Вверх ] Далее ]

Главная страница сайта

 РЗА от А до Я Форум РЗА - место общения любителей, поэтов и фанатов релейной защиты

День первый

Архыз 2011

 

(Версия 1.0 - Ш)

«Дебют Архыза или наконец 3001»

В течение 2011 года, в силу некоторых обстоятельств, никак не получалось у нас собраться в более-менее значительную экспедицию, выходящую за рамки однодневных посиделок под сенью густых деревьев, кои великим множеством растут вдоль рек и полей нашего края.

Отдельная история – релейно-бухгалтерский выход «в свет» на скальниках горы Индюк (см. август 2011).

Идея с Архызом уже несколько лет бродила в некоторых головах, но всякий раз откладывалась из-за определенной неизвестности для нас тех мест (никто никогда до того там не был) и всё-таки наличием множества нехоженых маршрутов в рамках Краснодарского край. Лень побеждала инновации. Однако мысль родилась случайно, в момент практически полного морального разложения и стагнации мысли участников предстоящей прогулки из состава работников ОАО «СО ЕЭС». Успешно подогреваемая с разных сторон, с подкреплением фото и текстовых материалов, вновь была восстановлена дисциплина, команда сформировалась окончательно, дата была назначена (Вариант с Архызом пришел на смену ранее запланированной маршрутной нитки, пролегавшей по окраинам Красной поляны и частично разрешенной к хождению части КГБЗ (Кавказский Государственный Биосферный Заповедник)…P.S. туда мы ещё обязательно сходим).

Состав участников мероприятия оказался весьма боевой – пять энергетиков по профессии (4 релейщика «СО ЕЭС» Кубанское РДУ: АЛ – Андрей Леонидович, РВ – Роман Викторович, КС – Ксения Сергеевна, АП – Алексей Петрович + один инженер-проектировщик из «ЭлектрогазПроект»: ДМ – Дмитрий Михайлович), разбавленные геологом в отставке (МЮ – Михаил Юрьевич) и практикующим стоматологом (МА – Марина Анатольевна). Почти все перечисленные имели за спиной некоторый опыт пребывания в горах, кто больше, кто меньше, но на первый взгляд группа выглядела однородной.

День 1

Сборы, раскладка общего снаряжения и последние уточнения маршрута проходили в быстром темпе, временной промежуток между утверждением списка участников и непосредственно выездом составил всего 3 дня. Закупив провизию, раскидав общее снаряжение и распределив посадочные места в авто, в 4:05 прохладной кубанской ночи 3 ноября 2011 года, обменявшись экспресс-приветствиями, взяли старт на Архыз от шлюзов Краснодарского водохранилища. Путь наш пролегал по маршруту Краснодар – Адыгейск – Майкоп – Казенно-Кужорская – Мостовская – Псебай – пост Соленый (граница между Краснодарским краем и Карачаево-Черкесией) – Курджиново – Преградная – Зеленчукская – Архыз. В общей сложности ~ 370 км. Покуда ехали по краю, была замечательная дорога, разметка, знаки, освещение. Как только проехали пост, мир вокруг перевернулся. Исчезло всё вышеперечисленное, кроме асфальтового покрытия сомнительного качества, которое иногда и вовсе сменялось участками гравия. Весь путь от границы до Зеленчукской – край непуганых чертей, куда кроме местных жителей и редких трансферных пассажиров вроде нас, похоже, почти никогда никто не забирается. Заправившись в Зеленчукской, свернули, наконец, на финишную прямую к Архызу. Мир вновь приобрел естественные цвета, появились все атрибуты хорошей дороги и признаки жизни вокруг. Всё-таки основная транспортная магистраль по направлению к Архызу пролегает через Невинномысск, если ехать с севера. Ну а у нас других вариантов маршрута не было, использование объездной дороги вылилось бы в значительное увеличение километража и времени.

Около половины 9-го утра мы, наконец, въехали в заспанный поселок. Улицы были пусты, магазины закрыты. По всему видно, что приехали мы в будний день, т.е. полный несезон. В поисках машины, которая бы нас доставила до места старта маршрута, созвонились с местными ребятами по первому же объявлению на столбе. Расценки оказались следующие – УАЗ-3909 (буханка, таблетка) в один конец – 1500 руб. В один конец, это порядка 18 км по ухабистой гравийке. В качестве бонуса – бесплатный паркинг двух авто на 4 дня.

На негнущихся ногах, выбравшись на свободу из 4-х часового салонного заточения и наскоро переодевшись в походное обмундирование, мы расселись на жестких скамейках ледокола ульяновского автомобильного завода, уцепившись руками за любые выступающие предметы в салоне. Дорога не близкая, трясло изрядно. Сопровождаемые комментариями нашего шофера-гида Михаила, мы поплыли по дороге вдоль реки Архыз. Доехав до слияния рек Речепста и Дукка, свернули на тупиковый лесовозный волок, который через несколько километров вывел нас к месту старта маршрута – начало сужения каньона реки Речепста.

Распрощавшись с нашими проводниками и договорившись о встрече на этом же месте в 14:00 воскресенья (06.11.2011), затянув шнурки и подтянув лямки, взяли старт на маршрут. Поход начался!

Погода располагала прогулкам. Каньон Речепсты, аккурат уместившийся между заснеженными хребтами Абишира-Ахуба и Пхия-Речепста, был укрыт мягким ковром пожелтевшей травы альпийских лугов, залитых всё ещё теплым ранним ноябрьским солнцем. Поначалу дорога проходила сквозь редкие заросли можжевельника и сосен, сквозь причудливые сплетения ветвей которых открывался великолепный вид на восточный Архыз. Огромные скрюченные деревья, поросшие пушистыми мягкими лапами, вытянулись вдоль склона Пхии. Тишина нарушалась веселой болтовней в вперемежку с хрустом расплющенных прошлогодних шишек. Где-то далеко внизу терялась блестящая змейка звонкой и веселой Речепсты.

