Назад ] Вверх ] Далее ]

Главная страница сайта

Форум РЗА - место общения любителей, поэтов и фанатов релейной защиты

Наставники сейчас и раньше

- Сложилась ли ваша трудовая жизнь так, как вы этого хотели?

- Я хотел быть релейщиком, и я им стал. Можно подойти к этому вопросу чисто практически: среди моих ровесников – а ведь уже почтенный возраст – никто не трудится, хотя, может быть, многие из них были более успешны. А я могу до сих пор применять для дела знания, которые получил. Сейчас я готовлю кадровый резерв для Кубанского РДУ. В Кубанском технологическом университете программа обучения электриков не вполне соответствует той, что требуется для специалистов РДУ. И мне приходится разворачивать некоторые курсы в необходимом для работы в РДУ объеме. Принимаем студентов 5 курса, у которых общая оценка не ниже 4 баллов, заключаем с ними договор и готовим в течение 9 месяцев. Мы сейчас входим в состав службы управления персоналом ОДУ Юга – я как наставник, они – как специалисты-стажеры. А рабочее место наше находится в Кубанском РДУ. При любой возможности, и руководство РДУ всемерно способствует этому,  мы стараемся посещать все новые объекты, в этом году побывали на двух вновь вводимых подстанциях: на «Яблоновской-220 кВ» и «Крымской-500 кВ», бываем на Краснодарской ТЭЦ. Здесь ребята могут посмотреть и оценить современную технику в действии. Если найдутся вакансии, после выпуска эти молодые специалисты будут работать у нас в РДУ. Если вакансий на тот момент не будет, то стажеры будут внесены в реестр внутреннего кадрового резерва Кубанского РДУ, и при появлении возможности получат преимущество в трудоустройстве. Я сейчас готовлю третий выпуск, ученики прошлых лет были устроены в РДУ и один из стажеров – в «Краснодарское предприятие электросетей» ОАО Кубньэнерго, всего пять человек. Руководство служб ими довольно.

- Сейчас существует проблема дефицита квалифицированных кадров. Как вы считаете, могут ли спасти положение хозрасчетные группы на старших курсах энергофакультетов или «целевики»-стипендиаты предприятий?

- Я думаю, что можно использовать такие приемы, лишь бы это не было формальным мероприятием, а делалось по существу. Надо, чтобы проводниками такой работы были специалисты с большим опытом, и чтобы они горели желанием работать. К сожалению, высшее образование отстало от жизни на много лет. Я имею в виду в первую очередь оплату труда преподавателей и слабую техническую базу институтов. Поэтому и возникли проблемы с качественными специалистами. Я считаю, что решение, которое принял «Системный оператор ЕЭС» по подготовке внутреннего резерва, очень правильное. Но это движение пока в самом начале, еще нет методических материалов, наставники сами решают, чем заниматься, организуют учебный процесс исходя из личного опыта. Но это направление очень важно. Трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС показывает, что привлечение к управлению энергетикой менеджеров, а не специалистов-энергетиков – очень и очень чревато. Раньше велась единая техническая политика, большое внимание уделялось поиску путей исправления тех ошибок, которые возникали в эксплуатации: создавались «Эксплуатационные …», «Противоаварийные циркуляры», «Решения», которые имели силу закона. И несмотря на то, что в целом условия были хуже, работа оборудования шла лучше. Генераторы на Краснодарской ТЭЦ работают с 1954 года, и ведь работают! Отход от технических специалистов в сторону менеджеров – это очень серьезная ошибка, и когда она будет исправлена, я не знаю…


- В советское время идея наставничества имела широчайшее распространение в трудовых коллективах. Вспомните, пожалуйста, ваших наставников.

- Когда я поступил молодым специалистом в релейную службу, никто официально мне наставника не назначал. У нас были очень сильные специалисты, которые сами щедро делились со мной своими знаниями: это стремление помочь новичку шло изнутри. Тех, под чьим руководством я совершенствовался, я называю Учителями. Один из них – Фортуль Брисеньо Моралес, сын венесуэльского коммуниста, участвовавшего в сражениях в Испании. Международная организация революционеров отправила его вместе с братом в СССР, он получил образование в МЭИ. В «Кубаньэнерго» я был у него в подчинении, он и начал меня «натаскивать» в расчетах. С Крейсиным Борисом Александровичем мы много ездили по объектам, он на практике обучал меня всему. Фортуль и Крейсин были старшими инженерами. С их помощью я овладел технологией релейной защиты, наладок, анализа действий. Начальник электроизмерительной лаборатории Деев Леонид Порфирьевич занимался поверкой приборов, делился со мной навыками по наладке, мне это пригодилось при наладке устройств релейной защиты. В институте мне дали теорию, причем достаточно хорошо, а практика пришла во время работы, во многом благодаря моим учителям. К сожалению, всех троих уже нет на свете… Определенную лепту в мое профессиональное развитие внес Смолин Константин Сергеевич, сейчас он жив-здоров, слава Богу. Он был мастером, настоящий практик, все умел делать, умел и научить.

- К сожалению, сейчас наставничество – очень редкое явление.

- Не согласен. В «Системном операторе» с октября 2007 года был создан институт наставничества приказом ОАО «СО ЕЭС» № 41 от 16.02.2007. Такие наставники, как я, есть при Ростовском РДУ, Северо-Кавказском, Волгоградском, Астраханском. Жаль только, что наставники друг с другом не знакомы. Пока нас не приглашали на совместные круглые столы, где мы могли бы обменяться опытом.

Друг стал родственником

Назад ] Вверх ] Далее ]

Главная страница сайта

Форум РЗА - место общения любителей, поэтов и фанатов релейной защиты