Вверх ] Далее ]

Главная страница сайта

Почему горят реле РБМ-178?

Напомню вопрос из Гостевой книги:

"Столкнулись с ситуацией, когда сгорели сразу все реле мощности типа РБМ-178/1, точнее сгорели резисторы в цепи напряжения. В справочнике прочитал, что эти реле кратковременно выдерживают напряжение 1,1Uном, т. е. 110 В. Значит было большое напряжение? Подрядчики говорили, что был сгоревший один предохранитель в цепях звезды. Могло ли это повлиять на увеличение напряжения в цепи обмотки НК? Как избежать этого в дальнейшем? И можно ли поставить вместо РБМ-178, скажем, РБМ-177 или даже РМ-12? У РБМ-177 параметры срабатывания совпадают со 178-м, а обмотка напряжения длительно (в отличие от 178-го) выдерживает 1,1Uном."

На эти вопросы однозначных ответов нет, нужна дополнительная информация:

  1. Как понимать "все реле мощности"? два реле, размещенные на одной панели, все реле на подстанции или все реле, подключенные к одному ТН?
  2.  Как было выявлено повреждение реле: они начали гореть одновременно и это было замечено персоналом или повреждение выявлено при очередном техническом обслуживании?
  3. К каким ТН подключены сгоревшие реле: к шинным или линейным?
  4. Надежная ли связь с системой (одна, две, три линии)?
  5. Реле сгорели после выполнения каких-либо работ в цепях ТН или после длительной работы в нормальном режиме?

Во-первых, попробуем рассмотреть возможные ситуации. которые могут привести к повреждению реле.

Реле РБМ-178 используются, как правило, в схемах токовой направленной защиты от замыканий на землю. Обмотка напряжения реле включается в цепь разомкнутого треугольника и в нормальном режиме к ней приложено небольшое напряжение небаланса. Реле не предназначено для длительного нахождения под номинальным напряжением. Низкая термическая устойчивость реле - плата за его повышенную чувствительность. Наиболее вероятная причина повреждения реле (точнее, других я не знаю) - длительная подача напряжения, близкого к номинальному.


Купить экскаватор в Челябинске

Во-вторых, разберем возможность выхода из из положения.

  1.  Замена реле РБМ-178 на РБМ-177 возможна, если не требуется высокая чувствительность. Реле РБМ-177 имеет более высокую термостойкость, но и меньшую чувствительность по сравнению с РБМ-178. Если расчетчики СРЗА, задавшей уставки, не возражают - вперед.
  2. Замена РБМ-178 на  РМ-12 вполне допустима. Вам нужно взять реле с таким же номинальным  током и питанием на постоянном оперативном токе. Другое дело, замена реле, подача на него оперативного тока, перемонтаж коммутации довольно трудоемки. Сравнительные характеристики реле РБМ-177, РБМ-178 и РМ-12 можете найти в книге, которой посвящен этот сайт.
  3. История повреждений РБМ-178 так же стара, как и история самого реле. 24 августа 1964 года Техническое управление по эксплуатации энергосистем издало циркуляр "О предотвращении повреждений обмотки напряжения реле мощности типов РБМ-178 и РБМ-278 при неполнофазных режимах работы". В этом документе рассмотрены случаи повреждения рассматриваемых реле, даны рекомендации по замене и модернизации реле для повышения термической стойкости. В несколько сокращенном виде указания циркуляра приведены в Сборнике директивных материалов по эксплуатации энергосистем (1981 г.). В этом документе указывается и критический срок для повреждения реле при неполнофазном режиме - полчаса. Затем эта проблема постепенно забылась.
  4. На подстанциях с повышенным риском неполнофазного режима (да и на остальных, впрочем, тоже) нужно усилить контроль за состоянием реле. Правила техобслуживания устройств РЗА и т.д. 110-750 кВ (РД 153-34.035.617-2001) предусматривают проверку этих реле только при выполнении профвосстановления. По моему мнению этого явно недостаточно. В любом случае никто не воспрещает главному инженеру предприятия издать распоряжение о внутреннем осмотре реле РБМ-178 при всех видах технического обслуживания. Если же реле имеет пластиковую крышку, повреждение реле можно выявить внешним осмотром. Рядом с резистором появляется характерный пузырь, который при длительном нагреве может превратиться в дыру (если, конечно, крышка не загорится).
  5. И, наконец, ошибки персонала. Никто от них на застрахован на сто процентов. Вряд ли будут вводиться в работу новые защиты с реле РБМ-178, они давно сняты с производства, но при работах в цепях напряжения, связанных с заменой ТН или кабеля примите меры для снижения риска повреждения реле. Тщательно проверьте фазировку ТН, на котором производились работы, с существующим, заблаговременно определите, где находятся реле РБМ-178 (для других это не опасно) и усильте контроль за ними при подаче напряжения.

По последней информации от корреспондента наиболее вероятной причиной повреждения всех реле РБМ-178 все же оказался неполнофазный режим. И обычная схема: повреждение реле никто не заметил, пока не отказала защита.

И упомянутые документы на эту тему в первоисточнике:

Эксплуатационный циркуляр № Э-14/64
Из Сборника директивных материалов

Кстати, в случае, упомянутом на странице Осторожно, 3Uo!, никакие ухищрения не помогут. Будьте внимательны при сборке схемы.

Вверх ] Далее ]

Главная страница сайта