Назад ] Вверх ]

Главная страница сайта

 РЗА от А до Я Форум РЗА - место общения любителей, поэтов и фанатов релейной защиты

Ошибки в программах опробования оборудования

С таким же успехом страницу мог назвать «Как вспомню, так вздрогну» или «Как погасить город». На днях едва не благословил программу опробования рабочим напряжением нового оборудования, работы по которой при некотором стечении обстоятельств могли привести к потере электроснабжения немалого города. А теперь по существу.

Идет реконструкция довольно старой подстанции 220/110 кВ. Готовится к опробованию рабочим напряжением некоторое новое оборудование. Первая подача рабочего напряжения предполагается с подстанции С по линии 220 кВ через выделенную систему шин, при этом остальные присоединения на это время переводятся на вторую систему. Схема выглядит примерно так:

Шиносоединительный выключатель на подстанции В отключен, выключателем С на этой подстанции выполняются операции, остальные выключатели включены, линия В – С находится постоянно под напряжением со стороны ПС С.

Программа предусматривает примерно такую последовательность работ:

-                   вывести в ремонт 1 СШ 220 кВ на ПС В;

-                   смонтировать и подключить новое оборудование;

-                   отключить В-220 С на подстанции В;

-                   включить ШР-1 В-220 С на подстанции В;

-                   снять БИ токовых цепей ДФЗ ВЛ-220 В на подстанции С;

-                   включить В-220 С на подстанции В.

А если испытания окажутся неуспешными и КЗ на испытуемой системе шин все же произойдет?

И потечет через реагирующий орган ток единственного присоединения, не скомпенсированный током других присоединений (нагрузка – не в счет, тем более, что закон Кирхгофа соблюден уже на 2 СШ. Делаю прикидку, и прихожу к печальному выводу: тока одного присоединения вполне достаточно для срабатывания ДЗШ. А поскольку ДЗШ – старая электромеханическая, интеллекта у нее недостаточно, чтобы определить в расфиксированной схеме, какое присоединение нужно отключить. И отключит она все присоединения, подключенные к ОРУ с неуспешным АПВ. И среди всего прочего – два автотрансформатора 220/110 кВ. А ситуация в этом углу системы сейчас такова, что одновременное их отключение может привести к такому перегрузу остающихся на других объектах… Лучше и не вспоминать. Собственно, реконструкция подстанции В – один из элементов пути к повышению надежности электроснабжения немалого города, но до светлого будущего нужно еще дожить.

Перечитываю программу и нахожу пункт, после которого вздыхаю с облегчением:

-  исключить токовые цепи МВ-220 С из схемы ДЗШ.

То есть, получаем такую картинку:

Повреждение на 1 СШ будет отключаться только защитами линии В – С. Не с одного, так с другого конца линии. Вздыхаю с облегчением, визирую программу, отдаю диспетчерам с небольшими замечаниями и бросаюсь на другие задачи, которых немало.

Но за пять минут до конца рабочего дня, когда поток перерабатываемой информации спадает (к сожалению, чаще встречается обратное), вдруг всплывает в памяти та самая программа и меня прошибает холодный пот. Как вспомню, так вздрогну

Назад ] Вверх ]

Главная страница сайта

 РЗА от А до Я Форум РЗА - место общения любителей, поэтов и фанатов релейной защиты