Потихоньку разговоры стихли. Группа распалась на несколько фрагментов, двигаясь без тропы по склону на азимут, взятый в район начала траверсной тропы. Ближе к 13:00, мы вышли на обеденную диспозицию. Быстро извлекли примус, чайник, колбасу, сайру, сыр, сухари, сало. Ну и флягу янтарного напитка. Обед прошел замечательно. Наевшись вдоволь, провожаемые любопытной мышкой-полевкой, мы, наконец, вышли на рабочий маршрут.

Тропа шла траверсом по орографически правому берегу Речепсты. Петляя по отрогам, пересекая множество замерзших ручьев, разбегаясь в разные стороны и вскоре сходясь снова, тропинка постепенно спускалась вниз. Чем глубже мы заходили в каньон, тем сильнее начинала портиться погода. Под перевалом Пхия - Речепста зацепилось за скалы и застряло огромное мутное облако, из которого нам на встречу периодически вырывались небольшие порции снега.

Совершив импровизированный брод Речепсты (переход по камушкам), к 15:00 мы вышли к покинутому кошу. Кош – летнее пастбище пастухов. Кусочек глиняного склона с вкраплениями больших покатых камней, опоясанные деревянной оградкой из сбитых березовых бревен вперемешку с каменными насыпями. Бесцельно разбросанные по склонам дощатые ставни импровизированных ворот, лишний раз подчеркивали морозное забвение этих летних пастбищ. Чуть выше по склону, кош венчал небольшой летний балаган без буржуйки, однако с запасенными «на черный день» березовыми чурками, аккуратно укрытыми плёнкой.

На этом же привале – более четверти службы РЗА Кубанского РДУ.

(Слева направо – АЛ (ОРПНУРЗиА, РВ (ОРЗ), КС (ОПА), АП (ОРЗ)

По карте мы вышли к первой развилке – левая тропа уходила к перевалу Пхия - Речепста, правая - к перевалу Ацгара, у которого и планировали разбить лагерь, завершив первый походный денеь. Впереди нас ждал неопределенной продолжительности крутой подъем переходящий в траверс, конец которого не был виден. По карте ещё нужно было пройти около двух километров. Тропа потеряла свою очевидность и рассыпалась на множество козьих тропинок, радиально разбегавшихся в разные стороны склона. Группа потихоньку начинала гудеть как потревоженный пчелиный улей. Появились первые сепаратные мысли о стоянке на коше с разжиганием пастушьих дров. Преодолевая сумятицу в мыслях, не спеша, двинулись дальше. Мы с ДМ решили несколько выдвинуться вперед для рекогносцировки местности и установления визуального контакта с будущим местом предполагаемой стоянки. Продолжая двигаться вверх по левому берегу Речепсты, проводив взглядом заснеженный кулуар под перевалом Пхия - Речепста, ближе к 17-ти часам нашим взорам открылось заснеженное блюдце безымянного озера под Ацгарой. Дождавшись АП со второй палаткой и выбрав более-менее ровный сухой клочок земли, поспешили начать разбивку лагеря. К тому времени солнце уже давно и безнадежно спряталось за хребет Пхии, стало зябко. Световой день очень быстро близился к концу, гонимый прочь наступающими сумерками. Группа постепенно подтягивалась, неся с собой тревожные новости. У представительниц прекрасного пола (КС и МА) закончились физические и душевные силы продолжать дальнейшее движение. Слегка отстав от основного пилотона, однако, уже потеряв из виду последних участников группы, при виде очередного крутого мрачного косогора разуверились в собственных силах и решили реверсировать обратно к кошу. Бросили мы девчат в момент душевной слабости. Благо, сей демарш был вовремя пресечен комиссарами наскоро сколоченного заград-отряда по поимке беглецов и возвращения их в ряды действующей армии. Под неясным светом первых звезд, группа, наконец, воссоединилась в базовом лагере.

Погасив последние краски закатного неба, ноябрьская ночь полноправно завладела всем окружающим миром. Безмолвные ледяные вершины тихо таяли и исчезали вдали, спрятавшись от человеческих глаз завесой ночной мглы. На небе проявилась огромная белая луна, осветив своим бледным сиянием заснеженные склоны Ацгары. Небо было невероятно звездным. Тысячи неизвестных созвездий расчертили купол небосвода, налезая друг на друга, старались хоть как-то пересветить своим сияньем унылый лик Луны.

Палатки были расставлены наскоро. Беспорядочно разбросанные по поляне рюкзаки уже успели покрыться тонким хрустящим слоем инея. Шумно гудел газовый примус, извещая скорое рождение горячего чая. Жизнь налаживалась. Несколько придя в себя, КС принесла свои извинения за девиантное поведение на последнем подъеме, назвав нас при этом бешеными лосями. В хорошем смысле слова)) В общем, силы были не равны, девчата несколько переоценили свои возможности. Народ в целом всё-таки изрядно вымотался за прошедший день, и было решено все конструктивные обсуждения перенести на утро. Сытно поужинав, разбрелись по палаткам.

Итоги первого дня:

Километраж: 8 км;

Набор высоты: 760 метров;

Высота базового лагеря: 2630 метров.

Вверх ] Далее ]

Главная страница сайта

 РЗА от А до Я Форум РЗА - место общения любителей, поэтов и фанатов релейной защиты