанных выше «маломощных» устройств) - как минимум, это чревато потерями в качестве звучания, как максимум - повреждением источника. Последнее, правда, возможно лишь в крайне «запущенных» случаях.

Казалось бы, всё просто - смотрим на сопротивление, и решаем, подходят к нашему источнику наушники, или нет. В действительности же, дела обстоят несколько сложнее.

Излучатели наушников, на самом деле, обладают двумя похожими друг на друга характеристиками: сопротивлением постоянному току и импедансом (комплексным сопротивлением), отражающим сопротивление наушников переменному току. Так как звуковой сигнал, поступающий с плеера на наушники - это как раз переменный ток- то из этих двух характеристик нас интересует именно импеданс.

У изодинамических наушников, импеданс линеен - их сопротивление не зависит от частоты переменного тока. А вот у динамических и арматурных наушников импеданс в зависимости от частоты поступающего на них тока (а соответственно, и от чистоты воспроизводимого ими звука) может быть разным.

Причём, в то время как одних наушников разброс импеданса по частоте незначителен, у других он достигает серьёзных величин - и это может нести определённые последствия для качества звука. Если на каком-то из участков частотного диапазона импеданс наушников чересчур низкий (ниже выходного сопротивления источника) - на этом участке возымеет место потеря разрешающей способности и рост уровня искажений. Аналогичным образом дела складываются тогда, когда «маломощный» источник не может справиться с чересчур высоким импедансом наушников.

Небольшой пример - многие владельцы популярных портативных наушников Koss Porta Pro, использующие их с плеерами, среди их недостатков отмечают медленный, «невнятный», хотя и мощный бас. Да, по скорости и разборчивости баса эти наушники - не рекордсмены, но, вероятно, если бы их владельцы попробовали подключить их к достаточно мощному усилителю, они бы отметили значительное улучшение этого параметра. А всё дело в том, что хотя заявленное сопротивление Koss Porta Pro - всего 60 Ом, что вполне нормально для портативных наушников - в области «мид-баса» оно возрастает до 140 Ом - и большинство портативных плееров «пасует».

Теперь вопрос - почему у большинства наушников импеданс обозначается лишь одной цифрой, и какой от этой цифры толк? Ответ: эта цифра, в большинстве случаев, отражает значение импеданса на отметке в 1000 Гц - считается, что именно по этой чистоте пользователь определяет и выставляет комфортный для себя громкости. Толк от этой цифры следующий: у большинства наушников «разброс» импеданса в зависимости от частоты всё-таки не очень велик, и поэтому указанная цифра может служить кое-каким ориентиром при выборе наушников.

Полноценные графики импеданса производители наушников афишируют крайне редко, но если вы хотите узнать всё о сопротивлении той или иной модели наушников - с большой долей вероятности вы сможете найти нужную информацию в сети.

Чувствительность отражает уровень звукового давления

Иначе говоря - громкости, который способны развить наушники при подаче на них сигнала определённого уровня. Рассказывая про бесполезность характеристики «диапазон воспроизводимых частот», мы уже упоминали о том, что громкость наушников на протяжении воспроизводимого ими частотного диапазона разнится - какие-то его участки наушники воспроизводят громче, какие-то - тише.

На основании какого участка частотного диапазона измеряется чувствительность? Как правило это отметка в 1000 Гц - также, как в случае с импедансом.

Чувствительность наушников указывается либо в децибелах на милливатт (дБ/мВт), либо в децибелах на вольт (дБ/В).Чувствительность, выраженная в дБ/В удобна тем, что с её помощью, не обращая внимание на сопротивление, можно сравнивать между собой рвзличные модели наушников, и в частности, определять насколько та или иная модель подходит для использования с портативными устройствами. Оптимальный уровень чувствительности для таких наушников - не менее 90 дБ/В.

Зная величину сопротивления наушников, можно перевести чувствительность, выраженную в дБ/мВт, в чувствительность, выраженную в дБ/В. Для этого есть следующая формула:

Чувствительность (дБ/В) = Чувствительность (дБ/мВт)+20Lg(1/),

Где R- сопротивление наушников.

Максимальная мощность - этот параметр в теории...

Этот параметр, в теории, должен отражать максимальную мощность электрического сигнала, который можно подавать на наушники без риска повредить излучатели. Как правило, очень сильно занижен, и практического смысла в себе не несёт.

Какие же параметры наушников говорят о том, как наушники звучат? Увы, никакие - поэтому сравнив технические характеристики различных моделей, выбрать из них наиболее подходящий по звучанию вариант не получится.

Мы уже не раз говорили о том, что самый верный способ выбрать наушники - это прийти в магазин, и отслушав несколько «кандидатов», сделать выбор. Если же такая возможность у вас отсутствует, мы можем порекомендовать вам собрать максимум информации - обзоров, измерений, отзывов - о тех моделях, среди которых вы ищете «свою единственную», и принять на их основе решение.