Вверх ] Далее ]

Главная страница сайта

Форум РЗА - место общения любителей, поэтов и фанатов релейной защиты

Порядок включения силового трансформатора

На форуме Электрик  был задан вопрос:

Гость_Андрей_*

29.12.2007, 10:04

Сообщение #1

 

Господа! Обращаюсь к вам со следующим вопросом. В инструкции по оперативным переключениям сказано, что порядок включения силового трансформатора следующий: сначала включается коммутационный аппарат на стороне ВН, затем на стороне НН (допустим, что тр-р двухобмоточный). Порядок отключения же обратный: сначала отключается вводной аппратат на стороне НН, затем на стороне ВН. У меня вопрос: чем вызван именно такой порядок отключения и включения трансформатора?

Для начала припомним некоторые версии, которые здесь прорабатывались:

Andrey Izh

Всё правильно.
Допустим, порядок мы изменили и включили сначала коммутационный аппарат на стороне НН, а потом на стороне ВН. В результате получается, что напряжение подается не только на трансформатор, но одновременно и на РУ. В случае срабатывания защиты потребуется время, чтобы определить её причину и место возникновения (при правильном порядке напряжение подаётся сначала на шины РУ, потом на каждый потребитель поочерёдно - тогда сразу будет ясно, какой участок сети неисправен). К тому же при таком включении не исключается включение трансформатора на нагрузку, в результате чего к намагничивающему току самого трансформатора прибавится ещё и пусковой ток нагрузки...

 

Гость_Андрей_*

...При отключении нужно поступать наоборот, чтобы уменьшить нагрузку на коммутационный аппарат на стороне ВН. Но ведь этот аппарат и рассчитывается на коммутацию таких токов!...

Здесь сомнений нет. Если даже предположить, что на стороне высокого напряжения есть выключатель, то ставить под напряжение всю нагруженную сеть от шин 10 кВ до конечного потребителя – риск неизмеримый. Там, кстати, еще и двигательная нагрузка может быть. А если на высокой стороне стоит отделитель, так он вообще не рассчитан на отключение тока, заметно превышающего ток холостого хода трансформатора. Но это – другая тема. Поэтому далее вопрос постановки под напряжение РУ 6-10 кВ с подключенной обесточенной нагрузкой и рассматривать не будем. Считаем, что секция шин низкого напряжения - в работе. И здесь же – первая версия с точки зрения поведения защит: неопределенность в определении места повреждения.

Roman_D

Отключение нагрузки с высокой стороны снижает межремонтный ресурс работы масляного выключателя; а если его нет - и дернуть разъединитель, то последствия будут непредсказуемы...

Одно предсказуемо – независимо от исхода разбор полетов будет крутым. Ну, а в части ресурса выключателя особо волноваться не стоит. На межремонтный ресурс влияет количество отключений токов КЗ.

Anatoli 

Если к примеру ПС 2трансформаторная, то Вы подадите напругу на транс с низкой стороны, и можете обесточить всю ПС, защита трансформатора не рассчитана на такую работу, и может не увидеть повреждение на стороне ВН (забытое ПЗЗ, ЗРТ), Во вторых вводной выключатель попросту не включится, пока не будет включён коммутационный аппарат на стороне ВН.

 


Игоррр

А как же селективность? Предположим, что мы имеем защиты: от внутренних повреждений т-ра (ТО или ДЗТ), резервную защиту т-ра (МТЗ), защиту шин (ДЗШ) и защиты отходящих ВЛ и КЛ (ТО+МТЗ, ДЗ+МТЗ не суть важно). Если где- то есть повреждение, в первую очередь, если нет отказа РЗ или выключателя, отключится поврежденное присоединение: линия, секция НН или тр-р действием ДЗТ. Если где-нить откажет выключатель (что бывает чаще чем отказ РЗ) то будут выпавшие флажки указательных реле. Если же произошёл отказ РЗ, то только можно разделить повреждение в трансформаторе и все остальное, т.к. нет требования ставить на ХХ шины, а потом поочередно включать отходящие присоединения. Придется все равно отключать все присоединения и искать повреждение методом научного тыка. Плюс ко всему - шины НН зачастую защищаются МТЗ тр-ра.
 

 

Anatoli

В любом случае переключения выполняют по БП, инструкциям РЗА, бланки пишут по программе переключений, которые утверждены руководством. Зачем искать приключения...

 

EMCO

...инструкции по оперативным переключением составлены так чтобы исключать всякие возможные ошибки в действиях оперативного и ремонтного персонала поэтому указывать на то что кто то забыл снять ПЗ или ЗН думаю не логично...

Логично. Но:

1.      Плох тот солдат, который не хочет стать генералом.

2.      «Составлены так» и «должны составляться так» - далеко не одно и то же. И немалое количество технологических нарушений из-за ошибки в инструкции или в типовом бланке переключений.

3.      Горит трансформатор. Вы отключать его будете или инструкцию изучать?

4.      К тому же в конце каждого типового бланка переключений есть обязательная приписка:

«Бланк заполнил и переключение производит (подпись)

Бланк проверил и переключение контролирует (подпись)

Переключения разрешаю (подпись)»

 

Так вот, тот, кто «Бланк заполнил и переключения проводит» рискует своей жизнью, а остальные участники – всего лишь премией, карьерой, в крайнем случае свободой… Так кто же более заинтересован?

Лёха

Кстати, сам на этот вопрос никогда не задумывался)
А может дело в токах короткого замыкания? То есть если ремонт выполнен не качественно, или где то забыли ПЗ, то при включении с низкой стороны ток КЗ через включаемый выключатель будет в разы больше, чем при включении со стороны ВН.
А может это пошло издавна, когда со стороны ВН стояли в основном отделители, которыми можно включать ток намагничивания, а ток нагрузки уже нельзя включать.
Да и вообще, в умных книжках пишется, что трансформаторы включаются "как правило со стороны ВН". Но не обязательно.

А вот это – ближе всего к истине. И дальнейшую проработку будем вести в основном в этом направлении. Итак, для начала рассмотрим первичные схемы подстанций, на примере которых и обсудим тему.

Первичные схемы подстанций
Схемы защит и организация оперативного тока
Немного математики
Инструкция по переключениям в электроустановках
Из Правил устройства электроустановок

Вверх ] Далее ]

Главная страница сайта

Форум РЗА - место общения любителей, поэтов и фанатов релейной защиты