Вверх ]

Главная страница сайта

Форум РЗА - место общения любителей, поэтов и фанатов релейной защиты

Отказ чувствительного органа ДЗШ

На этом ОРУ по некоторым причинам не предусмотрены ни автоматическая сборка, ни автоматическое опробование после работы ДЗШ. Опробование выполняется от ключа управления после осмотра распредустройства. Для этого используется дополнительная цепочка, включающая чувствительный орган ЧО, реле контроля напряжения на соответствующей системе шин РПН и реле команды «включить» (РКВ) соответствующего выключателя:

Реле РПН 1 и 2 СШ включаются по следующей схеме:

РН1, РН3 контролируют наличие междуфазного напряжения соответственно на 1 и 2 СШ, РН2 и РН4 – напряжение 3Uо. То есть, при появлении любого сочетания напряжений блокируется действие чувствительного органа при ручном опробовании. Зачем это сделано? Таково проектное решение. В момент подачи напряжения РПН остаются в состоянии срабатывания некоторое время за счет RC цепочек. И не препятствует срабатыванию чувствительного органа. На время отключения выключателя удержание выполняется с помощью контактов выходных реле. Это нужно, видимо, для того, чтобы чувствительный орган не отключил выключатель от тока небаланса когда одно из питающих присоединений уже включено. Зачем контролируется 3Uо? Дело в том, что реле РПН участвует и в схеме запрета АПВ (рисунок на странице ДЗШ без фиксации при выводе одного ТН-110 кВ ), и при неполнофазном отключении АПВ должно запрещаться так же, как и при отказе в отключении одного из выключателей. А вот в данном случае использование этого компонента нанесло только вред, который, правда, не привел к неприятностям. Смотрим следующую пару осциллограмм. Это – на поврежденной системе шин:

А это – на здоровой:

Обратите внимание, как перераспределились токи по линиям. Кстати, ВЛ-110 О – ближайшая соседка линии З, идут двухцепным транзитом. Вот только в первом случае она принимала ток КЗ, а во втором передает его круговыми путями. Другие линии ей тоже помогают, но транзиты замыкаются намного дальше.

Из первой осциллограммы видно, что появлению повторного КЗ предшествовало появление напряжения 3Uо. Откуда? Видимо, на питающем транзите где-то не было контакта. И вот здесь и проявилась заложенная мина замедленного действия. АПВ шин на этом объекте, как я упомянул, не предусмотрено, а вот при РПВ ввод чувствительного органа не состоялся. И из осциллограмм достоверно видно, что отключение произошло 2 ступенью ЗЗ (и ток, и время соответствуют) защиты ВЛ-110 З.

Проверка транзита на неполнофазный режим с пристрастием к успеху не привела. Как там в сказочке: мышка бежала, хвостиком махнула…

Работа РЗА правильная! Допущено всего лишь неправильное действие под воздействием внешних факторов. Ну кто такое предположить мог?.

Вверх ]

Главная страница сайта

Форум РЗА - место общения любителей, поэтов и фанатов релейной защиты